Научная статья на тему 'Идеологемы в языковом сознании русских: межпоколенческая специфика'

Идеологемы в языковом сознании русских: межпоколенческая специфика Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГЕМА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ / ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / СТАЛИН / ЛЕНИН / IDEOLOGEME / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / IMAGE OF LANGUAGE CONSCIOUSNESS / PROPER NAME / STALIN / LENIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маховиков Денис Викторович, Cтепанова Анна Александровна

В статье анализируется динамика содержания идеологем имен собственных Сталин и Ленин в языковом сознании представителей двух поколений русских поколения, языковое сознание которого формировалось в советскую эпоху, и поколения постсоветского периода истории России. В работе описываются подходы к трактовке понятия «идеологема» и типологии идеологем. Предлагается определение идеологемы с позиции Московской психолингвистической школы как образа языкового сознания, в содержание которого входит идеологический компонент. Средством объективации идеологемы и материалом для анализа в настоящем исследовании выступают ассоциативные поля, представленные в Русском ассоциативном словаре и Русском ассоциативном словаре-2. Качественный и количественный анализ ассоциативных полей позволяет выявить интегральные и дифференциальные компоненты в содержании идеологем Сталин и Ленин в языковом сознании представителей двух поколений русских и способы закрепления этих идеологем в их языковом сознании, а также выстроить иерархию признаков в содержательной структуре идеологем и определить их аксиологический модус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Маховиков Денис Викторович, Cтепанова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideologemes in Russian language consciousness from an Intergenerational Perspective

The paper analyzes the dynamics of the content of the ideologemes Stalin and Lenin in the language consciousness of two generations of Russians the generation whose language consciousness was formed in the Soviet era, and the generation of the post-Soviet period of Russian history. The article describes approaches to the interpretation of the concept “ideologeme” and typologies of ideologemes. The authors propose a definition of ideologeme from the point of view of the Moscow psycholinguistic school as an image of language consciousness whose content includes an ideological component. Representations of the ideologemes and material for analysis in this study are associative fields presented in the Russian associative dictionary and the Russian associative dictionary-2. A qualitative and quantitative analysis of the associative fields reveals integral and differential components in the content of the ideologemes Stalin and Lenin in the language consciousness of two generations of Russians and ways of anchoring these ideologemes in their language consciousness as well as to build a hierarchy of attributes in the content structure of the ideologemes and determine their axiological modus.

Текст научной работы на тему «Идеологемы в языковом сознании русских: межпоколенческая специфика»

УДК 81'23

идеологемы в языковом сознании русских: межпоколенческая специфика

Маховиков Денис Викторович

научный сотрудник отдела психолингвистики Института языкознания РАН Россия, 125009, Москва, Большой Кисловский пер., д. 1, стр. 1 e-mail: denisrich2708@yandex.ru

Степанова Анна Александровна научный сотрудник отдела психолингвистики Института языкознания РАН Россия, 125009, Москва, Большой Кисловский пер., д. 1, стр. 1 e-mail: st.anna@bk.ru

В статье анализируется динамика содержания идеологем - имен собственных сталин и ленин в языковом сознании представителей двух поколений русских - поколения, языковое сознание которого формировалось в советскую эпоху, и поколения постсоветского периода истории России.

В работе описываются подходы к трактовке понятия «идеологема» и типологии идеологем. Предлагается определение идеологемы с позиции Московской психолингвистической школы как образа языкового сознания, в содержание которого входит идеологический компонент.

Средством объективации идеологемы и материалом для анализа в настоящем исследовании выступают ассоциативные поля, представленные в Русском ассоциативном словаре и Русском ассоциативном словаре-2. Качественный и количественный анализ ассоциативных полей позволяет выявить интегральные и дифференциальные компоненты в содержании идеологем сталин и ленин в языковом сознании представителей двух поколений русских и способы закрепления этих идеологем в их языковом сознании, а также выстроить иерархию признаков в содержательной структуре идеологем и определить их аксиологический модус.

Ключевые слова: идеологема, языковое сознание, образ языкового сознания, имя собственное, Сталин, Ленин.

Активно используемый в философии, социологии, культурологии и других гуманитарных науках термин «идеологема» получает в лингвистике свое осмысление. В поле лингвистического определения и описания идеологем большая работа была проведена, в частности, Н. А. Купиной [1995; 2000; 2003; 2005]. Изначально она определила идеологему как мировоззренческую установку, облеченную в языковую форму [Купина 1995: 43]. Впоследствии эта формулировка была

конкретизирована, и под идеологемой автор стала понимать языковую единицу, семантика которой покрывает идеологический денотат или наслаивается на семантику, покрывающую денотат неидеологический [Купина 2000: 183].

