Научная статья на тему 'Идеолого-образовательная логистика в структурной оценке государственно-образовательной политики Республики Сингапур'

Идеолого-образовательная логистика в структурной оценке государственно-образовательной политики Республики Сингапур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И НАУЧНЫЕ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ СИНГАПУР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕЙТИНГ / IDEOLOGICAL-EDUCATIONAL LOGISTICS / EDUCATIONAL AND SCIENTIfi C SYSTEM OF THE REPUBLIC OF SINGAPORE / EDUCATIONAL POLICY / RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Житнов Е. А.

Статья посвящена исследованию развития образовательной и научной систем Республики Сингапур с момента основания государства до настоящего времени. Также данная работа рассматривает государственно-образовательную и государственно-научную политики Республики Сингапур в сравнительно международном аспекте, используя авторский инструментарий расчетов, основанных на идеолого-образовательной логистике. Новизна исследования заключается в том, что впервые в педагогической науке была использована квалиметрическая модель, определяющая индекс развития научного потенциала государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеолого-образовательная логистика в структурной оценке государственно-образовательной политики Республики Сингапур»

DOI 10.26105/SSPU.2019.98.52.002 YAK 37.014(592.3) ББК 74.0(5Син)

E.A. ЖИТНОВ

E.A. ZHITNOV

ИАЕОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА В СТРУКТУРНОЙ ОПЕНКЕ ГОСУААРСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ СИНГАПУР

IDEOLOGICAL AND EDUCATIONAL LOGISTICS IN THE STRUCTURAL ASSESSMENT OF THE STATE EDUCATIONAL POLICY OF THE REPUBLIC OF SINGAPORE

Статья посвящена исследованию развития образовательной и научной систем Республики Сингапур с момента основания государства до настоящего времени. Также данная работа рассматривает государственно-образовательную и государственно-научную политики Республики Сингапур в сравнительно международном аспекте, используя авторский инструментарий расчетов, основанных на идеолого-образовательной логистике. Новизна исследования заключается в том, что впервые в педагогической науке была использована квалиметрическая модель, определяющая индекс развития научного потенциала государств.

The article considers the development of educational and scientific systems of the Republic of Singapore since the founding of the state to today. Also the research work considers the state-educational and state-scientific policies of the Republic of Singapore in the international aspects. The state-educational and the state-scientific policies of the Republic of Singapore in the international aspects were researched by the author's means based on the ideological and educational logistics. The novelty of the research is in the fact that for the first time in pedagogical science the qualimetric model which determines the index of the development of the scientific potential of the states is used.

Ключевые слова: идеолого-образовательная логистика, образовательная и научные система Республики Сингапур, образовательная политика, рейтинг.

Key words: ideological-educational logistics, educational and scientific system of the Republic of Singapore, educational policy, rating.

Введение. К Республике Сингапур (РС) в настоящее время обращены взоры всего мирового сообщества из самых различных отраслей: политиков, экономистов, юристов, инженеров, бизнес сообществ и т.д. [11]. Главным инструментом такого успеха, безусловно, можно считать эффективную государственно-образовательную политику, успех которой подтверждается различными международными рейтингами [12, 14]. Различные международные организации, занимающиеся подсчетом рейтингово-бальной успешности в секторе образовательных систем различных государствах, определили РС как ведущую; так, компания Pearson из Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии отмечает, что Сингапур входит в 10-ку ведущих, а Международный университет управленческого развития в 2007 г. отмечал, что образовательная система РС лучшая в мире [8].

РС - это город- государство, т.к. его площадь составляет чуть более 719 км2, а население страны менее 6 млн чел., где подавляющим национальным большинством являются китайцы. РС - очень молодое государство (09.08.1965 г. провозглашена независимость от Малайзии), но это не помешает стране успешно развивать систему национального образования. Республику Сингапур условно можно сравнить с Государством Израиль по нескольким причинам: оба эти государства бывшие колонии Великобритании, независимый период сравнительно молодой, не имеют углеводородных ресурсов, сравнительно небольшие территории. Но оба эти государства на

сегодняшний день являются экономическими лидерами по росту ВВП. Данный высокий подъем экономики мы можем объяснить только высокой степенью развитости образовательных систем как в Израиле, так и Сингапуре.

