Е. М. Лемищак
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕРМИНА ...
№ 8. С. 29-37.
9. Сила Т. I. Млждисциплшарний змют поняття «ресоциализация» // 36ipHm наукових праць 1нституту психологи iMeHi Г. С. Костюка НАПН Укра!'ни. Т.ХШ, част.1. К., 2011. С. 382-389
10. Кримшально-виконавчий кодекс Укра!'ни: Закон Укра'ни ввд 11.07.2003 // Вщомосп Верховно! Ради Укра'ни. 2004. N 3-4. с. 21
11. Москаленко В. В. Теоретико-методолопчш засади оргашзацп сощально-психолопчних служб // Сощальна служба в Украíнi: соцiально-психологiчнi засади формування й ефективного функцiонування. Матeрiали науково-практично! конференций 12 травня 2005 року, м. Черкаси. К., 2005. С.7-13
12. Льовочкш В. А. Концептуальш питання рефор-мування кримшально-виконавчо! системи // Проблеми пенгтенщарно! теори i практики: щорiчний бюлетень Ки'вського iнституту внутрiшнiх справ. К.: К1ВС, «МП Леся», 2002. № 7. С. 3-12.
13. Гуцуляк М. Я. Основш засоби виправлення та ресоциализации засуджених до покарання у видi гро-мадських робiт // Науковий вюник Львiвського державного ушверситету внутрiшнiх справ. Сeрiя юридична. Збiрник наукових праць. Львiв. ЛьвДУВС, 2009. Вип. 3. С. 305-311.
14. Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. Саратов, 2001. 276 с.
15. Болгарские тюрьмы самые перенаселенные в ЕС // Сайт «Пенитенциарная инициатива» [электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.noomd-pi.org/
16. Самаркина И. В. Политическая ресоциализация как проблемное поле политической психологи // Политическая психология, культура и коммуникация. М., 2008. С. 42-49.
17. Жулева Ю. В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях (правовые и криминологические аспекты) : автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Рязань : ИПиЭ МВД России, 2000. 24 с.
18. Баранов Ю.В.Б., Хамадишин Д.З. Реабилитация и ресоциализация как защита прав осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 1. С. 260-262.
19. Гусак П.Н., Гусак А.П. Ресоциализационный центр при социальновоспитательной и психологической службе колонии как средство ресоциализации несовершеннолетних // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 14-17.
20. Гусак А.П. Становление ювенальной юстиции в Украине // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 1. С. 10-12.
21. Совершенствование организации процесса ресо-циализации несовершеннолетних правонарушителей: Сборник статей. Архангельск, 2010. 162 с.
INTEGRATIVE APPROACH TO THE DEFINITION OF RE-SOCIALIZATION
© 2014
K.M. Lemishchak, Postgraduate of «Theory and History of State and Law» Lesya Ukrainka Eastern European National University, Luck (Ukraine)
Annotation: A need of re-integration into a society convicted people is one of the penal policy priorities all over the world. Efficiency of reaching this goal is tightly connected with the category of resocialization. The best way to realize this task is to conduct research using the integrational approach.
Keywords: penal policy, legal socialization, re-socialization, concept, approach, process, purpose, activity, social adaptation, individual, deviant.
УДК 130.2
ИДЕОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА В РАКУРСЕ АКТУАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
© 2014
Т.А. Трифонова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология труда и предпринимательства»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В статье раскрывается сущность потребительского мировоззрения, показывается его влияние на экологический кризис. Рассматриваются способы решения экологического кризиса. Подчеркивается важность трансформации этики потребления с позиции экологии.
Ключевые слова: экологический кризис, идеология потребительства, потребительское мировоззрение, этика потребления.
Совершенно очевидно, что центральной проблемой настоящего и будущего планеты Земля являются вопросы экологии, именно они по своей значимости вышли на первое место. Бурное развитие хозяйственной деятельности человечества и раньше приводило к интенсивному, часто разрушительному воздействию на природу. Но сейчас такие явления из локальных перешли на глобальный уровень, приняв планетарный масштаб.
