идентификация и оценка резервов хозяйственной деятельности как приоритетное направление стратегического анализа
С.Е. Егорова1, Н.Н. Кистаева2,
Псковский государственный университет,
Псков,Россия
1http://orcid.org/0000-0002-8115-8162 2http://orcid.org/0000-0001-9087-3929
аннотация
В статье обоснована роль стратегического анализа в обеспечении долгосрочной экономической устойчивости хозяйствующего субъекта. В ней выделяется ключевым объектом исследования в стратегическом анализе ресурсный потенциал, оценка которого проводится с учетом увязки характеристик самого предприятия с рыночными параметрами, отражающими уровень рыночного спроса и конкуренции, состояние поставщиков, покупателей, финансовых и других посредников.
Показано, что эффективное использование ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта зависит от уровня мобилизации всех имеющихся у него резервов.
Проведен анализ подходов к изучению резервов по работам Г.А. Пруденского, С. К. Татура, С. Б. Барнгольц, М. И. Баканова, В. И. Ганштака, Л. Е. Сыркина-Шкловского, М. В. Мельник, И. Я. Касицкого и других, который позволил уточнить определение резервов хозяйственной деятельности и рассматривать их как дополнительно созданные запасы, необходимые для обеспечения бесперебойной работы и (или) возможности более эффективного использования ресурсов, дополнительную отдачу от ресурсов. Подробно рассмотрены варианты классификации резервов, специальные принципы организации их поиска, информационная база для идентификации и оценки резервов, методики подсчета резервов. Дана сравнительная характеристика основных методов оценки величины резервов: метода прямого счета, метода сравнения, детерминированного факторного анализа, корреляционно-регрессионного анализа, функционально-стоимостного анализа, математического программирования. Доказано, что используемые методы ориентированы в основном на расчет производственных резервов.
Вместе с этим показано, что маркетинговые резервы в современных условиях также требуют пристального внимания и изучения в связи с ростом удельного веса затрат на продвижение продуктов и обеспечение их конкурентоспособности в общих затратах, а также в связи c целевыми изменениями продуктовой программы и возникающими при этом изменениями величины и структуры ресурсного потенциала и правовой формы и организационной структуры субъекта хозяйствования.
Ключевые слова: стратегический анализ; резервы хозяйственной деятельности; классификация резервов; специальные принципы организации поиска резервов; способы идентификации и оценки резервов.
Для цитирования: Егорова С.Е., Кистаева Н.Н. Идентификация и оценка резервов хозяйственной деятельности как приоритетное направление стратегического анализа // Учет. Анализ. Аудит. 2017. № 5. С. 30-39. УДК 657.6 JEL B41, M21, M41
identification and Valuation of Economic Activities Reserves as a Priority in strategic analysis
S.E. Egorova1, N.N. Kistaeva2,
Pskov State University, Pskov, Russia
1http://orcid.org/0000-0002-8115-8162 2http://orcid.org/0000-0001-9087-3929
abstract
This article substantiates the role of strategic analysis in ensuring long-term sustainability of a business entity. It singles out the assessment of resource potential which aligns the characteristic features of an enterprise with such indicators as level of demand and competition at the market, availability of suppliers, customers, financial and other intermediaries as a the key object of study in strategic analysis. The authors show that the effective use of the resource potential of an entity depends on the level of mobilization of all reserves available.
The article analyses the approaches to the study of reserves described in papers published by G. A. Prudenskiy, S. K. Tatur, S. B. Barngolc, M. I. Bakanov, V. I. Ganshtak, L. E. Syrkin-Shklovskiy, M. V. Melnik, I. Ya. Kasicskiy and others. The authors clarify the definition of economic activities reserves and consider them to be additional provisions necessary to ensure continuing operation and (or) more efficient use of resources with extra return.
The paper examines in detail the options for classification of reserves, particular principles of their search, the information base for identification and valuation of reserves as well as methods to calculate them. Comparative characteristics of the major methods of reserves valuation: method of direct evaluation, method of comparison, deterministic factor analysis, correlation and regression analysis, value analysis, mathematical programming are provided. The authors prove that the above methods are mainly appropriate for calculation of production reserves.
