Научная статья на тему 'Идея национальной государственности в романе Дж. Оруэлла «1984»'

Идея национальной государственности в романе Дж. Оруэлла «1984» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1833
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Джордж Оруэлл / нация / национальное государство / национализм / 1984 / государство / тоталитаризм / ненависть / вина / George Orwell / nation / nation state / nationalism / 1984 / state / totalitarianism / hatred / guilt

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литвяк Олеся Валерьевна, Каменчук Александра Сергеевна

В статье предлагается к рассмотрению как реализуется идея национальной государственности в романе «1984». Авторы показывают, каким образом население Океании объединено в единую нацию. За основу были взяты понятия «нация» из философских работ Эммануэля Жозефа Сийеса и Иоганна Готлиба Фитхе. Рассматриваются особенности национального государства Океания, представленного в романе «1984», и выделяются основные типы методов поддержания политических систем в мире романа Джорджа Оруэлла. В ходе работы над статьей были выделены пять основных стратегий по образованию и сохранению национальной идеи на примере одного государства-конгломерата из романа «1984» – Океании. Также рассматривается средний гражданин Океании, его условия жизни, социум, в котором он живет, на примере главного персонажа романа – Уинстона Смита. Итог, которому пришли авторы, таков, что в основу национальной идеи Океании легли чувства ненависти к внешнему и внутреннему врагу и чувства вины перед Партией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF NATIONAL STATEHOOD IN J. ORWELL’S NOVEL “1984”

The article offers to consider of how the idea of national statehood is implemented in the novel “1984”. The authors show how the population of Oceania is turned into a single nation. The concept of “nation” was taken from the philosophical works of Emmanuel Joseph Sieyes and Johann Gottlieb Fitche. In the article also the features of the Oceania as a nation-state are considered, and the main types of methods of maintaining political systems in the world of George Orwell’s novel are highlighted. During the work on the article, five main strategies of the formation and preservation of the national idea were identified on the example of one conglomerate state Oceania. The average citizen of Oceania, his living conditions, the society in which he lives, is also considered, using the example of the main character of the novel – Winston Smith. The outcome to, which the authors came to, is that the basis of the national idea of Oceania was formed by feelings of hatred of the external and internal enemy and feelings of guilt in the face of the Party.

Текст научной работы на тему «Идея национальной государственности в романе Дж. Оруэлла «1984»»

Идея национальной государственности в романе Дж. Оруэлла «1984»

Литвяк Олеся Валерьевна,

кандидат филол. наук, доцент, кафедра немецкой филологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова E-mail: ole.litviak@yandex.ru

Каменчук Александра Сергеевна,

магистрант, кафедра немецкой филологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова E-mail: alexandra.kamenchyk@mail.ru

В статье предлагается к рассмотрению как реализуется идея национальной государственности в романе «1984». Авторы показывают, каким образом население Океании объединено в единую нацию. За основу были взяты понятия «нация» из философских работ Эммануэля Жозефа Сийеса и Иоганна Готлиба Фитхе. Рассматриваются особенности национального государства Океания, представленного в романе «1984», и выделяются основные типы методов поддержания политических систем в мире романа Джорджа Оруэлла. В ходе работы над статьей были выделены пять основных стратегий по образованию и сохранению национальной идеи на примере одного государства-конгломерата из романа «1984» - Океании. Также рассматривается средний гражданин Океании, его условия жизни, социум, в котором он живет, на примере главного персонажа романа - Уинстона Смита. Итог, которому пришли авторы, таков, что в основу национальной идеи Океании легли чувства ненависти к внешнему и внутреннему врагу и чувства вины перед Партией.

Ключевые слова: Джордж Оруэлл, нация, национальное государство, национализм, 1984, государство, тоталитаризм, ненависть, вина.

На протяжении многих столетий в философии, а затем и в политологии формировалось понятие «нация». В России данное понятие, как правило, связывают с европейским контекстом. Именно поэтому мы можем сказать, что основополагающим для нас в вопросе формирования понятия «нация» стала Французская революция, труды Эммануэль-Жозефа Сийеса и Иоганна Готлиба Фитхе. Французская революция начнется с утверждения, что «нацией» должен быть весь «народ», то есть, как разъяснял Э.-Ж.Сийес: «Корпус членов, живущих под одним общим законом и представленных одним и тем же законодательством» [5].

