Научная статья на тему 'Идеология либерализма и педагогика'

Идеология либерализма и педагогика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ. IDEOLOGY OF LIBERALISM / SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONTRADICTIONS / SOLUTIONS OF CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бароненко Анатолий Сергеевич, Бароненко Елена Анатольевна

В статье рассматривается необходимость формирования в учебном процессе обществоведческой культуры как синтеза культур, охватывающих различные аспекты жизни общества; раскрываются функции, критерии и диагностические признаки обществоведческой культуры в качестве важнейшего фактора формирования научного мировоззрения старшеклассников; рассматривается соотношение формирования научного мировоззрения и ЕГЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideology of liberalism and pedagogy

The article focuses on liberal ideology, its essence, social and pedagogical contradictions of modern phase of development of educational system and proposes the ways of their solutions.

Текст научной работы на тему «Идеология либерализма и педагогика»

УДК 37.014.53

ИДЕОЛОГИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА И ПЕДАГОГИКА

Бароненко А.С., Бароненко Е.А.

Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования в учебном процессе обществоведческой культуры как синтеза культур, охватывающих различные аспекты жизни общества; раскрываются функции, критерии и диагностические признаки обществоведческой культуры в качестве важнейшего фактора формирования научного мировоззрения старшеклассников; рассматривается соотношение формирования научного мировоззрения и ЕГЭ.

The article focuses on liberal ideology, its essence, social and pedagogical contradictions of modern phase of development of educational system and proposes the ways of their solutions.

Ключевые слова: идеология либерализма, социально-педагогические противоречия, разрешение противоречий.

Ideology of liberalism, social and pedagogical contradictions, solutions of contradictions.

Начиная с 1085 года в скрытой, а с 1990 года - в открытой форме, наша страна начала реформы под лозунгом либерализации. По-стельцинское руководство страны свою политику модернизации Российской Федерации также проводит на основе идеологии либерализма. Результатом всех этих реформ явился системный кризис в нашей стране. Он охватил все сферы: экономику, политику, оборону, здравоохранение, идеологию и образование. Образование не может быть вне политики. Автор данной статьи в начале 90-х годов был народным депутатом РСФСР и членом Комитета Верховного Совета РСФСР по науке и образованию и хорошо помнит, как в процессе подготовки Закона РФ «Об образовании» сторонники либеральной идеологии защищали ту точку зрения, что школа должна быть вне политики. Автор высказал тогда возражение, считая, что Ленин был прав, утверждая, что школа является слепком общественных отношений и вне политики быть не может. Однако большинство депутатов разделяли в то время идеологию либерализма и провели положение о деполитиза-

ции школы. Практика показала, что Ленин был прав. На практике деполитизация школы свелась лишь к запрещению организационных структур коммунистических организаций и насаждению в школе либеральной идеологии. Господство либеральной идеологии, прослеживающееся во всех официальных документах, привело к краху воспитательной системы школы.

Либеральная идеология и её сущность. Основоположником идеологии либерализма был английский мыслитель Джон Локк (1632-1704 гг.). Видными представителями её были английский экономист Адам Смит (1723-1790 гг.) и, в значительной мере - все мыслители французского Просвещения XVIII века. В каждой европейской стране в общественном сознании взошли семена либерализма. С возникновением политических партий образовались организационные структуры либеральной направленности. В России это была партия Конституционных демократов. В западном мире сейчас либеральная идеология и базирующиеся на ней политические структуры получили широкое распространение. Суть идеологии либерализма сводится к следующему. Исходя из традиций античности, а затем - эпохи Возрождения, личность ставится в центр внимания, объявляется высшей ценностью. Ей предоставляется полная свобода в рамках правовых норм. Государство не вмешивается в экономическую жизнь и, по выражению Адама Смита, «незримая рука рынка» всё расставит по своим местам.

