А. В. Караваева, О. В. Савостина
ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Упорядочены различные классификации видов экономического анализа. Предложено включить в состав интегрированного управленческого анализа такие его виды, как маркетинговый, конкурентный и стратегический анализ, а также идентифицирован системный анализ экономики предприятия с его внешним окруэюением. Охарактеризованы особенности системного анализа экономики предприятия.
Имеющаяся неопределенность в теоретических основах экономического анализа оказывает влияние как на проведение научных исследований, так и на организацию учебного процесса в вузах. Например, из-за недостаточно четко определенных «демаркационных линий» между научными дисциплинами в учебном процессе нередко дублируется материал в ряде дисциплин или, наоборот, недостаточно глубоко изучаются отдельные темы и разделы курса.
В учебных планах вузов, ведущих подготовку экономистов, можно увидеть такие дисциплины, как анализ финансовой отчетности, комплексный экономический анализ, финансовый анализ, управленческий анализ, управленческий анализ в отраслях, инвестиционный анализ, инновационный анализ, основы системного анализа, теория экономического анализа и т. д. Для некоторых экономических специальностей государственным образовательным стандартом вообще не предусматривается аналитическая подготовка1.
Многообразие подходов к образованию видов анализа не способствует четкому структурированию специальных дисциплин. Например, инновационный анализ можно рассматривать как один из разделов инвестиционного анализа, с той лишь поправкой, что объектом анализа в данном случае выступает особый вид инвестиций, направленных на внедрение подлинных технологическим новшеств; анализ финансовой отчетности может быть одним из этапов комплексного экономического анализа и т. д.
Отметим, что развитие любой науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных по содержанию процессов: дифференциации и интеграции наук. Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Разделение науки на отдельные области обусловлено многообразием изучаемых объектов и различием'их природы, сложностью структуры объектов и процессов, в них происходящих, В диалектическом единстве с дифференциацией происходит и интеграция наук, когда, для изучения сложных объектов, знания, полученные в смежных дисциплинах, объединяются для решения конкретных научных задач.
1 См., например; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования до специальности «экономика труда» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rea.ru/portal/main.nsf.DOC
Продолжающаяся дифференциация видов экономического анализа объективно требует полноты идентификации практически сложившейся к настоящему времени видовой классификации анализа и разработки научно обоснованных предложений по ее развитию и совершенствованию.
В процессе упорядочения предлагаемых различными авторами классификаций видов экономического анализа1 нами введен ряд уточнений, дополнений и расшифровок. Наиболее важные из них сводятся к следующему:
• определены и конкретизированы три иерархических уровня экономического анализа;
• в качестве основных объектов макроэкономического анализа выделены национальная экономика и мегарегиональная экономика;
• поскольку большинством авторов комплексный анализ экономики предприятия рассматривается как наиболее важный вид экономического анализа, синтезирующий практически все остальные его виды, то превалирующий в отечественной литературе подход отражен на рис. 1;
• управленческий анализ трактуется как результат дальнейшего развития технико-экономического и внутрифирменного анализа в рыночных условиях;
• вами проведена дифференциация видов управленческого анализа (с учетом имеющихся точек зрения и путем включения в его состав анализа потенциала фирмы2, социально-трудовых отношений, логистического анализа).
Проведенные уточнения, дополнения и расшифровки видов экономического и управленческого анализа позволяют, на наш взгляд, продвинуться вперед в понимании роли и места анализа в информационном обеспечении управленческих решений. Однако, их еще недостаточно для полной и глубокой идентификации управленческого анализа в рыночных условиях — здесь необходимы более кардинальные перемены. Предлагаемый нами вариант новой видовой классификации современного экономического анализа представлен на рис. 2.
1 См.: Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учеб. / Под ред. М. И. Баканов а. 5-е изд., перераб. и доп. М.; Финансы и статистика, 2005. С. 285—293; Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 25—27; Чернов В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М. И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 18—23; Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учеб. / Г. В. Савицкая. 9-е изд., испр. М.: Новое знание, 2004. С, 9—14; Басовский JL Е., Лунева А. М., Басовский А. Л. Экономический анализ (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб. пособие / Под ред. Л. Е. Басовского. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 7—9. Антонова 3. Г. Экономический анализ предприятия: Учеб. пособие, Томск: Нзд-во ТПУ, 2001. С. 9—14.
2 Анализ потенциала фирмы позволяет оценить внутренние возможности ее дальнейшего развития. Нередко это идентифицируется с определением уровня конкурентоспособности фирмы. Однако сам термин «конкурентоспособность» предопределяет необходимость проведения сравнений с фирмами-конкурентамы, для чего и существует конкурентный анализ. Уступая традиции, мы полагаем возможным, в рамках анализа потенциала фирмы, выполнять оценку абсолютного уровня конкурентоспособности, т. й. без сопоставления с флрма-ми-конкурснтами, а при проведении конкурентного анализа определять относительный уровень конкурентоспособности (более подробно об этом см, в главе 3 диссертационного исследования).
Регион
Макроуровень Мезоуровёнь | Микроу ровень
Отрасль
Комплексный анализ
экономики предприятия 2
Производственных
затрат
Инвестиционный
Инновационный
Логистический
Организационнотехнического уровня
Анализ социальнотрудовых отношений
Анализ потенциала фирмы
Рис. 1. Идентификация существующей видовой классификации экономического анализа
Первой особенностью системного анализа экономики предприятия и внешнего окружения является то, что в его основу положен системный подход к экономике предприятия1. При этом в качестве объекта анализа выступает (в отличие от комплексного анализа) предприятие в неразрывной связи с его микро-и макросредой.
