Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДОНСКОГО КОМСОМОЛА В 20–30-Е ГОДЫ XX ВЕКА'

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДОНСКОГО КОМСОМОЛА В 20–30-Е ГОДЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Донком / РКСМ / полит-просветработа / ликвидация неграмотности / агропропаганда / пионерская организация / Don Komsomol / Russian Com-munist League of Youth (RCYL) / political education / literacy / agricultural extension / pioneer organization

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дробот Мария Владимировна

Цель статьи заключается в анализе особенностей исторического развития Донского комсомола в 20–30-е годы XX века. Проблема участия комсомола в перестройке духовной сферы жизни в 1920-х годах актуальна в связи с насущной потребностью в понимании процессов формирования нового социального уклада и новой культуры, которые возникали в указанный период. Очевидно, что установление новой социальной системы с развитым полити-ческим и идеологическим контролем не может оцениваться однозначно и только положитель-но, но сам конструктивный опыт, процесс поис-ка решений требуют понимания. Автор на ос-новании архивных источников данного периода делает выводы о работе, полномочиях, а также об изменениях в направлениях деятельности комсомола. Охарактеризовав произошедшие изменения в организации в рассматриваемый период, автор сделал акцент на зависимости осуществляемых преобразований от социально-политических преобразований, осуществляемых в Советском государстве, как то: ликвидация неграмотности, организация оборонно-массовой, спортивной, культурно-просветительской деятельности, агропропа-ганды, работа с пионерской организацией и др. Особое внимание уделено хозяйственному под-ходу комсомола, в том числе созданию на пред-приятиях ударных комсомольских бригад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL AND POLITICAL FOUNDATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE DON KOMSOMOL IN THE 20s -30s OF THE 20th CENTURY

The purpose of the article is to ana-lyze ideological and political foundations in the de-velopment of the Don Komsomol in the 20s -30s of the 20th century. The author emphasizes that the problem of the Komsomol participation in the restructuring of the spiritual sphere of life in the 1920s is relevant due to the urgent need to understand the processes of formation of a new social order and a new culture that arose during this period. The author notes that the establishment of a new social system with de-veloped political and ideological control cannot be evaluated unambiguously and only positively, but the constructive experience itself, the process of finding solutions require understanding. On the basis of archival sources, the author draws conclusions about the work, powers, as well as changes in the activities of the Komsomol. The author characterizes the changes that took place in the organization during the period under study and emphasizes that the ongoing transformations de-pend on the socio-political transformations carried out in the Soviet state, such as literacy, mass de-fense activities, sports, cultural and educational activities, agricultural extension, work with the pio-neer organization, etc. Special attention is paid to the economic campaign of the Komsomol, including the creation of Komsomol shock brigades at enter-prises.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДОНСКОГО КОМСОМОЛА В 20–30-Е ГОДЫ XX ВЕКА»

УДК 329.78 (470.6) (091)

ДРОБОТ Мария Владимировна, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Россия, Москва), e-mail: drobot-duma@mail.ru, SPIN-код: 3512-6068, Author ID (elibrary.ru): 1110207

DOI:10.22394/2225-8272-2023-12-3-31-39

DROBOT M.V., Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation (Russian Federation, Moscow), e-mail drobot-duma@mail.ru

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДОНСКОГО КОМСОМОЛА В 20-30-Е ГОДЫ XX ВЕКА

IDEOLOGICAL AND POLITICAL FOUNDATIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE DON KOMSOMOL IN THE 20s -30s OF THE 20th CENTURY

Аннотация. Цель статьи заключается в анализе особенностей исторического развития Донского комсомола в 20-30-е годы XX века. Проблема участия комсомола в перестройке духовной сферы жизни в 1920-х годах актуальна в связи с насущной потребностью в понимании процессов формирования нового социального уклада и новой культуры, которые возникали в указанный период. Очевидно, что установление новой социальной системы с развитым политическим и идеологическим контролем не может оцениваться однозначно и только положительно, но сам конструктивный опыт, процесс поиска решений требуют понимания. Автор на основании архивных источников данного периода делает выводы о работе, полномочиях, а также об изменениях в направлениях деятельности комсомола. Охарактеризовав произошедшие изменения в организации в рассматриваемый период, автор сделал акцент на зависимости осуществляемых преобразований от социально-политических преобразований, осуществляемых в Советском государстве, как то: ликвидация неграмотности, организация оборонно-массовой, спортивной, культурно-просветительской деятельности, агропропа-ганды, работа с пионерской организацией и др. Особое внимание уделено хозяйственному подходу комсомола, в том числе созданию на предприятиях ударных комсомольских бригад.