Интерес к проблеме и активное оперирование термином «идеологема» при описании советского новояза и анализе дискурса советского времени привели к формированию нескольких подходов к определению идеологемы. На сегодняшний день, по свидетельству Е. А. Нахимовой [2011], можно выделить два ведущих направления в трактовке идеологем - лингвистическое и лингвокогнитивное. Лингвистическое направление, в свою очередь, представлено семиотическим и лексикологическим подходами. Не обсуждая очевидную спорность подобного деления, кратко охарактеризуем каждое из этих направлений.

В рамках лингвистического направления идеологема понимается либо максимально широко (семиотическое измерение), либо достаточно узко (лексикологический взгляд). В первом случае идеологемой, фактически, признается любой феномен, акцентирующий принадлежность к советской идеологии: имена, цитаты, буквы, даже русский алфавит при его использовании неславянскими народами, падежные окончания, портреты, географические карты (см., напр., [Гусейнов 2004]). Во втором - идеологемами признаются только слова или устойчивые словосочетания с идеологическим компонентом.

Лингвокогнитивное направление в попытках определить идеологему оперирует понятием концепт. Идеологема - это «многоуровневый концепт, в структуре которого (в ядре или на периферии) актуализируются идеологически маркированные концептуальные признаки, заключающие в себе коллективное, часто стереотипное и даже мифологизированное представление носителей языка о власти, государстве, нации, гражданском обществе, политических и идеологических институтах» [Малышева 2009: 35].

В понятийном поле, в котором работают авторы настоящей статьи, идеологе-му можно определить как образ языкового сознания, в содержание которого входит идеологический компонент.

Кроме проблемы определения идеологемы, в лингвистике решалась проблема типологии идеологем. Например, А. П. Чудинов выделяет два вида идеологем: идеологемы-слова (словосочетания), по-разному понимаемые сторонниками различных политических взглядов, и идеологемы-наименования, используемые только сторонниками определенных политических взглядов [Чудинов 2007: 92-93]. Е. Г. Малышева классифицирует идеологемы в зависимости от их аксиологического модуса: идеологемы с положительным аксиологическим модусом, идеологемы с отрицательным аксиологическим модусом и идеологемы со смешанным аксиологическим модусом [Малышева 2009: 37].

Особым видом идеологем признаются имена политических лидеров, которые именуются личностными идеологемами (термин Н. И. Клушиной), при этом некоторые из них выступают как идеологемы-архетипы (термин Е. Г. Малышевой). Последние заинтересовали нас с точки зрения динамики их содержания в языковом сознании представителей двух поколений - поколения, воспитанного на идеалах советской эпохи, и поколения, которое появилось на свет уже в демократической России и о советском периоде истории знает только из внешних источников.

Мы предлагаем анализировать содержание идеологем - имен собственных, опираясь на ассоциативное поле как модель образа языкового сознания соответствующего имени собственного. Исследование проводится на материале ассоциативных полей сталин и ленин, которые мы позаимствовали из Русского ассоциативного словаря (РАС) и Русского ассоциативного словаря-2 (РАС-2). РАС создавался на основе свободного ассоциативного эксперимента с носителями русского языка, языковое сознание которых формировалось в советскую эпоху (Русские-1), в то время как для составления РАС-2 использовались данные экспериментов с представителями поколения постсоветского периода истории России (Русские-2).

Мы предполагаем, что содержание (и в том числе оценка / аксиологический модус) данных идеологем у двух поколений русских различно, что обусловливает специфику речевого общения между двумя поколениями. Данный тезис мы рассматриваем в качестве гипотезы нашего исследования.

Соответственно, целью исследования является выявление интегральных и дифференциальных компонентов в содержании идеологем сталин и ленин в языковом сознании представителей двух поколений русских. В качестве задач, необходимых для решения поставленной цели, мы ставим следующие:

1. описать ассоциации, которые идеологемы вызывают у русских двух поколений, и тем самым то, как они закреплены в их языковом сознании в качестве стереотипа;

2. выявить иерархию содержательных компонентов ассоциативных полей идеологем в РАС и РАС-2 и проследить динамику изменения их содержания, если такие изменения имеют место;

3. определить роль идеологем в образе мира русских.

Возможный ход анализа содержания идеологемы продемонстрируем для начала на примере ассоциативных полей стимула сталин. Ассоциативное поле РАС сформировано из 105 реакций (из них 2 отказа от ответа), соответствующее поле РАС-2 - из 507 (из них 13 отказов от ответа). Для 10,5% Русских-1 сталин - вождь, столько же испытуемых ассоциируют его с Лениным (Ленин), 4,8% называют самый характерный атрибут внешности вождя - усы. Русские-2, как и Русские-1, в качестве самой частотной реакции дают ассоциат вождь (18,3%), связывают сталина с Лениным (Ленин - 5,3%) и называют его имя (Иосиф - 4,7%). Среди трех самых частотных реакций поля у Русских-2 оказывается характеристика вождя -тиран (4,7%).