Методы. Методология данного научного исследования предполагает использовать несколько методов: описательный, сравнительный, математический и логистический. Исследуя термин «образовательная система», мы бы хотели акцентироваться на нескольких основных позициях: что это, прежде всего, социальный институт, в функциональную деятельность которого входит передача и распространение идей о культурной идентичности общества, связанного непременно с государством, гражданами которого они являются. Данный образовательно-воспитательный импульс позволяет правительству стран реализовывать проекты по формированию интеллектуального потенциала государства с высокой степенью морально-этической и патриотически-нравственной культурной идентичностью, включающую трансляцию молодому поколению ценностных установок государственной политики, вытекающих в ориентацию на развитие и формирование жизненных идеалов, преобладающих в данном обществе, опираясь на историко-культурные этапы развития. Используя изложенную модель, мы создаем образованную нацию с профессионально-ориентированными задатками, необходимыми для экономического роста страны.

Мировая финансовая система и стабильность экономического роста в государстве тесно связаны с системой образования, которое реализуется в том или ином государстве. Специалисты в области образования и экономики РС, исследующие данное взаимодействие, подтвердили тот факт, что система образования и экономический рост имеют тесную взаимосвязь [10].

Распределяя РС на несколько временных периодов в таблице 1 [1], мы имеем возможность проследить развитие как экономической, так и образовательной систем. За короткий промежуток времени (от независимости до настоящих дней) РС сформировала образовательную систему, направленную на интернационализацию. Институциональные сектора, в которых осуществляется образовательная деятельность, закрепили в себе метафору «рынок образовательных услуг» даже по отношению к системе школьно-образовательной деятельности. Развитие менеджмента, или так называемый век менеджери-ализма, привело к тому, что образовательные системы по всему миру стали оцениваться по принципам бизнеса. Образовательные системы оценивались по критериям эффективности и функциональности, взятым из частного экономического сектора. Экономическо-логистическая модель управления стала не исключениям, основная часть законов и принципов были взяты оттуда, что в конечном итоге создало отдельное направление в педагогической науке, именуемое как «Образовательная логистика (педагогическая логистика)» [3].

Таблица 1

Параллельное соотношения развития образовательной и экономической систем [1]

1965-1978 гг. 1978-1997 гг. 1997 г. -настоящее время

Экономическая Выживание Устойчивое развитие Экономика, основанная на знаниях

Образовательная Выживание Повышение эффективности Реализация возможностей

Таким образом, педагогическая логистика (далее ПЛ) основывается на образовательном менеджменте и образовательном инжиниринге, что позволило подчинить образовательные системы законом мировой экономики, а го-

сударства, которые смогли переформатировать их национальные образовательные системы к потребностям мировой производственно-хозяйственной и социальной реальностей, достигли ощутимый рост ВВП. К таким государствам, безусловно, можно отнести Республику Сингапур, образовательная система в РС основывается на прочных национально-культурных связях и имеет тесную связь кооперации, ориентированной на мировой ранок труда, что позволяет готовить специалистов, способных качественно выполнять не только общенациональные задачи, но и иметь ориентиры на внешнеэкономический рынок.

Множество современных ученых исследуют образовательную и экономическую модели развития РС, т.к. экономический рост Республики Сингапур привел к тому, что страна за короткий промежуток времени смогла прейти из государств с переходной экономикой к странам, относящимся к развитым, а образовательная модель по многим международным рейтинговым агентствам считается как одна из самых успешных и качественных. Не вдаваясь в глубоко исторические события, мы хотели бы отметить проблемы, с которыми столкнулся Сингапур, получив независимость.

Республика Сингапур являлась и является тесным экономическим партнером с Малайзией. Этап становления РС отмечался тяжелым экономическим периодом, т.к. Сингапур зависел от Малайзии в вопросах поставок воды и продуктов питания и др. ресурсов, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан страны. Небольшая территориальная площадь не позволяла РС отказаться на 100% от импорта. Объединение с Малайзией также было невозможно, т.к. этнический состав РС только на 10% состоит из малайцев, а подавляющее большинство около 70% составляют китайцы. Также после обретения независимости был отмечен высокий рост рождаемости (1948 г. - 960 тыс. человек, 1954 г. - 1,6 млн чел.). Первый год независимости был знаменателен тем, что государство столкнулось с высоким уровнем безработицы (1966 г. около 9,2%).

Государство испытывало проблемы с интеграцией разобщенных этнических групп (китайцы, малайцы, индийцы и др.) в единую Сингапурскую нацию. Такое наследие досталось от Британской колониальной эпохи, т.к. британское правительство не создавало условий для целенаправленной единой образовательной системы. В английских школах, как правило, учились дети военных, дети из других европейских семей и состоятельных местных жителей. Параллельно с этим существовали ряд местных школ, разделенных по этническим признакам, где дети обучались на родных языках. Обретение независимости потребовало от правительства РС принятия стратегических решения для развития экономики. Государство, не имеющее никаких природных ресурсов, сделало ставку на то, что оно находится на стратегическом торговом пересечении, а также имеет определенный человеческий капитал, но именно развитие последнего определило рост ВВП.

