Научная статья на тему 'Идеологический фактор подготовки военных кадров в Республике Беларусь'

Идеологический фактор подготовки военных кадров в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
93
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВО / ВОЕННАЯ ДОКТРИНА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВОЕННЫЕ КАДРЫ / СОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / IDEOLOGY / STATE / MILITARY DOCTRINE / SECURITY / INTEGRATION / MILITARY PERSONNEL / CONSCIOUSNESS / PATRIOTIC CULTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Храмцова Ф. И., Полетаев С. А.

Раскрыты детерминанты новых целей и содержания идеологии подготовки военных кадров в высших учебных заведениях Республики Беларусь. Научно обоснованы идеологические приоритеты образовательной деятельности в военных вузах страны с учетом институционализации новой Военной доктрины Союзного государства. Сформулированы функции идеологии в сфере современного военного образования. Проанализированы модификации «надгосударственности» в сфере оборонной политики. Раскрыты актуальные направления формирования патриотической культуры обучающихся в условиях новых угроз безопасности.The determinants of new goals and the content of the ideology of training military personnel in higher educational institutions of the Republic of Belarus are revealed. The ideological priorities of educational activities in the country's military universities are scientifically substantiated, taking into account the institutionalization of the new Military Doctrine of the Union State. The functions of ideology in the field of modern military education are formulated. Modifications of “supranationalism” of Russia and Belarus are analyzed. The goals and directions of the formation of a patriotic culture of students in the face of new security threats are disclosed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Храмцова Ф. И., Полетаев С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеологический фактор подготовки военных кадров в Республике Беларусь»

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Ф.И. Храмцова, д-р полит. наук, профессор С.А. Полетаев, канд. экон. наук, доцент

Российский государственный социальный университет, филиал в г. Минск Республики Беларусь (Беларусь, г. Минск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10401

Аннотация. Раскрыты детерминанты новых целей и содержания идеологии подготовки военных кадров в высших учебных заведениях Республики Беларусь. Научно обоснованы идеологические приоритеты образовательной деятельности в военных вузах страны с учетом институционализации новой Военной доктрины Союзного государства. Сформулированы функции идеологии в сфере современного военного образования. Проанализированы модификации «надгосударственности» в сфере оборонной политики. Раскрыты актуальные направления формирования патриотической культуры обучающихся в условиях новых угроз безопасности.

Ключевые слова: идеология, государство, военная доктрина, безопасность, интеграция, военные кадры, сознание, патриотическая культура.

Глобальные изменения, происходящие на международной арене, новые виды угроз безопасности национальных государств закономерно отражаются в идеологических аспектах подготовки военных кадров в Республике Беларусь. Такой подход к постановке проблемы идеологии военного образования требует научное обоснование ряда детерминант трансформаций в военно-политической сфере, на уровне взаимообусловленных факторов:

- глобализации как движущей силы всеобщих и страновых экономических, финансовых, социальных, духовных кризисов; стратегической нестабильности международной политической системы; нарастания информационно-сетевого конфликтного потенциала; угроз неконтролируемых извне ядерных технологий; терроризма и религиозного экстремизма; транснациональной преступности;

- конкуренции стран за территории, ресурсы, рынки сбыта, контроль над глобальной и транснациональной логистикой, за новый миропорядок в условиях кризиса силовой модели США, стран Запада; за выработку стратегии формирования поли-центричной структуры международной безопасности;

- трансформации видов угроз безопасности национальных государств, интеграционных образований; интенсификации технологий регионализации, локализации и масштабирования информационных, когнитивных и гибридных войн, угрозы их перехода в «точечные глобальные войны»; милитаризации приграничных периметров ряда государств.

