ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВЕТСКО-ЙЕМЕНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 1967-1990 гг.
Абдо Али АБДУЛРАХМАН
Посол Йеменской Республики в Российской Федерации
На примере советско-йеменских отношений рассмотрены проблемы, связанные с оценкой роли государственной идеологии во внешнеполитической практике. Подробно проанализирован период, 1967—1990 гг., отмечена его важность и плодотворность в отношениях между СССР и Йеменом. Подчеркнута необходимость реалистической и адекватной оценки идеологического фактора во внешней политике.
Рассматриваемый нами период (1967—1990 гг.) был одним из важнейших и плодотворных в развитии и укреплении отношений между СССР и Йеменом1. В то же время адекватная историческая оценка указанного периода в отношениях двух стран, как и его научное осмысление и описание, не возможны без отчетливого понимания важнейшей и во многом определяющей роли государственной идеологии марксизма-ленинизма в отношениях СССР с зарубежными странами.
Будучи продуктом практической реализации марксистко-ленинской идеологии, в числе важнейших постулатов которой присутствовал пролетарский интернационализм и шире — солидарность со всеми революционными и антиимпериалистическими силами и движениями во всем мире, всесторонняя, в том числе внешнеполитическая и военная, поддержка антиколониальных, антифеодальных, национально-освободительных и национально-демократических революций и режимов, всемирное распространение маркситско-ленинской идеологии как единственно верной и, в конечном итоге, победа коммунизма в мировом масштабе (мирное сосуществование государств с различным общественным строем рассматривалось в СССР как своеобразный вид вооруженного перемирия, когда решающий успех может и должен быть достигнут не столько в ходе экономического соревнования, сколько в результате непримиримой идеологической борьбы), СССР и в развитии своих отношений с Йеменом во многом оставался верен своим идеологическим установкам.
В то же время реальное социально-экономическое и военно-стратегическое положение Страны Советов, его роль одной из двух сверх держав на мировой арене, окончательно определившая в 60-х годах XX в., имевшее место в 1967— 1990 гг. Значительные изменения во внутренней и внешней политике страны и ее внешнеполитической роли оказали значительное влияние на идеологическую основу советско-йеменских отношений и на практическую реализацию этих отношений. В то же время, и нам особо хотелось бы это подчеркнуть, именно в рассматриваемый период еще раз, может быть наиболее отчетливо с момента установления дипломатических отношений между СССР и Йеменом (независимым имаматом на Севере) в 1928 г., проявилась взаимная потребность и объективная необходимость в поддержании и укреплении добрых, дружественных и взаимовыгодных отношений между двумя странами — вне зависимости от значительной географической удаленности, отчетливых этнокультурных и социально-
политических различий и огромных различий в экономическом и в военно-стратегическом потенциалах и даже вне зависимости от диктата идеологий.
К 1967 г. СССР — страна победившего социализма, одна из двух противостоящих друг другу великих держав, обладающих самым мощным экономическим и военным потенциалом, непререкаемый лидер социалистического лагеря и надежный союзник национально-освободительных движений и молодых независимых государств в любой точке земного шара в своей внешней политике, вступил в эпоху «доктрины Брежнева» — стратегического противостояния империализму по всему миру (возросшая военная мощь и налаживание дружественных отношений с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки обеспечили возможность осуществления подобной стратегии) с одновременным сплочением родов стран Варшавского договора и социалистического лагеря в целом на фоне перехода самого СССР от жесткого и непосредственного противостояния с США к политике разрядки международной напряженности в отношениях с США и странами НАТО.
В этих условиях продолжающееся противостояние двух систем начало все более находить свое открытое проявление в виде региональных вооруженных конфликтов, локальных войн, гражданских вооруженных и политических конфликтах внутри многих стран третьего мира, причем как СССР так и США, с одной стороны, считали своим долгом оказать всемирную поддержку тем региональным и внутриполитическим силам, группировкам, партиям, движениям или отдельным лидерам, которые рассматривались ими либо в качестве потенциальных или фактических союзников, либо в качестве меньшего зла, а с другой стороны, используя свое обретенное таким образом влияние, могли контролировать интенсивность развития обстановки в районе конфликта, препятствуя его перерастанию в глобальные противостояния.