However, marketing reserves in modern conditions also call for careful consideration and thorough study because the share of expenses to promote products is growing and the competitiveness of these expenses in general expenses should be ensured. One more reason for this is targeted changes in a product program which result in changes not only in size and structure of the resource potential but also in legal form and structure of a business entity.
Keywords: strategic analysis; economic activities reserves; classification of reserves; special principles for search of reserves; methods of reserves identification and valuation.
For citation: Egorova S. E., Kistaeva N. N. Identification and Valuation of Economic Activities Reserves as a Priority in Strategic Analysis. Uchet.
Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing, 2017, no. 5, pp. 30-39. (In Russ.).
UDC 657.6
JEL B41, M21, M41
В основе современного научного подхода к управлению деятельностью хозяйствующего субъекта как основного элемента рыночной экономики лежит рассмотрение данного объекта как динамичной системы, в которой совокупность выполняемых
функций представляет собой цепочку процессов создания стоимости, интегрированную с деятельностью рыночных партнеров. При этом важная роль отводится стратегическому анализу как особому направлению комплексного экономического анализа хозяйственной
деятельности, который предоставляет надежный инструментарий для планирования деятельности в будущем, необходимый для обеспечения долгосрочной экономической устойчивости динамичной системы.
Результаты стратегического анализа позволяют дать четкую характеристику и оценку, с одной стороны, целевых изменений продуктовой программы и возникающих в связи с этим изменений величины и структуры ресурсного потенциала, а с другой стороны, целевых изменений правовой формы и организационной структуры субъекта хозяйствования и связанных с ними изменений системы управления.
Из сказанного следует, что ключевым объектом исследования стратегического анализа является ресурсный потенциал управляемого хозяйствующего субъекта. В научной литературе присутствуют различные подходы к трактовке данной экономической категории, при этом одновременно используются понятия «производственный потенциал», «экономический потенциал», «инновационный потенциал», «стратегический потенциал» и др.
Понятие «потенциал» (от лат. potentia — сила, мощь) обозначает совокупность всех имеющихся возможностей, степень мощности [1, с. 916]. Слово «ресурс» (от фр. ressource) применяется в следующих значениях: средство, запас, возможность, источник. Сочетание «ресурсный потенциал» в широком смысле объединяет все доступные средства и возможности, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей, и характеризуется максимально возможными результатами деятельности, которые могут быть получены при условии наиболее эффективного его использования. Из сказанного следует, что в современных условиях структура ресурсного потенциала отличается наличием как производственных, так и финансовых и интеллектуальных ресурсов — результатов исследований и разработок, товарных знаков, а также совокупности специфических знаний в области организации деятельности, организационной культуры, имиджа, которые используются для успешной реализации хозяйственной деятельности. Важной особенностью оценки
ресурсного потенциала является увязка характеристик самого предприятия с рыночными параметрами, отражающими уровень рыночного спроса и конкуренции, состояние поставщиков, покупателей, финансовых и других посредников.
Изучение ресурсного потенциала именно с этой позиции объясняется следующими причинами. Во-первых, стратегические цели должны быть достижимы, что требует оценки и учета реально имеющихся возможностей при выборе приоритетных направлений развития и установке целевых ориентиров. Во-вторых, на этапе стратегического планирования необходимо иметь четкое представление об имеющихся у организации ресурсах: какая часть этих ресурсов полностью загружена и используется с полной отдачей, какие ресурсы используются не полностью и при расширении деятельности могут быть мобилизованы без дополнительных инвестиций, какие ресурсы не могут быть использованы и должны быть ликвидированы, в приобретение каких ресурсов необходимы инвестиции. В-третьих, согласно М. Портеру, деловая стратегия будет успешной, если в ее основе лежит устойчивое конкурентное преимущество. Необходимым условием приобретения и удержания конкурентных преимуществ являются максимально эффективное использование ресурсного потенциала предприятия и мобилизация всех имеющихся резервов.
