Научная статья на тему 'Идея человеческого ранга в философии И. А. Ильина'

Идея человеческого ранга в философии И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2031
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАНГ / ДУХОВНОСТЬ / ОБЩЕСТВО КАК ОРГАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / RANK / SPIRITUALITY / SOCIETY AS ORGANIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Александров Владимир Борисович, Кольцова Анна Александровна

В статье анализируется развиваемая великим русским мыслителем И. А. Ильиным идея человеческого ранга. Авторы полагают, что идея ранга не является однозначно связанной с религиозным и монархическим мировоззрением, а может быть ассимилирована современным демократическим сознанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Idea of the Human Rank in the Philosophy of I. A. Ilyin

In article the idea of a human rank developed by great Russian thinker I. A. Ilyin is analyzed. Authors believe that the idea of a rank isn’t unambiguously connected with religious and monarchic outlook, and can be assimilated by modern democratic consciousness.

Текст научной работы на тему «Идея человеческого ранга в философии И. А. Ильина»

В. Б. Александров V. B. Aleksandrov

А. А. Кольцова A. A. Koltsova

Идея человеческого ранга в философии И. А. Ильина

Idea of the Human Rank in the Philosophy of I. A. Ilyin

Александров Владимир Борисович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Заведующий кафедрой культурологии и русского языка

Доктор философских наук, профессор vladboralex@mail.ru

Кольцова Анна Александровна

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

Аспирант кафедры гуманитарных наук kolsova_anna@mail .ш

Aleksandrov Vladimir Borisovich

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Head of the Chair of Cultural Science and Russian Language

Doctor of Science (Philosophy), Professor vladboralex@mail.ru

Koltsova Anna Aleksandrovna

Tversky State Agricultural Academy Chair of Humanities Post-graduate Student kolsova_anna@mail .ru

РЕФЕРАТ

В статье анализируется развиваемая великим русским мыслителем И. А. Ильиным идея человеческого ранга. Авторы полагают, что идея ранга не является однозначно связанной с религиозным и монархическим мировоззрением, а может быть ассимилирована современным демократическим сознанием.

ABSTRACT

In article the idea of a human rank developed by great Russian thinker I. A. Ilyin is analyzed. Authors believe that the idea of a rank isn't unambiguously connected with religious and monarchic outlook, and can be assimilated by modern democratic consciousness.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ранг, духовность, общество как органическая система

KEY WORDS

rank, spirituality, society as organic system

Одной из центральных тем русской религиозной философии всегда был человек, смыслы и основания его бытия, понимание которых всегда соотносилось с содержанием учений о праве и правосознании, политическими теориями, этическими установками и пр. Можно сказать, что антропологическая проблематика выступала сферой реализации социальных воззрений русских мыслителей и сама в свою очередь определяла основной вектор этих воззрений.

Как известно, главным положением социальной философии русских мыслителей, так или иначе объединявшим их

достаточно разнородные учения, было понимание общества как целостной, органической системы, имеющей в своей основе духовное начало, приобщение к которому достигается на путях развития религиозного опыта.

С таким пониманием общества соотносилась идея неравенства людей, естественным образом следовавшая из представления о том, что целостность общественной системы гарантирована ее иерархической организацией, в которой у каждого человека должно быть свое особое место, которое он занимает в соответствии со своими качественны-

ми характеристиками. Наличие различных социальных позиций определяется необходимостью выполнения различных функций, без которых общество как целостная система существовать не может. Подобные идеи можно встретить у Бердяева, Булгакова, Франка и ряда других русских философов. Особое выражение такой способ мышления получил в творчестве И. А. Ильина. Рассмотрению его взглядов по данному вопросу посвящена настоящая статья.

Одной из характерных установок, определяющих рефлексию Ильина в сфере социальной проблематики, является поиск условий и возможностей существования совершенного общества. Ведомый такого рода установкой, Ильин приходит к заключению, что создание образа совершенного общества должно опираться на разработку темы совершенного человека, на установление условий и критериев совершенства применительно к человеку.