К 1967 г. отношения СССР с независимым йеменским государством на Севере страны значительно укрепились и расширились, что явилось прямым следствием победы антифеодальной антимонархической революции 26 сентября 1962 г. и провозглашением ЙАР. В 1964 г. в ходе визита президента А’ас-Салляля в СССР был подписан Договор о дружбе и соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве2. Однако резкое изменение стратегической обстановки на Ближнем Востоке в результате «шестидневной войны» Израиля (при поддержке США) против соседних арабских стран, приведшей к серьезному поражению основных союзников СССР, Египта и Сирии, вывод египетских войск из ЙАР и ослабление внутриполитических позиций президента ас-Салляля и левых сил в стране привели к отстранению ас-Салляля 5 ноября 1967 г. и охлаждению отношений между СССР и ЙАР3.
В то же время на Юге Йемена борьба йеменского народа против британских колонизаторов, которой руководил Национальный фронт (НФ), с одной стороны, стоявший на позициях вооруженной борьбы, а с другой стороны, стремившийся к овладению «научной теорией с использованием ее методов и законов для вскрытия всех социальных противоречий»4, близилась к своему успешному завершению. А стремление к овладению «научной теорией» разрешения социально-классовых конфликтов свидетельствовало о значительном влиянии марксистской идеологии в различных ее проявлениях на идейные позиции руководителей и рядовых членов, НФ. Это привело к возникновению противоречий между НФ и руководством ИАР и египтянами, но делало НФ естественным союзником СССР и социалистического лагеря. Резкое изменение политического характера государственной власти в ЙАР после переворота 5 ноября 1967 г. явилось существенным препятствием для объединения страны сразу же после провозглашения НФ независимости Юга 30 ноября 1967 г. В результате возникло второе независимое йеменское государство — Народная Республика Южного Йемена (НРЮЙ).
СССР признал НРЮЙ уже 3 декабря 1967 г., а в начале 1968 г. в Москве и Адене были открыты южнойеменское и советское посольства. Во время визита президента Каш-Шааби в СССР с 28 января по 9 февраля 1969 г. были подписаны соглашения об экономическом и техническом, торговом и культурном сотрудни-
честве, установлено воздушное сообщение между Москвой и Аденом5. Еще раньше, после провала путча реакционных военных 20 марта 1968 г., когда левое крыло НФ (ПОМФ) настояло на скорейшей перестройке армии и отказе британских военных советников, встал вопрос о налаживании теснейшего военного сотрудничества между СССР и Южным Йеменом.
По мере изменения расстановки сил в руководстве НРЮЙ в пользу левого крыла ПОНФ отношения между СССР и НРЮЙ укреплялись, достигнув уровня стратегического партнерства после 22 июня 1969 г., когда отставка Каш-Шааби и приход к власти левого крыла ПОНФ был воспринят в СССР как вступление НРЮЙ на путь «социалистической ориентации». Действительно, вскоре на йеменскую почву была перенесена практика государственного, партийного, экономического и культурного строительства СССР и других социалистических стран, включая национализацию и госмонополию внешней торговли, коллективизацию и культурную революцию. Идеи научного социализма получили статус официальной идеологии. Во внешней политике был провозглашен курс на всемерное расширение и укрепление отношений дружбы и сотрудничества с социалистическим лагерем и, прежде всего, СССР6.
Таким образом СССР, оказавшись в конце 60-х годов XX в. перед необходимостью выбора «страны наибольшего политического благоприятствования» на Юге Аравии, остановил свой выбор на идеологически близком, занявшем сходные классовые позиции Южном Йемене, тем более что важнейший в стратегическом отношении Аденский морской порт и ключ к Баб-эль-Мандебскому проливу — о. Перим — принадлежали именно НРЮЙ (с 1970 г. — Народная Демократическая Республика Йемен).
В то же время достаточно хорошие отношения сохранились с «капиталистическим» Йеменом (то есть ЙАР), с которым поддерживались не только дипломатические отношения, но техническое и военное сотрудничество. СССР в любом случае стремился поддержать республиканское руководство в Сане против монархистов и поддерживавших их аравийских монархий и США.
