Научная статья на тему 'Идентификация предельного состояния опоры долота по критерию предельных контактных напряжений для различных вариантов технологической обработки'

Идентификация предельного состояния опоры долота по критерию предельных контактных напряжений для различных вариантов технологической обработки Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Симисинов Д. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентификация предельного состояния опоры долота по критерию предельных контактных напряжений для различных вариантов технологической обработки»

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОПОРЫ ДОЛОТА

ПО КРИТЕРИЮ ПРЕДЕЛЬНЫХ КОНТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ

симисинов д. и.

Уральская государственная горно-геологическая академия

Наличие посадочных зазоров в опоре долота приводит к перекосу осей цапфы и шарошки и номерному нагружению подшипников. С увеличением зазоров по мере износа уменьшается л зоны нагружения и число работающих роликов, что вызывает увеличение возникающих кон-ых напряжений в элементах подшипника и, следовательно, снижение их долговечности при •стал ост ном, контактном изнашивании.

Структурная схема причинно-слсдствснной связи разрушения элементов опоры в результате ышения временного сопротивления ма-ериала контактными напряжениями представлена на

Задача определения предельного состояния опоры сводится к нахождению предельных контактных напряжений и соответствующего им значения зазора.

Традиционные методы исследования, например тензометрирования, не гозволяют получить достаточную картину объемного напряженно-деформируемого состояния. Применение поляриза-jxoHHO-оптического метода исследования напряжений с применением технологии «заморажива-» (фиксирования) напряженно-деформированного состояния модели опоры, представляющего ■нформацию для отдельных точек, позволяет при действии различных нагрузок получить общую ортину распределения напряжений на повеэхности и внутри объема модели, определить направления и величины напряжений для всех точек. Поляризационно-оптический метод достаточно ши-жжо применяется при исследовании напряженного состояния опоры долота [4, 6]. Однако этот четод дает, скорее, качественную оценку распределения напряжений. Основной недостаток мето-u - отсутствие учета физико-механических свойств материала и их распределения по сечению зодшипника.

Рассмотрим схему нагружения опоры (рис. 2). На вапфу действуют радиальные реакции Fr\, F,г, F,j и осевая составляющая в замковом подшипнике F&. Для расчета был зыбран большой роликовый подшипник, испытывающий наибольшие контактные напряжения и, следовательно, имеющий наименьший ресурс.

Рассмотрим систему разик подшипника - цапфа в виде динамической модели:

Li

ТтТ

ХР

Li

I Fra La

y = f(K,Q,UA

(1)

Рис. 2. Схема нагружения цапфы

гдсу- прочностные свойства цапфы; К геометрические, физико-механические характеристики системы соответственно; и - внешнее воздействие; / - время.

К - F\(R. г, /, /); Q - FAObCTm. с. h. а а); U - Fi(T, F),

где Я - радиус цапфы; г - радиус ролика; / - длина контакта; р - перекос осей цапфы и ш< а. - предел прочности (временное сопротивление разрыву); ап - предел текучести; с - вел» действующей деформации; И - глубина упрочненного слоя; а - коэффициент термического ширения; а - коэффициент температуропроводности; Т— температурное воздействие; сил воздействие.

Наибольшую нагрузку испытывает участок беговой дорожки, обращенный к забою, в качестве расчетной схемы принимаем четверть сечения цилиндрической цапфы на данном

стке.

В рассматриваемой модели ролик отсутствует, поэтому его влияние заменили вующей нагрузкой, действующей на цапфу. Это нагрузка Р, которая действует и распределена 1 внешнему контуру цапфы (рис. 3).

В данной модели рассматривали несколько расчетных схем:

а) в качестве первой расчетной схемы приняли цилиндр, соответствующий цапфе, ленной по серийной технологии, формирующей механические свойства материала, хара» мые диаграммой растяжения (кривая I на рис. 4);

б) схема 1. но цапфа имеет вибрэупрочненный поверхностный слой глубиной И и П( ными свойствами, характеризуемыми зависимостью 2 (см. рис. 4).

Рис. 3. Схема нагружения большого роликового подшипника

Рис. 4. Диаграмма растяжения

Не приводя подробного решения задачи, которое изложено в работе [5], где мы опсри[ известными функциями, отметим лишь алгоритм решения и значимые моменты.

Для решения поставленной задачи воспользуемся вариационным уравнением Лагранжа 7], которое для рассматриваемого случая нагружения принимает вид

где Э- потенциальная энергия тела; Я - модуль объемной упругости; ц, с, - средняя дефор* и чисто тепловая деформация соответственно; у - функция пластичности, определяемая шением

г я

V = —- Я

где 5" и Г - интенсивности напряжений и деформаций соответственно.

Данное уравнение выражает принцип минимума потенциальной энергии Э тела, что эквивалентно уравнениям равновесия и статическим граничным условиям.

Минимум выражения (3) находим методом конечных элементов [6], для чего разбиваеи область сечения узловыми окружнос-ями на М кольцевых элементов треугольного поперечного сечения (рис. 3). При этом разбиение системы на элементы осуществляли таким образом, чтобы каждый элемент состоял из слоя материала, имеющего одинаковые физико-механические свойства.

