Научная статья на тему 'Идентичность современной женщины'

Идентичность современной женщины Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1326
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЖЕНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИЗИС ЖЕНСКОЙ РОЛИ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / IDENTITY / FEMALE IDENTITY / GENDER IDENTITY / CRISIS OF THE FEMALE ROLE / CRISIS OF DUAL IDENTITY / MASCULINITY / FEMININITY / ANDROGYNY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клепцова Елена Юрьевна, Макшанцева Людмила Викторовна

Введение. Обсуждается проблема психологических особенностей идентичности современной женщины. Современная женщина играет значимую роль во многих важных областях жизни страны: социально-политической, научной, экономической, общественной, рожает и воспитывает детей, выстраивает жизненную траекторию, строит профессиональную карьеру. Женская идентичность является фенотипом, сплавом врожденного и приобретенного. В патриархальной культуре неприемлемые для женщин поведенческие проявления, такие как познавательная активность, автономность, независимость, стремление к амбициозным достижениям, становятся востребованными. Социальные роли женщины сегодня претерпевают значительные изменения, поэтому вопросы, связанные с женской идентичностью, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе и науке. Осмысляются основные механизмы формирования женской идентичности в рамках гендерной социализации. Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической стратегии исследования рассматриваются культурно-исторический и личностно-деятельностный подходы, в качестве объекта исследования выступает женская выборка. Выделены психологические особенности идентичности современных женщин разного возраста и статуса преимущественно небольших провинциальных городов России. Результаты исследования. Предлагаются результаты эмпирического исследования особенностей идентичности женщин, проживающих в провинции. Обсуждение и заключение. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения и осмысления феномена женской идентичности в методологическом, содержательном, процессуальном, организационном планах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY OF MODERN WOMAN

Introduction. The problem of the psychological characteristics of the identity of a woman is discussed. The modern woman plays a significant role in the sociopolitical, economic, and social life of the country, makes a significant contribution to the upbringing of children in the family, and pays considerable attention to building its life trajectory and professional career. Cognitive activity, ambitiousness, autonomy, independence, striving for achievements these and other qualities, in the patriarchal environment unacceptable for women, are becoming quite common today in the behavioral manifestations of women. The social roles of women today are undergoing significant changes, therefore issues related to women’s identity have recently been among the most discussed in society and science. The basic mechanisms for the formation of women’s identity within the framework of gender socialization are being comprehended. Materials and Methods. The cultural-historical and personal-activity approaches are considered as the theoretical and methodological strategy of the research, the female sample is the object of the research. The psychological features of the identity of modern women of different ages and the status of mainly small provincial cities of Russia are highlighted. Results. The results of an empirical study of a female sample of identity features of women living in the province are proposed. Discussion and Conclusion. The proposed provisions and conclusions create prerequisites for further study and understanding of the phenomenon of female identity in the methodological, substantive, procedural, and organizational plans.

Текст научной работы на тему «Идентичность современной женщины»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.046.019.201902.216-226

УДК 159.9 316.6

Е. Ю. Клепцова1, Л. В. Макшанцева2

1ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (Москва, Россия), e-mail: klepcovale@mail.ru 2ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (Москва, Россия), e-mail: mak.96@mail.ru

ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

Введение. Обсуждается проблема психологических особенностей идентичности современной женщины. Современная женщина играет значимую роль во многих важных областях жизни страны: социально-политической, научной, экономической, общественной, рожает и воспитывает детей, выстраивает жизненную траекторию, строит профессиональную карьеру. Женская идентичность является фенотипом, сплавом врожденного и приобретенного. В патриархальной культуре неприемлемые для женщин поведенческие проявления, такие как познавательная активность, автономность, независимость, стремление к амбициозным достижениям, становятся востребованными Социальные роли женщины сегодня претерпевают значительные изменения, поэтому вопросы, связанные с женской идентичностью, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе и науке. Осмысляются основные механизмы формирования женской идентичности в рамках тендерной социализации Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической стратегии исследования рассматриваются культурно-исторический и личностно-деятель-ностный подходы, в качестве объекта исследования выступает женская выборка. Выделены психологические особенности идентичности современных женщин разного возраста и статуса преимущественно небольших провинциальных городов России Результаты исследования. Предлагаются результаты эмпирического исследования особенностей идентичности женщин, проживающих в провинции Обсуждение и заключение. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения и осмысления феномена женской идентичности в методологическом, содержательном, процессуальном, организационном планах.