Таким образом, идентификация и оценка резервов хозяйственной деятельности являются приоритетным направлением стратегического анализа, что обусловлено практической востребованностью выявления обеспеченности предприятия ресурсами, определения уровня эффективности их использования и возможности его повышения.
Вопросы поиска и оценки резервов повышения эффективности производства освещены в работах известных отечественных специалистов советского периода, таких как Г. А. Пруденский, С. К. Татур, С. Б. Барнгольц, М. И. Баканов, В. И. Ганштак, Л. Е. Сыркин-Шкловский, И. Я. Касицкий и др.
Отдельно следует отметить большой вклад в разработку методологии поиска и оценки ре-
зервов, внесенный С. Б. Барнгольц. Ею сформулированы положения, которые составили основу разработанной в дальнейшем методики выявления резервов. В данной методике резервы являются реальными только тогда, когда повышение эффективности хозяйствования в необходимой пропорции обеспечено одновременно и основными фондами, и рабочей силой, и сырьевыми ресурсами, т. е. когда они имеются по всем трем «простым моментам процесса труда» [2, с. 126]. Для обозначения такой величины резервов С. Б. Барнгольц было введено понятие «комплектный резерв», а разность между максимальной величиной выявленных резервов по какой-либо из вышеперечисленных групп и комплектным резервом названа «потенциальный резерв».
В работах С. Б. Барнгольц базой для расчета комплектных и потенциальных резервов выступает «экономический потенциал», который представляет собой теоретически возможные наилучшие показатели эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Впервые методика подсчета резервов была представлена в работе С. Б. Барнгольц и А. М. Сухарева «Экономический анализ работы промышленных предприятий» (1954 г.), каждый из разделов которой завершался примером сводного подсчета резервов: резервов увеличения выпуска продукции; резервов снижения себестоимости продукции; резервов ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Как отмечала С. Б. Барнгольц, предложенная методика была несовершенной, но сама попытка конкретизации способов выявления и измерения величины резервов была прогрессивной, поскольку анализ нацеливался в будущее — на подготовку вариантов управленческих решений по дальнейшему улучшению работы хозяйствующих субъектов, на использование результатов ретроспективного анализа для проведения перспективного [3, с. 221].
Методика выявления резервов и определения их комплектности, разработанная С. Б. Барнгольц, представлена также в учебнике «Экономический анализ деятельности предприятий и объединений» под редакцией С. Б. Барнгольц и Г. М. Тация (1975 г.).
Рассматривая резервы как неиспользованные «возможности повышения эффективности производства путем улучшения использования мощностей, трудовых и материальных ресурсов» [2, с. 221], отечественные экономисты не ограничивали их состав потерями в результате бесхозяйственности и нерациональными затратами.
Так, Г. А. Пруденский, разработавший балансовый метод оценки внутрипроизводственных резервов и предложивший принцип классификации резервов роста производительности труда, в работе «Внутрихозяйственные резервы» (1954 г.) указал на то, что устранение потерь и нерациональных затрат является лишь одним из путей использования резервов, а второй путь «связан с большими возможностями всего нового, всего прогрессивного» [4, с. 8].
Резервы первого типа были названы явными, поскольку они обнаруживаются посредством анализа данных учета и отчетности организации. Явные резервы в свою очередь подразделяются на безусловные и условные. Безусловные резервы — это потери в результате недостачи и порчи товарно-материальных ценностей, брака, пени и штрафов. Их предотвращение достигается наведением порядка в хозяйственной деятельности, организацией эффективного учета и контроля, обеспечением выполнения обязательств перед контрагентами. Условными резервами является сверхнормативный расход ресурсов, поскольку нормы, действующие на предприятии, не всегда оптимальны, т.е. условны. Использование явных резервов не требует дополнительных инвестиций.