В «Речи к немецкой нации» у Иоганна Готли-ба Фихте это чувство национального самосознания проснулось несколько раньше: «...Средство спасения... состоит в образовании совершенно новой самости, существовавшей прежде, пожалуй, только как исключение у отдельных лиц, но никогда как всеобщая и национальная самость, и в воспитании нации.» [5]. В трудах и высказываниях И. Фитхе мы видим определенную логику процесса образования, строительства нации, когда оно, с одной стороны, опирается на внутренние вызовы, как в случае с Французской революцией, а с другой стороны, как подчеркивает Фихте, когда это проблема внешнего противостояния. Отсюда и деление идеи национальной государственности на две ветви: автохтонный национализм - где он имеет внутреннее происхождение и национализм реактивный, который возник вследствие внешних вызовов.

Цель данной статьи теоретически обосновать и практически продемонстрировать, как реализуется идея национальной государственности в романе «1984», показать каким образом население Океании объединено в единую нацию.

Материалом для анализа послужил текст романа Джорджа Оруэлла «1984». Теоретической основой для написания данной научной статьи послужили работы отечественных и зарубежных исследователей таких, как А. Тесля, И. Фитхе, Э. Сийес, З. Фрейд, Д. Майерс, Х. Арендт, С. Жи-жек.

Роман Джорджа Оруэлла «1984» - это политическое заявление. Джордж Оруэлл - не пророк, но он предупреждает человечество, что если человек не осознает посягательств на свою личную свободу и может не защитит свое самое драгоценное право - право иметь свои собственные мысли, то может произойти «1984».

Роман изображает мир, разделенный между тремя государствами, каждое из которых суверенно и находится под тоталитарным режимом правления. Океания, Евразия и Остазия - это не стра-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ны в традиционном понимании, это конгломераты власти, в которых правят непогрешимые и всемогущие Старшие братья. Океания очень похожа на НАТО, по крайней мере, в географическом плане. Евразия является российской зоной влияния, а Остазия - азиатско-тихоокеанский регион. На момент публикации романа Североатлантический альянс только лишь формировался, Россия начала вступать в процесс гонки вооружений, а Китай все еще находился в тисках гражданской войны, но уже было ясно, что Мао Цзэдун победит деморализованные армии националистов.

Следует заметить, что каждое из этих конгломератов является искусственным образованием, которое объединяет несколько различных этносов в одну нацию. То есть задача конгломератов унифицировать общность людей, проживающих на их территории.

Выживание каждого из трех оруэлловских государств основывалось на следующих внутренних и внешних стратегиях:

1. Государство должно было подчинить своих граждан воле Старшего Брата;

2. Государство должно было подпитывать ненависть населения к своему врагу через постоянное состояние ограниченной, локальной войны;

3. Государство должно было иметь возможность уничтожить другие государства, чтобы военная мощь каждого из них была сдерживающим фактором для мировой войны;

4. Государства должны были с определенной периодичностью заключать все новые и новые союзы, чтобы предотвратить полнейшего объединения двух государств против третьего. Рассмотрим каждый вышеуказанный пункт более подробно.

В тексте романа «1984» мы находим подавление индивидуальной свободы, постоянное наблюдение, пытки, пропаганду и манипулирование языком. «Day by day and almost minute by minute the past was brought up to date. In this way every prediction made by the Party could be shown by documentary evidence to have been correct, nor was any item of news, or any expression of opinion, which conflicted with the needs of the moment, ever allowed to remain on record» [10, p. 46].

Правительство сознательно осуществляло все это, чтобы сохранить политическую власть правящего класса. Хотя оруэлловский мир и вымышлен, все тоталитарные режимы использовали подобные методы.

Дальнейший анализ показывает, что главная цель партии - искоренение индивидуализма. Партия ищет власти ради самой себя. Она стремится остаться единственной правящей силой. О'Брайен объясняет это Уинстону так: «I tell you, Winston, that reality is not external. Reality exists in the human mind, 5 and nowhere else. Not in the individual mind, which § can make mistakes, and in any case soon perishes: £ only in the mind of the Party, which is collective and ° immortal. Whatever the Party holds to be the truth, is g truth. It is impossible to see reality except by looking

through the eyes of the Party. That is the fact that you have got to relearn, Winston. It needs an act of self-destruction, an effort of the will. You must humble yourself before you can become sane» [10, p.274].

