Научная статья на тему 'Идеологическая безопасность нации: к вопросу о формировании новой идеологии российкого общества'

Идеологическая безопасность нации: к вопросу о формировании новой идеологии российкого общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
966
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеологическая безопасность нации: к вопросу о формировании новой идеологии российкого общества»

Маршак Аркадий Львович,

доктор философских наук, профессор,

г Москва, первый проректор Российской Академии

предпринимательства

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИИ: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ РОССИЙКОГО ОБЩЕСТВА

СЩ ОВРЕМЕННОЕ общественное развитие определяет свою позитивную перспективу с учетом безопасности. Это устойчивое мнение стало во многом причиной того, что сама проблема безопасности выдвинулась на первый план в ряду актуальнейших задач общественной науки.

Теоретико-методологические, глобальные аспекты безопасности разрабатываются В.Н. Кузнецовым, А.А. Прохожевым, Р.Г. Яновским. Отдельные аспекты национальной безопасности рассматриваются в трудах В. Балабанова, Е. Борисенко, В. Сенча-гова, И. Яковлева и других авторов. В последнее время в ряду этих проблем все более отчетливее выделяется идеологическая безопасность, вопросы национальной идеи и идеологического обновления.

После долгого периода умолчания, уничижительной критики социалистической идеологии, отрицания необходимости какой-либо идеологии вообще, вдруг заговорили с середины 90-х годов о государственной, национальной идее, о выработке идейных ориентиров консолидирующих общество.

Прежде чем ответить на вопрос, почему вновь обращены помыслы и выдвинуты требования к разработке новой идеологии, кратко напомним, в чем суть и значение идейной стороны жизни общества.

Идеология рассматривается как сложное духовно практическое явление, включающее в себя систему политических, правовых, нравственных, философских взглядов и действий. В основе идеологии как социально-исторического образования лежит определенным образом сгруппированные и обобщенные практической деятельностью и потребности и интересы людей, объединенных институциональными и групповыми обязанностями.

Идеологическая структура общества существовала всегда, она имела различные формы выражения от мифологической до теологической, от утопической до советской. По мнению одного из активных исследователей проблем идеологии профессора Ю.Г. Волкова только с начала XIX века возникает понятие «идеология» и начинает складываться научное осмысление истории и теории идеологических учений.

Эта позиция отражена в его работах, посвященных роли и месту идеологии в гуманистическом

1 См.: Волков Ю.Г. Идеология. СПб-Ростов/Дон 1996, Его же Идеология и гуманистическое будущее России СПтб, - Ростов/Дон 1999; Его же. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). М., 2000.

141

развитии России1.

Определенный вклад в разработку теории идеологии был внесен советскими исследователями, анализирующими проблемы идейно-теоретической деятельности КПСС1.

Опираясь на теоретическое наследие и учитывая новейшие тенденции развития социальной и экономической жизни России, ее новое место в международных отношениях сегодня вправе говорить об ином смысле идеологии XXI века.

Главной причиной возобновления идеологических поисков является то, что мы продолжаем жить в альтернативном мире. Различия объективно присуще внутренним и внешним процессам. Преодоление противоречий возможно только на основе объединения, выработке целостного мировоззрения. Это мировоззрение должно быть консолидирующим разные взгляды и убеждения, оно должно концентрировать главное, сущностное в интересах и ценностных ориентациях. Таким консолидирующем началом может вполне быть безопасность, выраженная в форме идеологии безопасности.

В соответствии с концепцией безопасности (В.Н. Кузнецов) «феномен безопасности возникает (оформляется) только на стадии четкой определенности опасности». В нашем случае такой «определенностью опасности» является идеологический вызов. Следовательно, чтобы понять, какая нам нужна идеология мы должны четко представлять, что нам противостоит в идеологическом плане. Анализ современной идейно-политической ситуации проведенный отечественными и зарубежными исследователями показывает, что основное противостояние происходит в рамках глобализации2.