Ключевые слова: Донком, РКСМ, полит-просветработа, ликвидация неграмотности, агропропаганда, пионерская организация.

^-Е

Abstract. The purpose of the article is to analyze ideological and political foundations in the development of the Don Komsomol in the 20s -30s of the 20th century.

The author emphasizes that the problem of the Komsomol participation in the restructuring of the spiritual sphere of life in the 1920s is relevant due to the urgent need to understand the processes of formation of a new social order and a new culture that arose during this period. The author notes that the establishment of a new social system with developed political and ideological control cannot be evaluated unambiguously and only positively, but the constructive experience itself, the process of finding solutions require understanding.

On the basis of archival sources, the author draws conclusions about the work, powers, as well as changes in the activities of the Komsomol. The author characterizes the changes that took place in the organization during the period under study and emphasizes that the ongoing transformations depend on the socio-political transformations carried out in the Soviet state, such as literacy, mass defense activities, sports, cultural and educational activities, agricultural extension, work with the pioneer organization, etc. Special attention is paid to the economic campaign of the Komsomol, including the creation of Komsomol shock brigades at enterprises.

Keywords: Don Komsomol, Russian Communist League of Youth (RCYL), political education, literacy, agricultural extension, pioneer organization.

J

ВВЕДЕНИЕ

Молодёжное движение в России в начале XX века было насыщено энергией и стремлением к переменам. Множество молодых людей с различными идеалами и убеждениями собирались вместе, чтобы создать новое и свободное общество. Анализ ретроспективы этого движения может пролить свет на значение их в истории России, и вклад в культуру, политику и социальные изменения. Также можно рассмотреть искусство и литературу, которые были вдохновлены молодёжным движением и стали его отражением. Кроме того, исторический анализ позволил увидеть, какие идеи и ценности были характерны для молодёжи того времени и как они влияли на жизнь молодого поколения. Изучение феномена самой многочисленной организации комсомола позволяет рассмотреть и проанализировать различные аспекты и влияние данной организации на общество. Комсомол являлся молодёжной организацией, которая существовала в СССР и других странах социалистического лагеря. Он играл важную роль в социализации молодёжи, поддерживал и пропагандировал идеологические принципы коммунизма и лояльность к партии. Изучение комсомола может помочь понять, как такие организации формировали молодёжь, подготавливали будущих лидеров, развивали социальные сети и оказывали влияние на культуру, идеологию и политику тех времён. Такое исследование позволяет лучше понять исторический контекст и развитие общества в те периоды, когда комсомол был наиболее активен.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Роль комсомола и молодёжи в преобразованиях 1920-1930-х гг. неоднократно становилась предметом исследования. Однако, как правило, основное внимание уделялось более позднему периоду 1930-х гг. либо отдельным аспектам деятельности молодежи, например

антирелигиозной пропаганде. Формирование человека новой формации для сохранения и развития социалистических завоеваний - вот основная цель деятельности комсомола. Первые труды о значении комсомола появляются ещё в период НЭПа и в самом начале 1930-х гг., однако в этих работах в основном внимание уделялось моменту возникновения и первым годам существования комсомола. И хотя в некоторых работах шла речь о культуре и борьбе за новую идеологию, говорить об их исследовательском характере не приходится в связи с выраженной идеологической направленностью. Наиболее нейтральными и описательными выглядят этнографические очерки, в которых предпринята попытка описать происходящие процессы, но и в них пропагандистская и идеологическая составляющая доминируют.

Естественно, что направления исследования формировались в соответствии с потребностями и задачами страны, которых в 20-е годы прошлого века у Советского государства было немало. Из поставленных задач постепенно формировались приоритеты, формы, методы и средства достижения целей.

Рассмотрим некоторые из направлений деятельности комсомола 20-х годов XX века на примере Донской комсомольской организации.

