Научная статья на тему 'Кластерный подход в исследовании систем предприятий сферы сервиса'

Кластерный подход в исследовании систем предприятий сферы сервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНЫЕ КЛАСТЕРЫ / МЕСТНЫЕ КЛАСТЕРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SERVICE CLUSTER / LOCAL CLUSTERS / REGIONAL ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носков-дукельский Алексей Игоревич

В статье рассматриваются особенности кластеров сервисной специализации. С точки зрения целей региональной политики кластеры является ориентиром, позволяющим формировать эффективные ее направления. Обсуждаются методы выявления кластеров сервисной направленности в российской экономике, их локализация и динамика. Определены критерии отнесения отраслей к категории «}естных кластеров» среди которых высока доля сервисных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on the study of features of clusters of service specialization. In terms of the objectives of regional policy cluster is a guide that allows it to form its effective directions. The author discusses the methods for identifying clusters of service orientation in the Russian economy, their localization and dynamics. The criteria of classification of industries in the category of "local clusters", including a high proportion of service clusters are determined.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в исследовании систем предприятий сферы сервиса»

УДК 332.02

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ СЕРВИСА

Носков-Дукельский Алексей Игоревич,

старший преподаватель кафедры маркетинга, noskov [email protected], Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

This article focuses on the study of features of clusters of service specialization. In terms of the objectives of regional policy cluster is a guide that allows it to form its effective directions. The author discusses the methods for identifying clusters of service orientation in the Russian economy, their localization and dynamics. The criteria of classification of industries in the category of "local clusters", including a high proportion of service clusters are determined.

В статье рассматриваются особенности кластеров сервисной специализации. С точки зрения целей региональной политики кластеры является ориентиром, позволяющим формировать эффективные ее направления. Обсуждаются методы выявления кластеров сервисной направленности в российской экономике, их локализация и динамика. Определены критерии отнесения отраслей к категории «местных кластеров», среди которых высока доля сервисных кластеров.

Keywords: Service cluster, local clusters, regional economic policy

Ключевые слова: сервисные кластеры, местные кластеры, региональная экономическая политика

Применение кластерного подхода при формировании российской региональной экономической политики получило широкое распространение на всех уровнях государственного управления еще до всесторонней проработки вопросов кластерного анализа экономических систем в отечественной экономической науке. Легко предположить, что такая ситуация облегчает адаптацию результатов научных разработок в данной области в практике регионального управления, одновременно расширяя интерес к кластерным исследованиям со стороны широких кругов бизнеса и политики.

Кластерные исследования уже стали стандартным элементом инструмента региональной экономической политики в США и странах Евросоюза. В других странах с развитой рыночной экономикой он также применяется все шире.

Методологической основой кластерного подхода является анализ, предложенный М. Портером при изучении структуры экономики США. В процессе исследования были выявлены системы предприятий, включая предприятия, относящиеся к разным отраслям, согласно отраслевой классификации. Однако специализация системы (кластера) определялась отраслевой принадлежностью основных наиболее эффективных ее предприятий.

В предлагаемой статье внимание сосредоточено на изучении особенностей кластеров сервисной специализации. С точки зрения целей региональной политики кластеры является ориентиром, позволяющим формировать эффективные ее направления. И если для развитых регионов наиболее актуально выявление и формирование инновационных производственных кластеров, то для развивающихся и отсталых в экономическом отношении регионов, к которым относится большая часть российской территории, наиболее реальной перспективой является развитие сферы сервиса.

Исходя из этого, интерес представляет разработка особенностей выявления кластеров сервисной направленности в российской экономике, их локализация и динамика. Указанные вопросы являются отправной точкой кластерного анализа. Представляется важным проводить планомерную работу по «инвентаризации» кластерного потенциала регионов, как это происходит в США и Европе [4]. Но для проведения подобной полномасштабной работы нужна долговременная программа с серьезным объемом финансирования. Отдельные исследования могут охватывать весьма ограниченные части кластерной экономики.

Рассмотрим понятие «сервисный кластер». На наш взгляд, под сервисным кластером следует понимать систему взаимосвязанных предприятий, продуктом которых являются услуги различного характера, расположенных на определенной территории и проявляющих тенденцию к усилению своего значения в экономике региона или фактически играющих в ней важную роль.

Методика кластерного анализа, разработанная М. Портером, начинается с анализа локализации занятости всех отраслей, затем из анализа исключаются отраслевые группы, рынок которых ограничен тем регионом, где они расположены и которые либо имеют слабую склонность к концентрации, либо такая тенденция вовсе отсутствует. При этом склонность к концентрации не зависит от различий между

предприятиями сервиса и производственными предприятиями. Исключены также те отрасли, локализация которых определена местами расположения природных ресурсов (добывающие отрасли). Выделенная группа названа торгуемыми отраслями. Она охватывает примерно треть общей занятости США. Предприятия затем были перегруппированы в зависимости от способов территориальной концентрации с предприятиями других отраслей. Случайные корреляции были устранены с помощью анализа таблиц затраты - выпуск. Полученные группы собственно и получили названия кластеров [1].

Уровень концентрации рассчитан для каждой из 38 кластерных категорий с использованием 8 различных показателей концентрации. Кластерная структура Портера широко используется в кластерных исследованиях других стран и иногда служит базой Сравнения [5].