Получение суверенитета дало возможность правительству РС разработать концепцию развития образовательной системы для создания интеллектуальной элиты с целью создания высококвалифицированных кадров для различных секторов экономики, что обуславливалось тем, что это создаст платформу для привлечения зарубежных инвесторов и формирования экономики, ориентированной на экспорт. Используя эту концепцию, система образования начала свое строительство, имея четко сформулированную модель, что она должна быть логична к условиям, которые предъявляет мировая экономическая реальность. Также образовательная система получила задачу создать единую сингапурскую нацию, а молодые граждане получили четкие ответы на то, что значит быть сингапурцем, тем самым правительство поставило задачи стереть национально-этнические образовательные организации и всю систему привести к единым государственным стандартам. Для объединения всех этнических групп языком всеобщей образовательной деятельности стал английский, но также в системе образования оставались и нацио-

нальные языки. С учетом того, что большинство населения китайцы, то объяснять гражданам, насколько велико сейчас значение китайского языка для бизнеса, было не нужно, а ставка на английский привела к тому, что РС обладала двумя потенциалами развития бизнеса как с КНР, так и западными странами.

Запущенная программа правительства по всеобщему охвату образованием позволило РС в кратчайшие сроки воспитать образованно-единую нацию, понимающую современную бизнес конъюнктуру. Рост числа обучающихся по различным уровням образования можно проследить в таблицах 2 и 2а. Объемы затрат на финансирование системы образования в 1965 г. составляла только 130211 SGD, но к 2005 году это показатель уже превышал 6 млн [2, 15, 16].

Таблица 2

Рост числа обучающихся по различным уровням образования в образовательных организациях РС в период с 1965-2005 гг. (человек)[2]

Тип образовательных учреждений 1965 г. 1975 г. 1985 г. 1995 г. 2005 г.

Начальные 355096 328034 277875 261553 290261

Средние 104720 160556 163590 180982 213063

Предуниверситетские 6671 13782 24699 21690 28901

Институт технического образования 1193 9830 18894 9476 21603

Политехнические вузы 3208 9276 21610 48841 64422

Национальный институт образования 5603 685 1125 2482 3676

Таблица 2а

Данные о числе обучающихся по различным уровням образования в образовательных организациях РС в 2015 г. (человек) [15, 16]

Тип образовательных 2015 г.

учреждений

Начальные 231933

Средние 166573

Предуниверситетские 19181

Национальный университет Сингапура >32000

Наньянский

технологический >25278

университет

Национальный институт образования >5000

К основным элементам успешности системы образования РС можно отнести также педагогическое образование. РС большое внимание уделяет тому, чтобы для педагогических работников выстраивались индивидуальные пути развития путем повышения квалификации [5], наличие ресурсной базы для самообразования, а главное ощущение того, что это профессия входит в раздел престижных и приоритетных для государства.

Педагогическая система образования РС признается как одна из лучших в мире. РС, как упоминалось выше, с высокой долей ответственности подходит к предоставлению высшего образования абитуриентам. Ежегодно

Министерство образования РС открывает набор по педагогическим профессиям в том количестве, в котором, по расчетам Министерства, будет нуждаться страна на момент их завершения обучения в вузе. Отмечая еще один факт, хотелось бы акцентировать внимание, что РС готовит будущих педагогов только в одном вузе National Institute of Education, который функционирует на базе Nanyang Technological University, что позволяет будущим педагогическим работникам получать одинаковый уровень профессиональной подготовки, где единовременно разрабатываются, аккумулируются и анализируются лучшие национальные и мировые теоретические и практические педагогические технологии. До начала зачисления на педагогическую специальность потенциальный абитуриент должен около пяти недель отработать помощником учителя для погружения в профессию, по завершении стажировки руководство школы дает рекомендации вузу о заинтересованности абитуриента. Таким образом, система образования РС заинтересована в обучении таких будущих педагогов, которые имеют высокий уровень мотивации работы с детьми. Процесс отбора на педагогические профессии включает в себя еще несколько уровней, где абитуриент сдает тесты на грамотность, коммуникабельность, психологические тесты, и только после этого специальная комиссия принимает решение о зачислении. После принятия положительного решения между абитуриентом и вузом заключается отдельное соглашение о том, что выпускник обязан отработать 3 года в системе школьного образования. Педагогические программы, реализуемые вузом, постоянно обновляются в зависимости от целей и задач государства [2].