Ключевые слова: идентичность, женская идентичность, гендерная идентичность, кризис женской роли, маскулинность, фемининность, андрогинность.

Для цитирования: Клепцова Е. Ю., Макшанцева Л. В. Идентичность современной женщины // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2019. - Т. 19, № 2. - С. 216-226. DOI: 10.15507/2078-9823.046.019.201902.216-226

© Клепцова Е. Ю., Макшанцева Л. В., 2019

"71 fk гуманитарии : актуальные проблемы № . ....

гуманитарной науки и образования ' " '

Elena Y. Kleptsova1, Lyudmila V. Makshantseva2

'Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), e-mail: klepcovale@mail.ru 2Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), e-mail: mak.96@mail.ru

IDENTITY OF MODERN WOMAN

Introduction. The problem of the psychological characteristics of the identity of a woman is discussed. The modern woman plays a significant role in the sociopolitical, economic, and social life of the country, makes a significant contribution to the upbringing of children in the family, and pays considerable attention to building its life trajectory and professional career Cognitive activity, ambitiousness, autonomy, independence, striving for achievements - these and other qualities, in the patriarchal environment unacceptable for women, are becoming quite common today in the behavioral manifestations of women. The social roles of women today are undergoing significant changes, therefore issues related to women's identity have recently been among the most discussed in society and science. The basic mechanisms for the formation of women's identity within the framework of gender socialization are being comprehended. Materials and Methods. The cultural-historical and personal-activity approaches are considered as the theoretical and methodological strategy of the research, the female sample is the object of the research. The psychological features of the identity of modern women of different ages and the status of mainly small provincial cities of Russia are highlighted. Results. The results of an empirical study of a female sample of identity features of women living in the province are proposed. Discussion and Conclusion. The proposed provisions and conclusions create prerequisites for further study and understanding of the phenomenon of female identity in the methodological, substantive, procedural, and organizational plans.

Keywords: identity, female identity, gender identity, crisis of the female role, crisis of dual identity, masculinity, femininity, androgyny.

For citation: Kleptsova E.Yu., Makshantseva L. V. The Identity of the Modern Woman. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2019; 19(2): 216-226. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.046.019.201902.216-226

Введение

Современная женщина играет значимую роль во многих важных областях жизни страны: социально-политической, научной, экономической, общественной, рожает и воспитывает детей, выстраивает жизненную траекторию, строит профессиональную карьеру.

В патриархальной культуре неприемлемые для женщин поведенческие проявления, такие как познавательная активность, автономность, независимость, стремление к амбициозным достижениям, становятся востребованными. Социальные роли женщины сегодня претерпевают значительные изменения, поэтому вопросы, связанные с женской идентичностью, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе и науке [3; 5].

В отечественной психологии проблема идентичности рассматривается в границах возрастной, акмеологической, личностной, профессиональной, гендерной и прочих ее составляющих (Т. В. Бендас, Е. Л. Здравомыслова, Е. А. Климова, Б. Нейдер, Е. Шишлова и др.). В свою очередь гендерная идентичность авторами раскрывается через особенности самоопределения мужчин и женщин в современных условиях жизни и развития личности.

Женская идентичность является фенотипом, сплавом врожденного и приобретенного. Врожденная часть женской идентичности зарождается уже у плода, и важную роль играют физиологические и анатомические аспекты: половые гормоны, особенности протекания внутриутробного развития и т. д. Психологические, культурологиче-

ские и социальные условия на становление женской идентичности накладываются позже, в процессе сопровождения и обслуживания ребенка взрослыми. Данный опыт ребенка, несомненно, важен, поскольку несет растущему организму сознательные и бессознательные послания о представлениях о мужском и женском, которые впоследствии войдут в определенные паттерны вербальных и невербальных сообщений отношения к себе и другим людям.

