Научная статья на тему 'Идентификация макроэкономических факторов развития и повышения экономической эффективности торгово-сбытовой кооперации в цепи «Поставщик – торговая сеть – потребитель»'

Идентификация макроэкономических факторов развития и повышения экономической эффективности торгово-сбытовой кооперации в цепи «Поставщик – торговая сеть – потребитель» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / УСЛОВИЯ / ПОСТАВЩИК / ТОРГОВАЯ ЕСТЬ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / ТОРГОВО-СБЫТОВАЯ КООПЕРАЦИЯ / FACTORS / CONDITIONS / SUPPLIER / TRADING NETWORK / SUPPLY CHAIN / TRADE AND MARKETING COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чайка А. И.

В статье обосновывается теоретическая позиция автора, согласно которой в новых макроэкономических условиях трансформации спроса и предложения на потребительском рынке в близлежащей перспективе будут сформированы новые факторы развития и повышения эффективности товарно-сбытовой кооперации торговых сетей и поставщиков. Учет и стратегическая оценка последних потребуют адаптивной трансформации существующей парадигмы взаимодействия звеньев, которая позволит в определенной степени преодолеть существующий уровень конфликтности в системе сетевого товароснабжения потребительского рынка, повысить уровень ее рыночной устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чайка А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article it is proved theoretical position of the author according to which in the new macroeconomic conditions of transformation of demand and supply in the con-sumer market in the near future there will be formed new factors of development and increase of efficiency of trade and marketing cooperation of trading networks and suppliers. Account and strategic assessment of the last will require adaptive transfor-mation of existing paradigm of interaction of links, which will allow to some extent to overcome the current level of conflict in the system of the network goods supply of the consumer market and increase the level of its market stability.

Текст научной работы на тему «Идентификация макроэкономических факторов развития и повышения экономической эффективности торгово-сбытовой кооперации в цепи «Поставщик – торговая сеть – потребитель»»

Чайка А.И.

соискатель кафедры «Коммерция и логистика» РГЭУ (РИНХ)

Эл. почта: chayka@shell-yug.ru

ИДЕНТИФИКАЦИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРГОВО-СБЫТОВОЙ КООПЕРАЦИИ В ЦЕПИ «ПОСТАВЩИК - ТОРГОВАЯ СЕТЬ - ПОТРЕБИТЕЛЬ»

В статье обосновывается теоретическая позиция автора, согласно которой в новых макроэкономических условиях трансформации спроса и предложения на потребительском рынке в близлежащей перспективе будут сформированы новые

факторы развития и повышения эффективности товарно-сбытовой кооперации торговых сетей и поставщиков. Учет и стратегическая оценка последних потребуют адаптивной трансформации существующей парадигмы взаимодействия звеньев, которая позволит в определенной степени преодолеть существующий уровень конфликтности в системе сетевого товароснабжения потребительского рынка, повысить уровень ее рыночной устойчивости.

Ключевые слова: факторы, условия, поставщик, торговая есть, цепь поставок;

торгово-сбытовая кооперация.

В современный период развитие потребительского рынка России и зарубежных стран характеризуется расширением сетевых форм организации бизнеса, эмпирическое усиление которого обеспечило повышение структурной определенности рыночной власти торговых сетей.

Применительно к цепям поставок форматного ретейла (сетевой розничной торговли) можно отметить, что их интеграция с поставщиками стимулировала повышение уровня логистики производственных БМСО-компаний. Однако решение операционных задач фактически опосредует существование еще не решенных задач нормализации стратегического взаимодействия торговых сетей и поставщиков.

Важно отметить крайне неравновесный баланс практической актуализации научного анализа вопросов межфирменной и внутрифирменной интеграции как релевантную когнитивную характеристику исследовательской программы современной научной дисциплины «Управление цепями поставок».

Эта особенность является весьма характерной для теоретической эволюции управления цепями поставок в современной экономике.

Категоризация научных исследований в области БСМ позволяет нам особо выделить в качестве актуальных направлений такую проблематику, как «стратегия БСМ», «основные тенденции и вызовы БСМ», «альянсы/взаимоотношения». То есть оценка структуры научных исследований за последнее десятилетие отражает эмпирическую остроту проблематики настоящей статьи, а также подчеркивает постепенный отход

современной логистической науки от исследований, концентрирующихся на поиске новых определений, анализе общих вопросов, проблем и преимуществ БСМ.

Развитие данного направления исследований не только эмпирически актуализируется практикой, но и теоретически цементируется в рамках самой логистической науки, которая вырабатывает новые принципы синтеза товаропроводящих систем, усиливая акцент на их конъюнктурной доминантности в современный период.

