Научная статья на тему 'Идея как организующее начало жизненного пути человека'

Идея как организующее начало жизненного пути человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
476
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ / IDEA / МИР ИДЕЙ / WORLD OF IDEAS / ПУТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА / НАИЛУЧШАЯ ЖИЗНЬ / ФИЛОСОФИЯ КАК СМЫСЛОИСКАНИЕ / PHILOSOPHY AS SEARCHING FOR SENSE / ДОБРОДЕТЕЛЬНОЕ БЫТИЕ / VIRTUOUS EXISTENCE / HUMAN'S COURSE OF LIFE / THE BEST LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермакова Елена Владимировна, Мезина Людмила Геннадьевна

В статье рассматривается вопрос о роли идей в построении индивидуального жизненного пути человека. В этой связи внимание обращается на анализ философской литературы, раскрывающей значимость идей в бытии человека. Авторы обосновывают положение о возрастающей роли идей в современной жизни. При этом идея интерпретируется как средство, содействующее улучшению индивидуального пути жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEA AS AN ORGANIZING BASIS OF A HUMAN'S COURSE OF LIFE

The article examines the issue of ideas role in the formation of an individual human's course of life. In this connection attention is focused on the analysis of the philosophical literature disclosing the significance of ideas in the human's existence. The authors substantiate the statement about the increasing role of ideas in modern life. And idea is interpreted as a means contributing to the improvement of an individual human's course of life.

Текст научной работы на тему «Идея как организующее начало жизненного пути человека»

Ермакова Елена Владимировна, Мезина Людмила Геннадьевна

ИДЕЯ КАК ОРГАНИЗУЮЩЕЕ НАЧАЛО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматривается вопрос о роли идей в построении индивидуального жизненного пути человека. В этой связи внимание обращается на анализ философской литературы, раскрывающей значимость идей в бытии человека. Авторы обосновывают положение о возрастающей роли идей в современной жизни. При этом идея интерпретируется как средство, содействующее улучшению индивидуального пути жизни человека. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/3-2/15.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 56-59. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/3-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 124.5

Философские науки

В статье рассматривается вопрос о роли идей в построении индивидуального жизненного пути человека. В этой связи внимание обращается на анализ философской литературы, раскрывающей значимость идей в бытии человека. Авторы обосновывают положение о возрастающей роли идей в современной жизни. При этом идея интерпретируется как средство, содействующее улучшению индивидуального пути жизни человека.

Ключевые слова и фразы: идея; мир идей; путь жизни человека; наилучшая жизнь; философия как смыслоис-кание; добродетельное бытие.

Ермакова Елена Владимировна, к. филос. н., доцент Мезина Людмила Геннадьевна, к. филос. н.

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского mila_nki@mail. т

ИДЕЯ КАК ОРГАНИЗУЮЩЕЕ НАЧАЛО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА

Как разумное существо, человек не может не формулировать идеи. Они являются частью его духовного бытия. Идеи наполняют его профессиональную и личную жизнь. Идеи выступают важным средством в решении профессиональных и личных проблем. Кроме того, идеей живет человек, ее он дарит другим людям, с помощью идей он организует свою жизнь. Последний аспект в меньшей степени исследован в современной философской литературе. Дело в том, что исследователи жизненного пути человека в основном полагают его (путь) как продукт деятельности людей, результат их взаимоотношений. Такие категории, как «деятельность», «отношение», прежде всего, попадают в поле зрения мыслителей. Это и понятно, и справедливо. Ведь деятельность и отношение оказывают серьезное воздействие на путь жизни человека. Более того, деятельность и отношение можно увидеть, почувствовать. А «идею» не увидишь и не всегда ощутишь. Но она также есть! Она - неотъемлемый элемент духовного бытия человека. На наш взгляд, идеи не только наполняют жизнь людей, но и помогают им формировать и совершенствовать свое бытие. Скажем больше: идея есть средство, инструмент построения индивидуальной жизни человека. Безусловно, это положение нуждается в своем обосновании. Вместе с тем оно актуализирует тему нашего исследования, задает новый ракурс в изучении пути жизни человека.

В этой связи целью настоящей работы является рассмотрение «идеи» как организующего начала в построении индивидуального жизненного пути человека. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: обратиться к истории философской мысли с тем, чтобы в первом приближении понять, как решался вопрос о роли идей в жизни человека; раскрыть значимость идей в построении индивидуального жизненного пути современного человека. Понятно, что в рамках одной статьи невозможно рассмотреть всю сложность вопроса. Можно лишь наметить некоторые его «контуры», которые будут содействовать, как мы надеемся, решению интересующей нас проблемы.