Микросреда предприятия (отраслевое или ближнее окружение) — это те субъекты, с которыми оно постоянно и непосредственно взаимодействует: акционеры, покупатели (посредники), поставщики, потребители, конкуренты, партнеры, контактные аудитории (спонсоры, средства массовой информации, консультанты, банки, государственные органы). Взаимоотношения между предприятием и субъектами его микросреды равноправные: как они могут оказывать влияние на предприятие, так и оно, в свою очередь, оказывает влияние на них.
1 Системный подход — направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними (словарь по общественным наукам Глоссарий.ру).
106
Системный анализ экономики предприятия и внешнего окружения
Финансовый
анализ
(внешний)
-Д
. *§
а и
>,
Ь5
4> Ё
■ Н о О* О с
Интегрированный управленческий анализ
внутрифирменный
внешнего окружения (мйкро- и макросреды)
“Г
Виды (ло объектнофункциональному назначению)
______I „ ~
к
I
I
§ й о а
С м
1
л
Я
М
0
1 I
СП
са
о
В?
I §
Си Д}
О 5
'О
о
а>
Рис. 2. Идентификация системного анализа экономики предприятия
и внешнего окружения
Макросреда предприятия (отдаленное окружение) — это факторы, с которыми предприятие не сталкивается напрямую, но которые, тем не менее, оказывают серьезное влияние на его деятельность. К факторам макросреды чаще всего относят экономические, политико-правовые, научно-технические, социально-демографические, социо-культурные, природные, экологические, технологические и международные факторы, которые являются объектами исследования так называемого РЕ8Т-анадиза.
Вторая особенность системного анализа заключается в наличии органичного соединения в нем финансового анализа^ носящего внешний характер и подразделяемого на текущий и перспективный, а также интегрированного управленческого анализа, который может быть внутренним и внешним, текущим и перспективным.
Третья особенность состоит в том, что управленческий анализ носит в системном анализе экономики предприятия и внешнего окружения именно интегрированный характер, т. е. представляет собой симбиоз текущего/перспектив-
ного внутрифирменного анализа и текущего/перспективного анализа внешнего окружения.
Четвертая особенность системного анализа экономики предприятия и внешнего окружения — расширение перечня видов анализа (по объектно-фуюсцио-нальному назначению), которые включаются в состав интегрированного управленческого анализа. Помимо семи видов, показанных на рис. 1, в интегрированный анализ вошли также следующие три внешних по отношению к предприятию вида анализа, порожденных развитием и усложнением рыночных отношений: маркетинговый, конкурентный и стратегический.
Как известно, маркетинговый анализ представляет собой процесс изучения рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров на рынок. Очевидно, что анализ экономики предприятия и внешнего окружения без проведения маркетингового анализа не будет носить системный характер.
Целесообразно также включить в системный анализ экономики предприятия и внешнего окружения и конкурентный анализ, заключающийся в исследовании конкурентного окружения предприятия с помощью оценки индивидуальных характеристик и тактики соперников. В рыночных условиях невозможно ограничиваться изучением только внутренних возможностей предприятия, игнорируя его соперников.
Наконец, стратегический анализ представляет собой оценку возможностей развития предприятия на перспективу. Без его проведения невозможна разработка и реализация научно обоснованной долговременной стратегии предприятия.
Пятая особенность, относящаяся к идентификации интегрированного управленческого анализа, состоит в том, что представленные на рис. 2 десять локальных видов этого анализа могут быть дифференцированы по сочетанию направленности каждого из них (внутренняя либо внешняя) и временному горизонту (текущий либо перспективный). При этом выделяется следующие три группы (см. таблицу).
Типические группы управленческого анализа
Группа Комбинация (сочетание) Локальные виды
признаков управленческого анализа
I ВНТ; ВНД; ВШТ; ВШД ИВА; ЛОА; ACT; МАА; КОА
II ВНТ; ВНД АПЗ; ИНА; АОТ; АПО
III ВНД; ВШД СТА
Примечания;
1:! ВНТ — внутренний текущий анализ; ВНД — внутренний долгосрочный анализ;
ВШТ—внешний текущий анализ; ВШД — внешний долгосрочный анализ'.
2. ИВА — инвестиционный анализ; ЛОА — логистический анализ; АСТ — анализ социально-трудовых отношений; МАА — маркетинговый анализ; КОА — конкурентный анализ; АГО — анализ производственных затрат; ИНА — инновационный анализ; АОТ — анализ организационно-технического уровня; АПО — анализ потенциала организации; СТА — стратегический анализ.
Как следует из таблицы, пять локальных видов управленческого анализа, входящих в первую группу, носят комплексный характер, т. е. обладают всеми четырьмя признаками, положенными в основу группировки. Еще четыре вида управленческого анализа носят сугубо внутренний характер, и один только стратегический анализ обладает смешанными характеристиками.
Итак, лишь 4 из 10 выделенных нами локальных видов управленческого анализа могут быть идентифицированы в качестве сугубо внутренних видов анализа. Очевидно, что этого явно недостаточно для определения управленческого анализа как сугубо внутреннего, а с добавлением к нему финансового анализа — как комплексного анализа деятельности предприятия.
Вместе с тем четыре локальных вида анализа, относящихся ко второй группе, составляют ядро внутрифирменного управленческого анализа (если идентифицировать его в узком смысле слова). При более же широком подходе к внутрифирменному анализу следует отнести и все остальные локальные виды управленческого анализа, но лишь в той части, в которой они носят внутренний характер. В первую очередь это относится к тем случаям, когда тот либо иной вид анализа идентифицируется как ВНТ, т. е. внутренний текущий анализ.
Дальнейшее усилия российских ученых и специалистов по развитию теоретической базы экономического анализа, безусловно, будут способствовать развитию экономической науки в целом.