Научная статья на тему 'Идеология тарифной политики в пореформенный период'

Идеология тарифной политики в пореформенный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ / ФРИТРЕДЕРСТВО / ПРОТЕКЦИОНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чикишев Д. В.

В статье рассмотрены вопросы развития тарифной политики страны, получившие отражение в работах и воззрениях государственных и общественных деятелей, влияние ценностных ориентиров которых отражалось неоднозначно на выборе тарифной политики в пореформенный период. Статья опирается на широкую источниковедческую базу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGY OF THE TARIFF POLICY IN THE POST-REFORM PERIOD

The questions of the tariffpolicy, as reflected in the works and views of government and public figures, the influence of values which reflects the ambiguity in the choice of tariffpolicy in the post-reform period. The article draws on a wide source materials.

Текст научной работы на тему «Идеология тарифной политики в пореформенный период»

ИДЕОЛОГИЯ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Чикишев Д.В., аспирант Международной академии оценки и консалтинга (МАОК)

В статье рассмотрены вопросы развития тарифной политики страны, получившие отражение в работах и воззрениях государственных и общественных деятелей, влияние ценностных ориентиров которых отражалось неоднозначно на выборе тарифной политики в пореформенный период. Статья опирается на широкую источниковедческую базу.

Ключевые слова: идеология экономического развития, экономическая мысль, таможенные тарифы, фритредерство, протекционизм.

THE IDEOLOGY OF THE TARIFF POLICY IN THE POST-REFORM PERIOD

Chokishev D., The post-graduate student, International Academy of assessment and consulting (MAOK)

The questions of the tariffpolicy, as reflected in the works and views of government and public figures, the influence of values which reflects the ambiguity in the choice of tariff policy in the post-reform period. The article draws on a wide source materials.

Keywords: the ideology of economic development, economic thought, customs tariffs, free trade, protectionism.

К концу 50-х гг. XIX в. основополагающим вопросом экономической жизни стал выбор пути общественного развития. В центре внимания правительства постоянно оставались общие проблемы: соотношение частного и государственного начал в народном хозяйстве страны и возможность осуществления модернизации экономики без принципиальных перемен в системе государственного управления.

Необходимость снятия напряженности требовала выработки программы преобразований, и она была разработана П.А. Валуевым.1

Профессионально подходя к тарифной политике, П.А. Валуев в своей практической деятельности старался избегать крайностей, т.к., по его мнению, государственная политика должна была, опираясь на правительственные начала, иметь поддержку всех слоев общества.

Наступивший очередной этап перестройки экономических отношений, отражавший процесс болезненного приспособления народного хозяйства к пореформенным условиям требовал выдвижения деятелей с новым типом экономического мышления. Таким деятелем, на долю которого выпали разработка и осуществление экономической, в том числе и таможенной политики России в третьей четверти XIX века, стал М. X. Рейтерн. 2

Доходы бюджета от реализации таможенного тарифа 1857 г. не возросли из-за военных действий в Крымской (Восточной) войне, парализовавших всякую торговую деятельность на южном направлении, что отрицательно отразилось на торговом балансе. В связи с этим основополагающее значение в своей деятельности М.Х. Рей-терн придавал тарифной политике, считая, что вопросы тарифа всегда принадлежат к числу самых важных экономических и даже политических вопросов, видя в то же время одной из основных задач восстановление равновесия государственного баланса.

В качестве одной из приоритетных мер в целях оздоровления экономики, Рейтерн предложил внести изменения в таможенный тариф, предложив, в частности, такую меру, как непредоставление юридическим и физическим лицам льгот по оплате таможенных пошлин, т.к. это снижало таможенные доходы. Однако со временем набрала силу практика широкого снижения пошлин в индивидуальном порядке, что стало тенденцией и на современном этапе

3. М.Х. Рейтерн продолжил проведение фритредерского курса, начатого в конце 40-х годов. Считая, что тарифом 1857 г. импортные изделия обложены так, что пошлины на них почти равнялись их стоимости, а иностранные товары, не представлявшие конкуренции российским изделиям, облагались умеренно, он предложил установить соразмерность между ценой товара и пошлинами на те

товары, которые ввозились исключительно нелегально с целью максимально возможного ограничения контрабанды; снизить пошлину на импорт полуфабрикатов до экономически целесообразной величины. Эти предложения были реализованы в тарифе, принятом в июле 1868 года.

