Идеология и конструирование социальной реальности. Советский проект «общества без денег». Денежная реформа в СССР 1922-1924 гг.
Мещанинова Евгения Юрьевна,
тьютор, социологический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова
E-mail: E. [email protected]
В статье рассматривается опыт социального переустройства на базе идеи ликвидации денег и товарно-денежных отношений, принятая на вооружение советским руководством в первые годы своей власти, а также ряд мер, которые были предприняты для реализации этой идеи. Денежное обращение на территории советского государства было существенно затруднено, в этих условиях идеологи полного уничтожения денежного обращения настаивали на проведении радикальных экономических мер для скорого перехода к коммунистическому строю и системе уравнительного распределения материальных благ, что является ярким примером взаимосвязи идеологии и конструирования реальности. В статье также рассматриваются основные положения денежной реформы 1922-1924 гг., проведенной под руководством Г.Я. Сокольникова. Денежная реформа требовала не только изменений экономической политики советского государства, но и пересмотра всей финансовой идеологии.
Ключевые слова: конструирование социальной реальности, идеология, марксизм, деньги, товарно-денежные отношения, продуктообмен, денежная реформа, коммунистическое общество, имущественное равенство.
«Мы живем в удивительное время, когда к деньгам изменилось отношение. Мы живем в той стране, в которой прекратилось величественное шествие капитала. Мы живем в том государстве, где люди получают деньги за свой труд, а не за что-нибудь другое. И потому деньги получили другой смысл и другое более благородное значение - на них уже не купишь честь и славу».
(М. Зощенко «Голубая книга»)
В рамках классической теории социального конструкционизма П. Бергера и Т. Лукмана конструирование социальной реальности рассматривается как неосознаваемый каждым конкретным человеком непрерывный процесс, при котором реальность создается через ее интерпретацию индивидами и формулирование (и поддержание) знаний о ней в процессе социального взаимодействия [3]. Социальное конструирование предполагает, что субъекты и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реальности на основе усвоенного знания.
Понятие «конструирование социальной реальности» также можно рассматривать, с одной стороны, как часть более широкого процесса социального проектирования, а с другой,- «как характеристику технологического преобразования мира» [14].
Конструирование реальности представляет собой процесс формирования и воспроизводства определённой модели, теоретического (и идеологического) образца, а также процесс его объективации и материализации.
Для реализации на практике определенных теоретических моделей необходимо наличие значительного количества ресурсов (кадровых, финансовых, технологических, властных, административных и пр.), или определенного
60
объема капитала, прежде всего политического (по терминологии П. Бурдье), без которого невозможно сконструировать и поддержать дисциплинарные режимы. Любая попытка достигнуть состояния «идеального государства» требует сильной централизованной власти. Именно централизация власти и концентрация ресурсов обеспечивает присвоение права на проектирование и конструирование реальности.
Ярким примером того, как идеологические положения объективизируются в социальной действительности, служат экономические и политические проекты ранней советской власти. В первые годы советской власти (в самый ранний романтический период), предпринимались попытки быстрой практической реализации марксистского учения: марксистские положения становились пунктами реальной программы действий. Однако вскоре стала понятна утопичность подобной инициативы, и теоретические положения были заменены идеологическими. Другими словами, при создании общественного идеала, вместо теоретических положений в основу была положена идеология.
В рамках более масштабной программы построения коммунистического общества советская власть решила перевести экономические отношения на новую безденежную основу. Однако, если классический марксизм предсказывал постепенное отмирание денег и денежных отношений в процессе постепенного социально-экономического развития обществ, то большевики решили при активной роли государства изменить ход экономического и политического развития и предприняли попытку быстрого директивного перехода к «обществу без денег», к единому безденежному (без рынка капиталов) пространству. Трансформация социально-политической системы государства осуществлялась исходя из идеологических положений, согласно которым производство, распределение и использование различных ресурсов должно осуществляться без использования денег.
