Научная статья на тему 'Идея государственности в современной культурологии'

Идея государственности в современной культурологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
381
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сёмина В. С., Суворина Е. В.

В статье рассматриваются критерии оценки способа выражения идеи государственности в контексте современной культуры России. Ими является его многоуровневая классификация, предполагающая рассмотрение государственности с позиций: 1) теоретического подхода в выражении сущности государственности; 2) методологической специфики построения теоретических конструкций государственности; 3) выяснения культурологической значимости теорий государственности в контексте некультурологического направления теоретических размышлений о государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея государственности в современной культурологии»

УДК 008.001

СЁМИНА В.С., СУВОРИНА Е.В

ИДЕЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Сёмина ВС., Суворина Е.В. - ТОИПК РО

Аннотация. В статье рассматриваются критерии оценки способа выражения идеи государственности в контексте современной культуры России. Ими является его многоуровневая классификация, предполагающая рассмотрение государственности с позиций: 1) теоретического подхода в выражении сущности государственности; 2) методологической специфики построения теоретических конструкций государственности; 3) выяснения культурологической значимости теорий государственности в контексте некультурологического направления теоретических размышлений о государственности.

Ключевые слова: государственность, культура, теория государственности.

В системе современной культуры любое явление общественной, политической, культурной сфер жизни имеет свою узко направленную, специализированную профессиональную сферу бытования, определяемую через призму специфики данного явления и соответствия его типологии в ряду схожих по своим характеристикам явлений действительности. В этом смысле идея государственности в системе современной культуры России может рассматриваться в контексте культурологического поля бытования, представляющего собой специфический способ выражения идеи государственности, основанный на реконструкции её смысловой сущности с позиций собственно культурно- функциональных особенностей выражения данной идеи. Культурологическое поле бытования идеи государственности включает в себя также элементы самоосмысления смыслов, символов, знаков культуры, объединённых в рамках структурной целостности рассматриваемой идеи.

Критерием оценки данного способа выражения идеи государственности в контексте современной культуры России является его многоуровневая классификация, предполагающая рассмотрение государственности с позиций: 1) теоретического подхода в выражении сущности государственности; 2) методологической специфики построения теоретических конструкций государственности; 3) выяснения культурологической значимости теорий государственности в контексте некультурологического направления теоретических размышлений о государственности.

С точки зрения теоретического подхода в выражении сущности государственности можно выделить несколько направлений: рассмотрение государственности как политической конструкции, выражающей культурные смыслы через психологические основания общественного

сознания. Данное направление можно квалифицировать как культурно-психологическое, охватывающее широкий круг политической государственной проблематики, в основе осмысления которых лежит принцип их соотнесённости с культурными элементами общественного сознания. Собственно культурологическая теоретизация идеи государственности в данном направлении своего выражения для полного раскрытия культурно- психологической сущности рассматриваемой идеи должна предполагать анализ элементов знаковости в различных областях их функционирования: терминологической, символической, раскрывающих в своей теоретической совокупности смысл культурно- психологической основы идеи государственности.

Второе направление характеризуется ориентацией на раскрытие культурно-национального смысла российской государственности в контексте исторической самобытности ценностей и понятий, лежащих в основе культурологического осмысления государственности. Идея государственности в данном направлении своего выражения представляется как синтез исторической тематики самобытности русской культуры и системы знаков национальной принадлежности, выраженных в терминологии, раскрывающей ценностные аспекты национальной специфики смысла идеи государственности. Знаками, выражающими данное направление культурологического поля бытования идеи государственности, могут являться понятия, предметы, явления, символизирующие аспекты самобытности идеи государственности, в контексте рассмотрения самобытности русской культуры в целом. Теоретической основой данного направления выражения идеи государственности является их образно- мировоззренческая символика.

Третье направление определяется как креативно - деятельностная концепция государственности, рассматриваемой данным направлением, в качестве элемента общественно-политической системы ценностей в контексте изучения культуры в целом. Смысл идеи государственности определяется в данном случае совокупностью элементов политической культуры, которая в данном направлении своего выражения имеет культурно- значимую и практическую ценность для общества. Семиотические элементы идеи государственности, относимые к этому направлению, наиболее подвержены изменениям и лежат в плоскости практического своего применения.

Историко- культурологическое направление характеризует собой объективно- исторический подход к культурным ценностям, при соответствующем методологическом рассмотрении которого, данные ценности организуют смысл понятия государственности, в его знаково-символической расшифровке. Основными характеристиками идеи государственности в данном направлении культурологического её выражения являются: историзм; объективная обусловленность явлений и понятий, соотносимых со смыслом идеи государственности; степень

значимости аспектов идеи государственности в контексте общего культурно- исторического фона её существования.

