ТЕМА НОМЕРА: «ГОРИЗОНТЫ ФИЛОСОФИИ: КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
DOI: 10.17805/ggz.2019.1.1
Идеологическое многообразие России: философские основания проблемы поиска инновационной стратегии
Ф. Ю. Албакова, О. М. Зиновьева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
С. А. Семедов
Российская академия народного хозяйства и государственной служб
при Президенте РФ, г. Москва, М. Ф. Фридман
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, г. Москва
Настоящая статья посвящена одному из наиболее важных, актуальных и значимых вопросов дальнейшего развития современной России — ее самоопределению в условиях идеологического многообразия. В статье анализируется текущее состояние общественной жизни в стране, выявляются противоречия между стратегическими ориентирами, декларируемыми официальными должностными лицами, нормативно-правовой базой, динамикой общественного мнения и статистическими данными, формулируется проблемное поле поиска инновационной стратегии. Статья представляет собой осмысление широкого философского контекста проблемы выбора концептуальных и методологических оснований для стратегического развития в условиях глобализации.
Ключевые слова: идеология; инновационная стратегия; информационное общество; глобализация; общественное сознание
Ideological Variety in Russia: Philosophical Foundations of the Issue of Search for an Innovative Strategy
F. Yu. Albakova, O. M. Zinovieva Lomonosov Moscow State University,
S. A. Semedov
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, M. F. Fridman Lomonosov Moscow State University;
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow
The article deals with one of the most important, topical and significant issues of further development of contemporary Russia — its self-identification under conditions of ideological variety. The authors analyze the current condition of social life in the country, reveal the contradictions between strategic landmarks declared by public officials, legal and regulatory framework, dynamics of social opinion and statistical data. They represent the problematic area of the search for an innovative strategy. The article is a conceptualization of a wide philosophical context of the problem of choice of conceptual and methodological foundations for the strategic development under conditions of globalization.
Keywords: ideology; innovative strategy; information society; globalization; public consciousness
ВВЕДЕНИЕ
«Мы вправе сделать вывод, что человечество ведет сидяче-лежачий образ жизни. Вы поднимаетесь на задние конечности лишь для перемены мест сидения или лежания, а также для борьбы за лучшие условия сидения и лежания» — это обобщение А. А. Зиновьева, сделанное им в «Глобальном че-ловейнике» (Зиновьев, 2003: 257), может быть эпиграфом к философскому основанию проблемы поиска инновационной стратегии применительно к условиям идеологического многообразия России.
Говоря об идеологии, необходимо внести ряд уточнений. Под идеологией в настоящее время понимается «комплекс всеобъемлющих и внутренне связанных друг с другом идей, в соответствии с которыми любая социальная группа воспринимает и оценивает мир, например, католицизм, ислам, либерализм и марксизм. Идеология должна давать: а) объяснение, каким образом те или иные явления стали такими, каковы они есть; б) указание направления развития этих явлений (руководство к действию); в) критерии различения истины и лжи, действенных аргументов и несущественных» (Андерхилл и др., 2001). Иное определение встречается в литературе, где оно характеризуется, исходя из первоначального замысла А.-Л.-К. Дестюта де Траси использовать это слово для обозначения науки, предметом которой должны стать всеобщие законы образования идей: «Идеология как наука о всеобщих и неизменных законах образования идей, их трансформации, влиянии на жизнь отдельных социальных групп, классов, сословий, по замыслу де Траси, не должна была содержательно отличаться от любой другой науки, например, от механики,
зоологии, превосходя их по интегрирующей роли в социальном познании» (Философия, 2004). В обобщенном же виде идеология трактуется как «система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности» (Большой ... , 2000).
Идеология как совокупность идей, организующих, движущих и управляющих деятельностью, на наш взгляд, имеет основополагающее значение в общественном и государственном строительстве. Именно идеология определяет стратегические ориентиры и приоритетные направления развития человеческой цивилизации, она задает цель, указывает вектор и формирует образ желаемого будущего. Без определенных идеологией смыслов и ценностей деятельность становится поведением, управление — неразберихой, жизнь — существованием. Формирование и продвижение идеологии — это движущая сила модернизации, острая необходимость в которой продиктована жесточайшей политической, экономической и интеллектуальной конкуренцией как условия развертывания модели многополярного мира в условиях глобализации при переходе к информационному обществу.