Анализ ассоциативных полей позволяет выделить следующие содержательные компоненты идеологемы сталин:

1. понятийный компонент:

Русские-1 Русские-2

вождь 10,5 вождь 18,3

властитель 1,0 генералиссимус 1,0 генеральный секретарь 1,0 генсек 1,0 полководец 1,0 правитель 1,0 ученый 1,0 правитель 0,8 руководитель 0,8 коммунизм 0,6 коммунист 0,6 президент 0,6 власть 0,4

генералиссимус 0,4

глава 0,4

лидер 0,4

партия 0,4

политик 0,4

предводитель 0,4

большевик 0,2

вожак 0,2

генсек 0,2

главный 0,2

деятель 0,2

правление 0,2

управляющий 0,2

ЦК 0,2

Ленин 10,5 Ленин 5,3

Берия 1,9 Гитлер 1,2

Брежнев 1,9 Путин 0,8

Гитлер 1,0 Брежнев 0,6

Жуков 1,0 Берия 0,2

и Ленин 1,0 Володя 0,2

Хрущев 1,0 Горбачев 0,2

и Ленин 0,2

Махно 0,2

Медведев 0,2

Хрущев 0,2

Иосиф 1,0 Иосиф 4,7

Иосиф Виссарионович 0,8

Гугошвили 0,2

Джугашвили 0,2

И.В. 0,2

Йосиф 0,2

грузин 1,0 грузин 1,4

мужчина 1,0 человек 1,2

мужик 0,8

калмык 0,2

Итого: 38,8% Итого: 45,3%

При анализе понятийного компонента ассоциативного поля РАС-2 обнаруживаются некоторые особенности, отражающие специфику содержания данной идеологемы в сознании нового поколения русских. В частности, обращает на себя внимание наличие:

а) реакций, обозначающих политическую стратегию Сталина (коммунизм, коммунист, партия, большевик);

б) номинаций, не свойственных сталинской эпохе, а использующихся в настоящее время (президент, лидер, управляющий), а также разговорного в данном контексте слова вожак;

в) имен современных политических деятелей (Путин, Володя1, Медведев) и общее расширение списка имен собственных, соотносимых с именем сталин.

1 Возможна, но, на наш взгляд, менее вероятна интерпретация этой реакции через принадлежность Ленину.

2. (эмоционально-)оценочные характеристики:

Русские-1 Русские-2

диктатор 2,9 тиран 4,7

деспот 1,9 диктатор 2,6

тиран 1,9 деспот 1,0

вождь-тиран 1,0 болезнь 0,4

гад 1,0 жесткий 0,4

дьявол 1,0 жестко 0,4

злой 1,0 зло 0,4

как сталь 1,0 злой 0,4

маньяк 1,0 лох 0,4

отвращение 1,0 сволочь 0,4

паранойя 1,0 строгий 0,4

строгость 1,0 ironman 0,2

урод 1,0 агрессия 0,2

фашист 1,0 агрессор 0,2

чувак 1,0 (18,7%) воля 0,2

гад 0,2

дедок 0,2

дерзкий 0,2

дурак 0,2

железная хватка 0,2

жестокий 0,2

жестокость 0,2

зло 2 0,2

идиот 0,2

изверг 0,2

истребитель 0,2

клоун 0,2

козел 0,2

комуняка 0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не очень 0,2

не уважаю 0,2

ни разу 0,2

палач 0,2

сталь 0,2

супостат 0,2

чмо 0,2 (15,5%)

вождь всех времен 1,0 герой 0,8

вождь народа 1,0 молодец 0,8

отец всех народов 1,0 гений 0,4

отец народов 1,0 личность 0,4

ура! 1,0 (5,0%) бог 0,2

великий 0,2

величие 0,2

добро 0,2

знаменитый 0,2

идол 0,2

красавчик 0,2

наш 0,2

необходимо 0,2

отец народа 0,2 победитель 0,2 прав 0,2 тонкий 0,2 фигура 0,2 я его не знал 0,2 (5,4%)

Итого: 23,7% Итого: 20,9%

Обе группы испытуемых оценивают Сталина прежде всего как диктатора, деспота и тирана. В обоих полях встречаются реакции-оценки с ярко выраженной негативной эмоциональностью, имеющие низкий стилевой статус (гад, урод, чувак в РАС-1 и лох, сволочь, гад, дедок, дурак, идиот, изверг, козел, комуняка, чмо в РАС-2). Полюс положительных оценок в группе Русские-1 представлен реакциями-штампами, которые закрепились в сознании советских людей благодаря пропаганде и отражают специфику риторической традиции советской эпохи. Ассоциаты Русских-2 за исключением единичной реакции отец народа, в искаженном виде воспроизводящей штамп, выражают их субъективные оценки, иногда ироничные (красавчик).