В России в начале 90-х годов либерализм приобрёл особенно уродливые формы. Лозунг Главы государства, обращённый к регионам -«Берите суверенитета столько, сколько можете», едва не привёл к распаду Российской Федерации. Развитие педагогической науки и всей системы образования также было направлено в русло либерализма. Макаренковская формула воспитания в коллективе и через коллектив была забыта. Преобладающей стала концепция личностно-ориентированного образования. При этом в пропаганде ничем не ограниченной свободы наши СМИ потеряли чувство меры, стала

принижаться роль советского народа во Второй мировой войне, стали воспеваться предатели Родины (власовцы, например, стали объявляться борцами со сталинским тоталитаризмом, борцами за демократизацию России). Принижается трудовой подвиг советского народа в годы социалистической реконструкции народного хозяйства. Большие изменения претерпело содержание гуманитарного образования. Из учебной программы по курсу литературы уда -лены не только произведения, отражающие революционные события в нашей стране (например, роман Н.Островского «Как закалялась сталь»), но и произведения, воспитывающие патриотизм (например, роман А.Фадеева «Молодая гвардия»). Коллективизм сейчас не в моде. Фактически под личностно-ориентирован-ным образованием скрывается пропаганда индивидуализма.

Идеология либерализма завела нашу страну в тупик и низвела её до уровня «третьесортной державы». Не только широкие слои общественности, но и правительство стали понимать, что при нынешних масштабах экономики «невидимая рука рынка» не может решить экономические проблемы в нашей стране. Всё больше и больше идёт разговоров о необходи -мости активного вмешательства государства в экономику.

В современном мире глашатаем либеральной идеологии выступает правительство США. Но эта идеология превратилась в обоснование тех агрессивных действий, которые допускает сильная Америка по отношению к слабым странам во всех регионах мира.

Социально-педагогические противоречия и их негативное влияние на образовательно-воспитательную работу. Социально-педагогические противоречия являются органической составляющей системных противоречий, охвативших российское общество. Когда мы говорим о противоречиях, то должны понимать следующее: противоречия свойственны любому явлению, более того, они являются движущей силой развития, но противоречия противоречиям рознь. Обществу, как и любому другому предмету и явлению, присущи диалектические противоречия, которые носят внутренний, живой, положительный характер и являются источником развития, поступательного движения. Бывают и противоречия, единство которых

носит не органический, а механический характер и где одно противоречие может существовать без другого. Это единство мнимое, внешнее, мёртвое, отрицательное. Такое единство не является источником развития, более того - оно тормозит это развитие. Таких, волевым путём созданных противоречий в современном российском обществе более чем достаточно. Многие из них носят социально-педагогический характер и оказывают негативное влияние на образовательно-воспитательную систему. Школа является одним из социальных институтов, участвующих в воспроизводстве общественных отношений. Но её противоречивое положение в обществе заключается в том, что она по своей структуре, целям и задачам находится в явном противоречии с безнравственной идеологией периода криминально-олигархического капитализма, переживаемого сейчас нашей страной. Люди, определяющие сейчас политику в сфере образования, являются сторонниками воспитания подрастающего поколения только на общечеловеческих ценностях. Они полностью игнорируют ценности социально-классовые и забывают, что взаимодействие школы и общества, и сами общечеловеческие ценности нельзя рассматривать вне времени и пространства. Поэтому изучение планирования влияния школы на социальные процессы надо вести на основе анализа общества на каждой ступени его исторического развития. Конечно, решение общегуманистических задач сейчас - актуальнейшая задача школы. Однако она не может уйти и от социально-классовых проблем, так как происходящая сейчас в нашем обществе чудовищная имущественная дифференциация порождает и у учителей, и у молодёжи сложные душевные коллизии и часто ввергает их в состояние социальной апатии. Некоторые молодые люди стремятся выйти из состояния душевного кризиса с помощью средств, заимствованных из массовой культуры (секс, насилие, наркотики и т.д.). Педагогическая наука и школа оказались не готовы к такой ситуации. С 1985 по 1990 годы руководство страны вело дело к реставрации капитализма в замаскированной форме под предлогом улучшения социализма. Когда же с 1991 года лицемерие было отброшено, и начался открытый переход к капитализму в его наихудшей, варварской форме, то педагогическая наука и система образования, ориентированные до

сих пор на совершенствование социализма на его собственной основе, оказались не готовы к такому повороту событий и впали в состояние растерянности и безоружности. Жертвой такого политического курса стала, прежде всего, воспитательная работа. Были потеряны положительные ориентиры реализации воспитательного процесса. Господствующей тенденцией в системе образования стало акцентирование внимания на проблемах учебной работы. Общие же тенденции воспитания стали старательно обходиться стороной, так как являлись камнем преткновения не только для практиков, но и для теоретиков педагогики. В этих условиях роль школы как ведущего звена в работе по воспитанию молодёжи, координирующего действия других субъектов воспитательного процесса, была поставлена под угрозу. Педагогическая практика требует скорейшего разрешения в теоретическом синтезе противоречий между социально-классовыми и общечеловеческими ценностями и выработки на этой основе практических рекомендаций школе по организации воспитательной работы.

