Научная статья на тему 'Идеология национального развития'

Идеология национального развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
586
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальное развитие / концепция государства / либерализм / коммунизм / идеология / нация

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игорь Багирян

Анализ существующего экономико-финансового состояния Армении приводит к од-нозначному выводу, что национальная экономическая система по сути отсутствует,есть только отдельные плохо связанные фрагменты. Такую ситуацию с позиции на-циональной безопасности можно охарактеризовать только как катастрофическую.Необходимо как можно скорее на государственном уровне начать процесс созда-ния экономической системы Армении. В России принят закон о стратегическом пла-нировании. Если принять его аналог в Армении, то ближайшим обьектом его приме-нения должно стать создание тесных связей между крупным капиталом в реальномсекторе, малым наукоемким и ненаукоемким бизнесом, образованием и наукой, вен-чурными фондами, банковской системой и населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGY OF NATIONAL DEVELOPMENT

Analysis of the current economic and financial situation in Armenia leads to an unequivocal conclusion that the national economic system is essentially absent, and only some separate, loosely connected fragments exist. Such situation can be characterized only as catastrophic from the perspective of national security. The process of creating an economic system of Armenia has to commence as soon as possible at the government level. In Russia, a law on strategic planning has been enacted. If its analogue is adopted in Armenia, then the first subject for its application must be establishment of close ties between large businesses, small knowledge-based and regular businesses, education/science, venture capital, banking system and population.

Текст научной работы на тему «Идеология национального развития»

ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Игорь Багирян

Ключевые слова: национальное развитие, концепция государства, либерализм, коммунизм, идеология, нация

1. Идеология - стратегический вектор национального и индивидуального развития

В данной работе понятиям, составляющим заголовок, даются следующие определения. Под развитием понимается процесс, приводящий к качественному изменению находящегося в нем (процессе) объекта. В свою очередь изменение качества означает переход некоторой характеристики объекта из скрытого, латентного состояния в явное. В результате, взаимодействие объекта с внешним миром заметно изменяется для внешнего наблюдателя. Обязательным индикатором и следствием качественного изменения объекта выступает изменение его структуры - внешнее выражение соотношения его качественных особенностей. Верно и обратное: фиксируемое извне достаточно значимое изменение структуры объекта приводит к новому качеству - появлению у объекта новых свойств, бывших ранее скрытыми, находящимися в потенции.

Здесь не рассматривается ситуация имплантирования в смысле внешнего «хирургического» внедрения в объект нового качества. Предполагается, что для объектов класса «человек», «нация», «человечество» такие воздействия были однажды уже сделаны и с тех пор не производятся.

Под термином «нация» понимается совокупность групп индивидов, каждая из которых является наиболее характерным, ярким носителем и выразителем определенного качества национальной психологии.

Под идеологией понимается теоретическая доктрина, реализация которой позволит организовать процесс развития по отношению ко всем составляю' Советник ЦБ РА.

97

И.Багирян

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

щим нацию относительно однородным группам. Из сказанного следует, что идеология задает направление - вектор, соединяющий будущее с настоящим.

Современные политологи однозначно фиксируют тот факт, что реальная власть в обществе во все времена принадлежала относительно небольшой, близкой по психологии (менталитету) группе людей. Понятие «власть народа» носит откровенно демагогический характер и по своему смыслу означает стремление доминирующей группы выдать свои желания за общие. Это понятие выступает синонимом понятия демократии. Исторически возникновение демократии связывают с именем выдающегося афинского деятеля Перикла, который, используя существующие механизмы принятия решений, ухитрялся представить нужные ему решения как общественно полезные.

Каждая из составляющих нацию групп будет иметь свое представление о развитии. Для крупного бизнеса в сфере услуг управление обществом на подсознательном уровне будет представляться как управление большой гостиницей, для крупных менеджеров в военной сфере моделью общества становится армейская структура.

Возникает фундаментальный вопрос: существует ли группа, идеология которой гармонично объединяет все национальные группы, и, если существует, то каковы ее отличительные признаки?

Автор принадлежит к той группе, которая дает на этот вопрос утвердительный ответ.

Содержание данной работы призвано ответить на вторую часть вопроса: каково отличительное качество членов этой группы? С этой целью вводится понятие уровня духовности и дается его определение.

Из сказанного становится понятным почему функция планирования развития (developmentplanning) является ведущей сквозной функцией всех развитых стран. Можно сказать, что национальная идеология – это планирование развития по отношению ко всей нации, задающее контекст для выполнения этой функции во всех сферах. Если национальное общество уподобить кораблю, а государство рассматривать как капитана этого корабля, то отсутствие идеологии означает плавание без карты, с обозначенным на ней пунктом назначения.

98

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

И.Багирян

Сегодня абсолютно все члены армянского общества едины в том, что текущее политико-экономическое состояние самоубийственно. Разногласия возникают по вопросу о том, в каком направлении надо двигаться. Идеология призвана дать ответ на этот вопрос. Здесь нельзя утешаться тем, что сказанное можно отнести ко многим национальным государствам. Опасно ждать появления общей универсальной идеологии, и не потому даже, что ее может не быть. А потому, что каждое национальное государство обладает своим ресурсом жизнеспособности и может попросту не дожить до появления универсальной идеологии.