Подобные преобразования не были продиктованы государственной целесообразностью, не осуществлялись для укрепления национальной экономики. Они преследовали только одну цель - сконструировать социальную реальность с точки зрения соответствия представлению о правильном, разумном, справедливом общественном устройстве. В основе деятельности по конструированию и изменению социально-экономических отношений лежала уверенность в возможности реализации социальной утопии в рамках целого общества. Раннесоветское общество выступило в качестве объекта и результата социального проектирования. Программа была ориентирована и на изменение поведения и установок людей.
В начале XX века, в первые годы советской власти, государственные деятели предполагали возможность построения экономических (и социальных) отношений без использования денег. В основе подобных убеждений лежала идея К. Маркса о постепенном исчезновении денег в коммунистическом обществе в условиях всеобщего имущественного равенства. Предполагалось, что в коммунистическом обществе все необходимые товары будут производиться в избытке и потому предоставляться бесплатно. Неистовое желание потреблять, накапливать богатство, наживаться за счет других уйдет в прошлое. Организация общества будет базироваться на взаимных трудовых отношениях, а не на деньгах. В коммунистическом будущем люди будут похожи в большей степени на своих древних предков - охотников и собирателей, нежели на людей капиталистического общества.
Теория денег К. Маркса является неотъемлемой частью его авторской концепции формирования и развития стоимости товаров. В связи с этим он указывал, что все товары обладают двумя контрастирующими, но взаимосвязанными друг с другом формами стоимости: потребительской и меновой. Потребительская стоимость имеет нату-
61
ральную форму, а меновая - денежную (стоимость в денежном проявлении) [10]. К. Маркс рассматривал возникновение денег как результат исторического развития бартерного обмена, в рамках которого произошел постепенный переход от случайной формы ценности (стоимости) до формы универсального эквивалента, т.е. денежной формы. Другими словами, у К. Маркса появление денег объясняется тем, что на определенном этапе общественного развития появилась потребность в универсальном всеобщем товаре (роль эквивалента закрепляется за благородными металлами - золотом и серебром), на который можно обменять различные неоднородные товары. В своем труде «Капитал» ученый использовал два понятия - «деньги» и «денежный товар». Золото является денежным товаром в силу своих свойств (это качественно однородный материал) и способности выступать всеобщим эквивалентом: «Адекватной формой проявления стоимости, или материализацией абстрактного и, следовательно, одинакового человеческого труда, может быть лишь такая материя, все экземпляры которой обладают одинаковым качеством» [Там же, с. 96]. Однако «золото, рассматриваемое только как товар, еще не есть деньги» [Там же, с. 111]. Деньги есть универсальное орудие обмена, они реализуют себя через выполнение конкретных функций.
Перечисление и объяснение функций денег К. Маркс дал в главе «Деньги или обращение товаров» первого тома «Капитала». Во-первых, деньги есть мера стоимости, выражающая качественную и количественную определенность: ценности товаров становятся соотносимыми и находят выражение в качественно одинаковых и количественно сравнимых величинах (стоимостях). Помимо этого, автор «Капитала» добавляет подфункцию денег - масштабирование цен. Масштаб цен соотносит различные количества золота, что позволяет провести процедуру измерения. «Как мера стоимости они [деньги - прим. авт.] служат для того, чтобы
превращать стоимости бесконечно разнообразных товаров в цены, в мысленно представляемые количества золота; как масштаб цен они измеряют эти количества золота» [Там же, с. 104], - поясняет К. Маркс. Во-вторых, деньги есть средство обращения. В процессе обмена товарами деньги выполняют посредническую функцию. Данная функция проявляется при использовании денег для оплаты приобретаемой продукции. Другими словами, обращение денег существует в силу обращения товаров: «...Форма движения, непосредственно сообщаемая деньгам обращением товаров, представляет собой их постоянное удаление от исходного пункта, их переход из рук одного товаровладельца в руки другого, или их обращение» [Там же, с. 121]. Третья функция денег, выделенная К. Марксом, - образование сокровищ. Изъятые из обращения деньги претерпевают метаморфозу, превращаясь в различные ценности, и тем самым выступают в качестве средства накопления и сбережения: «Чтобы удержать у себя золото как деньги, т.е. как элемент созидания сокровищ, надо воспрепятствовать его обращению, его растворению как покупательного средства в средствах потребления» [Там же, с. 140]. Помимо этого, деньги выполняют функцию средства платежа во взаимоотношениях между субъектами без прямого обмена товарами. И наконец, деньги используются для расчетов на мировом рынке: выходя за пределы сферы внутреннего обращения, деньги становятся мировыми. В мировой торговле деньги функционируют как «всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство и абсолютно общественная материализация богатства вообще» [Там же, с. 150].