Идеология как объект познавательного интереса и всестороннего изучения известна еще со времен глубокой Античности, с работ Платона и Аристотеля, и даже раньше — с библейского патриарха Моисея и вавилонского царя Хаммурапи. До сегодняшнего момента исследовательский интерес к идеологии, к ее природе, сущностным свойствам и формам проявления не угасает, а, скорее, напротив, развивается все больше и больше. Философия, политология, социология, экономика, психология, культурология, религиоведение и др. — практически все общественные науки в той или иной мере уделяют первостепенное внимание идеологии, рассматривая ее в качестве объекта исследования. Работы таких ученых и политических деятелей, как Р. Арон, З. Бжезинский, Т. Болл, К. Гирц, Р. Даггер, А. А. Зиновьев, К. Поп-пер, М. Фуко, Ф. Фукуяма, Л. Дж. Р Херсон, Д. Шварцмантель, по изучению идеологии наиболее заметны и значимы сегодня.
ИДЕОЛОГИЯ В РОССИИ
Исторически так сложилось, что Россия — страна идеологическая. Она претендует на свой собственный путь развития, в поиске которого опирается на великое культурно-историческое наследие своего народа: великих ученых, писателей, художников, военачальников, реформаторов и др. Россия — государство с синтетической культурой, сформировавшейся за многовековую историю на основе взаимопроникновения языков, традиций, религий, обрядов и пр. тех многочисленных народов, которые заселяют необъятную территорию страны, исконно находящейся в гуще мировой политической, экономической и культурной жизни.
Конституция Российской Федерации определяет «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не
может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13).
Россия подобна симфоническому оркестру, состоящему из множества разнообразных инструментов, каждый из которых обладает собственной партитурой. У каждого свое звучание и свои ноты, но все вместе исполняют одно произведение. Россия страна командного сознания, причины возникновения которого таятся в многовековой отечественной истории, славянской мифологии, православии, исламе и иудаизме (также оказавших большое влияние на формирование гражданской идентичности русского народа).
Идеология предполагает не только совокупность идей, а некую идеологическую платформу, концепцию, методологию, определяющую мировоззрение и поведение человека и общества. К сожалению, на смену индустриальному обществу, где главенствующая роль отводилась развитию производства, внедрению передовых, инновационных технологий, пришло общество потребления с изощренным спросом взыскательных, притязательных потребителей, готовых оплачивать свои капризы. Подобная трансформация с неизбежностью привела к тому, что качество жизни человека стало измеряться не ощущениями, не достижениями, а деньгами. В мире стала править одна идеология — зарабатывание денег. Причем зачастую зарабатывание без оглядки на моральные принципы, на подлинные человеческие ценности. Погоня за деньгами стала для большинства жителей планеты смыслом жизни, основным приоритетом. К еще большему сожалению, Россия не является исключением в этом, она так же неуклонно следует в черную дыру общества потребления по пути американизации экономики и культуры.
Исходя из того, что, по данным Министерства финансов РФ, порядка трети государственного бюджета в последнее время расходуется на социальную сферу (Бюджет ... , 2017: Электронный ресурс), можно заключить, что Россия обрекает себя на глубокий коллапс в самом ближайшем (по историческим меркам) будущем. Покупая лояльность населения посредством всевозможных льгот и пособий, власть, уподобившись персонажу из сказки А. Н. Толстого, закапывает деньги в землю.
Безусловно, человек живет лишь раз, поэтому обеспечить ему комфортное существование необходимо, но, как видно из неутешительной статистики, социальная ориентированность государства ощутимых плодов не приносит. В рейтинге стран мира по уровню жизни населения за 2018 г. по данным базы данных Numbeo Россия заняла 56-е место (Quality of life index ... , s/d: Электронный ресурс). Особенную тревогу вызывает то, что свыше 80 %
будущих гуманитариев и маркетологов, более 70 % инженеров, менеджеров, юристов и экономистов хотели бы после окончания российского вуза уехать на работу за границу (Кропман, 2014: Электронный ресурс).