Размышления на эту тему выводят мыслителя на понятие ранга, которое в его философии приобретает глубокий культурологический смысл. Известно, что под рангом обычно понимают уровень, занимаемый человеком в той или иной иерархии. В лексике, связанной с организацией служебной и в частности государственной деятельности, идея ранга может выражаться через такие категории, как «чин», «сан», «титул». Эти категории фиксируют внешние характеристики социального бытия человека, имеют формальное содержание и не затрагивают темы совершенства человеческой личности.

Ильин же считает возможным говорить о ранге не только в государственном строительстве, где тема ранга, по его мнению, имеет частный характер, но и в человеческих отношениях вообще [См.: 3, с. 480]. Вообще, по его мнению, можно говорить о существовании особого типа культуры — культуры ранга. Важнейшей категорией этой культуры выступает качество. «Ранг есть прежде всего вопрос качества, и притом подлинного качества» [Там же, с. 480]. В рамках этой культуры ранг, по мнению

Ильина, выражает степень подлинности < человеческого бытия, его соответствия ^ некоторому абсолютному уровню совер- ^ шенства. Ранг устанавливает качество и ^ ценность человека не в чисто функцио- ^ нальном плане, а в степени выражения ^ им глубинных смыслов, которые опреде- о ляются божественным заданием, во имя о которого существует само общество.

Подобная трансформация темы ранга в творчестве Ильина согласуется с его концепцией человека. И.А. Ильин был сторонником традиционного представления о тройственной природе человека, согласно которой человек есть единство тела, души и духа. При этом философ многократно повторял, что самым главным и самым важным в человеке и для человека является дух. «Человек есть личный дух», — пишет мыслитель [1, с. 32]. Человек духовен потому, что он живет не только и не столько внешним, чувственно-материальным, сколько внутренним опытом. Он умеет отличать нравящееся, приятное, дающее наслаждение от того, что на самом деле хорошо, объективно прекрасно, нравственно, т. е. божественно. «Каждый из нас должен найти и утвердить в себе самое главное, и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может» [Там же, с. 33].

Дух, по И. А. Ильину, является результатом связи, единения человека с Богом. Соответственно, человеческую личность он рассматривает как вместилище духовного опыта, основное содержание которого составляет опыт религиозный, имеющий своим смыслом общение с Богом. «Религиозный опыт начинается с верного обретения своей собственной духовности, своей лично-духовной самосути в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве», — пишет философ [Там же, с. 37]. Именно на этом пути человек ищет путь к совершенству, воспитывая в себе способность к подлинно творческому бытию. Уровень развития религиозного опыта человека и соответственно его духовности является фундаментальным обстоятельством, определяющим его ранг.

< Осознание себя как существующего н перед лицом Бога является условием из-^ мерения самого себя меркой высшего ^ совершенства. Солидаризируясь с Кар-^ лейлем, Ильин воспроизводит его точку ^ зрения о том, что «высшее качество (Со-о вершенство!) и абсолютный ранг человек о научается созерцать и чтить именно в Боге» [3, с. 482]. Каждый человек не просто может, а должен «ставить себя перед лицо Божие и измерять свое несовершенство — Его совершенством» [Там же]. Только так человек будет воспитывать и укреплять свой духовный характер и тем самым приближаться к «качественному рангу людей». В этом, по мнению философа, людям должны помочь социальные институты: школа, церковь, армия и восстановление государственного монархического строя.

Ранг, качественное совершенство человека, не связан с какими-либо этническими или социальными характеристиками. Это другое измерение, принципиально отличное от любых социальных разрядов. Оно проходит сквозь сословные, классовые, национальные, конфессиональные перегородки и служит абсолютной основой взаимного признания людьми друг друга как равноценных субъектов, выступает основой взаимного доверия, верности, взаимопомощи и солидарности.