Резервы, таящиеся в использовании результатов научно-технического прогресса — новых технологий, более эффективных средств труда, прогрессивных приемов труда и организации трудового процесса, — названы скрытыми, поскольку они не обнаруживаются по данным учета и отчетности. Для их оценки требуется проведение внутрихозяйственного сравнительного анализа, межхозяйственное и международное сопоставление [3, с. 186-187]. Мобилизация скрытых резервов предполагает дополнительные инвестиции в приобретение
нового, более эффективного оборудования, в обучение персонала, в исследования и разработки с целью создания новых продуктов, усовершенствование уже имеющихся продуктов и технологических процессов.
Резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий в рыночных условиях и методы их выявления рассмотрены в работах М. В. Мельник, Г. В. Савицкой, Т. Л. Гиляровской, Д. А. Ендовицкого, А. Д. Шеремета и других авторов. Как показал обзор современных научных работ, тема поиска и оценки резервов эффективности хозяйственной деятельности остается актуальной для исследователей и в настоящее время, но рассматривается она с учетом рыночной ситуации.
В условиях плановой экономики решалась проблема достижения планового объема производства в условиях дефицита ресурсов при отсутствии проблем со сбытом. Вопросы цены, качества, уровня оплаты труда и объемов реализации зависели от вышестоящих министерств и ведомств. Источники и объемы финансирования, а также основные направления осуществления расходов определялись государством.
В условиях рыночной конкуренции главной проблемой является именно сбыт. При этом приходится решать задачу о том, как удовлетворить потребности потребителей наилучшим образом, т.е. при оптимальном соотношении потребительских качеств продукции и ее цены, и одновременно минимизировать собственные затраты и получить прибыль, достаточную для дальнейшего устойчивого функционирования и развития. Это требует учета уровня платежеспособного спроса, соотношения спроса и предложения, складывающегося на рынке уровня цен и требований потребителей к качеству, и определяет необходимость проведения маркетинговых исследований и маркетингового анализа.
Если в результате исследований рынка прогнозируется увеличение спроса на выпускаемую продукцию, но увеличению ее производства препятствует наличие узких мест (участков, ограничивающих увеличение объема выпуска), проводится анализ фактичес-
кой загрузки производственных мощностей, обосновываются масштабы расширения таких участков и проводятся мероприятия по мобилизации резервов.
При необходимости снижения цен на выпускаемую продукцию без снижения рентабельности производства оцениваются резервы снижения себестоимости за счет сокращения расходов по различным статьям издержек производства, проводится поиск более дешевого сырья и материалов, внедряются заменители, сокращается себестоимость новой продукции на стадии ее проектирования и внедрения с помощью функционально-стоимостного анализа, минимизируется брак, внедряется более производительная техника, вытесняющая дорогостоящий живой труд.
Таким образом, в условиях рынка оценка резервов проводится с учетом конкуренции и экономической конъюнктуры, ориентации на внедрение инноваций, использование достижений технического прогресса, обеспечение гибкости и адаптивности производства и системы управления к постоянно изменяющимся условиям и новым требованиям.
Обзор известных определений резервов [5, с. 382; 6, с. 137; 7, с. 40; 8, с. 521; 9, с. 166-167; 10, с. 67; 11, с. 153; 12, с. 69] позволил выделить различные подходы к пониманию их сущности и природы возникновения. Авторами под резервами хозяйственной деятельности понимаются как ресурсы, которые используются неэффективно, так и результаты деятельности (резервы роста прибыли, резервы снижения себестоимости, резервы увеличения объема выпуска), получение которых теоретически возможно, но не реализовано.
Анализ подходов к определению резервов показал, что в качестве конечного результата их мобилизации предполагается не только увеличение количества произведенной продукции, которое может быть достигнуто при использовании резервов экстенсивного характера, т. е. за счет привлечения дополнительного количества ресурсов, увеличения времени использования ресурсов, устранения их непроизводительных потерь. Большинство авторов повышение эффективности увязывают с получением большего эффекта при
одновременном снижении удельного расхода ресурсов — повышении ресурсоотдачи за счет мобилизации резервов интенсивного типа: совершенствования средств труда, предметов труда, рабочей силы, организации процесса производства, технологий производства, ускорения оборачиваемости капитала. Именно интенсивное развитие способствует снижению ресурсоемкости и себестоимости продукции и в конечном итоге повышению финансовых результатов [9, с. 171].
