Научная статья на тему 'Идеология, логика и содержание воспитательной деятельности современного классного руководителя'

Идеология, логика и содержание воспитательной деятельности современного классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеология, логика и содержание воспитательной деятельности современного классного руководителя»

кому, яркому; их надо учить строить жизнь своего коллектива). В старших подростковых классах

- «опекун» (старшие подростки многое умеют сами, все больше стремятся к независимости, самостоятельности, поэтому классный руководитель лишь опекает коллектив, побуждает подростков к деятельности, подсказывает им, как лучше, интереснее организовать жизнь класса). И, наконец, в старших классах - «консультант», то есть специалист, дающий квалифицированные советы, так как в девятых-одиннадцатых классах самодеятельность может быть такова, что не требует прямого вмешательства педагога (А.В. Мудрик). Далеко не каждый классный руководитель способен в течение семи лет трижды изменить свою позицию. Поэтому не такой уж незыблемой выглядит педагогическая аксиома - хорошо, когда у класса на протяжении всех лет школьной жизни один и тот же классный руководитель.

Эффективность деятельности классного руководителя с классом в первую очередь зависит от таких его личностных качеств, как эмпатия и креативность. В значительной степени она обусловлена и его позицией в воспитательном процессе, которая в свою очередь связана с его индивидуальностью, характером его отношений с педагогическим коллективом, предшествующим опытом работы в качестве классного руководителя, с длительностью работы в данной школе, отношением к идеям, положенным в основу воспитательной системы школы.

Нами были установлены факторы, положи-

тельно влияющие на результативность деятельности классного руководителя: коллективный характер педагогической деятельности воспитателей; позитивное отношение педагогов школы к необходимости решения школой проблем воспитания; специфическая организация классного руководства, заключающаяся, прежде всего, в доминировании определенных воспитательных технологий в его деятельности; атмосфера психологического комфорта в школе; его осознанное участие в совершенствовании ее воспитательной системы; наличие собственной для каждой школы системы методического обучения классных руководителей.

Современная психология позволяет ориентировать классных руководителей на принципы, которые дают возможность ему использовать класс в личностном развитии ребенка. Это принципы диалогизации, проблематизации, персонификации и индивидуализации (А.Б. Орлов).

Какой же педагог может быть хорошим воспитателем, классным руководителем? Кроме формальных критериев, существует и критерий неформальный. Это педагог, который помнит свое детство на уровне эмоциональных ощущений. Помнит, что он испытывал, когда ему поставили несправедливую оценку, не взяли в команду КВН или, наоборот, объявили благодарность перед классом, похвалили на родительском собрании. Безусловно, классный руководитель должен многое знать, но и должен многое чувствовать.

УДК 371

И.Д. ДЕМАКОВА

ИДЕОЛОГИЯ, ЛОГИКА И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Отличается ли деятельность современного классного руководителя от деятельности его коллеги, работавшего 10, 15, 20 лет назад? Мне кажется, что предписанные ему функции изменились мало. Все они, так или иначе, определяются его особенным положением в классе: он, как сол-

нце, находится в центре классной вселенной, а дети, как планеты, располагаются вокруг него. Кто-то ближе, кто-то дальше. Но где бы они ни находились, классный руководитель, как правило, к ним ближе, чем другие работающие с ними педагоги. Короткая дистанция, которую может

© И.Д. Демакова, 2009

173

установить классный руководитель, создает для него уникальную возможность увидеть черты детей, которые не видны другим. При желании он может узнать, чем хорош каждый его воспитанник и чем плох, по своему усмотрению может посвятить полностью или частично в свои открытия коллег, да и ребятам рассказать, на что им стоит обратить внимание. Например, на то, что хорошо бы не демонстрировать плохой характер, вспыльчивость, апломб, да мало ли что еще, что хорошо бы, напротив, всем показать свои достоинства: доброту, скромность, способности и таланты в том или ином деле. Это было важно всегда, и при благополучно складывающихся отношениях помощь классного руководителя в процессе самознания оказывалась для большинства ребят бесценной. Заметим, что выстроить такие отношения классному руководителю всегда было непросто. Это давалось не только большой затратой времени и труда, но долгими, а порой мучительными раздумьями, анализом, рефлексией, которые к тому же далеко не всегда давали положительный результат.