В условиях становления цифрового общества значительный бюджет составляет область медиа и развлечений, оценивающаяся аналитиками в цифровой экономике в 63 млрд рублей. Данную сферу формируют цифровой контент, игры (в России порядка 72 млн геймеров, что составляет порядка 65 % интернет-пользователей), социальные медиа, книги (за 2014-2017 гг. российский рынок электронных книг вырос в 10 раз — Шмырова, 2017: Электронный ресурс). Важно отметить, что цифровизация общественных отношений приводит к качественным, сущностным изменениям молодежи не только как обширной социальной группы, но и как объекта педагогического воздействия. Молодежь почти полностью «перебирается» в виртуальную среду, эмигрирует в себя, уходит от общества, избегает социальной ответственности.
По данным ВЦИОМ, по состоянию на сентябрь 2018 г., одобряют деятельность Президента РФ более 60 % россиян. Уровень протестного потенциала наших соотечественников, начавший рост в конце июля в ходе анонсирования непопулярных мер предстоящей пенсионной реформы снизился с 53 % до 44 %, при этом респонденты отмечают, что принять участие в массовых митингах и демонстрациях против повышения пенсионного возраста готова только треть россиян (Протестные ... , 2018: Электронный ресурс).
По прошлогодним данным ВЦИОМ (25 августа 2017 г.), полученным в ходе исследования, проведенного на Всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме» на смене молодых политиков и парламентариев, молодежь стремиться во власть, считая, что политическая деятельность позволит ей проявить себя, получить новый опыт и связи, найти место для приложения своих сил, обрести точку опоры, статус, почувствовать свою нужность, важность и возможность на что-то влиять. Молодые участники опроса (до 24 лет) отметили, что для них политическое участие выражается, прежде всего, в наличии драйва, ощущения жизни, вдохновения, те же, кто постарше, рассматривают эту деятельность в качестве фундамента будущей карьеры, социального лифта. Идеология для молодых политических и общественных активистов, как отмечают эксперты ВЦИОМ, не является приоритетом при выборе конкретной партии или общественного движения. Респонденты в большинстве своем (за исключением сторонников коммунистических идей, для которых идеология — стержень самоопределения), по мнению исследователей, характеризуются смешанными идеологическими представлениями и на уровне идеологии практически не отличают себя от сторонников других партий и объединений. Исследование ВЦИОМ показало, что сторонники разных партий разделяют общие идеи политического устройства, указывают на необходимость сильного лидера, который стоит над партийной системой и консолидирует население, вместе с этим респонденты в образах из-
вестных исторических деятелей России от царей и императоров до партийных вождей выделяют силу и волю, стремление укрепить государство, вывести страну на новый уровень, дать людям поводы гордиться Родиной. Наряду с этим, как отмечают эксперты, при запросе на силу и единоначалие, для молодых людей — участников опроса — дискуссионным остается вопрос о пределах допустимого и этичности жертв, о балансе прав личности и сильного государства; абсолютных кумиров у участников опрашиваемых групп нет. Опрос ВЦИОМ показал, что ключевые запросы к развитию государства концентрируются вокруг идей справедливости и участия. Справедливость понимается респондентами прежде всего как равенство шансов при неравенстве стартовых позиций. Проблема лифтов, «пробивания» пути наверх, как показало исследование, — самая насущная для социально активной молодежи. Вторая грань справедливости, по мнению молодых людей, — вознаграждение по заслугам. В частности, все участники опрашиваемых групп считают несправедливым положение работников бюджетной сферы. Данная позиция зиждется не только на идеализации призвания врачей и учителей, но и на понимании, что их проблемы — это проблемы всего общества. Молодежь недовольна существующим расслоением, несправедливостью распределения общественных богатств. При этом участники опроса видят страну богатой и считают, что их собственное положение и шансы могли бы быть значительно лучше. Молодые люди выражают желание расширить свои возможности участия в жизни государства на разных уровнях и обрести влияние на определение стратегий развития, сокращение дистанции с лицами, принимающими решения; практически каждый из них хочет быть субъектом, а не объектом политики. Очень интересно, что подавляющее большинство опрошенных одобряют общий патриотический вектор молодежной политики, однако подчеркивают недостаточное внимание к реальным проблемам молодежи, прежде всего, в образовании, трудоустройстве, жилье. Молодые политические и общественные лидеры, по утверждению экспертов ВЦИОМ, хотят видеть молодежную политику избавленной от формализма и заниматься «настоящим делом», видеть результатом своего участия не «галочку на бумаге», а реальные изменения, реализованные проекты (Зачем ... , 2017: Электронный ресурс).
