Научная статья на тему 'Идентификационные стратегии жителей Республики Татарстан: поколенческий аспект'

Идентификационные стратегии жителей Республики Татарстан: поколенческий аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ ИЕРАРХИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / ИДЕНТИФИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / АНТРОПНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕЗОСОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОКОЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ларионова Ирина Викторовна

В статье осуществлен качественный анализ идентификационных предпочтений жителей Республики Татарстан с учетом поколенческих особенностей, основанный на актуальных данных репрезентативного массового опроса населения Республики Татарстан и глубинных интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ларионова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Identification Strategies of the Residents of the Republic of Tatarstan: a Generational Aspect

The paper presents the qualitative analysis of the identification preferences of the residents of the Republic of Tatarstan in a generational perspective. The analysis was based on actual data of the representative mass survey among the population of the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Идентификационные стратегии жителей Республики Татарстан: поколенческий аспект»

УДК 316.346.36

Идентификационные стратегии жителей Республики Татарстан:

поколенческий аспект*

Ларионова И.В.

Кандидат социологических наук,

доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

В статье осуществлен качественный анализ идентификационных предпочтений жителей Республики Татарстан с учетом поколенческих особенностей, основанный на актуальных данных репрезентативного массового опроса населения Республики Татарстан и глубинных интервью.

Ключевые слова: социальная идентификация, идентификационная иерархия, идентификационные стратегии, идентификационное пространство, антропная идентичность, микросоциальная идентичность, мезосоциальная идентичность, поколение, личностная самоидентификация.

В условиях социальных трансформаций и фрагментации социальной жизни, характерных для большинства современных обществ, в том числе и российского, изменяется и личностная структура отдельных индивидов, проявляющаяся в мозаич-ности идентификационных полей и вариативности идентификационных стратегий личностной самоидентификации. Процессы самокатегоризации и самоопределения личности в современном социуме детерминируются как внешними социокультурными факторами, так и внутренними индивидуально-личностными особенностями.

С целью практического изучения особенностей личностной идентичности в различных возрастных когортах населения Республики Татарстан в рамках массового репрезентативного опроса (Ы = 1480 чел., сентябрь-ноябрь 2017 г) и серии глубинных интервью N = 20) нами было проведено зондирование личностной самоидентификации.

Использовался метод опроса с применением проективной методики самоописаний («Кто Я?, Кто Мы?»), а также психосемантического метода [1]. Особенность исследовательского подхода заключалась в комплексном изучении идентичности по двум аспектам: в Я-концепции и в Мы-концепции личности. В рамках нашего исследования представляла интерес проверка гипотезы о значимости поколен-ческой специфики идентификационных стратегий жителей РТ в современных условиях.

Анализ теорий формирования исторических поколений на основе эффекта «прерывающих перемен» применительно к российской реальности трех прошедших десятилетий показал следующее. В условиях высокоактивных социальных трансформаций возникновение новых политических, экономических и социальных образцов поведения населения за короткий исторический период способствовало формированию новых исторических поколений с соответствующими «обновленными» ориентирами и механизмами социальной идентификации. В разных поколениях россиян начали формироваться принципиально иные установки, ценности, стили жизни, не характерные для аналогичных возрастных когорт предыдущих периодов отечественной истории [2; 3].

Однако, как было установлено в предшествующих исследованиях, представители более старших поколений (от 35 лет), имеющие в большем или меньшем объеме «советское прошлое», испытывают на себе в той ли иной степени влияние социокультурных паттернов того периода [4; 5]. Молодые же татарстанцы, прошедшие период активной социализации уже в постсоветский период, более свободны в выборе идентификационных ориентиров [6].

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 17-06-00474 «Динамика реальных и условных поколений в информационном, полиэтноконфессиональ-ном обществе (на материале Республики Татарстан)».

На основе анализа результатов ряда эмпирических исследований с применением качественных методов мы выделили три ключевых вектора самоидентификации россиян в современных социокультурных условиях.

1. Индивид отстраняется от социальной реальности, концентрируется на своей персоне, погружается в своё частное пространство, в котором чувствует себя увереннее и стабильнее, чем в амбивалентном социуме. Соответственно, доминирующую позицию в идентификационной иерархии приобретает персональная идентичность. Причем наряду с рефлексивным самоопределением человек может склоняться к гипертрофированнной демонстрации натуралистических признаков идентификации (пол, раса, характерные черты внешности, физические особенности и т.п.).

2. Личность также старается как можно больше абстрагироваться от повседневных проблем, но в отличие от первой стратегии стремится «расширить» свои Я- и Мы-концепции посредством виртуальной идентификации как с реально существующими, так и с конструируемыми объектами. Зачастую используются трансцендентальные (прежде всего общечеловеческие) критерии идентификации.