Сегодня у педагогов увеличилось количество конкурентов: компьютеры, Интернет, в том числе электронная почта, телевизор и другие СМИ. Опыт показывает, что в ситуациях выбора, которые возникают ежечасно, дети, увы, далеко не всегда выбирают нас.

Кто поможет классному руководителю в этой ситуации? Я думаю, что ему необходима помощь науки, прежде всего педагогики и психологии, которые дадут ему информацию о том, что такое детство, обогатят его воспитательную деятельность и придадут уверенность в своих силах. Одно из важных направлений деятельности современного классного руководителя видится мне в том, чтобы он научился с позиции полученных научных знаний не только как можно больше узнать о каждом своем воспитаннике, но дать им педагогическую интерпретацию, то есть увидеть за каждым фактом - педагогические смыслы. Только в этом случае его деятельность из сферы «педагогики знания» перейдет в сферу высшего пилотажа - «педагогику понимания».

Научной основой такой деятельности является, на наш взгляд, понимание того, что есть человек.

1. Знание об этом классный руководитель черпает в философии и, прежде всего, в экзистенциальной философии с ее интересом к миру

человеческой личности и смыслам бытия. Экзистенциальная философия помогает определить смыслы и содержание педагогической деятельности, осознать, что в центре внимания педагога должен быть развивающийся человек с его глобальными проблемами свободы, смысла жизни, одиночества, ответственности и т.д. С другой стороны, экзистенциальная философия помогает педагогу отказаться от многих упрощений в понимании детства, учит распознавать и учитывать такие онтологические состояния ребенка, как забота, грусть, страх, тоска, беспокойство и т.д.

Очень важной кажется нам экзистенциальная идея о таинственности мира детства, осознание которой помогает педагогу сформировать в себе осторожное и бережное отношения к ребенку, научиться тактично и негромко входить в этот мир, слышать и понимать ребенка. Без этого в пространстве детства возникают конфликты, драмы, трагедии, порождающие у детей стрессы и депрессии. Для экзистенциалистов нахождение выхода из подобных ситуаций означает необходимость поиска шифра, то есть поиск истины происходящего внутри индивида, формирование представления о том, что внутренний мир личности открывается в акте саморефлексии и что именно здесь начинается поиск индивидом своего подлинного «Я».

2. В поисках смысла воспитательной деятельности классного руководителя педагогика обращается к синергетике. Традиционные теория и практика воспитания, руководствуясь благими намерениями и, прежде всего соображениями детской безопасности, во главу угла ставят жесткую регламентацию жизнедеятельности детей, потому синергетическая идея «порядок из хаоса» не относится к популярным. Тем не менее, известно, что понятие «синергетика» очень близко воспитанию: в переводе с греческого оно означает «совместное действие», «сотрудничество». Синергетика несет собой позитив: она обеспечивает восстановление утраченных в процессе развития науки связей между наукой и культурой, наукой и традицией, наукой и практической мудростью. Синергетическое понимание мира важно для воспитания еще и потому, что синергетическому способу мышления свойственны открытость, диалогичность, коммуникативность. Синергетику сегодня все чаще называют философией контакта или философией коммуникативности. Синергетика ориентирует педагога как

субъекта воспитательного процесса на изучение сложнейших внутренних законов жизни человека. Педагогу важно осознать принцип «динамики путей», их неединственность, альтернативность, понять условия «заглядывания внутрь себя». Синергетический подход соединяет теорию воспитания с этими знаниями как «коммуникативный мост», строительство которого направлено на создание диалогового пространства.

