Научная статья на тему 'Антропологическая проблематика в преподавании истории философии'

Антропологическая проблематика в преподавании истории философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
354
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / HISTORY OF PHILOSOPHY / АНТРОПОЛОГИЯ / ANTHROPOLOGY / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ANTHROPOLOGICAL POTENTIAL / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / HUMAN QUALITIES / ЛУЧШАЯ ЖИЗНЬ / BETTER LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермаков Сергей Анатольевич, Ермакова Елена Владимировна

В статье рассматривается вопрос о необходимости расширения антропологической проблематики при изучении вопросов историко-философского характера в преподавании философии. В этой связи авторы обращаются к различным эпохам в развитии философии с тем, чтобы раскрыть их антропологический потенциал. При этом внимание концентрируется на актуальности выдвинутых философской мыслью гуманистических идей. Авторы приходят к выводу, что такой подход будет содействовать пробуждению интереса к философии и возвышению ее роли в жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGICAL SUBJECT MATTER IN TEACHING THE HISTORY OF PHILOSOPHY

The article considers the issue of the necessity of the expansion of anthropological subject matter while studying the issues of historical and philosophical character in teaching philosophy. In this connection the authors address to various epochs in the development of philosophy with the purpose of revealing their anthropological potential. At the same time attention is focused on the topicality of the humanistic ideas that were advanced by the philosophical thought. The authors come to the conclusion that such approach will contribute to awakening interest to philosophy and raising its role in a man's life.

Текст научной работы на тему «Антропологическая проблематика в преподавании истории философии»

Ермаков Сергей Анатольевич, Ермакова Елена Владимировна

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

В статье рассматривается вопрос о необходимости расширения антропологической проблематики при изучении вопросов историко-философского характера в преподавании философии. В этой связи авторы обращаются к различным эпохам в развитии философии с тем, чтобы раскрыть их антропологический потенциал. При этом внимание концентрируется на актуальности выдвинутых философской мыслью гуманистических идей. Авторы приходят к выводу, что такой подход будет содействовать пробуждению интереса к философии и возвышению ее роли в жизни человека. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/4-1/16.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 1. C. 64-66. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/materials/3/2016/4-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

7. Изотов М. О. Философия любви Н. Ф. Федорова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (58). Ч. 3. С. 109-111.

8. Невидимая брань / пер. с греч. Святителя Феофана Затворника. М.: Православное братство, 2002. 350 с.

9. Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. 528 с.

10. Счастливцев А. Н. Мысль неизреченная // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 6 (32). Ч. 1. С. 173-180.

GOOD AND ITS HUMANISTIC POTENTIAL

Ermakov Sergei Anatol'evich, Doctor in Philosophy, Professor National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod ermacow1958@mail. ru

The article presents a substantial analysis of the notion "good", which is examined as a unity of good feeling, good thinking, good speaking and good deed. In this connection the role of good in the context of human relations is revealed. The author comes to the conclusion that the humanistic potential of good is significant, and it must be used fully in the life of a contemporary man. Attention is focused on the necessity of the active participation of a man in the formation of good existence that is a basis of human life.

Key words and phrases: good; good existence; good feeling; good thinking; good speaking; good deed; humanistic potential.

УДК 141.3

Философские науки

В статье рассматривается вопрос о необходимости расширения антропологической проблематики при изучении вопросов историко-философского характера в преподавании философии. В этой связи авторы обращаются к различным эпохам в развитии философии с тем, чтобы раскрыть их антропологический потенциал. При этом внимание концентрируется на актуальности выдвинутых философской мыслью гуманистических идей. Авторы приходят к выводу, что такой подход будет содействовать пробуждению интереса к философии и возвышению ее роли в жизни человека.

Ключевые слова и фразы: философия; история философии; антропология; антропологический потенциал; человеческие качества; лучшая жизнь.

Ермаков Сергей Анатольевич, д. филос. н., профессор Ермакова Елена Владимировна, к. филос. н., доцент

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского ermacow 1958@mail. гы

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Современное преподавание философии в вузе включает в себя в качестве обязательного раздела - философскую антропологию. Она полагается «самой востребованной отраслью философского знания» [8, с. 165]. Такие вопросы, как природа и сущность человека, индивид, индивидуальность, личность, духовный мир человека, смысл жизни и судьба человека подробно рассматриваются на занятиях. Все это, безусловно, важно, поскольку позволяет привлечь внимание студентов к изучению проблем человека, помогает молодым людям глубже понять самих себя, тех людей, которые их окружают.