3. Распространенный вариант позиционирования личности в условиях социальных изменений - это поиск среди первичных, контактных групп -«своих», то есть конкретной «группы поддержки», действительно близких людей (в физическом и духовном смысле). Желаемый результат - обретение своей «социальной ниши», позволяющей на основе усвоенной повседневной идеологии сконструировать устойчивую социальную идентичность [7].

Для начала необходимо представить в целом иерархию идентификационных предпочтений татар-станцев. Далее проанализируем соотношение различных видов номинаций в Я- и Мы-концепциях респондентов с целью выявления доминирующих векторов идентификационных стратегий.

Проективные вопросы «Кто Я?» и «Кто Мы?» в основном не вызывали трудностей у опрошенных в нашей региональной выборке, большинство из них смогли указать по три номинации в каждом блоке. При этом отметим, что в плане разнообразия и индивидуализации самоопределения выделяются номинации в молодых когортах (16-24 и 25-34 года). Помимо стандартизованных категорий «студент», «личность», «дочь», «мужчина», «друзья», «семья», в этих подвыборках более распространены такие персонифицированные образы: в Я-концепциях -«дитя родителей», «цветок», «альфа-самец», «босс», «Резида»; в Мы-концепциях - «дотеры», «процветающие», «автоклуб», «банд-мемберы», «соседки в общаге» и др.

На основе данных по всей региональной выборке среди представленных в ответах жителей республи-

ки Татарстан самоидентификаций наиболее значимы следующие виды: антропная, семейная, дружеская, коллективистская, гендерная, рефлексивная. Как показывает качественный анализ полученных эмпирических данных, чувство общности для наших соотечественников связано не столько с совпадением социальных статусов, сколько с «экзистенциальной близостью», ассоциирующейся с внутренним, духовным «родством». Соответственно, ряд выявленных доминирующих Я- и Мы-номинаций в сознании респондентов интериоризуются вместе с их «малым социальным миром» и повседневными идеологиями.

Фиксируется устойчивая тенденция превалирования микросоциальных идентичностей. Особо отметим, что в Мы-концепциях респондентов этот вид номинаций составляет подавляющее большинство. Наиболее важны для респондентов первичные малые группы: семья и «ближний круг» (друзья, компания, группы единомышленников). Радует тот факт, что и в современном техногенном обществе сохраняется референтная роль коллективной общности (в основном трудового и учебного характера)

- номинацию «коллеги, товарищи по работе, учебе» стабильно выбирают более половины опрошенных. Данный вывод подтверждается и материалами глубинных интервью: «Для меня в первую очередь важно, чтобы у меня был мир в семье, мир в моей стране, и чтобы было достаточно пенсионное обеспечение, чтобы я могла себе позволить какие-то культурные развлечения, чтобы я могла куда-то ездить, то есть социальное обеспечение, и чтобы все были здоровы» (жен., 65 лет).

Вторую ранговую позицию в идентификационной иерархии по нашей региональной выборке занимает антропная идентичность. Она выражена весьма абстрактными категориями: «человек», «индивид», «личность», «хомо сапиенс», «гражданин мира» и т.п. На наш взгляд, они демонстрируют другой полюс личностных категоризаций россиян

- их глобальное расширение и трансцендентальный характер. Соответствующий обобщенный вид идентичности характерен для представителей всех поколений респондентов. Однако в двух молодежных когортах (16-24 и 25-34 года) указанные номинации значительно чаще стоят на первых местах иерархии. Подобные оценки давали и молодые информанты в ходе интервью: «Когда меня спрашивают, как я могу ответить на вопрос "Кто мы?", меня это удивляет немного. Как это кто? Мы все - люди. В первую очередь люди. Это нас и объединяет. А уже потом вспоминаешь, ну еще мы студенты, россияне, еще кто-то там. Но это уже все вторично. Важно самое первое - люди» (муж., 19 лет).

В тройке лидеров по частоте упоминаний также были зафиксированы различные номинации, соответствующие гендерной идентичности: «девушка»,

«женщина», «парень», «мужчина», «мужик» и др. Причем здесь можно отметить явные поколенческие различия: частотность данных самоописаний максимальна в молодых когортах (16-24 и 25-34 года) и заметно снижается с увеличением возраста респондентов. В двух когортах старшего возрастного диапазона (55-64 года и 65 лет и старше) гендерные номинации выявлены лишь у небольшого количества татарстанцев. При этом в указанных подвыборках старшего возраста наблюдается значительное число самоопределений «пенсионер, пенсионерка», «работающий пенсионер» и т.п., фиксирующих инте-риоризацию актуальных социальных статусов представителями данного поколения.

