Научная статья на тему 'Идеология потребления и ее отражение в общественном сознании современного общества'

Идеология потребления и ее отражение в общественном сознании современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
238
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Коблева Э. А.

В статье рассматривается влияние идеологии потребления на трансформацию общественного сознания современного общества, дается определение идеологии потребления и история его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеология потребления и ее отражение в общественном сознании современного общества»

ИДЕОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© Коблева Э.А.*

Майкопский государственный технологический университет, г. Майкоп

В статье рассматривается влияние идеологии потребления на трансформацию общественного сознания современного общества, дается определение идеологии потребления и история его формирования.

В последние годы актуализировались научные и публицистические статьи, в которых в той, или ной степени, затрагивается проблема распространения в российской культуре идеологии потребления. Создается мнение, что именно современное постмодернистское общество порождает данную проблему. Однако, если посмотреть на всю историю культуры, то можно предположить, что истоки идеологии потребления были заложены еще в эпоху Возрождения и рельефно оформились в Новое время, когда в следствие Реформации и распространения протестантизма, общественным мнением стало оправдываться богатство, нажитое честным трудом.

Наиболее заметно и действенно идеология потребления проявилась в так называемой «Американской мечте» - мифологеме общества США, сыгравшей достаточно позитивную роль в процессе преодоления страной кризиса 20-х годов. Потребление как мечта становится предметом исследования Т. Веблена и Г.Зиммеля - известных социологов XX в., которые внесли в научный понятийный аппарат такие лексемы, как «роскошное потребление», «потребление напоказ», «образцы роскоши». Исследователи отмечали, что «богатые люди бравируют своей способностью потреблять, делать покупки, а бедные смотрят на них и копируют этот процесс потребления только на своём уровне» [3, с. 84].

В 20-е-30-е гг. самой доступной сферой потребления становится одежда. Способствовал потреблению и научно-технический прогресс, результатом которого явилось переоснащение технического оборудования, создание разнообразной бытовой техники, телефона, фонографа, легковых автомобилей, кинематографа. Увеличивая уровень производительности труда, НТП повышал потребность в потреблении товаров. А также, развитие рекламы в национальном масштабе и национальных торговых марок породило ещё один потребительский институт: супермаркет - «большой рынок продовольствия и розничных товаров для дома, который работает наоснове самообслуживания» [4, с. 178].

И уже с 50-х гг. и особенно в 70-е и 80-е гг. XX в. в США и Европе возникают новые «социальные группы, для которых потребление играет централь-

* Преподаватель кафедры Социально-гуманитарных дисциплин.

266

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ную роль в стиле жизни. Оно перестает быть только внешней характеристикой этих групп [6, с. 27] - среди таких как возраст, пол, национальность, социальный статус, определяемый родом деятельности. Оно становится признаком внутренней динамики этих новых социальных групп. Теперь принадлежность к той или иной группе определялась в зависимости от потребления той или иной одежды, обуви, музыки и т.п. Формируется определенный стиль потребления, который упорно насаждали реклама и телевидение. В тоже время конформизм и стремление к потреблению делали культуру однообразной, однотипной. В такой культуре «быть потребителем ... значит быть включенным в специфический набор культурных символов и ценностей [6, с. 28].

Бодрийар Ж. отмечает, что в современном обществе предвкушение покупки - желание, которое зачастую переживается как приносящее большее удовольствие, нежели сам акт приобретения. Это значит, что «у потребления нет пределов и желание «укротить» потребление или выработать нормы системы потребностей есть наивный и абсурдный морализм» [2, с. 48]. Глобализация и массовизация современной культуры становятся основными детерминантами формирования идеологии потребления в современном обществе. Эти процессы, охватив все сферы общественного бытия, способны сформировать новые идеалы и ценности, новое отношение к реальности, основанное, прежде всего, на потребительской идеологии, базисом которой явился культ вещизма. Эта идеология формирует и особый тип общественного сознания, который многие исследователи определяют потребительским.

Потребительское мышление - мышление «страдающее», так как направлено исключительно на достижение социального превосходства через потребление. Оно превращает сам акт потребления в удовольствие, наслаждение. Человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, а потребление становится целью и смыслом жизни. При этом игнорируются духовные ценности и затухают духовные потребности. В общественном сознании формируется идеал «престижного потребления», который отражает принадлежность человека к определенной социальной общности. В общественном сознании стираются представления о национальных, гердерных, расовых различиях, но активно укореняются различия в потреблении товаров, опыта, услуг. Такое сознание ориентировано на активное потребление природы, в следствии чего возникает «небывалое напряжение в отношениях людей и природы».

Общество потребления как совокупность социальных отношений, в которых ключевое место играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком, формирует в общественном сознании и новое отношение к человеческим ресурсам. Бауман 3. отмечает, что «способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов диктует, в первую очередь, обязанность играть роль потребителей» [1, с. 116]. В таком обществе потребители конструируют свою индивидуальность с помощью вещей и товаров. У каждого может возникнуть желание стать потребителем и наела -ждаться возможностями, которые предоставляет подобный образ жизни.

Интеллектуально-духовные идеалы современного общества

267

Идеология потребления порождает массовую потребность в индивидуализации, надо «потреблять так, чтобы не сливаться с толпой». Формой свободы в обществе потребления становится свобода потребительского выбора. При этом актуализируется эстетизация потребления.

Идеология потребления, оказывая влияние на общественное сознание, формирует особый язык общения, символов, смыслов. Она становится определенной социальной силой порождающей желания, иллюзии, мифы и при этом - социальной силой способной дифференцировать общество на потребителей и непотребителей. В условиях анропокультурного и экономического кризиса, который переживает современная Россия, большинство оказывается в тени общества потребления, довольствуясь исключительно ее виртуальными формами.

Список литературы:

1. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. -М., 2004.

2. Бодрийар Ж. Система вещей. - СПб, 1998.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1984.

4. Согрин В.В. История США. - С. 178.

5. Baudrillard J. Selected Writings. - Cambridge, 1988. - С. 24-25.

6. Bocock R. Consumption. - L.; N. Y., 1993. - P. 27-28.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ИДЕАЛОВ И ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© Махиянова А.В.*

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

В статье представлены резуньтаты авторского социологического исследования. Основные вопросы касаются изучения роли агентов социализации в формировании жизненных стратегий, ценностей и норм современного общества.

Ценностные идеалы и жизненные стратегии занимают особоеместо в мотивации поведения личности. Их нельзя рассматривать как простое продолжение или отражение интересов, так они представляют собой продукт рассудочной деятельности человеческого сознания, его духовного творчества и жизненного развития.

В настоящее время произошла трансформация ценностно-нормативной системы российского общества. Многие ценности, нормы и жизненные стра-

* Доцент кафедры Социологии, кандидат социологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.