Однако обращения к вопросам философской антропологии только в рамках одного раздела явно недостаточно. Основными аргументами в пользу этого положения выступают следующие. Во-первых, философия является человеческим способом постижения мира. В современной философии справедливо ставится вопрос о рассмотрении познавательного потенциала принципа антропоцентризма, его значении и роли в процессе научного познания [9, с. 154]. Скажем больше, философия существует благодаря человеку и для него. Именно в человеке кроется первопричина и первоисток всякого философствования. В силу этого можно утверждать, что без человека нет философии. Поэтому так важно рассмотреть «антропологическую» составляющую философии, демонстрирующую ее неразрывную связь с человеком, показать роль гуманистической проблематики в постижении основ философии, равно как раскрыть значение самой философии в жизни человека. Об этом справедливо писал М. Мамардашвили: «Настоящая философия - это та, которая состоит в восстановлении или в узнавании того, что есть на самом деле. То есть философия не есть какое-то учение или ученое книжное занятие, а есть часть нашей жизни» [7, с. 20]. Философия как часть жизни человека - вот тема, которая, на наш взгляд, красной нитью должна пройти через весь курс философии. Во-вторых, значительный пласт философской проблематики имеет выходы на антропологическую тематику. Это, прежде всего, относится к историко-

ISSN 1997-292X

№ 4 (66) 2016, часть 1

65

философскому разделу, охватывающему основные этапы развития философской мысли: от древности до современности. Изучение истории философии помогает представить основные вехи на пути становления человека, увидеть всю сложность процесса его самопостижения и самоопределения. Вот почему так необходимо заострять внимание на антропологической составляющей при изучении историко-философских вопросов. Такая постановка вопроса, как нам представляется, не только актуализирует тему предпринятого нами исследования, но и наполняет учебный вузовский курс философии новыми содержательными моментами, обращенными к практике жизни, нацеленной на изменение жизни человека к лучшему [5, с. 84].

В связи с этим целью настоящей работы является обоснование положения о целесообразности расширения антропологической проблематики при прочтении историко-философского раздела в курсе философии, особенно у бакалавров. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: обратиться к различным историческим эпохам в развитии философии и раскрыть их антропологический потенциал; показать актуальность выдвинутых философской мыслью положений, раскрывающих «человековедческие» вопросы.

Философия древней Индии. Раскрывая данную тему, нельзя пройти мимо философии буддизма. Важной ее частью является положение о Восьмеричном пути спасения человека. Согласно ему, человек, прежде всего, должен обрести правильные взгляды, ведь то, что мы делаем, отражает то, что мы думаем. Важно привлечь внимание студентов к данному положению. Оно помогает лучше понять себя и других людей, потому что концентрирует внимание на важной составляющей нашей жизни: действия человека есть производная величина от его мыслей. А если так, то человек, решивший изменить свою жизнь, должен вначале привести в порядок свои мысли: ему важно ответить на вопрос - какой должна стать его жизнь? Выработав правильные взгляды, человек получает возможность реализовать их в действительности и таким образом обрести путь добродетельной жизни.

В рамках древнекитайской мысли было высказано много оригинальных идей. Например, даосизм, который касался важнейших особенностей человеческого бытия. Раскрывая специфику дао, следует, в частности, остановиться на идее перехода противоположностей друг в друга. «О, несчастье, - говорил Лао цзы. -Оно является опорой счастья. О счастье! В нем притаилось несчастье» [6, с. 56]. Раскрывая данное положение, важно увидеть его диалектичность: не все так страшно и безысходно, как кажется на первый взгляд; несчастье может перейти в свою противоположность - счастье. Отсюда напрашивается вывод: живи дальше, несмотря ни на что, прилагай усилия к тому, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, и счастье не обойдет тебя стороной. Такой призыв несет в себе заряд оптимизма, который столь необходим современному человеку, обремененному многими тяготами бытия.

Античная философия «сделала важные шаги в поиске своего гуманистического содержания» [10, с. 171]. В творчестве Сократа, Платона, Аристотеля многие положения, так или иначе, связаны с антропологической проблематикой. Например, известное высказывание древности - «Познай самого себя», - стало для Сократа отправным моментом в рассуждениях о человеке, смысле его жизни. Разрабатывая данный круг проблем, античные мыслители вышли на понимание важных моментов. Так, Аристотель справедливо указывал на то, что человек формирует себя в течение жизни. Он полагал, что как ведет себя человек, таким он и становится. Другими словами, было обращено внимание на связь между поступками человека и его духовными качествами. Скажем, добродетельным человек может стать, лишь совершая дела благие, справедливым - поступая беспристрастно. Кроме того, мыслители античности специально подчеркивали роль философии в становлении личности. Эта тема стала ведущей, например, в творчестве Сенеки, который считал, что философия может укрыть человека от тревог жизни, сделать жизнь менее опасной [2, с. 41]. Думается, что эти мысли не могут устареть. Каждое новое поколение, вступая в самостоятельную жизнь, встает перед проблемой: как обрести счастье? Советы античных философов могут помочь современному человеку в ответе на этот вопрос и содействовать улучшению своего бытия, опираясь на императивы счастливой жизни [1, с. 1349].