В таких условиях многократно возрастает роль факторов национальной и пограничной безопасности страны, что детерминирует идеологический фактор профессиональной подготовки кадров в высших военных заведениях. Общеизвестно, что во все исторические эпохи феномен идеологии в военном деле, как искусстве возможного, не утрачивал определяющую роль. В этой связи показательно изречение Н. Макиавелли о роли идейного воздействия на сознание воинов: «Никогда не веди войска в бой, пока ты не внушил им уверенности в себе и не убедился, что они вполне благоустроены и не боятся врага. Никогда не начинай сражения, если ты не знаешь, что войска верят в победу» [1, с. 296]. В общественно-политической науке общепризнана факторная роль идеологии в укреплении основ государственности. Рассматривая сущность государства

как верховного института власти в обеспечении национальных интересов, методологическое значение имеет доктрина как идеологическое ядро политической системы, особый вид идеологии государства, реализуемой в сфере военной обороны и в целях военного образования, технологиях обучения. Данное обстоятельство означает интенсивное влияние феномена идеологии на рост политического сознания, политической культуры и профессиональных компетенций обучающихся в военных учебных заведениях.

Для раскрытия указанных подходов следует определиться с сущностью дефиниций доктрина, военно-политическая доктрина. Анализ показывает, что эти понятия применяются в тождественном значении [3-8]. Здесь предпринята дифференциация идейно-понятийного ряда. Развернутое определение понятия доктрина дано В.Ф. Халиповым в работе «Энциклопедия власти»: «Доктрина - (doctrine, от лат. doctrina - учение, обучение, наука) - учение, научная или философская теория, система; руководящий теоретический или политический принцип или документ. Нередко доктрины получают названия по конкретным, но весьма масштабным сферам, отраслям, областям деятельности: государственная, национальная, военная, политическая, международная и т.д. <....> Те или иные доктрины в разных странах отличаются своей четкостью, определенностью, незыблемостью, требованием следовать им неукоснительно» [2, с. 510]. Военно-политическая доктрина - система руководящих принципов стратегической обороны, защиты национальных интересов, определяющих правопорядок, стратегии и способы реализации. Система военно-политических принципов закрепляется на уровне конституции, концептуально-программных документов, политических лидеров. Все перечисленное регламентирует цели, содержание, сроки, средства и полномочия субъектов военной политики. При этом военно-политическая доктрина предписывает ценностные эталоны, нормы действий легитимных субъектов на всей территории государства.

Понимая доктрину как генеральный план государственного строительства, обоснованно рассматривать идеологию государства как особый инструмент достижения стратегий, заявленных в военной доктрине, которые закреплены на уровне институциональных механизмов. Идеология государства выступает одновременно как общественно-политическая теория, практика и инструмент военно-политической доктрины. Идеология военного образования понимается как ценно-стно-ориентационный способ реализации образовательной практики формирования системы научного мировоззрения обучающихся, адекватного отношения к угрозам военной безопасности и патриотической культуры.

Вместе с тем, новыми аспектами идеологии в сфере военного образования выступают феномен модификации «надгосу-дарственности» России и Беларуси, сконцентрированной в динамике, темпах интеграционной политики Союзного государства. В частности, ландшафт интеграционного контекста строительства Союзного государства претерпевает трансформационные изменения по всем стратегическим параметрам, как по экономическому, социокультурному, так и по политическому, оборонному, научно-технологическому, другим. Президент Республики Беларусь

A.Г. Лукашенко настойчиво подчеркивает необходимость сохранения стратегической устойчивости, скоординированного сотрудничества [9]. Позиция А.Г. Лукашенко совпадает с оценкой Президента России

B.В. Путина: «За два десятилетия союзного строительства государствам удалось наладить торгово-экономические связи, укрепить сотрудничество в научно-технической, оборонной, образовательной, культурной, других областях» [10]. Показателен факт совместной разработки новой редакции Военной доктрины Союзного государства, проведены процедуры законодательных регламентаций стран-участниц. Определены превентивно-оборонительные принципы новой Военной доктрины Союзного государства, в частности, территориальной неприкосновенности государств; взаимной защиты сувере-

нитета государств-участников Союзного государства; обеспечения стратегической стабильности. Интеграционную основу методологии составляют политические приоритеты Военной доктрины Российской Федерации (2015) и Военной доктрины Республики Беларусь (2016).

