А. М. Колин
ИДЕНТИФИКАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ КЛАСТЕРОВ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: региональная экономика, кластеры, конкурентоспособность, инвестиции regional economy, clusters, competitiveness, investments
В статье рассмотрены аспекты выявления и развития региональных отраслевых кластеров. В частности разработана методика идентификации региональных кластеров, и проведена ее апробация на примере Нижегородской области.
In article aspects of development branch clusters are considered. The technique of identification regional clusters is developed, and its approbation on an example of the Nizhniy Novgorod region is spent.
От конкурентоспособности регионов во многом зависит эффективность как национальной экономики в целом, так и хозяйствующих субъектов. Управление на уровне регионов позволяет получать предприятиям организационно-экономические преимущества. В свою очередь это способствует привлечению инвестиций в проекты, осуществляемые данной организацией. Таким образом, существует прямая зависимость между конкурентоспособностью регионов и объектом привлекаемых инвестиций [1].
Региональная экономика состоит из отраслей. Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания, производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность отрасли достигается как за счет преимуществ ее компаний, так и системы их взаимодействия. Таким образом, развитие региона зависит от эффективности функционирования субъектов экономики работающих на данной территории [2].
Однако в условиях глобальной конкуренции возможности компаний-одиночек ограничены. Поэтому они стремятся выступать с другими фирмами, государством и наукой воедино, стремясь получить эффект синергии. Данное объединение на уровне региональной экономики представляется возможным рассматривать как кластеры [3, 4].
Существование кластеров отраслей, пользующихся обширными ресурсами, технологиями и инфраструктурой, стимулирующих инвестиции, стало реальностью во всем мире. В современных условиях формирования так называемой «новой экономики» нужна общая стратегия вывода производства из низкорентабельных зон сырья в поле высокой маржи. Формирование кластеров в регионах позволяет осуществлять интеграцию производства по вертикали, и таким образом развивать как добывающие предприятия, так и компании конечного продукта. Таким образом, региональная политика формирования и развития кластеров является важным инструментом для создания «новой экономики страны».
В качестве претендующих отраслей на создание региональных кластеров, в Нижегородской области рассматривают: логистика, нефтехимическая промышленность, инновации и наука, автомобилестроение, атомная энергетика, туризм. Однако, по мнению многих экспертов, далеко не все эти отрасли целесообразно использовать в качестве основ для построения региональных кластеров.
В работе предлагается методика идентификации региональных отраслевых кластеров (рис 1).
Составление списка отраслей региональной экономики
Экспертная оценка по критериям идентификации региональных отраслевых кластеров
Определение привлекательности отраслей с целью создания соответствующих кластеров (ПРотр) Оценка условий для успешного формирования и развития кластера (УСЛ)
л г
Построение матрицы «Привлекательность отрасли - условия развития кластера»
§ ^
$ =
Й го
£
<ч
0...1....2......3.....4....5.....6......7....8.....9.....10
Наличие условий для формирования и развития отраслевого кластера (УСЛ)
Выявление отраслей для принятия решения о их кластеризации
Рис. 1 - Методика идентификации региональных отраслевых кластеров
На основе проведенного выше факторного анализа и предложенных принципов представляется возможным определить следующие важные критерии идентификации кластера:
- привлекательность отрасли (ПРотр);
- наличие предпосылок и условий для успешного формирования и развития кластера (УСЛ).
Привлекательность сектора может быть описана такими категориями, как: прогнозируемые темпы роста рынка; уровень создаваемой в отрасли добавленной стоимости; экспортный потенциал; и т. д.
В свою очередь, второй критерий - предпосылки и условия для успешного формирования и развития кластера характеризуются следующими показателями: доля отрасли в суммарной выручке экономики региона; доля занятых в отрасли; развитость инфраструктуры; доступ к потребителям; наличие поставщиков; кадровый потенциал и производительность труда; административно-правовые условия.