Экологический кризис отражает резкое ухудшение взаимоотношений в системе «общество - биосфера». На поверхности выходит, что именно хозяйственная деятельность и выступает главной причиной ухудшения экологии. Действительно, интенсификация промышленности, сельского хозяйства, животноводства, использование традиционных энергоисточников, генно-модифи-цированные организмы, добыча и переработка полезных ископаемых, выхлопные газы и другие атрибуты современности реально, уже на наших глазах изменяют экосистему, не просто негативно влияя на окружающую сферу, но и активно разрушая её. Однако первопричина
в другом.
В деятельности отдельного человека и всего общества, цивилизации, первичным является духовное начало - мировоззрение, т.е. - система взглядов на мир в целом. От того, как человечество представляет себе окружающий мир, свое место и роль в нем, зависит и характер его деятельности. Поэтому причиной экологического кризиса, как пишет А.Ю. Евдокимов, следует «считать кризис духовный, либеральное, потребительское мировоззрение, предполагающее первенство личности перед религией, обществом, нацией, государством и окружающей природной средой» [1]. Весьма знаменательны слова Л.К. Колдуэлла: «Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа. Не может быть большего заблуждения, чем трактовать его только как угрозу дикой природе и загрязнение. Это частности, наиболее же важным является то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить». Следовательно, проблема не вне, а внутри нас.
Т. А. Трифонова гуманитарное
ИДЕОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА В РАКУРСЕ АКТУАЛЬНОЙ ... направление
И одна из важнейших составляющих проблемы - это идеология потребительства.
Исследования последних лет касаются проблем этики и экологической культуры (Ю. Марков [2], В. Залунин
[3]), связи мировоззрения и потребления (В. Федоров
[4], В. Корнев [5], С. Мякинников [6]), глобализации и её последствий (В. Попов [7], В. Шалаев [8]). Однако в исследованиях недостаточно определенно показаны различные подходы к преодолению экологической ситуации. Целью данной статьи является описание сущности потребительского мировоззрения, обозначение его роли в экологической ситуации на планете, рассмотрение подходов к решению проблемы экологического кризиса.
В своей статье Е.А. Тарасенко показывает, что потребление представляет собой особый социокультурный феномен, возникающий на самых ранних этапах истории человечества [9]. В потреблении запечатлевается сложная эволюция социальных отношений, культуры, материальных и духовных взаимодействий, мировоззренческих взглядов и моральных норм. И если на протяжении тысячелетий потребительская этика традиционного общества была достаточно сбалансированной системой и не оказывала столь разрушающего влияния на биосферу, то всё изменилось в связи с научно-техническим прогрессом. Новые технологии, наука, гуманизм привели к принципиальным изменениям в социальных отношениях, культуре и, в частности, в потребительской культуре.
Потребление в современном обществе стало одной из доминирующих сфер жизни. Если раньше в потребительской культуре традиционного общества существовал баланс между роскошью господствующих классов и нищетой, а то и добровольным аскетизмом низших слоев общества, то в современном обществе потребления мы видим совершенно иную картину. Потребление стало особой сферой социальной жизни, где происходит самореализация человеческой природы, причем как ее позитивных, так и негативных аспектов.
Постиндустриальная цивилизация диктует такой стандарт поведения для членов общества, при котором удовлетворение потребностей превращается в нескончаемую гонку. Максимальное потребление всего, что может предложить Земля, и даже больше, ситуация, когда желания человека намного превышают его естественные потребности. В настоящее время, показатель потребления развитых стран мира - 32, в то время как остальная часть, состоящая из 5,5 миллиардов человек из развивающихся стран потребляет на уровне показателя, равному 1.
