ИСТОРИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 160-165.
УДК 394
В.И. Гутыра
ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ
(на примере столичного и провинциального города)*
Рассматриваются некоторые теоретические проблемы изучения вопроса идентичности у городской молодежи. С 60-х гг. ХХ в. молодежь стала играть заметную роль в жизни общества, с течением времени не произошло значительных изменений, поколение Next по-прежнему определяет векторы развития современного общества. Между тем идентичность не является монолитным явлением, включает в себя множество различных составляющих. Так, например, в данной работе на основе полевых материалов представлено формирование досуговой, а именно «барной», идентичности современной молодежи двух мегаполисов. Рассматривается, каким образом питейные заведения превратились для современной молодежи в некие маяки, привлекающие на свой свет все большее количество людей, ощущающих там свое единство.
Ключевые слова: молодежь, субкультура, идентичность, город, номадология, ризо-ма, бар.
Будьте реалистами - требуйте невозможного.
Че Гевара
Существует ли у современной городской молодежи единое культурное, религиозное, идеологическое пространство? Какие у поколения Next единые цели, задачи, установки, мечты, или все разрозненно и хаотично? В исследованиях приводятся различные, зачастую противоречащие друг другу ответы на поставленные вопросы.
Эпоха постмодернизма ставит перед исследователями новые задачи, отличные от тех, которые были ранее. Идет процесс децентрализации, нелинейности, хаотичности и т. д. В связи с этим возникает необходимость создания новых парадигм, которые будут отвечать запросам времени. Ощущается потребность в изменении научных векторов, в поиске новых реалий городского общества.
Изучение молодежной культуры как одной из основ общественного развития и как отражения состояния социума в целом привлекает в последнее время значительное внимание. Однако при всем многообразии научных парадигм и гипотез отсутствует та, в которой учитывается все многообразие и непоследовательность постмодернизма, а следовательно, молодежной идентичности как одной из самых ярких социальных групп периода.
Вопрос о единстве, возможности консолидации молодого поколения был ярко обозначен во второй половине XX в. во время студенческих волнений во Франции. Требования студентов Сорбонны отразили всю сложность, многогранность, непоследовательность окружающего их мира. «Дважды два уже не четыре», «Будьте реалистами - требуйте невозможного», «Запрещается запрещать» и т. д. стали лозунгами нового мира, они создавали новую культурную гетеротопию для изучения - город.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Жить в эпоху перемен: динамика идентичностей населения юга Западной Сибири (1940-е -2000-е годы»), проект № 12-31-01043.
© В.И. Гутыра, 2015
Идентичность современной городской молодежи...
161
Студенчество, являясь элитарной частью общества, поставило вопросы обновления, затем их поддержали городская молодежь и интеллигенция. Сочетание этих социальных слоев и приводит к формированию новой основы города, которая может выступать консолидированной силой, следовательно, приводить к каким-либо общественно-политическим, культурным и другим сдвигам.
Именно в этот период заявила о себе номадология как одна из парадигм современного мира для объяснения изменений общества, которые произошли давно, но стали понятны лишь сейчас. Та модель мира, которая создается номадологией, и отражает современные реалии жизни. Как отмечал философ Ж. Делёз в своем трактате, составляющей новой парадигмы является теория ризомы, которая представляет собой не просто «корневую систему», а «разветвленное корневище», где начала и конца, нового и старого, главного и второстепенного не найти [5].
Вопрос о линейности и последовательности не ставится, ризома создает новое пространство, которое не развивается по общим законам, существует вне этих законов, а следовательно, прежние концепции не могу отразить всей полноты мира. Ризо-ма стала новой основой для развития современности [4].
Отмечая отсутствие общих ориентиров, норм, единого пространства, следует еще раз вернуться к новому «месту» для изучения, а именно - современному мегаполису, ранее не фигурировавшему в классических научных моделях и парадигмах. Гетеротопии локальны и всеобъемлющи, они не сковывают исследователя в территории поиска, они раздвигают границы познания. Следовательно, расширяется не только область, но и спектр возможностей для изучения современного мира [13].
Все вышеуказанные понятия формируют единую систему исследования молодежной идентичности в ее многообразии, неоднородности, непоследовательности. Следовательно, в проблеме об изучении вопросов, связанных с молодежной культурой, формированием идентичности и т. д., стоит в первую очередь опираться на вышеуказанные принципы. Но исследования этих вопросов строятся не только на данной парадигме, как и ризома, этот вопрос имеет достаточное количество разветвлений.