Сфера сервиса в кластерном анализе Портера представлена следующими

категориями:

1) Бизнес-сервис, управленческий консалтинг, аренда офисного оборудования;

2) оптовая торговля, распространение товаров, доставка товаров почтой;

3) образование , наука, университеты, библиотечное обслуживание;

4) финансовый сервис, банки, страховые компании;

5) строительство и обслуживание строительных компаний, аренда строительной

техники;

6) гостеприимство и туризм, такси, развлекательный сервис;

7) транспортное и логистическое обслуживание;

8) услуги печати и издательское обслуживание;

9) организация спортивных мероприятий, детского отдыха.

Таким образом, выделены 9 сервисных кластеров, которые могут служить основой исследования национальной структуры отрасли. Показателем, при помощи которого обычно описывают размер групп, является количество служащих. Это наиболее надежный и широко доступный индикатор. Статистика занятости обеспечивает хорошую сравнимость между группами во временных интервалах.

Проблемой идентификации крупнейших кластеров является то, что они содержат настолько разнообразные виды деятельности, что это ставит под сомнение, действительно ли они являются элементами одной экономической системы. Кроме того, некоторые из кластеров настолько широко географически распространены, что можно считать их поддерживающими элементами кластеров других мест или

местными некластерными предприятиями, а не обособленными промышленными системами.

Однако проблема состоит в другом: некоторые отраслевые группы, которые в США составляют крупные системы предприятий, могут быть плохо представлены в других странах. Например, организация спортивных мероприятий и детского отдыха как область, имеющая все признаки кластера в США, в России попадает в категорию так называемых «не торгуемых» отраслей, что выводит отрасль за рамки указанной методики кластерного анализа.

Из анализа по данной методике выпадают отрасли, обслуживающие местный рынок, продукция которых не выходит за его границы, а это составляет значительную часть экономики. В Швеции, например, это составляло 56% всей занятости по состоянию на 2002 год. К таким отраслям относятся услуги здравоохранения, начальное и среднее образование, социальный сервис, местное маломасштабное строительство, большая часть розничной торговли, парикмахерские и другие услуги населению. С целью охвата анализом этих сфер деятельности можно ввести понятие «местного кластера». Под местным кластером обозначим такое сосредоточение многих предприятий связанных сфер деятельности, которые в рамках одной экономической системы создают продукт, предназначенный исключительно для того рынка, где они расположены. Если такие кластеры будут выявлены, легко предположить, что большая часть из них будет носить сервисную направленность.

Для выявления местных кластеров необходимо определить критерии отнесения отраслей к этой категории. На основе анализа российской территориальной статистики занятости можно предложить два критерия: 1) в системе предприятий определенной сферы деятельности работают не менее 10% занятых, при этом по меньшей мере 1000 работников системы распределены не менее чем по двум предприятиям; 2) коэффициент локализации местной системы предприятий не менее 10 и минимум 100 занятых, распределены не менее чем на два предприятия. Соответствие первому критерию дает абсолютные кластеры. Второй определяет регионы относительной специализации в рамках данной отрасли кластера. Коэффициенты локализации являются наиболее распространенным методом идентификации относительной концентрации деятельности.

Традиционно для оценки неравенства распределения занятости применяются коэффициенты Джини, индекс Аткинсона и индекс Тейла, известные в статистике. При выявлении корреляции значений индексов в отношении видов деятельности предполагается наличие кластера соответствующей специализации. Следующим

этапом кластерного анализа является расчет индекса Морана, позволяющего определить пространственную автокорреляцию. вызванную взаимным влиянием регионов друг на друга. Построение диаграмм рассеивания Морана позволяет обнаружить все существующие кластеры регионов. Еще более наглядным представлением результатов пространственного анализа будет визуализация показателей при помощи географических информационных систем.

Традиционное использование коэффициентов локализации дает мало информации о местных кластерах. Это отраслевой метод анализа, и результаты его применения не дают информации о взаимозависимости различных секторов экономики. Указанный метод целесообразно использовать в совокупности с другими методами кластерного анализа.

Распространенным методом определения региональных кластеров является использование экспертных оценок и других механизмов сбора необходимой экономической информации. Региональные эксперты, руководители бизнеса, официальные представители власти и другие лица, принимающие решения, являются важным источником информации о тенденциях регионального промышленного развития, его основных особенностях, сильных и слабых сторонах. Хотя сбор экспертной информации о региональной экономике может оказаться эффективным с точки зрения издержек и объема такой информации, отсутствие достаточной систематичности не позволяет делать глубокие обобщения. Экспертные оценки наиболее часто применяются при микроанализе региональных промышленных кластеров.

Таким образом, при изучении территориальных кластеров сервисной специализации должны применяться методики статистического анализа в совокупности с экспертными оценками и детальным описанием характера связей между предприятиями каждого кластера. Кластеры сервисной деятельности имеют особенности, которые позволяют выделить их в отдельный вид. Для сервисных кластеров необходимо разработать отдельные критерии и методики выявления, поскольку методика М. Портера относит большинство из них к категории «неторгуемых» и выводит за рамки своего анализа.

Литература

1. Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс», 2002.

2. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Экономические кластеры: идентификация и

оценка эффективности деятельности: Монография. Новосибирск, 2006.

3. Бородина Е.А. Роль экономических кластеров в повышении

конкурентоспособности регионов РФ: Автореф. дис...к-та экон. наук.

Волгоград: Волгогр. гос. ун-т, 2008.

4. Regional Clusters in Europe Observatory of European SMEs European Commission. Enterprise publications. 2002.

5. G. Lindqvist Disentangling Clusters. Agglomeration and Proximity Effects. Dissertation for the Degree of Ph.D., Stockholm School of Economics 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.