- © Н.Г. Малич, 2012
УДК 658.5:330.332 Н.Г. Малич
ИДЕОЛОГИЯ ВЫЖИВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Необходимым условием развития, а значит и конкурентоспособности продукции Украинского машиностроения, является выкокий уровень технических характеристик машин и их безопасности. Это возможно только при модернизации машин и переоснащении их производства. Названое касается не только парка машин, но и технологических процессов, выполняемых этими машинами, т.к. отечественная промышленность производит продукции из расчета на одного работающего в стране на порядок меньше чем ЕС, а по отдельным отраслям в США — меньше в 30 раз. Ключевые слова: промышленность, производство, НИОКР, ТР-индекс, себестоимость продукции, инвестиции, технологические машины и технологические процессы, выполняемые ими.
Требования к техническому уровню производств (промышленной политике), занимающихся техническим оборудованием на колесных и гусеничных транспортных средствах, попроще, чем в аэрокосмическом комплексе, здесь нет особой нужды в НИР таких, как нано-технология. Но отечественное производство современных двигателей, гидросистем, прикладной электроники, как компонентов и современных технологических машин в целом, является показателем промышленного потенциала и технической безопасности страны. Поэтому государством должна быть обеспечена их финансовая поддержка, которая сможет задействовать в своем обороте и частный капитал, специализирующийся на производстве технологического оборудования для нужд различных отраслей промышленности (строительство, транспорт, металлургическая и др.). При этом самое простое — для предприятий, вкладывающих деньги в обновление производства и технологические процессы, выполняемые с использованием этого обо-
рудования, избирательно предусмотреть льготы налогообложения; государственные заказы послужат дополнительными гарантиями по дешёвым и длинным кредитам; достаточные инвестиции в модернизацию производственных линий и технологических процессов производств в различных отраслях (на основе частно-государственного партнерства) могут осуществляться через инвестиционные фонды.
Формирование и проведение промышленной политики — необходимое условие создания экономики инновационного типа и высокой добавленной стоимости. Это, по нашему мнению, должно было быть решено несколько лет назад [1,2]. Поэтому сегодня, страна вынуждена восполнять упущенное. Основными проблемами нашей промышленности являются: низкая степень диверсификации экономики, отсутствие целостной концепции долгосрочного развития промышленности, неравномерность развития отраслей.
Усложняет решение названных проблем, прежде всего то, что наша
экономика продолжает оставаться сырьевой по своей структуре. У нас сейчас просто невыгодно заниматься высокими технологиями и глубокой переработкой исходного материала.
Нет почвы для работы инновационной экономики, нет ее закупщиков. В законодательстве не прописаны понятия технология, патент и т.д. Между тем, технологии, наряду с брендами — важнейшие элементы современного инвестиционного процесса. Это не только деньги, но и нематериальные активы. В США более половины всего экспорта — технологии. Американские ученые уже давно спрогнозировали перспективную программу научно-технического потенциала своей страны — «основой экономики США и еще двух-трех ведущих стран мира будут — создание и внедрение высоких технологий. Производством продовольствия и потребительских товаров займутся другие ведущие страны. А нужными ресурсами и тех, и других обеспечат сырьевые государства — придатки». В таком случае нашей стране, вероятно, отведена именно эта роль, то есть без изменения существующего положения Украина может надолго оказаться сырьевым придатком мирового сообщества
Поэтому нашим предприятиям необходимо в ближайшие два-три года серьезно перестроиться, и касается это не только парка станков и технологических машин, другим должно стать мышление топменеджеров и всего менеджмента.
Увеличивать финансирование НИОКР в современном виде бессмысленно. Они у нас ничем не заканчиваются. Сколько мы бы не вкладывали в НИОКР, результатов не будет. Будут пачки исписанных бумаг ограниченного рыночного ис-
пользования. По статистике сегодня около 17 % НИОКР заканчиваются патентами, но патент на Украине совсем не то, как понимают его во всем мире. Это просто бывшее авторское свидетельство с некоторыми рыночными элементами. Во всем мире патент — конкретный товар, его можно продать, купить, обменять и т.д. У нас его, в лучшем случае, можно только внедрить.
