Научная статья на тему 'ИДЕЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ТРУДАХ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПЕДАГОГА И ПРАВОВЕДА А.П. КУНИЦЫНА'

ИДЕЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ТРУДАХ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПЕДАГОГА И ПРАВОВЕДА А.П. КУНИЦЫНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / РОССИЙСКАЯ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куницын А.С.

В статье раскрыты характерные черты и особенности естественно-правовых воззрений воспетого А.С. Пушкиным преподавателя Царскосельского лицея и правоведа А.П. Куницына. Показан его вклад в развитие российской естественно-правовой мысли, дана оценка места А.П. Куницына в истории от- ечественного правоведения как одного из основателей естественно-правового направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF NATURAL LAW IN THE WRITINGS OF THE DISTINGUISHED EDUCATOR AND LAWYER A.P. KUNITSYN

The article is observed the specific characteristics and peculiarities of natural-legal views of A.P. Kunitsyn, a lawyer and lecturer in the Tsarskoye Selo Lyceum and who was glorified by A.S. Pushkin. His contribution into the development of the Russian natural-legal thought is described, the assessment of place of A.P. Kunitsyn in the history of domestic law as one of the founders of natural-legal areas is given in the article.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ТРУДАХ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПЕДАГОГА И ПРАВОВЕДА А.П. КУНИЦЫНА»



Куницын А.С.,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин филиала Московского института государственного управления и права в Курской области

ИДЕЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ТРУДАХ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПЕДАГОГА И ПРАВОВЕДА А.П. КУНИЦЫНА

В статье раскрыты характерные черты и особенности естественно-правовых воззрений воспетого А.С. Пушкиным преподавателя Царскосельского лицея и правоведа А.П. Куницына. Показан его вклад в развитие российской естественно-правовой мысли, дана оценка места А.П. Куницына в истории отечественного правоведения как одного из основателей естественно-правового направления. Ключевые слова: юридическое наследие, естественное право, положительное право, российская естественно-правовая мысль, естественные права человека

Kunitsyn A.,

Associate Professor of Chair of State-Legal Disciplines, Kursk Branch of the Moscow Institute of Public Administration and Law, PhD in History, Associate Professor

THE IDEA OF NATURAL LAW IN THE WRITINGS OF THE DISTINGUISHED EDUCATOR AND LAWYER A.P. KUNITSYN

The article is observed the specific characteristics and peculiarities of natural-legal views of A.P. Kunitsyn, a lawyer and lecturer in the Tsarskoye Selo Lyceum and who was glorified by A.S. Pushkin. His contribution into the development of the Russian natural-legal thought is described, the assessment of place of A.P. Kunitsyn in the history of domestic law as one of the founders of natural-legal areas is given in the article.

Keywords: juridical heritage, natural law, positive law, Russian natural-legal thought, natural human rights

Характерной чертой Конституции Российской Федерации является закрепление в ней новой концепции прав человека, воспринявшей идеи естественного права. Конституция исходит из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), воспроизводит естественно-правовое положение о прирожденном характере и неотчуждаемости основных прав и свобод (ч. 2 ст. 17), определяет в русле данного типа правопонимания границы осуществления прав, которые не должны нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Долгим и трудным оказался в России путь естественного права к юридическому признанию, причем на конституционном уровне.

Конституционное признание естественного права делает весьма актуальной научную разработку всего круга вопросов, имеющих отношение к естественно-правовой проблематике, в том числе вопросов истории отечественной естественно-правовой мысли. Среди ее представителей видное место принадлежит Александру Петровичу Куницыну (17831840) - талантливому педагогу, «воспитавшему пламень» Пушкина, Дельвига, Горчакова и других знаменитых соотечественников, одному из крупнейших российских правоведов своего времени.

В отечественной литературе сравнительно полно освещены страницы жизни А.П. Ку-ницына, связанные с А.С. Пушкиным и декабристами1. Отдельные стороны научного наследия А.П. Куницына стали предметом исследования в работах литературоведов, историков, философов2. В целом же нельзя не согласиться с исследователем А. Никитиным, заметившим, что «о Куницыне до сих пор написано до удивительного мало»3. Даже в биографии ученого остается много «белых пятен».