Таким образом, резервы хозяйственной деятельности представляют собой возможности увеличения объема выпуска продукции и повышения ее качества, снижения затрат в результате более эффективного использования ресурсного потенциала.
Обобщение существующих подходов позволяет уточнить определение резервов хозяйственной деятельности и рассматривать их как дополнительно созданные запасы, необходимые для обеспечения бесперебойной работы, и (или) возможности более эффективного использования ресурсов, дополнительную отдачу от ресурсов, выявляемую с учетом увязки характеристик самого предприятия с рыночными параметрами, отражающими уровень рыночного спроса и конкуренции, состояние поставщиков, покупателей, финансовых и других посредников.
Важным моментом в изучении резервов является выделение объектов поиска резервов. К таким объектам, исходя из практической целесообразности, относятся: предприятие в целом и его подразделения; виды деятельности (операционная, инвестиционная, финансовая); отдельные центры затрат и центры ответственности; отдельные виды продукции; основные показатели, отражающие результаты хозяйственной деятельности (объем производства и реализации продукции, себестоимость продукции, сумма прибыли, фондоотдача, производительность труда, скорость оборота капитала, его доходность и т. д.) [9, с. 167; 10, с. 67].
Учитывая сложность выявления резервов, в научной литературе для оптимизации их поиска предлагаются многочисленные варианты классификации резервов по месту образова-
ния, по простым моментам процесса, по способам обнаружения, по стадиям жизненного цикла изделия, по срокам использования, по стадиям процесса воспроизводства, по характеру вовлечения ресурсов, по величине затрат на освоение, по конечным результатам.
В теории и практике экономического анализа, наряду с общими принципами, разработаны специальные: принцип массовости; принцип определения ведущего звена в повышении эффективности деятельности; принцип выделения узких мест; принцип выборочного поиска; принцип учета типа производства; принцип поиска резервов по стадиям жизненного цикла изделия; принцип комплектности резервов; принцип устранения повторного счета [11, с. 154; 6, с. 197].
Информационную базу для идентификации и оценки резервов хозяйственной деятельности составляют данные планирования и внутреннего учета, нормативы, техническая и технологическая информация, отчетность, а также информация, необходимая для идентификации скрытых резервов: о лучших практиках конкурентов или компаний, работающих в другой сфере деятельности, чей опыт может быть полезным; о появлении новых технологий и т.д.
Учитывая, что оценка резервов производства — это ретроспективный анализ, а анализ затрат на их мобилизацию и выбор наиболее экономичного пути развития — перспективный анализ, использование ретроспективного анализа для выявления резервов производства представляет собой «мостик между сложившейся ситуацией и выбором варианта ее развития» [5, с. 295].
Использование исторического подхода показывает, что учеными предлагались различные методики подсчета резервов, при этом анализ в основном был сконцентрирован на оценке «план-факт-отклонение»1, проверке напряженности плановых заданий, поиске причин недостаточно эффективного использования ресурсов — отрицательных отклоне-
1 Если план по какому-либо мероприятию не был выполнен, то это рассматривалось как неиспользованный резерв увеличения производства продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли и рентабельности.
ний от нормативов (перерасхода), потерь от недостач, брака и порчи, непроизводительных затрат рабочего времени и т.д.
Для выявления возможных путей совершенствования также используется сопоставление результатов собственной деятельности и примеров эффективного функционирования конкурентов или компаний, добившихся успеха в другой сфере деятельности, чей опыт может оказаться полезным. За рубежом такое направление анализа получило название бенчмаркинг2 и стало важной составляющей стратегического анализа — инструментом получения информации, необходимой для завоевания и удержания конкурентных преимуществ. Однако получение объективных данных о деятельности других компаний часто затруднено вследствие недостаточности информации, содержащейся в публичной отчетности, и режима коммерческой тайны.