3. Взаимодействие классного руководителя и ребенка можно рассматривать и как взаимодействие знаковых систем. Такой подход позволяет использовать в теории и практике воспитания достижения семиотики - науки, которая позволяет смотреть на воспитание как на сообщающиеся между собой знаковые системы - систему взрослого и систему ребенка, которая утверждает, что взаимодействие возможно, если есть или может быть найден общий язык, понятный обеим сторонам, если достигнут высокий уровень понимания друг друга. В общении с детьми педагог использует различные знаки: слово, мимику, жест. Умение расшифровать вербальные и невербальные знаки ребенка - серьезная педагогическая проблема. Нередко, когда взрослые пытаются помочь детям в преодолении трудностей, которые те испытывают в межличностных отношениях или в обучении, они не в состоянии выяснить подлинные причины возникновения затруднений. Это происходит потому, что ребенок далеко не всегда умеет словами или жестами достаточно точно выразить свои тревоги. Исследования показывают, что воспитатель в современных условиях должен овладеть методами психотерапии и психоанализа, научиться выслушивать ребенка, давать ему возможность выговориться, уметь расшифровать его жесты, мимику, поступки, рисунки. Все это возможно при условии, если педагог оказывается готовым признать за ребенком право на собственное мнение, поверить в то, что он способен на глубокие переживания. Оценивая информативность словесного, расспрашивающего и описывающего постижения другого человека, современная наука резюмирует: «Существует более совершенный язык - язык безмолвный, не укрывающийся за фразами - это язык жестов, взгляда, поведения и даже молчания. Он - основа нашего понимания. Благодаря нему, мы видим друга, различаем врага. Благодаря нему мы способны оценить искренность и распознать фальшь. Он срывает с нас маски и

покровы. Он делает нас незащищенными и в то же время защищает нас. Он интуитивен и зыбок. Он бессознателен, а значит, он - сама природа, ее безупречно точный знак [1]. Способность читать «язык тела» помогает педагогу своевременно увидеть «зажимы» в психике ребенка, обусловленные социально-педагогическими условиями его развития, помочь в их преодолении, упредить появление комплексов. Все это развивает у учителя уверенность в своих силах и возможностях осуществлять действительно «помогающее» воспитание.

4. Акмеология - теория вершинных достижений человека и цивилизации (акме - «цветущее состояние») может быть полезна классному руководителю в выстраивании воспитательной деятельности как фактора гуманизации пространства детства. Ученые отмечают, что акмеология не теория высшего блаженства и счастья - в центре ее внимания позитивные, гуманистические достижения цивилизации. Изучая свой объект и опираясь на данные жизни и культуры, акмеоло-гия ищет закономерности проявления максимальных возможностей человека и одновременно ставит насущные для культуры (в том числе и для воспитания) вопросы об изменении жизни, которые бы давали дорогу для реализации человеческих талантов. Ученые - акмеологи подчеркивают, что одним из тревожных симптомов современной цивилизации является снижение жизненного тонуса, сопротивляемости, иммунитета организма, его способности к адаптации, что связано с нарушением экологии природной среды, неполноценным питанием, многочисленными стрессами. «Снижение общего уровня жизненных сил является опасным симптомом», - подчеркивает А.А. Бодалев. Современная акмеоло-гия, включающая в свой состав не только индивида, но и общности людей, не только условия достижения акме отдельной личностью, но вершинные достижения, накопленные человеческими сообществами, дает педагогике примеры реализации таких вершинных достижений, исторических завоеваний человечества, как лидерство, героизм, творчество, высшая самоотдача, преданность идеалам человечности. Так как человечество состоит не только из гениев, для педагогики важны не только отдельные прорывы, а вся панорама достижений. В теории воспитания акмео-логический подход означает также ориентацию на высшие достижения в теории и практике гу-

манистического воспитания, изучение судеб выдающийся педагогов мира (отечественных и зарубежных), но самое главное - внимание к таким практическим педагогически важным проблемам, как прочное и органичное усвоение детьми ценностей; разработку стратегии построения жизни, предполагающей постоянное движение к осуществлению все новых, более трудных, чем прежде, замыслов, результаты которого нужны не только развивающемуся человеку, но всему человечеству; создание самим человеком среды для своего развития. Для осмысления феномена «воспитательная деятельность классного руководителя» важны такие критерии «акмического поведения», как жизнестойкость человека, его вклад в общечеловеческую культуру в рамках профессии, крепость здоровья, обеспечивающее долгожительство, гражданские, общественно значимые в социокультурном отношении деяния [3].