Реклама управляет поведением граждан, которые являются «винтиками» общества потребления, в котором не столько спрос рождает предложение, сколько предложение диктует новые изощренные потребности. Для создания потребительского ажиотажа «блага цивилизации» подаются как предметы первой необходимости, хотя подавляющая часть продвигаемых неконтролируемым рынком товаров и услуг являются в лучшем случае бесполезными, если не вредными.
Современный человек втягивается в ускоряющуюся потребительскую гонку. Покупка отдельного товара, призванного удовлетворить какую-либо потребность, часто означает автоматическое насильственное интегрирование потребителя в систему других товаров, функционально или символически связанных с уже приобретенной вещью. Например, приобретение банального мобильного телефона может повлечь за собой потребности в покупке дополнительных аксессуаров (наушников, украшений, специальных держателей, стилусов), установке дополнительных игр, рингтонов, выборе операторских услуг. Если речь идет о более крупном приобретении, то и сопутствующие покупки будут восприниматься более значительными и необходимыми (например, покупка автомобиля или квартиры, дачного участка, дома). 28
Человек, чтобы не отстать в потреблении от других, вынужден жить не по средствам, прибегать к потребительскому кредитованию. Навязываемые рекламой стандарты потребления создают комплекс неполноценности, отправляющий людей в гонку за миражом мнимых ценностей цивилизации, ставящей человечество на грань исчезновения. Таким образом, ритм жизни и характер отношений все в большей степени начинают определяться потребительской гонкой.
Некоторые ученые полагают, что через потребление происходит замена реальной жизни ее виртуальным подобием - иллюзией реальности, иллюзией развлечений, в том смысле, что многие основные переживания и чувства большинства людей сместились в сферу потребления. Эти чувства направлены не на людей, а на их заместителей - вещи. Но и вещи рассматриваются только как временные объекты вожделения. Так, Э. Тоффлер показал эту новую черту потребления, связанную с принципом недолговечности: исчезает привязанность человека к вещам, их необходимо постоянно менять на новые, что превращается в самоцель и закрывает все остальные стороны человеческой жизни [10]. Недаром многие психиатры обозначают новую болезнь, болезнь общества сверхпотребления - «шоппоголизм». И эта болезнь распространяется в настоящий момент во многих странах мира, в том числе и в России. Современный мировой финансовый и экономический кризис в значительной степени как раз и порожден потребительским эгоизмом развитых западных стран.
Самое главное, что всё возрастающее потребление не приносит людям ощущения счастья. Результаты психологических исследований показывают, что то, что даёт ощущение полноты жизни, вообще не имеет никакого отношения к потреблению. Поэтому и многие «успешные и благополучные» члены общества испытывают скуку, дискомфорт, депрессию, ощущение бессмысленности существования. И именно эти чувства являются истинными причинами вспышек индивидуального и массового вандализма в Дании или США. В этом многим видятся корни печальной статистики самоубийств в благополучнейшей, тихой Швеции. По словам Н.А. Бердяева: «Наше время таково, что человек совсем перестал понимать, для чего он живет. И не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Средства к жизни превратились в самоцель».
Последние исследования показывают, что вовсе не наличие «богатства» и возможность приобретать всё, что угодно, определяют счастье человека, а древнейшие общечеловеческие ценности являются составляющими счастья: семья, любимая работа, друзья. И, говоря терминологией Э.Фромма, счастлив не тот, кто «имеет», а тот, кто «существует». Социологические опросы подтверждают: не смотря на то, что в настоящее время каждый житель планеты в среднем в 5 раз богаче своих предков, живших на рубеже Х1Х-ХХ вв., уровень счастья людей не увеличился за прошлые 50 лет экономического роста.
