Научная статья на тему 'Идентификация потенциально опасных гидротехнических сооружений Воронежской области'

Идентификация потенциально опасных гидротехнических сооружений Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
581
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентификация потенциально опасных гидротехнических сооружений Воронежской области»

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.Д. Разиньков, к.г.н., КУ ВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области»

В основе формирования перечня потенциально опасных гидротехнических сооружений (далее - ГТС) были материалы, полученные из территориального управления Росприроднадзора, который в эти годы осуществлял надзор за ГТС (за исключением промышленных, а также относящихся к Минтрансу). В представленных сведениях было 205 ГТС, создающих угрозу возникновения ЧС. Данное количество явно было завышенным, изначально данный перечень формировался в начале 1990-х гг. Используя метод «максимальной угрозы» был определён перечень потенциально опасных ГТС в количестве 67 сооружений. Далее была построена работа следующим образом.

Первым делом была создана экспертная группа, состоящая из специалистов от центра мониторинга и прогнозирования ЧС, территориального управления Ростехнадзора, регионального управления по экологии и природопользованию, что позволило перекрыть весь основной спектр задач, которые необходимо решать для обеспечения безопасности потенциально опасных напорных сооружений:

1) идентификация ГТС и уточнение морфометрических характеристик;

2) уточнение собственника ГТС либо его отсутствия;

3) определение технического состояния (уровня безопасности);

4) определение размера вреда по возможному сценарию развития аварии на ГТС (при разрушении тела плотины);

5) зонирование по степени риска ГТС (отнесение ГТС к потенциально опасным).

Рассмотрим решаемые вопросы экспертной группой при решении перечисленных задач.

О Идентификация ГТС и уточнение морфометрических характеристик. В основе этой работы стали следующие источники:

- картографический материал масштаба - 1:100000 и 1:25000;

- космические снимки удовлетворительного разрешения для части Воронежской области;

- сводные сведения за муниципальный район, подготовленные ответственными лицами администраций муниципальных районов;

- сведения по ГТС надзорного (территориальное управление Ростехнадзора) и контролирующего органа (управление по экологии Воронежской области);

- Российский регистр гидротехнических сооружений;

- инвентаризационные паспорта муниципальных районов по гидротехническим сооружениям (разработано по 6-и районам из 32-х);

- акты предшествующих проверок технического состояния надзорными органами;

- непосредственно полевое обследование водного объекта и балочной системы места расположения ГТС.

© Уточнение собственника ГТС либо его отсутствия:

- встреча с собственниками ГТС, главами поселений и ответственными лицами администраций муниципальных районов, рассмотрение представляемых ими документов.

© Определение технического состояния (уровня безопасности):

- акты предшествующих проверок технического состояния надзорными органами;

- непосредственно полевое обследование ГТС.

© Установление вероятности возможной аварии (т.е. существует ли реальная угроза её), обусловленной переливом поступающей воды через плотину:

- определение площади водосбора и крутизны поверхностей его;

- установление выше стоящих водных объектов, их объёмов, установление типа водосбросных (аварийных) сооружений на ГТС (автоматический либо нет);

- установление исправности водопропускных сооружений, их резервирования, определение призмы регулирования водного объекта;

- определение реальности угрозы возникновения аварии с разрушением плотины.

© Определение возможного вреда по возможному сценарию развития аварии на ГТС (при разрушении тела плотины):

- изучение ранее проведённых оценок вреда в результате аварии ГТС (Декларация безопасности ГТС; Паспорт безопасности опасного объекта; Расчёт размера вреда, который может быть причинён в результате аварии ГТС и др.);

- экспертная оценка возможных последствий (обследование морфометрических характеристик балки либо русла реки, определение местоположения жилых строений и объектов инфраструктуры относительно тальвега балки, исследование водопропусков линейных объектов, пересекающих балку).

© Зонирование по степени риска ГТС (отнесение ГТС к потенциально опасным):

- используется два основных установленных показателя: вероятность аварии и последствия с рангом чрезвычайной ситуации.

По каждому гидротехническому сооружению, входящему в перечень потенциально опасных, в натуре изучена территория возможной зоны затопления и прохождения волны прорыва. В результате из 64 ГТС,

находящихся в перечне потенциально опасных, экспертной группой предложено исключить из перечня, как не несущих реальной угрозы ЧС, 24 ГТС, т.е. рекомендовано оставить в перечне потенциально опасных 40 ГТС.

Дополнительно по результатам работы, 2 потенциально опасных ГТС экспертной группой предложено вывести из эксплуатации, установленный порядок вывода из эксплуатации был разъяснён главе сельского поселения и ответственному лицу муниципального района.

По каждому исследованному ГТС, имеющему замечания по техническому состоянию, рекомендованы мероприятия по переводу их в удовлетворительное состояние.

Главам муниципальных образований либо их представителям разъяснена процедура перевода ГТС с неустановленной формой собственностью в собственность.

Из 64 потенциально опасных ГТС было установлено, что 26 являются на момент проверок с неустановленной формой собственностью. Главам этих муниципальных образований рекомендовано активизировать работу по переводу в собственность потенциально опасных ГТС.

По результатам обследований и в соответствии с задачами для решения, поставленными перед началом обследований всех потенциально опасных ГТС, были указаны гидротехнические сооружения, которые должны подвергнуться первоочередному капитальному ремонту (3 ГТС) либо выводу из эксплуатации (2 ГТС) за средства по соответствующей целевой программе ремонта ГТС [1].

Также было конкретизировано, на каких ГТС необходимо построение локальной системы оповещения (ЛОС). Таких напорных сооружений 4, при образовании прорана в теле плотины в зоне непосредственного воздействия волны прорыва окажутся десятки жилых строений и объекты инфраструктуры населённого пункта.

Как итог, всеми членами межведомственной комиссии был согласован предложенный перечень потенциально опасных ГТС и утверждён Первым заместителем Председателя Правительства Воронежской области, оформлено протоколом межведомственной комиссии от 03.04.2012 №5.

Список использованной литературы:

1. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010 - 2014 годы»: постановление Правительства Воронежской области от 06.07.2010 №546.

2. Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения: приказ МЧС России от 28.02.2003 №105 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 20.03.2003 №4291).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.