Масштабная экспансия современных торговых форматов, стимулировавшая расширение сетевых форм организации бизнеса на потребительском рынке, оказалась институционализирована не только за счет физического расширения рыночной инфраструктуры форматного ретейла, но и за счет формирования им доминирующих концепций контроля на рынке.

В мировом масштабе развитие данного процесса было концептуализировано как переход от цепей поставок, регулируемых производителями, к цепям поставок, регулируемых покупателями, в качестве которых выступают преимущественно торговые сети. Этот процесс сопровождался «последние 20-25 лет в мировой отрасли розничной торговли резким перераспределением полномочий по управлению цепочкой создания стоимости. Значительная часть функций переместилась со стадии производства на стадию распределения». (1)

Несомненно, данный процесс был катализирован перманентным повышением конкурентоспособности самих торговых сетей, которые фактически реализуют технологии индустриализации в торговле. Тот факт, что внедрение сетевыми компаниями новых форматов резко повысило их конкурентные преимущества, полностью относится к ситуации не только в российской, но и мировой сфере товарного обращения. Фактически в этом

сдвиге эмпирически отображены глобальные изменения в управлении цепями поставок.

Не расширяя эмпирическое обоснование данного тренда, сделаем ряд выводов, которые имеют большое теоретическое значение.

Во-первых, разность экономических потенциалов торговых сетей и производственных БМСО-компаний в современной практике рыночного обмена реализуется во властных отношениях последних, усиливая значение рыночной доли и масштабности продаж как важного структурирующего фактора. Отсюда в аналитической схеме анализа мы должны учитывать тот факт, что важный проблемный аспект существующей и будущей структуризации организационного поля потребительского рынка будет составлять именно оценка рыночной власти и экономического потенциала торговых сетей. Они автоматически трансформируются в символический капитал и должны рассматриваться как фактор, детерминирующий правила рыночного обмена. (2)

Во-вторых, проблема методологического выбора факторов и инструментов, составляющих предмет научного анализа в процессе релевантного дефинирования современного понятия «рынок», отчасти разрешается не на чисто теоретическом уровне, а в силу мощного инерционного давления со стороны трендов, формирующих глобальный сдвиг в рыночной эволюции цепей поставок. Здесь важно отметить ментально укорененное представление о приоритете производства над торговлей в России, которое не отвечает рыночным реалиям сегодняшнего дня. Технологический рост дистрибуции и развитие современных торговых форматов смогли по-новому соединить факторы производства. На операционном уровне торговля получила стратегически важное по сравнению с производством маркетинговое знание рынка, возможность формирования ключевых параметров заказа для производителей. В стратегическом отношении глобализация современной экономики

переформатировала условия развития промышленного производства. Либерализация обращения и открытие внутренних рынков на уровне национальных экономик в условиях унификации потребления легко восполняет внутренний товарный дефицит за счет импорта. Все это позволяет нам констатировать, что развитие цепей поставок, формируемых торговым звеном, составляет важнейший и принципиальный императив современной теории управления цепями поставок. Его значение для теории логистики, маркетинга, маркетинговой логистики состоит в том, что, решая проблему асимметрии распределения рыночной власти в цепях поставок, диспропорционального распределения добавленной стоимости - смещения центра накопления стоимости в сферу обращения, мы вероятно не должны стремиться абсолютно уровнять положение и взаимное стратегическое позиционирование предприятий товарного сектора экономики и торговли. Это положение отныне неравное по определению. Эта предопределенность с каждым годом не ослабевает, а усиливается.

Из этого вытекает как минимум два важных следствия: высокий уровень рыночного присутствия торговых сетей выступает весомым фактором, структурирующим организационное поле рынка, действие которого можно ослабить только за счет внешней принудительной институциональной корректировки - сдерживания данного роста; в рамках складывающейся структурной концепции рынка задача усиления рыночных позиций продуцентов в его организационном поле не должна обретать крайние формы стремления к тотальной ликвидации асимметрии в рыночном обмене по причине того, что уже сегодня это невозможно. Теоретическая позиция научной дисциплины «Управление цепями поставок» в этом вопросе должна быть разумной и оправданной.

В-третьих, в рамках новой конкурентной парадигмы усиления рыночного противостояния цепей поставок, а не отдельно взятых операторов рынка удлинение системы товародвижения за счет включения большего

числа звеньев (поставщики сырья например) требует синтеза новых, более устойчивых механизмов управления цепью и минимизации оппортунистического поведения. Очевидно, что при нерешенности проблемы взаимодействия торговых сетей и поставщиков это еще более усложняет задачу. Изначально, выше нами уже было отмечено, что расширение оптики научного анализа процесса рыночного обмена за счет рассмотрения всех звеньев существенно усложняет предмет исследования.