Поскольку действие романа происходит в тоталитарном государстве, большая часть насильственных действий в «1984» происходит на психологическом и политическом уровне. Однако, дать точное определение, что есть насилие, а что нет, является трудной задачей. Насилие может принимать различные формы на разных уровнях. Профессор гуманитарных наук Брюс Лоуренс утверждает, что оно «...is always mediated through individuals, we challenge the notion that violence is intrinsic to the human condition or social structure» [11].

Война, например, является высшим проявлением насилия, но война является проявлением личностного кризиса, так и кризиса всего вовлеченного в нее общества. Война может вестись как через отдельных людей, так и через группы. Конкретные случаи насилия часто совершаются отдельными лицами, но существуют примеры и группового насилия.

Конкретный акт насилия чаще всего имеет конкретный источник. При достаточном наличии всех доказательств и, не имея ограничений в технологиях, можно найти агента конкретного насильственного действия, а стимулирующий фактор этого насильственного действия может быть прослежен в общих убеждениях определенных групп людей. Мотивация, стоящая за насильственным действием человека, может прослеживаться в тех или иных идеологиях, которые разделяют определенные группы в социуме. Источником насильственного акта не всегда должен быть конкретный индивид, он также может быть выражением социальной группы или целого народа. Словенский социолог, социальный философ и культуролог Славой Жижек утверждает, что «.the obvious signals are acts of crime and terror, civil unrest, international conflict» [12].

Именно правительство и то, как общественное недовольство сдерживается постоянной угрозой быть арестованным и убитым, является проявлением того, как государство в романе Дж. Оруэл-ла «1984» подчиняет своей воле граждан. Насилие, как указывает Дэвид Майерс, не обязательно должно быть физическим[9]. За жителями Океании всегда следят, их всегда подозревают. Всегда существует опасность, что, так или иначе, разговор во сне, неправильное выражение лица, шутка, которая была неправильно истолкована, может привести к аресту и дальнейшему уничтожению.

Угроза насилия превращается в угнетение, а угнетение является формой психологического насилия. В Океании ходят слухи о том, что происходит, когда полиция мыслей приходит за человеком, но это все еще только слухи, а слухам в тоталитарном обществе нельзя доверять.

Большая часть насилия в «1984» проявляется в том, что Жижек называет объектным насилием.

Объектное насилие - это насилие, которое не нарушает привычного уклада повседневной жизни. Нет четко идентифицируемого агента, стоящего за насилием в романе «1984», это систематическое политическое насилие, исходящее от верхушки правительства, совершаемое полицией мысли, и происходящее каждый день.

Партия организует мероприятия, которые сосредоточены на выражении совместной ненависти, которая связывает социум.

Так мы видим, как реализуется идея объединения населения вокруг внутреннего врага, что является одной из стратегий по образованию единой нации: «dragging the chairs out of the cubicles and grouping them in the centre of the hall opposite the big telescreen, in preparation for the Two Minutes Hate» [10, p.12]. Лозунги, призывающие ненавидеть практически все, кроме партии, можно найти везде. Партия также информирует граждан о том, что война ведется постоянно. Война уничтожает богатство, а за этим в свою очередь стоит низкий уровень жизни. Этим же легко добиться послушания. Когда существует дефицит всего и в то же время война идет против ненавистного врага, дефицит становится сносным. Без войны не было бы оправдания этим низким стандартам жизни. Война объединяет людей и поощряет их патриотизм: «Во времена борьбы с внешним врагом внутренние противоречия между различными народами отходили на второй план. Вот почему многонациональные страны успешно прогрессируют только во времена войн и противоборств с внешним и внутренним врагом» [13].

Партия постоянно меняет историю и записи, чтобы никто не мог сомневаться в ее могущественности. Враги партии вечны и никогда не погибнут, потому что они нужны партии: «Нужны мученики, легенда которых переросла бы далеко их истинное достоинство, их действительную заслугу. Им припишут энергию, которой у них не было» [7]. Повиновение продиктовано ненавистью, и лозунгами Старшего Брата и партии. Горожанам на каждом углу напоминают, что Старший брат наблюдает за ними и что они должны любить его.

Любой гражданин может попасть в руководство Партии, во внутреннюю партию, кроме пролов. Дети интегрированы в различные организации, как и их родители и большинство из них любят принимать участие в этих организациях. Они любят собираться вместе и ненавидеть врага. Вместе они плюют на Эммануэля Гольдстейна в течение двух минут ненависти, вместе они обожают Старшего Брата. Обычные люди хвалят полицию мысли за то, что она излечивает людей от преступного мышления, как врачи излечивают рак. «D'you know what that little girl of mine did last Saturday, when her troop was on a hike out Berkhamsted way? She got two other girls to go with her, slipped off from the hike, and spent the whole afternoon following a strange man.They kept on his tail for two hours, right through the woods, and then, when they got into Amersham, handed him over to the patrols.' What do you think

put her on to him in the first place? She spotted he was wearing a funny kind shoes - said she'd never seen anyone wearing shoes like that before» [10, p. 65].