Еще в 1922 году в Постановлении бюро Донкома РКП(б) «О работе Донкома РКСМ» от 26 сентября 1922 года отмечалось, что необходимо при всех райпартшколах Ростова организовать юношескую секцию; расширить работу по производственному образованию районной молодежи; усилить участие ДК РКСМ в издательской работе ДК РКП(б); в политпро-светработе на зимний период (как внутри союза, так и среди беспартийной молодежи) согласовать действия РКП и РКСМ и добиться конкретного руководства культурной жизнью (особенно в деревне), обратив внимание на народный дом и избы-читальни; в число курсантов политшкол вовлечь молодежь в коли-

честве не менее 25 % всего состава [5, С. 4-5].

В докладе на IX Донской областной конференции ВКП(б) «О работе комсомола» (28 апреля 1924 года) было отмечено, что «комсомольская организация гигантски выросла за это время. В 1923 году насчитывалось 4500 членов и кандидатов РЛКСМ, а в 1924 году численность выросла до 8109 человек, в том числе членов - 6118, кандидатов - 1991 человек. Состав комсомольской организации следующий: 3150 рабочих, 3000 крестьян, 650 служащих и 157 прочих: членов РКП(б) - 550, кандидатов - 1050» [8, С. 44-47а].

Широкое развитие получила политическая активность, проявлявшаяся в кампании перевыборов фабрично-заводских месткомов, где количество членов РЛКСМ в составе ФЗМК составляло в среднем 10 % (1924 год) [13, С. 17].

На этой конференции говорилось и о больших достижениях комсомола в самых разнообразных отраслях деятельности, особенно в спортивной работе. По существу, констатировалось, что «весь спорт целиком является монополией комсомольцев» [8, С. 44-47а].

Подчеркивалось, что повысилась деятельность комсомола и в области политико-просветительной работы: «имеется ряд учреждений, которые созданы комсомолом за последнее время. Это - театр, центральный клуб, окружные клубы, избы-читальни и т. д. Серьезнее стал заниматься комсомол и киноиздательством... Комсомольцы приступили к этому делу довольно хорошо, и будем надеяться, что, в конечном счёте, эта работа послужит действительно на пользу комсомолу и партии, тем более что дело это новое, чрезвычайно плохо поставленное во всех отношениях...» [8, С. 44-47а].

Естественно, что не везде развитие шло одинаково хорошо. Но в то же время, как отмечалось в Постановлении пленума Донкома

РКСМ «О спортработе в округе» (25 февраля 1924 года), «в 1923 году произошёл резкий перелом в развитии спорта. Ячейки физической культуры создаются на предприятиях, в школах и даже в деревне. Сейчас мы имеем до 23 ячеек физической культуры, приблизительно они расположены так: в Темерницком районе - 5, в Городском - 5, Нахичеванском -4, в округах - 9, из них деревенских - 3. Кроме этого, поступило заявление от 3-х школьных ячеек.» [19, С. 4].

В этом же постановлении подчеркивалось, что «общее число занимающихся увеличилось во много раз. Улучшилось материальное обеспечение спортивных клубов при профсоюзах, значительно окрепли водноспортивные клубы. Нахичеванский яхт-клуб и клуб «Аврал» ведут большую работу по ремонту судов, организовался яхт-клуб в Азове. Появились первые преподаватели по физической культуре из комсомольцев и членов партии. Работа по зимнему спорту дала положительные результаты, и наконец, комсомол получил практический опыт, который позволяет в нынешнее лето развернуть работу в более широком масштабе.» [19, С. 4].

Важная роль отводилась культурно-просветительной работе. Так, в информационном отчете Донского областного комитета РКП(б) за октябрь - ноябрь 1923 года «О работе среди молодежи» (24 декабря 1923 года) говорилось, что важнейшей задачей ДК РКСМ «является улучшение всей работы организации и привлечение каждого комсомольца к культурно-просветительной работе...

ДК РКСМ сейчас занят подготовительной работой к организации областной союзной школы, которая будет открыта в конце июля или в начале августа» [7, С. 28-29].

