УДК 629.3.072:159.9 ББК 88.4:39.33-08
ИДЕОМОТОРНЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ МОБИЛЬНЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВОМ
А. Д. Курилкин
Российский государственный аграрный университет—МСХА имени К. А. Тимирязева,
Москва, Россия
Рассмотрено применение идеомоторного тренинга (ИТ) для совершенствования у оператора навыка выполнения одного из базовых приёмов управления автомобилем—параллельная парковка задним ходом. Проведена количественная оценка эффективности ИТ с помощью логико-вероятностного подхода.
Ключевые слова: идеомоторный тренинг, оператор, навык, алгоритм действий, логико-вероятностный подход.
Управление мобильным техническим средством (МТС) представляет собой процесс взаимодействия человека-оператора и машины. Эффективность этого процесса в значительной степени определяется сформированностью у опе -ратора функциональной модели предметного действия —навыка управления [1; 2]. Под навыком понимается действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Доказано, что как при выполнении действия, так и при его мысленном представлении в коре головного мозга активизируются одни и те же нейронные связи. Данное положение заложено в основание так называемого идеомоторного тренинга. Идеомоторная тренировка (ИТ)—это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка.
Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования [4].
Исходя из вышесказанного была сформулирована следующая гипотеза: Визуализация и мысленное «проигрывание» процесса выполнения технического приёма управления МТС позволит оператору сформировать оптимальный алгоритм действий, что в свою очередь отобразится на значениях количественных оценок (коэффициентах интенсивности, стереотипности и логической сложности) деятельности оператора при реализации приёма на практике.
Объект наблюдения. В качестве объекта наблюдения были выбраны имеющие 7-10-летний
опыт управления автомобилем десять мужчин в возрасте 25-30 лет, из которых сформировали две группы по пять человек.
Эксперимент. Участники обеих групп поочерёдно выполняли технический приём управления автомобилем — параллельная парковка задним ходом. Предварительно каждый из участников экспериментальной группы представлял и записывал последовательность предполагаемых действий, необходимых для выполнения приёма, после чего мысленно проигрывал полученный алгоритм 3-5 раз. Участники контрольной группы не применяли ИТ. Действия каждого оператора при выполнении приёма фиксировались на видеокамеру и заносились в таблицу (в качества образца приведена табл. 1).
Количественная оценка деятельности операторов экспериментальной и контрольной групп проводилась с помощью логико-вероятностного подхода, в основу которого положены составление и анализ алгоритмов рабочих процессов [3]. Результаты представлены в табл. 2 и на рис. 1-2.
Анализ полученных результатов. 1. Наилучшие количественные оценки деятельности операторов получены при визуализации выполнения приёма. Так, среднее количество действий, необходимых для выполнения приёма при визуализации ^срт = 17,2, средние значения нормированных коэффициентов стереотипности и логической сложности действий соответственно 2н.ср.т = 0,476 и Ьъ = 0,189. Это объясняется тем, что при мысленном представлении процесса выполнения приёма оператор старается минимизировать количество управляющих действий
Таблица 1
Действия оператора при выполнении приёма «параллельная парковка задним ходом»
Количество действий оператора №
№ п/п Действие Экспериментальная группа Контрольная группа
1 2 n 1 2 n
1 Поворот руля влево «11 «12 a1n b11 b12 n1n
2 Нажатие на педаль тормоза a21 a22 a2n b21 b22 n2n
3 n - 1 n Перемещение рукоятки АКПП в положение D «31 a32 a3n b31 b32 n3n
Контроль перемещения автомобиля в правое боковое зеркало an1 an2 ann bn1 bn2 nnn
Всего
Таблица 2
Количественная оценка действий операторов экспериментальной и контрольной групп
№ оператора
Показатель Экспериментальная группа Контрольная группа
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Число членов алгоритма 16 20 18 21 17 21 17 22 18 23 27 28 25 27 26
Коэффициент интенсивности рабочего процесса, V 0,714 0,7 0,778 0,71 0,793 0,844 0,848 0,833 0,794 0,838
Нормированный коэффициент логической сложности, Ьн 0,176 0,19 0,186 0,198 0,183 0,195 0,18 0,193 0,189 0, 2 0,395 0,383 0,413 0,406 0,402
Нормированный коэффициент стереотипности, 2н 0,494 0,44 0,465 0,429 0,477 0,435 0,48 0,439 0,462 0,42 0,215 0,22 0,202 0,212 0,208
Время выполнения, t, с 28 30 27 31 29 32 33 30 34 31
Рис. 1. Зависимость количества действий оператора (членов алгоритма) при реализации приёма
от количества действий при визуализации
Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2016. Vol. 1, no. 3
61
А. Д. Курилкин
Рис. 2. Количественные показатели деятельности операторов
и максимально оптимизировать алгоритм своей деятельности.
