Идеологическая безопасность российской цивилизации
Николенко Анастасия Алексеевна,
кандидат политических наук, доцент, Владивостокский государственный университет E-mail: Anastasiya.Nikolenko@vvsu.ru
Статья посвящена актуальной теме идеологической безопасности и поиску новых решений для формирования возможностей противостояния культурной экспансии. Также рассматриваются причины и следствия отказа от культурной идентичности и идеологии. Современные вызовы информационного и политического характера, в обществах, где граница цивилизаций стирается при помощи электронных средств связи делает ситуацию все более нестабильной, а экономические и политические кризисы все более непредсказуемыми. Задача системы идеологической безопасности становится не просто внутристрановой, но и охватывает значительные территории вне национального государства. Успехи предыдущих периодов в мягкосиловом противостоянии, стали процессом, который запустил для наиболее успешных в пропаганде обществ, необратимый процесс идейного самопоглощения. Отсутствие дальнейшего схем развития, за рамками старых или устаревающих идеалов является большим препятствием на пути к сколь-нибудь возможному прогрессу, так как идеи влияют и на материальное развитие цивилизаций. Культурная экспансия предыдущих периодов свела на нет все альтернативы, которые приходится строить на синтезе или реконструкции, но подобный путь также имеет огромное количество противоречий внутри себя. Необходимость создания идеологического пространства в данный период истории наиболее важный вопрос для современной российской цивилизации.
Ключевые слова: «цивилизация», локальная цивилизация, общественный процесс, власть, российская цивилизация, идеология, безопасность, цивилизационный подход.
<п
I_
CJ
Современное глобальное общество переживает один из самых серьезных кризисов за свою историю, и этот кризис не только экономический, сколько идеологический. Не способный оправдать свою гегемонию условный «коллективный» запад утрачивая влияние, показывает собственную изнанку, изнанку «цивилизованности», построенной на сегрегации, насильственной культурной и иной ассимиляции и прочих «тяжелых» процессах.
«Ожидание «конца истории» в исполнении Фрэнсиса Фукуямы привело к странному результату. История действительно заканчивается для ортодоксов либеральной теории. Но для России деградация «Большого Запада» -это освобождение от квази-колониальной эксплуатации, новый шанс на духовное возрождение, на спасение себя и других. Отрицание духовного превосходства Запада не следует путать с отказом от материального, научно-технического, культурного потенциала Европы. Это один из заветов Петра Великого, день рождения которого мы недавно отметили» [1, с. 27-37].
Отказ от идеологического вектора, от здоровой и обоснованной системе базовых понятий загоняет большинство современных обществ в тупик. В подобной ситуации сейчас находится и Россия. Проблема реконструирования идеологической структуры в том, что существующие противоречия в политическом дискурсе просто не позволят воссоздать, или создать заново идеологический базис. Еще одна причина это необходимость принимать весь предыдущий опыт и сопоставлять его с политической и социальной базой современности, что также достаточно не просто в условиях деидеологи-зации и долгих лет попыток интегрирования в западное общество.
«Нужно сказать, что формирование идеологических доминант должно происходить с опорой на реальную ценность, объективность и значимость тех или иных мировоззренческих ориентиров для общества. Это не должны быть искусственно выдуманные или чуждые элементы, они обязаны приниматься большинством населения положительно» [2, с. 11-17].
Кроме того, ценностные ориентиры общества в свое время претерпели крах, на общественные интересы просто перестали обращать внимание, они были выхолощены из сферы политического, экономического и по умолчанию стали «низовыми». Вместо этого была представлена утопическая идея индивидуального успеха и довольно наивная, почти лубочная картина будущего, пути к которому предлагалось создать самостоятельно и по тем же самым либеральным шаблонам. Не учитывался период времени, условия, исторический опыт и даже существующие культурные паттерны. В то время большой передел собственности казался наиболее важной задачей.
Ситуация со временем кардинально изменилась, прошло не так много времени, но уже в начале 2000-х, складывается ситуация противостояния как минимум в экономическом мировом пространстве. Конкуренция за «новое экономическое чудо», в котором в силу причин Россия не могла иметь шансов на участие.
Современная ситуация представляется совершенно другой, все что произошло, имеет последствия, и ошибки нулевых и десятых годов привели весь мир к понима-
нию необходимости создания новейших способов идеологической борьбы. Есть нюанс, если после «холодной войны», западные общества продвигали свою идеологию с помощью «мягкой силы», и российское общество стало обществом подверженным экспансии ценностей, сама по себе страна не успела выработать даже стратегию «мягкой силы», а тем более противостоять культурной экспансии запада.