Государство без идеологии виднейший американский социолог И.Вал-лерстайн назвал нонсенсом - абсурдом. Современное критическое состояние западного общества он объясняет «темной полосой», вызванной смертью двух фундаментальных идеологий: либерализм и коммунизм. На мой взгляд, ключевая ошибка И.Валлерстайна в том, что умерли не либерализм и коммунизм, а современные представления о них. Эти представления исходят из упрощенной схемы, в которой и либерализм, и коммунизм - это две крайние формы общественного устройства, крайние по степени воздействия государством на индивида. Для либерализма государство должно только охранять незыблемые права личности, для коммунизма - личность должна стать полезным членом общества и вписаться в определенный моральный кодекс. В рамках этой упрощенной схемы все национальные идеологии являются взвешенной суммой (комбинацией) этих базисных идеологий.

Настоящая работа основывается на тезисе о том, что либерализм и коммунизм исходят из общего корня, представляющего собой человеческую духовность. И в этом смысле бессмертны. Соотношение между ними аналогично соотношению между содержанием (либерализм) и единственно адекватной ему формой (коммунизм), позволяющей раскрыть это содержание. Провалы современной индоевропейской цивилизации в ее западной форме, в том, что на определенном историческом этапе содержание и форма оказались оторванными друг от друга. При этом либерализм утратил свое первоначальное содержание, а коммунизм - свое истинное предназначение, целью которого как формы является раскрытие потенциала человека.

Объяснению сказанного посвящены нижеследующие разделы.

99

И.Багирян

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

2. Либерализм и коммунизм (социализм как переходная фаза) - базовые идеологии, вырастающие из единого корня человеческой духовности

Базисной основой либерализма выступает концепция потенциальной самодостаточности человека в аспекте его духовного развития. Для раскрытия содержания этой концепции необходимо рассмотреть укрупненную схему психики человека и структуру его «Я».

Современный научный анализ психики человека основывается на уже достаточно распространенном и оправдавшем себя представлении когнитивного (познающего) аппарата человека как программного обеспечения биокомпьютера, главной частью которого выступает мозг. Относительно взаимосвязи программного обеспечения (психики) и материального носителя - мозга и всего тела - на сегодня уже сложилось интересное направление - трансперсональная психология. В рамках этого направления утверждается, что психика и мозг - это отдельно созданные реальности, составляющие систему. Один из самых выдающихся мировых психологов К.Юнг сформулировал эту мысль следующим образом: «Идея о прикрепленности психики к мозгу не является более самоочевидной и оправданной». Специфика этой точки зрения в том, что здесь сразу же возникает вопрос об авторе программного обеспечения и мозга.

Противоположная точка зрения (материалистическо-марксисткая) состоит в том, что эволюционно возникший из клетки мозг содержит программное обеспечение в своей структуре. Центральной частью когнитивного (воспринимающего) аппарата человека можно считать тройственную взаимосвязь: язык -мышление - воспринимаемый мир. Эта взаимосвязь выступает наиболее значимым объектом исследования американских, европейских, российских ученых -психологов и нейрофизиологов.

В ряду этих исследователей следует отметить Дж.Брунера (проф. Гарвардского университета США, директор Центра по исследованию познавательных процессов Оксфордского университета, автор книги пер. на русский язык «Психология познания»). Другим значимым исследователем является Б.Уорф -психолог и лингвист («Отношение норм поведения и мышления к языку»). Эти исследователи четко отмечают, что целостность («гештальт») воспринимаемого мира задается грамматикой языка. Следовательно, так называемая объективная научная беспристрастность - это беспристрастность в рамках данного языка.

100

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

И.Багирян

Этот факт известный европейский философ Витгенштейн назвал «языковой тюрьмой». В рамках этих исследований было, в частности, установлено, что линейная организация времени (прошлое, настоящее, будущее), а также институциональная структура общества определены структурой европейских языков. Виднейший европейский философ Р.Штайнер еще в 20-е годы прошлого столетия четко фиксировал, что «человеку только кажется, что думает он, на самом деле за него думает его язык». Тот факт, что воспринимаемый мир является следствием структуры когнитивного аппарата (программное обеспечение биокомпьютера) в современной европейской истории впервые обозначил И.Кант. Он утверждал, что вне человека нет ни звуков, ни цветов, ни изображений, а есть, выражаясь современным языком, различной частоты колебания электромагнитных и звуковых волн. Вне человека нет также ни радости, ни печали, а только определенные энергетические поля.

Лауреат Нобелевской премии, сторонник теории аутоэза в синергетике нейрофизиолог Герхард Рот утверждал: «Действительность, в которой я живу, является конструкцией мозга» (точнее - его программного обеспечения). Суть сказанного в том, что внешний мир в форме полей подается на вход когнитивной системы, преобразующей его в видимый мир.