Благодаря такой системе постоянного наблюдения правительство следило за тем, что говорят и делают граждане. «Полиция мысли» арестовывала тех, кто совершал «мыслепреступления» и, таким образом, Старший брат контролировал общественное мнение.

Еще одно проявление того, как Партия подчиняет своей воле и на основе этого объединяет население Океании в единую нацию - это чувство перманентной вины. Но что же такое чувство вины?

Согласно работам Зигмунда Фрейда есть два источника вины: «это страх перед авторитетом, роль которого с момента рождения индивида выполняли родители, впоследствии учителя, сверстники, и второй источник, позднейший страх перед «Сверх-Я», иначе говоря, требования уже сформировавшейся совести». Зигмунд Фрейд отметил еще несколько принципиально важных характеристик вины в своих работах: «Напряженное чувство виновности человек испытывает не только за деяние, но и за сам факт намерения совершить его (от совести невозможно скрыть преступность намерения); по этой же причине Фрейд отвергает различение добра и зла в мотивации поступков личности, он отмечает стороннее внешнее влияние, которое определяет, что есть добро и зло, и связывает это влияние со страхом утраты любви, идущим из детства.» [2]. «Стоит случиться несчастью, и человек уходит в себя, признает свою греховность, превозносит притязания своей совести, налагает на себя обеты и кается; чувство вины, возникшее после совершения чего-либо преступного, есть раскаяние» [6].

Главный герой романа «1984» Уинстон Смит -человек, у которого было немало причин чувствовать себя виновным.

Во-первых, Уинстон, который смутно помнил свою покойную семью, и в глубине души знал, что их смерть как-то связана с ним. Еще до того, как ему удалось получить более полную картину того, что с ними произошло, он чувствовал себя виновным в их смерти: «He could not remember what had happened, but he knew in his dream that in some way the lives of his mother and his sister had been sacrificed to his own» [10, p.37].

В одном эпизоде Уинстон вспоминает мать и сестру. На тот момент ему было около десяти лет. Его мать раздобыла маленький кусочек шоколада. Уинстон вспоминает, как ему хотелось, чтобы шоколадка осталась только у него. Мать, однако, дала ему три четверти, а оставшуюся четверть отдала младшей сестре. Он был голоден и жаден. Он выхватил шоколад из рук сестры, оставив ее рыдать, и убежал. Джордж Оруэлл описывает чувство стыда и вины, которое испытывал Уинстон в столь юном возрасте, особенно с тех пор, как в последний раз видел мать и сестру: «after he had devoured the chocolate he felt somewhat ashamed

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

of himself and hung about in the streets for several hours, until hunger drove him home. When he came back his mother had disappeared» [10, p.206].

Постепенно Уинстона заставляют признать свою вину и в конце концов примириться с ней. Уинстон знает, что такие чувства, как вина, печаль, сожаление и даже прощение, остались в прошлом. Но именно потому что он жаждет снова испытать эти человеческие чувства, он учится прощать себя. Майерс говорит: «Vaguely aware that his mother in some way sacrificed herself for his survival, Winston learns to accept his guilt, because the memory has given him insight into normal human relationships» [9].

Подобно Джорджу Оруэллу, Уинстон справляется со своей виной и в конце концов преодолевает ее посредством писательства. Дж. Оруэллу было стыдно за свою привилегированность, и он писал в надежде, что сумеет избавиться от этого чувства.

Уинстон писал о своей матери и сестре, чтобы почтить их память. Вспоминать об их жертве - значит помнить и чтить их память подумал он. Это была также попытка простить себя: «Winston's diary is not only an attempt to reclaim history, affirm ethical language, and communicate with a remote future audience; it is also therapy...» [9].

Хотя в романе Оруэлла есть и более буквальное указание на вину, когда Уинстон признан виновным в «мыслепреступлении», измене государству, и признании врагом государства, а также признание виновным в заговоре с целью свергнуть правительство Старшего Брата, это не что иное, как буквальное прочтение темы вины и буквальное указание на эту тему.