5. Помощь педагогу в процессе «проникновения» в мир детства оказывает герменевтика -специальная дисциплина, занимающаяся проблемой понимания. В широком смысле герменевтика - искусство понимания и толкования проявлений духовной деятельности человека есть один из краеугольных камней гуманитарной методологии. Существует огромное число герменевти-ческизх концепций. Для педагогики, на наш взгляд, полезна «понимающая герменевтика», во многом близкая «понимающей психологии» В. Диль-тея и «понимающей социологии» М. Вебера. Герменевтический подход основан на очевидном факте: если предметы и явления физического объективного мира доступны для восприятия, то гуманитарный мир, и прежде всего внутренний мир человека, во многих, в том числе самых главных аспектах, не дан в прямом восприятии и может «открыться» только в результате особой «понимающей активности» исследователя.

В современной науке герменевтический подход получил название «методологии вчувствова-ния» (Г.Х. Вригт ) и рассматривается как шаг к реализации концепции гуманитарного познания ребенка, в котором большую роль играет субъективный фактор (М.М. Бахтин). Методологическое «вчувствование» возможно, если педагог располагает адекватным методом проникновения в «глубинные смыслы» и способностью «рассекретить универсум знаков» (Ч.С. Пирс), если он умеет выделить «темные места» (М.М. Бахтин) и если исследователь обращает внимание не

столько на отдельные факты, сколько на их сочетание, систему (Д.С. Лихачев).

Пилотные исследования в области «педагогической герменевтики» показали, что герменевтический подход повышает эффективность педагогической деятельности и что высокие результаты обеспечиваются обращением педагога во взаимодействии с детьми не только и не столько к педагогическим фактам, но к тому, что за ними стоит, а именно: к смыслам тех или иных фактов, характеризующих поведение ребенка [4]. Ориентация педагога на постижение смыслов детского поступка или поведения означает приоритет в воспитательной деятельности задач понимания ребенка. Заметим, что метод педагогической герменевтики обогащает представления педагога как о детстве в целом, так и о каждом ребенке в отдельности, формирует утонченный аппарат дифференцированного восприятия педагогом каждого ребенка, развивает педагогическую активность в преодолении ситуаций непонимания, обеспечивает глубину постижения каждого воспитанника, приближает педагога к решению актуальных задач гуманизации жизни детей.

Важную роль в процессе понимания как педагогической деятельности играют нюансы жизни детей. Их изучение, внимательное отношение к мельчайшим подробностям дают позитивные результаты. Эта деятельность не возникнет спонтанно - она есть результат специальных упражнений педагогов в слушании детей, вглядывании в них. Главный результат этих усилий - новый образ ребенка.

Сегодня есть примеры применения в педагогических исследованиях «герменевтического подхода». Речь идет о «прочитывании» ребенка как своеобразного текста, в котором находит совокупное отражение вся доступная педагогу информация: устная и письменная речь детей, их творческие работы, биография, семейные истории, хроники их жизни, смешные эпизоды и т.д. Специфично то, что педагог «прочитывает» текст, который сам же должен «написать». В процессе «написания» «текста» и последующего его «прочтения» педагог реализует три типа «понимающей» деятельности: семантизирующую, когда он стремится досконально понять все, что есть ребенок (его знаки); «когнитивную», когда он изучает каждый факт, и, наконец, «распредмечен-ную», когда он восстанавливает целостную картину и смыслы, которые сразу не были им угада-

ны или были угаданы не все. Последнее особенно важно, ибо именно целостное видение ребенка приближает педагога к пониманию его уникальности. Важно и то, что на всех этапах понимания информация о ребенке рассматривается не как законченный, а как постоянно развивающийся материал, который каждый раз создается, а не воспроизводится по раз и навсегда заданному эталону [5].