Из протокола пленума Таганрогского окружного комитета РЛКСМ «О работе Троицкой сельской ячейки»: «.в отношении полит-просветработы: у нас созданы и работают кружки первой категории. Все остальные

кружки при хате-читальне... Издаётся стенгазета, в которой принимает участие беспартийная молодёжь» [19, С. 59-60].

Из газетного сообщения о ячейке РКСМ завода «Красный Дон» 28 октября 1923 года: «.возникла ячейка в 1921 году в количестве 35 человек. Вначале работа ячейки велась слабо ввиду того, что большинство её членов были в плавании, да и время было тяжелое: борьба с голодом, переходный момент к НЭПУ.

С начала 1923 года пульс жизни ячейки забился сильнее. Началась усиленная работа кружков: драматического, спортивного, библиотечного и политкружка. В драмкружке разучивались пьески, революционные стихи, комические рассказы. В настоящее время кружок работает хорошо.

Задачей библиотечного кружка стало распространение среди рабочих литературы, особенно политической, с тем, чтобы как можно большее количество рабочих втягивать в чтение. С этой целью ежедневно от библиотечного кружка в библиотеке был дежурный. Работа политкружка велась ударными темпами, Политкружок возник на месте школы по ликвидации политнеграмотности среди членов ячейки. Читались доклады, лекции на политтемы. Проведенная политпро-верка показала, что ячейка с помощью политкружка действительно проделала большую работу в повышении политического уровня молодежи.

Теперь боевой задачей политкружка является ликвидация к 5-й годовщине РКСМ союзной безграмотности.» [4, С. 4].

Ленинская районная организация РЛКСМ города Ростова-на-Дону в газете «Советский юг» в 1925 году опубликовала материал, где говорилось, что клубная работа переведена на методы массовой работы и проводится через кружки. Кружковая и эпизодическая работа отражает злободневные политические моменты. «Ставятся, например, инсцениров-

ки «Лицом к деревне», «Производственный чемпионат» и т. д. В районе имеется семнадцать стенгазет. Курсы юнкоров реорганизованы в курсы повышенного типа, в них занимается тридцать два человека. В районе насчитывается четырнадцать кружков физкультуры, где состоит восемьсот членов РЛКСМ. РК РЛКСМ ходатайствует перед соответствующими организациями об открытии в Ленгородке стадиона.» [5, С. 2].

Донецкий окружной комитет ВЛКСМ в отчете Донскому областному комитету ВЛКСМ (август 1926 года) подчеркивал: «.единая система политобразования комсомола как в городе, так и в деревне привилась. Всего по округу кружков политчиток было сто тридцать два, которыми была охвачена большая часть комсомольцев, остальная часть обучалась в партсети политобразования» [17, С. 31].

Кроме того, в отчете указывалось, что за отчётный период были проведены следующие кампании: дни МОПРа, Парижской коммуны, леса, кооперации, Неделя печати, Международная детская неделя, Международный юношеский день и др. [17, С. 32].

Культурно-просветительная работа была тесно связана с работой по ликвидации неграмотности. Так, в письме СевероКавказского крайкома ВЛКСМ всем окружным и областным комитетам ВЛКСМ о ликвидации неграмотности (1926 год) говорилось, что крайком ВЛКСМ предлагает в работе по ликвидации неграмотности руководствоваться следующими положениями: выделить в состав чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности постоянного представителя комсомола; комитетам и ячейкам коммунистического союза молодежи провести точный учет неграмотных комсомольцев и вовлечь их на ликпункты, дав твердое плановое задание каждой ячейке по привлечению и обучению на ликпункте определенного количества неграмотных комсомольцев. Особое значение данная работа приобретала в ударных районах,

где ликвидация безграмотности должна была закончиться полностью к 10-летию Октябрьской революции [3, С. 227].

Кроме ликвидации неграмотности, шло продвижение книги в деревню. Инициатива, выдвинутая Ростовским горкомом комсомола и комсомольской организацией пединститута «Пошлем тысячи книг в колхозы», была поддержана крайкомом комсомола, и уже с 10 по 20 декабря 1933 года в рамках декады книги проводился сбор книг для деревни по всему краю силами молодёжи, школьников, трудящихся [16, С. 16].