Из этого следует вывод: новая редакция Военной доктрины Союзного государства призвана стать идеологическим ориентиром образовательной подготовки военных кадров как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации; методологическим принципом преподавания военно-гуманитарных и специальных военных дисциплин; целевой детерминантой актуализации образовательных программ подготовки военных кадров; фактором военно-стратегической стабильности регионов и Союзного государства.

Преобразовательный потенциал государственной идеологии в системе военного образования реализуется посредством ряда функций: ориентационно-мировоз-зренческой, познавательной, идейно-воспитательной, мотивационной, конатив-ной. Ориентационно-мировоззренческая функция как инструмент идеологического воздействия обоснована в работах Т. Жиро: «Политическое сознание рождается как следствие мировоззрения. Последнее же, не в последнюю очередь, связано и с идеологическими убеждениями. Идеология побуждает к действию, формирует активных защитников национальных интересов, делает понятными пути достижения цели. Отсюда и ее популярность в периоды смут, социальной апатии» [11, с. 420]. Познавательная функция идеологии профессиональной подготовки обеспечивает формирование системы знаний о военно-правовых основах национальной государственности, механизмах военной безопасности. Воспитательная функция государственной идеологии означает идейно-политическую подготовку военных кадров, формирование патриотизма как источника выполнения воинского долга. По сути, идеология государства составляет концентрированное содержание военно-политического воспитания военных кадров, особенно в условиях возрастания

рисков и угроз пограничной безопасности Беларуси как западного форпоста общей безопасности стран-участниц Союзного государства.

Военная и пограничная безопасность как комплексное понятие, по мнению Президента Республики Беларусь А.Г Лукашенко, - это важнейший приоритет государственной политики, тогда как патриотизм военнослужащего - это «фундамент государственного здания» суверенной Беларуси [12]. Политико-идеологическая актуальность ведущего приоритета формирования патриотизма у обучающихся военных вузов сегодня чрезвычайно высока. Во-первых, возрос порог усложнения приграничной ситуации Беларуси как транзитной страны в условиях перманентности вызовов и угроз национальной безопасности. Во-вторых, масштаб Национального проекта Открытой архитектуры Беларуси (Безвизовый въезд, Экономический пояс Шелкового пути как новая платформа военно-экономического роста) выдвигает задачу укрепления идеологического базиса органов пограничной службы в системе подготовки кадров как фактора национальной безопасности. В-третьих, модернизация пограничной службы как института военной безопасности Беларуси - это не только переоснащение комплексов инженерно-технических сооружений, внедрение ряда систем коммуникаций пограничных периметров, но и обновление методов идейно-воспитательной, информационно-идеологической и социальной работы с различными категориями военнослужащих в целях укрепления морального духа, патриотизма, национальной идентичности в условиях глобальных угроз. В-четвертых, игнорирование назревших социально-экономических проблем военнослужащих, негативных явлений исполнения службы, воинского долга, недооценка понижения патриотического состояния военнослужащих - чревато необратимостью деструктивных процессов в условиях угроз безопасности.

Отсюда следует вывод: идеологическим приоритетом подготовки военных кадров в системе высшего образования является формирование патриотизма у обучающих-

ся военных вузов как волевого субъекта безопасности, средствами проектирования эмотивных, когнитивных, конативных, идентификационных, интенциональных качеств структуры личности. В рамках формирующейся институциональной теории патриотизма как направления военно-политической социологии, установлены детерминации понятий: патриотизм, патриотическая культура, менталитет общества, патриотическое воспитание, патриотическое сознание и патриотическая деятельность. В частности, патриотическая образовательная деятельность в военном вузе в контексте закономерностей военно-политической социологии включает синтез компонентов:

1) мировоззренческий (взгляды, установки, ориентации, ценности, убеждения, идеалы ценностного отношения к Отечеству, истории, народу);

2) нравственно-эмотивный (чувства, отношения, привязанность, детерминирующих любовь к Родине, народу, традициям, культуре);

3) конативный (волевая готовность к защите своего народа, ценностей, государства, самопожертвованию), детерминирующий волевую деятельность на разных социальных уровнях;

4) интенциональный (смысловой образ патриотической деятельности посредством восприятия, оценки, выражения чувств, внутренних переживаний).