Оставим в стороне дискуссионные, порой очень резкие взгляды и признаем, что глобализация - это некий объективный процесс распространения глобальной культуры. В глобализации прослеживается стремление к единению, интеграль-ности идей и взглядов интеллектуальной элиты. Другое дело что эти представления не всегда укладываются в национальные правила поведения, реальную политику и образ жизни. Тогда возникают неадекватные оценки глобализации как американизации с ее модификациями в виде магдональдиза-ции, вестернизации и т.п. формами человеческого поведения. Однако нужно помнить, что реальные попытки первых глобальных объединений возникли как раз в Западной Европе, стремящейся противостоять американскому давлению. Таким образом, глобализация в ее позитивном содержании есть продукт усилия многих государств для консолидации их сил в целях активного влияния на мировые процессы. В современных условиях через глобализацию возможно противостоять реакционным силам, объединившись в борьбе против них. Однако

решение этих задач требует осмысленного отношения к путям объединения. Ставя цель достигнуть безопасности, мы тем самым определяем необходимость выбора этого пути и обозначаем идеологическую суть консолидации. Таким образом, безопасность, а это сегодня основа социальной жизни, невозможна без идеологии безопасности.

Новая идеология призвана выполнять, прежде всего, охранительную функцию, способствовать интеллектуальной консолидации всех слоев российского общества. Новая консолидирующая по своей сути идеология должна выражать совокупность духовных ценностей, отражающих социокультурное состояние общества.

Наивно было бы представлять, что такую идеологию можно предложить, выработав ее в тиши академических кабинетов. Но нельзя и не понимать, что ориентиры такой идеологии следует искать в общественной практике, без научного обобщения которой не обойтись. Поэтому рискнем предложить некоторые позиции, с которых можно формировать современную идеологическую концепцию.

Прежде всего, нужно исходить из того, что любые идеологические конструкции не могут игнорировать тот факт, что долгое время мы жили в условиях идеологизированного общества, где идеология играла определяющую роль во всех сферах общественной жизни. При этом идеология была исторически ангожирована, т.е. имела фундаментальное значение для принятия государственных решений, была возведена в ранг государственной политики. Этим определялись двоякие роль и назначение идеологической деятельности. Ее классовый характер, в конечном итоге, выражал тоталитарность идеологии. С другой стороны, государственный монополизм способствовал тому, что идеологические концепции имели многогранное обоснование. На идеологию работала гуманитарная наука с ее институтами и учреждениями, выработке идеологии было подчинено искусство, литература, средства массовой информации. Можно утверждать, что существовала целая идеологическая индустрия, имеющая различные службы, современные технические средства распространения идеологии, хорошо подготовленные, квалифицированные кадры. Все это позволяло определять приоритеты в идеологических спорах, завоевывать сторонников и новых приверженцев, иметь выигрыш в условиях идеологической битвы. И сегодня, когда мы ставим задачу выработать новую идеологию применительно к изменившимся историческим условиям, следует учитывать, что этот идеологический задел, который не мог не оставить своего следа в сознании людей. Иными словами, формирование новой идеологии происходит не на пустом месте. При формировании идеологии необходимо учитывать, что она выражает субъектно-

1 См.:.Яковлев А.И. Государственная идеология. Калуга. 2001. С. 17-23.

2 См.: Мартин Г.П. Шуманн Х. Западная глобализация. Атака на процветание и демократию М., 2001; Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. П.Л. Бергера и С.П. Хантингтона. М. 2004; Дж Стиглиц Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003; А.С. Капто. Энциклопедия мира. М., 2002. С. 106-112.

_142

объектное отношение к действительности. Следовательно, нужно учитывать, что идеология имеет историческое содержание. Как понятие историческое она должна иметь базисные основы. Здесь можно сформировать ряд позиций адекватных современному состоянию российского общества, которые могут быть отражены в новой идеологии.