Одновременно с возникновением этого мира возникает субъект его воспринимающий: чувство «Я» как «Я» и «Не-Я». Процесс создания предпосылок осознании себя как «Я» (чувство «Я» и «Не-Я») носит дискретный характер. Внешнее изображение вначале превращается в глазах в электрические импульсы, которые по нервам передаются в затылочную часть мозга. Здесь этим наборам импульсов ставятся в соответствие отдельные микрокартинки, которые состыковываются по законам грамматики языка в целостную картину. То же относится ко всем внешним ощущениям. Весь этот процесс занимает определенный промежуток времени, необходимый, для обработки информации биокомпьютером. В результате ощущение себя как «Я» становится непрерывным.

По мнению известного американского психолога и культуролога К.Уилбера, каждый человек имеет собственное ощущение границы между «Я» и «Не-Я». Для подавляющего большинства людей этой границей является физическое тело, с которым они себя отождествляют. Начало духовного роста че-

101

И.Багирян

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

ловека начинается с осознания того, что «Я» не физическое тело и сдвига границы «Я» и «Не-Я» вглубь.

Один из самых известных американских психологов Э.Фромм в этой связи сформулировал критерий начала духовного роста в форме вопроса: «что вы чувствуете: вы физическое тело или вы обладаете им?»

Лидер итальянской школы психосинтеза Р.Ассаджоли («Психосинтез») рекомендовал своим ученикам чаще повторять с осознанием смысла фразы: «Я не физическое тело»; «Я не чувства» (астральное тело); «Я не мысли» (ментальное тело). «Я» - хозяин всех этих тел!

Процесс сужения границ своего «Я» за счет расширения сферы «Не-Я» обрывается через конечное число шагов и попадания в область чистого «Я» с осознанием единства с ним: Я есть то, «что «Я есть». Это чистое «Я» принято называть Сверхсознанием - Истинным «Я», которое ни с чем, ни с каким телом себя не отождествляет. Этапы этого процесса, как процесса сужения вглубь границы «Я» и «Не-Я», являются критериями - характеристиками уровня духовности человека. А сам процесс издавна получил название - призыв: «Познай самого себя». Эта формулировка украшает фасад храма Аполлона в Афинах. По мнению некоторых философов, истоки этой формулировки восходят к основателю египетской цивилизации Гермесу Трисмегисту (по-египетски - Гор). В Евангелии от Иоанна эта миссия человека выражена словами Иисуса Христа: «Если кто не родится свыше (после слияния с Высшим «Я»), не сможет увидеть Царства Божия», и «Познайте Истину (Высшее Я), и Истина сделает вас свободными». Таким образом, концепция духовного роста человека базируется на наличии двух «Я»: текущего «Я» и «Не-Я» и Высшего «Я» (Сверхсознание). Это индивидуальное Сверхсознание является индивидуализированной частью Всеобщего Сверхсознания - Абсолюта.

Связь между принципиально непознаваемым рационально-вербальным разумом Высшего «Я» и текущего «Я» - «Не-Я» осуществляется по каналам интуиции. Такое представление уже можно считать доминирующим в современной науке. Достаточно вспомнить работы по экономической психологии лауреатов Нобелевской премии Дж.Канемана и Тверски «Поведенческие финансы», «Думай медленно, решай быстро»; современный американский бестселлер

102

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

И.Багирян

математика и финансиста Н.Талеба «Черный лебедь. Под знаком неопределенности»; «Теорию рефлексии» Сороса.

В этом контексте уровень духовности - это уровень осознания информационных импульсов, идущих от своего Высшего «Я». Начало этому процессу служит понимание того, что ничего случайного нет.

3. Эволюционная деградация идеи либерализма

Базисным тезисом либерализма является принятие потенциальной самодостаточности человека. Суть его в том, что каждый человек рождается со своим индивидуальным Путем, реализации миссии слияния своего текущего «Я» с Высшим «Я». То есть миссия у всех людей одна и та же, но пути ее реализации строго индивидуальны. Этот путь в индуизме получил название Дхармы.

Подавляющее большинство людей плохо осознает свой Путь. Этому в значительной мере способствуют искажающие воздействия со стороны родителей, образования, окружающих, государства, стремящегося сделать человека полезным общественной системе. Либерализм изначально утверждает право человека на самовыражение в форме поиска своего Пути, своего предназначения в жизни. То есть либерализм - это свобода быть самим собой.

Для понимания причин эволюции либерализма целесообразно рассмотреть структуру психологических типов национального общества. Эта структура, принятая и изучаемая современной индоевропеологией, является ключевой частью всех индоевропейских культур: индуизма, буддизма, зороастризма. Здесь мы попытаемся дать ей психологическую интерпретацию.

Поведение подавляющего большинства людей управляется универсальной целевой функцией, максимизирующей разность двух слагаемых, первое из которых связано с чувством комфорта от текущего психофизического состояния, а второе - от связанного с ним дискомфорта. По отношению к этой целевой функции выделяются три базовых типа.

Для первого из них чувство комфорта и дискомфорта, в основном, связано с его физическим телом и психическим и физическим состоянием близких людей. Этот тип максимально склонен к экономической деятельности на самых разных уровнях. Критерием их деятельности выступает максимизация материальных ценностей.

103

И.Багирян

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

Второй тип в значительной мере озабочен политико-экономическим состоянием народа. Эта группа людей объективно предрасположена к государственной службе.

Третий тип сконцентрирован на проблеме изменения своего «Я» и осознает на разных уровнях свою миссию слияния текущего сознания со Сверхсознанием.