Дизельное топливо является главным энергоносителем машин и во многом определяет стоимость их эксплуатации (на него приходится от 35 до 50 % себестоимости работ). За последние 5 лет стоимость дизельного топлива возросла в три раза. Начиная с 2004 года рост цен на топливо вообще и на дизельное топливо в частности, резко ускорился. Сегодня в Украине литр его стоит 0,8 доллара США. И как следствие эксплуатационники стали покупать более экономичные, хотя и более дорогие импортные машины [3—5].
По объемам отечественная нефтепереработка способна в полной мере обеспечивать украинский рынок нефтепродуктами. Но цены неумолимо растут. Причин этого, видимо несколько.
Резко возросла собственная зависимость отрасли от импорта стратегических составляющих производства топлива, масел, катализаторов, присадки химикатов, от повсеместного внедрения западных технологий. В стране во время процесса преобразования отраслевых институтов в акционерные общества научно-технический потенциал в нефтепереработке оказался в раздробленном состоянии. Длительная невостребованность научных и проектных разработок со стороны отечественной промышленности при одновременном прекращении централизованного
финансирования обусловили существенные кадровые потери. В это время на украинский рынок активно продвинулись ведущие мировые фирмы-лицензиары технологий, разработчики базовых и детальных проектов нефтеперерабатывающих комплексов, располагающие значительными финансовыми средствами и возможностью найма лучших специалистов. Тем не менее, отраслевой науке сейчас есть что противопоставить этому натиску. Во-первых, разработана технология вакуумной перегонки мазута, обеспечивающая вы-париваемость дизельного топлива на уровне 99 % от потенциала сырья. Во — вторых, создана новая технология каталитического крекинга вакуумного газа. И в-третьих, на стадии внедрения производство фармакологических углеводородов из попутных нефтяных газов.
По разным причинам отечественная техника в последние годы дорожала так стремительно, часто даже опережая официальную инфляцию на несколько процентов, и теперь следует распрощаться с таким их конкурентным преимуществом, как цена[5-6] .Промышленности остро необходима модернизация производства. Увы, сегодня мы не производим собственные станки для выпуска суперсовременной продукции. Поэтому за рубежом приходится закупать все; целые технологические комплексы и оборудование для их обеспечения.
Надо иметь ввиду, что наше ма-шино- и станкостроение имеет на сегодняшний день износ оборудования 70-80 %. Из-за этого — низкая производительность труда, и значит, выше затраты энергоресурсов, материалов и, как результат, выше стоимость произведенного продукта.
Приобретение зарубежного оборудования по отраслям промышлен-
ности следует передать предприятиям на основе частно-государственного партнерства со строгим контролем над его использованием. Это следует осуществить, вероятно, двумя способами. Первый — по линии госзакупок, когда на государственной лизинговой основе оборудование предприятиям передается частным инвесторам, и они уже по лизингу расплачиваются. Процент по государственному лизингу в этом случае не должен превышать банковских процентов. Второй — выделить отраслям целевые кредитные ресурсы под низкий процент и с жестким контролем над тем, чтобы эти средства были потрачены строго на закупку высокотехнологического оборудования.
Немаловажно решить проблемы с налоговыми льготами. Затраты на установку и первый год эксплуатации высокопроизводительного оборудования должны быть полностью освобождены от всех налогов и исключены из налогооблагаемой базы предприятия. В этом случае можно получить быструю отдачу в виде прироста товарно-материальных ценностей, а это понизит, в свою очередь, инфляцию.
Важно уяснить, что промышленная политика не тождественна законодательству. Она складывается из многих компонентов. В первую очередь, это осмысленная и трезвая оценка нашего места на мировом и внутреннем рынках, надо всерьез проанализировать те наши рынки, которые реально может занять Украина. К тому же, промышленная политика — в большей мере организационные действия. Это — управление, а последнее прерогатива государства, т.к. промышленная политика предполагает определенные объемы финансирования.
Сегодня ряд отраслей реализует политику повышения качества продукции. В ее рамках они проводят полную модернизацию производства, а это требует больших затрат. Например, один из современных заводов, чтобы соответствовать мировому уровню, вложил 30 млн. дол. в создание испытательной базы, обучение персонала и т.д. Выход, в данной ситуации, один, в процессе модернизации государство должно отраслям помогать. А в отдельных отраслях потребуется и государственный протекционизм. Это нужно особенно сейчас после вступления Украины в ВТО. По имеющимся сведениям [1,6] 12 отраслей (а их, конечно же, больше) уже испытывают существенные трудности. Они не соответствуют мировому уровню по параметрам оборудования, качества комплектующих, квалификации специалистов, т.е., если хотим сохранить свое производство, промышленность свою нужно активно защищать.