Большинство современных исследователей уверены, что формирование женской идентичности происходит в процессе развития и обусловливает функционирование женщины, становление ее внутреннего «я» в соответствии с воспринимаемым женщиной полом и гендером. Все это происходит, по мнению Т. В. Бендас, в результате сложного процесса социализации личности в обществе, а не только заложено в женщину от рождения. В то же время женщина способна активно влиять на становление своей гендерной идентичности, посредством принятия или непринятия отраженных в обществе социальных ролей, паттернов и моделей поведения и отношения [1].

Женская идентичность это отнесение женщиной себя к какой-то женской социальной группе, а также демонстрация самопрезентаций и воспроизведение соответствующих тендеру социальных ролей и функций.

В настоящее время рассмотрены различные механизмы формирования женской идентичности в рамках гендерной социализации. Так, В. А. Порядина рассматривает подражание матери (родственнице), механизм полоролевой идентификации, механизм социальной оценки желаемого поведения [8].

В современной культурологической, психологической, социологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы гендерной социализации женщины: ролевое научение,

218

конформизм, внушение, групповые ожидания, эмпатия и др.

Данные механизмы лежат в основе формирующейся многокомпонентной женской идентичности. Например, характеристики женщины как биологического индивида, интериоризированные психологические черты, такие как маскулинность, андрогин-ность, феминность и пр.

Женская идентичность проявляется практически во всех жизненных сферах: психологическая готовность к самореализации женщины в профессии, материнстве, партнерстве, умение и желание компетентно вести домашнее хозяйство, быть важной частью производственного коллектива или индивидуальное ведение бизнеса, укрепление и поддержание женской привлекательности во все возрастные периоды социализации женщины, ориентация на область межличностных отношений и пр.

Т. Мартыненко выделяет характеристики женщины с гармоничной самооценкой которые, по ее мнению, характеризуют зрелую женскую идентичность: радость, удовольствие от жизни, осознание своей ценности, расслабленность, стремление быть красивой, готовность подчиняться мужчине, желание и позволение быть ведомой, доверие, материнский инстинкт, способность к бескорыстной любви, социальная адаптация, вера в себя, креативность, забота, служение, готовность отдавать часть ответственности в отношениях мужчине, знание себя, своих желаний и границ, управление эмоциями, чувствами, моногамия, самостоятельность, кротость, прощение, смиренность и пр. [7].

В настоящее время долгое время доминирующий в общественном сознании и преобладающий в культуре патриархальной традиции женский идеал домохозяйки подвергается сомнению, и только незначительная часть современных женщин согласны с ролью экономки, гувернантки собственно-

ГУМАНИТАРИй : актуальные проблемы

гума^гарной науки и образования ' " '

го ребенка, домработницы. Современная женщина сталкивается с новыми вызовами времени, и на первый план выходят проблемы социализации женской идентичности: экономическая самостоятельность, ролевой конфликт работающей женщины и в то же время вынужденной заниматься детьми и ведением семейного хозяйства, двойная занятость и т. д. Таким образом, современная российская реальность убедительно демонстрирует гендерное равенство: нормой жизни становится самостоятельный выбор города проживания, сексуального партнера, образа жизни, одежды и пр.

Женская идентичность в рамках современных исследований анализируется в границах гендерной идентичности, а также соответствия гендерного профиля в поведении, самосознании индивида, отнесения себя к определенному полу, половой роли.

В качестве компонента самосознания личности важными характеристиками ген-дерной идентичности женщины следует признать регуляцию поведения и выполняемой деятельности в соответствии с обеспечением внутренней согласованностью и интерпретацией социального опыта, а также предоставляемыми обществом социальными возможностями для выполнения соответствующей деятельности и наличием способностей для реализации этой деятельности в конкретный культурно-исторический период жизни. Таким образом, гендерная идентичность активно воссоздается и конструируется женщиной на протяжении жизни в процессе социального взаимодействия с окружающим миром, сравнения себя с ним, активного отражения и преобразования.