Верхние уровни этих типов составляют соответственно экономическую, государственно-бюрократическую, духовную элиты общества. Эта классификация коррелирует с лестницей фундаментальных потребностей А.Маслоу, состоящий из двух частей: духовной (чисто человеческой) и человеко-животной (еда, секс, безопасность, власть). В контексте этих классификаций рассмотрим главный концептуальный тезис либерализма о самодостаточности человека: «Каждый человек лучше чем кто-либо знает, что ему нужно».

В этой формуле пропущено всего лишь одно слово «должен». Но в результате смещается центр тяжести всей смысловой конструкции. Из состояния изначально присущей, но потенциальной способности «должен знать» центр смысловой нагрузки переносится в плоскость уже действующей актуальной способности — «знать» (уже знать). Если речь идет о духовной элите, то это так. Но по отношению ко всем личностям, находящихся на более низких ступенях духовного развития, это совершенно неверно. Все эти люди очевидно нуждаются в духовном водительстве.

Ключевой тезис либерализма, взятый в абсолютном, тотальном смысле, противоречит принципу конкретности истины, который в нейролингвистическом программировании звучит следующим образом: каждое утверждение должно иметь пространственные (по субъектам) и временные рамки. Либерализм отрицает институт Учителя, на котором базируется вся индоевропейская культура. Истинный либерализм, основанный на формуле «каждый человек лучше чем кто-либо должен знать, что ему нужно», не только не отрицает, но предполагает институт Учителя.

Искажение первоначальной формулы либерализма привело к тому, что с течением времени экономические и социальные аспекты либерализма пришли в противоречие друг с другом. Экономический либерализм исключает вмешательство государства в экономику, которая должна управляться только закона-

104

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

И.Багирян

ми конкуренции. С этим солидаризируется политический либерализм: все права находятся у физических и юридических лиц, а государство только их охраняет. Социальный либерализм утверждает равный доступ к базовым ресурсам: образование, информация, здравоохранение. А это можно обеспечить только за счет перераспределительной роли государства посредством налогово -бюджетной политики. Культурный либерализм означает свободу вести тот образ жизни, который хочет вести индивид. Но, опять-таки, это правильно только по отношению к духовной элите. Образ жизни любого человека не протекает в вакууме: он так или иначе влияет на выборы других людей. Поэтому американские социологи Дэниэл Белл и Чарльз Тейлор утверждают, что права неотделимы от обязанностей перед обществом. Культурный либерализм размывает текущую границу между добром и злом. Точно так же совершенно нереально выглядит юридический аспект либерализма, взятый сам по себе: равенство всех перед законом. Вся историческая практика показывает, что сильные мира сего не склонны считаться с законом. И сказанное может обеспечить только сильное государство, стоящее над экономикой.

4. Эволюционная деградация идеи коммунизма.

Анализ существующих социалистических систем

Базисной основой коммунизма является институт Учителя. Причем при условии, что этот институт воспроизводит сам себя. То есть обновление состава института является исключительной компетенцией высшего органа института. Сказанное выражает руководящий принцип коммунистического общества - ведущая роль аристократов духа, духовных лидеров. Память о древнейших временах коммунизма частично отображена в аристократических верхних палатах европейских парламентов: палата лордов в Англии и палата пэров во Франции. Известный экономист маркиз В.Парето утверждал, что идея коммунизма является вечной, так как выражает вечную утопическую тоску - мечту человека об идеальном обществе. В.Парето не прав, говоря об утопическом, фантастическом характере этой мечты. Современная наука однозначно установила, что человеческий ум принципиально не может вообразить, сконструировать объект, не имеющий никакого отношения к реальности. Поэтому мечта о коммунистическом обществе - это отзвук древнейшей памяти о некогда реальном обществе.

105

И.Багирян

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

Коммунистическое общество связывается с представлением о справедливом государстве, описываемым Платоном в своей книге «Государство». Это государство управляется высшим духовным слоем - духовной элитой, которую он называет «философами». Это понятие несет не тот смысл, который вкладывают в него сегодня. Институционально организованным философам Платона можно поставить в соответствие современную духовно-организованную законодательную власть. Непосредственно управленческую деятельность осуществляет государственно-бюрократическая элита, которую Платон называет воинами. Экономическую деятельность - процесс создания материальных благ и услуг - организует наиболее низкая по духовному развитию элита. Платон отмечает уже состоявшееся отклонение от идеального государства.

Ведущий принцип коммунизма получил свое четкое выражение в политической структуре СССР и Китая. В конституциях этих стран четко была обозначена руководящая роль коммунистической партии. Причем реальная полная власть принадлежала Высшему органу партии - Политбюро. Чтобы коммунистическое общество функционировало на принципах идеального государства Платона, необходимо было, чтобы члены Политбюро были по настоящему духовной элитой общества - его Учителями. К сожалению, это не происходило с самого начала. Прежде всего, это объясняется идеологией советского коммунизма - материалистическо-марксистской доктриной. В результате духовная форма (воспроизводящее себя Политбюро) и содержание (марксистская доктрина, опирающаяся на экономический базис) пришли в резкое несоответствие друг с другом. При этом если первые лидеры Коммунистического государства В.Ленин и И.Сталин обладали харизматичностью и талантом менеджера, то следующие лидеры уже ими не обладали.