Так как источником формирования стоимости, а соответственно денег, является труд, то с изменением характера труда будут меняться и формы стоимости. В коммунистической формации при общественной собственности на средства производства труд теряет частный и абстрактный характер, становясь непосредственно обществен-
62
ным. В силу этого место обмена товарами (товарно-денежных отношений) занимает распределение благ и услуг. На одном из этапов процесса общественного развития деньги прекратят свое существование по той простой причине, что перестанут быть функционально необходимыми элементами экономических отношений, т.е. исчезнет необходимость в деньгах как мере стоимости, средстве обращения, платежа и накопления.
Теорию К. Маркса взяли на вооружение большевики, пришедшие к власти после Октябрьской революции 1917 года. Однако очевидно, что в первые годы правления советской власти экономическая политика осуществлялась на базе не столько социально-экономической теории, сколько идеологии, т.е. на базе системы концептуально оформленных представлений и идей, отражающих интересы и идеалы самой власти. Существует принципиальная разница между позициями «деньги рано или поздно исчезнут» и «деньги должны быть ликвидированы». Первая позиция подразумевает, что с развитием социально-экономических отношений и переходом к коммунистической формации, потребность в денежных знаках как средстве платежа, обращения и накопления, исчезнет и деньги станут ненужным архаичным институтом, изживут себя. Вторая позиция связана с первой, но является утверждением более радикального толка. Советские идеологи полагали, что, конечно, исчезновение со временем денег - процесс неотвратимый и неизбежный, но его можно ускорить. По их мнению, нужно принять кардинальные меры и «помочь» деньгам исчезнуть. Большевики взяли за основу вторую позицию и попытались реализовать прямой переход к коммунистическому строю посредством свертывания товарно-денежных отношений. Молодая советская власть сделала борьбу с товарно-денежными отношениями частью своей экономической политики. Когда будут ликвидированы деньги, их нельзя будет накапливать, а значит будет достигнуто реальное материальное
равенство - таков был ход рассуждений советских государственных деятелей. Однако соображения советского руководства были глубоко идеологизированными.
В годы Гражданской войны одной из главных экономических проблем стало быстрое увеличение разрыва между заработной платой и ценами на продукты, который нельзя было преодолеть простым повышением номинальной заработной платы. Для решения данной проблемы планировалось заменить денежные отношения бартером - прямым обменом продуктами. В дальнейшем предполагалось постепенно сокращать сферу действия товарного обращения, расширяя сферу действия продуктообмена.
Идеологами ранней экономической политики в 20-е гг. XX в. и сторонниками полной ликвидации денежного обращения были первый нарком по делам торговли и промышленности В.П. Ногин, революционер и экономист Ю. Ларин, теоретик марксизма Н.И. Бухарин и др. Председатель Совета народных комиссаров РСФСР и создатель первого социалистического государства В.И. Ленин имел более реалистичные взгляды и считал, что страна пока не готова взять курс на полное аннулирование денег.
Так, Н.И. Бухарин настаивал на том, чтобы система торговли была заменена системой распределения. По мере успехов строительства коммунизма деньги должны выходить из употребления, и в определенный момент государству необходимо будет «придушить умирающее денежное обращение». По его словам, люди в коммунистическом обществе не будут знать денег: «Каждый работник будет приготовлять продукты для общего котла и не будет получать ни свидетельства в том, что он продукт сдал обществу, т.е. не будет получать денег. Точно так же он не будет платить никаких денег обществу, когда ему нужно будет получить что-нибудь из общего котла» [2, с. 265]. Процесс устранения денежных отношений Н.И. Бухарин предвосхищал в следующем виде. Для
63
начала следует ликвидировать деньги на уровне отдельных хозяйственных единиц - национализированных предприятий - и заменить денежный обмен между людьми прямым продуктообменом. Затем денежное обращение выводится из области расчетов между государством и работниками, т.е. между органами государственной власти и гражданами государства. На третьем этапе деньги выводятся из оборота между малыми предприятиями (кустарное производство, крестьянское хозяйство), на смену товарно-денежному обмену приходит товарообмен. Наконец, финальной стадией процесса является исчезновение денег в товарообмене между людьми внутри мелкого хозяйства [2, с. 267].