Современная идеология должна быть «многомерна» (Ж. Тощенко), т.е. концентрировать в себе интересы разных слоев общества. Возможно ли это? Возможно, если учесть весь спектр национальных и конфессиональных (религиозных) интересов наших народов. Такая идеология должна регламентироваться интересами народов нашей федерации, руководствоваться здравым смыслом, историческим опытом и реальностями дня. В этом случае мы подходим к вопросу самоидентификации российского человека, основой которой может быть его историческая культура. Пока мы в полной мере не поймем, что наша держава, великая Россия, потому и великодержавная что она мультиэтническая, муль-тикультурная, поликонфессиональная, полиязычная; пока мы не осознаем, что не может в XXI веке существовать национальное государство с однородной структурой, что без сохранения языка и культуры любой народности нет общего государства (что кстати мы пытались уже осознать, формируя новую историческую общность - советский народ) - мы обречены на идеологическую фрустрацию и идейную трансформацию.

И так, в основе новой идеологии безопасности как мировоззрения консолидирующего общество может находиться только национальная культура1. Может быть одним из первых это поняли французы, когда возникла необходимость вытащить Французскую республику из хаоса и разрухи, охвативших страну после второй мировой войны. Тогдашнее правительство провозгласило приоритет государственной культурной политики, возродило национальную культуру и тем самым пробудило самосознание французского народа, что очень скоро вывело Францию в число передовых стран Западной Европы.

Российская культура по своему внутреннему состоянию в полной мере может служить консолидирующим началом для формирования новой идеологии. Культура России вобрала в себя многовековые достижения народов, адекватно их выражает в лучших образцах устного и письменного творчества, в зодчестве и живописи, в литературе и фольклоре, в быту и образе жизни, во всех формах поведения и межнациональных отношений. Именно культура является тем естественным условием, которое объединяет людей разных убеждений и взглядов, пробуждает интерес к совместному проживанию, нивелирует грани непонимания друг друга, делает циви-

лизованными разные формы сосуществования, предотвращает конфликты и даже войны. Происходит это потому, что достижения культуры, уровни культурного развития - результат созидания многих поколений людей, итог воплощения их интересов в социальные реалии. В полной мере можно говорить об интегрированной роли культуры, о формирующихся в ней началах консолидирующей идентификации российского общества. В значительной степени это может относиться к патриотическим началам российской культуры. Нельзя не согласиться с мнением многих российских ученых о том, что патриотическая идеология воспринимается различными социальными слоями общества2. Но вместе с тем, нужно сказать, что современным смыслом такой идеологии становится патриотизм гражданский в отличие от военного патриотизма, который превалирует лишь в определенные периоды. В настоящее время нам в большей степени как раз и не хватает именно гражданского патриотизма. Именно гражданский патриотизм в большей степени опирается на духовную культуру, на глубокое знание своей истории, родной и мировой культуры. Духовное богатство личности, как носителя новой идеологии, предполагает осознанное восприятие окружающей действительности. А это невозможно без соблюдения норм исторической памяти. Общество вряд ли может двигаться вперед без консолидации, без объединения своего интеллектуального потенциала. Такое возможно при развитии науки и образования, при приоритетном внимании к искусству и институтам художественной культуры, при новом отношении к человеку как субъекту духовного единства.

Разумеется, что возможны различные пути решения задачи идеологической безопасности. Прежде всего, необходимо проявить мудрость и искусство в деле реализации этих задач. Поскольку к настоящему времени в России исторически сложился определенный культурный тип личности, для которого характерны терпение и самоограничение, то новая идеология должна по своему духу быть идеологией милосердия, сострадания, жертвенности3.