С данным компонентом тесно связан следующий компонент; многие из образующих его слов-реакций имеют ярко выраженную оценочность, однако оценка, которую они выражают, направлена не на образ самого Сталина, а на события и ситуации, которые имели место быть во время его руководства страной.

3. реалии:

Русские-1 Русские-2

война 1,9 война 2,2

культ личности 1,9 репрессии 1,6

портрет 1,9 град 0,6

репрессии 1,9 победа 0,6

репрессия 1,9 репрессия 0,6

враг народа 1,0 товарищ 0,6

геноцид 1,0 тоталитаризм 0,6

горе 1,0 Великая Отечественная война 0,4

диктатура 1,0 ГУЛАГ 0,4

застой 1,0 железный занавес 0,4

лагерь 1,0 звезда 0,4

лагеря 1,0 культ личности 0,4

продукты 1,0 террор 0,4

расстрел 1,0 враг 0,2

режим 1,0 горе 0,2

страшно 1,0 дисциплина 0,2

террор 1,0 жесть 0,2

жить стало лучше, жить стало веселее 0,2

занавес 0,2

и репрессии 0,2

издевательство 0,2

красный флаг 0,2

культ 0,2

лагерь 0,2

муки 0,2

правда 0,2

правило 0,2

приказал 0,2

промышленность 0,2

профиль 0,2

пятилетие 0,2

разруха 0,2

режим 0,2

родина 0,2

семинария 0,2

слезы 0,2

ссылка 0,2

Сталинград 0,2

страх 0,2

таран 0,2

тоталитарный 0,2

убийцы 0,2

ужас 0,2

фашисты 0,2

Итого: 21,5% Итого: 15,4%

Некоторые реакции РАС-2 воспроизводят устойчивые сочетания, возникшие во время правления Сталина, - обращение к вождю «Товарищ Сталин», фразу самого Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее!», лозунг «За Родину, за Сталина!».

4. атрибуты:

Русские-1 Русские-2

усы 4,8 усы 2,8

трубка 3,8 усатый 0,6

трубка 0,4

усы, трубка 0,4

брови 0,2

курить 0,2

трубка, усы 0,2

усатый батька 0,2

усы и трубка 0,2

Итого: 8,6% Итого: 5,2%

Мы видим, что рассматриваемый образ достаточно стереотипно представлен в сознании как Русских-1, так и Русских-2. Характерными атрибутами образа испытуемые двух групп называют усы и трубку, которую курил Сталин. Следует, однако, отметить:

а) более разнообразную комбинаторику ассоциативного ряда атрибутов у Русских-2 (кроме однословных реакций респонденты дали сочетания усы, трубка; трубка, усы; усатый батька; усы и трубка);

б) варьирование частеречной принадлежности внутри ряда (усатый наряду

с усы);

в) наличие дополнительных содержательных характеристик (брови, курить). 5. временная перцепция (темпоральные характеристики):

Русские-1 Русские-2

умер 2,9 СССР 3,4

история 1,9 умер 1,8

был 1,0 история 1,4

быль 1,0 жив 0,6

был 0,4

прошлое 0,4

в молодости 0,2

всегда 0,2

Дети Арбата 0,2

игра 0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Михалков 0,2

оттепель 0,2

памятник 0,2

Россия 0,2

смерть 0,2

старое 0,2

это история 0,2

Итого: 6,8% Итого: 10,2%

Реакция игра отражает восприятие образа Сталина современными русскими через название компьютерной игры «Сталин против марсиан».

Затруднения вызвала интерпретация реакции рог (1,0%) в ассоциативном поле РАС и реакция резина (0,2%) из ассоциативного поля РАС-2.

Иерархию содержательных компонентов идеологемы сталин по материалам РАС и РАС-2 отразим в таблице:

Содержательный компонент Русские-1 (%) Русские-2 (%)

понятийный компонент 38,8 45,3

(эмоционально-)оценочные характеристики 23,7 20,9

реалии 21,5 15,4

атрибуты 8,6 5,2

временная перцепция (темпоральные характеристики) 6,8 10,2

Проведенный анализ показывает, что в содержании идеологемы сталин у представителей двух поколений русских наблюдаются как общие, так и специфические черты.

1. Идеологема сталин в сознании Русских-2 фиксируется / «живет» в том числе и в знаках современной эпохи (президент, лидер, управляющий, Путин, Володя, Медведев) либо в искаженных по форме знаках советской эпохи (пятилетие вместо «пятилетка»).

2. Русские-2 дают более разнообразные оценки образу, при этом положительные оценки не воспроизводят советские штампы, как у старшего поколения, а выражают субъективное отношение испытуемых. Таким образом, у современных русских идеологема сталин получает дуальную оценку.

3. Вместе с тем внешний облик вождя сохраняется в памяти поколений в неизменном виде.

