Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И ПРАВОВОМ УСТРОЙСТВЕ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА'

ИДЕОЛОГИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И ПРАВОВОМ УСТРОЙСТВЕ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеология / история / теория / практика / духовно-нравственные ценности / ideology / history / theory / practice / spiritual and moral values

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — М.Г. Потапов

В статье обозначены проблемы идеологии в государственном и правовом устройстве общества. Предпринята попытка ответить на вопросы истории происхождения идеологии, её понимания и современного состояния. Обращено внимание на основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также на дальнейшие научные изыскания, которые требуют политической, государственной, правовой и общественной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGY IN STATE AND LEGAL SOCIETY: HISTORY, THEORY, PRACTICE

The article identifies the problems of ideology in the state and legal structure of society. An attempt has been made to answer questions about the history of the origin of ideology, its understanding and current state. Attention is drawn to the fundamentals of state policy to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values, as well as to further scientific research that requires political, state, legal and public support.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И ПРАВОВОМ УСТРОЙСТВЕ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА»

ИДЕОЛОГИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И ПРАВОВОМ УСТРОЙСТВЕ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

М.Г. Потапов, канд. юрид. наук, канд. ист. наук, доцент

Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. (Россия, г. Новосибирск)

Б01:10.24412/2500-1000-2024-1-2-53-56

Аннотация. В статье обозначены проблемы идеологии в государственном и правовом устройстве общества. Предпринята попытка ответить на вопросы истории происхождения идеологии, её понимания и современного состояния. Обращено внимание на основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также на дальнейшие научные изыскания, которые требуют политической, государственной, правовой и общественной поддержки.

Ключевые слова: идеология, история, теория, практика, духовно-нравственные ценности.

Актуальность темы обусловлено значением идеологии в государственном и правовом устройстве общества. Именно лица, имеющие соответствующие идеи и обладающие властными полномочиями, определяют политический (государственный) режим, форму правления и форму территориального устройства государства, а также правовую систему государства, и вектор их дальнейшего развития. В этой связи можно согласиться

О.Ю. Малиновой, что: «Каждый комплекс таких идей преследует цель переустройства общественной системы в соответствии с присущим ему идеалом и служит целям борьбы за власть» [1]. При этом необходимо понимать, что: «Национальная правовая идеология является важнейшей составляющей доктрины выживания и безопасности нации, ибо правовая сфера -это область функционирования «мозговых центров» государства, политической системы» [2]. Вместе с тем проблемы идеологии имеют исторические, теоретические, экономические, социально-культурные, юридические, духовно-нравственные и многие другие аспекты этого явления.

Исследователь Е.А. Маслова полагает, что термин «идеология» был введён а речевой оборот в 1796 г. Антуаном Де-стютом де Траси в связи с экономическим, политическим и социальным кризисом во Франции в 1780-х годах, который завер-

шился революцией в 1789-1794 годах и переходом от феодального к буржуазному устройству французского общества, а также привёл к смене формы политического режима (от недемократического к демократическому) и формы правления (от абсолютной к ограниченной монархии) [3]. Автор анализируемого термина увидел, что смена политического, государственного и общественного устройства происходит на основе идей (идеология просвещения) лиц, пришедших к власти.

Однако идеология возникла как явление не одномоментно, а формировалась на основе длительного исторического периода времени существования идей о политическом, государственном, правовом и социальном устройстве той либо иной страны. В этой связи думается, что авторы термина «идеология» не могли не обратить внимание на историю и закономерности возникновения и развития этого явления, и пытались обозначить и исследовать его. По мнению Е.П. Борзовой, древние религиозные идеологии возникали в Египте (тотемная, языческая, политеистическая, христианская, мусульманская), Китае (буддистская), странах Европы (христианская) [4].