Для оценки величины резервов в современной научной литературе также предлагаются следующие методы: метод прямого счета; метод сравнения; детерминированный факторный анализ; корреляционно-регрессионный анализ; функционально-стоимостной анализ; математическое программирование.
Метод прямого счета, согласно Г. В. Савицкой, применяется при оценке резервов экстенсивного характера, когда известно дополнительное количество ресурсов или величина безусловных потерь. Величина резервов роста выпуска продукции представляет собой дополнительный объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении и может быть получена расчетным путем [9, с. 176].
Метод сравнения рекомендуется применять при оценке резервов интенсивного характера [9, с. 176]. При этом путем сравнения фактического удельного расхода ресурса и возможного, более низкого за счет внедрения инноваций, рассчитывается абсолютная величина экономии удельных затрат.
2 Бенчмаркинг (от англ. bench — уровень, высота, mark — отметка) — способ изучения деятельности предприятия с целью ее совершенствования, основанный на сравнении собственных процессов и результатов с эталонными достижениями и лучшим опытом.
Методы детерминированного факторного анализа: цепных подстановок, абсолютных разниц, относительных разниц, интегральный — позволяют количественно оценить вклад отдельных факторов в формирование резерва.
Для подсчета резервов в научной литературе также предлагается использовать результаты корреляционно-регрессионного анализа,
при этом чаще всего используется модель множественной линейной регрессии:
п
Y = а0 .
i= 1
Оценка параметров такой модели производится методом наименьших квадратов.
Например, для оценки резервов снижения себестоимости продукции Ю. А. Себов [13, с. 36-89] по данным о деятельности 30 предприятий получил шестифакторную регрессионную модель [2, с. 301]:
Y = 101,009 + 0,105х1 + 0,898х2 -- 0,037х3 - 0,122х4 - 4,809х5 + 0,383х6,
где У — затраты на рубль товарной продукции, коп.;
х1 — объем товарной продукции, тыс. руб.;
х2 — потери от брака как показатель качества производственного процесса, проценты к производственной себестоимости валовой продукции;
х3 — уровень специализации, процент продукции, соответствующей производственному профилю, в сумме товарной продукции;
х4 — показатель механизации, процент рабочих, занятых механизированным трудом;
х5 — производительность труда, сумма товарной продукции в нормо-часах на одного рабочего;
х6 — фондовооруженность, сумма основных производственных фондов на одного рабочего.
Для оценки резервов снижения себестоимости продукции завода, входящего в об-
следованную группу предприятий, Ю. А. Себов вычислил разности между значениями соответствующих факторов для данного завода и их средними значениями по совокупности, а затем умножил их на соответствующие коэффициенты регрессии, что можно описать следующей формулой:
Ру {х )=( х - X )• Ъ,
где Р^у(х) — резерв снижения себестоимости продукции;
х1 — значение i-го факторного показателя; — среднее значение i-го факторного показателя;
Ъ —коэффициент регрессии /-го факторного показателя.
Таким образом были оценены возможности снижения себестоимости продукции данного завода при условии доведения значений факторных показателей хотя бы до среднего уровня. Однако, как справедливо указывала С. Б. Барнгольц, «реальные возможности доведения показателей данного завода до средних можно определить лишь на основе обстоятельного анализа причин отставания их уровня на этом заводе от средних» [6, с. 302]. При этом полученные значения коэффициентов регрессии позволяют лишь определить основные направления поиска резервов и относительную эффективность мобилизации каждого из них, но их нельзя использовать как способ измерения абсолютной величины резервов.