4. Большее процентное соотношение реакций, отражающих временную перцепцию образа, и их содержательные характеристики дают основание предполагать,

что для Русских-2 Сталин в большей степени воспринимается как история, нечто прошлое, не связанное с настоящим, чем для русских конца 80-х - начала 90-х гг. XX века.

Перейдем к анализу содержания идеологемы ленин. Обратимся к данным ассоциативных словарей. Ассоциативное поле РАС сформировано из 102 реакций (из них 3 отказа от ответа), соответствующее поле РАС-2 - из 825 (из них 6 отказов от ответа). Самая частотная реакция Русских-1 на стимул ленин - вождь (16,7%), ассоциаты жив (8,8%) и великий (3,9%) воспроизводят части прецедентных высказываний. Не менее важной в смысловом отношении является реакция мавзолей (3,9%), которая у Русских-2 становится самой частотной (40,2%). Как и Русские-1, Русские-2 называют Ленина вождем (вождь - 9,8%) и связывают его со Сталиным (Сталин - 4,7%).

Анализ ассоциативных полей позволяет выделить следующие содержательные компоненты идеологемы ленин:

1. понятийный компонент:

Русские-1 Русские-2

вождь 16,7 вождь 9,8

большевизм 1,0 коммунизм 2,8

коммунист 1,0 большевик 1,2

КПСС 1,0 партия 1,2

и партия 1,0 коммунист 0,8

партия 1,0 власть 0,6

член 1,0 красный 0,5

пролетариат 0,5

большевики 0,2

лидер 0,2

марксизм 0,2

правитель 0,2

президент 0,2

революционер 0,2

социализм 0,2

глава 0,1

еще вождь 0,1

и буржуазия 0,1

имя 0,1

как предводитель 0,1

капитал 0,1

КПСС 0,1

лидер большевиков 0,1

политик 0,1

политика 0,1

правленец 0,1

шеф 0,1

Владимир Ильич 2,0 Ильич 1,0 Ильич 1,2 Владимир Ильич 1,0 Владимир 0,8 В.И. 0,6 Ульянов 0,6 Илья 0,2 Вова 0,1 Ульянин 0,1 фамилия 0,1

Маркс 1,0 Сталин 1,0 Сталин 4,7 Путин 0,2 Гитлер 0,1 Крупская 0,1 Сталин, Лена 0,1

человек 1,0 человек 0,6

Итого: 28,7% Итого: 30,5%

Как и при анализе понятийного компонента ассоциативного поля сталин в РАС-2 в ассоциативном поле ленин фиксируются специфические реакции, характеризующие языковое сознание современных русских:

а) номинации, несвойственные ленинской эпохе (лидер, президент, разг. правленец) либо предстающие в искаженной форме (Ульянин);

б) имя сегодняшнего российского президента (Путин), а также ряд других имен, соотносимых с Лениным, за счет чего происходит расширение списка ИС.

Реакция партия, встречающаяся в обоих ассоциативных полях, приобретает особую значимость при анализе идеологемы ленин. Ленин являлся не просто создателем Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков), но само имя вождя отождествлялось с партией. Ср. у В. В. Маяковского в поэме «Владимир Ильич Ленин»:

Партия и Ленин -

близнецы-братья

кто более

матери-истории ценен?

Мы говорим Ленин,

подразумеваем -

партия,

мы говорим

партия, подразумеваем -

Ленин.

Симптоматична в этой связи реакция и партия в ассоциативном поле РАС-1.

2. (эмоционально-)оценочные характеристики:

Русские-1 Русские-2

великий 3,9 дедушка 0,8

дедушка 2,0 великий 0,6

великий человек 1,0 личность 0,4

вождяра 1,0 отец 0,4

голова большая 1,0 гений 0,2

мысль 1,0 батюшка 0,1

наш 1,0 бог 0,1

отец 1,0 был прав 0,1

отец, учитель 1,0 владыка 0,1

патриот 1,0 красава 0,1

прав 1,0 красавчик 0,1

совесть нашей эпохи 1,0

ура 1,0 легенда 0,1

хороший 1,0 (17,9%) молодец 0,1

папа 0,1

позитивно 0,1

умный 0,1

царь 0,1

человечище 0,1 (3,7%)

демагог 1,0 дурак 0,2

дурак 1,0 зло 0,2

жалко 1,0 вредный 0,1

злой гений 1,0 гад 0,1

ничтожество 1,0 дядька 0,1

странный 1,0 дядя 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фу, фу... 1,0 (7,0%) жесткий 0,1

идиот 0,1

козел! 0,1

лох 0,1

лучше бы не знать 0,1

мудак 0,1

нехороший человек 0,1

никто 0,1

ошибся 0,1

плохо 0,1

плохой 0,1

политика маразма 0,1

провокатор 0,1

сволочь 0,1

скотина 0,1

чмо 0,1

шпион 0,1 (2,5%)

