Identification of hazards and accidents at hazardous production facilities, where applicable trunk pipeline Ten Je. , Skvorcov A. (Russian Federation) Идентификация опасностей и аварий на опасных производственных объектах, где применяется магистральный трубопровод Тен Э. В. , Скворцов А. А. (Российская Федерация)
]Тен Эдуард Владимирович / Ten Jeduard - эксперт по промышленной безопасности;
2Скворцов Алексей Анатольевич / Skvorcov Aleksej - эксперт по промышленной безопасности, ООО «Югорское отделение экспертизы», г. Нижневартовск
Аннотация: несмотря на высокие требования, предъявляемые к магистральным трубопроводам и сооружениям на них, риски возникновения аварийных ситуаций все равно остаются, а поэтому ответственные предприятия должны предпринимать меры к их профилактике. Главным нормативным документом, в котором содержится информация по идентификации опасностей и аварий на опасных производственных объектах, где применяется магистральный трубопровод, являются Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утв. Приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 N 520. Ответственные лица, за которыми закреплена обязанность по выполнению мероприятий по недопущению аварийных ситуаций, обязаны знать положения данного документа и в точности следовать его пунктам.
Abstract: despite the high requirements for pipelines and facilities for them, the risk of accidents still remain and, therefore, responsible companies must take steps to prevent them. The main regulatory document, which contains information on the identification of hazards and accidents at hazardous production facilities, where applicable trunk pipeline are federal rules and regulations in the field of industrial safety «Safety regulations for hazardous production facilities of trunk pipeline» approved RTN Order of 06.11.2013 N 520. The persons in charge are sure that the responsibility for the implementation of measures to prevent accidents, are obliged to know the provisions of the document and follow exactly his point.
Ключевые слова: идентификация опасностей, аварии, ОПО МТ, опасные
производственные объекты, магистральные трубопроводы.
Keywords: identification of hazards, accidents, GCO MT, hazardous production facilities, pipelines.
Основные требования к анализу потенциальных опасностей при
эксплуатации магистральных трубопроводов
Требования к анализу опасностей, которые возникают при эксплуатации опасных производственных объектов в области транспортировки нефти и прочих углеводородов, обусловлены необходимостью следить за безопасностью людей и окружающей среды. Следует понимать, что данные производственные моменты входят составной частью в общие требования промышленной безопасности и риск -менеджмента, включая научные обоснования и систему управления [1].
При выполнении работ, связанных с анализом потенциальных опасностей и риска возникновения аварий, учитывают множество факторов как внутреннего, так и внешнего характера. Ведь именно правильная и своевременная работа в этом отношении позволяет выявить изношенные части тех или иных механизмов, агрегатов и оборудования, входящего в состав магистрального трубопровода (далее - МТ).
57
Чтобы грамотно составить последовательность действий при идентификации опасностей и аварий на опасных производственных объектах магистральных трубопроводов (далее - ОПО МТ), следует знать, какие факторы учитываются при этой работе. К их числу относят следующие:
• свойства токсичности транспортируемого продукта нефтерепереработки;
• проявления следов внешней и внутренней коррозии;
• меры безопасности конструктивно-технологического характера;
• степень влияния потенциальных аварий на соседние производственные объекты, заповедники, населенные пункты, водохранилища и водозаборы, иные места;
• отклонения в нормах от плановых (регламентных) показателей, фиксируемых с помощью приборов диагностики.
Особо обращают внимание на механическую устойчивость составных частей МТ к нагрузкам и прочим воздействиям, для чего внимательно анализируют состояние трубы, толщину стенки, технологию изготовлению изделия, марку стали, условия транспортировки и хранения запорно-регулирующей арматуры, систем измерения расхода газа, установок электрохимической защиты.
Основные поражающие факторы при возникновении аварии
Принимая во внимание высокую опасность и степень разрушения, которая может возникнуть в случае взрыва или утечки агрессивных нефтепродуктов, руководители предприятий и ответственные лица должны иметь четкие план ликвидации таких аварий. Основными поражающими факторами, которые идентифицируются как опасные в случае из возникновения, являются:
1. Физическое разрушение механических, электронных и технических устройств.
2. Нарушение целостности зданий и сооружений.
3. Выброс опасных веществ в окружающую среду.
4. Термическое и токсическое поражение, а также разлет осколков.
5. Загрязнение окружающей среды.
6. Нарушение верхнего почвенного слоя.
Вне зависимости от особенностей аварии при ее возникновении предпринимаются меры к ликвидации, что включает в себя процедуру локализации очага, недопущения заражения территории, эвакуацию персонала и близлежащие населенные пункты (при необходимости), сообщения в службу МЧС и Ростехнадзор.
Почему задача анализа риска является одной из главных?