Ю. Ларин настаивал на радикальных мерах в решении хозяйственных вопросов, и именно с его именем связаны первые кардинальные хозяйственные сдвиги в молодом советском государстве, включая национализацию промышленности и реорганизацию центральных хозяйственных учреждений. Оценивая дальнейшую перспективу денежного обращения в социалистическом государстве, он писал: «Постоянное умирание денег нарастает по мере роста организованности советского хозяйства. Деньги как единое мерило ценности не существуют вовсе. Деньги как средство обращения могут быть упразднены уже в значительной степени. Деньги как средство платежа окончат свое существование... И то и другое находится в пределах нашего предвидения и практически разрешится в ближайшие же годы. А тогда деньги потеряют свое значение, как сокровище, и останутся только тем, что они есть в действительности: цветной бумагой» [11].
Предлагаемые Ю. Лариным меры были столь радикальными, что в этом можно было усмотреть попытку целиком перекроить экономическую систему и организовать ее на новых началах. Так, управляющий Главного лесного комитета (данный комитет руководил лесной промышленностью государства) С. Либерман предполагал, что гранди-
озные проекты Ю. Ларина (которого он насмешливо называл «экономическим волшебником») должны были «превратить капиталистический хаос в стройную систему социалистического строя», а пришедшие к власти большевики открыли «широкое поприще для осуществления его утопий и фантазий» [13].
Однако за скобками оставался вопрос о практической значимости и целесообразности тех или иных экономических мер. В первые горы советской власти революционная горячность и преданность делу коммунизма нередко заменяли профессиональные знания и опыт.
Задача упразднения денег как средства платежа и обращения была поставлена в программе, принятой на VIII съезде РКП(б) (март 1919 г.). Параграф 49 раздела «В области денежного и банкового дела» декларировал проведение ряда радикальных мер для перехода к натурализации заработной платы, расширения области безденежного расчета и уничтожения денег на пути к коммунистическому строю. В тексте документа утверждалось: «Не ограничиваясь проведенной уже национализацией банков, РКП будет стремиться к возможно более быстрому проведению самых радикальных мер, подготовляющих уничтожение денег и расширяющих область безденежного расчета: в первую очередь установление обязательного держания денег в банках, затем замена денег сберегательными книжками, чеками, краткосрочными билетами на право получения общественных продуктов и т.п.» [12, с. 377]. При этом указывалось, что уничтожение денег представляется невозможным до тех пор, пока коммунистическое производство не будет полностью организовано: «При таком положении буржуазные элементы населения продолжают использовать остающиеся в частной собственности денежные знаки, -эти свидетельства на право получения эксплуататорами общественного богатства, - в целях спекуляции, наживы и ограбления трудящихся» [Там же, с. 377].
64
В соответствии с программой партии осуществлялась разработка государственного бюджета. Предлагалось заменить деньги трудовыми единицами -«тредами», - так как деньги «потеряли не только свое значение как средство обращения и мерило ценности, но и... как валютно-счетные единицы» [9, с. 126]. Идея перехода на безденежные расчеты имела поддержку у рабочих. На IV Всероссийском съезде профсоюзов, который прошел 17-25 мая 1921 г., многие делегаты высказались за полную замену заработной платы в денежной форме на плату в натуральной. Подобный энтузиазм можно понять. В 1920 г. рабочие в основном приобретали продукты потребления в форме пайков или за счет натурального обмена, и лишь 7% всех потребляемых продуктов приобретались за деньги [4, с. 126].
