Научная статья на тему 'Идентификация и прослеживаемость фасованных сухофруктов'

Идентификация и прослеживаемость фасованных сухофруктов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
384
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ШТРИХ-КОДЫ / IDENTIFICATION / ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ / TRACEABILITY / ФАСОВАННЫЕ СУХОФРУКТЫ / THE PACKED UP DRIED FRUITS / IDENTIFI-CATION BAR CODES

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Беркетова Л. В., Крюкова Е. В.

На примере отечественного предприятия по производству фасованных орехов и сухофруктов показана разработка системы идентификации и прослеживаемости, в том числе штрих-кода для внутреннего потребителя, для отслеживания качества выпускаемой продукции и, в случае необходимости, определения возможных причин несоответствия выпускаемой продукции требованиям потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Беркетова Л. В., Крюкова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification and traceability the packed up dried fruits

On an example of the domestic enterprise for manufacture of the packed up nuts and dried fruits system engineering of identification and traceability, including a bar code for the internal consumer, for tracing of quality of let out production and, in case of need, definition of the possible reasons of discrepancy of let out production is shown consumer requirements.

Текст научной работы на тему «Идентификация и прослеживаемость фасованных сухофруктов»

•т

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕМА НОМЕРА

УДК 664/854 (045)

Идентификация и прослеживаемость

фасованных сухофруктов

Л.В. Беркетова, канд. техн. наук, доцент, Е.В. Крюкова, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств

После множества событий, связанных с нарушением безопасности пищевых продуктов (болезнь «коровьего бешенства» в Великобритании, наличие диоксинов в корме цыплят в Бельгии, «огуречный грипп» в Германии), специалисты стали уделять более пристальное внимание процессу прослеживаемости как способу, создающему возможность проследить «историю» пищевого продукта или его ингредиентов. Эти события показали слабость существовавших систем прослеживаемости в производстве продукции, которые были не способны убедить потребителей в безопасности пищевых продуктов.

Задачи системы идентификации и прослеживаемости - обеспечение способности идентифицировать материал, поступающий от непосредственного поставщика, и проследить маршрут распределения конечного продукта [1].

Прослеживаемость - это возможность отслеживания движения, местонахождения и происхождения пищевой продукции, кормов, животных и компонентов животного происхождения, предназначенных или предполагаемых для использования в качестве продуктов питания, на всех стадиях производства, обработки и распределения. Главная цель прослеживаемости - обеспечение безопасности и качества пищевой продукции.

Прослеживаемость достигается за счет маркирования объекта идентификации, внедрения сопроводительных документов (маршрутные карты, сопроводительные талоны и т. д.) или других носителей информации, а также последовательной регистрации данных об объекте идентификаций по всей технологической цепочке от поступления в организацию сырья и полуфабрикатов до упаковки и отправки готовой продукции.

Идентификация - установление соответствия между объектом и информацией о нем, которая позволя-

Ключевые слова: идентификация; прослеживаемость; фасованные сухофрукты; идентификационные штрих-коды.

Key words: identification; traceabiiity; the packed up dried fruits; identification bar codes

ет приписать каждому объекту соответствующую ему информацию, т.е. соз-дать историю происхождения этого объекта. Идентификация партии - процесс установления единого кода для партии продукции. Идентификация продукции - установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию.

Идентификацию можно проводить с помощью штампов, этикеток, ярлыков, надписей, системы обозначений, транспортных упаковочных единиц или же сопроводительных контрольных карт. Такая идентификация позволяет отличить проконтролированное сырье от непроконт-ролированного и установить факт приемки продукции на данном этапе проверки. Кроме того, она также обеспечивает прослеживаемость до следующего звена, ответственного за операцию.

Информационное обеспечение идентификации и прослеживаемос-ти включает разработку и внедрение информационных форм (сопроводительных документов и других носителей), схем информационных потоков и точек регистрации информации, а также процедур обработки, систематизации, хранения и реализации данных об объектах идентификации, включая машинные способы обработки информации.

Маркировка в виде совокупности знаков, символов, штрих-кодов, характеризующих изделие посредством бирок, ярлыков, клейм и т. д., должна быть доступной для использования персоналом, легко читаемой и не допускать неоднозначного

понимания; исключать возможность фальсификации (подделки) и сохраняться в процессе производства, изоляции, хранения и упаковки продукции [2].

Требования к системе идентификации и прослеживаемости сформулированы в стандартах ГОСТ Р ИСО 22005-2007 «Прослеживаемость в цепочке производства кормов и пищевых продуктов. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению системы» и ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования».

Российской компанией по производству фасованных орехов и сухофруктов было принято решение о внедрении системы идентификации и прослеживаемости и собственного штрих-кода для внутреннего потребителя, чтобы было удобнее проследить путь продукта от поставщика сырья до склада с готовой продукцией. Так как для воплощения этой идеи в жизнь нужны денежные средства и время, то компания решила первоначально испробовать данную

MAINTENANCE OF FOOD SAFETY

систему на одном из своих продуктов. Для этой цели была выбрана курага, которая составляет наибольший объем выпускаемой на предприятии продукции. И именно ее путь от поставщика до склада готовой продукции компания хотела бы знать наиболее подробно [3].