И еще важный момент. Сегодня принимаются планы развития по отраслям. Есть такая стратегия у газовиков, есть — у транспортников, есть стратегия развития трубной промышленности — но все они разные. Нет должного сопряжения. Словно каждый идет своим путем, а экономика у нас одна.
Как уже отмечалось, существует сегодня серьезная проблема, вызванная износом основных фондов, а проблема, связанная с модернизацией основных фондов упирается в отсутствие инвестиций, последнее в свою очередь, упирается в ряд мер на государственном уровне. Для устранения этого необходимы госинвестиции. Например, в угольной промышленности с 2000 года госинве-
стиции установлены в размере 1 % на добытую 1т продукции. Сегодня с учетом последних изменений мировых цен на уголь они выросли до 6— 7 % по разным компаниям. По данным международных экспертов, для того, чтобы поддерживать уровень добычи на современном уровне, нужны 10 долл. инвестиций на 1 т уже добытого угля и 20 долл. для того, чтобы инновационно развивать угольное производство. Очевидно, что для нашей отрасли грозит явная потеря конкурентоспособности на мировом уровне.
Много споров ведется о свободных экономических зонах. Может быть, иметь свободные экономические зоны неплохо в качестве эксперимента. Однако в современных условиях, например, изделия автоотрасли, производимые в экономических зонах со льготами, где они не имеют ни социальной нагрузки, ни зарплатных аспектов, делают других производителей неконкурентоспособными. Надо не забывать, что экономика у нас состоит не только из зон, а из глубоко взаимосвязанной системы отношений.
Немаловажная проблема — старые стандарты в промышленности и технологических процессах различных производственных предприятий. К сожалению, закон о техническом регулировании практически затормозил развитие системы стандартизации. Технические регламенты, вопреки мнению авторов закона, никогда не заменят стандарты. Если в развитых странах стандарты обновляются раз в четыре года, то у нас раз в 12-15 лет. Германия тратит на стандартизацию 800 млн. евро в год. И на каждое евро, вложенное в стандартизацию, получает 20 евро прибыли. Здесь огромный вклад в
Сравнительная эффективность различные фирм
Фирма(компании) Оборот, тыс. дол Штат компании TP — индекс
Caterpillar Inc. 2007г. 44960000 91230 492820
Deere & Company 20126300 46500 432823
Komatsu Ltd. 13527100 33008 409812
Ingersoll — Rand, Ltd 10546900 36000 292969
Atlas Copeo AB 7356500 27968 263032
Dynaris 777700 2100 370330
Tpynna «ra3»,2007n 6359000 130000 48900
Aвтoмoбильнoe npo- 2700000 75000 36000
извoдeтвo в Укpaинe, 2006г.
ПО Уpaлвaгoнзaвoд 952200 35035 27178
Tвepeкoй экeкaвaтop (ТВЭКС), 2006г. 125024 2689 46494
Чeлябинeкий тpaктop-ный зaвoд, 2006г. 405857 18300 22177
стандартизацию вносит бизнес. Эти затраты он относит на себестоимость продукции, т.е. прямые производственные затраты.
Если же говорить о конкурентоспособности собственно экономики наших предприятий, то проще всего проверить TP — Index. Сравнительная эффективность предприятий отрасли TP — Index (Turnover — to — Personnel index) показывает отношение годового оборота к среднесписочному количеству сотрудников предприятия. TP — Index — один из самых простых и надежных способов сравнительной оценки эффективности работы предприятий. (см. табл.)
Чуть лучше, чем несколько лет назад выглядит сравнение отечественных и зарубежных компаний сегодня. TP — индекс западных и отечественных лидеров машиностроения, как и в большинстве других производственных отраслей, различался в 20-25 раз несколько лет назад. Сегодня положение лучше, отечественные предприятия отстают от
среднего значения TP — Index зарубежных машиностроителей в 8 — 14 раз. Очевидно сегодня выпуск конкурентоспособной продукции при всех равных условиях у украинских производителей, мягко говоря, проблематичен.