Думается, не получила должного отражения в нашей историко-правовой литературе и научная деятельность А.П. Куницына, в частности его учение о праве, что, видимо, объясняется негативным отношением к теории естественного права, имевшим место в прошлые годы.

А.П. Куницын родился в селе Кой Тверской губернии в семье сельского священника. Учился в Тверской духовной семинарии, а в 1803 г. в числе лучших ее выпускников был направлен в Петербургский педагогический институт. Благодаря блестящим способностям, трудолюбию и целеустремленности А.П. Куницын был признан первым студентом института, став любимым учеником известного ученого, юриста и педагога М.А. Балугъянского (17691847), по рекомендации которого был направлен в Геттингенский и Парижский университеты для дальнейшего обучения.

По всей вероятности, именно в этот период произошло его знакомство с гуманистическими идеями эпохи Просвещения, с трудами выдающихся западноевропейских представителей школы естественного права. Примечательно в этой связи высказывание современного шведского правоведа Э. Аннерса о том, что «под влиянием немецкой школы естественное право начали преподавать для юристов в университетах Германии. Стали изучать также Гроция и Пуфендорфа, особенно учитывая богатый материал их правовых теорий»4. В работах А.П. Куницына нередко встречаются ссылки на взгляды Руссо, Монтескье, Спинозы, Гоббса, Гроция, Пуфендорфа и других. В ряде случаев с некоторыми из них автор вступает в полемику.

Разумеется, общественно-политические воззрения А.П. Куницына сложились не только под влиянием философских доктрин Просвещения, но и под воздействием конкретных исторических событий, прежде всего Великой французской революции. Безусловно, прав был профессор Московского университета Л.А. Цветаев (1777-1835), заметивший в свое время, что «именно французская революция возбудила во многих желание исследовать и изучать начала естественного права»5.

Серьезное изучение теории естественного права сделало А.П. Куницына убежденным ее сторонником и пропагандистом в России.

Причем ознакомление с работами Куницына позволяет утверждать, что он не только воспринял идеи естественного права, но и в соответствии с личным опытом и мировоззрением постарался внести свой вклад в их развитие, высказав ряд ценных и оригинальных суждений в области права, представляющих интерес и в настоящее время.

1 См.: Селезнев И. Исторический очерк Императорского бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 год. СПб., 1861; Анненков П.В. А.С. Пушкин в Александровскую эпоху. СПб., 1874; Черей-ский Л.А. Пушкин и его окружение. Л., 1989; Наумов А.В. Посмертно подсудимый. М.: Российское право, 1992; Пушкинская энциклопедия. 1799-1999. М: АСТ., 1999 и др.

2 См.: Смирнов Ф.Н. Мировоззрение А.П. Куницына // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8: История. 1961. № 5; Каменский З.А. Философские идеи русского просвещения. М.: Мысль, 1971; Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. М.: Изд-во МГУ., 1980; Парсамов В.С. Декабристы и французский либерализм. М.: ПОЛИМЕД., 2001 и др.

3 Никитин А. «И встретил нас Куницын» // Прометей (историко-биографический альманах). Т. 14. М., 1987. С. 238.

4 АннерсЭ. История европейского права. М.: Наука, 1994. С. 226.

5 Цветаев Л.А. Первые начала права естественного, изданные для руководства учащихся. М., 1816. С. 144.

По возвращении в Россию Куницын приступил к научной разработке и изложению своих идей как в ряде сочинений, так и в процессе преподавания в Царскосельском лицее (1811-1817) и в Главном педагогическом институте.

По признанию выпускников, А.П. Куницын был самым любимым из лицейских профессоров. Он выделялся своим умом, красноречием, разносторонними познаниями. Лицеистам импонировало его независимое поведение, свойственное ему чувство собственного достоинства.

Проникновенная речь А.П. Куницына в день торжественного открытия Лицея 19 октября 1811 г. обратила на себя внимание императора Александра I, других знатных гостей и произвела неизгладимое впечатление на воспитанников. Спустя много лет А.С. Пушкин в стихотворении «Была пора...» напомнил:

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей...

