«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#3î27),2@19 / JURISPRUIDIMOI
73
вообще. Она существует лишь как нравственный постулат, и не более того. Ответственность - любую: гражданско-правовую, уголовную, семейно-правовую - несут только конкретные физические, а иногда и юридические лицах [3, с. 103].
Соответствующий подход формируется и в судебной практике. Так, суд первой инстанции возвратил совместное заявление супругов о признании их банкротами к производству применительно к абзацу второму статьи 43 Закона о банкротстве, поскольку семья в понимании Семейного кодекса Российской Федерации не является субъектом в рамках дела о банкротстве, а, следовательно, не наделена правоспособностью. Правами и обязанностями наделены каждый из супругов при банкротстве должника - физического лица, а не семья в целом. Ответственность супругов по обязательствам
регулируется главой 9 Семейного кодекса Российской Федерации (Постановление 13 ААС от 22.02.2017 по делу № А56-91219/2016)
Итак, с точки зрения закона, семья не является самостоятельным субъектом права, следовательно, не несет ответственность по обязательствам, ее несет каждый из супругов самостоятельно.
Список литературы
1. Летова Н.В. Правовое положение детей по законодательству Российской Федерации - М., 2011.
2. 15 крупнейших семейных предприятий в мире// [Электронный ресурс] http://expert.ru/2015/07/16/15-bogatejshih-semej-mira/ (дата обращения 12.02.2019)
3. Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории практики. - М.: Юрайт-Издат, 2007.
УДК: 346.21
Шапсугова Мариетта Дамировна,
к.ю.н., доцент, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права РАН DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10025 ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Shapsugova Marietta Damirovna,
Ph.D., Senior Researcher, Business and Corporate Law Sector, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
IDENTIFICATION OF THE ENTREPRENEUR IN THE DIGITAL ECONOMY
Аннотация
В статье исследуется влияние цифровой экономики на идентичность граждан. Совершение сделок в цифровой среде обуславливает необходимость выстраивания в ней пространства доверия. Одним из элементов этого пространства является идентификация участников сделок. Рассматривается вопрос о праве гражданина на идентичность во взаимосвязи с развивающимся институтом идентификации в цифровой среде, способах подтверждения идентичности, отчуждения гражданина от его идентичности.
Abstract
The article examines the impact of the digital economy on citizen identity. Making deals in the digital environment necessitates building a trust environment in it. One of the elements of this space is the identification of participants in transactions. The question of the right of a citizen to identity is considered in conjunction with a developing institute of identification in the digital environment, ways of confirming identity, alienation of a citizen from his identity.
Ключевые слова: гражданин, предприниматель, цифровая экономика, идентичность, идентификация
Key words: citizen, entrepreneur, digital economy, identity, identification.
Цифровая экономика делает вызов сложившимся институтам прав человека.
Несмотря на то, что категория субъекта права является краеугольной в теории права, понятие «субъект права» не тождественно понятию «человек», а человек как субъект права в юриспруденции выступает в качестве физического лица - физического тела [1].
Очевидно, что появление цифровых субъектов приводит к обезличиванию, исключению человече-
ского фактора и еще большему обособлению реальной и виртуальной личности, субъекта права от человека.
Идентификацию можно рассматривать в следующих ипостасях:
1. Идентификация как подтверждение личности субъекта. В этом случае ей должна быть свойственна индивидуальность признаков, позволяющих однозначно определить (идентифицировать) субъекта, которому должен быть присвоен уникальный идентификатор;
JUROSPRUDinCl / <<Ш^ШМУМ-ШУГМак>>#3(Ш7)),2©1]9
74_
2. Идентификация как подтверждение правового статуса субъекта, например субъекта предпринимательской или внешнеэкономической деятельности.
Отмечается, что 67% хакерских атак приходится на малый и средний бизнес, что создает кризис доверия к личности контрагента в цифровой среде и порождает риски подтверждения идентичности:
1. Неполноты сведений в базе данных (неадекватное отражение данных о дееспособности и полномочиях субъекта в системе),
2. Убытки из-за недостоверной информации в системе, сбой в системе идентификации-аутентификации,
3. Кражи личности путем подмены данных для аутентификации проблема восстановления идентичности и аутентичности,
4. Вреда субъекту причинённому в следствии его идентификации третьими лицами,
5. Незаконного получения персональных данных,
6. Получения сведений составляющих коммерческую тайну.