По мнению ученого П.П. Марченя «Сегодня идет война цивилизаций, война идеологий, война императивов как установок, определяющих высшие смыслы, цели и ценности истории отдельных людей и целых народов. Можно возразить, что такая война была и раньше, что она длится всю человеческую историю, с момента появления первых цивилизаций. Это так. Но есть принципиальное отличие. Сегодняшняя война действительно может закончиться уничтожением цивилизаций. Физически - потому что могут быть применены соответствующие средства массового поражения. И метафизически -потому что современные средства инициированной претендующим на всепланетное господство. Цивилизацион-ная идентичность определяется, прежде всего, историей, исторической памятью, историческими святынями, пониманием смысла истории и своего места в ней» [3].
В таком случае есть только один шанс на существование для российской цивилизации, где важнейшим становится идентичность, идеология и ориентация на собственное, не «подражательное» поведение в сфере культуры и идеологии. Для этого мало выстроить дискурс вокруг патриотизма, необходимо учитывать реальность и факторы социального, те, что есть прямо сейчас, понимать и знать как именно сформировалась ситуация и что угрожает обществу, как снаружи, так и изнутри. Угрозой является как раз пораженная ценностная матрица и двойные стандарты, несоответствие вторичного «подражательного» поведения части общества и окружающей действительности, не только на уровне культуры, на всех уровнях и во всех областях социальной жизни.
В таком случае «Как показывает практика, не форма правления и не политический режим определяют сущность того или ино го общества, государственного образования, а нечто другое, в гораздо большей степени важное и значимое, а именно: культурно-историческая, цивилизационная самобытность, национальный дух и выросшие на его основе нравственные ценности» [4, с. 98-105]. Воспроизвести устои не получится, как показывает исторический опыт чаще всего это является утопичным, потому что момент уже упущен и «рекон-структорство» ведет к еще большему отторжению. Вернуть, например, молодежь в русло созидательного также можно лишь через понимание реальности и осознания политической ситуации, отказа от «фантомов» западного мира. Но опасность состоит в том, что, отказавшись от имитации западного, общество также начнет играть в собственные культурные паттерны, не понимая их сути.
Важнейшую роль в данном процессе играет поведение элит и рекрутинговые модели элитарного генезиса. «Механизм рекрутирования элиты в современной России меняется медленно. Качественного обновления политической элиты России не произошло. Радикальных изменений в этом вопросе не стоит ждать раньше смены поколения административных управленцев. Подготовка новой генерации политиков продолжает оставаться актуальной задачей. В случае дальнейшего преобладания тенденции к закрытию системы рекрутирования политической элиты, согласно закону естественной циркуляции элит, можно прогнозировать нестабильность политической системы, а также ее кризиса» [5, с. 442-453].
Если же данный кризис станет реальностью, страну ждет новая катастрофа, возможно цивилизационного масштаба, внешнего ресурса для воспроизводства элит разного свойства также не имеется. Сама по себе схема рекрутинга нуждается в пересмотре. Если углубляться в проблему, кризисы элит случались в истории России стабильно приводя к завершению того или иного режима или политической эпохи. Смутой закончилось правление Рюриковичей, дворцовыми переворотами эпоха Петра I, дальнейшие процессы также не исключение. Соответственно выхолащивание элитарной массы ведет к проблемам идеологического и политического характера, что в свою очередь становится базовой причиной цивилизационного кризиса.
В современном мире «Возрастание геоцивилизаци-онного фактора проявляется в росте национального, цивилизационно-культурного самосознания, в состязании ценностей, попытках смены ментальных ориентиров, в обострении противоборства в процессе отстаивания фундаментальных ценностей» [6, с. 24-30]. Подмена понятия фундаментальные ценности, на западные, привела к поражению в холодной войне, прошедшие три десятилетия также показали, что восстановительные период не бывает легким и часто сопровождается противоречиями. Именно поэтому, прежде всего для создания идеологии необходимо обращаться даже не к корням, что приведет к простой реконструкции практики без вникания в суть процесса, но обращению к реальности и глубокого понимания угроз, которые сейчас могут стать фатальными не просто для индивидов, национальных государств или правительств, а для целой локальной цивилизации, что приведет к войне на уничтожение. Если первая фаза агрессии сопровождалась простой культурной экспансией, то окончательная будет выглядеть как искоренение не метафорических «ценностей», а физическому уничтожению «варваров».
Следовательно идеология это не просто набор догм или заповедей, которые можно легко имитировать или манипулировать ими как удобно, но глубокое осознание необходимости ценности и цели, для ориентации в реальности, опасной новой реальности. На кону не просто абстракции совместного выживания, но коллективное выживание как таковое.
По словам ученых С.Ю. Белоконева, И.С. Буриковой, М.А. Коноваловой «Наличие в обществе идеологии свидетельствует о том, что общество и граждане, его составляющие, обладают не только ценностями и целями, но и смыслом совместного существования на заданной территории (своего государства). Идеология в терминах социальной психотерапии является ресурсным состоянием для общества и общественных отношений, дает возможность самовосстановления, если будет частично разрушено, дает энергию и жизненные силы к совместной целенаправленной деятельности» [7, с. 183-194].