Согласимся с позицией И. Малкиной-Пых о существовании двух типов гендер-ной идентичности женщины: кризисной идентичностью и согласованной идентичностью. При кризисной идентичности женщине приходится отказываться от стандарта общепринятого фемининного поведения

в обществе в силу элементарной невозможности его воспроизведения; это в итоге выражается в психологическом неблагополучии, ущербности. В литературе данное состояние получило название «кризис идентичности» [9]. Синонимом является «кризис женской роли», или «кризис двойной идентичности». В основе кризиса лежит неразрешимый для женщины конфликт выбора и экзистенциальных вызовов между долгом и ответственностью в карьере и самореализацией женщины в семье.

Перед современной женщиной стоит непростая задача выполнения ранее считавшихся сугубо мужских обязательств, например, по выплате кредитов, ипотечных займов, содержанию семьи и старших родственников. Некоторые авторы в таком паттерне поведения современной женщины усматривают защитно-компенсаторный механизм, проявляющийся в нарочитой маскулинизации женщины.

Однако другие авторы, например Е. А. Климова, считают, что в новых социальных условиях неопределенности и риска женщины лучше адаптируются и справляются с кризисом идентичность и без особых ощутимых потерь для самооценки проектируют новые образы или переконструируют свою идентичность под обновленную социальную ситуацию развития [6]. Кроме того, согласно исследованиям И. Милюска, у женщин в отличие от мужчин более противоречив путь развития жизненного цикла, однако именно поэтому больше шансов на создание и развитие зрелой идентичности [10].

В исследовании Е. А. Климовой предложена типология идентичности женщин в постсоветской России: «домашние женщины» - 41 %; «труженицы» - 36 %; «карьеристки» - 16 %; «отчаявшиеся» - 7 % [6].

Таким образом, под женской идентичностью понимается отнесение женщиной себя к какой-то женской социальной груп-

пе, а также демонстрация самопрезентаций и воспроизведение соответствующих гендеру социальных ролей и воплощение в выполняемой деятельности. В современных условиях женская идентичность рассматривается в гендерном аспекте. Мы полагаем, что культурно-исторический аспект играет важную роль в становлении и формировании женской идентичности, поэтому важно, в какой социальной среде происходит социализация девочки, затем женщины, имеет ли данная среда признаки большого мегаполиса, провинциального города, поселка или уединенного от общественной жизни места. Это связано с особенностями самоопределения женщин и выполняемой ею деятельности или ряда деятельностей, например, в сфере экономики, культуры, образования, здравохранения (производство, научное поприще и пр.), в семье, выполнение

общественных поручений. Женская идентичность формируется, преобразуется начиная с детства женщины на протяжении всей жизни [3; 5].

Методы

В соответствии с описанной нами ранее методологией, организацией, процедурой, оценкой проведения мониторингового исследования отношения [4] подобраны методики, отражающие исследуемый феномен. Для изучения женской идентичности выбраны методики: «Маскулинность - феми-нинность» С. Бем в адаптации Н. В. Дво-рянчикова; тест жизнестойкости С. Мадди (адаптированный вариант Д. А. Леонтьева); определения ролевых предпочтений в семье (Ю. Е. Алешина); Фрагсбургский личностный опросник FPI («В»). Женская выборка состояла из 1 255 женщин разного возраста и статуса преимущественно небольших провинциальных городов России.