В течение шести лет Куницын преподавал в Лицее политические и «нравственные» науки, к которым в то время относили и право: право естественное частное, право естественное публичное, право народное, право гражданское русское, право публичное русское, право римское, а также психологию, логику, нравственность и финансы. Куницын увлекал слушателей своей преданностью праву, стремился вызвать у них интерес к юриспруденции, к политическим событиям современности. Но главное, он вдохновлял своих слушателей вольнолюбивыми идеями в духе теории естественного права.

Лекции А.П. Куницына находили отклик у слушателей и в конечном итоге оказали огромное влияние на формирование их мировоззрения.

«Лекции Куницына, - в свою очередь утверждал выдающийся писатель В.В. Вересаев, -видимо, оказывали большое влияние на слушателей: из всех преподавателей он - единственный, которого Пушкин и впоследствии не раз вспоминал в стихах»6. Куницыну посвящена не вошедшая в окончательный текст строфа в стихотворении «19 октября» («Куницыну дань сердца и вина») (1825 г.) и строка в стихотворении «Была пора: наш праздник молодой...» (1836 г.), а также строки в «Послании цензору» (1822 г.).

11 января 1835 г. А.С. Пушкин преподнес Куницыну дарственный экземпляр своей книги «История Пугачевского бунта» с такой надписью: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности»7.

Идеи естественного права, которым он посвятил свою книгу «Право естественное», а также излагал в лицейском курсе лекций, были восприняты и Пушкиным, и его друзьями, то есть всеми, кто был «в просвещении с веком наравне». Эти идеи нашли отражение в пушкинской оде «Вольность», поэме «Цыганы», романе в стихах «Евгений Онегин» и других произведениях поэта.

Размышляя о результатах идейного влияния А.П. Куницына на Пушкина, известный в свое время адвокат и правовед А.А. Гольденвейзер обратил внимание на прочность идейных убеждений будущего великого поэта: «Идеи доктрины естественного права, услышанные от Куницына, действительно, стали краеугольным камнем общественного мировоззрения Пушкина... "Чистая лампада", которую "возжег" пред взорами Пушкина-мальчика Куницын, продолжала гореть до конца его дней»8.

6 Вересаев В.В. Спутники Пушкина: В 2 т. М.: Локид-Пресс,, 2001. Т. 1. С. 63.

7 Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. М.; Л.: Academia, 1935. С. 720.

8 ГольденвейзерА.А. В защиту права: Статьи. Нью-Йорк, 1952. С. 97.

Завершая характеристику лицейского периода биографии А.П. Куницына, мы хотим подчеркнуть: в том, что Царскосельский лицей стал значительным явлением русской культуры, что целая плеяда его выпускников оставила заметный след в истории страны, есть немалая заслуга и А.П. Куницына.

При всей разносторонности научных интересов Куницына приоритетным направлением его творческих поисков была естественно-правовая проблематика. Разработке вопросов естественного права посвящены капитальный двухтомный труд «Право естественное», а также лицейский курс лекций «Энциклопедия прав», дошедший до нас благодаря записям лицеиста А.М. Горчакова.

Книга первая «Права естественного» была напечатана в 1818 г. в Петербурге (в типографии И. Иоаннесова), одобрена цензурой к печати 29 марта 1818 г. Книга вторая была напечатана в 1820 г. (в той же типографии) и была разрешена цензурой к печати 14 октября 1819 г.9 В книге первой излагается естественное право «чистое», в книге (части) второй -право «прикладное», которое делится на частное, публичное (государственное) и народное. К слову сказать, благодаря тому что эта книга была напечатана довольно большим для того времени тиражом в тысячу экземпляров, немалое их количество все же уцелело в частных книжных собраниях.

Работа А.П. Куницына «Право естественное» стала заметной вехой в формировании самостоятельного естественно-правового направления в истории отечественной правовой науки и выдвинула автора в число крупнейших представителей русской естественно-правовой мысли. Стоит заметить, что данная работа удостоилась критического отзыва видного правоведа, профессора Петербургского университета Н.М. Коркунова (1853-1904), по мнению которого она не стояла на уровне современной науки и не представляла ничего выдающегося, что это только «толковое и талантливое изложение Руссо и Канта»10.