Одновременно начинает развиваться молодежная пресса. Из постановления бюро Северо-Кавказского крайкома РЛКСМ о комсомольской печати в крае от 5 июня 1925 года: «.основной задачей на ближайший период считать повышение тиража газет «Комсомолец» и «Молодой рабочий». Довести в течение июня - октября тираж газеты «Комсомолец» до пяти тысяч, «Молодой рабочий» -до восемнадцати тысяч. Добиться штатных работников - разъездных корреспондентов -организаторов подписки на газеты «Комсомолец» и «Молодой рабочий». Ввиду существующей тенденции местных организаций издавать местные комсомольские самостоятельные газеты при полнейшем отсутствии возможностей, обеспечивающих нормальный выход и соответствующее идейное содержание газет, направить подробное разъясняющее письмо местным комсомольским организациям» [10, С. 4].

Причем активно развивалось и юнкоровское движение. Во всех комсомольских организациях инструктировали и помогали в работе юнкоровских объединений. Выступая на II пленуме Северо-Кавказского крайкома ВЛКСМ, редактор газеты «Большевистская смена» Полуянов, отмечал: «Наша задача -сделать газету газетой рабочей и колхозной молодежи, для чего надо развивать юнкоровское движение. Нашему краю пора откры-

вать заочные семинары для юнкоров-ударников, провести ряд курсов в производственных центрах. Ударники-юнкоры - основной актив, благодаря которому мы сделаем газету могучим средством в борьбе за темпы, повысим ее организующую роль.» [14, С. 101-102].

Патриотическая и оборонно-массовая работа всегда занимала важное место в деятельности Всесоюзного Ленинского союза молодежи (ВЛСМ). Она была направлена на воспитание у молодёжи любви к Родине, готовности защищать её интересы. Каждый из подрастающего поколения готов был участвовать в строительстве сильного и процветающего государства. ВЛСМ организовывал и проводил различные патриотические мероприятия, такие как фестивали, конкурсы, экскурсии, лагеря, добровольческие акции, и другие формы работы. Они способствовали формированию патриотической активности, гражданского сознания и готовности молодёжи к выполнению своих обязанностей перед Родиной. Активная оборонно-массовая работа была направлена на подготовку молодёжи к обороне страны. В контексте обострения международных отношений, всё чаще проводились сборы, тренировки, марши, направленные на развитие физической подготовки молодёжи и её умения действовать в экстремальных ситуациях [2, С. 146]. Но на пленумах ЦК ВЛКСМ неоднократно рассматривались вопросы подготовки молодежи к защите СССР, где признавалась неудовлетворительность данной работы [2, С. 144].

Соответственно, все комсомольские организации страны включились в подготовку допризывной молодежи. Не остался в стороне и Донской комсомол. Так, в Постановлении бюро Таганрогского окружного комитета ВДКСМ «О военном обучении комсомольцев» (25 июля 1927 года) было отмечено: просить окружком ВКП(б) и окружной Осоавиахим дать соответствующие директивы о выделе-

нии необходимого количества комсостава запаса для руководства военными занятиями комсомольцев в городах и на селе; просить командование артполка об оказании необходимой помощи в проведении обязательного военного обучения комсомольцев, как то: выделение комсостава для преподавания военных предметов, учебных приборов и пособий; просить окружком ВКП(б) дать директиву фракции Осоавиахима и фракциям заводоуправления и транспорта, где будет организовано военное обучение комсомола, установить частичную оплату комсостава, выделенного для проведения военного обучения [18, С. 300].

Не менее значимой была работа по агро-пропаганде. В информации Донецкого окружного комитета ВЛКСМ Донкому ВЛКСМ «О работе комсомольской организации округа по агропропаганде» (27 апреля 1927 года) отмечалось, что в течение лета и зимы 1926 года ячейками комсомола под руководством агрономов и культурников-комсомольцев проведен ряд агромероприятий: совместные с сельскохозяйственными кружками коллективные посевы хлеба, культурных трав, устройство грядок различных культур и т. д.

Комсомольцы приступили к правильному, культурному ведению хозяйства не только по полеводству, но и по животноводству и птицеводству с применением датского кормления скота, заимели породистых поросят, кур. Этими агромероприятиями ячеек очень заинтересовалось взрослое крестьянство, в результате чего некоторые крестьяне применяли опыт комсомольцев в своих хозяйствах и получали хорошие результаты, что, в свою очередь, повышало авторитет ячеек ВЛКСМ.

