УДК 340.122(470) Гараева Галина Фаизовна
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин, заместитель директора по научной работе Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ А.П. КУНИЦЫНА И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В РОССИИ
Garaeva Galina Faizovna
D.Phil., Professor, General Theoretic Legal Subjects Department, Deputy Director for Science, North Caucasus branch of Russian University of Justice
PHILOSOPHICAL AND LEGAL VIEWS OF A.P. KUNITSYN AND DEVELOPMENT OF NATURAL LAW IN RUSSIA
Аннотация:
В статье дан анализ естественно-правовых взглядов А.П. Куницына, особенностей его аргументации относительно фундаментальной природы естественного права и соответствующих прав человека. Автор рассматривает особенности взаимосвязи естественного и позитивного права в философии права А.П. Куницына, выявляет общие и особенные моменты в их характеристике.
Ключевые слова:
право, естественное право, позитивное право, условное право, естественные права человека, справедливость, свобода, А.П. Куницын.
Summary:
This article analyses the natural and legal views of A.P. Kunitsyn, the features of his argument regarding the fundamental nature of the natural law and the relevant human rights. The author considers the peculiarities of the relationship of natural and positive law in Ku-nitsyn's legal philosophy, describes general and special moments in their characteristics.
Keywords:
law, natural law, positive law, conventional law, natural human rights, justice, freedom, A.P. Kunitsyn.
Александр Петрович Куницын (1783-1840) - выдающийся русский юрист, правовед, гуманист, сторонник естественного права. Его роль в истории русской культуры и правовой мысли трудно переоценить. После окончания Педагогического института в Санкт-Петербурге А.П. Куницына как лучшего студента отправили в Геттингенский университет слушать лекции по праву. Также он самостоятельно прослушал курс юриспруденции и дипломатии в Парижском университете (Сорбонна) и Гейдельберге (Германия). В начале 1811 г. А.П. Куницын возвратился в Россию, вел широкую просветительскую деятельность, популяризировал новейшие достижения немецкой и в целом европейской философской и правовой мысли в России. Сильное идейное влияние на творчество А.П. Куницына оказали Ж.-Ж. Руссо и И. Кант, их идеи он использовал в своих трудах. Прогрессивные общественные идеи А.П. Куницын излагал своим ученикам в Царскосельском лицее, в числе которых были А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер, Ф.Ф. Матюшкин, М.Л. Яковлев и др.
Одной из главных работ А.П. Куницына стала книга «Право естественное», идеи которой были во многом, но не во всем созвучны идеям западных философов: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта и др. Эта книга, содержание которой было пронизано уважением к человеку, независимо от его происхождения и социального положения, звучала весьма прогрессивно в условиях господства в России крепостного права. Это не могло остаться незамеченным. Государственные чиновники в лице членов ученого комитета Главного правления училищ, а также ревизора министерства народного просвещения отрицательно оценили книгу А.П. Куницына «Право естественное». В официальном постановлении указывалось: «По принятым за основание ложным началам и выводимому из них весьма вредному учению, противоречащему истинам христианства и клонящемуся к низвержению всех связей семейственных и государственных, книгу сию, как вредную, запретить повсюду к преподаванию по ней и притом принять меры к прекращению... преподавания естественного права по началам столь разрушительным, каковы оказались в книге Куницына!» [1, с. 344]. В результате в 1821 г. А.П. Куницыну было воспрещено заниматься преподавательской деятельностью, а книгу запретили, издание полностью изъяли и сожгли.
Таким образом, мы видим, что книга А.П. Куницына «Право естественное» имела столь мощный потенциал воздействия на умы молодого поколения, что стала одной из главных причин запрета на преподавание естественного права в России на несколько десятков лет. Оценить по-настоящему вклад А.П. Куницына можно, познакомившись с его естественно-правовыми взглядами, аргументацией, гуманистической основой его идей, которые по достоинству были оценены его совре-
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 23)
менниками и оказались диаметрально противоположными взглядам официальным, отрицательным. Так, например, академик Н.И. Фус писал по поводу книги А.П. Куницына «Право естественное»: «...первая по этому предмету на отечественном языке. Написана систематически и по хорошему плану, сходному с планом лучших немецких сочинений по естественному праву» [2, с. 205].