Современная технократическая потребительская цивилизация ненасытна в принципе, а потому и антипри-родна. Она расточает ресурсы так, что превращается во врага биосферы, во врага природы и заодно в паразита-самоубийцу, если рассматривать данное явление в глобальном - планетарном смысле. А сам научно-технический прогресс трансформируется в орудие убийства. Поэтому вполне оправданы прогнозы ученых о грядущей экологической катастрофе; обглоданная планета на безумное потребление может серьезно отреагировать. Отреагировать криком в попытке привлечь внимание жадного человека-потребителя, который, наплевав на экологию, перестал быть человеком разумным.
Чрезмерное потребление в «развитых» странах -большее, чем нужно человеку, и большее, чем можно взять от биосферы, является не только нравственной, но и важнейшей экологической проблемой. И её решение напрямую связано с изменением мировоззрения людей.
Т. А. Трифонова
ИДЕОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА В РАКУРСЕ АКТУАЛЬНОЙ ...
А это уже очень сложная и трудноразрешимая задача.
Наиболее традиционно решение экологического кризиса видится в том, чтобы просто замедлить уровень, при котором истощение материалов может стать возможным. Однако, современная мировая экономика зависит от потребления. Потреблять меньше означает подвергать всемирную экономическую систему ущербу и ввергать её в тяжелые условия. Вместо этого предлагается активно снижать нормы потребления, внедрять новые отрасли в промышленности, такие как возобновляемые источники энергии и перерабатывающие технологии, действовать и уменьшать часть экономического бремени. Такие изменения возможны параллельно с фундаментальными изменениями мировой экономики. К действиям, связанным с уменьшением сверхпотребления, можно отнести: пропаганду антипотребительских общественных движений, сбор и использование товаров, выброшенных супермаркетами, но, годных ещё к употреблению, развитие экологически ориентированной экономики, и уменьшение общей массы используемых товаров. Эти действия принесут определенные результаты, однако проблему в целом не решат, поскольку работа будет осуществляться со следствиями, а не с причиной.
Часть ученых полагает, что решением проблемы может явиться изменение человеческого поведения и мироотношения за счет формирования новой этики ответственности (Х. Йонас, А. Швейцер) в противовес этике удовольствия и пользы. Этика ответственности ориентирована на будущее. В ней утверждается новое смысловое значение принципов наслаждения и пользы: «мы вернем себе утраченную в ходе цивилизационного движения способность получать наслаждение от созерцания природы, от осознания своей причастности к ее таинствам и совершенству, и сможем, наконец, понять, что наши действия должны быть полезными не только для человека, но и для природы, обособившейся и возгордившейся частью которой мы являемся». Однако механизм распространения и «внедрения в сознание» этики ответственности остается непонятным.
Многие говорят об экологическом воспитании, о формировании у подрастающего поколения экологического мировоззрения [11-19]. Но практические примеры показывают, что подобное воспитание изменяет ракурс, качество потребления, не снижая в целом количество потребления у молодежи.
По мнению А.Ю. Евдокимова, невозможно изменить менталитет современного общества в сторону отказа от потребительства [1]. Нереально также обеспечить экономический рост, который столь необходим для поддержания стабильности, и одновременно улучшить состояние окружающей среды, поскольку это противоречит основным законам природы. «Моральная деградация современной гедонистической цивилизации и ее следствие - физическая деградация окружающей среды, лишь подтверждают законы сохранения и превращения, согласно которым материя и энергия не возникают из ничего и не исчезают бесследно». Выход из этой катастрофической ситуации видится автором в религии Православия. «В равновесии с биосферой может находиться лишь то общество, идеалы которого нравственны и аскетичны. Православие генетически сформировало менталитет российского общества, который давал и будет давать всему миру необходимое духовное основание для подлинного самоограничения - то есть выхода из духовного и экологического кризиса». Соответственно, Православие способно сформировать высокий нравственный уровень непотребительства, гарантирующий высокую степень сбалансированности, равновесия общества и биосферы.
Данный подход интересен, но представляется малоосуществимым, поскольку подавляющее большинство людей-сверхпотребителей не являются людьми глубоко верующими, следовательно, не способны ни сами принять в полной мере религиозные доктрины, ни передать это своим детям. Православие же, вообще, в масштабе
планеты имеет невысокое влияние.