Сегодня мы вынуждены констатировать отсутствие созидательного, внятного образа эффективного общества. Функции между социальными институтами или не распределены, или склеены. Не выяснена роль РФ в мире, в инновационном прорыве человеческой цивилизации. Существующие модели государственного устройства и управления устарели, новые пока не разработаны и не внедрены. Погоня за деньгами, конкуренция с Западом, искусственное удержание государственных границ, американизация культуры — эти и многие ложные ориентиры сбивают Россию с собственного пути, лишают ее идеологического самоопределения и идентичности. Кризис консервативной (из-за отсутствия новых решений новых проблем) и либеральной
(из-за нежелания нести ответственность за внедряемые преобразования) идеологических моделей, гипертрофированный патернализм и прогрессирующая инфантилизация населения, реализация «сырых», не подготовленных реформ, отсутствие проводников этих реформ, несоблюдение авторских прав и ликвидация социальных лифтов — эти и многие другие проблемы указывают глубокий идеологический кризис в России, на ее дезориентацию в условиях формирования многополярного мира.
Мы видим, что общество никто не строит, что государство как основной социальный институт находится в системе сложных трудно преодолимых противоречий. Идеологическая конкуренция в подавляющем большинстве случаев превращается в борьбу за ресурсы. Это подтверждают и опросы общественного мнения 2018 г. По данным ВЦИОМ, в сентябре 2018 г. самыми перспективными сферами для продвижения по карьерной лестнице россияне считают спорт (44 %), творческие профессии музыкантов, писателей и артистов (40 %). Наука (23 %) и госслужба (21 %) хотя и довольно популярны, однако не лидируют в качестве наиболее востребованных профессиональных предпочтений молодежи. Заметно снизилась доля тех, кто считает, что легко сделать карьеру в бизнесе (с 23 % в 2014 г. до 14 % в 2018 г.). Меньше всего шансов на карьерной рост, по мнению наших соотечественников, в политике: лишь 13 % (Профессиональная ... , 2018: Электронный ресурс).
Приведенные данные убедительно показывают явный дисбаланс между созидателями и потребителями в государстве. Указанное обстоятельство не может не вызывать тревогу. Если все вокруг будут заниматься только тем, чем хотят, а не тем, что реально требуется для успешного функционирования и развития общества, человечество деградирует, а Россия и мир неминуемо канут в небытие.
ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС СТУДЕНЧЕСКИХ И АСПИРАНТСКИХ РАБОТ В ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ Сегодня чрезвычайно важно привлечь молодежь к общественной и даже общественно-политической работе по государственному строительству. Она не должна оставаться в стороне. Она не будущее, она наше настоящее. Региональный общественный фонд проектов развития институтов гражданского общества «Александр Зиновьев» и философский факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова при поддержке политической партии «Справедливая Россия» в 2018 г. организовали проведение Первого Всероссийского конкурса студенческих и аспирантских работ в области философии и социологии «Философия как инструмент для понимания и развития общества: нужна ли России государственная идеология?».
Задачами данного конкурса стали формирование научного взгляда будущих философов на развитие общественной мысли на современном этапе; выявление потребности современных интеллектуалов к изменению суще-
ствующего мировоззрения; определение новых философских идей и идеологических подходов к построению нового общества; изучение педагогического опыта организации проектной работы с обучающимися в образовательных организациях высшего образования; поиск и поддержка талантливой молодежи; оценка перспективных философских идей и рекомендаций к практическому применению государственным и общественным институтам. В конкурсе приняли участие студенты и аспиранты высших учебных заведений РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурс показал, что идеологическое многообразие России возможно по мере появления новых интеллектуальных лидеров из числа современной отечественной молодежи, заинтересованной, способной и готовой погрузиться в решение проблемы формирования идеологии интенсивного, опережающего, инновационного развития России. Это в значительной мере определит поиск инновационной стратегии для России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андерхилл, Д. и др. (2001) Политика. Толковый словарь / Д. Андер-хилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем и др. ; под общ. ред. И. М. Осадчей. М. : ИНФРА-М ; Весь мир. 761, [1] с.