С другой стороны, крайне дружественные отношения, установившиеся между СССР и НДРЙ были подвержены некоторым колебаниям, что было связано с колебаниями соотношения сил между различными группировками в южнойеменском руководстве, некоторые из которых не вполне соответствовали критериям классовой и идеологической чистоты с точки зрения КПСС 60—80-х гг. У советского партийно-политического руководства появился даже своеобразный (правда, не эффективный) способ, которым оно демонстрировало свою поддержку конкретному южнойеменскому лидеру, утрачивающему свои внутриполитические позиции, а именно награждение его советским орденом. Это как бы должно было показать его противникам, что нельзя доводить дело до крайностей. Однако ни присвоение ордена Ленина М.А. Хейтаму (член президентского совета и премьер-министр, снятый со всех постов 1 августа 1971 г.)7, ни награждение А.Ф. Исмаила орденом Дружбы народов (генеральный секретарь Йеменской социалистической партии и председатель президиума Верховного народного совета, вынужденный под давлением своих противников в партии подать в отставку со всех постов в апреле 1980 г.)8 не смогло предотвратить потерю ими своих постов и политического веса и даже спасти от вынужденной иммиграции.
В 70-е годы тесное взаимодействие в области идеологии СССР и НДРЙ стало фактически одной из важных (а с точки зрения правившей в СССР КПСС, возможно важнейшей) форм межгосударственного сотрудничества. Предполагалось, что решающим условием успешного развития революционного процесса в НДРЙ является создание авангардной партии на основе идей научного социализма и на базе ПОНФ и других прогрессивных партий. В октябре 1975 г. в результате слияния ПОНФ, Народно-демократического союза и Партии народного авангарда была создана Объединенная политическая организация Национальный фронт (ОПОНФ)9, которая вскоре после неудачной попытки «леворадикального» крыла во главе с председателем президентского совета С.Р. Али силовым путем изменила соотношение политических сил на Юге и на йеменской
политической арене в целом10, была преобразована в Йеменскую социалистическую партию (ИСП; октябрь 1978 г.)11. При активном содействии с советской стороны и непосредственном участии советских специалистов в Адене были созданы Высшая партийная школа (впоследствии Университет им. А. Базиза) и Школа молодежных кадров.
Специалисты из СССР и других социалистических стран оказывали помощь и в создании института политических и партийных работников в ВС НДРЙ и других силовых структурах.
На фоне укрепления идеологического единства руководства СССР и НДРЙ продолжилось еще большее укрепление отношений между двумя странами. В июне 1979 г. НДРЙ была принята в СЭВ в качестве наблюдателя12, а 25 октября 1979 г. в ходе визита в Москву председателя ВНС, генерального секретаря ЙСП А.Ф. Исмаила был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и НДРЙ13. При этом следует отметить, что обострившаяся в 1979 г. в руководстве ЙСП внутрипартийная борьба, вскоре приведшая к резкому ослаблению позиций А.Ф. Исмаила, а затем и его «добровольной» отставке со всех государственных постов в апреле 1980 г. в пользу А.Н. Мухаммада и эмиграции в СССР, а также то что новое южнойеменское руководство начало проводить более прагматичную внутреннюю и внешнюю политику, прежде в отношении арабских и азиатских стран, стремясь несколько активизировать частный и смешанный сектора и привлечь в экономику средства йеменских эмигрантов, не привели к заметному охлаждению советско-южнойеменских отношений.
В тот же период отношения СССР и ЙАР, где в апреле 1970г. закончилась гражданская война и вскоре были нормализованы отношения с Саудовской Аравией и странами Запада, начался резкий рост частной деловой активности, в том числе иностранного капитала, продолжали развиваться в рамках традиционного межгосударственного сотрудничества. Йеменское руководство, провозгласившее с начала 70-х гг. политику «открытых дверей», стремилось поддерживать хорошие отношения как с Востоком, так и с Западом. В декабре 1971 г. председатель Республиканского совета А. Р’аль-Арьяни посетил СССР с официальным визитом, в ходе которого обсуждались пути дальнейшего советско-йеменского сотрудничества.
В дальнейшем быстро меняющаяся внутриполитическая обстановка в „ЙАР, а также значительно более официальный характер отношений СССР с ЙАР на фоне самых теплых советско-южнойеменских отношений явились возможной причиной некоторого замедления темпов развития советско-северойеменских отношений и даже побудили руководство ЙАР в конце 70-х гг. провозгласить политику диверсификации источников вооружений для йеменской армии, что в условиях блокового противостояния должно было быть воспринято советским руководством как знак некоторого охлаждения в двусторонних отношениях14.