С этим предложением компания обратилась к поставщикам сырья и своим дистрибьюторам, чтобы совместно разработать процесс идентификации и прослеживаемости. Поставщики лояльно восприняли эту идею и согласились участвовать в проекте. Дистрибьюторы отказались, мотивируя это тем, что будет затрачено много времени и денежных средств, а положительного эффекта они не ждут.

На первом этапе был разработан внутренний штрих-код для идентификации и прослеживаемости продукции. Для этого каждый поставщик кураги с целью идентификации получил свой уникальный номер, которой был также присвоен каждой технологической операции в процессе производства кураги.

Для поставщиков кураги выбрали обозначения:

• Molaga - 01A;

• Avalon - 02B;

• Turkey FV incorporation - 03C.

Технологические операции при

производстве кураги получили обозначения:

сортировка (удаление недозрелых, треснувших или зараженных вредителями плодов и одновременное разделение на три вида: преми-ум класса, обычная и для смесей) -1СП (премиум класс), 1СО (обычная), 1СС (для смесей);

калибровка - 2К;

мойка - 3М;

удаление косточек - 4УК (только для кураги от поставщика Molaga);

бланшировка - 5Б;

сушка - 6С;

обработка сернистой кислотой -7ОСК.

На втором этапе компанией совместно с поставщиками был разработан «идентификационный паспорт», который должен сопровождать каждую партию кураги от поставщика до склада готовой продукции. Паспорт состоит из двух частей. Первая часть заполняется поставщиком: в ней указываются дата сбора урожая, место происхождения сырья и его конкретные характеристики. Поставщик обязан сопровождать таким паспортом поставляемые паллеты с сырьем.

Вторая часть паспорта заполняется уже сотрудниками самой компании. В ней отображаются результаты

входного контроля сырья и технологических операций.

Каждую пришедшую в компанию паллету обязательно должен сопровождать разработанный «идентификационный паспорт» на продукт. В паспорт вписывается серийный номер транспортной упаковки (приходящих паллет), который связывается с уникальным номером конкретного поставщика. По мере движения паллеты серийный номер транспортной упаковки будет все время считывать-ся и привязываться к уникальному номеру идентификации нового места или операции (технологические операции при производстве кураги), т. е. далее в этом паспорте будут регистрироваться все операции, производимые с курагой.

Затем были разработаны различные варианты штрих-кодов. Сотрудникам, которые непосредственно связаны с прослеживаемостью данной продукции, было предложено их оценить.

Ниже представлены примеры идентификационных штрих-кодов:

A) 468366 - 1 - 03С - 1СП - 2К -3М - 5Б - 6С - 7ОСК,

Б) 468366/1 - 03С_1СП_2К_3М_ 5Б_6С_7ОСК,

B) 468366/1 - 03С 1СП 2К 3М 5Б 6С 7ОСК,

выполненных как в цветном, так и в черно-белом вариантах.

Цветной вариант штрих-кода был сразу отвергнут всеми участниками опроса, ссылающимися на возможное отсутствие цветных чернил и слияние цветов. Черный вариант штрих-кода для всех респондентов был наилучшим. При выборе вида самого штрих-кода голоса распределились следующим образом: за вариант А было отдано 15 % голосов, за вариант Б - 85 %. За вариант В не проголосовал ни один респондент, поскольку все отметили нечеткость подобной записи. В результате проведенного опроса был выбран штрих-код варианта Б с черным написанием.

Проведем расшифровку данного кода. В компанию поступила партия кураги 468366/1 (все цифры до тире - это серийный номер транспортной упаковки приходящих паллет) от поставщика «Turkey FV incorporation» (03С). Данная партия кураги прошла сортировку как «пре-миум класс» (1СП), калибровку (2К) и мойку (3М). Этап «удаление косточек» (4УК) был пропущен, так как данный поставщик поставляет курагу уже без косточек. Затем продукт прошел этапы бланшировки (5Б), сушки (6С) и был обработан сернистой кислотой (7ОСК).

Прослеживаемость - это возможность отслеживания движения, местонахождения и происхождения пищевой продукции, кормов, животных и компонентов животного происхождения, предназначенных или предполагаемых для использования в качестве продуктов питания, на всех стадиях производства, обработки и распределения. Главная цель прослеживаемости - обеспечение безопасности и качества пищевой продукции. Идентификация -установление соответствия между объектом и информацией о нем, которая позволяет приписать каждому объекту соответствующую ему информацию, т.е. создать историю происхождения этого объекта.

Все эти этапы прописываются в «идентификационный паспорт» по мере движения продукта по производству. Также в паспорте указывается лицо, ответственное за каждую технологическую операцию, и дата технологической операции или контроля. Данный код позволяет отследить качество выпускаемой продукции и, в случае необходимости, определить возможные причины несоответствия выпускаемой продукции требованиям потребителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баштрук, Т.Н. Методы идентификации объектов и процессов/Т.Н. Баштрук. - М.: Академия, 2005. - 130 с.

2. Лепчиков, В.В. Опыт внедрения универсальной маркировки продук-ции/В.В. Лепчиков, А.Ю. Дожиров, Е.А. Рябинская//Пищевая промышленность. - 2002. - № 1. - С. 30-33.

3. Вагина, Е.А. Организация идентификации и прослеживаемости на предприятии по фасовке сухофрук-тов/Е.А. Вагина, Л.В. Беркетова, Е.В. Крюкова//Сборник материалов III Международной научно-практической конференции «Управление торговлей: теория, практика, инновации». - М.: Российский университет кооперации, 2010. - С. 230-234.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.