Вместе с тем следует отметить, что даже эта противоречивая форма политической системы дала огромные, впечатляющие результаты. СССР дважды начинал со стадии значительной разрухи после гражданской и Отечественной войны и становился ведущей военно-экономической державой. Но самое главное - это резкий подъем культуры и экономики Кавказа и Средней Азии. Обычно здесь указывается на физические и моральные затраты общества. Однако надо учитывать, что СССР практически все время находился в состоянии необъявленной войны, а «на войне как на войне» (как говорят французы).

106

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

И.Багирян

Китай добился и продолжает добиваться все более впечатляющих успехов. По оценкам МВФ, китайская экономика стала первой в мире. Если же учесть уровень трансакционных затрат в валовом внутреннем продукте Китая и США (ВВП), то разница будет еще более впечатляющей. За 10 лет китайскому руководству удалось поднять над чертой бедности 300 миллионов человек. Уже сам факт этих успехов говорит об огромном потенциале социалистической системы. К этому можно добавить огромные успехи социалистического Вьетнама и Кубы.

Сразу после распада СССР именно в Китае начали наиболее интенсивно искать причины этого и пришли к следующим выводам. Первый и главный, как уже отмечалось, состоял в остром противоречии между духовной формой (воспроизводящая себя Политбюро) и содержанием - материалистической, марксистской доктриной, основанной на экономическом базисе. Китайцы, история государственности которых намного старше, остроумно отметили, что таких марксов в их истории было как минимум четыре. В качестве духовного содержания была взята достаточно сильная идеология конфуцианства.

И Платон, и Аристотель отмечали, что непосредственное создание общества справедливости (коммунизм) невозможно. Необходимы промежуточные формы. Такой промежуточной формой выступает социализм. Ведущая базисная основа социализма во многом совпадает с социальным аспектом либерализма: обеспечение равного доступа всех социальных слоев к стратегическим ресурсам развития (образование, здравоохранение, информация, возможность творческого самовыражения). Эта базисная основа является общей для всех социалистических систем.

Здесь особенно хотелось бы отметить шведскую модель социализма. Ее политическую основу составляет принцип социально-политического партнерства, суть которого в обеспечении компромиссного согласия ведущих субъектов: бизнеса, рабочих в лице профсоюзов, государства, одновременно выступающего третейским судьей, с постепенной передачей лидерства профсоюзам. Стремление к компромиссу при приоритетном учете интересов низших социальных слоев является яркой чертой шведского национального менталитета. Именно поэтому в этой стране всегда было сильно развита институциональная

107

И.Багирян

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

организация рабочих. Шведы - политически активная нация: в выборах участвует 85% имеющих право голоса. Выравнивание уровня жизни осуществляется за счет налогов и трансферов: в 2006 - 48,3%; 2012 - 44,2%. Сейчас лидерство по уровню налогообложения принадлежит Дании, Бельгии, Франции.

Идеологию социализма выражает социал-демократическая рабочая партия (СДРП). В период своего доминирования на парламентских выборах занимала до 47%; в 2012 - 30%. Резкое падение рейтинга СДРП объясняется следующей основной причиной - жестким ограничивающим условием эффективности социалистических систем выступает гомогенность (однородность) нации. Высокий уровень жизни (один из самых высоких в мире) Швеции привлек значительный приток иммигрантов, прежде всего курдов. В итоге блага социальной политики государства стали все больше распространяться среди иммигрантов. Когда ресурсы переходят от шведа к шведу, это не встречает такого внутреннего неприятия, как от шведа к нешведу. В результате резко возрос рейтинг правых, среди которых есть партии, ставящие вопрос о сохранении национальной идентичности: число иммигрантов приблизилось к 20%. Благодаря союзу правых сил лидерство у СДРП удалось отобрать. Уровень безработицы возрос с 8% до 20%; коэффициент Джинни, показывающий разницу в доходах социальных слоев, возрос с 0,198 до 0,259.

Ограничивающий эффективность социалистической системы фактор гомогенности (однородности) сыграл роковую роли и для СССР. Достаточно привести следующий факт. Решающим фактором инновационного развития считаются затраты на фундаментальную науку. США планируют довести эти затраты до 3% ВВП. Европа также не достигла этой планки. В СССР эти затраты в зависимости от способа учета трансакционных затрат колебались от 3-5% ВВП. Если бы эти затраты хотя бы на 80% были сконцентрированы в наукоемких республиках (Россия, Украина, Белоруссия, Армения), то уровень оплаты научных сотрудников и основные фонды науки были бы увеличены как минимум в 2 - 2,5 раза.

Сильной стороной социалистических систем выступает развитая система планирования. С позиции современный экономической науки Центральный орган планирования выступает практически единственным эффективным спо-

108

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

И.Багирян

собом решения ключевой проблемы асимметричности информации о товаре между продавцом и покупателями. Впервые теоретической основой такого органа (Госплан) выступила математическая теория равновесия Л.Вальраса. В рамках этой теории сходящийся к равновесным ценам процесс мог быть обеспечен за счет итеративного обмена информацией между центром и рыночными субъектами.

