Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВО'

ИДЕОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВО / ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шугулбаев Жанат Ансабаевич

В предлагаемой статье излагается важная проблема теории государства - взаимодействие идеологии и государства. Определяются признаки государственной идеологии и ее роль в деятельности государства. Идеология рассматривается в качестве признака государства наряду с государственной территорией и государственной властью. Аргументируется вывод об обязанности государства осуществлять идеологическую функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGY AND THE STATE

The proposed article presents an important problem of the theory of the state - the interaction of ideology and the state. The signs of the state ideology and its role in the activities of the state are determined. Ideology is considered as a sign of the state along with the state territory and state power. The conclusion about the obligation of the state to carry out an ideological function is argued.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВО»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_12_210 УДК 340

ИДЕОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВО IDEOLOGY AND THE STATE

ШУГУЛБАЕВ Жанат Ансабаевич,

аспирант кафедры теории и истории государства и права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. 644053, Россия, Омская обл., г. Омск, ул. Нефтезаводская, 11. E-mail: zhanat333@gmail.com;

SHUGULBAYEV Zhanat Ansabaevich,

Postgraduate student of the Department of Theory and History of State and Law Omsk State University named after F.M. Dostoevsky. 11 Neftezavodskaya str., Omsk, Omsk region, 644053, Russia. E-mail: zhanat333@gmail.com

Краткая аннотация: B предлагаемой статье излагается важная проблема теории государства - взаимодействие идеологии и государства. Определяются признаки государственной идеологии и ее роль в деятельности государства. Идеология рассматривается в качестве признака государства наряду с государственной территорией и государственной властью. Аргументируется вывод об обязанности государства осуществлять идеологическую функцию.

Abstract: The proposed article presents an important problem of the theory of the state - the interaction of ideology and the state. The signs of the state ideology and its role in the activities of the state are determined. Ideology is considered as a sign of the state along with the state territory and state power. The conclusion about the obligation of the state to carry out an ideological function is argued.

Ключевые слова: идеология, государственная идеология, государство, идеологизация, реидеологизация, идеологическая функция.

Keywords: ideology, state ideology, state, ideologization, reideologization, ideological function.

Дата направления статьи в редакцию: 20.10.2020

Дата публикации: 30.12.2021

Идеология - это совокупность представлений, смыслов, понятий, суждений, мнений, идей, учений, концепций, убеждений людей обо всем том, что в данных условиях и в данном обществе считается важным для осознания человеком себя и своего окружения" [1, с.3-4 ]. Идеология системное образование, включающим в качестве подсистемы такие виды идеологий, как общественная, национальная, государственная (официальная), нравственная, политическая, правовая и др. Определенным консенсусом различных видов мировоззрений, существующих в обществе, должна быть государственная (официальная) идеология" [2].

Важнейший вид идеологии - государственная. Под идеологией государства традиционно понимается относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений, которая может быть использована в целях обоснования легитимности публичной власти [3, с.9]. Ее можно понимать как «сложное, многоплановое явление, которое охватывает не только совокупность идей, но и мощные средства и технологии, основанные на достижениях передовой науки" [4, с.74].

Государственной идеологии присуще ряд особенностей.

- Идеология государства является системой высокой степени сложности, системой гораздо более высокого порядка, чем все другие виды идеологий. Государство имеет более мощные ресурсы для ее институционализации в отличие от других политических участников.

- Государственная идеология осуществляется или создается всегда целенаправленно и, обычно, специализированной группировкой людей, то есть «идеологами». Она всегда являлась теоретической основой принимаемых политических решений [5, с. 664-667]. Государственная идеология закрепляется в форме социально-политических доктрин, теорий, концепций, становящихся неким воплощением идеолого-теоретического политического сознания.

- Государственная идеология обладает собственным типом пропаганды и иными формами идеологического влияния на массы. Для теоретической обоснованности государственная идеология проводит научный анализ политической действительности, дающий объективный подход к осмыслению реальных политических явлений процессий. Если идеология недостаточно научно выверена и не проверена общественными практиками, то она быстро разрушается и исчезает из повестки дня.

- Государственная идеология выражает главные интересы конкретного государства как политического института. Статус государственной идеология приобретает именно тогда, когда направлена на: реализацию государственных интересов; сохранение конкретной страны как некоего специфического, исторически сложившегося явления; формирование идеологической составляющей обеспечения безопасности страны. Таким образом, у государственной идеологии достаточно конкретное социальное назначение [6].

