Научная статья на тему 'Идентификация системного анализа экономики предприятия'

Идентификация системного анализа экономики предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караваева А. В., Савостина О. В.

Упорядочены различные классификации видов экономического анализа. Предлоэюено включить в состав интегрированного управленческого анализа такие его виды, как маркетинговый, конкурентный и стратегический анализ, а также идентифицирован системный анализ экономики предприятия с его внешним окруэюением. Охарактеризованы особенности системного анализа экономики предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентификация системного анализа экономики предприятия»

А. В. Караваева, О. В. Савостина

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Упорядочены различные классификации видов экономического анализа. Предложено включить в состав интегрированного управленческого анализа такие его виды, как маркетинговый, конкурентный и стратегический анализ, а также идентифицирован системный анализ экономики предприятия с его внешним окруэюением. Охарактеризованы особенности системного анализа экономики предприятия.

Имеющаяся неопределенность в теоретических основах экономического анализа оказывает влияние как на проведение научных исследований, так и на организацию учебного процесса в вузах. Например, из-за недостаточно четко определенных «демаркационных линий» между научными дисциплинами в учебном процессе нередко дублируется материал в ряде дисциплин или, наоборот, недостаточно глубоко изучаются отдельные темы и разделы курса.

В учебных планах вузов, ведущих подготовку экономистов, можно увидеть такие дисциплины, как анализ финансовой отчетности, комплексный экономический анализ, финансовый анализ, управленческий анализ, управленческий анализ в отраслях, инвестиционный анализ, инновационный анализ, основы системного анализа, теория экономического анализа и т. д. Для некоторых экономических специальностей государственным образовательным стандартом вообще не предусматривается аналитическая подготовка1.

Многообразие подходов к образованию видов анализа не способствует четкому структурированию специальных дисциплин. Например, инновационный анализ можно рассматривать как один из разделов инвестиционного анализа, с той лишь поправкой, что объектом анализа в данном случае выступает особый вид инвестиций, направленных на внедрение подлинных технологическим новшеств; анализ финансовой отчетности может быть одним из этапов комплексного экономического анализа и т. д.

Отметим, что развитие любой науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных по содержанию процессов: дифференциации и интеграции наук. Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Разделение науки на отдельные области обусловлено многообразием изучаемых объектов и различием'их природы, сложностью структуры объектов и процессов, в них происходящих, В диалектическом единстве с дифференциацией происходит и интеграция наук, когда, для изучения сложных объектов, знания, полученные в смежных дисциплинах, объединяются для решения конкретных научных задач.

1 См., например; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования до специальности «экономика труда» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rea.ru/portal/main.nsf.DOC

Продолжающаяся дифференциация видов экономического анализа объективно требует полноты идентификации практически сложившейся к настоящему времени видовой классификации анализа и разработки научно обоснованных предложений по ее развитию и совершенствованию.

В процессе упорядочения предлагаемых различными авторами классификаций видов экономического анализа1 нами введен ряд уточнений, дополнений и расшифровок. Наиболее важные из них сводятся к следующему:

• определены и конкретизированы три иерархических уровня экономического анализа;

• в качестве основных объектов макроэкономического анализа выделены национальная экономика и мегарегиональная экономика;

• поскольку большинством авторов комплексный анализ экономики предприятия рассматривается как наиболее важный вид экономического анализа, синтезирующий практически все остальные его виды, то превалирующий в отечественной литературе подход отражен на рис. 1;

• управленческий анализ трактуется как результат дальнейшего развития технико-экономического и внутрифирменного анализа в рыночных условиях;

• вами проведена дифференциация видов управленческого анализа (с учетом имеющихся точек зрения и путем включения в его состав анализа потенциала фирмы2, социально-трудовых отношений, логистического анализа).

Проведенные уточнения, дополнения и расшифровки видов экономического и управленческого анализа позволяют, на наш взгляд, продвинуться вперед в понимании роли и места анализа в информационном обеспечении управленческих решений. Однако, их еще недостаточно для полной и глубокой идентификации управленческого анализа в рыночных условиях — здесь необходимы более кардинальные перемены. Предлагаемый нами вариант новой видовой классификации современного экономического анализа представлен на рис. 2.