М.Х. Рейтерн считал, что тариф мог быть улучшен единственно на началах самостоятельной торговой политики, соответствующей интересам отечественной промышленности и торговли, а равно и финансовому положению страны.

Начало второй половины XIX века характеризовалось вступлением России в период экономической модернизации, и министерство финансов взяло на себя функцию выработки стратегии ускоренного промышленного развития страны, поскольку страна отставала в развитии от европейских стран из-за преобладания натурального хозяйства,4 как считал следующий министр финансов, Н^. Бунге, 5 фритредера по убеждениям, но изменившим впоследствии свои взгляды на протекционистские, шестнадцать лет определявший таможенный курс страны.

Деятельность Н^.Бунге ознаменовалась новым поворотом в тарифной политике, характеризовавшимся продолжением фискальной ее направленности. Были введены новые таможенные пошлины на ряд товаров, пропускавшихся беспошлинно тарифом 1868 года, увеличены многие пошлины в сторону их округления и введен общий 10% - й добавочный сбор.

Возникшее отрицательное сальдо торгового баланса с Финляндией, увеличившееся только с 1870 по 1875 гг. почти в десять раз,6 сделало необходимым снизить уровень опасной конкуренции таможенными пошлинами.

Фискальная направленность таможенного курса прослеживалась и в дальнейшем. Так, в 1884 году были повышены таможенные пошлины, а в 1885 году введены дополнительные таможенные надбавки в 20 и 10%, не распространявшиеся лишь на незначительный ассортимент товаров, что мотивировалось необходимостью ограничения ввоза импорта.7 Для увеличения спроса на товары отечественного производства, правительство повысило таможенные пошлины на широкий ассортимент товаров и в 1887 г. В 1890 году была введена новая 20 % -я таможенная пошлина, и, наконец, в 1891 году вступил в действие новый по сути протекционистский таможенный тариф. Его содержание заключалось в том, что через него, с одной стороны, усиливалось государственное регулирование, с другой стороны он допускал в ряде случаев отступление от протекционистского курса.

Период деятельности Н^. Бунге, несмотря на его личные фрит-редерские пристрастия, характеризовался проведением протекци-

1 Валуев Петр Александрович (1814-1890), государственный деятель, Председатель Комитета министров (1877-1881) // Русский биографический словарь. В 20-ти т. Т.4. М.,1999. С.18-22.

2 Рейтерн Михаил Xристофорович (1820-1890), министр финансов (1862 -1878).

3 См.: Рейтерн М^. Биографический очерк. СПб.,1910.

4 Отечественные записки. 1857.Т.Ш. С.482.

5 Бунге Николай Xристианович (1823-1895), умеренный либеральный политик, ученый-экономист, министр финансов с мая 1881 года, Председатель Комитета министров с 1887 по 1895 г.

6 Кованько П.Л. Важнейшие реформы, проведенные Н^. Бунге. Киев, 1901. С.267.

7 Вестник финансов. СПб., 1885. Т.2. С.718.

онистской таможенной политики, так как совпал с курсом приоритета национальных интересов во внутренней политике. Идеал независимости национального хозяйства, освобождения его от иноземного господства, проповедовавшийся с особенной энергией «Московскими новостями», а позднее и Д.И. Менделеевым, вновь привел к требованиям повышения таможенных пошлин.

Известное влияние на протекционистское направление политики внешней торговли при Н^. Бунге оказал и общий подъем таможенного протекционизма, прокатившийся по Европе в последней четверти века.

В частности, германский протекционизм привел в 1879 году к изменениям в таможенной политике этой страны, ставшими впоследствии основной причиной российско-германских разногласий. Эта проблема впервые затрагивалась С.Ю. Витте в опубликованных им в газете «Московские ведомости» статьях «В чем же выход? 8, где ставилась задача развития национальной промышленности и сельского хозяйства путем защиты отечественного производства с помощью таможенного покровительства, выгодных для государства торговых договоров и надлежащей системы железнодорожных тарифов.