Сельскохозяйственных кружков в округе при избах-читальнях и ячейках ВЛКСМ - 53. Работа кружков в летний период заключалась в практическом применении полученных зимой теоретических знаний. Так, Мигулинская ячейка Мешковского РК ВЛКСМ посеяла де-

сятину пшеницы, с которой собрала 20 пудов зерна. Некоторые ячейки проводили посев трав: могара, суданки и других культур, устраивали грядки [16, С. 66, 69].

Хозяйственный поход, объявленный комсомолом, активизировал производственную деятельность на предприятиях. По инициативе комсомольских ячеек на производстве начали создаваться молодёжные ударные бригады, инициативные группы по борьбе с прогулами, изучению брака, группы рационализации.

К концу 20-х годов на Таганрогском металлургическом заводе, в ремонтно-механическом цехе, развернули работу две молодежные бригады; в литейном цехе -тринадцать молодежных бригад; в трубном цехе - бригада молодых ударников и две молодежные группы рационализации [14, С. 11].

На механическом заводе имени Никольского в городе Новочеркасске - бригада клепальщиков. На «Красном гидропрессе» в городе Таганроге организовалась молодежная бригада из одиннадцати человек по сборке токарных станков [14, С. 11].

На Таганрогском инструментально-механическом заводе, в токарном цехе № 2, по инициативе комсомольца Нутонова создана комсомольская ударная бригада [14, С. 12].

Рост ударных молодежных бригад и результаты их работы поставили вопрос о переходе от ударной бригады к ударному молодежному цеху. Так, на Таганрогском инструментально-механическом заводе открылся цех с количеством молодежи до семисот человек [14, С. 12].

Ещё одним важным направлением стала работа среди детей, которая была направлена на создание детских коммунистических групп. Из информационного отчета Донского областного комитета РКП(б) за октябрь - ноябрь 1923 г. «О работе среди молодежи» (24 декабря): «Работа среди детей выражает-

ся в организации пионерских отрядов, объединяющих в настоящее время семьсот детей. Сравнительно хорошо поставлена эта работа в Ростове и в окружных центрах. Организовывать пионерские отряды в деревнях и сёлах ДК РКСМ воздерживается до укрепления их в окружных центрах.» [7, С. 28, 29].

В газете «Молодёжь Дона» начала печататься страничка «Ленинские внучата», которая освещала законы и обычаи юных пионеров, борьбу с беспризорностью и вопросы организации отрядов.

В 1925 году пионеры города Ростова-на-Дону получили бесценный подарок - Центральный дом юных пионеров, а с 1 октября 1925 года начала выходить ежедневная пионерская газета «Ленинские внучата» [20, С. 153, 155].

Не только в больших городах формировались детские коммунистические группы. В Троицкой сельской ячейке Таганрогского окружного комитета РЛКСМ также имелся отряд юных пионеров, разбитый на звенья, для работы в которых были выделены лучшие комсомольцы. Отмечалось, что «рост пионерской организации идет за счет детей бедняков» [18, С. 59-60].

Отряд юных пионеров Железнодорожной школы, как отмечал Северо-Кавказский крайком РЛКСМ в своем постановлении от 30 октября 1925 года, своим основным методом работы избрал налаживание тесной связи школы через отряд с железнодорожными производственными организациями (мастерскими, цехами, бригадами), с партийными, комсомольскими, профессиональными и другими общественными организациями; распространение имеющегося опыта работы учителей в отрядах и на форпостах, широкое привлечение их к участию и оказанию помощи в работе пионеротряда; проведение перегруппировки пионеротрядов и увязки школьного плана с планом работы отряда; привлечение неорганизованных учащихся к общественной

работе; организация связи железнодорожной школы с деревенской через отряд и участие в этой работе учащихся всей школы; привлечение вожатых отрядов к самообразовательной работе при объединениях учительства; улучшение физкультурной и санитарно-гигиенической работы в школе, организация активного отдыха юных пионеров [12, С. 22].