В результате решения системы урав-й, полученных из условия минимума (3), 1яом компоненты тензоров деформа-и напряжений.

Дтя расчетов использовались экспертные , приведенные в работах (3,4]. На рис. аредставлены значения нагрузки на разимые подшипники в зависимости от величи-■ перекоса.

Распределение напряжений и дефор-щий по сечению цапфы приведено на рис. В соответствии с проведенными нами рас-и максимальные напряжения и дефор-и возникают в сечении А-Л (см. рис. 6), е. это опасное сечение. Полученные нами ультаты моделирования хорошо согласуются с исследованием отработанных долот (I), где на-д ал ось выкрашивание на опорной поверхности цапфы в указанном сечении.

Рис. 5. Влияние перекоса образующих подшипника на распределение нагрузки по длине контакта L

т. е. р

о. Мп»

X, мм

таг

«0

в2У

Р.'

а, Мпа

Рис. 6. Распределение напряжений и деформаций по глубине цапфы по сечению А-А: а - серийная технология; б - технология с виброупрочнением

Распределение напряжений и деформаций по сечению цапфы приведено на рис. 6. В соответствии с проведенными нами расчетами, максимальные напряжения и деформации возникают в сечении А-А (см. рис. 6), т. с. это опасное сечение. Полученные нами результаты моделирования ьэрошо согласуются с исследованием отработанных долот [I], где наблюдалось выкрашивание на опорной поверхности цапфы н укачанном сечении.

Сравнение полученных результатов с данными экспериме1гга (4. 6] по определению илряженно-деформированного состояния поляризационно-оптическим методом показывает ьорошую сходимость результатов.

На основе полученных данных для обеих вариантов расчета сформулируем условия безотказной работы опоры долота:

1-й вариант (серийная технология):

{

р < 22'10" - безотказная работа Р = 22'10" - предельное состояние р> 22'10"-отказ

2-й вариант (технология с виброупрочнением): (3 < 25'48" - безотказная работа 0 ■ 25'48" - предельное состояние (5)

Р>25'48"-отказ

Разработанная математическая модель напряженного состояния элементов опоры п ет определять предельное состояние долота для различных технологических вариантов из-ния.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Жидовцев Н. А. и др. Долговечность шарошечных долот. М.: Недра, 1992. 266 с.

2. Лыков А. В. Теплообмен: Справочник. 2-е изд., перераб и доп. М.: Энергия, 1978. 479 е., ил.

3. ОденДж. Конечные элементы в нелинейной механике сплошных сред. Пер с англ. М.: Мир, i 487 е., ил.

4. Пмьченков В. А. Повышение работоспособности шарошечных долот путем рационального деления нафузок по элементам вооружения: Авторсф. дис.... канд. техн. наук. М., 1983.

5. Сииисинов Д. И.. Боярских Г. А.. Хазин М. Л. Методология моделирования наг-деформированного состояния элементов опоры шарошечного долота // Изв. УГГГА. Серия: Г электромеханика, 2001.

6. Торгашов А. В., Пугач В. В.. Моролеин В. А. Исследование объемного напряженного состояния лота с целью снижения метаплоемкосту и оптимизации использования проката черных металлов: ВНИИнефтемаш. НИР 0251-88-127. М., 1989.

7. Шермергор Т.Д. Теория упругости микронеоднородных сред. М.: Наука, 1977. 399 е., ил.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СВОЙСТВ ВОССТАНОВЛЕННОГО ВЕДУЩЕГО ВАЛА ЭКСКАВАТОРА ЭКГ-8И

СЛЕПУХИНВ. С. Уральская государственная горно-геологическая академия

о.тв

10300

20000

«ООО t«c

Рис. 1. Кривая износа ведущего вала экскаватора ЭКГ-8И

Возможность исследования надежности щего вала экскаватора ЭКГ-8И путем экспери рования с математической моделью этого вала ствснно сэкономит силы и средства, позволит наиболее экономичные и надежные вариант, возможность прогноза оценок показателей над сти [3].

По данным ОАО «Ураласбесто, средний службы ведущего вала экскаватора ЭКГ-8И ляет Гц," 37000 часов. Значения абсолютного приведены в табл. I. и на рис. 1.

Значения износа ведущего вала экскаватора ЭКГ-8И

Д. мм

0.2

0,35

0,6

0,75

ч

0

11200

22400

33600

37000

Непрерывная случайная величина - наработка системы до отказа - может описываться личными законами распределения, в зависимости от свойств системы и се элементов, условий боты, характера отказов и т. д. Статистическая модель отказов - необходимый математи инструмент исследования надежности при проектировании, изготовлении и эксплуатации. К схеме отказов соответствует одна или несколько статистических моделей отказов. Сущ: следующие модели отказов: модель отказов нормальною распределения, экспоненциального пределения, гамма-распределения и Вейбулловского распределения отказов. Выберем из них условий работы ведущего вала как наиболее простую и понятную модель отказов на основе пределения Вейбулла.

Распределение Вейбулла как модель отказов является универсальной. С помощью этой дели можно описывать схемы мгновенных отказов не только от износа, но и от усталостного

326

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.