Святоотеческая мысль - одна из интереснейших страниц мировой философии. Важнейшими для учения отцов Церкви стали идеи греховности и спасения человека. Согласно учению святых отцов, грех -в каждом человеке, и грех - в том мире, в котором живет человек. Грехи, как сети, опутывают человека на протяжении всей его жизни. Человек должен знать специфику развития греха, чтобы избежать нравственной деградации и спасти в чистоте свою душу [3, с. 94]. Кроме того, он должен опереться на волю, чтобы устоять перед искушением и продолжить свой добродетельный путь жизни [4, с. 165]. Предложенные отцами Церкви рекомендации также не потеряли своей значимости в настоящем. Они важны не только в религиозном, но и нравственном отношении, полезны для любого возраста, особенно для молодости, когда формируются человеческие качества, закладываются основы индивидуального жизненного пути.

В Новое время, наряду с рационализмом, ведущим направлением философии, стал эмпиризм, в котором обращалось внимание на важность опыта для нахождения истины. В свете этого менялись задачи философии. Так, Ф. Бэкон считал, что философия должна носить практический характер и опираться на опытное знание. При этом он подчеркивал, что опыт может дать достоверное знание, когда ум человека освобожден от ложных идолов. Известно, что Ф. Бэкон выделил четыре группы идолов, которые затрудняют познание мира: идолы рода, пещеры, площади и театра. Раскрывая их, важно обратить внимание на первое препятствие на пути познания. Идолы рода - это сама природа человека. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое примешивает к природе вещей свою природу. Действительно, каждый человек по-своему смотрит на мир, выхватывая из него те или иные предметы и отношения, причудливым образом связывая их. Поэтому важно донести до студентов эту специфику человеческого восприятия действительности.

Одним из ведущих философских направлений ХХ века стал экзистенциализм, в котором человек рассматривался как существо пребывающее «здесь и теперь». Поэтому в качестве важнейшей проблемы рассматривалась «философия человеческого бытия» [11, с. 196], наличное бытие человека, его существование во всем богатстве переживаний. При этом обращалось внимание на то, что человек не только живет и переживает свое существование, но и сознает его. Он может сказать: «Я есть». В силу этого человек полагался как самопознающее бытие. В связи с этим важно подчеркнуть данный аспект, ведь от того, насколько человек может познать себя, будет зависеть его выбор в конкретной ситуации. В свою очередь, выбор оказывает воздействие на человека, его жизнь. Неслучайно представители экзистенциализма говорили: человек сам себя выбирает. Нужно вдуматься в эту мысль. В ней - ключ к пониманию особенностей жизни каждого человека.

Число примеров можно множить и дальше. Но главное, как нам представляется, сказано: преподавание философии следует повернуть лицом к человеку, его жизненным проблемам. Необходимо акцентировать внимание на антропологической тематике, в частности, наполнить ею историко-философский раздел. Мыслители древности и современности, размышляя над природой человека, его сущностью, приходили к очень интересным и полезным суждениям. Многие из этих положений, как мы стремились показать выше, сохраняют свою значимость и сегодня. И важно донести до студентов эти идеи, раскрыть их нравственный смысл, показать их жизнеутверждающее начало. Нам представляется, что такую философию студенты примут не только умом, но и сердцем, а главное, они отнесутся к себе как философам, которым под силу понять и изменить свою жизнь к лучшему.

Список литературы

1. Ермаков С. А. Императивы счастливой жизни человека // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 6. С. 1349-1353.

2. Ермаков С. А. Путь жизни человека: святоотеческая традиция и современность: монография. Н. Новгород: Изд-во гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2002. 334 с.

3. Ермаков С. А. Святоотеческая мысль о впадении во грех и борьбе с ним // Человек. 2004. № 1. С. 86-94.

4. Ермаков С. А. Святоотеческие представления о воле человека // Приволжский научный журнал. 2013. № 1. С. 163-165.

5. Ермакова Е. В., Мезина Л. Г. Духовный опыт в жизни деловой женщины // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (53). Ч. 2. С. 84-86.

6. История китайской философии / общ. ред. М. Л. Титаренко. М.: Прогресс, 1989. 552 с.

7. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 1997. 571 с.

8. Рябов Е. А. Философская антропология как особая система взглядов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (50). Ч. 2. С. 162-166.

9. Свитин И. А. Познавательный потенциал принципа антропоцентризма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 1 (63). С. 151-155.

10. Сергеев В. К. Формирование гуманистического идеала в западной античной философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (45). Ч. 1. С. 168-171.

11. Устименко Д. Л. Антропогенетические идеи М. Хайдеггера // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 5 (55). Ч. 1. С. 194-196.

ANTHROPOLOGICAL SUBJECT MATTER IN TEACHING THE HISTORY OF PHILOSOPHY

Ermakov Sergei Anatol'evich, Doctor in Philosophy, Professor Ermakova Elena Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod ermacow1958@mail. ru

The article considers the issue of the necessity of the expansion of anthropological subject matter while studying the issues of historical and philosophical character in teaching philosophy. In this connection the authors address to various epochs in the development of philosophy with the purpose of revealing their anthropological potential. At the same time attention is focused on the topicality of the humanistic ideas that were advanced by the philosophical thought. The authors come to the conclusion that such approach will contribute to awakening interest to philosophy and raising its role in a man's life.

Key words and phrases: philosophy; history of philosophy; anthropology; anthropological potential; human qualities; better life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.