УДК 343.13 ББК 67.410.2
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС КОНЦЕПЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ДУХОВНОСТЬ
РОССИЙСКОГО НАРОДА В ДОКТРИНЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ АГУТИН,
профессор кафедры прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья посвящена осмыслению идеологического статуса концепции прав и свобод человека и гражданина в российской доктрине уголовного судопроизводства. Определено влияние концепции прав и свобод человека и гражданина на правосознание в уголовно-процессуальной сфере. Обращено внимание на духовность российского народа как системообразующего основания российского уголовного судопроизводства.
Ключевые слова: концепция, права, свобода, человек, гражданин, идеология, статус, культура, духовность, уголовное судопроизводство.
Abstract. The article is devoted to understanding the ideological status of the concept of rights and freedoms of man and citizen in the Russian doctrine of criminal proceedings. The influence of the concept of rights and freedoms of man and citizen for justice in the criminal procedure sphere. Attention is drawn to the spirituality of the Russian people as a strategic base of the Russian criminal proceedings.
Keywords: concept, rights, freedom, people, citizen, ideology, status, culture, spirituality, criminal justice.
Концепция прав и свобод человека и гражданина является одной из форм правовой идеологии либерализма. В основе либеральной правовой идеологии лежит идеология западного общества. Идеология (буквально: учение об идеях) — это «некоторая совокупность идеалов, ценностей, целей и взглядов, посредством которых определенная общность людей выражает свое отношение к существующей социальной реальности, отдельным ее проблемам и конфликтам»1. Ценность идеологии, как инструмента исследования, заключается в ни-
жеследующем. По идеологическим убеждениям того или иного человека можно судить о его характеристики, как личности. Это, с одной стороны. С другой стороны — с достаточной точностью, при необходимости, описывать его деятельность2. С позиции психологии управления и социальной (общественной) психологии инструментальная ценность идеологии заключается еще и в том, что она является способом (формой) проведения ценностей одной общности в среду функционирования другой общности3.
Концепция «прав и свобод человека и гражданина» является западной правовой идеологией. Будучи таковой, она имеет в качестве своих оснований ценности западного общества, проявляющиеся в правовых взглядах, распространенных в этом обществе. В этих взглядах отражается отношение западноевропейских людей к своему действующему праву, их представление о своих правах и обязанностях, о правомерности или неправомерности того или иного поведения, о справедливости и несправедливости правовых норм применительно к западному обществу.
Идеологический статус концепции прав и свобод человека и гражданина в юридической литературе не обсуждается и не исследуется. В основном мы наблюдаем, многочисленные поклоны в адрес концепции прав и свобод человека и гражданина, пожалуй, за исключением ряда работ, в которых данная теория подвергнута обоснованной критике4. Обратим внимание наших читателей и на следующий факт: концепция прав и свобод человека и гражданина способна функционировать в безнравственном, бездуховном и несправедливом обществе. В силу чего, для развертывания ее потенциала должны быть созданы соответствующие условия. В этом смысле концепция прав и свобод человека и гражданина является одной из множества возможных правовых идеологий.
Российское уголовное судопроизводство (особенно в законодательном его начертании) выступает в качестве основного фактора дезорганизации российской общности. Причиной тому является чуждость концепции прав и свобод человека духовности российского народа. Это приводит к невозможности действенного обеспечения устойчивости, определенности и стабильности российской общности. Более того, под агрессивным воздействием концепции прав и свобод человека и гражданина идет создание необоснованного (по своей сути искусственного) противостояния между двумя составляющими единого целого российской общностью и нашим государством. Мы не одиноки в своих суждениях.
Профессор В.Н. Григорьев, анализируя концептуальные основы УПК РФ, пишет: «...УПК нельзя признать просто плохим кодексом. Он технологически неприемлем ни с точки зрения соответствия
теоретическим представлениям о законодательной технике консолидации правовых норм, ни тем более с точки зрения его практического применения. В силу того что этот акт является средоточением несо-гласованностей и противоречий, применяющие его следователи, судьи становятся заложниками ситуаций, в которой, чтобы они не предприняли, никогда не могут быть безупречными. А это неисчерпаемый источник для волюнтаризма, злоупотреблений, коррупции, ренессанса телефонного права и подмены правовой ситуации командно-административной»5.