Однако уже в сентябре 1981 г. между СССР и ЙАР было подписано новое соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве15, а в октябре того же года состоялся официальный визит президента А.А. Салеха в СССР16. В октябре 1984 г. президент ЙАР А.А. Салех вновь прибыл в СССР с официальным дружественным визитом, в ходе которого был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и ЙАР17. Так же были подписаны консульская конвенция, торговое соглашение о развитии экономического и технического сотрудничества, соглашение о создании постоянной межправительственной комиссии по экономическому и техническому сотрудничеству и торговле между СССР и ЙАР18. Продолжилось в укреплении обороноспособности ЙАР.
С вступлением СССР в эпоху «перестройки и гласности», с отменой идеологических шор классовой борьбы и жестокого противостояния с Западом идеологический аспект в советской внешней политике в целом (ориентирующейся теперь на общечеловеческие ценности), и в отношении Йемена в частности, быстро теряет свое определяющее значение. К моменту исторического визита президента А.А. Салеха в Аден 30 ноября 1989 г., в ходе которого руководители ИАР и НДРЙ пришли к сенсационному соглашению об объединении двух частей
Йемена в единое государство по истечении годичного переходного периода (реальное объединение страны произошло раньше намеченного срока — 22 мая 1990 г.), советское партийное и государственное руководство уже согласилось на объединение Германии — тем больше оно имело оснований приветствовать о&ьединение Йемена.
Нам представляется, что нет оснований ни идеализировать «идеологический» период в истории советско-йеменских отношений, ни умалять его реальное значение для развития двусторонних отношений между нашими странами и народами, ни тем более игнорировать влияние идеологическою фактора в истории отношений СССР и Йемена. В то же время реальная степень влияния идеологии на развитие советско-йеменских и йеменско-советских отношений в 60—80-е гг. XX в. в работах йеменских и советских (российских) авторов практически не рассматривались19, а между тем исследование данного вопроса могло бы оказаться небезынтересным как для изучения истории советско-йеменских отношений, так и для определения перспектив и приоритетов дальнейшего развития двусторонних отношений между ЙР и России в XXI в.
ПРИМЕЧАНИЯ
I Автор в своем исследовании придерживается принятой в Йеменской политической и научной литературе концепции, в соответствии с которой Йемен как изначально единое государство, временно оказавшееся в состоянии раздробленности («таштир») под воздействием внешних сил (прим. ред.).
л
Голубовская Е.К. Новейшая история арабских стран Азии. — М.: Наука, 1988, с. 425 (гл. «Йеменская Арабская Республика»).
3 Там же, с. 429. (С точки зрения советской официальной историографии переворот 05.11.1967 г. положил «конец пятилетнему правлению мелкобуржуазных национальных демократов. К власти пришел блок ... феодально-племенной верхушки, наиболее состоятельных буржуазных слоев, высшей бюрократии и части военного руководства»).
4 Наумкин В.В. Национальный фронт в борьбе за независимость Южного Йемена и национальную демократию. — М.: Наука, 1980, с. 247.
5 Наумкин В.В. Новейшая история стран Азии.., с. 368—469 (гл. «Народная Демократическая Республика Йемен»).
6 Там же, с. 470—471.
7 Там же, с. 470.
8 Там же, с. 479.
9 Там же, с. 473.
10 Речь идет о покушении на президента ИАР А’аль-Гашими 24 июня 1978 г. (См: там же,
с. 476).
II Там же, с. 478.
12 Там же, с. 479.
13 Там же, с. 481.
14 «26 September», 26.09.1999 г.
15 Там же, с. 445.
16 Там же.
17 Там же.
18 Там же.
19 Советские авторы до конца 80-х годов по понятным причинам рассматривали влияние
господствовавшей в СССР идеологии на советско-йеменские отношения как исторически обусловленное и определяющее, оценивая как характер отношений СССР с ИАР и НДРЙ, так и внутриполитические процессы в обеих частях Йемена с заданных
идеологических позиций. Из работ российских авторов следует отметить коллективный труд под редакцией В.А. Золотарева «Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века» (М., 2000).
THE SOVIET-YEMEN RELATIONS’ IDEOLOGICAL ASPECT IN THE 1967-1990’S
Abdo Ali ABDUL-RAHMAN
Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of Yemen Republic to the Russian Federation
Based on the example of the Soviet-Yemen relations the significance of the governmental ideology in the foreign policy practice is examined. The author gives the detailed analysis of the period 1967—1990 and marks the importance and the productivity of that period in the relationship between two countries. The necessity of the realistic and adequate estimation of the ideological factor in the foreign policy is underlined.