Другой такой основой послужила работа лауреатов Нобелевской премии Л.Гурвица и Э.Маскина «Создание основ оптимальных механизмов распределения ресурсов». В этой работе более четко обосновывалась необходимость наличия Центра обмена информацией в условиях ее асимметричности.

Разумеется, речь не должна идти о восстановлении советского Госплана целиком. Одним из важнейших факторов распада СССР послужило отсутствие условий для эффективной работы малого и среднего бизнеса, прежде всего наукоемкого. В развитых странах большая часть этого бизнеса приходится на наукоемкие предприятия. А они выступают обязательным звеном соединения фундаментальной науки и реального сектора. Вместе с тем, представляется очевидным, что современный Госплан может стать важнейшим государственным органом выполнения функции «планирование развития» - ведущей функции современных государств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог, считаю необходимым отметить, что социалистические системы имеют большой потенциал для развития нации.

5. Двухуровневая система управления экономикой и финансами в Европе

Политико-экономический анализ современного Запада обязательно учитывает тот факт, что англосаксонский менталитет кардинально отличается от менталитета континентальной Европы, прежде всего в лице ее лидеров: Германии и Франции. Для первых государство - это неизбежное зло, отношение с которым необходимо строить исключительно на договорных основах, для вторых (Франция, Германия) - это дружественный партнер, более того, наиболее адекватный инструмент решения национальных задач. Из сказанного вытекает изначальная, врожденная восприимчивость Германии и Франции, скандинавских стран к социалистическим идеям.

109

И.Багирян

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

Как уже отмечалось, либерализм и социализм можно интерпретировать в искаженном, деформационном варианте как мало или много государства. В этом контексте баланс между двумя конкурирующими моделями после кризиса резко качнулся в пользу усиления роли государства: за последние 15 лет доля госрасходов в ВВП выросла в 4,5 раза у развитых стран. Доля госсектора составляет порядка 30%. Так же резко выросла роль планирования, которая во Франции была традиционно высокая: интенсивно разрабатываются программы реиндустриализации с участием финансовой системы. В США принят «Закон о восстановлении экономики и возобновлении инвестиций», включая поддержку ключевых отраслей (ARRA - American Recover and Reinvestement) с объемом финансирования $840 млрд.

В Европе (ЕС) сформулировалась, по сути, двухуровневая система финансово-экономического планирования и управления.

Уровень дотирования сельского хозяйства на 1 ц:

Испания - $473 США - $324 Канада - $100 Россия - $17

Эта двухуровневая система опирается на разделение стран на развитые (Север) и развивающиеся (Юг), которые более правильно было бы назвать пытающимися развиваться. К Северу относятся: Австрия, Германия, Бельгия, Нидерланды, а к Югу - Греция, Испания, Италия, Франция, Португалия. Промышленная политика Европы строится на размещении начальных звеньев технологических цепочек на Юге, а их замыкания - на Севере. Денежнокредитная политика (ДКП) Европейского центрального банка (ЕЦБ) также опирается на два уровня: крупные системные банки (Unicredir; Kongager, Deut-she Bank, Swenich HandBank) и национальные банки. ЕЦБ по фиксированной ставке рефинансирования удовлетворяет все заявки по кредитам системных банков и выдвигает очень мягкие требования по обеспечению ценными бумагами плюс скупку облигаций без обратного выкупа. Национальные банки кредитуются так, чтобы кредиты в дальнейшем пошли не в производство, а на потребление и строительство жилья. Ставка по кредитам системных банков ниже,

110

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

И.Багирян

чем у национальных. Это затрудняет проведение национальной ДКП. К этому следует добавить Вассенарское соглашение о запрете передачи Технологий в третьи страны.

Такая технологическая и финансовая дифференциация между Севером и Югом в сочетании с политикой выравнивания социальных параметров пенсий и средней зарплаты - стала фактором европейского кризиса. Почасовая зарплата во Франции за 1999-2011гг., была 23,81-35,31 евро. В Германии за тот же период - 26-34 евро. И это при том, что производительность труда в Германии намного выше.

Для стран Севера в реальном секторе для кризиса характерна форма кризиса ликвидности: когда субъект потенциально платежеспособен, но нуждается в кредитах. Для стран Юга характерен кризис платежеспособности - субъект по своим экономическим способностям не способен расплатиться. Все вышеуказанное призвано выделить тот факт, что финансово-промышленная политика в ЕС укрепляет, бетонирует неравенство между Севером и Югом.

6. Взаимосвязь социального и экономического аспектов развития.

Человеческий капитал

С точки зрения методологии управления экономикой важнейшим следствием усиления социалистических тенденций стало отношение к критерию экономического развития - темпам роста валового внутреннего продукта (ДВВП). Сегодня в экспертной среде есть полное единодушие относительно того, что экономический рост не является самоцелью: его необходимо рассматривать как материальную основу - ресурс для раскрытия потенциала человека. Н.Саркози во время своего пребывания на посту президента Франции сформулировал сказанное следующим образом: «Следует отказаться от паранойи самодовлеющего экономического роста». Это самодовление привело, по мнению виднейшего психолога Э.Фромма, к тому, что «производство и потребление стало целью жизни: мы производим вещи, которые ведут себя как люди и людей, которые ведут «себя как вещи». Человек превратил себя в вещь и деградирует к идолопоклонничеству».