Возвращаясь к современному российскому обществу, в частности к городской молодежи, и проводя параллели с событиями 1968 года во Франции, стоит отметить несколько ярких тенденций, проявившихся в данное время. В современном мегаполисе идет процесс усиленного расслоения молодежи на различные группы, имеющие соб-
ственные отличительные особенности: студенчество, рокеры, эмо, хиппи, хипстеры, православные активисты, растаманы,
неофашисты, ЛГБТ-сообщество и т. д. Эти группы представляют собой одновременно и маргинальную часть современного общества, и его элитарную составляющую. Эта двойственность и позволяет говорить о появлении в обществе совсем другой культурной надстройки, чем в предшествующие периоды. То пространство, которое формируется этими течениями, позволяет говорить о необходимости изучения этих групп, которые стали в современном обществе повседневностью. Изучение данных групп позволит решить вопрос о процессах формирования идентичности у современной молодежи, так как именно их моральнонравственные и личностные ориентиры будут основой культурного пространства в обществе в дальнейшем [2].
К проблеме специфики молодежной идентичности стали обращаться с 1950-х гг. Центром изучения данного явления стала Северная Америка. Связано это было прежде всего с образованием так называемых субкультур в молодежной среде. Интерес к этим темам возник в связи с появлением среди молодежи новых групп: хипстеров и битников.
Именно эти группы послужили отправной точкой изучения молодежной культуры. Сам термин «субкультура» появился в начале 1950-х гг. и обозначал группу людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Позже М. Брейк разработал так называемый стилевой подход, в рамках которого отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте» [7].
Н.Н. Слюсаревский в своих следованиях отмечал, что субкультуры представляют собой аккумулированные значения и средства выражения, с помощью которых группы, занимающие в обществе подчиненное положение, пытаются адаптировать доминирующую систему значений или противостоять ей. Субкультуры дают набор доступных символов, которые отдельные индивиды или группы могут использовать для придания смысла своему положению и формированию устойчивой идентичности [12]. То есть мы можем говорить о непосредственном влиянии субкультур, чаще всего молодежных, на общество в целом.
В отечественной науке к вопросу о молодежной среде обратились гораздо позже,
162
В. И. Гутыра
когда возникла необходимость в изучении все того же явления субкультур. В итоге мы можем выделить несколько направлений, которые сформировались в период с середины XX в. по наши дни.
1. Социально-педагогическое направление. Среди первых исследователей можно выделить работы А.С. Залужного, М.С. Полоцкого, А.С. Макаренко. В работах данных ученых мы наблюдаем разработку проблемы возникновения стихийных групп подростков и юношей [6]. В настоящее время А.В. Муд-риком предлагается определение субкультуры как «совокупности специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве “мы”, отличного от “они” (остальные представители социума)» [8].
2. Психологическое направление. Г.М. Анд-
реева, Л.С. Архангельский, Р.А. Гурова, Е.В. Шохорова и другие исследовали механизмы развития индивида, осуществляемого под целенаправленным воздействием общества, которое формирует у него определенный тип сознания («социальный характер»), определенные социально-психологические
свойства и установки [14].
3. Структурно-функциональное направление изучает вопрос о взаимосвязи молодежной среды с окружающей средой. С.Н. Григорьев, А.А. Козлов, В.А. Мансуров и другие исследователи основное внимание уделяют лонгитьюдной методике изучения включения молодежи в общественную жизнь [9].
4. Культурологическое направление. Его создатели: В.В. Боровик, Ю.П. Ожегов, Т.Э. Петров, В.Т. Лисовский и др. - анализировали ценностные ориентации, мировоззренческие позиции, жизненные планы, формы проведения досуга молодежи, культурные потребности, интересы и особенности. В данном направлении мы можем говорить об отходе от традиционно негативной оценке феномена субкультуры к более детальному объективному анализу.
5. Интеграционное направление. В нем попытались соединить все вышеизложенные направления. Н.А. Слепцов, В.И. Чупров и др. в своих исследованиях считают культурологические, социокультурные, социально-психологические аспекты функционирования молодежных субкультур основополагающими [1].
Одна из последних тенденций времени -это становление ювенологии как междисциплинарной области знаний, которая расширяет представления о молодежной среде как таковой [3].
Развивая точку зрения А.С. Скакуна о том, что молодежная культура является составной частью массовой культуры, мы можем говорить об отделении от последней
явления субкультуры и дальнейшем ее формировании как обособленного и самостоятельного феномена.
