Научная статья на тему 'Идеология государственного служения'

Идеология государственного служения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
209
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идея / идеология / идеологический плюрализм / государственные интересы / idea / ideology / ideological pluralism / state interests
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеология государственного служения»

Беркут В.П.

д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Военной академии РВСН, член

организационно-рабочей группы проекта «Национальная идея и идеология современной России» «РосИД»

v_berkut@mail. ru

ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ

Ключевые слова: идея, идеология, идеологический плюрализм, государственные интересы.

Keywords: idea, ideology, ideological pluralism, state interests.

Термин «идеология» происходит от слова идея. Идея - это форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира1. То есть, идея позволяет видеть конечную цель, осознанно к ней стремиться, понимая результат, который планируется достичь. Без идеи созидательная, целенаправленная деятельность невозможна, она лежит в его основе.

Идея может быть индивидуальной: хозяина или работника, творца или раба. Но идея также может быть общей или коллективной: семьи, рода, коллектива, социальной группы, политической партии, нации, государства, человечества в целом.

Идея может быть как прогрессивной для данного типа общественных отношений, устремленной к созиданию и достижению новых ценностных ориентация, так и регрессивной, способствующей деградации и примитивизации социума.

Если для индивида или профессиональной группы отсутствие идеи, а значит, и цели развития может быть, в какой-то мере, объяснено низким уровнем притязаний, образования, интеллектуальных способностей или примитивной удовлетворенностью потребительских запросов, то для государства отсутствие идеологии становится проблемой существования и выживания.

Идеология представляет собой систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение данных общественных отношений2.

В другой трактовке под идеологией понимается совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений3. В сфере идеологии формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они осознают свои коренные интересы, место в обществе, отношение к другим классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности.

Государство, лишенное общей идеологии, подобно рабу, который трудится, не видя конечной цели, за некоторую условную миску похлёбки. Однако рабу конкретные задачи ставит хозяин, который цели знает и стремится к их достижению всеми имеющимися силами и средствами. Аналогично происходит в политике: если государство отказывается от собственной идеологии, ему ставит задачи «хозяин» (определенные внешние силы), преследующие собственные цели, далекие от интересов этого народа или государства.

В научной среде существуют различные подходы к идеологии.

Одни исследователи отрицают идеологию в принципе: «идеологию можно определить как оторвавшееся от действительности сознание, потерявшее сознательную связь с этой действительностью и отражающее последнюю

4

неправильно, в перевернутом виде» .

Другие - выражающие интересы определенных социальных групп (влиятельных покровителей) - заявляют, что достаточно иметь идеологию доминирующую, не имеющую государственного статуса. Приводят при этом аргументы, типа: «как только идеология фиксируется в качестве государственной, она становится, во-первых, общеобязательной, во-вторых, появляются жрецы этого идеологического культа, в-третьих, вводятся наказания за отступление от идеологии, в-четвертых, сама идеология кодифицируется, застывает, теряет адекватность, превращается в мертвую букву и очень быстро перестает соответствовать изначальным посылам»5.

1 Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 207.

2 Там же, с. 206.

3 http://ponjatija.ru/taxonomy/term/149

4 Адоратский В. В. Об идеологии // Под знаменем марксизма. 1922. - № 11-12. - С. 199-210. - Й1р://соо1НЬ.пе1/Ь/357693/геа11

5 Федоров В. Нужна ли России государственная идеология? // Аналитика экспертов ВЦИОМ. 12.08.2015. - https://wciom.ru/ index.php?id =238&ша =115351

Третьи мыслители выступают сторонниками идеологического плюрализма, утверждающего право каждого человека, группы людей, их объединений свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера, распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д.1

Таким образом, существующие подходы к идеологии выражают интересы различных социальных и политических групп. Ключевая задача заключается в определении, какой из подходов и которая из идеологий является ныне для российского общества благом, а какой и которая злом. На наш взгляд, здесь нужно рассуждать логически.

Сторонники развала Советского Союза ещё в 1991 году провозгласили коммунистическую идеологию (марксизма-ленинизм) неэффективной, обвинив во всех смертных грехах, и взяли курс на либеральную идеологию рынка, заявив, что рыночные отношения сразу оздоровят экономику, что рыночная свобода универсальна и благодатна для всех (и промышленности, и сельского хозяйства, и торговли, и культуры)2. Позже, в конце 1993 года эту формулировку скорректировали и в Российской Федерации было признано идеологическое многообразие.

В результате форсированного перехода к рынку методом «шоковой терапии» страна лишилась государственной собственности, граждане - вместо реализации «прав на лучшую, более достойную жизнь» - своих сбережений, а цены за 1992 г. выросли в 36 раз. В 1992 г. промышленное производство сократилось на 18%, а к 1994 г. (в сравнении с 1991 г.) - на 50%, ВВП - на 47,2%, капиталовложения - на 67%. Столь катастрофических темпов экономического развала страна не знала даже в годы Великой Отечественной войны. Существенно ослабли позиции РФ в мировом хозяйстве: ее доля в совокупном ВВП всего земного шара снизилась с 3,6% в 1990 г. до 1,7% в 1997 г.3

Можно было бы считать отказ от прежней идеологической парадигмы ошибкой, если бы не столь ощутимые потери. Говоря о политике, нельзя забывать об экономике, где главенствует принцип рациональности деятельности. То есть, указанные потери были кому-то выгодны. Однозначно, не нам. Значит, определенным внешним силам, ставившим целью ослабление и развал идеологического и экономического противника - мировой системы социализма и её лидера - СССР.

Таким образом, отказ от одной идеологии и провозглашение идеологического плюрализма вылился в принятие другой - либеральной идеологии рынка.

