Научная статья на тему 'ИДЕЯ НАЦИОНАЛИЗМА В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ'

ИДЕЯ НАЦИОНАЛИЗМА В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
103
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соломатин Александр Васильевич

В статье изложены результаты теоретического анализа идеи национализма в трудах выдающихся российских мыслителей XIX-XX вв. Проводится сравнительная характеристика взглядов различных авторов на национальную идею, патриотизм и национальное обособление. Делается попытка выявить наиболее актуальные для современного российского общества проблемы национального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF NATIONALISM IN THE WORKS OF THE RUSSIAN THINKERS

The article presents the results of the theoretical analysis of the nationalism idea in the works of prominent Russian thinkers of the XIX-XX centuries. A comparative characteristic of the various authors’ views on the national idea, patriotism and national isolation is presented. An attempt is made to identify the most relevant for the modern Russian society problem of national self-determination.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ НАЦИОНАЛИЗМА В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ»

Список литературы__

1. Трубецкой А. Ю. Категория репутации в социально-политической коммуникации: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 47 с.

2. Багрина А. Ю. Имидж политических институтов в современной России: Концептуальные модели, методы исследований и технологии продвижения: дис. ... канд. полит.наук. - М., 2005. - 214 с.

3. Мироненко Н. В. Многофункциональные центры как модель сетевого партнерства предоставления государственных и муниципальных услуг // Государственное управление. Электронный вестник. - Август 2012. -Выпуск № 33 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads

/vestnik/2012/vipusk_33_avgust_ 2012_g./problemi_upravlenija_teorija_i_praktika/mironenko.pdf (дата обращения:

17.03.2016).

4. Официальный сайт проекта «Репутация региональной власти» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. smolvlast.ru (дата обращения: 18.03.2016).

_Сведения об авторе

Розанова Нина Николаевна, к. п. н., доцент кафедры управления факультета экономики и управления, Смоленский государственный университет, г. Смоленск, тел. 89092570975, e-mail: rozznina@yandex.ru

Rozanova N. N., Candidate of Science in Pedagogy, associate professor of the chair of management, the faculty of economics and management of Smolensk State University, phone: 89092570975, e-mail: rozznina@yandex.ru

УДК 321.01

ИДЕЯ НАЦИОНАЛИЗМА В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

THE IDEA OF NATIONALISM IN THE WORKS OF THE RUSSIAN THINKERS

А. В. Соломатин

A. V. Solomatin

Ключевые слова: нация; национализм; патриотизм; родина; национальная идея; национальное обособление Key words: nation; nationalism; patriotism; birthplace; national idea; national differences

В статье изложены результаты теоретического анализа идеи национализма в трудах выдающихся российских мыслителей XIX-XX вв. Проводится сравнительная характеристика взглядов различных авторов на национальную идею, патриотизм и национальное обособление. Делается попытка выявить наиболее актуальные для современного российского общества проблемы национального самоопределения.

The article presents the results of the theoretical analysis of the nationalism idea in the works of prominent Russian thinkers of the XIX-XX centuries. A comparative characteristic of the various authors' views on the national idea, patriotism and national isolation is presented. An attempt is made to identify the most relevant for the modern Russian society problem of national self-determination.

Одна из основных задач, которую поставил перед государством нынешний президент Владимир Путин, придя к власти, — задача формирования национальной идеи в России. А его недавнее выступление по телевидению уже конкретизировало данную задачу: В. Путин высказался о том, что у России нет другой национальной идеи, кроме патриотизма.

Очевидно, что национализм как идеология — сравнительно недавнее явление, он возник именно в связи со становлением нации. По мнению некоторых политологов, национализм как идеология возник во Франции конца XVIII в. Так, Б. Андерсон считает, что условием для распространения национализма стало появление печати, в результате чего возникла возможность синхронизации мыслей и чувств большого числа людей. Как и всякая идеология, национализм с самого начала выполнял политические задачи, возникавшие в процессе строительства нации и обретения ее суверенитета.