Таблица 1

Корреляционные взаимосвязи между тендерными характеристиками женщин и их ролевыми предпочтениями в семье /

Table 1

Correlational relationships between gender characteristics of women and their role preferences in the family

Семейные роли / Family roles Значения корреляций / Correlation values

Эмпирические значения / Empirical meaning Уровень значимости / Significance level

Воспитание детей / Parenting 0,869 р > 0,01**

Эмоциональный климат в семье / Emotional climate in the family 0,854 р > 0,01**

Материальное содержание семьи / The material content of the family -0,64 р > 0,01**

Организация развлечений / Entertainment organization 0,0172 Не достигает

Роль «хозяйки» / The role of «mistress» -0,009 Не достигает

Сексуальный партнер / Sexual partner 0,710 р > 0,01**

примечание: критические значения для n = 100: при r = 0,2 р > 0,05*; при r = 0,25 р > 0,01*

220 ГУМАНИТАРИИ : актуальные нроблемы ^ 2, 2019

гуманитарной науки и образования ' " '

Результаты

Приведем общие результаты. Для изучения психологических характеристик женщин с различными гендерными особенностями проведен корреляционный анализ при помощи коэффициента корреляций Спирмена. Корреляционные взаимосвязи между маскулинностью, андрогиностью, феминностью женщин и их ролевыми предпочтениям в семье представлены в табл. 1.

При проведении корреляционного анализа при помощи коэффициента корреляций Спирмена между гендерными характеристиками женщин и ролевыми предпочтениями в семье выявлены положительные и отрицательные взаимосвязи. Так, положительные корреляционные взаимосвязи выявлены между показателями маскулинности, андрогинности, феминно-сти и ролями воспитателя детей (0,869 при р > 0,01), организатора эмоционального климата семьи (0,854 при р > 0,01) и сексуального партнера (0,710 при р > 0,01). Отрицательная взаимосвязь характерна для гендерных характеристик (-0,009) и роли материального добытчика семьи (-0,64).

Выявленные взаимосвязи свидетельствуют: чем больше у женщин выражен уровень феминности (женственности), тем в большей степени они склонны брать на

себя роли воспитателя детей, сексуальной партнерши и обеспечивать нормальный эмоциональный микроклимат в семье, но в то же время эти женщины менее склонны к зарабатыванию средств для материального обеспечения их семей. Они охотно играют с детьми, следят за их поведением, ходят с детьми в кино, театр, цирк и на прогулки и т. д. От них в большей степени зависит микроклимат в семье, они заботятся о самочувствии других членов семьи, обижаются на равнодушие, черствость, бестактность мужа или детей. Феминные женщины чаще целуют и обнимают мужей, они стараются организовать интимные отношения так, чтобы они приносили удовольствие обоим супругам. Они в меньшей степени заботятся о материальном достатке в семье, не ищут работу с высоким заработком или дополнительных заработков.

Чем более выражен уровень маскулинности у женщин, тем в меньшей степени для них характерны роли воспитателя детей, организатора эмоционального климата семьи, сексуального партнера и тем больше они нацелены на поиск работы с хорошим заработком и получение средств от дополнительных заработков. Роль материального добытчика семьи занимает у них слишком много времени, поэтому времени и энергии

Таблица 2

Корреляционные взаимосвязи между тендерными характеристиками женщин и показателями их жизнестойкости /

Table 2

Correlations between gender characteristics of women and indicators of their resilience

Показатель жизнестойкости / Viability Indicators Значения корреляций/ Correlation values

Эмпирические значения / Empirical meaning Уровень значимости / Significance level

Вовлеченность / Involvement 0,829 р > 0,01**

Контроль / Control -0,804 р > 0,01**

Принятие риска / Risk taking -0,854 р > 0,01**

Примечание: критические значения для n = 100: при r = 0,2 р > 0,05*; при rs = 0,25 р > 0,01**

не хватает на выполнение остальных семейных ролей, в частности, на полноценное воспитание детей, создание положительного микроклимата в семье, удовлетворительных интимных отношений с супругом.

Выявленные корреляционные взаимосвязи между гендерными профилями женщин и показателями жизнестойкости по методике С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой) представлены в табл. 2.