Следующее противоречие состоит в том, что реальная экономическая ситуация в стране требует повышения роли и авторитета человека труда. Однако усилиями некоторых радикальных демократов от педагогики в печати стала проявляться следующая тенденция: вместо воспитания всесторонне развитой личности с высокой нравственностью и научным мировоззрением формировать «рыночного» человека, который, прежде всего, должен думать о собственной выгоде, тогда будет хорошо и ему, и обществу. А в обществе появилось мнение, что в связи с формированием человека-предпринимателя педагогике необходимо основательно перестроиться. Идеология здесь не только до наивности проста, но и насквозь лжива: чем больше будет богатых, тем лучше будут жить люди [11, С. 26].

Некоторые теоретики и практики педагогики, имеющие «эластичные» убеждения, уже перестроились, но для большинства педагогов эта тенденция неприемлема. Такая разница во взглядах не даёт возможности осуществлять единую стратегию в области воспитания и порождает кризис современной школы. Кризис школы и педагогики является отражением всестороннего кризиса в обществе. Преодоление

кризиса в стране возможно, на наш взгляд, только на путях создания социально-ориентированной системы. И в этом направлении соответствующую эволюцию должны претерпеть педагогическая наука и практика. Воспевание индивидуализма - это давно пройденный этап в истории развития общественной мысли.

Вопрос о взаимоотношениях в воспитательном процессе таких понятий, как индивидуализм и коллективизм, приобрёл особенно кричащий характер. В нашей реальной жизни сейчас приходится наблюдать две взаимоисключающие интенции:

1. Пропаганда православной культуры, которая предусматривает учёт ментальности русского народа и, прежде всего, коллективизма и соборности. Официальные власти поддерживают эту тенденцию. Руководители государства демонстративно стоят на богослужениях со свечками в руках и истово крестятся.

2. Пропаганда во всех средствах массовой информации протестантского индивидуализма. Индивидуализм является субстанциальной основой буржуазного общества на любой стадии его развития.

В Западной Европе именно протестантизм вселил в людей дух капитализма. Средства массовой информации переполнены передачами, пропагандирующими индивидуализм. В педагогике постоянно идёт речь о личностно-ориентированном подходе. Никто не будет воз -ражать против того, что личностно-ориентированный подход необходим для успеха любой образовательной деятельности. Ребёнка, прежде чем заниматься его воспитанием во всех отношениях, надо изучить во всех от -ношениях. Эта мысль К.Д. Ушинского стала крылатой. И в такой пропаганде личностгно-ориентированного подхода ничего плохого нет. Но негативные последствия начинаются тогда, когда личностно-ориентированный подход не просто распространяется на воспитательную сферу, но абсолютизируется. Мы совершенно перестали говорить о необходимости оптимального сочетания личностно-ориентиро-ванного и социально ориентированного подходов. При этом в воспитательном процессе социально ориентированный подход, опирающийся на идею А.С. Макаренко о воспитании в коллективе и через коллектив должен в этом

сочетании играть доминирующую роль. Почему? Потому, что мораль и нравственность (а между этими понятиями есть некоторые различия) всегда базировались на ограничении индивидуально-эгоистических интересов интересами других людей, представленными коллективом. При абсолютизации личностно-ориенти-рованного подхода в воспитательном процессе мы будем выпускать индивидуалистов, готовых по головам других людей идти к своей цели. Не противопоставление идеи «свободного человека» идее коллективизма, а преодоление крайности этих явлений через синтез их - вот тот путь, на котором педагогическая наука, а вслед за ней и школа могут выйти из кризиса.

Антиподом православному воспитанию является не только пропаганда индивидуализма, но и идея формирования научного мировоззрения. Это тоже активное противоречие, требующее немедленного разрешения. Мы не согласны с решением правительственных структур о введении преподавания в школах Основ православной культуры. Этот курс - не что иное, как замаскированная форма преподавания Закона божьего. Наши аргументы таковы:

1. Религиозное мировоззрение, основанное на фидеизме, то есть слепой вере, противоречит всему укладу школьной жизни, в котором должен господствовать культ знаний.