Ранг, по Ильину, имеет как субъективную сторону, так и объективную. Человек осознает свой ранг и, с другой стороны, его ранг есть характеристика, устанавливаемая другими людьми. Субъективная сторона ранга представляет собой особое чувство, связанное с переживанием степени своего приближения к абсолютному совершенству. Чувство ранга входит в самую сущность религиозного акта. Человек, лишенный этого чувства, не может иметь религии. Вместе с угасанием чувства ранга в человеке угасает и его религиозность; и религия угаснет совсем в тот миг, когда последний человек восстанет на идею священного и идею ранга. Напротив: испытав свое «недостоинство» и приняв идею ранга, человек встает на путь духовного развития, а значит, и на путь к совершенству [см.: 2, с. 354].

Вместе с тем идея ранга, по мнению И. А. Ильина, предполагает необходимость и естественность поиска качественных отличий одних людей от других при их внешней оценке при установлении того, что, говоря современным языком, составляет социальную значимость индивида. «Признание ранга, — пишет философ, — есть потребность искать и находить качественное преимущество, придавать ему полное значение, уступать ему жизненную дорогу и осуществлять это не только в повседневной, но и в государственной жизни» [3, с. 480-481]. Конечно, ранг нельзя понимать, как «условное, искусственное или принудительное преимущество одного человека или одного сословия перед другим» [Там же, с. 480]. Ранг проявляется в степени подлинности бытия личности и устанавливается не какими-то специальными инстанциями, а общественным мнением, отображающим подвижническую жизнь, степень творческого выражения идеи национального бытия, героические деяния и т. п.

Принятие идеи ранга имеет и определенные психологические основания. Согласно Ильину, существует два основных психологических типа, различение которых значимо для понимания того, почему одни люди принимают данную идею, а другие ее отвергают. Первый из них — эгалитаристы, охваченные стремлением к равенству. Для этого типа идея ранга не существует, она заслоняется мифологией человеческого равенства, с которой связано их понимание справедливости. Другой тип, способный принять идею ранга, — индивидуалисты, для которых главной ценностью выступает собственное личностное совершенствование. Естественно, Ильин имеет в виду тот тип индивидуалистов, которые на первый план выводят духовное возвышение, а не пресловутый бытовой ме-щанско-буржуазный индивидуализм.

Люди равенства, по Ильину, не терпят превосходства и стремятся любым способом опорочить ранговое понимание человека. В конечном счете, их цель заключается в том, чтобы упразднить

общество, основывающееся на идее ранга. Наиболее кардинальный способ — революция, итогом которой является фальсификация ранга в результате выдвижения «бездарных, тупых, криводушных, двусмысленных разлагателей, но покорных» [2, с. 353]. В данном воззрении только подобное и одинаковое в людях считается существенным. Связанные с такой установкой политические верования уповают на всеобщее равное голосование, арифметический подсчет голосов и «народный суверенитет» республиканского типа.

За всем этим, утверждает Ильин, стоит сделанное в XVIII и XIX вв. мнимое открытие, будто идея ранга лишает человека свободы и делает его рабом: «Они поверили в это и постольку погасили свою духовность, заменив ее мнимой „свободой", т. е. беспринципным умствованием и безранговым, а потому и безрелигиозным созерцанием мира» [1, с. 38]. Это привело к тому, что множество людей полностью утратили духовность и стали неспособными к религиозному опыту.

Люди ранга — индивидуалисты, видящие и ценящие свою неповторимость. Для них важнейшей темой размышления является собственное качественное достоинство. Свобода для них достижима как самоопределение перед лицом абсолюта и во имя сохранения духовных основ общества. При этом они не столько удовлетворяются своим личным особенным качеством, сколько умеют радоваться чужому качеству. В политической сфере они стремятся к отбору лучших людей и монархии. Философ утверждал, что идея ранга в России держится на монархическом правосознании, религиозной духовности и патриотическом чувстве. «Ранг в России держался верою и любовью; и постольку вызывал в душах искреннюю и самоотверженную лояльность» [2, с. 359].