Выделена еще одна характерная особенность самоидентификации среди молодых респондентов. На второй - третьей ранговой позиции у большинства из них выступают рефлексивные самоопределения, обозначающие конкретные социально-психологические характеристики, мировоззренческие черты, особенности стиля жизни, а также «межличностные роли», которые респонденты играют в обыденной жизни (например, «скептик», «гений», «мамина радость», «красивая», «водолей», «плейбой», «курочка-наседка»). Встречались такие характеристики и в интервью: «Как я отвечу на вопрос "Кто мы?" Ну, наверное, спортсмены, с которыми я общаюсь, с которыми я начал заниматься спортом, к ним я могу отнести себя. Не сказать, что я прям отчаянный спортсмен, но это мой сложившийся круг общения, мои друзья» (муж., 27 лет).

Следующую группу иерархии составил ряд номинаций, которые оказались не столь значительными, но тем не менее набрали в целом по выборке от 10 до 20 %. Они соответствуют мезо- и макро-социальным идентичностям. Именно они демонстрируют наибольшее снижение частоты упоминаний по сравнению с предыдущими аналогичными исследованиями [8; 9]. Можно предположить, что данная группа номинаций отражает ряд социальных идентичностей, актуализированных в период постсоветских трансформаций: этническая («люди моей национальности», «татарин», «русская» и др.), конфессиональная («люди одной веры», «мусульманин», «православные» и др.), территориально-поселенческая («казанцы», «односельчане», «горожане» и др.), общенационально-гражданская и региональная («гражданин РФ», «россияне», «Татарстан» и др.). Причем такие характеристики присущи представителям как старшего, так и молодого поколений: «Мы, тут я могу сказать однозначно, - татары» (жен., 18 лет); «Ну, для меня очень важно, что я чувствую себя частью татарского народа, вот про татар я могу сказать - это мы» (жен., 47 лет).

Выделим еще ряд отличий в идентификационных предпочтениях татарстанцев на основе сравнительного анализа их Я- и Мы- самоописаний. 236

1. Микросоциальные идентичности, отражающие семейные роли, представлены на первых позициях как в Я-, так и в Мы-номинациях респондентов.

2. Также относящиеся к микросоциальным, дружеские и коллективистские общности доминируют в самоописаниях «Кто Мы?» и практически отсутствуют в Я-концепциях.

3. При этом различные вариации антропной, ген-дерной и рефлексивной идентичностей характерны именно для Я-концепций участников опроса.

Подводя итоги, стоит отметить следующее. Среди идентификационных предпочтений татар-станцев, относящихся к разным поколениям, сохраняется доминирование самоидентификаций микросоциального уровня. Они полностью отражают адаптивно-защитную функцию процесса личностной идентификации в современных условиях. Микросоциальные идентичности формируются на ценностной базе межличностных отношений и духовной близости в рамках контактных групп «ближнего круга» (семья, друзья, коллеги, товарищи по работе, учебе, единомышленники в малых группах по интересам).

Мезосоциальные и макросоциальные идентичности, формирующиеся у индивидов, как правило, на базе конструируемых символических общностей, номинальных или виртуальных групп (поколенческих, профессионально-корпоративных, этнических, конфессиональных, общенационально-гражданских, региональных и т.д.), откликаются в значительно меньшей степени в Я- и Мы-концепциях современных татарстанцев. Отличительной особенностью является также незначительная доля негативных идентичностей и очень редкое проявление механизма идентификации от противного.

Литература:

1. Albarello l. Pratiques et methodes de recherche en sciences sociales. - Paris: Armand Colin, 2001. -Р. 47-86.

2. Иванова Е.И. Новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся России // Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету. Вып. XIII. - М.: МОНФ, 2000. - С. 17-31.

3. Максимова О.А. Стиль жизни российского студенчества периода трансформации общества (на материале Республики Татарстан): дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 1999. - 116 с.

4. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социологические исследования. - 2004. - № 3. - С. 16-22.

5. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002. -285 с.

6. Ларионова И.В., Максимова О.А. Формирование идентичности молодого поколения в контексте влияния информационно-сетевых технологий // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 4. - С. 275-278.

7. Ларионова И.В. Социокультурная идентификация личности в контексте общества модерна и постмодерна // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 4. - С. 313-315.

8. Ларионова И.В. Этническая и гражданская самоидентификация поколений в Республике Татарстан // Вестник КГТУ им. Туполева. - 2013. - № 2-2. - С. 257-260.

9. Макарова Г.И. Этническая и российская идентичность в Республике Татарстан в контексте изменений этнокультурной политики: дис. ... докт. социол. наук. - Саранск, 2012. - 437 с.

The Identification Strategies of the Residents of the Republic of Tatarstan:

a Generational Aspect

I.V. Larionova

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI

The paper presents the qualitative analysis of the identification preferences of the residents of the Republic of Tatarstan in a generational perspective. The analysis was based on actual data of the representative mass survey among the population of the Republic of Tatarstan.

Key words: social identity, identification hierarchy, identification strategies, identification space, anthropic identity, micro-social identity, meso-social identity, generation, personal self-identification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.