Начало 2000-х годов для учителей РС было знаменательно тем, что Министерство образования запустило новую методику, позволяющую оценивать эффективность педагогической деятельности, именуемую как «Enhanced Performance Management System (EPMS)». Методика данного исследования подразумевала сместить акцент наблюдения и оценки с таких характеристик, как знания по преподаваемой дисциплине, управление классом и умение преподавать, на профессиональные характеристики (компетенции) учителя [7]. Под компетенциями подразумевается следующее: образ мыслей, которые учитель генерирует по отношению к своей деятельности, чувства, которые он испытывает, находясь на рабочем месте, действия, которые он совершает как в учебное, так и во внеурочное время, манеру говорить не только в общении с обучающимися, но и с коллегами. Система EPMS помогает не только аттестационным комиссиям дать ту или иную характеристику аттестуемому учителю, но и самому педагогу позволяет более успешно определять свою личностную траекторию педагогического роста. Использование данной системы не является штрафной для учителей, и редко из-за использования EPMS увольняют учителя по причине того, что педагог не соответствует предъявляемым системой к нему требований, т.к. изначальный целевой набор на педагогическую деятельность требовал к абитуриенту высоких экзаменационных и мотивационных условий для их зачисления в педагогический вуз.

В процессе создания компетентностной модели для учителей была использована методика, предложенная Дэвидом МакКлелландом из Гарвардского университета в 1979 г. [7]. Модель строится на том, что профессиональных учителей оценивают по специально созданным критериям, после чего формируют 2 группы: в одной оказываются педагоги с высокими баллами, другой - со средними. Затем проводят интервьюирование с педагогами из обеих групп, чтобы выявить различия, использую методику BEI (Behavior Event Interview). Интервью имеет продолжительность около 2-3 часов, и каждый собеседуемый рассказывает, что он чувствовал, делал, говорил, думал и т.д., решая определенные критические задачи в своей работе. Далее эксперты формируют компетентностную модель (Teaching Competency Model, TCM) и требования, предъявляемые к педагогам. Таким образом, каждый педагог, будь он начинающий, с большим опытом или абитуриент,

сможет в режиме реального времени понимать, какими чертами он должен обладать в вопросах взаимодействия с обучающимися, коллегами, родителями и т.д. [6].

Для проведения общего исследования с целью получит количественно-качественные оценки нами была использована методология идеолого-образовательной логистики (ИОЛ), хотелось бы сделать акцент на том, что все полученные результаты являются ознакомительными. Главной научной целью данной работы являлось то, что мы хотели показать инструментарий ИОЛ и его возможности. Методика всех проведенных расчетов основывается на фундаментальном принципе прозрачности, что позволяет избегать необъективности в проводимых исследованиях. Для того чтобы понять истинный научный потенциал каждого государства, необходимо обладать точными данными, которые позволят составить детальный рейтинг по каждому исследуемому государству в международном аспекте. Успешность государственно-научной политики, реализуемой в каждом государстве, зависит от множество факторов: количество населения, вовлеченное в научно-исследовательскую деятельность в возрасте от 22-64 лет, количество ученых на 1 млн населения, общее количество населения, сумма в долларах США ($), потраченная на развитие НИОКР от общего ВВП страны, % в развитие НИОКР от общего ВВП страны, средние затраты в долларах США ($) на одного ученого, вовлеченного в НИОКР, среднее количество статей (в общепризнанных журналах) и патентов, приходящихся на одного ученого. Касательно оценки государственно-образовательной политики и определение его потенциала, то для этого нам необходимы следующие данные: уровень грамотности от общего населения государства в процентах, совокупная доля обучающихся (начальная школа (на 100 жителей), совокупная доля обучающихся (основное общее образование и среднее общее образование (на 100 жителей), совокупная доля обучающихся (высшее (на 100 жителей)), потребление алкоголя на душу населения, наличие государственной идеологии или религии, уровень человеческого потенциала, количество университетов, входящих в рейтинг топ-500 к населению в миллионах, % в мировом объеме публикаций, % в общем объеме мирового НИОКР, % исследователей от мирового показателя.

Изучая методологию стратегического управления интеллектуальным капиталом, базирующимся на идеолого-образовательной логистике в международно-сравнительном аспекте, хотелось бы обратиться к понятийному аппарату с целью дать научное определение: это теоретико-практическое направление в педагогической науке, выраженное в виде квалиметрическо-го алгоритма, позволяющего целенаправленно оценивать как в дифференциальной, так и интегральной формах качество реализуемой государственно-образовательной и государственно-научной политики по отдельно взятым государствам в определенные временные промежутки с характеристиками, основанными на принципах истинности и аргументированности.