1 См.: Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учеб. / Под ред. М. И. Баканов а. 5-е изд., перераб. и доп. М.; Финансы и статистика, 2005. С. 285—293; Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 25—27; Чернов В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М. И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 18—23; Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учеб. / Г. В. Савицкая. 9-е изд., испр. М.: Новое знание, 2004. С, 9—14; Басовский JL Е., Лунева А. М., Басовский А. Л. Экономический анализ (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб. пособие / Под ред. Л. Е. Басовского. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 7—9. Антонова 3. Г. Экономический анализ предприятия: Учеб. пособие, Томск: Нзд-во ТПУ, 2001. С. 9—14.

2 Анализ потенциала фирмы позволяет оценить внутренние возможности ее дальнейшего развития. Нередко это идентифицируется с определением уровня конкурентоспособности фирмы. Однако сам термин «конкурентоспособность» предопределяет необходимость проведения сравнений с фирмами-конкурентамы, для чего и существует конкурентный анализ. Уступая традиции, мы полагаем возможным, в рамках анализа потенциала фирмы, выполнять оценку абсолютного уровня конкурентоспособности, т. й. без сопоставления с флрма-ми-конкурснтами, а при проведении конкурентного анализа определять относительный уровень конкурентоспособности (более подробно об этом см, в главе 3 диссертационного исследования).

Регион

Макроуровень Мезоуровёнь | Микроу ровень

Отрасль

Комплексный анализ

экономики предприятия 2

Производственных

затрат

Инвестиционный

Инновационный

Логистический

Организационнотехнического уровня

Анализ социальнотрудовых отношений

Анализ потенциала фирмы

Рис. 1. Идентификация существующей видовой классификации экономического анализа

Первой особенностью системного анализа экономики предприятия и внешнего окружения является то, что в его основу положен системный подход к экономике предприятия1. При этом в качестве объекта анализа выступает (в отличие от комплексного анализа) предприятие в неразрывной связи с его микро-и макросредой.

Микросреда предприятия (отраслевое или ближнее окружение) — это те субъекты, с которыми оно постоянно и непосредственно взаимодействует: акционеры, покупатели (посредники), поставщики, потребители, конкуренты, партнеры, контактные аудитории (спонсоры, средства массовой информации, консультанты, банки, государственные органы). Взаимоотношения между предприятием и субъектами его микросреды равноправные: как они могут оказывать влияние на предприятие, так и оно, в свою очередь, оказывает влияние на них.

1 Системный подход — направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними (словарь по общественным наукам Глоссарий.ру).

106

Системный анализ экономики предприятия и внешнего окружения

Финансовый

анализ

(внешний)

. *§

а и

>,

Ь5

4> Ё

■ Н о О* О с

Интегрированный управленческий анализ

внутрифирменный

внешнего окружения (мйкро- и макросреды)

“Г

Виды (ло объектнофункциональному назначению)

______I „ ~

к

I

I

§ й о а

С м

1

л

Я

М

0

1 I

СП

са

о

В?

I §

Си Д}

О 5

о

а>

Рис. 2. Идентификация системного анализа экономики предприятия

и внешнего окружения

Макросреда предприятия (отдаленное окружение) — это факторы, с которыми предприятие не сталкивается напрямую, но которые, тем не менее, оказывают серьезное влияние на его деятельность. К факторам макросреды чаще всего относят экономические, политико-правовые, научно-технические, социально-демографические, социо-культурные, природные, экологические, технологические и международные факторы, которые являются объектами исследования так называемого РЕ8Т-анадиза.

Вторая особенность системного анализа заключается в наличии органичного соединения в нем финансового анализа^ носящего внешний характер и подразделяемого на текущий и перспективный, а также интегрированного управленческого анализа, который может быть внутренним и внешним, текущим и перспективным.