И. А. Ильин отмечал, что ранг духовного превосходства(праведность, гений, талант, познания, храбрость, сила характера, умение-понимание, политическая дальнозоркость) и ранг человеческого полномочия (сан, чин, власть, автори-

тет) могут не соответствовать друг другу. < «Ибо, с одной стороны, люди при выде- ^ лении лучших подслеповаты, беспечны ^ и безответственны, подкупны и коварны; ^ с другой стороны, честолюбцы, власто- ^ любцы и стяжатели энергичны, напори- ^ сты и часто готовы пользоваться любыми о средствами» [Там же, с. 356]. Синтез этих о двух видов ранга создает особый феномен, который он определяет как «социальный авторитет». «И когда это соединение удается, тогда идея ранга справляет свой духовный праздник: перед нами великий император (Петр I), победоносный полководец (А. В. Суворов), праведный Епископ (Феофан Затворник), прозорливый ученый (Д. И. Менделеев), замечательный организатор (С. И. Мамонтов), социальный воспитатель (Н. И. Пирогов), общепризнанный гениальный поэт (А. С. Пушкин), композитор (А. П. Бородин), живописец (И. К. Айвазовский)» [Там же, с. 357].

Идеология ранга полагает, что истоком качественной специфики людей являются их природные задатки. Для Ильина очевидно: люди неравны от природы. Различия, своеобразие, самобытность коренятся в природных свойствах человека. При этом философ убежден, что такое неравенство не «беда, а дар Божий». Мыслитель пишет: «Человек от человека отличается здоровьем, силой, способностями, нравственным качеством, умственной проницательностью, волевой энергией, духовным созерцанием и очевидностью. Слепо — не видеть этого; нелепо — отрицать это; вредно — пренебрегать этим» [Там же, с. 355]. Значение данного обстоятельства столь значительно, что развитие и совершенствование личности не нивелируют, а подчеркивают индивидуальные различия. Философ убежден — закон природы состоит в том, что все люди от рождения не равны, поэтому революционный «закон всеобщего равенства» является противоестественным и вредным для социального общества.

В непонимании этого И.А. Ильин видит одну из основных причин духовного кризиса, охватившего Россию после революции 1917 г. Люди, по мысли

< философа, не просто утратили чувство н верного ранга, а попытались уничтожить ^ его совсем, объявили всякий ранг мни-^ мым, произвольным, не заслуживающим ^ ни признания, ни уважения. «В созна-^ тельном, вызывающем попрании вся-о кого ранга, в осмеянии самой идеи о ранга состоит сущность революции, И а все остальное является неизбежным и естественным последствием утраты в жизни людей категории ранга» [Там же, с. 352]. В результате получается, что «все в жизни условно и относительно; кому что нравится и выгодно, то и хорошо; кто силен, кто умеет импонировать и принуждать, тот и выше; а остальное — человеческие выдумки, с которыми давно пора покончить» [Там же, с. 352]. Именно так, полагает Ильин, стали рассуждать и в политике, и в искусстве, и в науке, и в религии и церкви.

Ранг в данной идеологии если и признавался, то только лишь в формальном плане как ранг, связанный с должностью, званием, определенными полномочиями. При этом ее представители проходят мимо того обстоятельства, что в идее ранга есть две стороны: «во-первых... присущее человеку качество — это его действительный ранг; во-вторых. его полномочия, права и обязанности, которые признаются за ним со стороны общества или государства, — это его социальный ранг» [Там же, с. 356].

Никакая общественная организация невозможна без ранга, понимаемого в его полном и глубоком смысле. «Государство с неудачным ранговым отбором слабо, не устойчиво, может быть прямо обречено. От больного и фальсифицированного ранга гибнет все: семья, школа, академия, церковь, армия, государство, корабль, хозяйственное предприятие» [Там же, с. 357-358].