Однако вскоре обнаружились резкие противоречия между представлениями советских экономистов и реальной действительностью. Попытка прямого перехода к коммунистическому строю посредством упразднения товарно-денежных отношений и развертывания системы распределения материальных благ привела к тяжелому кризису, что усугубило и до того сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в военные годы. В период становления советской власти на территории бывшей Российской империи в хождении одновременно было около 20 тыс. видов различных денежных знаков (в феврале-мае 1918 г. Совет народных комиссаров легализовал хождение всех дореволюционных и послереволюционных денежных знаков): в обращении находились старые российские банкноты, денежные знаки Временного правительства, купоны государственных процентных бумаг, разнообразные денежные знаки, которые выпускали временные власти в различных регионах и пр. Объем валовой промышленной продукции в 1917 г. сократился на 29% по сравнению с 1913 г., производство предметов потребления составило в 1917 г. 67,3% от показателей довоенного времени [15, с. 41].
Дальнейшее падение производства промышленной продукции было обусловлено уроном от Гражданской войны. Процесс обесценивания денег имел куда более высокие темпы, чем их эмиссия. Рост эмиссии вызывал постоянное изменение цен на внутреннем рынке. С 1918 г. была запрещена частная торговля. Если в первой половине 1917 г. заработная плата еще выплачивалась населению в денежной форме, то в 1921 г. соотношение между ее натуральной и денежной частями составило 93 к 7. [4, с. 141]. Городское и сельское население объединяли в потребительские общества, через которые осуществлялось распределение продовольственных пайков. Пайки выдавались нерегулярно и зачастую не в полном объеме. К началу 1919 г. золотой запас России составлял менее 450 млн рублей [5]. В 1920 г. объем продукции промышленности на территории Советской России по отношению к уровню 1913 г. составил лишь 13,9%, а по производству предметов потребления и того меньше - 12,3% [8]. Заработная плата рабочих сократилась на 1/3 от уровня 1913 г. К 1921 г. денежные знаки настолько обесценились, что почти не имели какого-либо реального значения. В 1921-1922 гг. население европейской части страны и прилегающих территорий переживало голод.
На X съезде РКП(б) (март 1921 г.) экономист Е.А. Преображенский, стоявший у истоков ранней экономической политики советского государства, вынужденно признал: «Мы поставлены теперь перед необходимостью пересмотреть вопрос о финансовой и тарифной политике во всем объеме» [6, с. 426]. Разработка положений НЭПа (введение элементов рыночной экономики) предполагала пересмотр (пусть и временный) ряда идеологических установок, в том числе тех, которые касались роли денег в общественных отношениях. Постепенно пришло понимание, что призывы упорно трудиться на благо социалистической Родины и оплата труда в натуральной форме являются недостаточными мерами для эффективно-
65
го мотивирования населения. Чтобы победить голод и восстановить разрушенную экономику страны, советское руководство отступилось от собственных идеалов и легализовало рыночные отношения. Признание денег сначала происходило так же тяжело, как и признание отношений купли-продажи. Требовались стабилизация национальной валюты, создание прочной денежной системы, стимуляция трудовой и предпринимательской активности населения. Решение этой задачи было поручено народному комиссару финансов РСФСР Г.Я. Сокольникову (с июля 1923 г. - народный комиссар финансов СССР), под руководством которого была проведена денежная реформа 19221924 гг. (в рамках реформы всей финансовой сферы), в силу чего были стабилизированы цены (была прекращена галопирующая инфляция) и был сокращен дефицит государственного бюджета. Советский Союз смог выбраться из финансовой разрухи.
Основные принципы денежной реформы 1922-1924 гг. были взяты из знаменитой реформы министра финансов Российской Империи С.Ю. Витте, главным положением которой было введение золотого содержания национальной валюты, т.е. привязка стоимости рубля к золоту. 30 июня 1921 г. был издан декрет СНК «Об отмене ограничений денежного обращения и о мерах к развитию вкладной и переводной операций». Для упрощения процедуры учета денежных средств и изъятия из обращения значительного количества купюр, выпущенных в 1918-1921 гг., было проведено несколько деноминаций в период с 1922 по 1923 г. Выпущенные в конце 1922 года новые денежные знаки - червонцы - приравнивались к дореволюционной монете номиналом 10 рублей, т.е. один червонец приравнивался к 7,7 граммам чистого золота. Часть новых денежных знаков обеспечивалась золотом, друга часть -иными драгоценными металлами, иностранной валютой, векселями и легко реализуемыми товарами. Червонец был допущен к котировке на фондовых
биржах, а потому мог свободно обмениваться на иностранную валюту по твердому курсу. В 1924 г. был произведен обязательный обмен всех находящихся в обороте на тот момент денежных знаков на новые рубли (за исключением червонцев). С 1924 г. в свободном хождении оставались лишь казначейские билеты Госбанка СССР.