Однако точка зрения Н.М. Коркунова не получила поддержки ни у большинства современных ему правоведов, ни у исследователей последующих времен. «Последний труд, - писал, например, видный правовед, профессор Петербургского университета А.Д. Градовский (1841-1889), - свидетельствует о большом таланте автора, сильной логике и замечательной для того времени научной самостоятельности, хотя школа ученых, которой он следовал (Руссо, Кант), и тогда уже могла считаться отжившею век, а другие позднейшие учения оставались ему, по-видимому, неизвестны»11. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, в статье, посвященной Куницыну, дана следующая оценка его работе: «Строгая и сильная логическая мысль, самостоятельность суждений, выработанная под влиянием Канта и Руссо, глубокая убежденность - таковы отличительные особенности его "Права естественного»12.

В учении А.П. Куницына о праве прежде всего обращает на себя внимание его понимание (и понятие) права, которое, как представляется, не утратило определенного интереса и в настоящее время. А.П Куницын рассматривал право как часть нравственной философии. «Нравственная философия, по его мнению, есть наука, излагающая законы, предписываемые воле разумом. Цель ее вообще есть ограждение свободы человека, которая бывает нарушаема или в нем самом чувственными его желаниями и страстями, или другими людьми, препятствующими ему законно обнаруживать свою свободу. Посему нравственная филосо-

9 О книге Куницына А.П. «Право естественное» и истории ее запрещения имеется особое дело на 17 листах (ЦГИА Санкт-Петербурга. Ф. 732. Оп. 2. Ед. хр. 12692).

10 Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1898. С. 348.

11 Цит. по: Григорьев В.В. Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. СПб., 1870. С. 13.

12 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания. Т. 33. М., 1991. С. 28.

фия разделяется на две ветви. В первой излагаются законы внутренней свободы, которая называется собственно нравоучением. Во второй предлагаются законы внешней свободы, или законы права, которая потому и называется правоучением или просто правом»13.

Отсюда, по мысли Куницына, следует, что «человек может производить все деяния, которыми свобода других людей не нарушается, каковая возможность называется правом»14. «Посему право, - определял Куницын, - во-первых, как качество лица есть возможность поступать произвольно, не нарушая законной свободы других; во-вторых, как качество действия оно означает совместность нашей свободы со всеобщею законною свободою; в-третьих, как собрание законов оно есть совокупность условий, при которых всеобщая внешняя свобода возможна»15.

Следует подчеркнуть, что А.П. Куницын исходил из признания неразрывного единства прав и обязанностей, которые, по его словам, «всегда находятся во взаимном соотношении: право рождает должность, а сия непременно соответствует праву»16.

Одна из глав в работе «Право естественное» отведена размышлениям автора о главном начале или признаке права. Куницын главное начало права выразил следующим образом: «Человек имеет право на все деяния и состояния, при которых свобода других людей по общему закону разума сохранена быть может». По его мнению, главное начало права можно выразить и отрицательным образом: «Не употребляй других людей как средство для своих

целей»17.

Не обойден вниманием автора и такой важный вопрос, как соотношение естественного и положительного права. По мнению Куницына, «для отличия от положительных законов, основанных на произволе законодателя, правоучение называется естественным, поколику оно излагает законы, выводимые из природы разума человеческого»18. Иначе говоря, естественное и положительное право «различаются между собой по источнику, из которого проистекают содержащиеся в них правила»19.

С другой стороны, Куницын видел и определенную связь естественного и положительного права, поскольку общим своим предметом они имеют сохранение внешней свободы. Причем Куницын был убежден в несомненном благотворном воздействии естественного права на положительное законодательство, которое, «будучи основано на преходящих обстоятельствах, беспрестанного требует поправления, чтобы не прийти в ветхость»20. «При таковых переменах, - полагал Куницын, - правоучение служит главным руководством в определении законов положительных, ибо оно предлагает общие начала, разрешающие все частные случаи». Кроме того, «познание права естественного нужно исследователям законов положительных при определении справедливости оных. ...Посему, - заключал Куницын, - наука права естественного есть наука государственная. Распространение познания оной содействует ко благу частному и общему»21.

Довольно внушительной даже с позиции сегодняшнего правоведения выглядит и представленная Куницыным классификация естественного права. По мысли Куницына, естественное право состоит из двух частей: права чистого и права прикладного. К чистому праву автор

13 КуницынА.П. Право естественное // Русские просветители (от Радищева до декабристов): В 2 т. М.: Мысль., 1966. Т. 2. С. 207-208.