Национальная идея в России стала объектом научного внимания и серьезной научной полемики, начиная с конца XIX века. Так, труд Н. Я. Данилевского «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому» вызвал не только жаркие идеологические споры в научных кругах, но и привел к обвинению автора в национализме со стороны научных критиков. Многие ученые восприняли призыв Данилевского к национальному самоопределению России за желание автора противопоставить славянский мир романо-германскому. Иными словами, понятие «национализм» может по-разному трактоваться в зависимости от того, какую цель преследует автор высказывания, используя его: показать превосходство своего народа над остальными либо найти его преимущества для дальнейшего развития и процветания.

Мы попробовали найти истоки данной политической проблемы и ее дальнейшее развитие в трудах отечественных мыслителей Х1Х-ХХ веков. Идею национализма мы попытались раскрыть, опираясь на труды исконно русских, православных философов и правоведов, чьи труды заложили основы философского и политологического видения национализма вообще. К данной плеяде ученых, на наш взгляд, относятся такие авторы, как И. А. Ильин, Н. Я. Данилевский, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Ф. И. Достоевский и другие.

Идею национализма в России следует начинать со взглядов Ивана Ильина на нацию и патриотизм. По этому поводу ученый высказывается следующим образом: «Проблема истинного национализма разрешима только в связи с духовным пониманием родины: ибо национализм есть любовь к духу своего народа и, притом, именно к его духовному своеобразию. Тот, кто говорит о родине, разумеет духовное единство своего народа» [5]. И. А. Ильин понимал под словом «Родина» нечто единое для многих, то, что объединяет всех своих сынов «нитью живой связи». При этом данная связь, по мнению Ильина, сохраняется даже тогда, когда кто-то пренебрегает ею, не развивает ее и совсем не думает о ней: она объективна. И. А. Ильин пишет: «Но для того, чтобы найти свою родину и слиться с нею чувством, и волею, и жизнью необходимо осуществить в себе патриотическое самосознание или хотя бы верно «почувствовать» себя и свой народ в духе. Надо верно ощутить — свою духовную жизнь и духовную жизнь своего народа...». На практике это выражается в принятии своего национального языка, своей истории, своего государства, своего национального фольклора, своей религии и исторического миросозерцания как своих собственных [5].

В таком гармоничном слиянии патриота с его родиной и происходит рождение истинной национальной идеи, или плодотворной идеи национализма как созидающей собственную национальную культуру, а не попирающей культуру иного народа. «На этом пути, — считает И. А. Ильин, — любовь к родине соединяется с верою в нее, с верою в ее призвание, в творческую силу ее духа, в тот грядущий расцвет, который ее ожидает» [5]. Однако, как считает философ, настоящий патриот не только слепо верит в духовные силы своего народа, но и замечает его соблазны, слабости и несовершенства: «Любить свой народ — не значит льстить ему или утаивать от него его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними» [5]. При этом И. А. Ильин уточняет тот момент, что одним из соблазнов национализма является стремление оправдывать свой народ во всем и всегда, преувеличивая его достоинства и перекладывая всю ответственность за совершенные ошибки на иные враждебно настроенные силы. Здесь, по мнению Ильина, необходимо вырабатывать в народе чувство ответственности и не освобождать его от трезво-критического самопознания: «.путь к обновлению ведет через покаяние, очищение и самовоспитание» [5].

Далее И. А. Ильин говорит о национальной гордости и подчеркивает, что она «не должна вырождаться в тупое самомнение и плоское самодовольство; она не должна внушать народу манию величия» [5]. Настоящий патриот, по его мнению, учится на политических, исторических, хозяйственных и социокультурных ошибках своего народа: «Кто постиг духовную силу своей родины и проследил через историю пути и судьбы своего народа, тот должен был увидеть и установить пределы и опасности национальной души. Смеет ли он молчать о них?» [5]. Ответ очевиден: мы должны научиться замечать и критиковать свои ошибки и искать причины своего поражения. Иными словами, Иван Ильин призывает народ к национальной трезвости и творческому самопознанию, которое позволяет достигнуть этому

53

народу духовного единства. Такова, по мнению ученого, идея родной нации. Тот, кто не познает ее, обречен на духовное сиротство и безродность: «Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к освященным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны.» [5].

Безусловно, И. А. Ильин не обходит стороной и вопросы национального обособления, взаимной ненависти народов и их взаимного культурного непринятия, считая этот процесс больным, уродливым и извращенным проявлением национализма. Такой национализм «совершенно не касается духовно здоровой любви к своему народу» [5]. Можно сравнить в данному случае идею национализма с верой в Бога, которая может проявляться как в форме истинной веры, созидающей и всепрощающей, так и в форме фанатизма, опасного своим безумством на пути к истине.