Итого: 24,9% Итого: 6,2%

В отличие от ассоциативного поля сталин, где и у Русских-1, и у Русских-2 значительно преобладают отрицательные оценки, ассоциативное поле ленин как в РАС-1, так и в РАС-2 демонстрирует положительную оценочность. Первые три положительные оценки в обеих группах испытуемых во многом совпадают. У Русских-2, как и в ассоциативном поле сталин, встречаются иронические оценки кра-сава и красавчик. Это неслучайно, так как наблюдение за употреблением этих слов показывает, что в подавляющем большинстве контекстов они выражают общую оценку, то есть фактически являются современными коррелятами общеоценочного «хороший». Наряду с этим Русские-2 демонстрируют большую стилистическую свободу: среди реакций на стимул можно обнаружить лексемы низкого стилевого статуса (дурак, гад, идиот, козел!, лох, мудак, сволочь, скотина, чмо).

3. реалии:

Русские-1 Русские-2

революция 2,0 революция 2,1

17 год 1,0 СССР 0,5

в Горках 1,0 комсомол 0,4

манифест 1,0 гражданин 0,2

культ 0,2

1917 0,1

1922 г. 0,1

броневик 0,1

бронетранспортер (БТР) 0,1

вольт 0,1

вперед 0,1

дети 0,1

долг 0,1

и СССР 0,1

конка 0,1

красный флаг 0,1

Кремль 0,1

лампочка 0,1

ленточка 0,1

октябрь 0,1

пионер 0,1

пионерия 0,1

революция и смерть 0,1

террор 0,1

товарищ 0,1

товарищи 0,1

ужас 0,1

учеба 0,1

учиться 0,1

учиться, учиться и еще раз учиться 0,1

Чека 0,1

Итого: 5,0% Итого: 6,0%

При анализе этого компонента образа невозможно не заметить совпадения в обеих группах испытуемых первой реакции, объективирующей его содержание -революция, причем совпадение касается и частотности реакции.

Ассоциаты гражданин, товарищ и товарищи фиксируют характерные для советской эпохи обращения, вошедшие в обиход после Февральской революции.

Реакция лампочка отсылает к названию первых бытовых ламп накаливания, появившихся в домах крестьян и колхозников в СССР в ходе электрификации страны, - лампочек Ильича. По-видимому, к ней примыкает и реакция вольт.

После подписания Лениным указа «Об уравнении всех военнослужащих в правах» в 1917 году на государственных наградах перестает использоваться Георгиевская лента, которая в царской России являлась частью высшей армейской награды - ордена Святого Георгия (Георгиевский крест). На смену ей пришла Гвардейская лента, идентичная Георгиевской за исключением ширины оранжевой окантовки, которая также украсила высшую военную награду - орден Славы. Вероятно, этим можно объяснить появление в ассоциативном поле реакции ленточка.

В 1917 году при Совете народных комиссаров РСФСР была создана Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК при СНК РСФСР). Слово «чекист» происходит именно от аббревиатуры «ЧК». Испытуемый, реагируя на стимул, использует нетипичную форму этого сокращения (Чека).

Ассоциаты учиться и учиться, учиться и еще раз учиться в разных формах воспроизводят один из так называемых заветов Ильича.

4. атрибуты:

Русские-1 Русские-2

лысый 2,9 лысый 0,8 кепка 0,2 бородка 0,1

Итого: 2,9% Итого: 1,1%

Как мы видим, внешний облик Ленина у Русских-2 предстает более конкретизированным. Испытуемые кроме лысины указывают на кепку и бородку. 5. временная перцепция (темпоральные характеристики):