В работе Г. В. Савицкой для оценки резервов повышения уровня рентабельности использована пятифакторная модель уровня рентабельности, в которой в качестве факторов повышения уровня рентабельности выступают материалоотдача (х^, фондоотдача (х2), производительность труда — среднегодовая выработка продукции на одного работника (х3), продолжительность оборота оборотных средств в днях (х4) и удельный вес продукции высшей категории качества (х5) [9, с. 141]:
У = 0,49 + 3,65х1 + 0,09х2 + 1,02х3 -- 0,122 х4 + 0,052х5.
С целью оценки резервов повышения уровня рентабельности значения полученных коэффициентов Ъ при соответствующих факторных переменных х1 предложено умножить на величину резервов каждого факторного показателя (планируемый прирост) [9, с. 178]:
Р (х<) = р • ъ
РТУ = Ъ ,
г> (х)
где Ру ' — резерв увеличения результативного показателя за счет прироста фактора х ;
Р^х — резерв прироста факторного показателя.
Известно, что коэффициент множественной линейной регрессии Ъ показывает, на сколько единиц изменится среднее значение результативной переменной У при изменении факторной переменной х на одну единицу при фиксации значений остальных факторов. Следовательно, используя допущение (довольно грубое) о том, что построенная модель адекватно отражает взаимосвязь между результативностью деятельности изучаемого предприятия и факторами, на нее влияющими, можно получить оценку величины резерва прироста результативного показателя, суммируя его частные приросты:
п
Р -V Р (х)
1 Ту ТУ
I-1
Однако применение данного способа является трудоемким и имеет существенные ограничения.
Трудоемкость способа прежде всего заключается в подборе подходящей для корреляционно-регрессионного анализа информации: довольно сложно собрать необходимые данные о достаточно большом количестве предприя-тий3, работающих в одной отрасли и имеющих приблизительно одинаковый масштаб деятель-
3 Число наблюдений должно в 6-7 раз превышать количество параметров при независимых переменных. Для построения модели в работе Г. В. Савицкой использованы данные о 40 предприятиях.
ности4. Учитывая, что по данным публичной отчетности значения искомых показателей часто не могут быть получены, сбор информации может стать неразрешимой задачей. В этой связи следует отметить возможность использования временных рядов показателей, характеризующих данное изучаемое предприятие, однако многие предприятия не обладают достаточно длинными рядами собственных данных.
Таким образом, невозможность получения всей необходимой информации о деятельности других предприятий, конкурирующих с изучаемым, может серьезно ограничить подбор факторов при построении регрессионной модели. Требование отсутствия зависимости между факторными переменными является еще одним ограничением на подбор факторов при спецификации модели.
Следует еще раз подчеркнуть, что регрессионная модель, полученная на основе исследования деятельности совокупности предприятий, ни в коем случае не будет описывать устойчивую закономерность формирования показателей конкретного предприятия, входящего в изучаемую совокупность: будет получена лишь абстрактная модель формирования среднего результата по выборке.
4 Требование количественной однородности исходных данных для построения регрессионной модели.
Особым направлением выявления резервов является функционально-стоимостной анализ, в котором направления экономии затрат основываются на поиске рационального способа выполнения главных функций и исключения лишних функций изделия, начиная с ранних стадий жизненного цикла. Это приводит к согласованному с точки зрения потребителя и производителя оптимальному варианту производства продукции.
Современный уровень компьютерных прикладных программ позволяет использовать для поиска резервов методы математического программирования. Основной их особенностью является необходимость формирования целевой функции и системы ограничений на ресурсы.
Анализ существующих методик выявления резервов показал их ориентацию на расчет производственных резервов. На наш взгляд, маркетинговые резервы в современных условиях также требуют пристального внимания и изучения. Это объясняется ростом удельного веса затрат на продвижение продуктов и обеспечение их конкурентоспособности в общих затратах. Практическое использование маркетинговых резервов в стратегическом анализе и планировании определяет востребованность развития прикладных методик их расчета.
литература
1. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М.: Сов. энциклопедия, 1984. 1600 с.
2. Экономический анализ деятельности предприятий и объединений: учеб. для вузов / под ред. С. Б. Барнгольц и Г. М. Тация. М.: Финансы, 1975. 518 с.