На сегодня уже сформировался подход, основанный на приоритете системы показателей качества жизни (Quality of Life - QL). Это понятие существенно

111

И.Багирян

<21֊й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

шире, чем понятие уровня жизни, которое, как правило, определяется уровнем ВВП на душу населения. QL — эта система стандартов жизни, охватывающих все сферы от образования до здравоохранения. В 2008г. Н.Саркози обратился к ученым с мировыми именами Дж.Стиглицу и А.Сегелу организовать разработ֊ ку национального стандарта QL. В группу вошли ученые из более чем 20֊ти сфер человеческой жизни. В 2009г. уже на уровне международной комиссии ООН QL была объявлена важнейшей целью национального развития. Подмена критерия QL, понимаемого как все больше приближение к национальному идеалу, критерием ДВВП ^ max означает сворачивание целостной духовно֊ психологической жизни к показателям экономической активности.

Вместе с тем, на мой взгляд, следует избегать крайности в антагонистиче֊ ском противопоставлении обоих критериев. Более адекватной представляется схема с прямыми и обратными связями

ДВВП ^ QL Л

Схема 1

Прямая связь ДВВП ^ max очевидна: материальные ресурсы необходимы для обеспечения QL. Обратная связь вытекает из общепринятого факта, что важнейшим фактором экономического роста является человек. Обратная связь QL^-ДВВП должна учитываться при выполнении инвестиций в человеческий капитал. С этой целью необходимо знать влияние структуры QL на экономиче֊ ские возможности человека.

В самом первом приближении обратная связь учитывалась в экономико֊ математических моделях экономического роста с учетом фактора человеческо֊ го капитала. Как пример этого направления можно назвать работы Дж.Минцера (J.Mincer, Investgment in Human Capital and Personal Inconi), в ко֊ торых ДВВП = f (tangible, intangible), где tangible — основные фонды плюс ми֊ нимальные издержки, связанные с формированием человека. Intangible — соб֊ ственно гуманитарный капитал (аналог QL) плюс затраты на фундаментальные и прикладные науки.

112

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

И.Багирян

Наиболее трудно формализуемая часть - это human capital. Здесь представляется очевидной и обязательной следующая последовательность. Исходной обязательной информацией является структурное представление QL как набора стандартов. Связанные с этим набором стандартов затраты можно постатейно сложить и превратить QL – в набор показателей. После этого взаимосвязь ДВВП = f (QL) можно оценить статистическими моделями. Соотношение между коэффициентами может послужить ориентиром для определения структуры инвестиций. Проблема оценки влияния человеческого капитала на ДВВП еще и в том, что он включает степень вертикальной социальной мобильности как степень открытости общества. То есть в реальном секторе ДВВП = f (QL, вертикальная мобильность).

Социальные опросы в России показывают, что вертикальная мобильность на 80% зависит от уровня связей человека и финансовых возможностей и только на 20% от личных качеств.

7.Базовая схема национальной экономики

Эффективность современной экономико-финансовой системы однозначно зависит от уровня тесноты связей между следующими субъектами:

• крупный капитал в реальном секторе

• малый наукоемкий и ненаукоемкий бизнес

• образование и наука

• венчурные фонды

• банковская система

• население (домашние хозяйства)

Эту взаимосвязь можно представить в виде следующей схемы:

113

114

Базовая схема национальной экономики

Схема 2

Внешние исходные ресурсы и полуфабрикаты

Внутренние природные ресурсы

государство

И.Багирян «21 -й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

И.Багирян

В этой схеме верхнюю строчку занимают крупные компании, технологическая цепочка которых начинается с национальных или привозных природных ресурсов и оканчивается конечной продукцией, получаемой на национальной территории. Такая организация необходима потому, что только в этом случае достигается максимум прибыли от всей цепочки. Это математические доказал С.Губанов в статье «Неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция». Именно этим фактом объясняются гигантские величины доходов крупнейших транснациональных корпораций ТНК в 2012г.:

• Wall ֊ Mart Stores ֊ 469,2 млрд.

• RoyalDush Shell– 467,2 млрд.

• Byxon Mobil֊ 420,7 млрд.

• Volkswagen Group ֊ 254 млрд.

Для сравнения: ВВП Белоруссии составляет 63,3 млрд..

Структура этих ТНК сделана так, чтобы начальные звенья технологической цепочки находились в отсталых странах, а конец и, следовательно, вся прибыль в странах-лидерах, как правило США, Германии и т.д.

Следующую строчку схемы занимает малый наукоемкий и ненаукоемкий бизнес. Первый из них является важнейшим связующим звеном между крупным капиталом, наукой и образованием. Эта форма бизнеса составляет в развитых странах до 80% всего малого и среднего бизнеса. Состав работников этой сферы формируется из самой среды научных сотрудников науки и образования. Здесь велика роль государства, устанавливающего льготы, в том числе налоговые для этого бизнеса. Во многих странах действует законодательство, обязывающее крупный капитал размещать часть заказов среди малого и среднего бизнеса.