Русские-1 Русские-2

жив 8,8 мавзолей 40,2

мавзолей 3,9 жив 3,0

умер 2,9 памятник 1,7

в октябре 2,0 умер 0,8

с нами 2,0 гриб 0,5

всегда жив 1,0 история 0,5

жив, жил 1,0 мертв 0,5

живой 1,0 молодой 0,5

жил, Ленин жив, Ленин будет в мавзолее 0,4

жить 1,0 Москва 0,4

мед 1,0 был 0,2

музыка А. Пахмутовой 1,0 всегда молодой 0,2

на трибуне 1,0 труп 0,2

памятник 1,0 Ульяновск 0,2

памятник вождю 1,0 бюст 0,1

памятник на площади Советов 1,0 вечно молодой 0,1

партия! комсомол! 1,0 вокзал 0,1

Партия, Комсомол 1,0 всегда 0,1

Телец 1,0 Гроза 0,1

Ульяновск 1,0 давно 0,1

учил 1,0 жив, жил, будет жить 0,1

жив, Ленин жил, Ленин будет жить 0,1

жил, жив и будет жить 0,1

значок 0,1

Красная площадь 0,1

мир, СССР 0,1

музей 0,1

на полпути 0,1

начало 20 в. 0,1

перевернувший 0,1

площадь 0,1

прошлое 0,1

распад России 0,1

родился 0,1

смерть 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

снег 0,1

спит 0,1

старость 0,1

такой молодой 0,1

эпоха 0,1

Итого: 34,6% Итого: 51,9%

После смерти Ленина его образ получает различные формы символизации. В марте 1924 года В. В. Маяковский пишет стихотворение «Комсомольская», рефрен которого «Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить» становится символом бессмертия вождя (реакции жив; жив, жил, (будет жить); жил, Ленин жив, Ленин будет жить; жив, Ленин жил, Ленин будет жить; жил, жив и будет жить). В октябре того же года поэт заканчивает работу над поэмой «Владимир Ильич Ленин», строки которой «Ленин с нами! Да здравствует Ленин!» (реакция с нами) он позднее включает в стихотворение «Ленин с нами!». Эти идеологические посылы начинают эксплуатироваться другими авторами. В частности, в известной песне Л. И. Ошанина и С. С. Туликова «Ленин всегда с тобой» есть такие слова: «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой...» (реакция живой и соотносимые с ней всегда жив, всегда) и «В каждом деле Ленин с нами» (с нами). В 1960 году к девяностолетию Ленина были написаны по крайней мере две песни с одноименным названием «Ленин с нами». Авторы первой - Е. А. Долматовский и В. И. Мурадели, вторую написали М. М. Вершинин и А. Г. Новиков. Идея вечной молодости вождя нашла свое воплощение и в песне Н. Н. Добронравова и А. Н. Пахмутовой (реакция музыка А. Пахмутовой) «И вновь продолжается бой...»: «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!» (молодой, такой молодой и соотносимые всегда молодой, вечно молодой). А реакции партия! комсомол!, Партия, Комсомол воспроизводят строчку «Ленин, Партия, Комсомол!» из другой песни тех же авторов.

В 1930-м году А. М. Герасимов пишет картину «Ленин на трибуне» (реакция на трибуне), а в 1937-м году М. И. Ромм снимает художественный фильм «Ленин в Октябре» (в октябре). В честь вождя устанавливаются многочисленные памятники и бюсты (реакции памятник, памятник вождю, памятник на площади Советов, бюст), изготавливаются памятные значки с его изображением (значок), город Симбирск, в котором родился Ленин, переименовывается в Ульяновск (Ульяновск).

Совершенно иной характер носит символизация и мифологизация Ленина на исходе советской эпохи. В 1991 году на Ленинградском телевидении выходит передача «Ленин - гриб», в основе которой лежит сюжет-мистификация, придуманный музыкантом Сергеем Курёхиным и журналистом Сергеем Шолоховым. Согласно сюжету программы, Ленин в больших количествах употреблял галлюциногенные грибы и сам в результате превратился в гриб. Передача транслировалась на весь СССР и имела широкий общественный резонанс. Вероятно, это может служить одним из объяснений появления в ассоциативном поле РАС-2 реакции гриб.

Реакция мир, СССР, возможно, отсылает к первому в истории человечества радиопосланию к внеземным цивилизациям «Мир, Ленин, СССР», отправленному в 1962 году из Евпаторийского Центра Дальней Космической связи.

Ассоциат Нинел (1,0%) в РАС - реакция на форму слова.

Остальные реакции в ассоциативных полях, такие как мышь (1,0%) в РАС и воздух, ком, не ходить, серое небо (совокупно 0,4%) в РАС-2 выражают личностные смыслы испытуемых, потому не поддаются однозначной интерпретации.

Выстроим иерархию содержательных компонентов идеологемы ленин по материалам РАС и РАС-2 и отразим ее в таблице:

Содержательный компонент Русские-1 (%) Русские-2 (%)

временная перцепция (темпоральные характеристики) 34,6 51,9

понятийный компонент 28,7 30,5

(эмоционально-)оценочные характеристики 24,9 6,2

реалии 5,0 6,0

атрибуты 2,9 1,1

Анализ содержания идеологемы ленин в языковом сознании русских, принадлежащих к двум поколениям, приводит нас к следующим выводам.

1. Доминирование темпоральных характеристик образа в обоих ассоциативных полях еще сильнее, чем в случае с идеологемой сталин, фиксирует этот образ в контексте прошлого. Симптоматичен в этой связи существенный разрыв между темпоральным и понятийным компонентами содержания образа у Русских-2. Актуальность идеологемы ленин в языковом сознании обеспечивают в основном прецедентные высказывания и тексты.

2. «Историчность» образа в сознании Русских-2 усиливается средствами его вербального овнешнения, среди которых встречаются знаки современной эпохи (лидер, президент, Путин) либо знаки-искажения (Ульянин вместо «Ульянов»).

3. По сравнению с образом Сталина образ Ленина не переживается современным поколением русских эмоционально. Несмотря на широкий репертуар средств выражения оценки, большинство реакций Русских-2 единичные. У Русских-1, напротив, эмоционально-оценочные реакции занимают существенное место в содержательном наполнении образа, причем положительные оценки преобладают.

