Научная статья на тему 'Идеологическая основа всестороннего формирования личности'

Идеологическая основа всестороннего формирования личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тищенко В. А.

В данном исследовании раскрыта мировоззренческо-идеологическая основу для формирования личности современной молодежи. Рассмотрено на разных исторических отрезках физическое воспитание. Выявлены характерные особенности, которые происходили на рубеже европейской истории, а именно в период упадка античного мира. Проанализирована христианская мировоззренческая доктрина и ее влияние на приоритеты тогдашней физической культуры. Предложены меры по улучшению физического воспитания молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеологическая основа всестороннего формирования личности»

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВСЕСТОРОННЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

© Тищенко В.А.*

Львовский национальный аграрный университет, Украина, г. Львов

В данном исследовании раскрыта мировоззренческо-идеологическая основу для формирования личности современной молодежи. Рассмотрено на разных исторических отрезках физическое воспитание. Выявлены характерные особенности, которые происходили на рубеже европейской истории, а именно в период упадка античного мира. Проанализирована христианская мировоззренческая доктрина и ее влияние на приоритеты тогдашней физической культуры. Предложены меры по улучшению физического воспитания молодого поколения.

Всестороннее воспитание современного молодого поколения и формирования личности каждого индивидуума заключается не только в образовании, создания надлежащих условий для приобретения им необходимых для полноценной жизни знаний и умений, постижение принципов нравственности и обретения духовной целостности, но, наряду с другими важными факторами, требует надлежащего здоровья и телесного совершенства. Собственно всему этому призвана способствовать физическая культура и спорт, регулярные занятия, которыми для каждого человека еще с самого раннего возраста, должны стать полностью сознательной внутренней потребностью.

Проблема развития физической культуры и любительского спорта среди молодежи относится к основным, наиболее важным направлениям социологических исследований. В наше время, когда моральное и физическое совершенство человека подменены другими приоритетами - богатством, карьерным ростом, положением в обществе - именно это направление набирает актуальности.

Указанную проблему поднятия авторитета занятий спортом и физической культуры исследовали немало ученых [1-4], предлагая действенные меры для ее решения. В этом педагогическая наука имеет в своем активе исследования общих проблем профессиональной подготовки специалистов, в том числе и для агропромышленного производства [5].

Учеными и исследователями в области теории и методики физического воспитания хорошо разработаны вопросы физической подготовки абитуриентов в школах и ПТУ [1, 5], а также их тестирования и оценки [8]. Это важно, поскольку одной из наиболее значимых условий успешного выполнения функциональных обязанностей современным высококвалифицированным специалистом, в том числе и в аграрной отрасли, является наличие у него

* Заведующий кафедрой Физического воспитания, и.о. доцента.

высокого уровня развития общих и профессионально-прикладных физических способностей, которые достигаются путем эффективного управления процессом физической подготовки [7].

Однако, изучая проблему физической культуры и спорта, на наш взгляд, исследователи недостаточно используют исторические аспекты и мировой опыт этого социального явления, которые оказывают значительное влияние на указанную проблему сегодня.

В этом кратком исследовании ставим целью раскрыть исторический прогресс в понимании роли и значения физического воспитания в развитии человека и в жизни, и профессиональной деятельности, охарактеризовать особенности, которые происходили на рубеже европейской истории.

Физическое воспитание молодого поколения во все исторические времена было важной составляющей общественной жизни, но на разных исторических отрезках имело и свои характерные особенности. Причиной этого является то, что такое цивилизационное явление взаимосвязано с духовными ценностями общества. Поэтому, интересно взглянуть на события, которые происходили на рубеже европейской истории, а именно в период упадка античного мира и становление христианской мировоззренческой доктрины, а также проанализировать их влияние на приоритеты тогдашней физической культуры.

Идеал средневекового человека в те далекие времена формировался под влиянием становления христианских нравственных ценностей. Здесь целесообразно отталкиваться от восприятия тогдашним людьми (и нынешними, и более) понимание идеала тела распятого Христа, который был истощенным страданиями и умер во имя спасения всего человеческого рода.