Корреляционный анализ позволил выявить корреляционные взаимосвязи между гендерными профилями женщин и показателями их жизнестойкости. Так, между гендерными характеристиками и вовлеченностью выявлена значимая положительная взаимосвязь (0,829 при р > 0,01), а с контро-

лем и принятием риска - значимые отрицательные взаимосвязи. Это означает: чем больше выражена феминность у женщин, тем выше уровень их вовлеченности, но ниже уровень контроля и принятия риска. И, наоборот, чем более выражен уровень маскулинности у женщин, тем меньше уровень их вовлеченности и больше уровень контроля и принятия риска.

Качественно характеризуя взаимосвязи, необходимо отметить, что феминным женщинам жизнь не кажется скучной и бесцветной, они чувствуют положительную оценку со стороны окружающих, их деятельность приносит им удовольствие. Они не всегда контролируют, а иногда вообще не контролируют ситуации, они не стараются повлиять на ход событий, не думают

Таблица 3

Корреляционные взаимосвязи между показателями гендерного профиля женщин и их характеристиками по Фрагсбургскому личностному опроснику FPI («B») /

Table 3

Correlational relationships between gender indicators of women and their characteristics

according to the Fragsburg Personal FPI Questionnaire («B»)

Личностная характеристика / Personal characteristics Значения корреляций / Correlation values

Эмпирические значения / Empirical meaning Уровень значимости / Significance level

Маскулинизм - феминизм / Masculinism - feminism -0,895 р > 0,01**

Реактивная агрессивность / Reactive aggressiveness -0,665 р > 0,01**

Невротичность / Neurotic -0,651 р > 0,01**

Спонтанная агрессивность / Spontaneous aggressiveness -0,609 р > 0,01**

Раздражительность / Irritability -0,533 р > 0,01**

Эмоциональная лабильность / Emotional lability -0,501 р > 0,01**

Депрессивность/ Depressiveness -0,484 р > 0,01**

Открытость / Openness 0,274 р > 0,01**

Уравновешенность / Equilibrium 0,556 р > 0,01**

Примечание: критические значения для n = 100: при r = 0,2 р > 0,05*; при r = 0,25 р > 0,01**.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ю v i into

гуманитарной науки и образования ' " '

о тщетности усилий. Они живут реальной жизнью и не ставят перед собой далеко идущих сложных целей.

Маскулинные женщины часто испытывают неудовлетворенность работой, занятостью, иногда им кажется, что жизнь проходит мимо, она скучна и бесцветна. В то же время эти женщины всегда стараются повлиять на происходящее вокруг, все контролируют и вносят коррективы. Возникающие проблемы часто кажутся им неразрешимыми, но неожиданности также часто пробуждают у них интерес к жизни, поэтому они охотно берутся за новые дела.

В табл. 3 представлены корреляционные взаимосвязи между гендерными характеристиками женщин и их личностными особенностями по Фрагсбургскому личностному опроснику.

При проведении корреляционного анализа выявлены положительные взаимосвязи между гендерными характеристиками и такими личностными особенностями женщин, как уравновешенность (0,556) и открытость (0,274, при на уровне 0,01**). Также выявлены отрицательные взаимосвязи между характеристиками гендерного профиля женщин и личностными особенностями: маскулинизм - феминизм, реактивная агрессивность, невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность (на уровне 0,01**).

Следовательно, чем выше уровень фе-минности, тем более выражены у женщин уравновешенность и открытость и, соответственно, феминизм, и тем меньше выражены невротичность, депрессивность, агрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность; наоборот, у женщин с более выраженными чертами маскулинности оказываются более выраженными невротичность, депрессивность, агрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность и меньше проявляются уравновешенность и открытость.

Так, для женщин с феминным гендер-ным профилем отмечаются более выраженная уверенность в себе, стрессоустойчи-вость, оптимистичность. Они не считают, что на зло надо отвечать злом, их не обижают замечания, мало волнует прошлое. Они считают, что ничего не стоит доказывать физической силой, агрессией, грубостью. Феминные женщины всегда стремятся к доверительно откровенному взаимодействию с окружающими людьми. При этом они самокритичны, эмоционально уравновешенны и более искренни в ответах. У них значительно реже наблюдаются невротические симптомы, признаки депрессии, раздражительности и агрессивности.