Скажем сразу, что в истории философской мысли значительное внимание было уделено постижению мира идей. Хорошо известно, что первым, кто со всей определенностью занялся изучением этого вопроса, был Платон. Знаток его творчества А. Ф. Лосев специально подчеркивал, что многие философские принципы, выработанные Платоном, «вырастают на почве учения об идеях как о порождающих структурах человеческой жизни» [8, с. 3]. Что же это за идеи, которые могут быть интерпретированы как порождающие структуры? Это, прежде всего, моделирование идеальной жизни. Так, в частности, в «Федоне» внимание обращается на то, что Ум есть причина всему. «Если так, - отмечает Платон, - то Ум-устроитель должен устраивать все наилучшим образом и всякую вещь помещать там, где ей всего лучше находиться... Исходя из этого рассуждения, человеку не нужно исследовать ни в себе, ни в окружающем ничего иного, кроме самого лучшего и самого совершенного» [10, с. 56]. В этом высказывании сказано главное: хочешь, чтобы жизнь была лучше, - найди достойные идеи и воплоти их в жизнь. Только в этом случае жизнь может преобразиться. Для современного человека это особенно важно. Живя в потоке поливариантной информации, он подчас не может отделить лучшее от худшего, добро от зла - в результате начинает опираться не на те идеи, которые нужны, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Призыв Платона понятен: человек, научись выбирать лучшее и следовать ему.

Развивая данное положение, Платон высказал ряд идей, заслуживающих внимания в связи с интересующей нас темой. Мыслитель писал: «Кто хочет избрать верный путь. должен начать с устремления к прекрасным телам в молодости... а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное» [Там же, с. 120, 122]. Из сказанного видно, что построение наилучшей жизни, по Платону, - это процесс, разворачивающийся во времени. При этом он обратил внимание на возрастную специфику человеческой жизни. Понятно, что в каждом возрасте человек может решать свои задачи. Но вместе с тем каждый возраст открывает человеку свои возможности и дает ему определенные «инструменты» для решения вопроса о наилучшей жизни. На наш взгляд, понимание этой стороны дела, безусловно, содействует постижению «технологии» жизни. Не все приходит сразу. Но если человек нацелен на построение лучшей жизни, если он понимает значимость прекрасного в своем существовании, то со временем он может обрести те идеи, которые станут своеобразными «рычагами», помогающими преобразованию его жизни.

Далее. В философии Платона обращает на себя внимание идея упорядочения жизни человека. С особой силой она прозвучала в диалоге «Горгий»: «...достоинство каждой вещи, - писал мыслитель, - это слаженность и упорядоченность... Значит и душа, в которой есть порядок, лучше беспорядочной... Но душа, в которой есть порядок, - это умеренная душа... А умеренная - это воздержанная... Значит, воздержанную душу надо считать хорошей» [9, с. 551]. Отсюда Платоном делался вывод о том, что «тот, кто желает быть счастливым, пусть приучает себя к воздержанности, пусть стремится к ней, а от разнузданности каждому из нас надо бежать со всех ног» [Там же, с. 552]. Данное положение важно для понимания «механизма» воздействия идей на жизнь человека. Казалось бы, такая «эфемерная» вещь, как идея, становится эффективным средством изменения жизни. Стоит человеку сказать «нет» навязчивой идее, как он совершает серьезный шаг в сторону саморазвития, формирования своих лучших качеств, а значит, совершенствования своего жизненного пути. Таким образом, воздержанность как реализованная идея позволяет человеку стать лучше и сделать свою жизнь более достойной. Следовательно, вслед за Платоном, можно сказать, что упорядочение желаний есть путь к благополучной жизни.