Помимо этого, в рамках проведения новой экономической политики стали возникать частные предприятия и развиваться товарные отношения. В связи с этим была восстановлена банковская система. Основными задачами Госбанка, учрежденного в 1921 г., стали: мобилизация денежных средств для кредитования промышленных и торговых предприятий (для приема и выдачи денежных вкладов), покупка и продажа иностранных ценных бумаг и драгоценных металлов (ему передавались банковские и кассовые функции). Более того, поначалу, помимо прямых банковских операций, Госбанк выполнял ряд несвойственных ему функций, например, участвовал в хлебозаготовке и сбыте хлеба, т.е. занимался торгово-посредническими операциями, связанными с закупкой хлеба, принимал на комиссию товары государственных и кооперативных предприятий и т.д. В дальнейшем Госбанк получил статус эмиссионного центра и начал регулировать все денежное обращение в стране. С 1922 по 1925 гг. с в стране активно формировалась сеть банковских учреждений. В 1923 г. в Советском Союзе работало 169 филиалов Госбанка, а к 1925-му их число выросло до 406. В 1925 г. произошло слияние кассового аппарата Народного комиссариата финансов и Государственного банка, т.е. фактически был создан единый эмиссионный аппарат, на который возлагалось не только осуществление эмиссии денег, но и регулирование денежного обращения в стране.
На базе твердой валюты осуществлялось и формирование новой налоговой системы. Переход от натурального налогообложения, при котором налоги взимались продуктами сельского хо-
66
зяйства или иными товарами, к денежному налогообложению стал первым шагом в этом направлении. К завершению финансовой реформы все налоги уплачивались в денежной форме.
Реабилитация денег (и товарно-денежных отношений в целом) идеологически оформлялась не только через научный и политический дискурсы, но и через культурные сферы, например, через искусство. Можно упомянуть плакат художника М.М. Черем-ных с лозунгом: «Новые деньги, стоящие твердо, укрепят хозяйство деревни и города. Буржуй, простись с веселыми деньками - добьем окончательно твердыми деньгами». Фактически денежная реформа 1922-1924 гг. потребовала не только изменения экономической политики советского государства, но и пересмотра всей финансовой идеологии. Благодаря твердой отечественной валюте были обеспечены высокие темпы экономического роста в 1925-1927 гг., а социальным последствием реформы стала выплата заработной платы вместо продовольственного пайка.
И хотя новая денежная система недолго была устойчивой, решить проблему дестабилизации экономики и сокращения госбюджета все же удалось. В дальнейшем реальных политических мер по ликвидации денежного обращения советское руководство не предпринимало, однако эта идея продолжала формально существовать в рамках идеологических программ. Так, в «Ответе товарищам Саниной А.В. и Венже-ру В.Г.» И.В. Сталина говорилось, что перед советской властью стоит задача организации зачатков продуктообмена во всех отраслях хозяйственной системы, для того чтобы его субъекты получали за свою продукцию не только деньги, но главным образом необходимые готовые изделия. «Такая система потребует громадного увеличения продукции, отпускаемой городом деревне, поэтому ее придется вводить без особой торопливости, по мере накопления городских изделий. Но вводить ее (систему постепенного отказа от денег) нужно неуклонно, без колебаний, шаг
за шагом сокращая сферу действия товарного обращения и расширяя сферу действия продуктообмена. Такая система (отказа от денег), сокращая сферу действия товарного обращения, облегчит переход от социализма к коммунизму» [1; 7, с. 94], - писал И.В. Сталин.