14 Там же. С. 216.

15 КуницынА.П. Право естественное // Русские просветители (от Радищева до декабристов): В 2 т. М.: Мысль., 1966. Т. 2. С. 218.

16 Там же. С. 218.

17 Там же. С. 222.

18 Там же. С. 211.

19 Там же. С. 211-212.

20 Там же. С. 213.

21 Там же. С. 213.

относил права и обязанности людей, вытекающие непосредственно из их природы. В свою очередь чистое право, по его мнению, следует разделять на безусловное право, которое составляет права врожденные, первоначальные, и на условное право, которое составляет права производные или посредственные, то есть приобретаемые посредством законного деяния.

Прикладное право, как указывал А.П. Куницын, «занимается определением прав и должностей, принадлежащих людям в известных отношениях». Причем именно «главные начала чистого права служат основанием для сего приноровления»22. Прикладное право включает в себя следующие части: 1) право общественное всеобщее; 2) право семейственное; 3) право государственное, которое автор разделял на безусловное, определяющее отношения между верховной властью и подданными, и на условное, определяющее способы, по которым верховная власть действует в государстве23.

С точки зрения Куницына, при всем разнообразии врожденных, первоначальных прав человека в них следует выделять три основных права, «главнейшие из оных суть: I. Право существования. II. Право употребления сил своих. III. Право достигать благополучия. Все прочие права, - указывал он, - подчинены сим главнейшим или из оных проистекают»24.

«Главнейшее первоначальное право человека, - подчеркивал Куницын, - есть право располагать самим собою или собственным лицом, почему оно и называется правом личности. По силе сего права каждый человек может требовать от других, чтоб его не употребляли как простое орудие или средство достижения своих целей, но чтобы поступали с ним как с существом разумным, свободною волею одаренным»25.

К числу священных, врожденных прав человека автор относил право на жизнь, на стремление к счастью, на свободу мысли, слова, вероисповедания. «Человек не может быть принужден что-либо признавать истинным противу собственного убеждения. Заблуждения противу общего мнения не суть преступления. Поэтому всякое наказание, чинимое за оные, - утверждал Куницын, - несправедливо и нимало не соответствует цели»26. Вслед за выдающимися просветителями важнейшим неотъемлемым правом человека Куницын считал право частной собственности. «Посему, - писал он, - каждый имеет право употреблять вещи по своему усмотрению, если только чрез сие не нарушается свобода других людей. Кто препятствует другому в употреблении оных, тот поступает противозаконно, ибо, во-первых, препятствует человеку действовать, следовательно, нарушает его свободу; во-вторых, лишает его средства к поддержанию и услаждению жизни, следовательно, нарушает самое право на жизнь и благополучие»27. Причем, по мысли Куницына, врожденное право человека на употребление вещей является законным предлогом их приобретения. Способы приобретения бывают различны в зависимости от состояния, в котором вещи находятся и регулируются естественным условным правом.

В соответствии с теорией естественного права Куницын полагал, что «права первоначальные суть неотчуждаемы и неотъемлемы», что они «принадлежат всем людям, ибо они основываются непосредственно на самой природе, которая во всех людях одинакова»28. Их никто - ни общество, ни государство - человеку не дарует, они - эти права - являются, по мысли Куницына, непременным условием существования человека и его жизнедеятельно-

22 Куницын А.П. Право естественное // Русские просветители (от Радищева до декабристов): В 2 т. М. .: Мысль, 1966. Т. 2. С. 272.

23 Там же. С. 292.

24 Куницын А.П. Энциклопедия прав // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: В 3 т. М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. Т. 1. С. 592.

25 Там же. С. 592.

26 КуницынА.П. Право естественное // Русские просветители (от Радищева до декабристов): В 2 т. М.: Мысль., 1966. Т. 2. С. 235.

27 КуницынА.П. Право естественное // Русские просветители (от Радищева до декабристов): В 2 т. М.: Мысль., 1966. Т. 2. С. 240.

28 Там же. С. 240.

сти. Это краеугольное положение теории естественного права представляется и сегодня чрезвычайно актуальным, поскольку долгое время в нашей стране и в теории, и на практике господствовала теория октроирования (дарения) прав гражданам со стороны государства. Разумеется, права человека могут устанавливаться властью на основе и в полном согласии с естественными правами. Но в целом они не должны зависеть от простого желания государства («дам или отниму»).