Чаще всего феномен субкультуры неоправданно употребляется в негативном смысле. Противопоставление субкультуры массовой культуре не всегда является справедливым.
При этом ощущается в определенной степени узость проводимых исследований. Если говорить о молодежной идентичности как о новом явлении XXI века, тогда необходимо учитывать все многообразие тех явлений, которые протекают в нем. Помимо культурной составляющей, за которой мы признаем в определенной степени доминант, существует и определение по таким немаловажным вопросам, как экономическая, социальная, политическая, сексуальная идентичность молодежи. Для осознания вопроса о современном городском пространстве, где одну из ведущих ролей играет именно молодежь, необходимо всестороннее изучение тех основ, на которых строится эта возрастная группа.
Однако, как было отмечено, одной из приоритетных сторон в изучении данного явления остается все же молодежная культура. Ее рассмотрение происходит в условиях постмодернистической модели, которая, в свою очередь позволяет провести изучение через процессы дифференциации, интеграции. Для постмодернизма характерна плю-ралистичность, множественность, неопределенность, изменчивость, эклектичность, отсутствие бинарных оппозиций, четкой иерархии [7]. Исходя из вышеперечисленного, мы можем говорить, что большинство характеристик соответствуют феномену молодежной культуры, следовательно, мы говорим о нем как о явлении постмодерни-стического общества.
Для изучения данного явления необходимо формирование определенной методологической структуры. Основываясь на анализе, синтезе, систематизации получаемых данных, можно сформировать методологическую основу.
Методологическая составляющая должна ориентироваться в первую очередь на возможность систематизации полученных данных и различных подходов, существующих в современной науке, например таких, как стратификационный, социализацион-ный, ролевой, интеракционный, субкультурный, психофизиологический, социально-психологический, конфликтологический, аксиологический и др. [1].
Образ жизни молодежи должен изучаться как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Непосредственно для сбора эмпирического материала следует использовать такие методы, как включенное наблюдение, опросы, анкетирование, итервьюи-
Идентичность современной городской молодежи...
163
рование, а также сравнительно-функциональный метод. После необходимо полное обобщение и выявление теоретических основ для обоснования возможности выделения проблемы формирования идентичности городской молодежи.
Основываясь на концепциях глобальной идентичности Дж. Фориаса и подросткового кризиса идентичности Э. Эриксона, а также на теории структурного функционализма молодежной культуры Т. Парсонса и жизненно-стилевой идентичности М. Мафессо-ли, возможно обосновать проблемы молодежной идентичности [6].
При всем многообразии исследований, посвященных изучению молодежи, основной упор делается на ее культурную уникальность, но, несмотря на это, не улавливается всего многообразия идентичности, которая формируется у молодого поколения в период от 14 до 30 лет [11]. Обратившись к историческому опыту, мы увидели, насколько различными, но при этом консолидированными и могущественными могут быть молодежные течения.
Проанализировав основные направления исследований молодежной культуры, мы считаем необходимым отметить, что значение молодежи в современном мире, безусловно, не подвергается сомнению. Но в большинстве своем исследователи во главу угла ставят вопрос о культурной идентичности молодежи, упуская из виду другие сферы жизни общества. Более детальное изучение проблемы молодежной идентичности позволит создать объективную и всеобъемлющую картину происходящего в постиндустриальном городе.
Для того чтобы увидеть особенности современной молодежи, проследить выстраивание идентичности в этой среде, которая проявляется в различных сферах общественной жизни, необходимо обратиться к некоторым ее компонентам.
Нами были проведены полевые исследования по вопросу о возможности формирования идентичности городской молодежи в таких сферах, как досуг. Территория этих исследования затрагивает столичный город Санкт-Петербург и провинциальный город Омск.
Были проведены опросы и интервью среди молодежи этих городов. В исследовании приняли участие 208 человек, из которых 60 % мужчин и 40 % женщин. Возраст респондентов - от 17 до 35 лет. Социальное положение разнообразно: студенты и преподаватели, клерки и старшие менеджеры. Представить общую таблицу по данному вопросу невозможно. Главной целью было изучить возможность формирования идентичности молодежи на основе «барной» культуры.
Санкт-Петербург - культурная столица России, город андеграундной культуры,
«неформата», творческой интеллигенции, ставший таковым еще в советское время
[10]. В XXI в. город по-прежнему остается тем маяком, который привлекает на свой свет множество молодых людей со всей России. Санкт-Петербург по праву может считаться также субкультурной столицей России, множество молодых людей, объединенных схожими культурными пристрастиями, создают особенную социальную прослойку города. Общим элементом в их досуге, вне зависимости от культурных и других особенностей, являются бары. Питейные заведения города - вот та действительность, которая объединяет современную городскую молодежь, создает особенное культурное пространство.