В этот период слово «аскет» (по примеру Иисуса Христа) означало, человека, который презирает свое тело, истощает и издевается над ним, но закаляет только свой дух. Фигура святого аскета, которая отрицает физическую культуру, составляла общий идеал для всех социальных и сословных слоев того времени. Хотя уже и тогда складывались отдельные собственные идеалы во вновь закрытых орденах и социально-сословных группах. Например, был идеал рыцаря, но и этот идеал в конце постепенно вписался во всеобъемлющий образ аскета. Рыцаря того времени уважали и считали достойным подражания не только за физическую силу, боевой дух, осознание орденской чести, нравственное поведение, соответствующее кодексу этой чести, а также и за то, что все эти качества рыцарь подчинял и посвящал служению господу и церкви.

Теологические учения христианской церкви раннего средневековья, которые определяли европейское просвещение (в соответствии с описанными выше идеалами) провозглашали презрительное отношение к земных потребностям и радостям, концентрировали внимание на служении только высшему смыслу. Следствием этого стало то, что в педагогических учреждениях, которые действовали под непосредственным руководством церкви,

были отменены любые занятия по физической культуре, оттеснены на второй план гигиеническое воспитание, хотя эти упомянутые составляющие, имели особую ценность в античном обществе.

Между тем, идеал человека, который воцарился в период становления феодальных отношений, не раскрывает всю глубину истории практического развития физической культуры того времени. Разным было отношение к физической культуре, как отцов православной, так и католической церквей. В этих двух направлениях было разное понимание понятия «аскетизма». По одним позициям жесткими и бескомпромиссными были католики, в других -православные. На раннем этапе все-таки католическая церковь предлагала более жесткие «параметры» аскетизма. Это можно объяснить тем, что слишком сильными пост-Римскими сообществами были отторжены господствующие в то время ценности. Морально и духовно деградирующая, погрязшая в оргиях и материальном угождении, Западная Римская империя влияла на стиль жизни. Возможно именно по этой причине, «маятник общественных ценностей» вынужден был «качнуться» так далеко в противоположную сторону, действующей тогда системы.

И все же Церковь раннего Средневековья уже не могла не считаться с обычаями народов. Так, многие традиции этих народов, как например, турниры германцев в период весенних праздников, поединки норманнов, игры ирландцев, обрядовые игрища славян не подвергались анафеме. Также нет свидетельств о том, что церковь отрицала потребность в боевой физической подготовке.

В то время, технологии изготовления военного снаряжения и оборудования усовершенствовались, и обусловили революционные изменения в военном искусстве. Тяжелое вооружение, которое было основой средневекового военного искусства, требовало определенного профилирования военной физической подготовки. В ней особое значение приобретали такие физические качества, как сила и специальная силовая выносливость. После изобретения и применения огнестрельного оружия специальная силовая физическая подготовка не была уже столь актуальной.

В источниках VIII века, а именно в записях об учениках, которые воспитывались во дворцах и при дворах Франкского государства и Английского королевства, встречаем убедительную информацию о том, что физическая подготовка детей проходила в организованных формах.

А вот из танцевальных движений церковь последовательно преследовала лишь один - пантомиму. В это же время, танцы ангелов, которые отражали радость прощения грехов, позволяли танцевать даже в церквях.

В период раннего средневековья в традиционных танцах, посвященных церковным праздникам, участвовали и мирские братья низшего духовенства. В поучениях св. Георгия, которые были адресованы императору Юлиану, например, осуждались только те движения, которые напоминали танец Со-

ломеи. Святой говорил так: «Но когда тебе так уж хочется танцевать ... то танцуй ... танцуй, повторяя достойный танец Давида. Эта благородное и невоинственное упражнение, достойная правителя, и христиане славят его».

Только в VIII и 1Х веках на заседаниях синода начали выступать против исполнения танцев по поводу религиозных праздников, собственно в церквях, во время крестных ходов и похорон, а также, когда они приобретали сумасшедший характер и представляли угрозу порядку проведения религиозных обрядов и церемоний, нарушали ритм тогдашней жизни. Аналогичное отношение в те времена сформировалось к подвижным играм и развлекательным охотам.