Для оценки индекса развития образования по государствам и определения успешности государственно-образовательной политики, реализуемой в Республике Сингапур, мы предлагаем использовать квалиметрическую модель, основанную на идеолого-образовательной логистике. Избегая повторения публикуемого материала, нам бы хотелось сделать ссылку на предыдущую работу, где предлагалось использовать авторскую квалиметри-ческую систему, выраженную в оценке индекса развития образования [4]. Делая акцент на том, что поставленная задача по определению успешности реализации государственно-образовательной политики, реализуемой в РС в структурно-сравнительной оценке, в сопоставлении с другими с другими государствами позволяет нам определить, насколько успешно правительство страны в реализации образовательной деятельности на международной арене (табл. 3).

Таблица 3

Индекс развития образования в международном аспекте

Ранг Государство Баллы-2010 г.

1 США 1

2 Япония 0,9257

3 СК 0,8685

4 Германия 0,84

5 Италия 0,8342

6 Франция 0,8057

7 Австралия 0,8057

8 Ю. Корея 0,7771

9 Китай 0,7542

10 Турция 0,7142

11 Израиль 0,7085

12 Норвегия 0,68

13 Бразилия 0,6742

14 Сауд. Аравия 0,6571

15 Сингапур 0,6514

16 Аргентина 0,6285

17 Финляндия 0,6114

18 Швейцария 0,6

19 Польша 0,5657

20 Чехия 0,56

Ранг Государство Баллы-2014 г.

1 США 1

2 Япония 0,9034

3 СК 0,875

4 Германия 0,8409

5 Италия 0,8295

6 Китай 0,8125

7 Франция 0,8068

8 Ю. Корея 0,7897

9 Турция 0,75

10 Австралия 0,7443

11 Сауд. Аравия 0,7272

12 Израиль 0,7102

13 Норвегия 0,6818

14 Сингапур 0,6647

15 Аргентина 0,6420

16 Бразилия 0,6193

17 Швейцария 0,6136

18 Финляндия 0,6136

19 Польша 0,5681

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Чехия 0,5625

Примечание: составлено автором.

В проведенном исследовании было рассмотрено более 40 государств: от ведущих образовательных систем запада до различных государств Африки. Используемая квалиметрическая модель в оценке индекса развития образования, основанного на ИОЛ, позволила нам ранжировать государства от более успешных к менее успешным. В нашем исследовании была выбрана первая 20-ка, т.к. главной задачей было определение образовательного потенциала Республики Сингапур в сравнении с ведущими образовательными системами. Республика Сингапур, хотя и является государством молодым, маленьким по площади, но уверенно смогла занять высокие позиции по уровню развития образования. Отображенные результаты за период 2010 и 2014 годов позволяют сделать определенный ряд выводов:

1. Образовательная политика нацелена на экономическое и социальное развитие.

2. Правительству удалось через систему образования создать единую национальную группу граждан Республики Сингапур, что обеспечило внутреннюю стабильность.

3. Образовательная система построена таким образом, что педагогический состав нацелен на постоянное совершенствование своих педагогических компетенций, отвечающих современным образовательным стандартам.

4. Образовательная политика построена таким образом, что она позволяет целенаправленно регулировать и воспитывать пропорционально потребностям экономики высокообразованные кадры под различные отрасли: банковская система, туризм, транспорт, высокотехнологическое производство и т.д.

Таким образом, на примере Республики Сингапур мы в очередной раз смогли подтвердить успешность использования авторской модели в определении образовательного потенциала государства, т.к. занятые высокие по-

зиции в той или иной мере сопоставляются с другими международными исследованиями, которые проводились с целью определить на международном уровне успешность государственной политики, реализуемой в РС. Но все же к результатам данной работе необходимо относиться не более чем с информативной точки зрения, т.к. для более полного научного анализа необходимо иметь подтвержденные данные по всем исследуемым странам.

Также в данной работе мы впервые апробируем авторскую квалиме-трическую модель (модель 1, модель 2, формула 1, таблица 4), основанную на идеолого-образовательной логистике в оценке успешности научного потенциала государств.

Для распределения государств по уровню развитости научного потенциала необходимо применить формулу расчета индекса научного потенциала государств (формула 1), используя данные таблицы 4 и модель 1.

Формула расчета индекса научного потенциала государств будет выглядеть следующим образом:

т = 5 -

4

'-'тах

5 - 5 ■ , (1)

та V ГП1П

где: - по всем показателям в баллах по таблице показателей исследуемой стра-

ны (табл. 4).

тт^) и тах^) - это минимальное и максимальное значение показателей среди всех исследуемых государств по таблице 4.