В отличие от этого, чем больше у женщин выражена маскулинность, тем в большей мере они склонны к тревожности, депрессивным тенденциям, эмоциональной лабильности, изменчивости настроений, усталости, пессимизму. Все это приводит к выраженности невротической симптоматики.

Обсуждение

По результатам проведенного исследования и при сравнении с данными, представленными в теоретической части нашей работы, можно утверждать, что женская идентичность обусловлена гендерным профилем. Следовательно, сформированная женская идентичность соответствует фе-минному профилю.

В соответствии с полученными результатами исследования составлен психологический портрет женщины со сформированной женской идентичностью. Этих женщин отличают от других умение уступать, способность помочь, нежность, преданность, женственность, умение сочувствовать, забота о близких, понимание других, искренность, мягкость. Для них очень важен брак, где они проявляют чувственность, нежность, терпимость, толерантность к недостаткам других людей, влюбленность, гибкость, стремятся к гармонии и радости.

В семье эти женщины предпочитают роли воспитателя детей, создателя эмоционально положительного климата, сексуального партнера. Они с удовольствием занимаются с детьми, играют с ними, развивают их, заботятся о членах семьи, стараются создать эмоционально благополучную атмосферу в семье и между супругами, проявляют ласку и нежность в супружеских отношениях. Они не стремятся материально обеспечивать семью, не меняют работу в поисках большего заработка, не ищут дополнительных заработков. Эту ответственность они перекладывают на супруга.

Семья и забота о близких не угнетает их, не раздражает, не кажется скучной и бесцветной, а приносит им удовольствие. В различных жизненных ситуациях они не стремятся контролировать все, не стараются повлиять на ход событий, не ставят перед собой глобальных сложно достижимых целей. Эти женщины более стрессоустойчивы, уверены в себе, более оптимистично смотрят в будущее, открыты по отношению к другим.

Опираясь на теоретические данные, можно отметить, что сформированная

женская идентичность, выраженная в вышеописанных психологических характеристиках, является результатом родительского воспитания и примера, а также положительного и отрицательного опыта, полученного в результате социализации в детском, подростковом и юношеском возрасте, взрослом трудовом коллективе. Мы полагаем, что фактор «удачное или неудачное замужество» позволит проявить все черты женской идентичности. К сожалению, проведенное исследование не выявило существенных качественных отличий по характеристике окружающей социальной ситуации развития и характеристикам социального окружения изучаемой выборки.

Таким образом, концепт «женская идентичность» требует методологического анализа, поскольку, по нашему мнению, «идентичность» - это явление. А вот что в ней или через нее проявляется, требует дополнительного исследования. Таким образом, женская идентичность характеризуется динамичностью развития, а как категория развития личности и деятельности еще требует осмысления и серьезного методологического анализа.

Библиографический список

1. Бендас Т. В. Гендерная психология. - СПб. : Питер, 2006. - 431 с.

2. Здравомыслова Е., Темкина А. Советский этакратический гендерный порядок // Социальная история. Ежегодник 2003. Женская и гендерная история / под ред. Н. Л. Пушкаревой. - М. : РОССПЭН, 2003. - С. 436-463.

3. Клепцова Е. Ю., Зубарева Е. Н. Архетипическая иерархия построения межличностных отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 207211.

4. Клепцова Е. Ю. Мониторинг гуманизации межличностных отношений в образовательной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - № 1 (46). Т. 2. - С. 133-135.

5. Клепцова Е. Ю., Иасынкова М. М. Гендерные различия волевых качеств дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 378-388.

6. Климова Е. А. Психологические особенности женщин с проблемой гендерной идентичности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2013.

7. Кулаева Е. В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2010.

'У) Л ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы № . ....

гуманитарной науки и образования ' " '

8. Порядина В. А. Гендерная психология : учеб. издание. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2006.