Ресурс для восстановления и целенаправленной деятельности политической и общественной жизни в данном историческом контексте, который сложился в конце первой четверти XXI века, то необходимое и самое главное, на что нужно обратить внимание.
Таким образом «Глобализация привела к тому, что цивилизации не имеют четкой границы противостояния. Внутри каждой из них, на ее территории, в ее социальном пространстве борьбу с нею ведет часть другой цивилизации» [8, с. 143-152]. Современные вызовы опасны для суверенитета не просто государств, а государств как цивилизаций, и противостояние начинается в пространстве ценностного, идеологического разграничения социального пространства смыслов, где идеологическая ошибка становится разрушительной.
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
Литература
1. Хлутков А. Д., Межевич Н.М. Европейский выбор российской цивилизации: императивы 2023 года // Управленческое консультирование. 2023. № 6. С. 27-37.
2. Бредихин А.Л. Эволюция идеологических доминант современной России // Юридический вестник Самарского университета. 2023. Т. 9, № 2. C. 11-17.
3. Марченя П.П. История России как путь к Победе: императивы Русской идеи в условиях войны // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, № 3(36).
4. Сухоплюев П.А. Концепция внешней политики Российской Федерации (философский аспект) // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 3 (15). С. 98-105.
5. Чемшит, Д.А. Кризисы политических систем с эндогенно- экзогенной моделью модернизации (российский опыт «девяностых» - «нулевых» гг.) / Д.А. Чемшит // Образование и право. 2023. № 2. С. 442-453.
6. Киселев С.Г. Магистральные тренды в геополитической картине мира // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2023. Вып. 3 (852). С. 24-30.
7. Белоконев С.Ю., Бурикова И.С., Коновалова М.А. Особенности формирования идеологии российского государства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2023. Т. 10. № 2. С.183-194.
8. Мелешин К.Ю., Шабалина А.Е. От концепта национальной безопасности к концепту цивилизационной безопасности как основе евразийской интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2023. Т. 17. № 2. С. 143-152.
THE IDEOLOGICAL SECURITY OF RUSSIAN CIVILIZATION
Nikolenko A.A.
Vladivostok State University
This article is devoted to the current topic of ideological security and the search for new solutions to create opportunities to resist cultural expansion. The causes and consequences of abandoning cultural identity and ideology are also examined. Modern challenges of an
informational and political nature, in societies where the borders of civilizations are erased with the help of electronic communications, make the situation more and more unstable, and economic and political crises more and more unpredictable. The task of the ideological security system becomes not just internal, but also covers significant territories outside the national state. The successes of previous periods in soft-power confrontation became a process that launched for the most successful societies in propaganda an irreversible process of ideological self-absorption. The absence of further development schemes, beyond the framework of old or outdated ideals, is a great obstacle to any possible progress, since ideas also influence the material development of civilizations. The cultural expansion of previous periods nullified all the alternatives that have to be built on synthesis or reconstruction, but such a path also has a huge number of contradictions within itself. The need to create an ideological space in this period of history is the most important issue for modern Russian civilization.
Keywords: "civilization", local civilization, social process, government, Russian civilization, ideology, security, civilizational approach.
References
1. Khlutkov A.D., Mezhevich N.M. The European choice of Russian civilization: imperatives of 2023 // Managerial consulting. 2023. No. 6. pp. 27-37.
2. Bredikhin A.L. Evolution of ideological dominants of modern Russia // Law Bulletin of Samara University. 2023. Vol. 9, No. 2. pp. 11-17.
3. Marchenya P.P. The history of Russia as a path to Victory: the imperatives of the Russian idea in war conditions // Nauka. Society. Defense. 2023. vol. 11, No. 3(36).
4. Sukhoplyuev P.A. The concept of the foreign policy of the Russian Federation (philosophical aspect) // Society, law, statehood: a retrospective and perspective. 2023. No. 3 (15). pp. 98105.
5. Chemshit, D.A. Crises of political systems with an endogenous-exogenous model of modernization (Russian experience of the "nineties" - "zero" years.) / D.A. Chemshit // Education and law. 2023. No. 2. pp. 442-453.
6. Kiselyov S.G. Main trends in the geopolitical picture of the world // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social sciences. 2023. Issue 3 (852). pp. 24-30.
7. Belokonev S.Yu., Burikova I.S., Konovalova M.A. The peculiarities of the formation of the ideology of the Russian state // Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: State and municipal management. 2023. Vol. 10. No. 2. pp. 183-194.
8. Meleshin K.Yu., Shabalina A.E. From the concept of national security to the concept of civilizational security as the basis of Eurasian integration // Eurasian integration: economics, law, politics. 2023. Vol. 17. No. 2. pp. 143-152.
<n ■_
u