Все же тема вины в романе «1984» содержится внутри вины выжившего, которую чувствует Уинстон. Точно так же, как Мировая война заставила многих людей чувствовать вину за то, что они все еще живы, в то время как многие другие умерли, Уинстон чувствует вину за то, что пережил свою мать и сестру. Можно сказать, что Джордж Оруэ-лл испытал нечто подобное. Майерс говорит, что «Like many of his generation, he hated war and knew it to be ultimately futile, yet felt guilty that he had never fought» [9]. Вина выжившего - это по определению то, что человек чувствует, пережив трагедию. Вина выжившего - это так же и одна из характеристик посттравматического стрессового расстройства, которое «возникает как отставленная и (или) затяжная реакция на стрессовые события или си-туации..такие, как природные и техногенные катастрофы, боевые действия, утрата близких. которые способны вызвать общее потрясение (психическое расстройство) практически у каждого человека с повторно вторгающимися в сознание представлениями, отражающими экстремальные 5 события, острыми драматическими вспышками о паники или дисфории на фоне хронического чув-S ства оцепенелости, эмоциональной отчужденно° сти, избегания деятельности и ситуаций, напоми-5в нающих о травме» [1]. А психически и психологи-

чески нестабильными людьми все же легче управлять.

Поскольку роман «1984» и сам Джордж Оруэлл теснейшим образом связан с Второй мировой войной, то неудивительно, что мы наблюдаем в романе одну из ключевых тактик Второй мировой войны - шпионаж. Шпионаж - это именно та тактика, которая направлена на уничтожение другого государства. Все крупные игроки Второй мировой войны - Великобритания, Германия, Советский Союз и США - ставили разведку в центр своих военных операций и имели шпионов, действующих по всей Европе, Северной Африке и даже Юго-Восточной Азии. По мере появления и распространения двойных и даже тройных агентов возникла запутанная сеть международного шпионажа: «Perhaps the most famous of the World War II spy organisations, Special Operations Executive (SOE) was established early in the war out of Churchill's ambition to 'set Europe ablaze'. SOE had departments stationed all over Britain working to support them: forging paperwork, developing weaponry and camouflage, recruiting new operatives and training them in spycraft. Their efforts were supported by other branches of the military and government» [14].

Так в романе Джорджа Оруэлла появляются персонажи, которые сделали своей жизненной миссией разоблачение врагов и предателей правительства.

В одном отрывке Дж. Оруэлл описывает сцену, когда двое детей его соседей играли в игру, в которой они схватили предателя. В этой «детской» игре Уинстон был предателем: «Both of them were dressed in the blue shorts, grey shirts, and red neckerchiefs which were the uniform of the Spies» [10]. Быть членом детской организации «Разведчики» было все равно, что быть скаутом или пионером. Уинстон размышлял о том, как, таким образом, Старший брат работает над поддержанием своего будущего посредством обучения новых поколений. Он также подумал, что эти дети, вероятно, через пару лет сдадут свою собственную мать, как предательницу. «With those children, he thought, that wretched woman must lead a life of terror. Another year, two years, and they would be watching her night and day for symptoms of unorthodoxy. Nearly all children nowadays were horrible. What was worst of all was that by means of such organizations as the Spies they were systematically turned into ungovernable little savages, and yet this produced in them no tendency whatever to rebel against the discipline of the Party. On the contrary, they adored the Party and everything connected with it» [10, p.31].

Этот пример затрагивает концепцию полицейского государства, которая является ключом к успеху поддержания тоталитарной власти. Ору-элл описывает в начале романа отсутствие права на частную жизнь у главного героя, в такой обстановке живет Уинстон и все остальные граждане Океании - «Winston, who was thirty-nine and had a varicose ulcer above his right ankle, went slowly, resting several times on the way. On each landing,

opposite the lift-shaft, the poster with the enormous face gazed from the wall. It was one of those pictures which are so contrived that the eyes follow you about when you move. BIG BROTHER IS WATCHING YOU, the caption beneath it ran».[10, p.3].

Говоря об обстановке и окружающем главного героя мире, то мы намерены детальнее рассмотреть устройство города, в котором живет главный герой романа «1984». Однако для начала нам следует рассмотреть работы теоретиков города от философии, привлечение таких работ поможет нам более основательно рассмотреть образ города.