Отношение к государственной идеологии неоднозначное. Реформы 1991 года отвергли не только государственную идеологию, но и идеологию вообще, несмотря на провозглашенное Конституцией 1993 года «идеологическое многообразие. После демократического переворота (1991 г.) в России первые пять лет вообще старались не говорить об идеологии. «Использовать термин «идеология» - пишет А.Р. Тузиков - считалось почти дурным тоном как в академических, так и в общественно-политических кругах. За редким исключением большинство обществоведов старательно избегали как самого термина, так и связанных с ним положений» [7, с.4]. Есть мнение, что всё, в чём реально нуждается общество— это достаточно высокая этика, осознаваемая и поддерживаемая на уровне государства. На уровне законов, поведения должностных лиц,

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

выстроенных процессов и выставляемых целей. Нужно, чтобы Россия была этической державой [8].

Политические споры, по поводу вопроса необходимости государственной идеологии в России, не утихающие до сих пор. Мнения участников этой дискуссии разделились. Одни полагают, что в обществе, основанном на принципах политического и идейного плюрализма, никакой идеологии, претендующей на роль государственной, не должно быть. Напротив, приверженцы создания государственной идеологии видят в ней важный инструмент консолидации российского общества» [9, с.4]. Как бы ни были масштабны и влиятельны негативные оценки идеологии, ее оценки как ложного, иллюзорного, извращенного сознания, наряду с концепциями «деидеологизации» периодически возникают и распространяются призывы к «реидеологизации» общества, т.е. к восстановлению идеологии в ее правах [10 , с.11].

Государство и идеология. В юридической литературе усматривается некоторое отставание в изучении этой проблематики. Но совершенно очевидно другое - мысль о государственной идеологии как обязательном признаке государства постепенно пробивает себе дорогу в теории государства и права [11,с.9-10]. "Абсолютное большинство государствоведов, а также философов и историков, политологов признают идеологию в качестве признаков государства наряду с территорией, властью и т.д."[12, с.57].

Государственно организованное сообщество всегда нуждается в государственной идеологии, объединяющей, скрепляющей его идее, позволяющей объединять народ или народы во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого и динамичного развития.

Ни одна страна не может существовать без трех базовых потенциалов - территории, народонаселения и публичной власти [13]. Что дает применительно к каждому из них государственная идеология? По отношению к территории она дает обоснование территориального единства страны и ее целостности. По отношению к народу выступает идейно-духовным, деятельностным мотиватором. По отношению к государственной власти - обеспечивает стратегическое целеполагание. Поэтому государство обязано, призвано осуществлять идеологическую функцию для недопущения ценностного разложения общества, для поддержания авторитета политической власти в обществе, от которого в значительной степени зависит осуществление всех иных функций государства и само его существование.

Государственная идеология, утверждает конституционалист А.И. Овчинников пишет: "... должна быть, иначе непонятно, каким образом выстраивается система ценностных предпочтений, которыми обосновывается нормативная деятельность государства" [14 , с.83]. Весьма категорична Н.С. Куничкина, утверждающая, что "идеология является необходимым атрибутом каждого государства", "отказ от государственной идеологии не только нецелесообразен, но и невозможен в принципе" [15, с.10-11]. Сходной позиции придерживается и Н.А. Боброва: "Деидеоло-гизированное государство - такой же абсурд, как деидеологизированная политика... Государство без идеологии все равно, что человек без мыс-лей"[16, с.28].

Таким образом, хорошо сформулированная государственная идеология, есть непременное условие эффективности как внутренней, так и внешней политики государства, обеспечения его стабильности и прочности. Она мобилизует граждан на достижение общественно значимых целей - в этом ее основное предназначение.

Однако, некоторые страны запрещают государственную идеологию. Запрет государственной идеологии на уровне конституций существует в России, в Болгария, в Португалии, Украине и Молдавии [17, с.41] и других странах.

В процессе реформ российские демократы разрушили идеологическую структуру советского общества, но взамен ничего не поставили, т.е. не создали и не внедрили новой демократической идеологии. Отсутствие государственной целостной теоретически разработанной идеологии России и приводит к тому, что властные структуры сами вырабатывают, порой произвольно и бездумно, политическую и правовую идеологию прикладного характера, не имея единых принципов целостной идеологии российского государства. Таким образом, в стране отсутствует легальная основа для формирования и развития идеологической основы российской государственности.

Кроме того, в нашей стране после распада СССР и образования Российской Федерации в качестве суверенного и независимого государства произошла кардинальная смена идеологических приоритетов и предпочтений, и прежде всего во властной элите страны, которая носила системный характер. Это проявилось во всех сферах общественной жизни.