С дореволюционного времени Санкт-Петербург известен своими питейными заведениями: от «Яра» до знаменитых ленинградских рюмочных. В XXI в. эта традиция не только сохранилась, но и обрела собственные отличительные черты. Бары - значительный пласт в жизни современной молодежи. Эти питейные заведения являются соединительным элементом городской молодежи, тем пространством, в котором формируется осознание общности.
В Санкт-Петербурге более тысячи баров, которые рассчитаны на различные финансовые возможности их клиентов. Большинство их посетителей - молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, различного пола и социального статуса. Бары для них - не просто досуг, скорее, часть повседневной жизни: «Мы каждый вечер в “Проходимце” (название бара. - В. Г.), ни одного вечера не пропускаем» (Игорь, 24 года).
В зависимости от уровня дохода клиентов бары можно условно разделить на несколько групп: «элитарные», «массовые», «тематические», последние выделяются еще и особенной культурной составляющей.
Первой группой баров, которые мы выделяем на основе проведенных исследований, являются «элитарные», среди них такие, как Grizzly, Harat's. Название данной группы условное, но в приведенной градации кажется обоснованным, так как эта категория имеет ряд характерных признаков, позволяющих выделить ее из основной массы именно под таким заголовком.
В первую очередь данные заведения отличаются хорошо продуманным, стилизованным дизайном, а также ценами на продукцию. Завсегдатаи данных заведений -работающая молодежь в возрасте 25-30 лет. Здесь нет громкой музыки, напротив, все достаточно умеренно, чего не скажешь о других барах. В этих заведениях проводят время после работы, наслаждаясь компанией друзей: «Я со своей девушкой сегодня здесь, а так каждый день с друзьями приходим. Ну или с коллегами» (Николай, 27 лет).
164
В. И. Гутыра
Каждый вечер протекает под легкую дружескую беседу, без которой не представляется возможным вечер: «То, что каждый день здесь, и что? А что дома делать? В комп палиться, так лучше со своими буду» (Денис, 28 лет). Действительно, данные заведения являются логичным продолжением рабочего дня, где городская молодежь встречается друг с другом, делясь впечатлениями о прожитом дне.
Друговой выделяемой группой являются «массовые» бары: «8ПБ», «KillFish», «The
Telegraf». Исходя из названия, можно сделать вывод, что среди молодежи они являются самыми популярными. Подавляющее большинство посетителей этих заведений - студенты, которые приходят сюда после пар, а часто и вместо: «С подругами ушли с последней пары, совсем скучно было» (Таня, 19 лет). Привлекательны эти бары своими демократичными ценами, здесь даже студент может отдохнуть на совесть: «Получили стипендии, хоть вечер весело проведем» (Никита, 21 год). Здесь всегда очень людно и шумно, очень затруднительно выделить какую-то единую канву, которая могла бы объединять всех молодых людей, собранных в этих заведениях. Для приходящих в эти заведения людей главной целью становится как можно более весело и пьяно провести свое свободное время: «Завтра не вспомню, что здесь делал» (Костя, 18 лет). Для этой молодежи бар - это то место, где можно дешево и весело провести свободное время. Они являются такой же частью жизни, как учеба, для некоторых -даже более обязательной.
Последней группой стали «тематические» бары, среди них: «5:0», «Hard Rock Cafe». Они были выделены в первую очередь потому, что постоянные посетители этих заведений являются представителями субкультур: футбольные фанаты, рокеры и др.
В этих заведениях царит специфическая атмосфера, здесь все говорит об увлечениях клиентов. Если мы находимся в баре футбольных болельщиков, то спортивную атрибутику можно найти в любой части помещения. Особое место в таких барах занимает время футбольных матчей, в такие вечера свободного места не найти. Все заведение превращается в единую мощную волну, которая захватает с собой любого случайного участника. Посещение бара во время футбольных матчей - не просто времяпрепровождение, а традиция. Футбольные болельщики одного клуба больше похожи на членов одной семьи, чем на незнакомых друг другу людей. Пропустить матч своей команды - словно пренебречь старинным священным ритуалом: «У меня сегодня у жены День рождения, но “Зенит” важнее» (Слава, 29 лет).