Большой энциклопедический словарь (2000) / ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая российская энциклопедия . 1456 с.
Бюджет РФ на 2018 год и на плановый период 2019-2020 гг. Досье
(2017) [Электронный ресурс] // ТАСС. 24 ноября. URL: https://tass.ru/info/ 4679765 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 24.01.2019).
Зачем молодежи политика? (2017) [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. № 3449. 25 августа. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3511 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 24.01.2019).
Зиновьев, А. А. (2003) Глобальный человейник. М. : Эксмо. 448 с.
Кропман, В. (2014) Опрос: три четверти выпускников российских вузов хотят работать за рубежом [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. 24 августа. URL: https://www.dw.com/ru/опрос-три-четверти-выпускников-россий-ских-вузов-хотят-работать-за-рубежом/a-17874810 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 24.01.2019).
Протестные настроения россиян: мониторинг (2018) [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. № 3755. 5 сентября. URL: https://wciom.ru/index.php?id= 236&uid=9292 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 24.01. 2019).
Профессиональная карьера современной молодежи: оценки ситуации
(2018) [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. № 3754. 4 сентября. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9289 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 24.01.2019).
Философия (2004) : энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М. : Гардарики. 1072 с.
Шмырова, В. (2017) Бум электронных книг убивает российскую книго-печать [Электронный ресурс] // CNews. 22 февраля. URL: http://www.cnews.ru/news/top/2017-02-22 bum na elektronnye knigi ubivaet rossijskoe knigopechatanie [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 24.01.2019).
Quality of life index for country 2018 mid-year (s/d) [Электронный ресурс] // Numbeo. URL: https://www.numbeo.com/quality-of-life/rankings by country.j sp?title=2018-mid [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 24.01.2019).
Дата поступления: 25.01.2019 г.
REFERENCES
Underhill, G. (2001) Politika. Tolkovyi slovar' [The explanatory dictionary of politics] / G. Underhill, S. Barrett, P. Bernell, P. Bernem et al. ; ed. by I. M. Osadchaia. Moscow : INFRA-M Publ. ; Ves' mir Publ. 761, [1] p. (In Russ.).
Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' [Big explanatory dictionary] (2000) / ed. by A. M. Prokhorov. 2nd edn., revised and enlarged. Moscow : Bol'shaia rossiis-kaia entsiklopediia Publ. 1456 p. (In Russ.).
Biudzhet RF na 2018 god i na planovyi period 2019-2020 gg. Dos'e [2018 budget and budget for 2019-2020. Dossier]. (2017) T4SS, November 24. [online] Available at: https://tass.ru/info/4679765 [archived in WaybackMachine] (accessed 24.01.2019). (In Russ.).
Zachem molodezhi politika? [Why does the youth need politics?] (2017) VTsIOM [Russian Public Opinion Research Center], no. 3449, August 25. [online] Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3511 [archived in WaybackMachine] (accessed 24.01.2019). (In Russ.).
Zinoviev, A. A. (2003) Global'nyi cheloveinik [Global human hill]. Moscow : Eksmo Publ. 448 p. (In Russ.).
Kropman, V. (2014) Opros: tri chetverti vypusknikov rossiiskikh vuzov kho-tiat rabotat' za rubezhom [A survey: three-fourths of the graduates of Russian HEIs would like to work abroad]. Deutsche Welle, August 24. [online] Available at: https://www.dw.com/щ/опрос-три-четверти-выпускников-российских-вузов-хотят-работать-за-рубежом/a-17874810 [archived in WaybackMachine] (accessed 24.01.2019). (In Russ.).