3. Барнгольц С. Б., Мельник М. В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 240 с.
4. Пруденский Г. А. Внутрипроизводственные резервы. М.: Госполитиздат, 1954. 284 с.
5. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник / под ред. М. И. Баканова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005. 536 с: ил.
6. Барнгольц С. Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. М.: Финансы и статистика, 1984. 214 с.
7. Казакова Н. А. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика: Инфра-М, 2012. 496 с.
8. Любушин Н.П. Экономический анализ. М.: Юнити-Дана, 2010. 575 с.
9. Савицкая Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2007. 288 с. 10. Чая В. Т., Чупахина Н.И. Управленческий анализ: учеб. пособие. М.: Рид Групп, 2011. 448 с.
11. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. 3-е изд., доп. М.: Инфра-М, 2011. 352 с.
12. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. М.: Форум: Инфра-М, 2008. 192 с.
13. Факторный анализ эффективности производства / колл. авт. под руковод. В. Ф. Палия. М.: Финансы, 1973. 111 с.
references
1. Soviet Encyclopedic Dictionary. Ed. Prokhorov A. M. Moscow: Sov. Encyclopedia Publ., 1984. 1600 p. (In Russ.).
2. Economic analysis of enterprises and associations. Ed. Barngolc S. B. and Tatsiy G. M.: manual. Мoscow: Finansy Publ., 1975. 518 p. (In Russ.).
3. Barngol'ts S.B., Mel'nik M. V. Methodology for the economic analysis of a business entity: manual. Мoscow: Finansy i statistika Publ., 2003. 240 p. (In Russ.).
4. Prudenskii G. A. Internal reserves of an enterprise. Moscow: Gospolitizd Publ., 1954. 284 p. (In Russ.).
5. Bakanov M. I., Mel'nik M.V., Sheremet A. D. Theory of economic analysis: manual. 5th ed. Мoscow: Finansy i statistika Publ., 2005. 536 p. (In Russ.).
6. Barngol'ts S. B. Economic analysis of economic activity at the present stage of development. Мoscow: Finansy i statistika Publ., 1984. 214 p. (In Russ.).
7. Kazakova N. A. Managerial analysis and diagnostics of entrepreneurship: manual. Мoscow: Finansy i statistika, Infra-M Publ., 2012. 496 p. (In Russ.).
8. Lyubushin N. P. Economic analysis. Мoscow: Yuniti-Dana Publ., 2010. 575 p. (In Russ.).
9. Savitskaya G. V. The theory of economic activity analysis: manual. Мoscow: Infra-M Publ., 2007. 288 p. (In Russ.).
10. Chaya V. T., Chupakhina N. I. Managerial analysis: manual. Мoscow: Rid Grupp Publ., 2011. 448 p. (In Russ.).
11. Sheremet A. D. Theory of economic analysis: manual. 3rd ed. Мoscow: Infra-M Publ., 2011. 352 p. (In Russ.).
12. Mel'nik M.V., Gerasimova E. B. Analysis of financial and economic activity of an enterprise: manual. Мoscow: Forum, Infra-M Publ., 2008. 192 p. (In Russ.).
13. Factor Analysis of the production efficiency. Ed. Paliy V. F. Мoscow: Finansy Publ., 1973. 111 p. (In Russ.).
информация об авторах
Светлана Евгеньевна Егорова — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой учета, анализа и налогообложения, Псковский государственный университет, Псков, Россия [email protected]
Наталья Николаевна Кистаева — старший преподаватель кафедры учета, анализа и налогообложения, Псковский государственный университет, Псков, Россия [email protected]
about the authors
Svetlana Evgen'evna Egorova — Doctor of Economics, Professor, Head of Accounting, Analysis and
Taxation Department, Pskov State University, Pskov, Russia
Natal'ya Nikolaevna Kistaeva — Senior Lecturer of Accounting, Analysis and Taxation Department, Pskov
State University, Pskov, Russia