В-четвертых, объективная трансформация цепей поставок в сторону усиления доминантности торговых сетей в случае «мягкой» некритичной постановки задачи отыскания оптимального паритета распределения рыночной власти, де-факто - добавленной стоимости между сетями и продуцентами, мощная и обоснованная теоретизация этих изменений может позволить снизить дефицит легитимности требований, возникающих в процессе рыночного обмена. То есть теория логистики, теория организации рыночного взаимодействия должны сформировать новое видение рынка в условиях современной деформации технологий и каналов коммуникационного доступа к потребителю. В результате разрыв в понимании существующей разницы в распределении рыночной власти у производственного звена станет меньше. Сохраняющийся дефицит будет сокращаться за счет внешних институциональных регуляций и повышения эффективности интеграции продуцентов в систему товародвижения сетей.

Таким образом, важный и эмпирически релевантный вектор теоретических изысканий сегодня должен быть ориентирован на то, чтобы показать, каким образом и в какой степени экстенсивный рост форматного ретейла обеспечивает ему некоторые конкурентные преимущества и доминантное стратегическое позиционирование в организационном поле потребительского рынка, которое потом трансформируется в рыночную власть торговых сетей.

В настоящий момент укрепление стратегической позиции форматного ритейла стимулировало значительное число научных исследований в области логистики и маркетинга, которые ориентированы на определение и обоснование возможности снижения дисбаланса рыночной власти в цепях поставок форматного ретейла.

Однако современное развитие экономики России, изменение уровня благосостояния домохозяйств, пределы роста системы потребительского кредитования стимулируют вызревание новой системы факторов и условий, которая вызовет новый системный тренд в рыночной практике работы розничных торговых сетей. Развитие данного тренда по новому будет реконфигурировать систему товародвижения потребительского рынка, в которой цепи поставок трансформируются в направлении снижения уровня отношенческих конфликтов и углубления товарно-сбытовой кооперации за счет выработки совместных стратегий операционно-институционального взаимодействия поставщиков и ретейлеров.

Все это позволяет актуализировать необходимость научнопрактической разработки и эмпирической диагностики современных и перспективных факторов и условий изменения стратегии и тактики товарносбытовой кооперации производителей и сетей в условиях вероятного сжатия потребительского спроса и снижения объемов продаж в розничной торговле.

Отмечая высокий уровень научно-практической разработки проблем современной трансформации цепей поставок потребительского рынка России, необходимо отметить, что стремительное изменение факторов экономического развития страны, определяющих динамику и модель поведения каждого из звеньев системы товароснабжения внутреннего рынка страны, требует углубления научно-практического анализа факторов и условий, которые вероятно сформируют новую модель товарно-сбытовой кооперации поставщиков и ретейлеров, операционно-институциональное взаимодействие которых будет характеризоваться повышением их

функциональной интеграции, снижением уровня отношенческих конфликтов и др.

В качестве априорного допущения можно сформулировать рабочую гипотезу о том, что в новых макроэкономических условиях трансформации спроса и предложения на потребительском рынке в близлежащей перспективе будут сформированы новые факторы развития и повышения эффективности товарно-сбытовой кооперации торговых сетей и поставщиков, учет и стратегическая оценка которых потребуют адаптивной трансформации существующей парадигмы взаимодействия звеньев. Последняя позволит в определенной степени преодолеть существующий уровень конфликтности в системе сетевого товароснабжения потребительского рынка, повысить уровень ее рыночной устойчивости.

Для обоснования данной гипотезы сформулируем ряд следующих положений.

1. В современный период и в близлежащей перспективе в экономике России формируются фундаментальные предпосылки для трансформации потребительски ориентированного развития домохозяйств, снижение спроса со стороны которых будет вызвано в том числе сокращением реально располагаемых денежных доходов, а также снижением динамики роста потребительского кредитования из-за ограничений со стороны предложения. В этих условиях падение продаж в розничной торговле будет стимулировать дальнейшее переформатирование торговых сетей (рост доли магазинов шаговой доступности в структуре торговых форматов БМСО-ретейла), снижение товарооборота и добавленной стоимости. Все это сформирует предпосылки (потребует) для ускоренного повышения эффективности их работы, прежде всего за счет повышения эффективности операционноинституционального взаимодействия с поставщиками, совместной разработки стратегий развития СТМ, важным компонентом которой в условиях спросовых ограничений станет повышение внимания к качеству

продукции и ослабление избыточного давления сетей на производителей с целью сокращения себестоимости.