Переход от «знаниевой» (от факта) воспитательной деятельности педагога к «понимание-вой» (от смысла) знаменует собой, на наш взгляд, принципиально новый этап в развитии концепции воспитательной деятельности классного руководителя. Принципиальное различие этих подходов заключается в том, что если «знаниевый подход» отражает способность педагога усвоить и воспроизвести сумму сведений о ребенке, в правильности которых он не сомневается, то «по-ниманиевый» есть способность педагога постичь внутреннюю связанность, организованность рассматриваемых явлений, логическую упорядоченность, ясное представление о причинно-следственных связях. Исследования показывают, что герменевтический подход помогает преодолевать психологические барьеры перед новизной ситуации, объемом работы, стереотипами традиционных представлений о воспитательной деятельности - и в результате демонстрировать оригинальность суждений и решений, самостоятельность мысли, способность принимать нестандартные решения, обогащение речевой культуры. Понимание позволяет педагогам продвигаться в профессиональном мастерстве и в частности в выработке креативной позиции. Выработка такой позиции включает фиксацию смыслов слушания себя, концентрацию, оформление в словах впечатлений, развитие наблюдательности. Самое важное в этих процессах - бережное отношение к энергии поиска каждым педагогом (даже в рамках единой команды) своего направления, стиля общения с детьми, почерка, постоянное побуждение со стороны педагога азартного интереса к опыту коллеги, создание творческой атмосферы, всемерное поощрение каждого участника воспитательного процесса за творческую находку. Вершина креативного процесса - собирание и издание материалов педагогических наблюдений, отражающие работу (в нашем опыте это рукописные и печатные альманахи, альбомы фоотог-рафий, видеофильмы и т.п.).

Содержание воспитательной деятельности классного руководителя в значительной степени определяется также тем, какую трактовку воспитания он принимает.

Из трех трактовок воспитания, которые дает современная педагогика (воспитание как социокультурное явление, как педагогический процесс и как профессиональная деятельность) нас интересовала воспитательная деятельность классного руководителя, направленная на гуманизацию пространства детства. Мы рассматриваем эту деятельность как новую педагогическую идеологию, главными ценностями которой являются личность ребенка и процесс его развития, а «антропологическими константами» - признание самоценности детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном процессе. Такая деятельность значительно отличается от традиционных представлений о деятельности педагога-воспитателя, организуемой в свободное от уроков время, для того чтобы занять детей, включить их в какую-либо деятельности и развить те или иные способности. Воспитательная деятельность классного руководителя в нашем понимании - это целенаправленная профессиональная деятельность, смыслом которой является создание условий для развития ребенка и мягкое недиректовное управление этим процессом.

Библиографический список

1. Холлигер В. Личность и гуманизм. - М.: Прогресс, 1981. - 215 с.

2. Бодалев А.А. Возрастные характеристики акме и функции воспитания // Известия РАО. -М.: Магистр, 1999. - С. 69-75.

3. Бахтин М.М. Человек в мире слов / сост., предисл., примеч. Е.Г Осовского. - М.: РОУ, 1995.

- 140 с.

4. Зырянова Т.В. Герменевтический метод как способ повышения качества филологического образования (на примере художественной литературы): Дис. ... канд. пед. наук. - М, 1998.

5. Зырянова Т.В. Герменевтический метод как способ повышения качества филологического образования (на примере художественной литературы): Дис. ... канд. пед. наук: - М, 1998. - С. 28; 96-97.

6. В поисках гуманистической реальности: сб. научных трудов / науч. ред. В.П. Бедерханова. -Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2007. - 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.