В сфере организации политической жизни в государстве и обществе власть одной политической партии - КПСС и одной идеологии (коммунистической) сменилась политическим многообразием и многопартийностью, закрепленными в ч. 3 ст. 13 Конституции Российской Федерации [18, с.31-17].

В сфере организации религиозной жизни в государстве и обществе пропаганда от имени государства атеизма как отрицания существования бога сменилась закреплением в ст. 14 Конституции страны светского характера российской государственности с запретом устанавливать какую-либо религию в качестве государственной или обязательной [19 , с.18-21].

В сфере организации государственного механизма в стране единство и неделимость власти на всех ее уровнях в лице Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов сменились конституционным закреплением принципа разделения властей, причем как по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную), так и по вертикали (на государственную (федеральную и региональную) и муниципальную (ст. ст. 10, 11 и 130 Конституции Российской Федерации) [20, с.14-17].

В сфере участия государства в регулировании экономических отношений в обществе всеобщий контроль государства и запрет на частную собственность на средства производства сменился конституционно закрепленными либеральными тезисами о невмешательстве государства в вопросы экономики, согласно которым государственному механизму отводится роль "ночного сторожа" (ст. ст. 34, 35 и др. Конституции страны).

В современной России законодательно не закреплен ряд социальных гарантий (например, обязанность государства обеспечить трудоустройством любого трудоспособного гражданина страны; право на бесплатное всеобщее образование, здравоохранение). Идеология равенства граждан в правах на получение от государства социальных благ и их доступности сменилась культивированием тезисов об обогащении граждан как единственном источнике обеспечения реализации их растущих потребностей [21, с.163].

Вывод. Государственная идеология - это система идей, выражающая главные интересы конкретного государства как политического института, служащая теоретическим основанием его функционирования, мобилизующая население на реализацию названных интересов. Идеология всегда являлась теоретической основой принимаемых политических решений. Хорошо сформулированная государственная идеология, есть непременное условие эффективности как внутренней, так и внешней политики государства, обеспечения его стабильности и прочности. Она мобилизует граждан на достижение общественно значимых целей - в этом ее основное предназначение. Поэтому государство призвано осуществлять идеологическую функцию и признать ее основной функцией.

Библиогра фия:

1. Стрельников KA. К вопросу об идеологической функции юридической науки II Государственная власть и местное самоуправление. -2009. № 6.- С.3-4.

2. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. -М., Издат. Норма.-2008. 258 с.

3. Куничкина Н.С. Идеологическое многообразие и запрет на государственную (обязательную) идеологию в нормах Конституции Российской Федерации II Конституционное и муниципальное право. -2008. № 14. - С. 9.

4. Газетдинов Н.И. Современная уголовная политика и отечественная доктрина о принципах уголовного судопроизводства II Журнал российского права.-2007. № 7. - С. 74.

б. Кузина С.И. Практическая идеология в процессах государственного строительства современной России II Государственная идеология и современная Россия. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Москва, 28 марта 2014 г. - М.: Наука и политика, - 2014. - С. 664-671.

6. Идеология и государство. URL: http://lawinrussia.ru/content/ideologiya-i-gosudarstvo.

7. Тузиков AP. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс-медиа. - М., 2002. - С. 4.

5. Стране не нужна идеология. Ей нужна этика. URL: https://www.putin-today.ru/archives/93276.

9. Вольтер О.В. Феномен российской государственной идеологии как духовно политической основы государственной целостности России: история и современность: автореф. дисс. ... докт. полит. наук. - Ростов-на-Дону, 2010. -55 с.

10. Бабосов Е.М. Основы идеологии белорусского государства. Курс лекций. - М.: Aмалфея, 2012. - 216 с.

11. Мацко С.В. Государственная идеология и право современной России (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук.- Уфа, 2003. - С. 9-10.

12. Буховец A.H. Идеологическая функция государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 57.

13. Устрялов Н.В. Элементы государства URL: http://dugward.ru/library/ustralov/ustralov_elementy.

14. Овчинников A.K Идеологический плюрализм в системе принципов конституционно-правового мышления II Конституция как символ эпохи: В 2 т. I Под ред. проф. С.А Aвакьяна. Т. 1. - М., 2004. - С. 80-S4.

15. Куничкина Н.С. Идеологическое многообразие и запрет на государственную (обязательную) идеологию в нормах Конституции Российской Федерации II Конституционное и муниципальное право. - 2008. № 14. - С. 9-12.

16. Боброва НА Конституционный строй и конституционализм в России (Проблемы методологии, теории, практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. -М., 2004.-28 с.

17. Россия и страны мира. 2008.: Стат. сб. - М., 2008. - С. 4-79.