2. Важным фактором качественной трансформации существующей модели товарно-сбытовой кооперации производителей и торговых сетей в среднесрочной перспективе является: снижение ценовой толерантности потребителя (он требует самую низкую цену), которое будет стимулировать повышение значимости концепции совершенствования производства как условия снижения производственной себестоимости; сужение ассортимента продукции в результате эмпирического закрепления в рыночной практике консервативной модели потребления, что приведет к дальнейшему усилению селекции поставщиков со стороны ретейлеров в пользу сохранения наиболее эффективных из них. Развитие обоих трендов сформирует мощные предпосылки для системной модернизации и развития производственной базы продуцентов, технологическое обновление которой потребует ускоренного роста инвестиций и запуска двух циклов роста: 1) «инвестиции -модернизация производственного аппарата - повышение конкурентоспособности - рост доходов производственных компаний - рост инвестиций»; 2) «инвестиции - модернизация производственного аппарата -рост производительности труда - рост заработной платы - рост потребления населения».

3. В условиях негативных ожиданий относительно динамики доходов домашних хозяйств и сокращения объемов потребительского кредитования повышение рыночной устойчивости цепей поставок форматного ретейла и эффективности товарно-сбытовой кооперации производителей и торговых сетей может быть обеспечено на основе логистической трансформации существующей сегодня парадигмы взаимодействия звеньев, обновленная операционно-институциональная конвергенция которых должна быть ориентирована исключительно на выстраивание взаимовыгодных отношений, обеспечивающих сквозную интеграцию компетенций торговых сетей (знание

потребителя) и поставщиков (знание товарной политики и брендинга) с целью качественного удовлетворения потребителя и повышения маржинального дохода сети в условиях вероятного нарастания спросовых ограничений на рынке.

4. Диагностика ключевых проблем товарно-сбытовой кооперации

поставщиков и торговых сетей (дебиторская задолженность; высокая цена входа в сеть; асимметрия взаимных обязательств сети и поставщика; недопоставки товара; нестабильность представленного ассортимента и др.) позволяет актуализировать необходимость системной идентификации факторов и инструментов развития и повышения эффективности товарносбытовой кооперации в цепи «поставщик - торговая сеть - потребитель», операционная конвергенция которых позволит обеспечить синергетический эффект роста продаж и повышение рентабельности сетевой дистрибуции, компонентами которого будут являться: рост продаж, ускорение

оборачиваемости товарных запасов в цепи, потребительски ориентированная трансформация ассортиментных матриц, повышение доходности товарооборота.

5. В условиях физической ограниченности торговых сетей по увеличению полочного пространства и вероятного сокращения конечного спроса и продаж в розничной торговле в ближайшие годы трансформация парадигмы взаимоотношений между поставщиками и розничной торговлей должна опираться на развитие следующих направлений корректировки сложившейся практики товарно-сбытовой кооперации звеньев:

1) стратегическая позиция сторон «кто кого» должна быть переопределена на логистически осмысленную позицию каждого участника как «звена одной общей цепи»; 2) стратегическое управление товарными категориями должно быть дополнено более сильным акцентом на управление логистикой, в рамках которой оценка ежедневного выбытия товара с торговой полки и его остатков позволит формировать следующую партию пополнения,

отвечающую специфике спроса со стороны конечного потребителя; 3) для углубления товарно-сбытовой кооперации производителей и сетей должны быть реализованы соответствующие внутренние операционные изменения, обеспечивающие работоспособность новой модели операционнотехнологического взаимодействия сетей и поставщиков.

Реализация представленных и обоснованных в статье научно -практических рекомендаций имеет также ярко выраженный финансовый аспект и расширяет экономические возможности повышения эффективности финансовых показателей звеньев, кооперирующихся в системе товародвижения потребительского рынка. Реализация новой модели торговосбытовой кооперации позволит обеспечить сквозное взаимодействие звеньев цепи, предельно ориентированное на волатильный конечный спрос и любые колебания рыночной конъюнктуры. Согласованная координация действий за счет неконфликтного сопряжения компетенций продуцентов и ретейлеров сформирует свободный стоимостной лаг для формирования конечной цены сбыта и расширит возможности демпинга, что обеспечит возможность наращивания объема продаж и массы прибыли звеньев даже в условиях жесткой внутриотраслевой конкуренции.

Таким образом, научно-практическая оценка и обоснование направлений повышения эффективности торгово-сбытовой кооперации в цепях поставок обеспечит как расширение микроэкономического потенциала улучшения финансовых показателей производственного и торгового бизнеса, так и определенный уровень их устойчивости в условиях высококонкурентной рыночной среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авдашева С.Б. Анатомия власти // Российский журнал менеджмента. Том 9. - №4. - 2011. - С. 115-128.

2. Чайка А.И., С.-М.Л. Кудусов Концептуальные аспекты анализа отношений обмена в логистических цепях поставок потребительского рынка // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 12. - Режим доступа: ШЬ: http://sisp.nkras.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.