Следующую строчку занимают образование, наука, венчурные фонды. Наука и образование являются важнейшим источником инновационных идей. Здесь многое зависит от уровня финансирования академической науки. Россия собирается довести этот уровень до 1,7% ВВП (США, Европа, Япония ֊ 3% ВВП). При этом действует ориентир, что зарплата в науке должна составлять порядка 120% от средней зарплаты в промышленности. Мне представляется, что и Армении необходимо придерживаться этих ориентиров.

115

И.Багирян

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

Академическая наука представляет собой совокупный субъект, живущий по главному принципу либерализма - самодостаточности. Среднее руководящее звено может выбираться коллективно и обязательно утверждаться Президиумом либо избирается коллективом из кандидатур, представляемых сверху. Крупным недостатком не только российской, но и западной науки считается большая разница в зарплатах среднего и руководящего звена. Необходимо установить предельную планку на эту разницу. Непропорционально большой процент падает на административные затраты. В России предлагается ограничить их уровень до 15% от всех затрат. Должны быть гарантированы минимальные зарплаты в зависимости от квалификации и вкладов в конечный результат. Финансирование должно разбиваться на фонды: зарплата, оборудование, администрация.

Венчурные фонды являются главным элементом финансирования рискованных проектов. Их учреждение может взять на себя банковская система совместно с государством. Взаимодействие банковской системы с реальным сектором должно удовлетворять образному определению Дж.Кейнса: «Необходимо сделать так, чтобы инвестиции стали долговременным актом сотрудничества наподобие семейных отношений». Очевидно, что существующие кредитные схемы, когда банк ориентирован на залог и устраняется от самого проекта, этому определению не удовлетворяют. Кредитные отношения можно сохранить в сфере потребительского и ипотечного финансирования. По отношению к бизнес-планам реального сектора необходимо партнерское сотрудничество и доведение проектов до конца с соответствующим распределениям прибыли. Из банковских систем развитых стран к этому наиболее близка банковская система Германии.

Анализ существующего экономико-финансового состояния Армении в контексте. Схемы 2 приводит к однозначному выводу: национальная экономическая система по сути отсутствует, есть только отдельные плохо связанные фрагменты. Такую ситуацию с позиции национальной безопасности можно охарактеризовать только как катастрофическую.

Необходимо как можно скорее на государственном уровне начать процесс создания экономической системы Армении. В России принят закон о

116

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

И.Багирян

стратегическом планировании. Если принять его аналог в Армении, то ближайшим объектом его применения должно стать создание субъектов Схемы 2.

Октябрь, 2014г.

ԱԶԳԱՅԻՆ ԶԱՐԳԱՑՄԱՆ ԳԱՂԱՓԱՐԱԽՈՍՈՒԹՅՈՒՆԸ Իգռր Բաղիրյան

Ամփոփագիր

Հայաստանի առկա ֆինանսատնտեսական իրավիճակի վերլուծությունը հանգեցնում է այն եզրահանգման, որ ազգային տնտեսական համակարգ ըստ էության չկա, կան միայն վատ շաղկապված առանձին հատվածներ: Նման իրավիճակն ազգային անվտանգության տեսակետից կարելի է բնորոշել որպես աղետալի:

Անհրաժեշտ է որքան հնարավոր է շուտ պետական մակարդակով սկսել Հայաստանի տնտեսական համակարգի ստեղծման գործընթացը: Ռուսաստանում ընդունվել է օրենք ռազմավարական պլանավորման մասին: Եթե նման օրենք ընդունվի Հայաստանում, ապա նրա կիրառման առաջնահերթությունը պետք է դառնա իրական սեկտորում սերտ կապերի հաստատումը խոշոր կապիտալի, փոքր գիտա-տար և ոչ գիտատար բիզնեսի, կրթության և գիտության, վենչուրային ֆոնդերի, բանկային համակարգի և բնակչության միջև:

ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Игорь Багирян

Резюме

Анализ существующего экономико-финансового состояния Армении приводит к однозначному выводу, что национальная экономическая система по сути отсутствует, есть только отдельные плохо связанные фрагменты. Такую ситуацию с позиции национальной безопасности можно охарактеризовать только как катастрофическую.

Необходимо как можно скорее на государственном уровне начать процесс создания экономической системы Армении. В России принят закон о стратегическом планировании. Если принять его аналог в Армении, то ближайшим обьектом его применения должно стать создание тесных связей между крупным капиталом в реальном секторе, малым наукоемким и ненаукоемким бизнесом, образованием и наукой, венчурными фондами, банковской системой и населением.

117

И.Багирян

<21-й ВЕК», № 1 (34), 2015г.

THE IDEOLOGY OF NATIONAL DEVELOPMENT Igor Bagryan

Resume

Analysis of the current economic and financial situation in Armenia leads to an unequivocal conclusion that the national economic system is essentially absent, and only some separate, loosely connected fragments exist. Such situation can be characterized only as catastrophic from the perspective of national security.

The process of creating an economic system of Armenia has to commence as soon as possible at the government level. In Russia, a law on strategic planning has been enacted. If its analogue is adopted in Armenia, then the first subject for its application must be establishment of close ties between large businesses, small knowledge-based and regular businesses, education/science, venture capital, banking system and population.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.