Отводя видное место таможенному протекционизму, С.Ю. Витте непосредственно разработал наиболее покровительственный таможенный тариф 1891 года, пошлины которого составили за период 1891-1900 гг. по всему ассортименту импорта от 33% до 100% стоимости товаров.

Возглавив правительство, С.Ю. Витте продолжил проведение протекционистского курса, видя в этом « задачу торговой полити-ки».9 В то же время, протекционистский режим не рассматривался им как постоянное явление. Идеал он видел в свободе торговли, а в протекционизме - средство, временную меру.10

Ясно осознавая необходимость коренного обновления торгово- промышленного законодательства, С.Ю. Витте стремился привести его в соответствие с начавшимся экономическим подъемом. Планируемые им преобразования затрагивали широкий спектр вопросов: таможенную и пограничную службу, торговлю и промышленность, кредитное дело, а также железнодорожное строительство, достигшее при нем небывалого размаха в том числе и из-за все более усиливающегося с начала 90-х гг. английского военного присутствия в Корейском море, что заставило российское правительство принять решение о сооружении железной дороги по территории Сибири до Владивостока - необходимость этого шага диктовалась, прежде всего, военно-стратегическими интересами.

В то время как при Н.Х Бунге было положено начало казенному железнодорожному строительству (в 1882 году было учреждено Казенное управление на железных дорогах, в результате чего железнодорожная сеть стала быстро расширяться), затем при И.А. Вышнеградском были созданы тарифные органы, С.Ю. Витте, со своей стороны, продолжил и развил намеченную своими предшественниками линию. Выполняя поручение императора, Витте, представил ему доклад «О способах сооружения Великого Сибирского железнодорожного пути» (1892) и наметил план проведения широкой экономической программы. Он писал, что дорога обеспечит русский военный флот всем необходимым и даст ему твердую точку опоры в наших Восточных регионах, тем самым, выступив за создание такого флота, который бы стал преобладать над всем международным коммерческим движением в Тихоокеанском бас-сейне.11

Значение Сибирской железной дороги определялось не только вовлечением в общественное освоение необозримой территории, позволившей впоследствии повысить емкость рынка сбыта для продвижения производимой в центре России продукции, что способствовало увеличению объема зернового производства, но, что самое важное - расширить земельную колонизацию, умножив там число переселенцев, еще шире развернуть строительство русских городов на Амурских берегах.

Пользуясь современной терминологией, С.Ю. Витте полностью использовал личный административный ресурс для активного

продавливания своей политики, ясно осознавая необходимость преодоления отсталости и превращения России в экономически самостоятельную, высоко индустриально и аграрно развитую страну.

В целом, всегда существовала полемика между сторонниками свободы торговли и протекционистами. При этом фритредеры исходили, как они считали, из интересов долгосрочного порядка, протекционизм же реализуется под давлением необходимости.

Однако, правильно было бы ставить проблему следующим образом: зная все экономические и социальные условия в данный момент, следует уяснить, что для данной страны в тот или иной момент больше подходит - свобода торговли или протекционизм.

Проблемы тарифной политики занимали важное место и в многогранном творчестве Д.И. Менделеева. В результате глубокого анализа воздействия протекционистской политики на экономику, он, использовав системность анализа, пришел к выводу, что протекционизм может быть подразделен на запретительный, охранительный и возбуждающий, т.е. рациональный. Протекционизм, или покровительство внутренней промышленности, по его мнению, должен состоять не в одном отношении к таможенной политике, хотя последнее составляет его внешний признак и одну из главнейших сторон влияния на промышленность страны. Протекционизм не может, как считал Менделеев, дать полных плодотворных результатов без целого ряда соответствующих внутренних мероприятий, между которыми на первое место необходимо поставить три их разряда: вызов внутренней конкуренции при помощи всяких облегчений развитию внутренней промышленности; всевозможное покровительство свободе приложения труда; покровительство про-свещению.12

Анализируя применение протекционизма в западных странах, Менделеев сделал вывод о том, что Россия может выйти из состояния отсталости только на основе осуществления протекционизма. Но в то же время, исходя из комплексного подхода, он не отрицал, что при определенных обстоятельствах это возможно и при проведении и фритредерского курса. Но для этого Россия должна была достичь высокого уровня развития, такого, какой был достигнут европейскими странами. В то же время Менделееву не был чужд и социальный подход. Он отмечал, что протекционизм приносит огромную пользу, но бремя протекционизма ложится на плечи населения.