Столь же интересные мысли сформулированы в философии Аристотеля. Касаясь интересующего нас вопроса, он писал: «...человеку присуща жизнь, подчиненная уму, коль скоро человек и есть в первую очередь ум. Следовательно, эта жизнь самая счастливая» [1, с. 283]. Жить по уму - значит избегать крайностей, стремится к достижению «золотой» середины, а, следовательно, - к достижению счастья. Развивая данное положение, Аристотель подчеркивал: «Мы должны следовать за тем, к чему мы сами восприимчивы, ибо от природы все склонны к разному, а узнать к чему - можно по возникшему в нас удовольствию и страданию, и надо увлечь самих себя в противоположную сторону, потому что далеко уводя себя от проступка, мы придем к середине, что и делают, например, исправляя кривизну деревьев» [Там же, с. 93]. По нашему мнению, в этих словах сказано самое важное. Только наблюдая за собой, прислушиваясь к себе, человек может понять, к чему он имеет предрасположенность, что ему доставляет удовольствие, а что - страдание. Это знание нуждается в рефлексии. Если в результате анализа человек приходит к выводу, что он идет на поводу страсти, которая ведет его к гибельной крайности, то он должен предпринять шаги в противоположном направлении. По мнению Аристотеля, это приведет к необходимой корректировке его поведения, а следовательно, к достижению желанной меры, которая, как известно, есть лучшее. Безусловно, эта идея Аристотеля также является важным средством изменения жизни человека к лучшему. Не размышляя над собой, своей жизнью, не будешь знать, что ты есть и куда идешь. Не зная себя, не видя траектории своего пути, не обретешь счастливой жизни. Поэтому для каждого человека важно знание следующих вещей: человек есть то, о чем он думает; человек есть то, что он говорит; человек есть то, что он чувствует; человек есть то, что он делает. Анализируя свои мысли, слова, чувства, дела, человек обретает себя подлинного. Это знание, в свою очередь, позволяет сделать следующий шаг - сохранить все лучшее в жизни человека и отбросить все худшее. Так, человек созидает свой путь жизни, преобразует свое бытие.

Пойдем дальше. Теоретические взгляды Сенеки - это, в сущности, учение о пути жизни человека. Причем в этом учении видное место отводится самой философии. «Философия, - отмечал мыслитель, - выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздержаться» [11, с. 35]. Раскрывая это положение, Сенека писал: «Вот что дает философия: веселость, несмотря на приближение смерти, мужество и радость, несмотря на состояние тела, силу, несмотря на бессилие. Хороший кормчий плывет и с изодранным парусом, и даже когда снасти сорвет, он приспособит, что осталось, и плывет дальше» [Там же, с. 65]. И как общий вывод звучат слова философа: «Укройся, насколько сможешь, в философии: она тебя спрячет в объятиях, в ее святилище ты будешь или в полной, или в большей безопасности» [Там же, с. 313]. Следует согласиться с Сенекой, философия как собрание идей, действительно, может «укрыть» человека от тревог и невзгод жизни. Кроме того, философия есть действенное средство решения личных проблем, есть то, что может помочь человеку выявить существующие пороки и избавиться от них, стать «искусным строителем собственной жизни» [12, с. 173]. Эти положения также важны для понимания роли идей в построении индивидуального пути жизни человека. Как нам представляется, они не только не потеряли своей значимости сегодня, но и весьма актуальны. Дело в том, что философия как смыслоискание вооружает человека знанием того, что происходит с ним в его жизни. Это знание становится силой в руках человека, понимающего ценность идей, которые освещают его путь во мраке бытия. Опираясь на позитивные идеи, человек преобразует свою жизнь к лучшему.

Столь же поучительны мысли, высказанные в святоотеческой литературе. Ее анализ показывает, что особое внимание в ней уделялось идеям, помогающим человеку обрести праведный путь жизни [4, с. 152]. Так, Василий Великий, размышляя о жизни человеческой, призывал: «Испытай себя самого, кто ты, познай свою природу» [2, с. 31]. Как было уже сказано выше, не зная себя, невозможно целенаправленно строить свой жизненный путь. Понимая это, отцы Церкви также призывали человека обратить свой взор на себя. Как это можно сделать? Ответ давался краткий: через помыслы. Человек должен обратить внимание на свои мысли: о чем он чаще всего думает, чего ему хочется, перед чем ему трудно устоять? Вот вопросы, ответы на которые помогают человеку понять самого себя. Причем, и на это также обращали внимание отцы Церкви, человек может знать или не знать о своей предрасположенности к чему-либо, но, вне зависимости от этого, она будет оказывать влияние на него, побуждая его к конкретным действиям. Это положение просто вынуждает серьезного человека внимательно относиться к своим желаниям. Они не должны оставаться вне рефлексии. Пуская все на самотек, человек будет только скользить в гибельную крайность, Чтобы этого не произошло,

нужно знать свою предрасположенность к чему-то и видеть ее положительные или отрицательные моменты. Сохраняя лучшее и отбрасывая худшее, человек встает на путь добродетельной жизни.

Кроме того, в святоотеческой мысли специально обращалось внимание на особенности этапов зарождения греха. Считалось, что, зная механизм зарождения и развития греха, можно многое понять в греховной жизни человека. Отцы Церкви таких этапов называли семь - приражение, сдружение, страсть, борьба, соизволение, самодеятельность, пленение [5, с. 87]. Если на первом этапе грех зарождается помимо воли человека, то, начиная со второго этапа - сдружения, - виновником падения становится уже сам человек. Поэтому, прежде всего, он сам должен осознать причины своего падения и направить всю свою волю на искоренение греховного [6, с. 165]. Так человек может обрести праведный путь.