Идеология образовательного процесса в военном вузе включает задачу формирова-

ния патриотической аксиосферы личности военнослужащего в трех субъектных аспектах:

1) военной безопасности;

2) национальной безопасности;

3) повседневной безопасности.

Специфика патриотической аксиосферы

военнослужащего состоит в развитии ценностного отношения личности к Отечеству, воинскому долгу, воинской службе, социально одобряемому поведению. Как показывает практика формирования патриотизма военных кадров в системе высшего образования в Республике Беларусь, в основу военного образования положена концепция формирования патриотических ценностей как методологический принцип воспитания духовной воли личности к государственной цели национальной безопасности на 3-х уровнях:

1) государственном - развития у обучающихся национальной, военно-политической идентичности, повышения качества боевой готовности, воинской чести, совершенствования политики социальной защиты военнослужащих;

2) регионально-локальном - идеологической и политической социализации военных кадров, обеспечения непрерывного военного образования, управления военной карьерой военнослужащего; повышения нравственности, культуры;

3) местно-поселенческом - воспитания воинской чести, ответственности военнослужащего по месту обучения, службы, в социуме, семье, медиасреде.

Библиографический список

1. Макиавелли, Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. / Пер. с итал. - М.: Мысль, 1996. - 296 с.

2. Халипов, В.П. Энциклопедия власти - М.: Академический проект; Культура, 2005.

3. Althusser, L. Ideologeie et Appareils idéologiques d'Etat. «La Pensee». (P) - 1970. -№151. - P. 3-38.

4. Bell, D. The End of Ideology. On the Exhaustion of Political Ideas in Fifties. Giencoe, 1960, p. 374.

5. Манхейм, К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и анг. - М.: Юрист, 1994. - С. 5455.

6. Plessner, H. Zwischen Philosophie und Gesellschaft. Bern, 1953, S. 221-240.

7. Pareto, V. Ceuvres completes; Tome IV. Libre-echangisme, protectionisme et socialisme. Librairie DROZ, Geneve, 1965.

8. Habermas, J. Studies in the Theory of Ideology, ed. J.B. Thompson. Cambr., 1984.

9. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.belta.by/president/view/belarus-i-rossija-natseleny-na-ukreplenie-politicheskogo-i-ekonomicheskogo-partnerstva-lukashenko-255307-2017/

10. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ont.by/news/our_news/belarys-rossiya-itogi-chetvyortogo-foryma-regionov-i-visshego-gosydarstvenn

11. Жиро Т. Идеология // Политология / пер. с польск. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2006.

12. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.belrynok.by/2018/01/22/lukashenko-utverdil-reshenie-na-ohranu-gosudarstvennoj-granitsy-v-2018-godu/

IDEOLOGICAL ASPECTS OF PERSONNEL TRAINING IN HIGHER MILITARY INSTITUTIONS AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF

BELARUS

F.I. Khramtsova, Doctor of Political Science, Professor S.A. Poletaev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Russian State Social University, a branch in Minsk Republic of Belarus (Belarus, Minsk)

Abstract. The determinants of new goals and the content of the ideology of training military personnel in higher educational institutions of the Republic of Belarus are revealed. The ideological priorities of educational activities in the country's military universities are scientifically substantiated, taking into account the institutionalization of the new Military Doctrine of the Union State. The functions of ideology in the field of modern military education are formulated. Modifications of "supranationalism" of Russia and Belarus are analyzed. The goals and directions of the formation of a patriotic culture of students in the face of new security threats are disclosed.

Keywords: ideology, state, military doctrine, security, integration, military personnel, consciousness, patriotic culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.