3. Статистические данные, приведенные в таблице, показывают, что в одинаковой степени значимым для обеих групп испытуемых является исторический контекст (группа реакций-реалий), который связан с анализируемым образом.

Представляется, что обращение к психолингвистической традиции исследования содержания образов сознания может существенно дополнить и скорректировать данные исторического, социологического, культурологического и других видов анализа.

литература

Гусейнов Г. Ч. Д. С. П. Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х. М.: Три квадрата, 2004. 289 с.

Купина Н. А. Живые идеологические процессы и проблемы культуры речи // Язык. Система. Личность. Екатеринбург, 2005. С. 90-104.

Купина Н. А. Идеологемы как ключевые единицы политического языка // Лингвистика: бюл. Урал. лингв. о-ва. Екатеринбург, 2003. Вып. 11. С. 93-101.

Купина Н. А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. Екатеринбург; Пермь: ЗУУНЦ, 1995. 143 с.

Купина Н. А. Языковое строительство: от системы идеологем к системе куль-турем // Русский язык сегодня. М., 2000. Вып. 1. С. 182-189.

Малышева Е. Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. 2009. № 4 (30). С. 32-40.

Нахимова Е. А. Идеологема Сталин в современной массовой коммуникации // Политическая лингвистика. 2011. № 2 (36). С. 153-157.

Чудинов А. П. Политическая лингвистика. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2007. 252 с.

The paper analyzes the dynamics of the content of the ideologemes stalin and Lenin in the language consciousness of two generations of Russians - the generation whose language consciousness was formed in the Soviet era, and the generation of the post-Soviet period of Russian history.

The article describes approaches to the interpretation of the concept "ideologeme" and typologies of ideologemes. The authors propose a definition of ideologeme from the point of view of the Moscow psycholinguistic school as an image of language consciousness whose content includes an ideological component.

Representations of the ideologemes and material for analysis in this study are associative fields presented in the Russian associative dictionary and the Russian associative dictionary-2. A qualitative and quantitative analysis of the associative fields reveals integral and differential components in the content of the ideologemes stalin and Lenin in the language consciousness of two generations of Russians and ways of anchoring these ideologemes in their language consciousness as well as to build a hierarchy of attributes in the content structure of the ideologemes and determine their axiological modus.

Keywords: ideologeme, language consciousness, image of language consciousness, proper name, Stalin, Lenin.

ideologemes in Russian language consciousness from an intergenerational perspective

Denis V. Makhovikov researcher at the Department of Psycholinguistics Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences Bolshoy Kislovskiy per., 1/1, Moscow 125009, Russia e-mail: denisrich2708@yandex.ru

Anna A. Stepanova researcher at the Department of Psycholinguistics Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences

MocKBa 125009

Bolshoy Kislovskiy per., 1/1, Moscow 125009, Russia

e-mail: st.anna@bk.ru

References

Gusejnov G.Ch. Sovetskie ideologemy v russkom diskurse 1990-h. [Soviet ideologemes in Russian discourse]. Moscow: Tri kvadrata, 2004. 289 p.

Kupina N.A. Zhivye ideologicheskie processy i problemy kul'tury rechi [Live ideological processes and problems of speech culture]. Jazyk. Sistema. Lichnost' [Language. System. Personality], 2005, pp. 90-104.

Kupina N.A. Ideologemy kak kljuchevye edinicy politicheskogo jazyka [Ideologemes as key units of political language]. Lingvistika: bjul. Ural. lingv. o-va [Linguistics: Bulletin of Ural linguistic society], 2003. no. 11, pp. 93-101.

Kupina N.A. Totalitarnyj jazyk: slovar' i rechevye reakcii [Totalitarian language: lexicon and speech reactions]. Ekaterinburg; Perm': ZUUNC, 1995. 143 p.

Kupina N.A. Jazykovoe stroitel'stvo: ot sistemy ideologem k sisteme kul'turem [Language planning: from a system of ideologemes to a system of culteremes]. Russkij jazyk segodnja [Russian language today], 2000, no. 1, pp. 182-189.

Malysheva E.G. Ideologema kak lingvokognitivnyj fenomen: opredelenie i klassifikacija [Ideologeme as a cognitive phenomenon: definition and classification]. Politicheskaja lingvistika [Political linguistics], 2009, no. 4 (30), pp. 32-40.

Nahimova E.A. Ideologema Stalin v sovremennoj massovoj kommunikacii [Ideologeme Stalin in modern mass communication]. Politicheskaja lingvistika [Political linguistics], 2011, no. 2 (36), pp. 153-157.

Chudinov A.P. Politicheskaja lingvistika [Political linguistics]. 2-e izd., ispr. Moscow: Flinta: Nauka, 2007. 252 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.