Третья особенность состоит в том, что управленческий анализ носит в системном анализе экономики предприятия и внешнего окружения именно интегрированный характер, т. е. представляет собой симбиоз текущего/перспектив-

ного внутрифирменного анализа и текущего/перспективного анализа внешнего окружения.

Четвертая особенность системного анализа экономики предприятия и внешнего окружения — расширение перечня видов анализа (по объектно-фуюсцио-нальному назначению), которые включаются в состав интегрированного управленческого анализа. Помимо семи видов, показанных на рис. 1, в интегрированный анализ вошли также следующие три внешних по отношению к предприятию вида анализа, порожденных развитием и усложнением рыночных отношений: маркетинговый, конкурентный и стратегический.

Как известно, маркетинговый анализ представляет собой процесс изучения рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров на рынок. Очевидно, что анализ экономики предприятия и внешнего окружения без проведения маркетингового анализа не будет носить системный характер.

Целесообразно также включить в системный анализ экономики предприятия и внешнего окружения и конкурентный анализ, заключающийся в исследовании конкурентного окружения предприятия с помощью оценки индивидуальных характеристик и тактики соперников. В рыночных условиях невозможно ограничиваться изучением только внутренних возможностей предприятия, игнорируя его соперников.

Наконец, стратегический анализ представляет собой оценку возможностей развития предприятия на перспективу. Без его проведения невозможна разработка и реализация научно обоснованной долговременной стратегии предприятия.

Пятая особенность, относящаяся к идентификации интегрированного управленческого анализа, состоит в том, что представленные на рис. 2 десять локальных видов этого анализа могут быть дифференцированы по сочетанию направленности каждого из них (внутренняя либо внешняя) и временному горизонту (текущий либо перспективный). При этом выделяется следующие три группы (см. таблицу).

Типические группы управленческого анализа

Группа Комбинация (сочетание) Локальные виды

признаков управленческого анализа

I ВНТ; ВНД; ВШТ; ВШД ИВА; ЛОА; ACT; МАА; КОА

II ВНТ; ВНД АПЗ; ИНА; АОТ; АПО

III ВНД; ВШД СТА

Примечания;

1:! ВНТ — внутренний текущий анализ; ВНД — внутренний долгосрочный анализ;

ВШТ—внешний текущий анализ; ВШД — внешний долгосрочный анализ'.

2. ИВА — инвестиционный анализ; ЛОА — логистический анализ; АСТ — анализ социально-трудовых отношений; МАА — маркетинговый анализ; КОА — конкурентный анализ; АГО — анализ производственных затрат; ИНА — инновационный анализ; АОТ — анализ организационно-технического уровня; АПО — анализ потенциала организации; СТА — стратегический анализ.

Как следует из таблицы, пять локальных видов управленческого анализа, входящих в первую группу, носят комплексный характер, т. е. обладают всеми четырьмя признаками, положенными в основу группировки. Еще четыре вида управленческого анализа носят сугубо внутренний характер, и один только стратегический анализ обладает смешанными характеристиками.

Итак, лишь 4 из 10 выделенных нами локальных видов управленческого анализа могут быть идентифицированы в качестве сугубо внутренних видов анализа. Очевидно, что этого явно недостаточно для определения управленческого анализа как сугубо внутреннего, а с добавлением к нему финансового анализа — как комплексного анализа деятельности предприятия.

Вместе с тем четыре локальных вида анализа, относящихся ко второй группе, составляют ядро внутрифирменного управленческого анализа (если идентифицировать его в узком смысле слова). При более же широком подходе к внутрифирменному анализу следует отнести и все остальные локальные виды управленческого анализа, но лишь в той части, в которой они носят внутренний характер. В первую очередь это относится к тем случаям, когда тот либо иной вид анализа идентифицируется как ВНТ, т. е. внутренний текущий анализ.

Дальнейшее усилия российских ученых и специалистов по развитию теоретической базы экономического анализа, безусловно, будут способствовать развитию экономической науки в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.