В данном контексте привлекает особое внимание практическое движение, называемой дауншифтингом. Дауншифтерами стали называть себя люди, отказывающиеся от успешной, но полной стрессов работы в пользу более спокойной, позволяющей реализовать собственные мечты. При этом они осознанно идут на возможное понижение статуса и дохода, определяя для себя другие жизненные приоритеты. Для дауншифтеров характерно снижение потребления, поскольку ракурс их интересов и ценностей перемещается в иные плоскости. При этом нельзя говорить о развитии у дауншифтеров экологического самосознания или религиозности. Просто стиль их жизни, ценности и ориентиры не согласуются с идеями сверхпотребления. Явление это возникло не более 20-15 лет назад в Западной цивилизации, около 8 лет в России.
Если это явление станет более массовым, тогда возможно будет говорить о небольшой коррекции мировоззренческих установок у представителей Запада. В России же ситуация иная, поскольку основная масса населения сведена к биологическому уровню потребления, а уровень жизни расценивается как уровень выживания. Помимо этого, жив ещё до сих пор советский страх дефицита товаров и воспоминания о «голодных» девяностых. Поэтому идея дауншифтинга невероятно далека от большинства россиян. Для обеспеченного населения России необходимы какие-то иные подходы с целью изменения мировоззрения в сторону отказа от сверхпотребительства.
В целом проблема решения экологического кризиса масштабна и неотделима от решения кризиса духовного. Каким образом переориентировать людей в сторону экономии и ограничения потребления, отречения от самоутверждения и доминантности перед природой - важнейшая задача современных ученых, деятелей искусства, политиков и глав государств. По словам Г.С. Батищева, если мы хотим выжить, «мы должны, прежде всего, существенно изменить самих себя, изменить настолько, чтобы со временем стать достойными изменять мир вокруг нас» [20, с.3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Евдокимов А.Ю. Биосфера и кризис цивилизации. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. 480 с.
2. Марков Ю.Г. Экология и этика: ориентиры цивилизованных перемен // Экология. Серия аналитических обзоров мировой литературы. 2011. № 96. С. 1-255.
3. Залунин В.И. Экологическая культура в контексте Глобального экологического кризиса // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2005. № 139. С. 233-243.
4. Федоров В.М. Влияние мировоззрения на формирование потребностей человека // Сервис plus. 2008. № 3. С. 17-20
5. Корнев В.В. Вещизм и потребление // Труд и социальные отношения. 2011. № 4. С. 129-136.
6. Мякинников С.П. Эпоха стихийно-вынужденного переходного природопаритета: к предыстории экоори-ентированного мировоззрения // Общественные науки. 2012. № 1. С. 28-35.
7. Попов В.Г., Коношенко В.А. Экология требует защиты // Жизнь без опасностей. Здоровье. Профиалктика. Долголетие. 2009. № 4-1. С. 34-40.
8. Шалаев В.П., Шалаева С.Л. Глобализация. Постмодерн. Дуализм отечественного образования и воспитания как вызов национальной безопасности // Интеграция образования. 2009. № 3. С. 35-41.
9. Тарасенко Е.А., Корниенко В.И. Потребительское поведение, мораль и этика бизнеса: к постановке вопроса об этике потребления // Вестник РГГУ (Серия «Философия. Социология»), 2009. № 12. C. 109-114.
10. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. 557 с.
11. Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Возможности использования региональных материалов по истории
Т. А. Трифонова
ИДЕОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА В РАКУРСЕ АКТУАЛЬНОЙ .
природопользования при создании информационного экологического пространства для формирования экологического сознания школьников на уроках биологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 321-324.
12. Сичко И.А. Использование проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 39-42.
13. Гришагин В.М., Трофимова А.В. Профессиональная экологическая подготовка (в вузе) в условиях интегрированной системы образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 407-409.