Модель 1 - Перевод какого-либо результата в балльную систему Примечание:

Р - это один из показателей государства; ' - любое исследуемое государство. Б - количество баллов, полученных после тестирования по таблицам для исследуемого государства; ' - любое исследуемое государство.

С целью определения научного потенциала государств нам необходим следующий набор данных (табл. 4): % экспорта высокотехнологической продукции, % финансирования НИОКР от ВВП, доля ученых от трудоспособного населения соответствующего возраста 22-65 лет, среднее финансирование одного ученого, выраженное в тысячах долларов США, среднее количество статей, приходящихся на одного ученого в общепризнанных мировых журналах, среднее количество патентов, приходящихся на одного ученого.

Таблица 4

Необходимые статистические данные для расчета индекса научного потенциала

Баллы 1. % экспорта высокотехнологической продукции 2. % Финансирования НИОКР от ВВП 3. Доля ученых от трудоспособного населения соответствующего возраста 22-65 лет 4. Среднее финансирование одного ученого, выраженное в тысячах долларов США 5. Среднее кол-во статей, приходящихся на одного ученого в общепризнанных мировых журналах 6. Среднее кол-во патентов, приходящихся на одного ученого

1 <1 0,1% 0,05 <10 <0,02 <0,02

2 2 0,2% 0,10 20 0,04 0,04

3 3% 0,3% 0,15 30 0,06 0,06

4 4% 0,4% 0,20 40 0,08 0,08

5 5% 0,5% 0,25 50 0,1 0,1

6 6% 0,6% 0,30 60 0,12 0,12

7 7% 0,8% 0,35 70 0,14 0,14

8 8% 1% 0,40 80 0,16 0,16

9 9% 1,2% 0,45 90 0,18 0,18

10 10% 1,4% 0,50 100 0,2 0,2

11 11% 1,6% 0,55 110 0,22 0,22

12 12% 1,8% 0,60 120 0,24 0,24

13 13% 2% 0,65 140 0,26 0,26

14 14% 2,2% 0,70 160 0,28 0,28

15 15% 2,4% 0,75 180 0,3 0,3

16 16% 2,6% 0,80 200 0,32 0,32

17 17% 2,8% 0,85 225 0,34 0,34

18 18% 3% 0,90 250 0,36 0,36

19 19% 3,5% 0,95 275 0,38 0,38

20 20%< 4%< 1< 300< 0,4< 0,4<

Примечание: составлено автором.

Для получения недостающих данных, которые не входят в общую статистику, нами предлагается использовать модель 2.

Модель 2 - Идеолого-образовательная логистика в оценке научного потенциала государства

Формула расчета % людей, вовлеченных в научный сектор [Н3%], к количеству населения в возрасте от 22-64 лет будет следующей:

\н 1 1М> (2)

1 ^ 1000000 И 1000000 и]*0.8б ' к '

Данная формула определения населения в возрасте от 22-64 лет (2) требует использования статистических данных людей в возрасте 15-64 лет, где: [Н3/М] - кол-во ученых на 1 млн населения исследуемого государства;

[Х15 64] - общее кол-во населения в исследуемом государстве в возрасте от 1564 лет;

[Нд] = [Нт]* [Н3/М] - кол-во всех ученых, входящих в научный сектор государства, где: [Нт] - общее кол-во населения в исследуемом государстве.

Формула определения финансирования НИОКР обозначена как [R&D] -Research and Development (НИОКР) и выглядит следующим образом:

[R&D] = [R&D %] *[GDP], (3)

где: [R&D %] - процент затрат НИОКР от GDP (ВВП); [GDP] - ВВП (в млд. $).

Формула определения количества финансирования на человека, вовлеченного в государственный сектор НИОКР, обозначена как [К&Он] и выглядит следующим образом:

[Я&С„] = ^. (4)

Формула определения среднего количества приходящихся на одного ученого научно-цитируемых статей в международных признанных журналах (\АН ]) и количества патентов (\РН ]):

А ] = 4-; \Рн ] = Р, (5)

HS HS

где: А - общее количество статей; Р - общее количество патентов.

В ходе проведенного исследования были получены индексы развития научного потенциала государств (табл. 5), материалы основываются на статистических данных электронного ресурса «Кпоета» [9], а выбранные для данного расчета 20 стран в периоды 2010 г. и 2014 г. в большой степени, чем остальные, обладали максимально возможным набором данных для проведения научного исследования. Это свидетельствует о том, что в этих государствах осуществляется поддержка развития науки со стороны правительства. Подчеркиваем, что к полученным данным (табл. 5) необходимо относиться только как к ознакомительному материалу ввиду того, что для более полного исследования необходимо обладать подтвержденными данными по всем государствам ООН. Государства стран СНГ в нашем исследовании мы не рассматривали, так как в дальнейшем этим государствам будет посвящено отдельное исследование.