В противовес системе феодальных привилегий Куницын отстаивал принцип равенства прав, свобод и обязанностей людей. Он утверждал, что «в рассуждении прав первоначальных все люди равны, то есть всем им принадлежат одинаковые права, ибо основание оных у всех людей одинаково. Сие равенство состоит в том, что каждый человек по общему закону может выполнять свои права, и никто другой в том не может ему препятствовать»29.

Отказывая власти в праве издавать законы, препятствующие осуществлению естественных и гражданских прав или нарушающие их, А.П. Куницын считал, что естественное право - это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), поскольку воплощает в себе разум и справедливость.

«Подданные государства, - писал он, - неприкосновенны в их личных и вещественных правах. Нужда государства не дает никому права причинять обиду подданному, ибо оная не есть право. Властитель обязывается достигать цели государства только законными средствами. Цель не может освящать средств, следовательно, несправедливые меры выходят из круга деятельности верховной власти. Самая величайшая польза для государства есть справедливость, а самое величайшее зло - несправедливость»30.

Размышления А.П. Куницына о том, что государственная власть должна иметь определенные пределы, которые она не должна и не может преступать, не утратили своей актуальности. Провозгласив в качестве цели переход к гражданскому обществу и правовому государству, мы, видимо, должны признать важность существования в наших общественных отношениях не только «права на» положительные действия со стороны государства, но и «свободы от» вмешательства государства и его структур в определенные гражданские сферы.

Идеи А.П. Куницына сыграли важную роль в подготовке российского общественного мнения к осознанию необходимости проведения прогрессивных государственных преобразований и борьбы за утверждение священных прав и свобод каждой личности.

Однако в правительственных кругах идеями А.П. Куницына были явно напуганы. Его книга «Право естественное» была запрещена, а сам автор уволен со службы с запрещением преподавать по Министерству просвещения31.

Наряду с Куницыным жертвами, по выражению выдающегося русского юриста А.Ф. Кони, «известного разгрома Петербургского университета, произведенного в 1821 году Руничем»32, стали профессора К.Ф. Герман, Э.-В. Раупах, А.И. Галич, К.И. Арсеньев и др.33 «Дело

29 КуницынА.С. Энциклопедия прав // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: В 3 т. М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. Т. 1. С. 593.

30 Куницын А.П. Право естественное // Русские просветители (от Радищева до декабристов): В 2 т. М.: Мысль, 1966. Т. 2. С. 316.

31 Подробнее см.: Селезнев И. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского Лицея, за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 г. СПб., 1861. С. 125-126; ГригорьевВ.В. Императорский С.-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. СПб., 1870. С. 35; Сухомлинов М.И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. Т. 1. СПб., 1889. С. 205; КобекоД. Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811-1843. СПб., 1911. С. 157.

32 Кони А.Ф. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1968. Т. 5. С. 139.

33 См.: Дело о Санкт-Петербургском университете в 1821 году // Чтения в обществе истории и древностей российских. Кн. 3. М., 1866. С. 67 и далее; Сухомлинов М.И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. Т. 1. СПб., 1889. С. 254-270; Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. М.; Л., 1957. С. 337-339 и др.

профессоров» положило начало гонениям на естественное право, в результате чего в период с 1820 по 1827 гг. преподавание естественного права было вообще запрещено в университетах России34.

Период жизни и деятельности А.П. Куницына после его изгнания из С.-Петербургского университета является наименее изученным. В распоряжении исследователей имеются отдельные, весьма отрывочные сведения.

По мнению профессора Московского университета Н.Я. Куприца, «в 1821-1826 гг. Куни-цын, видимо, не состоял на государственной службе. Ему пришлось даже стать поверенным богача графа Шереметьева»35.

Можно также предположить, что, будучи лишен возможности заниматься преподавательской деятельностью, Куницын какое-то время занимался юридической практикой.