14. Ильясова И.С. Исторические предпосылки экологического воспитания подрастающего поколения в работах европейских и отечественных педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 122-125.
15. Ярыгин Г.О. Ключевые аспекты экологической конфигурации концепции безопасности // Вектор на-
уки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. С. 21-26.
16. Бородин А.И., Бильчак Е.В. Концептуальная модель управления экологическими рисками // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 2023.
17. Репетева О.В. Об экологической ответственности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2011. № 2. С. 8183.
18. Маршанская О.В. Финансирование экологических программ // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 21. С. 42-44.
19. Халудорова Л.Е. Экологическая этика как императив современности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 305-309.
20. Батищев Г. С. Корни и плоды: Размышление об истоках и условиях человеческой плодотворности // Наше наследие. 1991. № 5 (23). С. 1-4.
IDEOLOGY OF CONSUMERISM IN THE FORESHORTENING OF THE ACTUAL
ECOLOGICAL SITUATION
© 2014
T.A. Trifonova, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair «Psychology of work and business psychology»
Institute of Economy, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The article considers the essence of consumer mentality, its influence on ecological crisis. There it is considers ways of the solution of ecological crisis. Importance of transformation of ethics of consumption from an ecology position is emphasized.
Keywords: ecological crisis, ideology of consumerism, consumer outlook, ethics of consumption. УДК 316.334.2
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ В СОЦИАЛЬНОЙ НАУКЕ И ИХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ
© 2014
Л.И. Халиуллина, кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-политических дисциплин
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Любое исследование в области социальных наук апеллирует к некоему «модельному» человеку. Наличие множества конкурирующих подходов к тому, как именно следует его понимать и интерпретировать мотивы его действий приводит к множеству проблем - от концептуальной путаницы до жарких междисциплинарных споров. В этой статье мы попытаемся выявить основные модели человека, бытующие в современной социальной и экономической теории, а также определить некую «золотую середину».
Ключевые слова: homo economicus, homo sociologicus, рациональность, социальные институты, социальные нормы.
Проблема настоящей статьи - неопределенность в том, что касается приоритетной модели человека и компонентов его мотивации - является классической для социальных наук. Любое исследование явно или имплицитно апеллирует к какой-то базовой модели человека; при наличии множества конкурирующих способов его понимания зачастую возникает методологическая путаница. Цель настоящей статьи - классифицировать основные модели человека, бытующие в современной социальной теории, прояснить исходные методологические посылки, связанные с предпочтением той или иной модели и в итоге попытаться создать некую синтетическую модель человека и его мотивации, пригодную для самых различных целей исследования.
«Два методологических подхода, которые привычно ассоциируются с именами Адама Смита и Эмиля Дюркгейма, демонстрируют одна из наиболее устойчивых расхождений в позициях общественных наук» [1, с. 73]. Речь идет о противопоставлении человека экономического человеку социологическому. Многочисленные отличия между ними можно суммировать следующим образом [1, с. 73]:
1. Первый из них рационален, в то время как поведение второго определено социальными нормами
2. Первый стремится к вознаграждению своих усилий, в то время как второй инерционен.
3. Первый всегда стремиться улучшить свое положение, гибко приспосабливаясь к меняющимся ситуациям, в то время как второй предпочитает идти проторенным путем, следуя сложившимся поведенческим стереотипам, даже когда они заведомо ведут в тупик.
4. Первый асоциален и эгоистичен, он манипулирует социальными нормами а то время как второй всецело подчинен «социальным законам», нормы манипулируют им.
Одна из наиболее продуманных и разработанных моделей экономического человека - модель Бруннера-Меклинга: модель REMM. REMM - это аббревиатура, которая расшифровывается как resourceful, evaluating, maximazing man: изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек. Модель привлекательна в первую очередь тем, что способна объяснить, как возможны инновации.
Человек изобретателен: он «ищет, исследует, решает