Сегодня активно обсуждается вопрос об отечественных традиционных ценностях и наши противники, захлёбы-ваясь, доказывают, что все они сводятся к ценностям общечеловеческим, а общей целью дальнейшего развития выступает глобализация. То есть, идеалы, ценности и цели у нас единые, перспективы развития планетарные, а ресурсы, таким образом, общие.

Примечательно, что подобные аргументы не новы. Ещё в середине 50-х годов прошлого века в документе «Психологическая война против СССР», разработанном аналитиками ЦРУ, давались следующие советы. Необходимо:

- подчеркивать идентичность ценностей советского народа и ценностей свободного мира: «Правдивость, сострадание, щедрость, любовь к семье, гостеприимство - вот некоторые ценности, дорогие советскому народу, все это производное от их духовной жизни. Это - общее достояние с народами свободного мира»;

- указывать, что политические и этические взгляды русского народа в основе такие же, как на Западе (о чём свидетельствует русская литература и русская политическая философия), но эти идеалы извращаются коммунистиче-

4

ским государством .

То есть, война против нашего государства продолжается, но сегодня она ведется в иной форме - информационной, психологической, когнитивной. Изменилось само понимание войны: ведётся она не за территории или ресурсы, а за умы, что намного опаснее. Так, на форуме «Армия-2016» отмечалось, что разрушить традиции, подорвать общественные устои, демонтировать национальные политические институты, подменив их глобальными структурами, лишить страны и народы суверенитета и возможности самостоятельно принимать решения можно и без ведения войны в традиционном понимании.

Современная военная наука утверждает, что комплексное применение невоенных и военных методов, включая идеологическое и информационное воздействие, - самая эффективная технология ведения современных войн5.

Идеологическое воздействие предполагает необходимость соответствующего противодействия. Однако, на основе идеологического плюрализма оно не эффективно.

Если в повседневной жизнедеятельности это мало заметно, то в сфере национальной безопасности, в деле защиты национальных интересов - недопустимо. Государственный служащий, по определению, должен защищать государственные интересы, но если в процессе выполнения должностных обязанностей возникает дискуссия о ценностях, на которых эти интересы базируются, если он выступает сторонником иной идеологии, не обязательно враждебной, но отличающейся от проводимой государством политики, то ставится под вопрос выполнение им служебного долга, должностных обязанностей, защита интересов обороны и безопасности государства в целом.

1 http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-1/st-13-krf

2 Программа «500 дней» (1990г.) - http://www.yabloko.ru/Publ/500/index.html

3 http://infopedia.su/1x23ed.html

4 Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды (Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама). 2002. - http://stavros krest.ru/sites/default/files/files/books/sorochenko.pdf

5 http://tass.ru/armiya-i-opk/3609929

В случае несогласия делом чести государственного служащего должно стать заявление (рапорт) об освобождении от занимаемой государственной должности. Однако, громких заявлений в СМИ о добровольной отставке по идеологическим мотивам не слышно (исключением является отставка А.Кудрина с поста вице-премьера и министра финансов в 2011 году), тогда как численность государственных служащих в России превышает 1 млн. человек (на федеральном и региональном уровне более 700 тыс. человек, на должностях муниципальной службы - более 300 тыс. человек)1. Если к этому добавить личный состав силовых структур государства (около 4 миллионов человек)2, то получится более 5 миллионов человек.

Исходя из своего предназначения, государственные служащие обязаны проводить и поддерживать политику государства, а это значит, что их необходимо соответствующим образом готовить. То есть, система подготовки государственных служащих и сотрудников силовых структур России должна базироваться на идеологии государства, которому они служат, но которой сегодня не существует. Декларируемый идеологический плюрализм может обернуться тяжелыми последствиями.

Данный вопрос обсуждался на Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное образование в сфере национальной безопасности» (Балашиха, 2013-2016), с участием представителей вузов и организаций Министерства обороны, МВД, ФСБ, МЧС, ФСО и ряда учебных заведений Министерства образования и науки России, занимающихся подготовкой специалистов в интересах обороны и безопасности государства. Там было принято решение о целесообразности комплексной работы по научному обоснованию стратегии подготовки специалистов в сфере обороны и безопасности Российской Федерации с привлечением ведущих специалистов вузов и научно-исследовательских учреждений всех силовых структур; создании Ассоциации (Военно-экспертного совета) вузов России, занимающихся подготовкой специалистов в интересах обороны и безопасности государства; необходимости координации усилий по подготовке специалистов в интересах обороны и безопасности России. Однако пока все свелось к созданию на базе Военной академии РВСН имени Петра Великого постоянно действующего межвузовского научно-практического семинара по выработке предложений и обсуждению проблемных вопросов стратегии подготовки специалистов в сфере обороны и безопасности Российской Федерации3.

В начале 2016 года Президент России заявил, что объединяющей идеей в стране является патриотизм4. Действительно, патриотизм может быть стержнем, но для государственной идеологии этого недостаточно. Государственная идеология должна выполнять, как минимум, функции идентификации личности и общества - кто мы, зачем мы, куда идём, чем отличаемся от других; защиты - определяет своих и чужих, отделять друзей от врагов; ориентировать - как государство должно развиваться и в каком направлении.

1 https://gossluzhba.gov.ru/; https://regnum.ru /news/2017-03-02.html

2 http://bor-odin.livejournal.com/4516672.html

3 Резолюция IV Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное образование в сфере национальной безопасности» // Гуманитарный вестник ВА РВСН. 2017. №1(5). С. 7-10.

4 Путин: патриотизм - это национальная идея России.3.02.2016 // http://rusrand.ru/response/putin-patriotizm--eto-nacionalnaya-ideya-rossii. Дата обращения 3.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.