Одним из первых теоретиков города считается Георг Зиммель - немецкий философ и культуролог. Применительно к литературе, его труды позволяют наиболее емко и полно интерпретировать образ города. В своем труде «Большие города и духовная жизнь» («Die Grossstadt und das Geistesleben») Зиммель дает анализ влияния атмосферы города на личность живущего в нем. Так, например, Георг Зиммель устанавливает взаимосвязь между образом жизни, и новым типом личности, который появится в ХХ веке. Так например, «Психологическая основа, на которой выступает индивидуальность большого города, -это повышенная нервность жизни, происходящая от быстрой и непрерывной смены внутренних и внешних впечатлений» [3]. Зиммель замечает, что «"нет, быть может, другого такого явления душевной жизни, которое было бы так безусловно свойственно большому городу, как бесчувственное равнодушие" - результат духовной разобщенности жителей мегаполиса» [3].

Лондон в романе Джорджа Оруэлла «1984» -это место, где нет преступности. Существует дефицит пищи, но никто не умирает от голода. У про-лов (пролетариат), которые составляют 85% общества, всегда свое свое пиво и лотерея. «The Lottery, with its weekly pay-out of enormous prizes, was the one public event to which the proles paid serious attention» [p. 94]. Нет безработицы и расовых предрассудков. Партия предпринимает шаги по устранению семейных проблем. «All marriages between Party members had to be approved by a committee appointed for the purpose» [10, p. 73].

Уинстон Смит живет в одном из особняков Победы. Это мрачное место, где, кажется, ничто не работает должным образом, за исключением телекрана, который всегда включен, и всегда наблюдает за обычными гражданами. Уинстон, как и все жители Океании, не был защищен от слежки и дома, так как в каждом доме был телекран. Данное техническое приспособление в мире Оруэ-лла записывало и передавало Партии, а в частности Полиции мысли и Министерству любви, любые звуки, разговоры или действия, которые кто-либо совершал в любой момент в течение дня: «It was even conceivable that they watched everybody all the time. But at any rate they could plug in your wire whenever they wanted to. You had to live - did live, from habit that became instinct - in the assumption

that every sound you made was overheard, and except in darkness, every movement scrutinized» [10, p.5].

Отсутствие уединения в жизни Уинстона было настолько глубоким и всепоглощающим, что простой вечер, проведенный в одиночестве, казался ему чем-то вроде мечты: «It seemed to him that he knew exactly what it felt like to sit in a room like this, in an arm-chair beside an open fire with your feet in the fender and a kettle on the hob; utterly alone, utterly secure, with nobody watching you, no voice pursuing you, no sound except the singing of the kettle and the friendly ticking of the clock» [10].

Еда, напитки, джин и сигареты - все отвратительно на вкус. В мире идет постоянная война, а потому никто не возражает, что солдаты нуждаются во всем лучшем для защиты страны.

Отражение восприятия окружающего мира через органы чувств для передачи депрессивной атмосферы - сильная сторона Джорджа Оруэлла, как писателя, особенно, когда дело доходит до использования запахов.

Куда бы Уинстон ни пошел, он первым делом замечает запахи. Его дом пахнет вареной капустой, Джин Победы имеет тошнотворный, маслянистый запах, у Парсонсов «крепкий запах пота», столовая в Министерстве Правды связана с металлическим запахом и, конечно же, запахом Джина Победы. Когда Уинстон забредает в паб в зоне пролов, его отталкивает запах мочи. Все неприятное для Уинстона несет в себе ужасный запах. Единственное приятное место - лавка старьевщика Мистера Чаррингтона. «The proprietor had just lighted a hanging oil lamp which gave off an unclean but friendly smell» [10, p.104].

Приятный запах - не просто комментарий, это показатель того, что Уинстон находится в приятном месте. Место, связанное с прошлым, со временем до революции. Без колебаний он решает снять комнату у старьевщика, чтобы иметь шанс сбежать из мрачного, и буквально, вонючего мира. Позже, когда Уинстон покидает Лондон, чтобы встретиться с Джулией, он опьянен свежим воздухом «The sweetness of the air and the greenness of the leaves daunted him» [10, p.130]. Джордж Оруэлл вновь упоминает о старых временах.