В стране до сих пор, как ни печально это сознавать, отечественную продукцию создают не столько умением, сколько числом. По данным Минэкономразвития, отечественная промышленность ежегодно производит продукции из расчета на одного работающего в стране на порядок меньше, чем в ЕС, а по сравнению с США по отдельным отраслям меньше в 30 раз.
Сократить такое отставание кажется невероятным ни завтра, ни послезавтра. И ни объединения, ни точечная модернизация не изменят сложившуюся ситуацию.
Нужна емкая, точно выверенная государственная инновационная программа, нужна новая, направленная на эффективное производство промышленная политика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блохтн В.С, Матч М.Г. Основш параметры технолопчних машин. Машини для земляних po6iT: у 2ч. Навчальний пойбник-: Вища школа. 2006-4. I — 407с;2009 — ч. II — 453 с.
2. Блохин В.С., Малич Н.Г. Машины для земляных работ. Предпосылки повышения их конкурентоспособности: Учебное пособие - Днепропетровск: ИМА—пресс. — 2005 -304 с.
3. Блохин В.С., Малич Н.Г. Проблемы развития колесных и гусеничных транспортных средств в Украине// Горный информационно-аналитический бюллетень, №12, 2008.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
4. Блохин В.С., Малич Н.Г. Основные параметры технологических машин. Машины для дезинтеграции твердых материалов: Учебное пособие — Днепропетровск: ИМА
— пресс -2006, — 404 с.
5. Блохин В.С., Малич Н.Г. Колесные и гусеничные транспортные средства. Коммерческий транспорт: Учебное пособие в двух частях, ч.1 — Днепропетровск: ИМА — пресс
— 2008. — 416 с; ч. II-2008. — 428 с.
6. Никишин А. Промышленная политика // Промышленный вестник №8, 2008, С. 28-31. S2E
Малич Н.Г. — кандидат технических наук, доцент, Национальная металлургическая академия Украины.
- ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ
ГОРНОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО БЮЛЛЕТЕНЯ
(ПРЕПРИНТ)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ АЛМАЗНЫХ КОРОНОК
НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАБОТЫ ТРЕНИЯ ПРИ БУРЕНИИ
Бучковский Е.В., Будюкова Т.Ю., Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе, e-mail:[email protected]
Отдельные статьи Горного информационно-аналитического бюллетеня (научно-технического журнала). — 2012. — № 1. — 16 с.— М.: издательство «Горная книга».
Проведены исследования по выбору рациональных конструктивных параметров алмазных коронок и режима бурения, в зависимости от распределения осевого усилия между объёмными алмазами, особенно при бурении глубоких разведочных скважин снарядами со съемными кернопри-емниками КССК. Намечены пути совершенствования инструмента, модернизированы коронки типа 17-А4 для бурения в породах средней твердости снарядами со съемными керноприемниками.
Ключевые слова: алмазная коронка, объёмные алмазы, КССК, керноприемник, забой, удельной работы трения, ступенчатая алмазная коронка, пилот матрицы, породоразрушающий инструмент, стойкости коронки, механическую скорость бурения, расход алмазов, скважина.
PERFECTION OF A DESIGN OF DIAMOND CROWNS ON THE BASIS OF
THE ANALYSIS OF WORK OF A FRICTION AT DRILLING
BuchkovskyE.V., Budjukova T.J.
Researches for choice of rational design data of diamond crowns and a drilling mode, depending on distribution of thrust load between volume diamonds, especially at drilling of test longhole by gear with retrievable core receiver KSSK are considered. Expression of normal pressure distribution along radius of a diamond bit, and as expression for specific friction work At per one turn diamond bit at drilling is received .Reference dependences of normal pressure (q) and friction works (AT) distribution along radius of a step face bit at various values of volume grains of the diamonds contacting to a face. Ways of tool perfection are planned, bits type 17-A4 for drilling in medium hard rocks by gear with retrievable core receiver are modernized.
Key words: Diamond bit, volume diamonds, core receiver, a face, specific work of a friction, a step diamond face bit, the pilot of a matrix, cutting tool, bit cutting power, mechanical drilling speed, the expense of diamonds, a hole.