Проведение красной нитью концепции прав и свобод человека и гражданина в систему уголовно-процессуального законодательства привело к тому, что УПК РФ стал противоречить тому явлению, которое обозначается словом «жизнь». УПК РФ не только противоречит жизни, но и не может даже быть механизмом, обеспечивающим реализацию конституционных прав, например, право граждан на доступ к правосудию. Наверное, имеет много причин тому, что УПК РФ является плохим и технологически неприемлемым для жизни кодексом. В настоящей статье мы не будем заниматься их перечислением, а укажем на одну, которая, на наш взгляд, имеет концептуальную основу — УПК РФ избрал в качестве ценностно-мировоззренческого основания не только чуждую, но и вредоносную для российской общности идеологию — концепцию прав и свобод человека и гражданина.
Ценностно-мировоззренческие основания концепции прав и свобод человека и гражданина в своей значительной части опирается на либеральную теорию (доктрину) права, по своей сути антидуховную доктрину права6. В отечественной юридической науке ее еще называют иногда «либертарно-юриди-ческой концепцией права». Суть ее понимания состоит в нижеследующем. Либеральная теория права (она же и «либертарно-юридическая концепция права») понимает право в качестве всеобщей формы и равной нормы (меры) свободы индивидов7, вовсе игнорируя фундаментальные, метафизические и мировоззренческие ценности человеческих общностей, включая и общность, созданную культурой российского народа.
Либеральная теория права в свой объем включает ряд более частных теории и концепции. К их числу, относится и концепция прав и свобод чело-
века и гражданина. Не менее важным является и то обстоятельство, что концепция прав и свобод человека и гражданина не соответствует духовности российской общности, включая и ее ценностно-мировоззренческие основания. По этой причине любые попытки обеспечить действенность уголовного судопроизводства в отрыве от духовной составляющей российской общности обречены на неудачу. В отечественной теории права на это обстоятельство косвенно указывает В.Н. Синюков. Он пишет: «... политическое заимствование идеологий, придание им генерализующих для России значений не только не способны радикально улучшить отечественное правосознание и правовую культуру, но и наносят реальный ущерб российской государственности»8.
Со своей стороны, мы не только согласны, но и солидарны с приведенным суждением В.Н. Синю-кова. Духовность российского народа является источником (критерием) не только обеспечения действенности уголовного процесса, но жизни наших сограждан как таковых. В этой связи у оппонента может возникнуть вопрос. Что понимает по духовность российского народа сам автор настоящей статьи? Ответ на данный вопрос не может быть однозначными. Это объясняется тем, что данный вопрос не подвергались непосредственному исследованию в юридической науке. В тех же работах, которые проблема духовности российского народа рассматривалась в контексте науке организации правоохранительной деятельности, они исследовались либо на философском уровне, либо сквозь призму религиозного мировоззрения9.
В своей сущности российский народ10 является нравственным народом. В нем доминируют нравственные начала. В качестве своего идеала российский народ рассматривает «правду-истину». В совокупности эти обстоятельства дают нам основание вести речь о том, что в своей основе российский народ является народом высокого нравственного сознания. Отторжение им права в основном происходит по той причине, что версия права является плодом не российской, а западноевропейской культуры. В этом смысле западноевропейская концепция прав и свобод человека и гражданина способна подобно ржавчине разъедать как культурно-историческое наследие нашего народа, так и его духовность. Она является основой в деле формирования ложных от-
ношений в нашем обществе, в котором на протяжении уже нескольких веков формируется фундамент для разнообразных ухищрений и манипуляций сознанием русского народа. Эти ухищрения и манипуляции объяснимы методологией западноевропейского мышления. Так, согласно постулатам этой методологии, «.в любой системе важнейшей точкой приложения рычага служат убеждения людей, образующих систему, потому что именно убеждения поддерживают систему таковой, какова она есть»11.