Подводя итоги, Джордж Оруэлл уделяет большое внимание функционированию олигархического коллективизма (теория Эммануэля Голдстейна в романе «1984»), В романе открыто утверждается, что личность расходуема и неважна. «Your name was removed from the registers, every record of everything you had ever done was wiped out, your one-time existence was denied and then forgotten» [10, p.23]. В тексте произведения нет никаких указаний на то, как Партия получила власть, которой она обладает, или когда она это сделала. Политическая система Океании, Ингсок (английский социализм) использует культ личности Старшего брата, как национальный символ и одну из национальных идей, поскольку внутренняя партия осуществляет руководство страной. Присутствует нормирование продовольствия, которое не затра-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

гивает членов внутренней партии, что было призвано усилить контроль Партии над своими гражданами и помочь ей в постоянном ведении войн.

85% населения Океани - пролы, они и являются большей частью представителей Партии, однако правление осуществляет лишь небольшая часть Партии - внутренняя партия.

Люди, которые не принимают основных принципов и стратегий построения нации в Океании такие, как Уинстон Смит - это прямая угроза государственному строю. Целью власти становится вынудить их замолчать. Подавление восстания вместе с его предотвращением является ключевым фактором сохранения любого тоталитарного режима: «все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства» [4]. Уинстон жаждет революции и возвращения во времена, предшествовавшие объединению Океании, как государства, но как утверждает Крейг Карр: «no revolution is possible in Oceania. History, in Hegelian terms, has ended. There will be no political transformations in Oceania: political change has ended because Big Brother will not let it happen» [8]. Океании не грозит политический коллапс поскольку, как полагает К. Карр, правительство не допустит этого, независимо от внутреннего или внешнего давления[8].

Важно то, как партия и государство функционируют как единое целое. Такие люди, как Эммануэль Гольдстейн, становятся знаменитыми, поскольку их можно использовать в пропагандистских целях, и использовать его персонаж для формирования национальной идеи. Средства достижения контроля над населением - изощренный метод террора - изобретен для того, чтобы принудить к повиновению и сплочению населения в единую массу.

Джордж Оруэлл хотел, чтобы люди боялись тоталитаризма и подобного принципа построения нации и боролись с ним и потерей права на личную жизнь. Его аудитория в то время была одной из тех, кто был свидетелем ужасов Второй мировой войны. Он хотел помочь людям избежать судьбы столь же мрачной, как и война, что ни один человек снова не стал свидетелем ужасов военного времени.

лология, Журналистика. - 2012. - № 3. - с. 7982.

4. Рубаник В.Е. История государства и права зарубежных стран[Текст]/В.Е. Рубаник -М.: Экс-мо, 2018. - 480 c.

5. Тесля А. «Речи к немецкой нации» Фихте: нация, народ и язык[Текст]// Русский журнал. -Октябрь, 2015. -№ 6.

6. Фрейд З., Крафт Э. Анатомия мифа[Текст]/ З. Фрейд, Э. Крафт - М: Алгоритм, 2015. -267 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Arendt H. The Origins of Totalitarianism (Penguin Modern Classics) [Text]/Arendt H. - Penguin, 2017. - 714 p.

8. Craig L. Carr Orwell, Politics, and Power[Text]/ Craig L. - London: Bloomsbury Publishing, 2010. -176 с.

9. Myers D. G., DeWall C.N. Exploring Psychology[Text]/ Myers D.G., DeWall C. N. -Worth Publishers, 2018. - 832 p.

10. Orwell G. 1984[Text]/ Orwell G. - Laurus Book Society, 2019. - 272 p.

11. People's Peace: Prospects for a Human Future (Syracuse Studies on Peace and Conflict Resolution)[Text]/ Saikia Yasmin, Cahill Lisa Sowle, Cortright David, Fixico Donald L., Lawrence Bruce B., Omer Atalia, Dwyer Leslie and others.; edited by Saikia Yasmin,.Syracuse University Press, 2019. - 408 p.

12. Zizek S. Violence: Six Sideways Reflections[Text]/ Zizek S. - Picador, 2008. - 272p.

13. Идеология патриотизма во время Великой отечественной войны // Справочник.ру[Электронный ресурс]/ Режим доступа https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/ velikaya_otechestvennaya_voyna_1941_1945_ gg/ideologiya_patriotizma_vo_vremya_velikoy_ otechestvennoy_voyny/(дата обращения: 02.05.2019).

14. Espionage and the SOE // The history press [Electronic source]/URL https://www. thehistorypress.co.uk/world-war-ii/espionage-and-the-soe/#:~: text=Espionage%20was%20a%20 crucial%20factor, and%20even%20South%20 East%20Asia (access date: 31.01.2021).

Литература

1. Бостанова Л.Ш., Богатырева Д.Д. Психологические особенности посттравматических стрессовых расстройств[Текст]// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 11 (177).