Ежегодно отмечалась Международная детская неделя. В 1925 году она проводилась с 30 августа по 6 сентября. Основными лозунгами недели стали: «Лицом к деревне», «Смычка городских пионеров с деревенскими», «Укрепление здоровья юных пионеров и подготовка к углублению пионерской работы в зимний период» [11, С. 10].

В рекомендательном письме политпро-светколлегии Северо-Кавказского крайкома РЛКСМ «О подготовке к международной детской неделе» от 14 июля 1925 года говорилось, что подготовку к Международной детской неделе необходимо начать заранее, с тем чтобы она не носила случайный характер, для чего необходимо, чтобы план был жизненным и конкретным, а задачи его - понятными и простыми для пионеров; все пионеры должны быть привлечены к составлению и обсуждению плана, чтобы каждый пионер принял участие в этой работе и знал, что нужно сделать для налаживания связи с деревенскими пионерами. И только в таком случае Международная детская неделя сможет способствовать улучшению и углублению пионерской работы по всем разделам и передаче лучшего опыта в деревню [11, С. 10].

Естественно, что массовость организации предполагала определенные недостатки. «Это большая армия организованных детей [пионерская организация. - Авт.], с воспитанием которой одному комсомолу справиться трудно. В работе пионерской организации имеется ряд существенных недостатков: неприспособленность методов и содержания работы с детьми, отсутствие целевой уста-

новки в работе, слабая подготовка вожатых и т. п., вызывающих за последнее время массовую текучесть состава пионерской организации, уход детей из отрядов.» - говорилось в отчетном докладе Донского комитета ВКП(б) на XII окружной партконференции 31 января 1927 года [9, С. 62, 64]. Для того чтобы придать новый импульс работе, для вожатых организовывались курсы; пионерские работники выезжали в другие районы за опытом; на бюро крайкома заслушивались отчеты об интересных формах и методах работы. К 1927 году имелось 417 отрядов, в которых насчитывалось 19 087 пионеров и 2575 октябрят [9, С. 62, 64].

В отчетном докладе Донского комитета ВКП(б) на XII окружной партконференции 31 января 1927 года о работе комсомола было отмечено, что истекший период характеризовался значительным ростом активности молодежи, повышением с ее стороны требований и запросов. У разных групп молодежи эта активность выливалась в различные формы. Рабочая молодёжь стремилась повысить свои знания, квалификацию и улучшить материальное положение. Что касалось требований деревенской молодежи, особенно бедняцко-батраческой ее части, то они шли по линии улучшения материального положения, поднятия культурного уровня. Именно эти группы молодежи проявляли наибольший интерес к комсомолу.

Также в докладе говорилось, что середняцкая часть молодежи в деревне в большей своей части занята интересами своего хозяйства и несколько отдалена от комсомола. Однако за последний год, в связи с улучшением материального положения, и эта молодежь начала проявлять более живой интерес к комсомолу, предъявляя требования к повышению своей культурности, особенно в вопросах агрономии.

Возросла также активность и среди учащейся молодежи: наиболее культурная, осо-

бенно тянется к комсомолу.

В свою очередь, комсомольские ячейки, значительно окрепшие, стремились путем вовлечения молодежи в производственную жизнь, приобщения к политической учебе, участия в работе по поднятию и машинизиро-ванию сельского хозяйства, участия в работе Советов и других общественных организаций города и деревни использовать эту растущую активность в интересах государства [9, С. 62, 64].

Подтверждением данной активности могут служить обязательства комсомольского коллектива механического завода имени Никольского города Новочеркасска (не позднее 1 мая 1929 года). Он работал исключительно по разработанному пятилетнему плану участия в социалистической стройке рабочей молодёжи, где, кроме повышения производительности труда, снижения себестоимости, борьбы с прогулами и т. д., были предусмотрены и более конкретные мероприятия. Передовики стремились не только дать хорошие показатели, но и подготовить установленное количество первоклассных командиров промышленности, цеховых мастеров, бригадиров, высококвалифицированных рабочих и т. д. В рамках работы завода они активно боролись с неграмотностью, чтобы предоставить потом людей для повышения образования на новом уровне. Важным было и приучение их к санитарии и гигиене. Через различные спортивные, познавательные и культурные кружки проходило всестороннее развитие молодых людей и т. д. [14, С. 72].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на Дону к началу тридцатых годов XX века произошло идеологическое, организационное становление самой многочисленной молодежной организации XX века, сформировались приоритеты, формы, методы работы в соответствии с региональными особенностями. Молодёжное движение

в России в начале XX века было насыщено энергией и стремлением к переменам. Множество молодых людей с различными идеалами и убеждениями собирались вместе, чтобы создать новое и свободное общество.