Все выше перечисленные переменные выражены в различных показателях и не поддаются интеграции в абсолютных значениях. В связи с этим, предлагается использовать метод экспертных оценок для выявления отраслевых кластеров на основе заданных выше критериях.
В качестве экспертов выступают, руководители бизнеса, официальные представители власти, ученые. При объеме выборки в 50 респондентов и использования дельфи-метода можно добиться достаточно высокой достоверности исследования и нивелировать субъективность. Экспертами, по 10 - ти балльной шкале определяются показатели привлекательность (ПРотр) и наличие предпосылок и условий для успешного формирования и развития кластера (УСЛ) для каждой из представленных в регионе отраслей. Данное исследование позволяет построить матрицу идентификации отраслей для их последующей кластеризации (рис. 2). Среднеарифметические значения исследуемых показателей, полученных по результатам опроса эксперта, представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Значения показателей участвующих в идентификации региональных отраслевых кластеров
Отрасли Среднеарифметические значения исследуемых показателей
Привлекательность отрасли для создания кластера (ПР отр) Наличие предпосылок и условий для успешного формирования и развития кластера (УСЛ)
Логистика 7,6 8,6
Нефтехимия 7,2 6,4
Инновации и наука 8,1 4,5
Автомобилестроение 7,3 9,6
Атомная энергетика 6,8 3,1
Туризм 1,8 4,2
Как видно (табл.1, рис 2), наиболее привлекательными отраслями, для создания региональных кластеров являются: логистика, нефтехимия и автомобилестроение.
Для идентифицированных кластеров с учетом отраслевых приоритетов региона реализуется инвестиционная политика региона. Основная ее задача сформулирована следующим образом: «Наиболее полная реализация конкурентных преимуществ области, заключающихся в выгодном географическом положении, емком потребительском рынке, наличии высококвалифицированных трудовых ресурсов; мощном перерабатывающем комплексе, а также в традиционно развитом научно-исследовательском секторе».
а
Е
о
к
4 о ей Л Н О
л
н
о
о
К
л
5
ё
и
и
ч
и
к
л
с
0....1....2......3......4.... 5..... 6.....7.... 8......9.....10
Наличие условий для формирования и развития отраслевого кластера (УСЛ)
8
6
4
2
0
Рис. 2 - Идентификация отраслевых кластеров Нижегородской области
Основными инструментами реализации данной цели являются: сокращение бюрократической нагрузки на бизнес; организационное и консультационное сопровождение.
Для стратегических инвесторов, реализующих приоритетные для области проекты, предоставляется финансовая поддержка, которая предполагает: налоговые льготы; налоговый кредит; освобождение от арендной платы за земельные участки; компенсацию части процентной ставки по кредитам; государственные гарантии. Нефинансовая помощь региональной власти для таких проектов проявляется в следующем: создание инфраструктуры бизнеса; распространение позитивной информации об инвесторе; поддержка при обращении в федеральные органы государственной власти.
Подобные программы формирования кластеров, для регионов должны выражаться в целом комплексе эффектов, в первую очередь экономическом - в повышении инвестиционной привлекательности региона, повышении благосостояния населения, развитии малых фирм и увеличении капитализации крупных корпораций. Все это приводит в увеличению налоговых поступлений, в том числе и в региональные бюджеты. На основе экономического эффекта реализуется - социальный, который проявляется в улучшении качества жизни населения, снижения криминогенного фона в регионе, повышении рождаемости и т.д.
Литература
1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. - М.: Новости, 2000. - 256 с.
2. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика / П. Дойль. - СПб.: Питер, 1999. - 560 с.
3. Портер, М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. / М. Э. Портер. - М.: Вильямс, 2000. - 495 с.
4. Porter, M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors / М. Porter. -New York: Free Press, 1980. - (Idem. Competitive).
© А. М. Колин - соискатель каф. менеджмента и маркетинга Нижегородского госуд. архитектурностроительного ун-та, [email protected].