2. Герций В.М. Вина как элемент личности или «неудовольствие» от этики (очерк зарождения и трансформации вины в человеческом сознании на основе работ З. Фрейда и М. Кляйн[-Текст]// В.М. Герций - Наука, техника и образование. - 2015. - № 5.

3. Липчанская И.В. Образ города в литературе постмодерна: к постановке вопроса[Текст]// Известия Саратовского университета Сер. Фи-

THE IDEA OF NATIONAL STATEHOOD IN J. ORWELL'S NOVEL "1984"

Litvjak O.V., Kamenchuk A.S.

Crimean engineering and pedagogical University named after Fevzi Yakubov

The article offers to consider of how the idea of national statehood is implemented in the novel "1984". The authors show how the population of Oceania is turned into a single nation. The concept of "nation" was taken from the philosophical works of Emmanuel Joseph Sieyes and Johann Gottlieb Fitche. In the article also the features of the Oceania as a nation-state are considered, and the main types of methods of maintaining political systems in the world of George Orwell's novel are highlighted. During the work on the article, five main strategies of the formation and preservation of the national idea were identified on the example of one conglomerate state Oceania. The average citizen of Oceania, his living conditions, the society in which he lives, is also considered, using the example of the main character of the novel - Winston Smith. The outcome to, which the authors came to, is that the basis of the national idea of Oceania

was formed by feelings of hatred of the external and internal enemy

and feelings of guilt in the face of the Party.

Keywords: George Orwell, nation, nation state, nationalism, 1984,

state, totalitarianism, hatred, guilt.

References

1. Bostanova L. Sh., Bogatyreva D.D. Psychological features of post-traumatic stress disorders [Text] // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. - 2019. - No. 11 (177).

2. Gertius V.M. Guilt as an element of personality or "displeasure" from ethics (essay on the origin and transformation of guilt in human consciousness based on the works of Z. Freud and M. Klein [Text] // V.M. Gertsiy - Science, technology and education. - 2015. - No. 5.

3. Lipchanskaya I.V. The image of the city in postmodern literature: to the formulation of the question [Text] // Bulletin of the Saratov University Ser. Philology, Journalism. - 2012. - No. 3. -p. 79-82.

4. Rubanik V.E. History of State and Law of Foreign Countries [Text] / V.E. Rubanik - M.: Eksmo, 2018. 480 p.

5. Teslya A. "Speeches to the German nation" Fichte: nation, people and language [Text] // Russian journal. - October, 2015. -No. 6.

6. Freud Z., Kraft E. Anatomy of a myth [Text] / Z. Freud, E. Kraft -M: Algorithm, 2015. - 267 p.

7. Arendt H. The Origins of Totalitarianism (Penguin Modern Classics) [Text] / Arendt H. - Penguin, 2017. 714 p.

8. Craig L. Carr Orwell, Politics, and Power [Text] / Craig L. - London: Bloomsbury Publishing, 2010. - 176 pp.

9. Myers D. G., DeWall C.N. Exploring Psychology [Text] / Myers D.G., DeWall C. N. - Worth Publishers, 2018. - 832 p.

10. Orwell G. 1984 [Text] / Orwell G. - Laurus Book Society, 2019. -272 p.

11. People's Peace: Prospects for a Human Future (Syracuse Studies on Peace and Conflict Resolution) [Text] / Saikia Yasmin, Cahill Lisa Sowle, Cortright David, Fixico Donald L., Lawrence Bruce B., Omer Atalia, Dwyer Leslie and others .; edited by Saikia Yasmin, Syracuse University Press, 2019. - 408 p.

12. Zizek S. Violence: Six Sideways Reflections [Text] / Zizek S. -Picador, 2008. 272p.

13. The ideology of patriotism during the Great Patriotic War //

15. Directory.ru [Electronic resource] / Access mode https://spra-vochnick.ru/istoriya_rossii/velikaya_otechestvennaya_voy-na_1941_1945_gg/ideologiya_patriotizma_vo_vremya_ve-likoy_otechestvennoy_voyny/ (date of access: 02.05.2019).

14. Espionage and the SOE // The history press [Electronic source] / URL https://www.thehistorypress.co.uk/world-war-ii/espio-nage-and-the-soe/#:~: text=Espionage% 20was% 20a% 20cru-cial% 20factor, and% 20even% 20South% 20East% 20Asia (access date: 01/31/2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.