2. В нашей стране, где национально-конфессиональный вопрос получил такое обострение, ни в коем случае нельзя разделять детей по конфессиональному признаку, преподавая православную или мусульманскую культуры. На гуманитарных уроках до сих пор в этом плане мы жили спокойно и не надо «будить спящую собаку». Конечно, о конфессиях и пропагандируемых ими нравственных постулатах в части соприкосновения их с общечеловеческими ценностями, мы можем и должны говорить в курах истории и обществознания, литературы, мировой художественной культуры, и не столько в воспитательном, сколько в образовательном плане, для того, чтобы лучше понимать те изучаемые эпохи, в которых та или иная религиозная культура играла доминирующую роль.

Утверждение плюрализма и толерантности в некоторых пределах сыграло положительную роль, но абсолютизация их может привести к тому, что у молодого человека при формирова-

нии мировоззрения может произойти раздвоение сознания, что чревато развитием шизоидных явлений в его психике. Действительно, соборность и индивидуализм, вера в Творца и научная теория эволюции - как их совместить в сознании одного человека? А ведь сознание, мировоззрение человека должны носить монистический характер. Это та проблема, о которой, к сожалению, мы пока серьёзно не задумываемся.

Следующее противоречие заключается в чрезмерном обилии методологических подходов в процессе развития педагогической науки, причём эти подходы авторами исследований недостаточно продуманы. Социально-политические изменения, произошедшие в нашей стране за последнюю четверть века, привели к отрицанию марксизма. При этом надо отметить, что марксизм не был преодолён учением более высокого порядка, а был просто отброшен в сторону либеральными идеологами нового господствующего класса. Ревизию марксизма, конечно, провести необходимо, но с научных позиций. Надо чётко определить, что подтвердилось, а что не подтвердилось историей. Конечно, анализировать современные западные общества с помощью только классического марксизма нельзя. Некоторые его положения безнадёжно устарели. Но вместе с тем есть в марксизме то, что бессмертно (онтологизиро-ванная диалектика, системный подход к анализу социальных явлений), что навсегда войдёт в виде марксистской традиции в историю мировой интеллектуальной культуры. На наш взгляд, правильная методология является важнейшей предпосылкой эффективности педагогических исследований, и необходимо этой сфере педагогической науки уделить особое внимание, сняв в широком теоретическом синтезе положения различных методологических концепций, обеспечив при этом системный, а не эклектический характер этого синтеза.

Следующим системным противоречием является противоречие между необходимостью повышения качества знаний учащихся и той порочной практикой, в которую вылилась модернизация школы. Положительным моментом модернизации является только выделение школе современной техники (хотя и в довольно ограниченном количестве). В планах же превращения школы в автономную организацию, вне-

дрения в практику работы понятия «образовательные услуги», втягивания общеобразовательной школы в рынок заложено стремление государства сделать школу дешевле и приспособить её к нуждам буржуазного развития страны. На практике мы перенимаем не лучшее (например, как финансировать систему образования), а всё то худшее, что свойственно американской школе (тестовый принцип проверки знаний, утилитарный характер образования). Проявлением тенденции к утилитарному образованию у нас является внедрение так называемого компетентностного подхода, который пришёл к нам вместе с Болонским процессом. И, когда с трибун педагогических совещаний выступающие с гордостью говорят о том, что они заменили знаниевую парадигму компе-тентностной, они просто не понимают, что компетентностная парадигма - это не что иное, как «выкидыш» недоношенной педагогической мысли Запада. Когда мы говорим о необходи -мости инноваций, то мы должны отдавать себе отчёт в том, что любое утверждение чего-либо есть одновременно и отрицание того, что было ранее и надо внимательно посмотреть, что надо, а что не надо отрицать.

Наконец, одним из самых актуальных и даже кричащих противоречий является противоречие между теми огромными задачами, которые возлагаются на школу, и социальным положением учителя, как главной фигуры учебно-воспитательного процесса. Учитель в России никогда не стоял высоко на социальной лестнице, и вместе с тем он никогда - ни в советское, а тем более в царское время не стоял так низко, как он стоит сейчас. Нищенская заработная плата, в том числе и такая позорная цифра, как доплата в сто рублей в месяц на приобретение методической литературы, делает невозможным не только научно-методический и культурный рост учителя, но и не даёт возможности иметь соответствующие приличествующему уровню жизни одежду и питание. Ведь базовая ставка учителя высшей квалификационной категории даёт возможность оплатить лишь только коммунальные ус -луги. Сейчас многие школы переживают кадровый кризис, вызванный сменой поколений. Учителя-пенсионеры уходят, а молодые выпускники педагогических ВУЗов в школы не идут. Я не понимаю, как правительство Россий-

ской Федерации строит планы модернизации страны, если в школе скоро будет некому учить детей.