Точкой приложения концепции прав и свобод человека и гражданина является изменения убеждений законодателей, правоприменителей и народонаселения нашего государства. В этом отношении основная задача такого приложения является формирование системы убеждений в отрыве от системы фундаментальных ценностей нашей общности. Под воздействием концепции прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства формируется система ложных убеждений. Она способна привести к тому, что цели уголовно-процессуальной деятельности будут не соответствовать целям, которые возлагаются российской общностью в целом на отечественное уголовное судопроизводство. Подобное несоответствие целей способно привести к противопоставлению ментальных и мировоззренческих установок российской общности с либерально-правовыми догмами, проявленными в законодательной доктрине УПК РФ. Попросту говоря, рассматриваемое несоответствие иначе можно назвать «духовным рабством» в уголовно-процессуальной сфере12, где в роли духовного рабовладельца выступает надбиологическая программа — концепция прав и свобод человека и гражданина. Творчески и концептуально опираясь на эту мысль, предлагаем обратить внимание наших читателей на нижеследующее.
Культурная система российской общности оказывает существенное влияние на целеполагание в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности. Она является внешним проявлением менталитета, лежащего в основе всего бытия нашего народа. Не является исключением из этого правила и уголовно-процессуальная деятельность. Менталитет российского народа выступает в качестве своеобразной матрицы, элементы которой и образуют организационную сетку (структуру) уголов-
но-процессуальной деятельности. Он во многом обуславливает мотивацию уголовно-процессуальной деятельности. Мотивация уголовно-процессуальной деятельности13 (уголовного судопроизводства), будучи порождением менталитета, является надежным способом управления надындивидуальными и индивидуальными мотивами в рассматриваемой сфере. Сама по себе мотивация уголовного судопроизводства уязвима и «во многом определяется теми внешними и внутренними условиями, в которых она функционирует»14. Отсюда нетрудно высказать суждение о том, что начала (истоки) уголовно-процессуальной деятельности обусловлены менталитетом. Без учета ментальной составляющей вообще невозможно вести какой-либо серьезный разговор о действенности отечественного уголовного судопроизводства.
Менталитет, будучи сущностью духовности нашего народа, оказывает непосредственное влияние на уголовно-процессуальную деятельность в ходе целеполагания. Целеполагание в отечественном уголовном судопроизводстве — это мыслительно-логический процесс, характеризующейся формированием образа предстоящей уголовно-процессуальной деятельности на основе знания о ней, среде ее функционирования, а также средств, необходимых для объективизации сформированного образа. Он теснейшим образом взаимосвязан и взаимообусловлен не только с культурной системой, как проявлением менталитета, но и духовной составляющей.
Духовная составляющая процесса формирования образа уголовно-процессуальной деятельности составляет внутреннюю силу целеполагания. Предположительно, духовная составляющая является врожденным качеством нашего народа. Она не подвергается преобразование. В случае попытки управленческого (организационного) воздействия на духовную составляющую уголовно-процессуальной деятельности имеется серьезная опасность ее разрушения. Духовная составляющая составляет суть того, что в обиходе юридической общественности и образует жизнь («практику») русского уголовного процесса. Без духовной составляющей в уголовно-процессуальной сфере нет правды (истины) в уголовно-процессуальной сфере. Отсутствие последней является важным показателем (признаком) того, что ложны как сама уголовно-процессуальная
деятельность, так и среда его функционирования, особенно в части так называемой «элиты общества». Сама эта элита ложна в своем основании15. У нее нет внутренней силы (жизни). Она связана между собой или кровными узами или узами знакомства. Вследствие чего в уголовно-процессуальной сфере, наряду с чужеродной для нашего народа версией публичного права, в субсидиарной связке с ней функционирует право, основанное на отношениях знакомства.