Protestnye nastroeniia rossiian: monitoring [Protest attitudes of the Russians: A monitoring] (2018) VTsIOM [Russian Public Opinion Research Center], no. 3755, September 5. [online] Available at: https://wciom.ru/index.php?id= 236&uid=9292 [archived in WaybackMachine] (accessed 24.01.2019). (In Russ.).
Professional'naia kar'era sovremennoi molodezhi: otsenki situatsii [Professional career of contemporary youth: An evaluation of the situation]. (2018)
VTslOM [Russian Public Opinion Research Center], no. № 3754, September 4. [online] Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9289 [archived in WaybackMachine] (accessed 24.01.2019). (In Russ.).
Filosofiia [Philosophy] (2004) : An encyclopedic dictionary / ed. by A. A. Ivin. Moscow : Gardariki Publ. 1072 p. (In Russ.).
Shmyrova, V. (2017) Bum elektronnykh knig ubivaet rossiiskuiu kni-gopechat' [The boom of e-books kills Russian book printing]. CNews, February 22. [online] Available at: http://www.cnews.ru/news/top/2017-02-22 bum na elektro-nnye knigi ubivaet rossijskoe knigopechatanie [archived in WaybackMachine] (accessed 24.01.2019). (In Russ.).
Quality of life index for country 2018 mid-year. (s/d) Numbeo [online] Available at: https://www.numbeo.com/quality-of-life/rankings by country.jsp? title=2018-mid [archived in WaybackMachine] (accessed 24.01.2019).
Submission date: 25.01.2019.
Албакова Фатима Юсуповна — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философской антропологии и проблем комплексного изучения человека философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Адрес: 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4. Тел.: +7 (495) 939-19-25. Эл. адрес: in-fo@philos.msu.ru
Зиновьева Ольга Мироновна — сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», президент Международного общества «Россия — Германия», руководитель Международного научно-образовательного центра им. А. А. Зиновьева МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Биографического института Александра Зиновьева. Адрес: 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4. Тел.: +7 (495) 939-19-25. Эл. адрес: in-fo@philos.msu.ru
Семедов Семед Абакаевич — доктор философских наук, заведующий кафедрой «Международное сотрудничество» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, Вернадского пр-т, д. 84, корп. 4. Тел.: +7 (495) 433-25-71. Эл. адрес: sa-semed@ranepa.ru
Фридман Михаил Феликсович — кандидат педагогических наук, научный консультант Международного научно-образовательного центра им. А. А. Зиновьева факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, научный руководитель подмосковного колледжа «Энергия». Адрес: 119991, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4. Тел.: +7 (495) 939-19-25. Эл. адрес: info@philos.msu.ru
Albakova Fatima Yusupovna, Doctor of Philosophy, Professor; Professor, Department of Philosophical Anthropology and Complex Human Studies, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University. Postal address: Bldg. 4, 27 Lomonosovsky Prospekt, 119991 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 93919-25. E-mail: info@philos.msu.ru
Zinovieva Olga Mironovna, Co-chairman, Zinoviev Club of the International Information Agency "Rossiya Segodnya", President, International Society "Russia — Germany", Head, Zinoviev International Scientific and Educational Center, Lomonosov Moscow State University; Director, Zinoviev Biographical Institute. Postal address: Bldg. 4, 27 Lomonosovsky Prospekt, 119991 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 939-19-25. E-mail: info@philos.msu.ru
Semedov Semed Abakaevich, Doctor of Philosophy, Head, Department "International Cooperation", Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Postal address: Bldg. 4, 84 Vernadsky Prospekt, 119571 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 433-25-71. E-mail: sa-semed@ranepa.ru
Fridman Mikhail Feliksovich, Candidate of Pedagogy, Academic Adviser, Zinoviev International Scientific and Educational Center, Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University; Associate Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Research Adviser, College "Energiya" Postal address: Bldg. 4, 27 Lomonosovsky Prospekt, 119991 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 939-19-25. E-mail: in-fo@philos.msu.ru
Для цитирования:
Аблакова Ф. Ю., Зиновьева О. М., Семедов С. А., Фридман М. Ф. Идеологическое многообразие России: философские основания проблемы поиска инновационной стратегии [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2019. № 1. С. 3-13. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/949 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17805/ggz.2019.1.1