Следующим, не менее выдающимся теоретиком национализма и национальной самобытности выступил Н. Я. Данилевский, опубликовавший в 1869 году свой знаменитый труд «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому». В данном произведении ученый стремился привлечь внимание к проблеме своеобразия и неповторимости национального бытия, проблеме, обходимой стороной социальной мыслью того времени. В модернизирующейся России теория исторических циклов Данилевского приобрела острое политическое звучание, а сам автор был обвинен в национализме. Критика, завязанная на политических событиях того времени, в основном увидела поверхностный слой книги, не обратив внимания на ключевую идею — идею национальной самобытности народов — культурно исторических типов, составляющих культурное ядро цивилизации. Его теория культурно-исторических типов выступила как первое целостное, системное учение о нации, ее сущности и признаках.

Согласно Н. Я. Данилевскому, культура есть объективация национального характера, то есть психических особенностей этноса, задающих видение мира [7]. Достаточно любопытным является различение культурно-исторических типов (наций) в структурно-содержательном плане, что позволило Данилевскому выявить определенное единство статического и динамического аспектов типа. В идеальном плане, отмечает Данилевский, культура (культурная деятельность) структурируется на четыре разряда: 1) религиозная деятельность как твердая народная вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека; 2) культурная деятельность в узком смысле слова, включающая отношение человека к внешнему миру в форме науки, искусства и промышленности; 3) политическая деятельность, включающая отношение людей между собой как членов одного народного целого; 4) общественно-экономическая деятельность, включающая отношение людей к условиям пользования предметами внешнего мира [4]. При этом в третьем законе эволюции культурно-исторических типов Данилевский четко подмечает, что «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций» [4]. Иными словами, должен соблюдаться принцип суверенности нации в целях сохранения ее самобытности и неповторимости в рамках мировой цивилизации. В этом и заключается идея национализма по Данилевскому.

Несмотря на некое отличие в подходах И. Ильина и Н. Данилевского к анализу национализма, мы замечаем одно существенное, объединяющее их сходство во взглядах: они оба рассматривают национализм как необходимый и достаточный фактор культурного, духовного единства нации, ее самобытности, но никак не внешней экспансии и национального превосходства одной нации над другой. «Ни одна цивилизация, — пишет Н. Я. Данилевский, — не может гордиться тем, чтоб она представляла собой высшую точку развития в сравнении с другими» [4]. Каждый культурный тип (или нация) вносит свои плоды в общую сокровищницу человечества, и в этом единстве многообразия и осуществляется прогресс, согласно ученому.

С. Н. Булгаков рассматривал национальный вопрос как вопрос в первую очередь метафизический. Лишь трактуя нацию как категорию метафизическую, можно понять ее природу и идею: «Нация есть не как коллективное понятие или логическая абстракция, но как творческое живое начало, как духовный организм, члены которого находятся во внутренней

54

живой связи с ним» [1]. Согласно Булгакову, национальность не является продуктом человеческого творчества, ее нельзя придумать или сознательно создать. Национальность осознается лишь постфактум и лишь как данность поддается рефлексии. Но и сама эта рефлексия должна носить интуитивный, мистический характер, так как истинная сущность нации трансцендентна, она есть ноумен [8]. Из чувства национальной соборности, из чувства единства со своим народом и любви к нему рождается, согласно автору, вера в народ, а значит, в его призвание. Так, по Булгакову появляется национальный мессианизм, свойственный всем народам в пору их национального подъема. Мессианизм — неотъемлемая часть народной жизни, но в нем кроется и большая опасность — национализм. Идея избранности может легко выродиться в идею исключительности и превосходства, хотя должна приводить лишь к большей ответственности [8].

При этом С. Н. Булгаков пытается развести национализм и патриотизм, высказав идею о том, что «Национальное чувство нужно всегда держать в узде, подвергать аскетическому регулированию и никогда не отдаваться ему безраздельно. Идея избрания слишком легко вырождается в сознание особой привилегированности, между тем как она должна родить обостренное чувство ответственности и усугублять требовательность к себе. Одним словом, национальный аскетизм должен полагать границу национальному мессианизму, иначе превращающемуся в карикатурный, отталкивающий национализм.