Социокультурная теория и системно- функциональная концепция применимы к рассмотрению государственности с позиций целостности российской культуры. Данное направление выражения идеи государственности способно выявить структурную значимость идеи государственности как элемента социокультурной системы России. Государственность, в данном случае, может рассматривается не только как элемент, включённый в систему культуры России, но и как система элементов, организующая смысл и функционирование идеи государственности как некой структурной целостности в контексте системы культуры России.

Значимость тех или иных элементов структуры идеи государственности в данном случае может варьироваться в зависимости от применяемой методологии и практической цели теоретического построения идеи государственности, рассматриваемой в свою очередь как элемент другой высокоорганизованной структуры- культуры России в совокупности или разности форм её проявления.

Специфика культурологического способа выражения идеи государственности состоит в том, что ни одно из представленных направлений теоретического подхода к отражению сущности государственности не является неизменной данностью её теоретических формулировок в рамках данного поля бытования рассматриваемой идеи, в отличие от правовых и художественных способов выражения идеи государственности. Представленные направления можно рассматривать как методологию выражения идеи государственности, наиболее приоритетные для рассмотрения тех или иных аспектов идеи государственности. В связи с этим типология методологического построения конструкций государственности может включать в себя следующие её направления:

1) Связь теории российской государственности со знаковой (текстовой) её сущностью. Это методологическое культурологическое в контексте применения его к изучаемой нами проблематике, оно может характеризоваться вычленением лингвистической основы понятий, смыслов и ценностей, организующих сущность культурологического осмысления идеи государственности. Идея государственности в данном направлении своего методологического осмысления характеризуется как знаковая лингвистическая интерпретация смысла идеи государственности, структурированной в системе русской культуры на основе её терминологической значимости.

2) Выражение идеи государственности как системы символов понятия государственности (в каком либо одном виде её осмысления - правовом, философском, художественном), представленной в соответствующей терминологии и культурологической расшифровки данных символов. В данном направлении методологии, идея государственности представляет

собой продукт шифровки на языке конкретного способа выражения и последующей дешифровки.

3) Рассмотрение идеи государственности с позиций комплексного семиотического подхода. Данный метод включает в себя построение многоуровневой знаковой конструкции, рассматриваемой идеи, включающей в себя кодификацию смысловую, знаково-терминологическую, знаково- символическую, ценностную. Идея государственности в данном случае представляет собой систему культурологических понятий, раскрывающих смысл государственности через кодификацию разнообразных аспектов её осмысления.

В комплексе рассмотренных направлений культурологического выражения и методологической типологии построения, идея государственности определяется как форма, объединяющая семиотическое разнообразие аспектов идеи государственности, обеспечивающая её целостность и законченность как системы знаков, символов, понятий, терминов, выражаемых через построение теоретической конструкции на основе специфических характеристик культурологического поля бытования рассматриваемой идеи.

Выяснение культурологической значимости теорий

государственности в контексте некультурологического направления теоретических размышлений о государственности находится в зависимости от специфики подхода к обнаружению данной значимости в той или иной теоретической конструкции. Подход может определяться поиском различных понятий, идентичных их культурной функциональности; поиском смысловой конструкции, соответствующей смысловой сущности идеи государственности при условии её культурологической интерпретации выраженной в соответствующей терминологии.

Критерием оценки некультурологических направлений теоретических размышлений о государственности является их смысловая соотнесённость с культурологическим смыслом определения государственности в совокупности её аспектов или отдельных направлений рассмотрения элементов системы государственности в контексте специфики какой- либо отрасли культуры. Специфика определяется тематическим, методологическим, терминологическим, семиотическим своеобразием в выражении идеи государственности и основана на отсутствии единой теоретической системы своего формулирования в плане выражения культурологической значимости рассматриваемой идеи. Данная значимость проявляется в процессе семиотического анализа элементов понятия государственности на основе культурологической интерпретации некультурологических понятий и терминов, не оформленных в единую теоретическую конструкцию.

В связи с этим, типология некультурологических направлений выражения культурологической значимости идеи государственности определяется как вторичное семиотическое образование, опосредованное

методологией рассмотрения его отдельных аспектов, объединённых в систему по ряду схожих признаков: стилистических, терминологических, знаково- символических, смысловых.

Список использованной литературы:

1. Гатальская СМ Философия культуры - К, 2005

2. Гончарук ТВ Культурология - Тернополь, 2004

3. Гуревич ПС Культурология - М, 2002

4. История мировой культуры - Ростов-на-Дону, 2000

5. Кармин АС, Новикова ЕС Культурология - СПб, 2004

6. Неретин С, Огурцов А Время культуры - СПб, 2000\

7. Ромах О.В. Культурология. Теория культуры. М., 2006

8. Шендрик АИ Теория культуры: Учебное пособие для вузов - М, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.