Формирование особой цифровой среды, совершение в ней сделок порождают проблему доверия идентификации контрагентов- субъектов правоотношений, что требует выстраивания периметра доверия в цифровой экономике. Периметр доверия может выстраиваться как через идентификацию, так и посредством использования счетов эскроу (в этом случае идентификация не имеет значения, имеет значение факт оплаты).
В связи с этим ведутся разработки в области создания национальных и транснациональных сред доверия идентификации.
Традиционно под идентификацией понимают процесс отличения чего-либо или кого-либо от чего-либо или кого-либо иного при определении того, с чем совпадает то, что от чего-то отличается, по признакам или по сущности. Процедура идентификации состоит в установлении различий между идентифицируемым сущим и другими сущими и в придании смысла идентифицируемому через то, чем оно является, чему оно является равным или хочет (уже в случае живого сущего) быть равным, то есть фиксирование идентифицируемого в тождестве его с самим собой при одновременном определении отличия его собственного смысла от всех других, не относящихся к нему смыслов[2, с.3].
Идея идентификации личности не нова. В нецифровом обществе она проводилась по фамилии, имени, отчеству, дате рождения, месту жительства, роль идентификатора также мог выполнять номер и серия паспорта, ИНН и СНИЛС
Идентификатор в цифровой среде по своей сути является аналогом фамилии, имени, отчества гражданина, альтернативным способом подтверждения личности (ИНН, СНИЛС).
Сформировавшееся определение субъекта идентификации в среде доверия идентификации относит к субъектам любых участников дистанционных сделок, резидентов и нерезидентов РФ, в том числе любые юридические либо физические лица,
организации без создания юридического лица, индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, иные лица, занимающиеся частной практикой или робот (автоматизированная система)[3, с. 90].
Статус гражданина как субъекта предпринимательства данные в базах (реестрах субъектов) должны подтверждать его статус как предпринимателя.
• В цифровой среде идентификация сопровождается аутенификацией - подтверждением личности при помощи пароля, биометрических данных (ИНН подтверждает идентичность субъекта-налогоплательщика физическому и юридическому лицу. Удаленная идентификация налогоплательщика осуществляется либо по ИНН и паролю, предоставленному при первичной идентификации при посещении ИФНС либо через систему ЕСИА
ИНН индивидуального предпринимателя и гражданина-непредпринимателя совпадают. Однако личные кабинеты налогоплательщика у них разные. Вместе с тем, ИНН сам по себе не позволяет разграничить идентичность физического лица как субъекта гражданского права и индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательского права. Это имеет значение, например, в случае необходимости разграничения имущества, используемого в предпринимательской деятельности, от личного/семейного имущества ИП.
Подтверждение идентичности может осуществляться при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, путем присвоения идентификатора.
Подтверждение идентичности при помощи идентификатора также осуществляется при взаимодействии с налоговым органом (сдача отчетности, ликвидация ИП и проч.)
Подтверждение идентичности гражданина как предпринимателя может осуществляться в личном кабинете банка, например при выборе статуса плательщика в платежном поручении.
Хранение данных о предпринимателе в электронной базе создает угрозу замены сведений о субъекте в электронной базе данных, что будет составлять сложность для доказывания собственной идентичности, в случае если все персональные данные, в том числе биометрические данные будут существовать только в электронной форме.
Уже сейчас подтверждение личности осуществляется в электронной форме, а многие государственные и муниципальные услуги могут быть получены предпринимателями только электронно.
Список литературы:
1. Иванский В.П. К определению человека как субъекта права XXI века сквозь призму информационно-квантовой концепции права // Административное право и процесс. 2016. N 1. С. 48 - 53; N 6. С. 70 - 75. / [Электронный ресурс] режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 03.12.2018)
2. Кузин И.В. Идентификация субъекта: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук, СПб, 2000.
3. Сумманен К. Национальная среда доверия идентификации для дистанционных сделок// Connect, 2015, № 4.