Рассмотрим подробнее естественно-правовые взгляды А.П. Куницына. Прежде всего отметим, что он развивал естественно-правовые идеи на рационалистически-просветительском основании. Истоки естественного права он выводил из природы человеческого разума. Иными словами, первоначальные (естественные) права - это необходимые и неизменные условия, которые отвечают представлениям людей о разумных, справедливых началах жизни. А так как разум порождает общие представления в силу собственных законов, то разумные представления об условиях жизни и принципах отношений между людьми становятся общим положением, противопоставляются частным взглядам. Таким образом, мы видим, что А.П. Куницын высоко ценил человеческий разум с точки зрения зарождения естественно-правовых идей и их воспроизводства в обществе. В силу того, что все люди наделены разумом как отличительным признаком, все они могут быть рассмотрены как равные и подобные друг другу разумные существа, которые, с одной стороны, приходят к объективному пониманию естественного права, а с другой стороны - в силу разумности способны следовать этому праву.
Однако А.П. Куницын понимал, что и положительные законы, являющиеся результатом законодательной деятельности человека, имеют источником своим разум, так как их нельзя отнести к безумным явлениям. Однако в этом случае разум выполняет иную роль, берется в лице законодателя за разрешение вполне определенных конфликтов, сформировавшихся в общественных отношениях. Если же речь идет о естественном праве, естественных законах, то они суть результат разумных представлений вне конкретных исторических обстоятельств и конфликтов. Не случайно А.П. Куницын использует в отношении естественного права характеристику «чистое право», то есть свободное от конкретной исторической задачи, но в то же время имеющее содержание, отвечающее реальным потребностям общества и государства.
Надо также иметь в виду, что А.П. Куницын, раскрывая сущность естественного права, сводит его прежде всего к правам человека, поскольку именно они являются первоначальными правами. Все иные права условны, так как надстраиваются над ними. Такой подход позволяет А.П. Куницыну различать естественные законы и законодательство как результат человеческого волеустановления. При этом естественное право имеет не только первичную, но и неизменную, базисную природу. И неизменность эта не может быть объяснена исключительно рациональными истоками естественного права. Напротив, разум всегда старается учесть все факторы, в том числе и связанные с постоянным развитием общественных отношений, а значит, нуждается в праве как гибком инструменте. Так чем же объясняется неизменность естественного права? Все это дает основание думать, что наряду с рациональной составляющей естественного права есть и некая сверхрациональная, которая объясняет неизменность этого права. Значит, естественное право подчинено чему-то иному, обладая при этом рациональной формой и содержанием. А.П. Куницын отмечает, что целью естественного права является справедливость, которая выше сиюминутных интересов, эгоистических расчетов и субъективных представлений о должном. Таким образом, естественное право дает человеку первоначальное представление о справедливости. Такой подход к справедливости позволяет рассматривать ее с точки зрения целепо-лагания в естественном праве. Справедливость остается также связующим звеном между естественным и положительным (производным) правом.
А.П. Куницын подчеркивает: «.право положительное имеет в виду не только справедливость, но и пользу граждан; естественное право имеет целию одну только справедливость» [3, с. 11]. Но там, где примешивается польза, уже зарождается дифференцированный подход к гражданам, поскольку польза не всегда может быть для всех. К тому же польза порой может определяться различными обстоятельствами, случаем, то есть содержать в себе элемент преходящего, не совсем объективно справедливого. То, что полезно в одной ситуации одной группе людей, не обязательно может быть таковым для других людей и при других обстоятельствах.
Таким образом, несмотря на то что и естественное право, и положительное право не обходятся без учета справедливости, прагматическая направленность положительного права, выраженного через ориентацию на пользу, порождает его условный характер и зависимость от случая. Таким образом, видны объективная связь, диалектическое единство естественного права и положительного, а также их диалектическое противоречие.