Завершая наше краткое рассмотрение темы ранга в философии Ильина, считаем необходимым отметить, что внимание к идее человеческих рангов имеет определенное значение и в наши дни. Эта идея может существенно обогатить проблематику современной мировоззренческой рефлексии. Свойственное

Ильину укоренение идеи ранга в монархической форме правления не должно рассматриваться как обстоятельство, делающее эту идею архаической и не интерпретируемой в лексике демократической идеологии. Ее значение заключается, на наш взгляд, в том, что она соотносит образ человеческой личности с принципом целостности общественной системы и тем самым задает некоторый угол зрения, в свете которого может быть осмыслено социально значимое развитие человеческой личности.

Отнесенность человека к целостности общественной системы в идеологии ранга сопряжена с принципом духовного развития личности. Причем направленность духовного развития личности выводится из понимания общества не просто как обособившейся части природы, а как особого типа реальности, имеющего в своем существовании некий высший смысл. Для Ильина, как и для многих русских философов, этот смысл заключается в следовании установленному свыше Божественному заданию. Иными словами, но очень емко эту идею выразил С. Л. Франк, определивший общество как «совместную богочеловече-скую жизнь» [Там же, с. 124].

Целостность общества для русских философов не может не означать его иерархического устройства. «Чем богаче и полнее общество, тем оно сложнее, тем длиннее цепь звеньев, связующих высшую инстанцию с низшими. Упрощение этой иерархии равносильно упадку общества, ее уничтожение равносильно разложению общества, превращению его в неорганическую массу» [4, с. 118-119]. Эти слова Франка могут рассматривать как фундаментальную методологическую позицию, на которой зиждется идея человеческого ранга.

Для тех, кого жесткая увязка идеи ранга с религиозным мировоззрением не устраивает, можно данную позицию выразить и так: общество имеет особый космический смысл, суть которого в сохранении и развитии уникального типа реальности, каковой выступает дух.

И ранг человека определяется тем, каким образом он воплощает в своей жизни задачу сохранения этой уникальной реальности.

Идеология ранга вводит в сферу размышления о человеке принцип совершенства, стремление к которому выступает важнейшим индикатором ценности человеческой личности. Причем совершенство понимается в данной идеологии не в плане социальной отнесенности человеческих качеств, их соответствия общественному устройству (в духе известного положения о том, что «человек есть не что иное, как совокупность общественных отношений»), а как вневременной и абсолютный смысл, во имя которого и существует общество.

Идеология, включающая в себя идею < человеческого ранга, в определенной ^ степени противостоит духу современ- ^ ной цивилизации, уравнивающей раз- ^ личные формы социального проявле- ^ ния человеческой личности в идеологии ^ мультикультурализма, в постмодернист- о ских конструкциях, согласно которым о возможно все, и это все имеет равное И право на существование. В противовес такой позиции идея ранга задает вектор размышления, в соответствии с которым необходимо видеть качественную специфику человеческой личности, качественную специфику форм социальной активности, их неравнозначность, определяемую неравнозначностью тех смыслов, которые лежат в их основе.

Литература

1. Ильин И. А. Аксиома религиозного опыта. Пушкино, 2000.

2. Ильин И. А. Идея ранга // Ильин И. А. Наши задачи: В 2 т. Т. 1. М., 1992.

3. Ильин И. А. О монархии и республике // Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4. М., 1994.

4. Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1994.

References

1. Ilyin I. A. Axiom of religious experience. Pushkino, 2000.

2. Ilyin I. A. The idea of rank // Ilyin I. A. Our tasks: In 2 vol. Vol. 1. M., 1992.

3. Ilyin I. A. About a monarchy and the republic // Ilyin I. A. Collected works: In 10 vol. Vol. 4. M., 1994.

4. Frank S. L. Spiritual bases of the society. Introduction in social philosophy // Frank S. L. Spiritual bases of the society. M., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.