Выводы. Мы рассмотрели только некоторые из важнейших противоречий, имеющих как социальный, так и педагогический характер. В связи с тем, что критика должна быть конструктивной, мы позволим себе сделать следую -щие выводы:

1. Ни о какой модернизации страны не может быть и речи, если не будут разрешены противоречия, свойственные системе образования. В то же время, противоречия в системе образования невозможно разрешить без предварительного разрешения противоречий социального характера.

2. Прежде всего, необходимо изменить социальную политику. По Конституции Российской Федерации наше государство является социальным, но это только декларируется, а на деле же школам и больницам не хватает денег, потому что деньги оседают в карманах отдельных лиц.

3. Если учащиеся видят, что кто-то может безнаказанно воровать и выставлять это воров -ство напоказ, строя себе огромные коттеджи и даже дворцы, то это означает, что в обществе неизбежно исчезнет представление об абсо -лютных ценностях. А такое общество закономерно станет бездуховным и безнравственным. В нём неизбежно будут расти преступность, хаос, оскудение внутреннего мира человека.

4. Нам надо ввести прогрессивную шкалу подоходного налога (налог на богатство) и направить деньги на социальную сферу.

5. Необходимо прекратить пустые разговоры о повышении заработной платы и реально повысить заработную плату учителя хотя бы до того уровня, который был в советское время (а он был не ниже средней заработной платы в промышленности).

6. Общеобразовательную школу в отличие от профессиональной, так же, как фундаментальную науку в отличие от прикладной, нельзя втягивать в рынок (они должны полнокровно финансироваться за счёт бюджета).

7. Осуществляя воспитательный процесс, мы должны оптимально сочетать личностно-ориентированный и социально ориентированный подходы при ведущей роли в воспитательном процессе социально ориентированного

подхода. Без этого невозможна полноценная социализация личности.

8. Во избежание обострения национально-конфессиональных противоречий, а также в целях успешного решения задачи формирования научного мировоззрения, мы считаем непродуманным решение о введении в школах курса основ той или иной доминирующей в данном регионе религии.

9. Необходимо очень осторожно подходить к внедрению различных инновационных процессов, так как непродуманными инновациями мы можем нарушить те традиции, которые являются основой педагогической культуры. И самой главной, на наш взгляд, традицией, требующей сохранения и дальнейшего развития, поставленной под угрозу введением компе-тентностного подхода, является фундаментальный характер образования.

10. В области педагогической науки нужно прекратить противопоставлять так называемую компетентностную парадигму знаниевой, потому что никаких компетенций без знаний быть не может.

11. Необходимо уделить самое серьёзное внимание вопросам методологии научных исследований, сохранению онтологического и диалектического подходов, а для этого необходимо, прежде всего, провести тщательный анализ марксистской теории на предмет соответствия или несоответствия тех или иных её положений реалиям современности.

Литература

1. Белкин, А.С. Теория образования. Идеология, методология, научный аппарат истори-ко-педагогического исследования / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко // Образование и наука. -2006. - № 1(37). - С. 21-29.

2. Бондаревская, Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 3-10.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - 47 с.

4. Караковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский.

- М.: Новая школа, 1993. - 80 с.

5. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / А.М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. -С. 13-20.

6. Конституция Российской Федерации. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 32 с.

7. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина.

- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. - 272 с.

8. Медведев, В.М. Диалектика научного мировоззрения и духовного развития личности / В.М. Медведев, Ю.Ф. Фоминых. - Самара: изд-во Самар. гос. техн. ун-та, 1998. - 352 с.

9. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности / Н.Д. Никандров // Народное образование. - 2006. - № 9. - С. 21-26.

10.Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в воспитании: сборник соч. в 11 т. Т. 2 / К.Д. Ушинский. - М. - Л.: изд-во АПН, 1948. -С. 425-488.

11. Харламов, И.Ф. Кризис воспитания и педагогики / И.Ф. Харламов // Сов. Педагогика.

- М., 1991. - № 10. - С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.