Д.И. Менделеев отчетливо сознавал роль таможенного тарифа в деле развития промышленности России. Именно ему принадлежала идея создания инфраструктуры промышленных предприятий в центре страны. Он считал, что с политической и военной точек зрения для успешного развития машиностроения необходимо. Чтобы металлообрабатывающая промышленность не зависела от иностранного сырья, а поэтому рассматривал концепцию расположения предприятий вблизи границ как не отвечающую национальным интересам государства. Он критически относился к устройству «пограничных переделочных заводов, которые располагаются около границ, берут иностранных рабочих и действуют в большинстве случаев на иностранный капитал, ничего в себе русского не заклю-

чая».13

Не отрицая, что фритредерство благоприятствует развитию внешней торговли, Менделеев делает вывод, что в период фритредерства тарифный доход возрастает за счет увеличения объема ввозимого товара.

Этот закономерный процесс был впервые познан и использован при разработке протекционистских таможенных тарифов и формировании таможенной политики.

Целенаправленная деятельность идеологов и практиков проведения таможенной политики в пореформенный период привела к высоким результатам: до 1917 года страна имела развитую финансовую и налоговую систему, имела налаженные международные хозяйственные связи. Россия по валовым показателям промышленного производства приблизилась к индустриально развитым странам мира, но по ряду объективных причин догнать в этом соревновании их не смогла - началась череда экономических кри-

8 Вите С.Ю В чем выход ? По поводу повышения за границей таможенных пошлин // Московские ведомости. № 52.1885. Мануфактурное крепостничество.

9 Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. СПб.,1912. С. 191.

10 У./с. М.,1997. С.174; Материалы по истории СССР. Т.У1. М., 1959. С.197.

11 Глинский Б.Б.(ред.). Материалы из архива Витте. Пг.,1916. С. 10-15.

12 Менделеев Д.И. Заветные мысли. М., 1955. С.99-100.

13 Менделеев Д.И. Толковый тариф. С. 105.

зисов, сопряженных с военными и революционными событиями начала XX века, на долгий период отодвинувших решение вопросов, связанных с дальнейшим развитием страны.

Сегодня в должной мере осознается важность изучения истории тарифной политики России, в связи с чем возникает настоятельная необходимость обращения к исследованию взглядов ряда государственных и общественных деятелей, часть творческого наследия которых посвящена разработке вопросов тарифной политики.

Литература:

1. Автономов В.С. (ред.). История экономических учений. М., 2000.

2. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. С.Ю. Витте и его время. СПб., 1999.

3. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. СПб.,1997.

4. Глинский Б.Б.(ред.). Материалы из архива Витте. Пг.,1916.

5. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3х книгах. Кн. 2. М.,1994.

6. Кованько П.Л. Важнейшие реформы, проведенные Н^. Бунге. Киев, 1901.

7. Материалы по истории СССР. Т.У1. М., 1959.

8. Менделеев Д.И. Заветные мысли. М., 1955.

9. Менделеев Д.И. Толковый тариф. М., 1960.

10. Пашков А.И. История русской экономической мысли. Т.1. Ч.1.М., 1955.

11. Рейтерн М^. Биографический очерк. СПб.,1910.

12. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М.,1998.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ СДЕЛОК

Стрелец И.А., д.э.н., доцент, профессор кафедры прикладной экономики МГИМО (У) МИД РФ

Электронная коммерция — феномен нашего времени, развитие которого предъявляет ряд новых требований не только к форме заключения сделок, но и к обеспечению безопасного осуществления трансакционных операций в сетевом пространстве. Статья посвящена характеристике сегментов электронного пространства, включаемых в понятие электронной коммерции, структуре электронной коммерции, особенностям сделок в различных сегментах электронной коммерции, а также проблемам безопасности виртуальной экономики.

Ключевые слова: электронная коммерция, виртуальная экономика, электронный документ.