Однако, идя далее в этом направлении, мы наталкиваемся на своеобразную трудность. Дело в том, что национальность не только необходимо смирять в себе, но в то же время ее надо и защищать, ибо в этом мире все развивается в противоборстве. И насколько предосудителен национализм, настолько же обязателен патриотизм» [1]. Поскольку преуспевание нации и ее безопасность во многом зависят от благополучия того государства, в составе которого эта нация существует, то, как утверждает Булгаков, необходим здоровый национально-государственный эгоизм. А так как этот национальный эгоизм служит национально-государственному самосохранению, то он «неизбежно становится руководящей нормой политики, политической добродетелью» [1]. Таким образом, Булгаков считает ложью космополитизм, отрицающий национальность под предлогом духовного единства человечества, и национализм, который извращает иерархию ценностей, утверждая приоритет родовой принадлежности над духовным единством [1]. Человечество есть продукт органического развития наций. «Гражданство мира, всечеловечность совсем не есть упразднение нации, напротив, это есть ее высший возраст» [2], — утверждает Булгаков.

Весьма оригинальную позицию в отношении национального вопроса и национализма занял русский писатель и общественный деятель Ф. И. Достоевский — последовательный русский националист [3]. Национальное для Ф. И. Достоевского есть высшая ценность в социально-политической сфере: «идея почвы, национальностей есть точка опоры; Антей. Идея национальностей есть новая форма демократии» — отмечал писатель в записной книжке 1863— 1864 гг. В то же время Ф. И. Достоевский противопоставлял национализму «всечеловечность», считая, что русские призваны бескорыстно служить другим народам. Это противопоставление стало частью русской культуры, частью коллективного бессознательного.

С идеями Ф. И. Достоевского во многом перекликаются и взгляды русского философа, автора теории Всеединства В. С. Соловьёва, видевшего в нации воплощение воли Провидения, предначертавшего каждой части человечества свою миссию: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [9]. В. С. Соловьёв отмечает, что в полемике о национальной самобытности русского народа забывалось главное, что в отличие от Германии Россия, по крайней мере с Петра Великого, — империя, а потому полиэтническая страна, что русские — явление многосоставное, возникшее из скрещения многих народов. Поэтому и сам национальный вопрос не может трактоваться в России однозначно и односторонне.

По мнению Соловьёва, первоначально слово национализм не имело современного смысла, принадлежа к английской политической терминологии, где оно обозначало стремления ирландцев к автономии. В общем значении оно стало употребляться преимущественно в русской литературе, с начала 80-х годов. Как отвлеченный принцип, национализм основан на

55

ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. «Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обусловливается национальною средою и приводит к результатам всечеловеческого значения» [10].

В. С. Соловьёв, боровшийся с идолопоклонством во всех его видах, самым страшным идолом России считал национализм [6]. Если народность становится «безусловною и окончательною целью, высшим благом и мерилом добра для человеческой деятельности», то такой национализм есть проявление эгоизма нации. Что может явиться тем нравственным ориентиром, который поможет национальному сознанию освободиться от болезни национальной исключительности? По мнению В. С. Соловьёва, нравственные ориентиры национальному бытию задает христианство. Если высший нравственный идеал христианства требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, а люди не существуют вне национальности, то «прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную» [9].

Как видно из приведенных нами в статье позиций различных авторов в отношении национализма, данную категорию нередко используют как средство манипуляции сознанием людей. Национальный вопрос — это то, что не поддается строгим экономическим расчетам, не может быть безошибочно эмпирически замерено и представлено как неоспоримый факт, а, следовательно, может быть интерпретировано по-разному, в зависимости от преследуемой политиком цели: благородной (воодушевить народ на дальнейшее развитие и творческие достижения в национальной сфере) либо меркантильной (сформировать образ внешнего врага и толкнуть свой народ на безумное противостояние другим народам с целью получения, прежде всего, экономического превосходства над этими народами). Ведь на самом деле никто не властен над сознанием людей и их волей. И, завоевав тот или иной народ и навязав ему ту или иную религию, никто не в силах изменить его взгляды на мир, его мировоззрение до такой степени, чтобы он перестал быть самим собой, изменил свою внешность и свои привычки: в китайских кварталах Америки люди, как и у себя на родине, едят экзотическую еду и проводят церемонии чаепития, лечатся сухими жабами и женьшенем. Следовательно, они не ассимилировали полностью, не растворились в массе «цивилизованных» американцев. То же наблюдалось и в советской России: народы, жившие в СССР, не забыли родной язык, не перестали готовить национальную еду и соблюдать национальные обряды, они лишь приобрели опыт научного и межкультурного взаимодействия.