Очевидно, что сам по себе термин «идеология» не мог возникнуть в сознании исследователей, поскольку тому предшествовала практика общественного, государственного и правового строительства, в

котором уже высказывались и применялись в жизнедеятельности общества соответствующие идеи мыслителей, философов, политиков, общественных деятелей по вопросам государственного и правового устройства общества. В частности, исследователь М.С. Козырев приводит в качестве примера «.. проявления религиозной идеологии .. законы Ману. Это древние (I в. до н.э. - I в. н.э.) индийские религиозные тексты брахманизма, которые, - по мнению автора, - явственно демонстрируют попытки обоснования сложившейся к тому времени кастовой системы» [5].

Вопросы происхождения идеологии в Древней Руси сопряжены с проблемами времени её возникновения. С одной стороны: «Принятие Русью христианства ..» предопределило «.. дальнейшее развитие общественной, политической и культурной жизни ..», и потому «.. может считаться зарождением российской идеологии» [6]. С другой, «Русская Северная Традиция - это духовное учение, которое передается на нашей земле от учителя ученику вот уже как 24 тысячелетия. Мы унаследовали Традицию от арктов -наших древнейших предков, творцов легендарной цивилизации начала времён. Последователи Традиции хорошо знают: руссы существовали уже тогда, когда полярный континент Арктида (запечатленный картами Меркатора) не был еще сокрыт под водой и льдом» [7].

Понимание идеологии также неоднозначно:

1) «.. совокупность мировоззренческих установок, идеалов, ценностей, интересов общественных групп, отражающая так или иначе те социальные условия, в которых они находятся ..» [8];

2) «.. совокупность понятий, суждений, идей, концепций, убеждений, мнений и т.п. обо всем том, что в данных условиях и в данной человеческой общности считается важным для осознания человеком самого себя и своего природного и социального окружения» [9];

3) «.. система концептуально оформленных представлений и идей, которые выражают интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов,

наций, общества, политических партий, общественных движений - и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативная идеология), или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений)» [10];

4) «.. искусственная традиция, которая не имеет под собой ни опыта жизни, ни мудрости поколений, ничего, кроме человеческого своеумия и своеволия, человеческой корысти и лукавства [11].

Таким образом, «.. не существует единого мнения относительно определения термина «идеология» [12], поскольку понятие «идеология» относится .. к наиболее трудно понимаемым и трудно объяснимым, что оно связано с бесконечной конфронтацией различных классов и политических сил, отстаивающих разные, по сути, интересы» [13].

Для понимания этимологии идеологии необходимо исходить из смыслового значения слов «идея» (мысль) и «логос» (знание). При этом сами по себе мысли и знания не возникают, они формируются посредством воспитания, образования, культуры, имеющие определённую духовно-нравственную основу. В истории существовавших государств и в современный период просматриваются различные виды идеологий: тоталитарные, демократические, либеральные. Все ли они имеют духовно-нравственные основы и ориентиры? Если взять сферы образования, здравоохранения, экономики, политики или социальную сферу, то «Принятая в 1993 году Конституция РФ закрепила идейный плюрализм и идеологическое многообразие как норму. На практике это позволило отказаться от марксистской идеологии и насаждать идеологию компрадорского типа, позволяющую осуществлять разграбление страны, ограбление большинства населения и ломку национального менталитета, что привело к эрозии единой стра-новой идентичности и подрыву механизмов социализации» [13]. Либеральная идеология несет нравственное раскрепощение греховному человеку, реализует греховный потенциал человеческой личности [14]. Исследователь С.Н. Кочеров

контурами российской идеологии будущего называет правду, соборность и спасение, которые, на взгляд автора, являются ценностями культуры многонациональной России [15]. Проф. В.В. Сорокин духовно-нравственными основами права называет любовь (истину), добро и красоту, которые «.. выше в иерархии ценностей, чем Свобода, Равенство и Братство», и утверждает, что; «.. Православие есть истинная русская идеология, это та национальная идея, которую в начале XX столетия утратили и до сих пор безуспешно пытаются заместить неадаптируемыми суррогатами. На Руси православное христианство стало добро-толюбием, вобрав в себя все прежние народные взгляды на добро и зло и оптимистическую веру в добро» [14]. Очевидно, что без идеологии «.. нет и не может быть никакой страны, никакой цивилизации, никакого государства и никакой животворящей экзистенции» [16].

Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей были утверждены только 9 ноября 2022 г. Указом Президента РФ № 809 [17]. В этих Основах нет дефиниции духовно-нравственных ценностей, но дано понятие традиционных ценностей как нравственных ориентиров, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское един-

ство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Однако о каких нравственных ориентирах здесь идёт речь, и каковы духовные ориентиры? К традиционным ценностям авторы Основ относят жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Все эти перечисленные традиционные ценности нуждаются в адекватном их понимании, раскрытии их содержания, и их дифференциации - какие из них духовные, а какие нравственные?

Однако, какая идеология в настоящее время в России имеет место быть в государственном и правовом устройстве общества, образовании, здравоохранении, экономики - либеральная? Соответствует ли такая идеология заявленным духовно-нравственным ценностям? Каков должен быть механизм правового регулирования реализации основ духовно-нравственных ценностей? Ответы на поставленные вопросы требуют дальнейших научных изысканий, которые должны иметь политическую, государственную, правовую и общественную поддержку.

Библиографический список

1. Малинова О.Ю. Когда «идеи» становятся «идеологиями»: к вопросу об изучении «измов» / Философский век. Альманах. Вып. 18. История идей как методология гуманитарных исследований. Часть 2. Материалы международной конференции «История идей как методология гуманитарных исследований» (Санкт-Петербург, 27-30 сентября 2001 г.) / Отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр Истории Идей, 2001. - С. 14.

2. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. - М.: Норма, 2010. - С. 22.

3. Маслова Е.А. Эволюция представлений об идеологии в политической теории // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 6 (1). - С. 315.

4. Борзова Е.П. История мировой культуры. - СПб.: Издательство «Лань», 2001.

5. Козырев М.С. Историческое развитие идеологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. - № 1. - С. 122.

6. Самолыга И.А. Зарождение элементов идеологии в Древней Руси // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2017. - Т. 12. Ч. 3. - С. 678-682.

7. Аннотация к книге: Чудинов В.А. Русские руны. - М: Альва-Первая, 2006. - 336 с.

8. Козырев М.С. Историческое развитие идеологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. - № 1. - С. 122.

9. Зиновьев А.А. Идеология партии будущего. - М., 2003.

10. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. Т. 2. - М., 2010. - С. 81.

11. Архимандрит Георгий (Шестун). Традиция как основа духовно-нравственного воспитания / Русский мир и духовное развитие народов Поволжья: Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 160-летию со дня образования Самарской губернии и Самарской и Сызранской епархии. - Самара: ООО «Книга», 2011. - С. 60.

12. Дайнеко И.В., Мухин М.А. Термин «идеология» и его употребление: история и современность // Вестник науки и творчества. - 2020. - № 9 (57). - С. 9.

13. Иванов В.Н. Идеология: pro et contra. - М.: Изд-во «У Никитских ворот», 2021. -С. 9.

14. Сорокин В.В. Право и православие. Монография. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.posoh.ru/book/doc/sorokin_v_v_pravo_i_pravoslavie%20-%202007.pdf.

15. Кочеров С.Н. Проблема идеологии в современной России // Международный теоретический журнал Credo New. - 2023. - №2 (114). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://credo-new.ru/archives/2819.

16. Осипов Ю.М. Вместо предисловия. Россия - Идеология - Россия / Россия и идеология (опыт практического философско-хозяйственного концептуализма) / под ред. Ю.М. Осипова, Е.С. Зотовой, Н.П. Недзвецкой. - М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020.

17. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС «Консультант Плюс.

IDEOLOGY IN STATE AND LEGAL SOCIETY: HISTORY, THEORY, PRACTICE

M.G. Potapov, Candidate of Legal Sciences, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the troops of the National Guard of the Russian Federation (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article identifies the problems of ideology in the state and legal structure of society. An attempt has been made to answer questions about the history of the origin of ideology, its understanding and current state. Attention is drawn to the fundamentals of state policy to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values, as well as to further scientific research that requires political, state, legal and public support.

Keywords: ideology, history, theory, practice, spiritual and moral values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.