2. Об эффективности проведённого в экспериментальной группе ИТ свидетельствуют весьма высокие значения коэффициентов корреляции между количеством действий при визуализации и реализации приёма на практике ^№рт№р п = 0,681, нормированными коэффициен-
№р.т Ыср.
тами стереотипности К2 2ср п = 0,89 и логической сложности КЬсртЬсрп = 0,938
3. Наихудшие количественные оценки деятельности операторов получены в контрольной группе. Так, среднее количество действий, необходимых оператору контрольной группы для выполнения приёма, Асрт = 26,6, что на 24,3 % больше, чем количество действий, необходимых оператору, прошедшему ИТ. Об этом же свидетельствуют более низкое среднее значение нормированного коэффициента стереотипности ср т = 0,4 и более высокое среднее значение нормированного коэффициента логической сложности действий оператора контрольной группы.
Поступила в редакцию 7 марта 2016 г.
Для цитирования: Курилкин, А. Д. Идеомоторный тренинг как средство совершенствования навыков управления мобильным техническим средством / А. Д. Курилкин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016.- Т. 1, № 3.- С. 60-63.
Сведения об авторе
Курилкин Алексей Дмитриевич — аспирант кафедры эксплуатации машинно-тракторного парка и высоких технологий в растениеводстве, Российский государственный аграрный университет—МСХА им. К. А. Тимирязева. Москва, Россия. dmb2009@bmail.ru
Заключение. Применение ИТ способствует формированию у оператора более точной функциональной модели предметного действия и позволяет «отточить» ранее сформированный навык. Оценить же эффективность проведённого идео-моторного тренинга позволит использование логико-вероятностного подхода и концепции количественной оценки деятельности оператора.
Список литературы
1. Гордеева, Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия / Н. Д. Гордеева.- М. : Тривола, 1995.- 324 с.
2. Зудин, В. Н. Формирование навыков активной безопасности у спортсменов и водителей транспортных средств : дис. ... канд. техн. наук / В. Н. Зудин.-М., 2008.
3. Крылов, А. А. Человек в автоматизированных системах управления / А. А. Крылов.- Л. : Изд-во ЛГУ, 1972.- 192 с.
4. Леонова, А. Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова.- М. : Смысл, 2009.- 312 с.
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2016, vol. 1, no. 3, pp. 60-63.
Ideomotor Training as a Means of Improving Driving Skills A. D. Kurilkin
Russian State Agrarian University — Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia
dmb2009@bmail.ru
In the article the application of ideomotor training for improvement at the operator of skill of driving is considered. Quantitative estimate of the effectiveness of ideomotor training using logical-probabilistic approach is performed.
Keywords: ideomotor training, operator, skill, algorithm of actions, logical-probabilistic approach.
References
1. Gordeyeva N.D. Eksperimental'naya psihologiya ispolnitel'nogo deystviya [Experimental Psychology Executive Actions]. Moscow, 1995. 324 p. (In Russ.).
2. Zudin V.N. Formirovaniye navykov aktivnoy bezo-pasnosti u sportsmenov i voditeley transportnyh sredstv [Formation of Skills of Active Safety of Athletes and Drivers of Vehicles. Thesis]. Moscow, 2008.
3. Krylov A.A. Chelovek v avtomatizirovannyh siste-mah upravleniya [Man in Automated Control Systems]. Leningrad, 1972. 192 p.
4. Leonova A.B., Kuznetsova A.S. Psihologicheskiye tehnologii upravleniya sostoyaniyem cheloveka [Psychological Management Technology Human Condition]. Moscow, 2009. 312 p.
Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2016. Vol. 1, no. 3
es