Можно сделать следующий вывод: национализм и национальная идея — это мощный фактор роста каждого народа, стимулирующий человека на вечный поиск научной и духовной истины для себя. Национализм как научная парадигма позволяет человеку выбрать правильное направление своего научного поиска, позволяет не потеряться в потоке информации. Утрата национальной самобытности и идентичности грозит нам превращением в аморфную однородную массу, способную лишь на воспроизводство потомства, и нежеланием выделяться из толпы. А СМИ как мощный канал пропаганды поможет сделать из нас безликих потребителей на безликом рынке.

Список литературы _

1. Булгаков С. Н. Размышления о национальности // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т., Т. 2, - М.: Наука, 1993. - 587 с.

2. Булгаков С. Н. Нация и человечество // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т., Т. 2, - М.: Наука, 1993. - 686 с.

3. Был ли Достоевский русским националистом? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newsland.com/user/4297686316 /content/byl-li-dostoevskii-russkim-natsionalistom/4257129 (дата обращения: 01.03.2016).

4. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. - М., 1991. - 574 с.

5. Ильин И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. - М.: ООО «Издательство АСТ, 2003. - 365 с. -(Философия. Психология).

6. Кантор В. К. Владимир Соловьёв о соблазне национализма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2012/04/26/1250911427/Pages%.pdf (дата обращения: 01.03.2016).

7. Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии / Рец.: Ю. Н. Давыдов, В. В. Танчер. - Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000. - 343 с.

8. Проблема национальности в философии Булгакова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lubovbezusl.ucoz.ru/publ/ljubov/ljubov_k_rodine/problemy/8-1-0-140 (дата обращения: 01.03.2016).

9. Соловьёв В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьёв В.С. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1990.-Т. 1.-565 с.

10. Соловьёв В. С. Национализм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/ be/n/na0002.htm.

_ Сведения об авторе

Соломатин Александр Васильевич, аспирант кафедры политологии Института истории и политических наук, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел. 89088772467, e-mail: creative1989@rambler.ru

Solomatin A. V., postgraduate of the chair of political science, Institute of History and Political Science, Tyumen State University, phone: 89088772467, e-mail: creative1989@rambler.ru_

УДК 342.8

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И АЗЕРБАЙДЖАН PROPORTIONAL ELECTORAL SYSTEM — INTERNATIONAL EXPERIENCE AND AZERBAIJAN

Халил-заде Фуад Афган Khalil-zadeh Fuad Afghan

Ключевые слова: голосование; пропорциональная система представительства

Key words: voting; proportional representation system

С создания общества индивидуумы, живущие на определенной территории, старались участвовать в управлении и принятии решений. Во всем мире участие в политической жизни общества и государства считается фундаментальным правом человека. Азербайджанская Республика является независимым государством, частью современного мира в определенной географической области, поэтому избирательная система должна быть в соответствии с международно-правовой системой. Автор затрагивает избирательную систему, опыт зарубежных стран, анализ избирательного процесса в продвижении позитивных аспектов реализации законодательства — все то, что является научной основой для имплементации Азербайджанского законодательства.

Since creation of a society the individuals living in the area of a certain territory have been trying to make decisions in governance and in the decision-making process. All over the world to participate in the political life of society and the state is considered a fundamental human right. Azerbaijan Republic is an independent state and a part of the modern world in a certain geographic area; therefore it is natural that the current electoral system should be compatible with the international legal systems. The main point of this article is that the author touches upon the electoral system, the experience of foreign countries, the analysis of the electoral process in promoting the positive aspects of legislation realization, which is a scientific basis for Azerbaijan legislation implementation.

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Пропорциональная избирательная система — способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.