Таблица 5

Индекс развития научного потенциала государств

Ранг Государство Баллы-2010 г.

1 2 3

1 Сингапур 1

2 Норвегия 0,83

3 США 0,77

4 Германия 0,75

4 Австралия 0,75

4 Ю.Корея 0,75

5 Франция 0,72

6 Израиль 0,71

7 Япония 0,69

7 СК 0,69

8 Чехия 0,56

9 КНР 0,45

Ранг Государство Баллы-2014 г.

4 5 6

1 Сингапур 1

2 США 0,83

3 Япония 0,78

4 Австралия 0,75

5 Франция 0,74

6 Германия 0,72

6 Ю.Корея 0,72

6 Израиль 0,71

7 Норвегия 0,7

8 СК 0,7

9 Чехия 0,48

9 Италия 0,43

Окончание табл. 5

1 2 3

10 Италия 0,42

11 Бразилия 0,3

12 Мексика 0,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Польша 0,25

13 Турция 0,17

14 Таиланд 0,01

15 Тунис 0

4 5 6

10 КНР 0,38

11 Бразилия 0,35

12 Мексика 0,3

13 Польша 0,19

13 Турция 0,17

14 Таиланд 0,17

15 Тунис 0

Примечание: составлено автором.

Выводы. Проведенное исследование показало, что РС обладает огромным образовательным потенциалом, что выражается в высоких позициях, занятых Сингапуром по различным международным рейтингам. Подготовка педагогического состава к работе в школе имеет ряд своих национальных черт, что выражается не только в целевом отборе, регламентируемым государством, но также имеет приоритет отбирать абитуриентов с высоким уровнем мотивации. Многонациональный состав РС определил языковой путь, по которому должно строиться обучение как в стенах школы, так и вузе. Постколониальный период для РС сравнительно мал, а задачи и вызовы, с которыми сингапурцы должны были справляться после обретения независимости, были огромными. Безусловно, сегодняшние экономические победы - это прежде всего заслуга правительства РС, которое выбрало правильный путь повышения эффективности экономики через систему развития человеческого потенциала. Результаты исследования показали, что система образования в РС сыграла и продолжает играть основную роль в развитии экономики страны, а государство поставило Министерству образования задачи нахождения ответов на все глобальные вызовы, с которыми сталкивается и может столкнуться государство в обозримом будущем. РС, используя инструментарий, предлагаемый образовательной системой, помогла объединить различные этнические и культурные группы в создании сингапурской национальной идентичности, что впоследствии сказалось на стабильности государства, устранив внутринациональные противоречия. Для более детального исследования образовательного потенциала РС мы предлагаем использовать методологию идеолого-образовательной логистики, позволяющей определить совокупный рейтинг исследуемого государства в международном аспекте.

В заключение отмечаем, что образовательные и научные потенциалы Республики Сингапур находятся на высоких позициях. Это объясняется тем, что правительство страны ответственно подошло к выбору образовательной и научной траекторий, по которым государство развивается. А система идеолого-образовательной логистики позволяет эти потенциалы в сравнительно-международном аспекте рассчитать.

Литература

1. Акчелов Е.О., Похолков Ю.П. Роль системы образования в экономическом развитии региона (на примере Сингапура)» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 221-226.

2. Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 227-247.

3. Денисенко В.А. Основы образовательной логистики. Калининград: КГУ, 2003. 316 с.

4. Житнов Е.А. Методология идеолого-образовательной логистики в оценке политики мягкой силы в образовательной системе турецкой республики //

Международный журнал перспективных исследований. 2018. Т. 8. № 2. C. 118-142.

5. Сергиенко А.Ю. Проектирование профессионального роста учителя с использованием стажировочной площадки в системе образования Сингапура // Человек и образование. 2015. № 4. С. 134-138.

6. Сергиенко А.Ю. Управление педагогическим образованием в Сингапуре // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 1 (29). С. 23-35.

7. A Teacher Education Model for the 21st Century. URL: https: https://www. nie.edu.sg/docs/default-source/nie-files/te21_executive-summary_101109. pdf?sfvrsn=2 (дата обращения: 18.10.2018).

8. IMD The World Competitiveness Yearbook 2007. URL: https://www.imd.org/ wcc/world-competitiveness-center/ (date accessed: 18.10.2018).