Характеризуя состояние изучения данного периода жизни и деятельности А.П. Куницына, в итоге мы согласимся с мнением современного исследователя О.А. Яценко о том, что «в общем 1821-1825 гг. в жизни Куницына документируются с трудом... К сожалению, неизвестно, где находился Куницын в день восстания декабристов и каково было его отношение к этому событию. Видимо, поражение восстания стало его большой личной трагедией, ведь среди осужденных оказались его ученики по Лицею и лицейскому пансиону, слушатели его публичных лекций. 14 декабря они попытались реализовать то естественное право на свободу, которое он обосновал в своих книгах и лекциях»36.

Заслуживает внимания подтвержденное архивными документами свидетельство современного правоведа С.В. Кодана о том, что талантливые педагоги - А.П. Куницын, М.Г. Пли-сов и К.И. Арсеньев, изгнанные в 1821-1822 гг. из Петербургского университета, были приняты «на службу в 1824 г. в Комиссию составления законов, которую они продолжили и во Втором отделении»37. За заслуги в этом важном деле Куницын получил степень доктора прав и был избран почетным членом Петербургского университета. Незадолго до смерти, последовавшей 1 июля 1840 г., он был назначен директором Департамента иностранных исповеданий.

Имя профессора А.П. Куницына занимает достойное место в ряду имен выдающихся русских правоведов, верных сынов Отечества, которыми по праву может гордиться страна. Так что его имя, слова и дела продолжают жить в памяти народной, а значит, задача дальнейшего, более пристального исследования его жизни и идейного наследия сохраняет свою научную значимость.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. АннерсЭ. История европейского права. М.: Наука, 1994. - 398 стр.

2. Вересаев В.В. Спутники Пушкина: В 2 т. М.: Локид-Пресс, 2001. Т.1. - 447 с.

3. Гольденвейзер А.А. В защиту права: Статьи. Нью-Йорк, 1952.

4. Кобеко Д. Царскосельский лицей. Наставники и питомцы (1811-1843). СПб.: типография В.Ф. Киршбаума, 1911.

5. Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850 гг.: деятели, идеи, институты. Екатеринбург: УрАГС, 2005. - 324 с.

34 Философия в Санкт-Петербурге (1703-2003): Справочно-энциклопедическое издание. СПб., 2003. С. 239.

35 Куприц Н.Я. А.П. Куницын, учитель Пушкина, государствовед // Советское государство и право. 1978. № 3. С. 112.

36 Яценко О.А. А.П. Куницын: невостребованное наследие // Вече: Альманах русской философии и культуры. СПб., 1995. С. 39.

37 Кодан С.В. Школа профессоров российского права М.М. Сперанского // Государство и право. 2003. № 9. С. 90.

6. Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1898.

7. КуницынА.П. Право естественное // Русские просветители (от Радищева до декабристов): В 2 т. М.: Мысль, 1966. Т. 2. С. 204-359.

8. Куницын А.П. Энциклопедия прав // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: В 2 т. М.: Государственное издательство политической литературы, 1951. Т. 1. С. 591-654.

9. Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 168 с.

10. Наумов А.В. Посмертно подсудимый. М.: Российское право, 1992. - 336 с.

11. Философия в Санкт-Петербурге (1703-2003): Справочно-энциклопедическое издание. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - 400 с.

Reference list

1. Anners E. The history of European law. M., 1994.

2. Goldenweiser A. In defense of right: Essay. New York, 1952.

3. Kobeko D. The Tsarskoe Selo Lyceum. Tutors and old boys (1811-1843). SBR., 1911.

4. Kodan S. The juridical policy of the Russian state in 1800-1850: figures, ideas, institutions. Yekaterinburg, 2005.

5. KorkunovN. The history of law philosophy. SBR., 1898.

6. Kunitsyn A. Encyclopedia of rights // Selected socio-political and philosophical works of the Decembrists: In 2 volumes. M., 1951. Vol. 1. P. 591-654.

7. Kunitsyn A. The law the natural // The Russian enlighteners (from Radishchev to the Decembrists): In 2 volumes. M., 1966. Vol. 2. P. 204-359.

8. Kuprits N. From history of state-legal thought of pre-revolutionary Russia. M., 1980.

9. NaumovA. Afterlife the person on trial. M., 1992.

10. Philosophy in St. Petersburg (1703-2003): Reference-encyclopedic edition. SBR., 2003.

11. VeresaevV. Pushkin's Companions: In 2c volumes. M., 2001. Vol. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.