Несмотря на то, что с течением времени становилось все труднее представить себе мир без институтов государства, денег и товарообмена, у западных марксистов даже в конце 70-х гг. встречаются размышления на тему исчезновения данных институтов [16]. Вслед за классиками марксизма они заявляли о неизбежной замене в будущем (после исчезновения капитализма) государственной формы человеческого общежития на бесклассовое безгосударственное и безденежное общество, заработной платы - на натуральный обмен. Деньги, по их мнению, несмотря на их вездесущность, постепенно утрачивают свою историческую необходимость. Будучи не нейтральным инструментом измерения, а универсальным товаром, деньги рано или поздно исчезнут.
Данный вопрос открыт для обсуждения. Но если в возникновении института денег можно выявить определяющую роль государства (теории происхождения денег О.В. Буториной, П. Черневой, Г.Ф. Кнаппа и др.), то предвосхитить исчезновение денег как результат волеизъявления государства уже сложнее, так как отсутствует эмпирический и теоретический материал, с которым можно работать. Советский опыт доказал, что одной государственной воли и наличия административных ресурсов для отмены денежных отношений (из идеологических соображений) недостаточно. Значительную роль играют объективные социально-экономические обстоятельства.
Социально-экономический проект и меры по устранению денег из экономических отношений, предпринятые ранней советской властью, являются ярким примером связи идеологии и конструирования социальной реальности. Стратегические пункты,
67
призванные направить процесс развития в желательном направлении, носили не столько теоретический, сколько 5. идеологический характер. Несмотря на понимание утопичности некоторых положений классического марксизма и осознание неустранимости государства из процесса реформирования советская власть старалась институ-циализировать и легитимизировать свою преобразовательную программу 6. по ликвидации денежных отношений посредством ее вписывания в марк- 7. систский контекст. Последствия такого социального эксперимента не заставили себя ждать Страна столкнулась 8. с тяжелым социально-экономическим 8. кризисом, сфера финансов была практически парализована. Потребовалась существенная реорганизация финансо- 9. вой сферы. По причине практической нереализуемости проекта по переходу к прямому продуктообмену (т.е. экономическим отношениям без использования денег) в конце концов он был перемещен из сферы реальных действий в чисто идеологическую сферу. Де- 11 нежная реформа 1922-1924 гг. требовала не только изменений экономиче- 12 ской политики советского государства, но и пересмотра всей финансовой идеологии.
10,
13.
Литература
1. XIX съезд ВКП(б) - КПСС (514 октября 1952 г.). Документы
и материалы // [Электронный ре- 14 сурс] // URL: http://istmat.info/files/ . uploads/52189/19_sezd_.pdf (Дата обращения: 18.04.2020).
2. Азбука коммунизма [Текст]. Популярное объяснение программы Российской коммунистической партии большевиков / Н. Бухарин, Е. Преображенский; Рос. ком. партия 15 (большевиков). - Петербург: Гос. изд-во, 1920. - 322 с.
3. Бергер, П. Социальное конструиро- 16 вание реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лук-
ман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
4. Бокарев Ю.П. Денежная реформа в Европе и России 20-х гг.// НЭП
в контексте исторического развития России XX века. М., 2001. Гребнев, А.В. Денежно-кредитные отношения в России в первые годы Советской власти / А.В. Гребнев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2010. - № 1-2 (13). - Т. 2. - С. 13-16. - URL: https:// moluch.ru/archive/13/1170/ (дата обращения: 19.03.2020). Десятый съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1963. И. Сталин, Экономические проблемы социализма в СССР. Госполитиздат, 1952.
История социалистической экономики СССР. Том второй. - Издательство «Наука». М. 1976. - С. 243. История финансов России. В 4-х т. Т. 2. М., 2002.