Вопрос духовности российского народа требуют целостного понимания. Его утилитарное рассмотрение не может принести ничего здесь позитивного. Ведь понимание сущности духовности российского народа возможно только на уровне смысла. Установление смысла того, что скрывается под термином «духовность» возможно только на основе философского «озарения» и религиозного откровения. Все иные попытки установления смысла духовности будут сродни научному лукавству. В этой связи исходим из того, что в своем видении понимания духовности российской общности используем накопленный опыт.
Духовность российского народа является метафизическим явлением. Она обеспечивает действенность отечественного уголовного судопроизводства как на уровне ценностно-мировоззренческих оснований, так и уровне методологии уголовного процесса. Духовность российского народа теснейшим образом взаимосвязана и взаимообусловлена культурной системой, а также менталитетом российского народа. Культурной системе российского народа свойственна специфическая духовность российской общности. Она является началом энергии, творческой силы, и управления активной волей в уголовно-процессуальной сфере16. Без духовности российской общности отечественное уголовное судопроизводство не способно ни предвидеть, ни концентрировать силы, ни воспринимать совершенное, не осуществлять его.
Фактически духовность российского народа в сфере уголовного судопроизводства проявляется в способности как должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, так и лиц, вовлеченных в уголовно-процессуальную деятельность, сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно производить процессуальные действия
и принимать соответствующие решения. Особенности духовности нашей общности проявляются в мировоззрении и менталитете российского народа. Именно в особенностях российского мировоззрения и российского менталитета проявляется наша духовность в уголовно-процессуальной сфере. Она основывается на духовной солидарности лиц, имеющих общность взглядов по ключевым вопросам бытия. Духовность выступает в качестве основы формирования внутренней мотивации в уголовно-процессуальной сфере.
На уровне целого духовность нашего народа является основой бытия и стержнем отечественного уголовного судопроизводства. Она является действенным фактором нейтрализации возможности для проявления в уголовно-процессуальной сфере индивидуализма, цинизма и эгоизма. Кроме того, духовность российского народа является залогом устойчивости, определенности и ясности нашего уголовного процесса. Этим она отличается от имитации и суррогата духовности, носящей имя «концепция прав и свобод человека и гражданина». Будучи такой по существу она разрушительна для отечественного уголовного судопроизводства. И не только для уголовного судопроизводства. Концепция прав и свобод человека и гражданина своим потенциалом способна нейтрализовать устойчивость и стабильность государственной власти как таковой.
Духовность российского народа в отечественном уголовном судопроизводстве должна выступать в качестве системообразующего начала. Духовность российской общности должна выступать не только в качестве системообразующего начала, права, но и быть фундаментальной основой нашего уголовного судопроизводства.
Литература
1. АгутинА.В. К вопросу об организационных основаниях мотивации уголовно-процессуальной деятельности // Проблемы качества юридического образования в современной России: Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25 ноября 2011 г.). Н. Новгород, 2011.
2. Агутин А.В. К вопросу о роли культуры и духовно-нравственных основ российского народа в формировании действенности отечественного уго-
ловного судопроизводства // Тенденции развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Заслуженного юриста РФ, д.ю.н., профессора Махова В.Н. Москва, 20 ноября 2015 г. / Отв. ред. Л.А. Бу-клерова. Москва: РУДН, 2016.
3. Агутин А.В. Организационно-правовой механизм формирования внутреннего убеждения: ценностно-мировоззренческие основания и методология / А.В. Агутин, И.Е. Адаменко, А.И. Бажанов / Под ред. В.Н. Григорьева. Краснодар, 2013.
4. Агутин А.В., Батраков Д.А. Национальные интересы российского государства как предмет воздействия политического экстремизма // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 3.
5. Агутин А.В., Трошкин Е.З., Рязапов Д.Т. Мотивация уголовно-процессуальной деятельности: монография. М., 2012.
6. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. М., 2003.
7. Григорьев В.Н. Назрела необходимость в разработке новой редакции УПК РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 2.
8. Дойников И.В. Грозящая катастрофа и как с ней бороться: проблемы создания концепции развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства // История. Политика. Право. 2011. № 2.