В этой связи следует отказаться от поиска врагов как внешних, так и внутренних. Это значит, что надо отказаться от дискриминации инородцев, вести политику светского государства, которое в равной степени уважает и защищает интересы всех российских наций и религии ее народов. Это значит, что нужно бороться с терроризмом не только как международным явлением, а пытаться искоренить причины внутреннего терроризма, проявляя взвешенность в отношении разного рода националистических патологий, религиозного фанатизма и шовинистического варварства.

Новая идеология должна стать идеологий всех.

1 Этим вопросам посвящена интересная монография: Андреев Э.М., Кузнецова А.В. Культура патриотизма и консолидация общества., М., РИП ИСПИ РАН, 2004; См. так же Кузнецова А.В. «Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества» Автореферат канд. Дисс... социологических наук. М.2004.

2 См: Яновский Р. Патриотизм. О смысле создающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М., 2004.

3 В частности такие выводы делают ученые Института этнологии и антропологии РАН. См. «Российская газета» 03.11.04.

143

Но это не должно происходить в форме отвергнутого идеологического монополизма или монархических ценностей. Новая идеология должна отражать общность интересов с учетом их приоритетов. И нет ничего плохого, если в какой-то момент придется временно принести в жертву общих интересов свои интересы и права, особенно если этого требует общенациональный интерес России.

Пути формирования консолидирующей идеологии не однозначны. Здесь не обойтись без жесткой полемики, и нелицеприятных дискуссий. На этом пути не может быть идеологической капитуляции, но не обойтись и без уничижения противоположных взглядов и идей. На первых этапах, пока четко не сформирован идеал, объединять могут базовые ценности, общие по способу и по путям достижения цели.

Здесь выдвигается еще одна очень важная проблема формирования консолидирующей идеологии - выбор реальных приемов и методов консолидации общества.

Их можно условно разделить на тактические и стратегические. К первым относятся борьба с бедностью, создание условий и норм распространения социальной справедливости, охрана прав человека, решение вопросов социальной защиты и т.п. К стратегическим относятся опора на традиции национальной культуры, защиты экологии, формирование правового государства, создание условий равенства.

Все это свидетельствует о том, что новая консолидирующая идеология может быть только государственной идеологией, которая, опираясь на совокупность духовных ценностей, выражает интеллектуальную консолидацию общества и выполняет охранительную функцию по отношению к устоям государства.

На первых этапах формирования такой идеологии возможна конфронтация, и даже некоторые проявления конфликтности. Но по мере того, как общество будет продвигаться вперед, по мере того, как будут совпадать общественные идеи и челове-

ческие интересы - будет формироваться мировоззренческое единство народов и власти, новая идеология поглотит другие идеологии. Но произойдет это толерантно, с соблюдением общекультурных национальных форм идеалов, когда последние будут выражать потребности и интересы общества в целом.

В настоящее время, когда речь идет о стабилизации в обществе, когда существует разноголосица мнений по путям и способам решения конкретных вопросов жизни государства, когда еще не в полной мере определены базовые ценности, составляющие российскую национальную идею, значительным достижением в деле формирования консолидирующей идеологии, обеспечивающей безопасность, может стать создание условий для интеллектуального понимания в нашем обществе.

* * *

Настоящая статья представляет собой рассуждение по поводу проблемы национальной идеи. Эти рассуждения носят постановочный характер, они навеяны работами и дискуссиями, которые имеются в социологическом сообществе. Здесь не нашло место рассмотрение теоретических вопросов о научном содержании идеологии, об исторических корнях идеологии тоталитаризма и многообразии взглядов по идеологической борьбе и противоборству мировоззрений.

Не коснулись мы и авторитетных взглядов зарубежных авторов, в том числе материалов международных социологических конгрессов последнего времени.

Не исключено, что проблемы безопасности и идеологической консолидации еще будут рассмотрены, в том числе и применительно к новым условиям российской действительности.

То, что данная публикация осуществлена на страницах этого издания, знак благодарности автора за то, что многие идеи были апробированы в аудиториях и на конференциях Краснодарской Академии МВД России.

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.