9. Уэст Кэндес, Зиммерман Дон. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб. : Д. Буланин, 2000. - С. 193-220.

10. Харламова Н. Е. Самоутверждение личности // Вопросы философии. - 1997. - № 9. -С. 96-117.

11. Шишлова Е. Гендерная идентичность как фактор развития личности // Формирование личности: основные факторы и проблемы. - 2012. - № 1 (22). - С. 63-65.

References

1. Bendas T. Century. Gender Psychology. Saint-Petersburg, 2006. 431 p. (In Russ.).

2. Zdravomyslova, E. Temkina A. Soviet Etacratic Gender Order. Social History. Yearbook 2003. Women's and Gender History / Ed. N. L. Pushkareva. Moscow, 2003, Р. 436-463. (In Russ.).

3. Kleptsova E. Yu., Vlasova A. V. C. G. Jung's Typological Approach: Empirical Evidence. Scientific and Methodical Electronic Journal "Concept". 2017. 6: 6-14. (In Russ.).

4. Kleptsova E. Yu., Zubareva E. N. The Archetypal Hierarchy of Building Interpersonal Relations. Scientific and Methodical Electronic Journal "Concept". 2017. Vol. 29: 207-211. URL: http://e-koncept.ru/2017/770842.htm. (In Russ.).

5. Kleptsova E. Yu., Pasynkova M. M. Gender Differences Volitional Qualities of Preschoolers. Scientific and Methodical Electronic Journal "Concept". 2017. Vol. 29: 378-388. (In Russ.).

6. KlimovaE. А. Psychological Peculiarities of Women with the Problem of Gender Identity: Abstract of Diss. for the Degree of Cand. of Psych. Sci. Moscow, 2013. (In Russ.).

7. Kulaeva E. V. Self-Determination of Women with Different Types of Gender Identity: Abstract of Diss. for the Degree of Cand. of Psych. Sci. Yaroslavl, 2010. (In Russ.).

8. Poryadina V. A. Gender Psychology. Cheboksary, 2006. (In Russ.).

9. West C., Zimmerman D. Creating Gender. Reader Feminist Texts. Ed. E. Zdravomyslova, A. Temkina. Saint Petersburg, 2000. P. 193-220. (In Russ.).

10. Kharlamovа N. Ye. Self-Affirmation of the Personality. Voprosy Filosofii = Issues of Philosophy. 1997. 9: 96-117. (In Russ.).

11. Shishlova E. Gender Identity as a Factor in the Development of Personality. Formation of Personality: the Main Factors and Problems. 2012. 1 (22): 63-65. (In Russ.).

Поступила 14.01.2019.

Сведения об авторах

Клепцова Елена Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений (ИПССО) ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (Москва, Россия). Сфера научных интересов: психология и педагогика толерантности, гуманизация межличностных отношений, педагогическая психология. Автор около 200 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7064-4560.

Тел.: +7 916 326-19-79

E-mail: klepcovale@mail.ru

Макшанцева Людмила Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений (ИПССО) ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (Москва, Россия). Сфера научных интересов: педагогическая психология. Автор около 70 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2831-6149

Тел.: +7 495 612-14-36

E-mail: mak.96@mail.ru

Submitted 14.01.2019.

About the authors

Elena Yu. Kleptsova - Candidate of Psychology, Associate Professor, Moscow City Pedagogical University. Research interests: psychology and pedagogy of tolerance, humanization of interpersonal relations, pedagogical psychology. The author of about 200 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7064-4560.

Tel.: +7 916 326-19-79

E-mail: klepcovale@mail.ru

Lyudmila V. Makshantseva - Candidate of Psychology, Associate Professor, Moscow City Pedagogical University. Research interests: pedagogical psychology. The author of about 70 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2831-6149.

Tel.: +7 495 612-14-36

E-mail: mak.96@mail.ru

yjf. ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы т № 22niQ

""" гуманитарной науки и образования ' " '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.