К. Маркс, Капитал. Критика политической экономии, Т. 1. Кн. I: Процесс производства капитала. Государственное издательство политической литературы, 1973. Ларин Ю. Деньги // Экономическая жизнь. 1920. 7 ноября. № 250. Протоколы Съездов и конференций Всесоюзной Коммунистической Партии (б). Восьмой Съезд РКП(б), 18-23 марта 1919 г., Партийной издательство Москва, 560 с. С.И. Либерман, Дела и люди: (На советской стройке) // New democracy books, 1944. 306 с. С. П. Дуреев, Н.С. Дуреева, Конструирование социальной реальности в контексте современного мирового развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385). Философские науки. Вып. 39. С. 21-25. Фабрично-заводская промышленность в период 1913-1918 гг.// Труды ЦСУ. Т. XXVI. 1924. Вып. 1 и 2. A World without Money, Social Standard (7/1979). Из текста Les Amis de Quatre Millons de Jeune Travailleurs, Un Monde sans Argant: Le Communisme (Paris, 19751976).
68
IDEOLOGY AND CONSTRUCTION OF SOCIAL REALITY. THE SOVIET PROJECT OF THE «SOCIETY WITHOUT MONEY». MONETARY REFORM IN THE USSR1922-1924
Meshchaninova E. Yu.
Moscow State University named after M.V. Lomonosov
The article examines the experience of social reconstruction based on the idea of eliminating money and commodity-money relations, adopted by the Soviet leadership in the first years of its power, as well as a number of measures that were taken to implement this idea. Money circulation on the territory of the Soviet state was significantly overstretched, in these conditions, the ideologists of the complete destruction of money circulation insisted on carrying out radical economic measures for the rapid transition to the Communist system and the system of equalizing distribution of material goods, which is a vivid example of the relationship between ideology and the construction of reality. The article also examines the main provisions of the monetary reform of 1922-1924, carried out under the leadership of Sokolnikov. Monetary reform required not only changes in the economic policy of the Soviet state, but also a revision of the entire financial ideology.
Keywords: construction of social reality, ideology, Marxism, money, commodity-money relations, product exchange, monetary reform, communist society, property equality.
References
1. XIX Congress of the CPSU(b) - CPSU (October 5-14, 1952). Documents and materials // [Electronic resource] // URL: http://ist-mat.info/files/uploads/52189/19_sezd_.pdf
2. The ABC of communism [Text]. Popular explanation of the program of the Russian Communist party of the Bolsheviks / N. Bukharin, E. Preobrazhensky; <url>. Bolshevik party). - Petersburg: State publishing house, 1920. - 322 p.
3. Berger, P. Social construction of reality. Treatise on the sociology of knowledge / P. Berger, T. Lukman. - M.: Medium, 1995. - 323 p.
4. Bokarev Yu.P. Monetary reform in Europe and Russia of the 20s// NEP in the context of the historical development of Russia of the XX century. Moscow, 2001.
5. Grebnev, A.V. Monetary relations in Russia in the first years of Soviet power / A.V. Greb-
6.
7.
9.
10
11
12
13.
14
15
16
nev. Text: direct // Young scientist. - 2010. -№ 1-2 (13). - Vol. 2. - P. 13-16. - URL: https://moluch.ru/archive/13/1170/ The tenth Congress of the RCP(b): the verbatim report. M., 1963. Stalin, Economic problems of socialism in the USSR. Gospolitizdat, 1952. History of the socialist economy of the USSR. Volume two. - Nauka publishing house, Moscow, 1976, P. 243. History of Finance in Russia. In 4 vols. 2. M., 2002.
K. Marx, Capital. Critique of political economy, Vol. 1. Book I: the process of capital production. State publishing house of political literature, 1973.
Larin Yu. Money // Economic life. 1920. November 7. No. 250.
Minutes of Congresses and conferences of the all-Union Communist party (b). Eighth Congress of the RCP(b), March 18-23, 1919, party publisher Moscow, 560 p. S. I. Liberman, Affairs and people: (On the Soviet construction site) // New democracy books, 1944. 306 p.
S. P. Dureev, N.S. Dureeva, Construction of social reality in the context Of modern world development // Bulletin of the Chelyabinsk state University. 2016. № 3 (385). Philosophical science. Issue 39. Pp. 21-25. Factory industry in the period 1913-1918.// proceedings of the CSU. Vol. XXVI. 1924. Issues 1 and 2.
A World without Money, Social Standard (7/1979). Les Amis de Quatre Millons de Jeune Travailleurs, Un Monde sans Argant: Le Communisme (Paris, 1975-1976).
69