9. Зиновьев А.А. Запад: избранные сочинения / А.А. Зиновьев; вступ. статья Г.В. Осипова; составление Ю.Н. Солодухина. М., 2008. 512 с.
10. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2 т. М., 1992.
11. Кравцов Ф.И. К вопросу о нравственной природе правового нигилизма в уголовно-процессуальной сфере // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3.
12. Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1973.
13. О' Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О' Коннор и Иан Макдермотт; Пер. с англ. М., 2006.
14. Синюков В.Н. Российская правовая система. Москва, 2010.
15. Ферихем А. Личность и социальное поведение / А. Ферихем, П. Хейвен. СПб., 2001.
16. Философский словарь. М., 2001.
1 Шевченко В.Н. Идеология // Философский словарь. М., 2001. С. 199.
2 См.: Ферихем А. Личность и социальное поведение / А. Ферихем, П. Хейвен. СПб., 2001. С. 142.
3 См.: Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. М., 2003. С. 99.
4 Например, см.: Зиновьев А.А. Запад: избранные сочинения / А.А. Зиновьев; вступ. статья Г.В. Осипова; составление Ю.Н. Солодухина. М., 2008. 512 с.
5 Григорьев В.Н. Назрела необходимость в разработке новой редакции УПК РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 2. С. 64.
6 Подробнее, см.: Агутин А.В., Батраков Д.А. Национальные интересы российского государства как предмет воздействия политического экстремизма // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 3. С. 112—115.
7 Например, см.: Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., 1973.
8 Синюков В.Н. Российская правовая система. Москва, 2010. С. 29.
9 См.: Агутин А.В. Организационно-правовой механизм формирования внутреннего убеждения: ценностно-мировоззренче-
ские основания и методология / А.В. Агутин, И.Е. Адаменко, А.И. Бажанов / Под ред. В.Н. Григорьева. Краснодар, 2013. 244 с.
10 Кравцов Ф.И. К вопросу о нравственной природе правового нигилизма в уголовно-процессуальной сфере // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. С. 212.
11 О' Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О' Коннор и Иан Макдермотт; Пер. с англ. М., 2006. С. 47.
12 См.: Агутин А.В. Организационно-правовой механизм формирования внутреннего убеждения в отечественном уголовном судопроизводстве: ценностно-мировоззренческие основания и методология / А.В. Агутин, И.Е. Адаменко, А.И. Бажанов / Под ред. В.Н. Григорьева. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. С. 151—167.
13 Под мотивацией уголовно-процессуальной деятельности в настоящей статье понимаются обусловленные целью уголовного процесса и вытекающие из его принципов надындивидуальные мотивы, определяющие выбор алгоритма (модели) и целенаправленности уголовно-процессуальной деятельности. См.: Агутин А.В., ТрошкинЕ.З., Рязапов Д.Т. Мотивация уголовно-процессуальной деятельности: монография. М., 2012. С. 37.
14 Агутин А.В. К вопросу об организационных основаниях мотивации уголовно-процессуальной деятельности // Проблемы качества юридического образования в современной России: Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25 ноября 2011 г.). Н. Новгород, 2011. С. 25.
15 См.: ДойниковИ.В. Грозящая катастрофа и как с ней бороться: проблемы создания концепции развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства // История. Политика. Право. 2011. № 2.
16 См.: Адаменко И.Е. К вопросу о фундаментальных основаниях устава уголовного судопроизводства от 20 ноября 1684 года // Уголовная юстиция. 2015. № 1 (5). С. 20—23.
УДК 343.13 ББК 67.410.2
ДОБРОВОЛЬНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ
ПОДОЗРЕВАЕМЫМ, ОБВИНЯЕМЫМ ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ ВРЕДА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ ПРАВ ПОТЕРПЕВШЕГО
АЛЛА ВАСИЛЬЕВНА ЕНДОЛЬЦЕВА,
профессор кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В настоящей статье речь идет о расширении возможностей реализации права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного преступлением, за счет позитивного поспреступного поведения лица, совершившего преступление.