Помимо разумного и справедливого основания право немыслимо без свободы. Право защищает свободу человека в пределах дозволенных действий. А.П. Куницын следующим образом выделяет взаимосвязь права и свободы: «Чем больше человек имеет прав, тем большую имеет свободу, и, напротив, чем меньше имеет прав, тем меньше для него свободы» [4, с. 31]. Однако
данная закономерность выводится А.П. Куницыным только для материального права и не распространяется на формальные права.
Тема свободы занимала особое место в философско-правовом творчестве А.П. Куницына. Он понимал свободу как системное проявление - и на уровне слова, и на уровне мысли, и на уровне действия. По сути, это взаимосвязь свободы воли, свободы мысли и свободы действия. При этом А.П. Куницын говорит о свободе каждого человека как важнейшей антропологической характеристике, провозглашая людей изначально свободными и равными существами. Поэтому он выступает против неравенства, унижения чести одного человека другим, безусловного подчинения барской воле, а не гражданским законам, что, конечно, звучало весьма прогрессивно в условиях существования крепостного права в России. А.П. Куницын также выступил против сословного неравенства. Ведь если естественные права присущи всем людям без исключения, то противоестественным явлением оказывается существование в обществе особой части людей или сословий. А.П. Куницын считал, что «.никто по природе не имеет права требовать преимущественной чести, заставлять других хвалить себя и показывать перед ними знаки унижения» [5, с. 38]. Естественное право существует для равных и не делает различий для разнообразных категорий граждан. К тому же естественное право - это равенство прав и обязанностей, отсутствие привилегий и исключений.
Но более всего А.П. Куницын уделял в своем философско-правовом творчестве внимание анализу первоначальных прав, которые конкретизировали естественное право. К такого рода главнейшим правам, отражающим совокупно естественное право, А.П. Куницын относит право существования, право употребления собственных сил и право достигать благополучия. Конечно, этот подход дает обобщенное представление о естественных правах человека, но в целом системно отражает человеческое бытие и его целеполагание. А.П. Куницын также конкретизирует порой эти права дальше и, сохраняя приверженность либеральным принципам, уточняет, что, например, право употреблять собственные силы раскрывается в том числе и в праве свободно объяснять свои мысли другим людьми.
Верхом гуманизма звучат и сегодня слова А.П. Куницына о единой природе естественных прав для всех без исключения людей, в том числе с физическими или духовными недостатками, детей и т. п. То есть естественное право - исключительно антропоцентричное явление, аксиологический уровень первичного отношения к любому человеку. Такой подход представляется должным А.П. Куницыну как на уровне государственно-правового регулирования, так и в межличностных отношениях. Но возникает вопрос: «Почему следование естественному праву обретает должный, по сути принудительный характер?». Один из аргументов в пользу должного характера естественного права и следования ему заключается, по мнению А.П. Куницына, в том, что оно «нерукотворно», не создано человеком. Оно такая же данность, как природа или законы человеческого разума. Именно поэтому: «Права первоначальные суть неотчуждаемы и неотъемлемы, ибо то только право может быть отчуждаемо, которое зависит от свободного деяния; но первоначальные права не зависят ни от какого свободного деяния, напротив того, все свободные деяния человека зависят от прав первоначальных, поколику самая свобода людей в действиях зависит от их нравственной свободы» [6, с. 41].
Итак, А.П. Куницын подчеркивает объективную, фундаментальную, безусловную природу естественного права, что в условиях самодержавной России было способно породить в умах его учеников и читателей самые прогрессивные, революционные идеи. В истории естественного права России философско-правовое творчество А.П. Куницына занимает особое место в силу как большого просветительского потенциала, так и высокого гуманизма, попытки системного изложения основ естественного права и его диалектически противоречивого характера связи с правом условным, позитивным.
Ссылки:
1. Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1915.
2. Цит. по: Сухомлинов М.И. Исследования и статьи по русской литературе и просвещению. СПб., 1889. Т. 1.
3. Куницын А.П. Право естественное / под ред. И.Я. Щипанова. М., 2011.
4. Там же. С. 31.
5. Там же. С. 38.
6. Там же. С. 41.