Как видим, в этих событиях можно найти много общего и с современными дискуссиями о взаимосвязи и взаимозависимости между духовным и физическим, поисками моральных и духовных принципов.

Когда физическая культура теряет духовную основу, то система, какой бы она не казалась прогрессивной и рациональной, обречена на разрушение. Проблемы современного мира, имеют очень много общего с проблемами Древнего Рима в период его упадка. Прежде всего, это - духовный вакуум. Поэтому многих современников не оставляет предчувствие очередного всеобъемлющего духовного перелома в масштабах всего человечества. Итак, события, которые происходили около двух тысяч лет назад, вновь дают повод к размышлениям о взаимосвязи физического и духовного.

Идеология модного фитнеса, поддерживаемая потребительской парадигмой современного мира, утверждена на эгоизме современного человека, зиждилась на ее атеистическом мировоззрении (хотя почти не декларируемой), в ближайшем будущем, на наш взгляд, является обреченной. У физической культуры, как общественной сферы, без определенного метафизического смысла, а лишь собственно как «физиологический калькулятор», как «физический аккумулятор» нет, на наше полное убеждение, исторической перспективы. Именно поэтому крайне важно акцентировать взаимосвязь физических занятий с духовными ориентирами, и выстраивать концепции физического развития и совершенства, которые отчетливо, а не абстрактно опирались бы на духовные приоритеты.

То, что настоящее молодое поколение, значительно слабее и здоровьем, и физическим развитием от поколения 70-80 годов прошлого века, уже никому не надо доказывать. И не только экономические трудности, экология или научно-технический прогресс в этом виноваты, а в первую очередь, жизненные ориентиры нынешнего украинского общества, потеря понимания высших ценностей. Неслучайно и предусмотрительно, обратился с предостережением Папа Римский - Павел-Иван II к украинской молодежи, находясь во Львове: «Не попадайтесь из рабства тоталитарного в рабство потребительское».

Духовное и физическое здоровье каждого человека и нации, в общем, на самом деле очень взаимосвязаны. Такая взаимосвязь выглядит просто: физическая культура и спорт нужны нам, как источник жизненных сил, а жизненные силы нужны для воплощения Божьего замысла, выраженного в талантах каждого из нас, а именно для работы, любви, воспитания детей и святого дела - защиты своей Отечества.

Список литературы:

1. Грибан Г.П. Физическая культура и спорт как социальная предпосылка становления будущих специалистов АПК // В сб.: Повышение роли молодых ученых и специалистов в совершенствовании экономического механизма хозяйствования. Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции. Выпуск 2. - Одесса. 1988. - С. 21-23.

2. Катшевський С.М. Науково-методичт та оргатзацшт основи фiзич-ного самовдосконалення студентства. - К.: 1ЗМН, 1999. - 270 с.

3. Краснов В.П. Проблемы физической надежности сельской молодежи // Всеукранська конференщя «Молодь i сустльство». - Одеса, - 2001. -С. 87-89.

4. Магльований А., Белов В., Котова А. Оргашзм i особиспсть. Ддагно-стика та керування. - Л^в: «Медична газета Украни», 1998. - 250 с.

5. Грибан Г.П., Богданов С.Н., Чубаров М.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов сельскохозяйственных вузов. -М., 1990. - С. 23-25.

6. Годик М.А. Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

7. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ - М: Высшая школа, 1991. - С. 26-33.

8. Мудрик В., Ол^ик М., Приходько I., Ашанш В. Аналiз проблемноi ситуацл щодо впровадження державних тестiв i нормативiв оцiнки фiзичноi пiдготовленностi населения Украни // ТМФВ. - 2002. - № 2-3. - С. 16-17.

СКУКА, ТОСКА, ХАНДРА: ЭМОЦИЯ ПЕЧАЛИ В РУССКОЙ КАРТИНЕ МИРА

© Чеснокова Л.В.*

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

В статье рассматривается одна из важнейших констант русской культуры - эмоция печали. Особое внимание уделяется интерпретации этой культурной универсалии и ее функционированию в русской картине

* Аспирант кафедры Философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.