По магистральным трубопроводам производится транспортировка, как правило, агрессивных жидкостей - углеводородов, к числу которых относят нефть, газ, мазут, бензин и прочие легко воспламеняемые жидкости. Давление внутри трубопровода может достигать 10 Мп, что делает такой объект потенциально опасным, так что правильная идентификация опасностей здесь просто необходима. При этом очень важно правильно распределить обязанности между всеми должностными лицами, составить графики работы по обслуживанию потенциально опасных объектов МТ, а также иметь оперативный план действий при возникновении аварийной ситуации. На данный момент требуется разрабатывать две основные оперативные документации: план по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее -ПЛАРН) и план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА) [2-7], которые могут разрабатываться одновременно (для объектов нефтяной и газовой промышленности). Но при разработке ПЛАРН используется иная нормативноправовая документация и система категорирования в отличие от ПМЛЛА [5].
Выбирая методику анализа того или иного риска, в обязательном порядке рассматривается каждый объект, включая проектирование, эксплуатацию, проводимые капитальные ремонты и реконструкцию. Это позволяет с высокой точностью составить планы по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, которые в случае аварии позволят не только сохранить жизни людей, но и
58
максимально возможным образом снизить причиненный ущерб. Чтобы предупредить аварии, периодически выполняется проверка работоспособности и технического состояния узлов и агрегатов МТ, которая производится группой специалистов с определенным уровнем допуска.
Оформление результатов анализа по определению риска возникновения аварийных ситуаций
Все результаты, к которым приходит комиссия, занимающаяся оценкой технического состояния агрегатов и идентификацией опасностей на ОПО МТ, должны быть обоснованными. При этом выводы делаются исключительно на расчетах, производимых письменно с составлением отчета, который имеет определенные требования к оформлению. Все отчеты составляются таким образом, чтобы специалисты, которые не участвовали в непосредственном анализе объекта, смогли в будущем точно оценить техническое состояние и степень риска.
Документирование всех выводов и результатов проведенного анализа включает в себя следующее:
• Титульный лист.
• Список непосредственных исполнителей с названием организации.
• Аннотацию.
• Содержание.
• Задачи и цели производимой оценки.
• Описание конкретного ОПО МТ.
• Методологию и моделирование аварийных ситуаций.
• Результаты идентификации опасностей.
• Рекомендации по снижению степени аварийности.
Заключение
Правильная идентификация опасностей и аварий на ОПО МТ обязательно проводится на каждом предприятии, в ведении которого находится тот или иной магистральный трубопровод. Все результаты производимых мероприятий оформляются в соответствии с требованиями, изложенными в Методических основах по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах [3]. К выполнению операций, связанных с определением степени риска и анализом опасностей ОПО МТ, допускаются исключительно квалифицированные специалисты, прошедшие обучение и имеющие опыт работы. Результатом идентификации опасностей и аварий на ОПО МТ является начало разработки декларации промышленной безопасности, ПМЛЛА, обоснования безопасности ОПО, плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью (далее - СУПБ) и иная документация.
Литература
1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утв. Приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 N 520.
3. Руководство по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах», утв. Приказом Ростехнадзора от 13.05.2015 г. N 188.
4. «Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утв. Приказом МЧС РФ от 28.12.2004 N 621.
59
5. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
6. «Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утв. Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 730.
7. Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 N 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).
Structural analysis of the future of the dome of the synagogue in the city of Volgograd Vypritskaya O. (Russian Federation)
Расчет конструкций купола будущей синагоги в г. Волгограде Выприцкая О. В. (Российская Федерация)
Выприцкая Оксана Викторовна / Vypritskaya Oksana - ассистент руководителя проектов, организация OOO «Domodedovo construction management», г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается расчет стеклянного купола синагоги, которая будет построена в г. Волгограде на месте захоронения застреленных нацистами 600 мирных жителей еврейской национальности во время Второй мировой войны. Приводится краткая характеристика купола и основные моменты расчета.
Abstract: the article deals with the calculation of the glass dome of the synagogue to be built in the city of Volgograd, the burial place of the Nazis shot 600 Jewish civilians during the Second World War. A brief description of the dome and the main points of the calculation.
Ключевые слова: металлические конструкции, опорное кольцо, купол, расчет, арматура, программное обеспечение.
Keywords: metal structures, support ring, the dome, the calculation of fittings, software.
В Центральном районе г. Волгограда напротив сквера имени 8-го марта в 19421943 гг. находилась немецкая комендатура. По историческим данным немцами именно на этом месте были расстелены более шестисот мирных жителей еврейской национальности [1]. Сейчас в парке находится памятник, однако в ближайшее будущее в парке будет построена синагога в составе культового центра. Автором данной статьи в составе выпускной квалификационной работы был выполнен расчет конструкций стеклянного купола одного из вариантов проектов синагоги (рис. 1), высота которого составляет 10,3 м, а именно - металлоконструкций купола и опорного железобетонного кольца. Эта зона в плане синагоги конструктивно характеризуется радиальным расположением колонн, с шагом 4,5 м, поддерживающих купол.
60