Библиография / References:

1. Ливцов В.А. История формирования духовных начал в образовательной системе России в XVIII веке // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2013. -№ 6 (35). - С. 57-60.

2. Орлова Л.Н. История развития оборонно-массовой работы в пионерской организации в 30-е годы XX века // Вестник государственного и муниципального управления. -2021. - Т. 10. - № 2. - С. 144-152.

3. РГАСПИ. - Ф.1. - Оп.23. - Д.52.

4. Советский юг. - 1923. - № 42.

5. Советский юг. - 1925. - № 21.

6. ЦДНИРО. - Ф.4. - Оп.1. - Д.135.

7. ЦДНИРО. - Ф.4. - Оп.1. - Д.161.

8. ЦДНИРО. - Ф.4. - Оп.1. - Д.180.

9. ЦДНИРО. - Ф.5. - Оп.1. - Д.93.

10. ЦДНИРО. - Ф.171 - Оп.1 - Д.9.

11. ЦДНИРО. - Ф.171 - Оп.1 - Д.14.

12. ЦДНИРО. - Ф.171 - Оп.1 - Д.16.

13. ЦДНИРО. - Ф.171 - Оп.1 . - Д.24.

14. ЦДНИРО. - Ф.171 - Оп.1 . - Д.258.

15. ЦДНИРО. - Ф.171 - Оп.1 . - Д.724.

16. ЦДНИРО. - Ф.171 - Оп.1 - Д.1301

17. ЦДНИРО. - Ф.174 - Оп.1 . - Д.2.

18. ЦДНИРО. - Ф.177 - Оп.1 . - Д.3.

19. ЦДНИРО. - Ф.275 - Оп.1 . - Д.5.

20. ЦДНИРО. - Ф.910 . - Оп.3 - Д.710.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Livtsov V.A. (2013) Istoriya formirovaniya dukhovnykh nachal v obrazovatel'noy sisteme Rossii v XVIII veke // Vestnik Orlovskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Novyye gumanitarnyye issledovaniya. - 2013. - №6(35). - S. 57-60. (In Russ.).

2. Orlova L.N. (2021) Istoriya razvitiya obo-ronno-massovoy raboty v pionerskoy organizatsii v 30-ye gody XX veka // Vestnik gosudarstven-nogo i munitsipal'nogo upravleniya. - 2021. - T. 10. - №2. - S.144-152. (In Russ.).

3. RGASPI. - F.1. - Op.23. - D.52. (In Russ.).

4. Sovetskiy yug. - 1923. - № 42. (In Russ.).

5. Sovetskiy yug. - 1925. - № 21. (In Russ.).

6. TSDNIRO. - F.4. - Op.1. - D.135. (In Russ.).

7. TSDNIRO. - F.4. - Op.1. - D.161. (In Russ.).

8. TSDNIRO. - F.4. - Op.1. - D. 180. (In Russ.).

9. TSDNIRO. - F.5. - Op.1. - D. 93. (In Russ.).

10. TSDNIRO. - F.171. - Op.1. - D.9. (In Russ.).

11. TSDNIRO. - F.171. - Op.1. - D.14. (In Russ.).

12. TSDNIRO. - F.171. - Op.1. - D.16. (In Russ.).

13. TSDNIRO. - F.171. - Op.1. - D.24. (In Russ.).

14. TSDNIRO. - F.171. - Op.1. - D.258. (In Russ.).

15. TSDNIRO. - F.171. - Op.1. - D.724. (In Russ.).

16. TSDNIRO. - F.171. - Op.1. - D.1301. (In Russ.).

17. TSDNIRO. - F.174. - Op.1. - D.2. (In Russ.).

18. TSDNIRO. - F.177. - Op.1. - D.3. (In Russ.).

19. TSDNIRO. - F.275. - Op.1. - D.5. (In Russ.).

20. TSDNIRO. - F.910. - Op.3. - D.710. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.