9. Knoema. URL: https://knoema.ru (дата обращения: 18.10.2018).

10. Lee, Sing-Kong; Goh, Chor Boon; Fredriksen, Birger; Tan, Jee Peng. 2008. Toward a Better Future: Education and Training for Economic Development in Singapore since 1965. Washington, DC. URL: https://openknowledge.worldbank. org/handle/10986/6432 (дата обращения: 18.10.2018).

11. OECD Strong Performers and Successful Reformers in Education - Lessons from PISA 2012 for the United States. URL: http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/ pisa-2012-results.Htm (дата обращения: 18.10.2018).

12. Times Higher Education World University Rankings 2016-2017. URL: https:// www.timeshighereducation.com/world-universityrankings/2 017/world-ranking (дата обращения: 18.10.2018).

13. The Academic Ranking of World Universities. URL: http://www.shanghairanking. com/ru/index.html (дата обращения: 18.10.2018).

14. Quacquarelli Symonds QS World University Rankings 2016-2017. URL: https:// www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankLngs/2016 (дата обращения: 18.10.2018).

15. Singapore of the education statistics digest 2016 URL: https:// https://www.moe. gov.sg/docs/default-source/document/publications/education-statistics-digest/ esd-2016.pdf дата обращения: 13. 03.2019).

16. UNIPAGE. URL: https://www.unipage.net/ru/education_singapore (дата обращения: 18.10.2018).

References

1. Akchelov E.O., Poholkov Yu.P Rol' sistemy obrazovaniya v ehkonomicheskom razvitii regiona (na primere Singapura). Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2016, N. 4 (24), pp. 221-226.

2. Alishev T.B., Gil'mutdinov A.H. Opyt Singapura: sozdanie obrazovatel'noj sistemy mirovogo urovnya, Voprosy obrazovaniya, 2010, N. 4, pp. 227-247.

3. Denisenko VA. Osnovy obrazovatel'noj logistiki. Kaliningrad: Kaliningr. gos. un-t, 2003. 316 p.

4. Zhitnov E.A. Metodologiya ideologo-obrazovatel'noj logistiki v ocenke politiki myagkoj sily v obrazovatel'noj sisteme tureckoj respubliki. Mezhdunarodnyj zhurnal perspektivnyh issledovanij, 2018, T. 8. N 2, pp. 118-142.

5. Sergienko A.Yu. Proektirovanie professional'nogo rosta uchitelya s ispol'zovaniem stazhirovochnoj ploshchadki v sisteme obrazovaniya Singapura. Chelovek i obrazovanie. 2015, N 4, pp. 134-138.

6. Sergienko A.Yu. Upravlenie pedagogicheskim obrazovaniem v Singapure. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika, 2018, N. 1 (29), pp. 23-35.

7. A Teacher Education Model for the 21st Century [Electronic resource]. Available at: https: https://www.nie.edu.sg/docs/default-source/nie-files/te21_executive-summary_101109.pdf?sfvrsn=2 (date accessed: 18.10.2018).

8. IMD The World Competitiveness Yearbook 2007 [Electronic resource]. Available at: https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center/ (date accessed: 18.10.2018).

9. Knoema [Electronic resource]. URL: https://knoema.ru (date accessed: 18.10.2018).

10. Lee, Sing-Kong; Goh, Chor Boon; Fredriksen, Birger; Tan, Jee Peng. 2008. Toward a Better Future: Education and Training for Economic Development

in Singapore since 1965. Washington, DC [Electronic resource]. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/handIe/10986/6432 (date accessed: 18.10.2018).

11. OECD Strong Performers and Successful Reformers in Education - Lessons from PISA 2012 for the United States [Electronic resource]. Available at: http://www. oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results.Htm (date accessed: 18.10.2018).

12. Times Higher Education World University Rankings 2016-2017 [Electronic resource]. URL: https:// www.timeshighereducation.com/world-university rankings/2017/world-ranking (date accessed: 18.10.2018).

13. The Academic Ranking of World Universities [Electronic resource]. Available at: http://www.shanghairanking.com/ru/index.html (date accessed: 18.10.2018).

14. Quacquarelli Symonds QS World University Rankings 2016-2017 [Electronic resource]. Available at: https://www.topuniversities.com/university-rankings/ world-university-rankings/2016 (date accessed: 18.10.2018).

15. Singapore of the education statistics digest 2016 URL: https:// https://www.moe. gov.sg/docs/default-source/document/publications/education-statistics-digest/ esd-2016.pdf (date accessed: 13. 03.2019).

16. UNIPAGE. Available at: https://www.unipage.net/ru/education_singapore (date accessed: 18.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.