Таким образом, «погружение» в историю философии показывает, что мыслители уделяли значительное внимание рассмотрению идей в качестве важного средства, помогающего улучшить жизнь человека. При этом были сформулированы положения, которые, по нашему мнению, не только не потеряли своей значимости в настоящем времени, но и с необходимостью должны быть аккумулированы современными исследователями. В числе этих положений необходимо назвать следующие моменты. Во-первых, придя к мысли о том, что ум есть основа человеческого бытия, философия сохранила данное положение, возведя его в ранг жизненно важного. Сегодня так же как двадцать пять веков назад можно констатировать, что без разума невозможно понять и построить свою жизнь наилучшим образом. Во-вторых, в ходе размышлений стало ясно, что разумная жизнь ведет к упорядочению индивидуального бытия человека. При этом философия как форма трансляции идей помогает человеку обрести мудрость жизни, достойным образом пройти свой путь. В-третьих, упорядочение жизни может быть связано лишь с достижением меры. В философской мысли мера полагается в качестве действенного средства, позволявшего человеку контролировать свою жизнь и не отклоняться в гибельную крайность. Можно сказать, что достижение меры есть путь, ведущий человека к счастливой жизни. В-четвертых, вкладом мыслителей стала разработка положения о том, что у каждого человека есть своя мера. По сути дела, была поставлена проблема индивидуальности и неповторимости жизненного пути человека. Поэтому, если человек стремится прожить праведную жизнь, то он просто обязан разобраться в том, какие идеи наполняют его существование, в чем заключается философия его жизни и какие необходимо внести коррективы для того, чтобы достичь лучшего. При этом вновь подчеркнем, что философия как собрание идей полагается действенным средством в построении человеком своего пути жизни.

Резюмируя сказанное, отметим, что идея как организующее начало в формировании жизненного пути человека приобретает все большую значимость в современности. Можно даже говорить о возрастающей роли идей в жизни современника. Дело в том, что уровень образования людей растет год от года. Этому, безусловно, содействует политика современных государств, направленная на всеобщее образование населения. Вместе с тем этому способствует Интернет, который открыл поистине безграничные возможности в постижении мира и человека. В результате образование все более начинает тяготеть к самообразованию. Для того чтобы его получить, нужно лишь желание и Интернет. Человек становится все более информированным, а значит, образованным. Идеи превращаются в атрибут его бытия, наполняя жизнь разными смыслами. И человеку важно разобраться в том, какие идеи помогают, а какие нет построению лучшей жизни. В сущности, каждый человек должен стать философом, чтобы понять, а главное воплотить в жизнь философию своей жизни. Вот почему в настоящее время нельзя забывать тезис о том, какие идеи входят в жизнь человека, такой и становится сама жизнь. И очень хотелось бы, чтобы мир идей современного человека был ориентирован на лучшее [7, с. 84], а его философия жизни включала бы в себя идею добродетельного бытия. Очевидно, что тот, кто проникнется мыслью о самоценности добра, которое включает в себя все безопасное, внушает уважение и ведет к благому, тот обретет добродетельный путь. На этом пути человеку обязательно будут встречаться благонравные люди, которые еще более укрепят его в правильности сделанного выбора и помогут выстоять на крутых поворотах жизни. Так идея как слово станет делом, помогая современному человеку в достижении счастливой жизни [3, с. 1349].

Список литературы

1. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. 830 с.

2. Василий Великий, святой. Духовные наставления. М.: Сретенский монастырь; Новая книга; Ковчег, 1998. 464 с.

3. Ермаков С. А. Императивы счастливой жизни человека // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 6. С. 1349-1353.

4. Ермаков С. А. Путь жизни человека: святоотеческая традиция и современность: монография. Н. Новгород: Изд-во гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2002. 334 с.

5. Ермаков С. А. Святоотеческая мысль о впадении во грех и борьбе с ним // Человек. 2004. № 1. С. 86-94.

6. Ермаков С. А. Святоотеческие представления о воле человека // Приволжский научный журнал. 2013. № 1. С. 163-165.

7. Ермакова Е. В., Мезина Л. Г. Духовный опыт в жизни деловой женщины // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3. Ч. 2. С. 84-86.

8. Лосев А. Ф. Вводные замечания // Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 3-6.

9. Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. 860 с.

10. Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. 528 с.

11. Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1986. 464 с.

12. Сенека Л. А. О счастливой жизни // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / вступ. ст., подгот. текста В. В. Сапова. М.: Республика, 1995. С. 167-192.

IDEA AS AN ORGANIZING BASIS OF A HUMAN'S COURSE OF LIFE

Ermakova Elena Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Mezina Lyudmila Gennad'evna, Ph. D. in Philosophy Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod mila_nki@mail. ru

The article examines the issue of ideas role in the formation of an individual human's course of life. In this connection attention is focused on the analysis of the philosophical literature disclosing the significance of ideas in the human's existence. The authors substantiate the statement about the increasing role of ideas in modern life. And idea is interpreted as a means contributing to the improvement of an individual human's course of life.

Key words and phrases: idea; world of ideas; human's course of life; the best life; philosophy as searching for sense; virtuous existence.

УДК 94

Исторические науки и археология

В статье впервые проведен анализ концепции долга и служения в Раннехристианской Церкви не с позиции теологических догматов, а через оценку степени влияния христианства на данные категории и их распространение в социальной среде римского общества. Автор приходит к выводу, что концепция долга, наложившись на концепцию служения и основываясь на христианских догматах, привела к повсеместному распространению христианства и стала одной из важнейших причин данного процесса ввиду тех особенностей ранних проповедей, которые способствовали стиранию границ между простыми членами общины и ее руководителями.

Ключевые слова и фразы: раннее христианство; долг; служение; пастор; пресвитер; епископ; Римская империя.

Зайцева Ирина Валерьевна, к.и.н.

Белгородский юридический институт МВД РФ имени И. Д. Путилина zajcevil@mail. т

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГА И СЛУЖЕНИЯ В РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Вопросы, связанные с долгом и служением в период раннего христианства, интересны, прежде всего, не столько своим теологическим обоснованием, сколько процессом включенности христианских моральных норм в социальную жизнь Римской империи. Исходя из этого, в данной статье ставится цель соотнесения таких понятий, как «христианское служение» и «нравственный долг» в период формирования и первых этапов распространения христианского вероучения.

Нравственная идея христианства о долге проявлялась, прежде всего, в субъективном чувствовании божественного нравственного закона каждым верующим человеком, поскольку эта способность изначально заложена Богом. Кроме того, божественный закон люди получали в устной форме через пророков в виде различных заповедей, зафиксированных в Священном писании. Именно эти заповеди и есть христианский долг, а точнее -их неукоснительное исполнение. По сути, с появлением христианства произошел своеобразный переворот в понятиях о морали, долге и т.д., поскольку в эллинистическом мире долг - это, прежде всего, неделание того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе. Христианство в понятие долга вложило любовь, милосердие, взаимопомощь, стяжательство. В данном случае долг выступает не как необходимость сама по себе, а как неизбежное условие вхождения в рай. Итак, проследим разницу: эллины расценивали долг не как внутреннее глубоко нравственное чувство, а как возможность избежать нежелательных для себя последствий, у христиан эта идея лежит намного глубже, хотя тоже невозможно сказать, есть ли прямая взаимосвязь между долгом и любовью. Скорее всего, долг как бескорыстная взаимопомощь - это более близкое к долгу понятие, нежели любовь.

Процесс своеобразного перерождения античного общества в христианское привел к глубоким эсхатологическим спорам как между эллинами и христианами, так и между христианами и еретиками. Практически весь IV век прошел под знаменем богословских споров с арианами, которые отрицали троичность Бога ввиду того, что Бог как сущее уже есть полноценная монада, которой нет необходимости делиться своим бытием с Сыном. Исходя из этого, Сын и Святой Дух являются посредниками между Богом и людьми, а не частью Бога. Подобный догмат расходился и с самим понятием долга. Если долг христианина - побороть свои грехи и тем самым приблизиться к Богу, сравняться с его Сыном в своем искуплении, то такое по определению невозможно, учитывая, что согласно Арию Бог сам является полноценной и неделимой субстанцией.

Вообще, если говорить о долге в среде ранних христиан с точки зрения не теологических догматов, а «конкретного делания», то здесь мы видим бесчисленное множество примеров. Во-первых, это многочисленная аскеза в самых разных ее вариантах. Мы полагаем, что аскеза сама по себе может являться долгом. По мнению российского исследователя первохристианских общин И. С. Свенцицкой, первые последователи Иисуса не придерживались ряда аскетических требований, которые ранее были характерны для многих иудейских религиозных групп. В Евангелии от Матфея упомянуты упреки, с которыми обратились к Иисусу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.