ENSURING THE SAFETY OF ELECTRONIC TRANSACTIONS

Strelets I., Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Applied Economics at MGIMO (U), the Russian

Foreign Ministry.

Electronic commerce - a phenomenon of our time, which makes the development of a number of new claims not only to the form of transactions, but also to ensure the safe operation of the transaction in the network space. The article is devoted to the electronic space segments are included in the concept of e-commerce, e-commerce structure, characteristics of transactions in various segments of e-commerce and security issues of e-commerce.

Keywords: e-commerce, virtual economy, the electronic document.

Рассматривая проблемы электронной коммерции, следует обратить внимание на двоякое толкование самого термина. Иногда, говоря об электронной коммерции, имеют в виду исключительно коммерческую деятельность провайдеров Интернет-услуг, но гораздо чаще электронной коммерции дают более широкое толкование как совокупности всех возможных способов использования Сети в коммерческих целях, и мы будем далее использовать именно это определение электронной коммерции.1

В структуре электронной коммерции выделяют несколько звеньев:

• реклама и представление товара;

• осуществление операций купли-продажи через каналы Сети;

• послепродажные услуги клиентам;

• построение отношений с клиентами.

Если все электронное пространство разделить на сегменты по уровням взаимодействия, то электронная коммерция объединяет направления В2В и В2С, а также обратные связи по линии С2В.

Наиболее подробное исследование электронной коммерции проводит Университет техасского центра исследований в области электронной коммерции (University of Texas Centre for Research in Electronic Commerce). Этот центр делит Интернет - экономику на четыре сегмента: Интернет-инфраструктура, Интернет-анкеты, Интернет-посредники и Интернет- коммерция. Однако, на практике очень сложно изолировать Интернет - коммерцию от трех остальных сегментов использования Интернета.

Сегмент В2В явно доминирует в электронной коммерции. Основными секторами распространения В2В - торговли являются: сталь, транспортные средства, химические продукты, промышленное и высокотехнологическое оборудование. Весьма широко в сегменте В2В представлены взаимоотношения между компьютерными компаниями, что позволяет им ускорять доставку компьютеров,

изготавливаемых по заказу. Постепенно на электронные формы общения с крупным, средним и малым бизнесом переходят страховые компании.

Отдельно следует отметить возможности снижения издержек в сегменте В2В: снижаются издержки производства и доставки товаров, издержки, связанные с их разработкой, и издержки организации сетевого менеджмента. По подсчетам инвестиционной компании Goldman Sachs, как следует из отчета компании, такая экономия может составить от 2 до 40% в зависимости от отрасли, что отражено в таблице 1.

Однако на пути развития сегмента В2В есть масса препятствий. Конкурентами электронной торговли в сегменте В2В являются традиционные формы ведения бизнеса в большей степени, чем это изначально предполагалось. Проверенные временем традиционные формы ведения бизнеса очень часто представляются клиентам не только более надежными, но и более удобными, а возможность снизить на несколько процентов цену при покупке в онлайновом режиме не окупает неопределенности, которую клиенты связывают с электронными формами сделок.

Достаточно динамично развивается электронный рынок в сегменте В2С. Розничная Интернет-торговля обеспечивает совершенно новое качество потребления: она существенно экономит время на осуществление сделки, доступна круглосуточно, дает возможность сравнения товаров и цен, наконец, она более склонна к индивидуальному обслуживанию клиентов, так как электронная система управления магазином оперативно обрабатывает огромное количество индивидуальных заказов и заявок.

При организации продаж через электронный рынок следует иметь в виду, что важнейшим показателем являются переменные издержки фирмы. Необходимо, таким образом, правильно определить тот момент, когда совокупные издержки стабилизируются при

1 См., например: Мамчиц Р. Электронная коммерция в ближнем и дальнем зарубежье / РМамчиц // Politekonom. - 2001. - №3(16). - С.74. Mann C.L. Global Electronic Commerce / C.L. Mann. - Washington, DC: Institute for International Economics, 2000. - P. 9.

http://www.oecd.org/dsti/sti/it/ec/act/sacher.htm/; OECD Economic Outlook. - Paris.- 1999. - № 28-9, box 1.; UNCTAD. - 2000. - № 9-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.