1S. Мартышин О.В. Идейно-политические основы современной российской государственности II Государство и право. - 2006. №10. - С. 31-37.

19. Гончаров В.В., Ковалева Л.И. Роль церкви в укреплении и развитии российской государственности II Современное право. -2009. № 4. -С.18-21.

20. Aлехнович С.О. О двух тенденциях российской государственности: федерализм и регионализм II Закон и право. -2003. №1. С. 14 - 17.

21. Технология власти (философско-политический анализ). -М., Иф. РAH, 1995. -163 с.

References (transliterated):

1. Strel'nikov K.A. K voprosu ob ideologicheskoj funkcii yuridicheskoj nauki // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. -2009. № 6.- S.3-4.

2. Kutafin O.E. Rossijskij konstitucionalizm. -M., Izdat. Norma.-200S. 25S s.

3. Kunichkina N.S. Ideologicheskoe mnogoobrazie i zapret na gosudarstvennuyu (obyazatel'nuyu) ideologiyu v normah Konstitucii Rossijskoj Federacii // Konstitucion-noe i municipal'noe pravo. -2008. № 14. - S. 9.

4. Gazetdinov N.I. Sovremennaya ugolovnaya politika i otechestvennaya doktrina o principah ugolovnogo sudoproizvodstva // ZHurnal rossijskogo prava.- 2007. № 7.

- S. 74.

5. Kuzina S.I. Prakticheskaya ideologiya v processah gosudarstvennogo stroitel'stva sovremennoj Rossii // Gosudarstvennaya ideologiya i sovremennaya Rossiya. Ma-terialy Vserossijskoj nauchno-obshchestvennoj konferencii. Moskva, 2S marta 2014 g. - M.: Nauka i politika, - 2014. - S. 664-671.

6. Ideologiya i gosudarstvo. URL: http://lawinrussia.ru/content/ideologiya-i-gosudarstvo.

7. Tuzikov A.R. Zapadnaya teoriya ideologii: ot kritiki «lozhnogo soznaniya» k analizu diskursa mass-media. - M., 2002. - S. 4. S. Strane ne nuzhna ideologiya. Ej nuzhna etika. URL: https://www.putin-today.ru/archives/93276.

9. Vol'ter O.V. Fenomen rossijskoj gosudarstvennoj ideologii kak duhovno politicheskoj osnovy gosudarstvennoj celostnosti Rossii: istoriya i sovre-mennosf: avtoref. diss. ... dokt. polit. nauk. - Rostov-na-Donu, 2010. -55 s.

10. Babosov E.M. Osnovy ideologii belorusskogo gosudarstva. Kurs lekcij. - M.: Amalfeya, 2012. - 216 s.

11. Macko S.V. Gosudarstvennaya ideologiya i pravo sovremennoj Rossii (teoretiko-pravovoe issledovanie): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk.- Ufa, 2003. - S. 9-10.

12. Buhovec A.N. Ideologicheskaya funkciya gosudarstva: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2002. - S. 57.

13. Ustryalov N.V. Elementy gosudarstva URL: http://dugward.ru/library/ustralov/ustralov_elementy.

14. Ovchinnikov A.I. Ideologicheskij plyuralizm v sisteme principov konstitucionno-pravovogo myshleniya // Konstituciya kak simvol epohi: V 2 t. / Pod red. prof. S.A. Avak'yana. T. 1. - M., 2004. - S. S0-S4.

15. Kunichkina N.S. Ideologicheskoe mnogoobrazie i zapret na gosudarstvennuyu (obyazatel'nuyu) ideologiyu v normah Konstitucii Rossijskoj Federacii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 200S. № 14. - S. 9-12.

16. Bobrova N.A. Konstitucionnyj stroj i konstitucionalizm v Rossii (Problemy metodologii, teorii, praktiki): avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. -M., 2004.-2S s.

17. Rossiya i strany mira. 200S.: Stat. sb. - M., 200S. - S. 4-79.

1S. Martyshin O.V. Idejno-politicheskie osnovy sovremennoj rossijskoj gosudarstvennosti // Gosudarstvo i pravo. - 2006. №10. - S. 31-37.

19. Goncharov V.V., Kovaleva L.I. Rol' cerkvi v ukreplenii i razvitii rossijskoj gosudarstvennosti // Sovremennoe pravo. -2009. № 4. -S.1 S-21.

20. Alekhnovich S.O. O dvuh tendenciyah rossijskoj gosudarstvennosti: federalizm i regionalizm // Zakon i pravo. -2003. №1. S. 14 - 17.

21. Tekhnologiya vlasti (filosofsko-politicheskij analiz). -M., If. RAN, 1995. -163 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.