Такая же важная роль тематических баров - у всех представителей субкультур, будь
то рокеры, панки, байкеры и т. д. Для них «свой» бар сродни собственному дому, где тебя всегда ждут и понимают. Возраст посетителей очень разнообразный - от 18 до 70 лет, но главным остается лишь одно - принадлежность к той или иной субкультуре.
Как мы видим, бары в жизни современной городской молодежи играют большую роль. Барная культура - это неотъемлемая составляющая в жизни данной группы населения. Это не просто досуг, это другая реальность, погружение в которую дает молодежи осознать свою идентичность в реалиях этой среды. Возможно, это является в некотором смысле необходимостью - в эпоху перемен чувствовать единство в комфортной среде.
Другим примером формирования идентичности молодежи на основе «барной» культуры является город Омск. Но выделение определенных групп, по примеру Санкт-Петербурга, не представляется возможным в силу меньшего количества питейных заведений, а следовательно, посетителей.
Исходя из опросов, проведенных среди обслуживающего персонала некоторых из омских питейных заведений (например, «Сибирская корона», «Harat's», «Абсенто Море»), можно составить следующий общий портрет постоянных клиентов. Среди постоянных посетителей заведений присутствуют как мужчины, так и женщины в возрасте от 17 до 35 лет. Социальный статус, как и финансовый доход, различный - от высокого до низкого. Это затрудняет определение здесь одной группы. Также было отмечено, что ни один из вечеров во взятых для исследования заведениях не проходит без аншлага, тихие дни здесь редкость.
В каждом заведении существует определенный круг людей, которые являются постоянными клиентами, приходящими в бар не менее трех раз в неделю. Количество потребляемого спиртного не слишком отличается в зависимости от дня недели. Большинство приходит компаниями, редким явлением для омских баров являются те люди, которые приходят в одиночестве.
Итак, что же приводит молодежь в бары? Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться непосредственно к тем людям, которые являются постоянными клиентами этих заведений. После проведения опроса среди 200 посетителей (среди которых равное количество мужчин и женщин) различных омских баров в возрасте от 17 до 35 лет различного социального статуса и т. д. можно сделать следующие выводы.
Подавляющее большинство опрошенных сходятся во мнении, что первопричиной их прихода в бар являлись старшие друзья, которые предложили им весело провести время. Именно в возрасте от 16 до 18 лет они приобщились к «барной» культуре: «У меня
Идентичность современной городской молодежи...
165
друг был... старше года на 3-4, так вот с ним ходили возле дома в бар» (Костя, 17 лет). Нельзя говорить, что именно с этого периода питейные заведения считаются повседневной нормой.
Лишь с течением времени, получив определенную финансовую независимость, респонденты стали постоянными гостями баров. Но у посетителей баров 22-30 лет мы находим уже другую причину, по которой молодежь оказывается в питейных заведениях Омска. Здесь уже стоят более глубокие психологические проблемы.
Современный мир несет в себе множество огорчений, приводит к депрессии и т. д. Для того чтобы справится с ними, человеку необходимо разрядка. Чтобы достичь внутреннего расслабления, нужен допинг, которым является спиртное. В сочетании с постоянным шумом, который является спутником любого бара, удается отвлечься от той суеты и тех проблем, которые возникают в повседневности: «Что мне остается? Дома жена, дети, ипотека. Здесь я на время забываюсь» (Рузлан, 27 лет); «Днем учусь в универе, вечером работаю. Отдыхаю либо в баре, либо в клубе» (Оля, 22 года).
Резюмируя все ответы на вопрос «что же современная молодежь находит в барах?», можно вывести одну общую формулировку: бары стали для многих представителей современной молодежи второй реальностью. Если в дневное время большинству приходится работать, подчиняться тем правилам, которые им не нравятся, и т. д., то вечером в кругу друзей, под определенной дозой спиртных напитков человек убегает от своих проблем, расслабляется и может жить по тем правилам, которые сам себе диктует.
Но здесь мы, безусловно, сталкиваемся с другой проблемой: мир ночных баров трактует своей определенный стиль поведения, ведь он формируется также из определенных правил и установок, принятых для этого рода заведений. Поэтому человек в современном обществе зажат между двумя гранями, которые вынуждают его стучаться во все двери до того момента, пока он не найдет себя.
В какой момент бары из обычных увеселительных заведений стали культурной
частью современной молодежи? Посетители этих питейных заведений часто напоминают большую дружную семью или по крайней мере компанию друзей. В барах кроется некая связь, пронизывающая современное молодежное общество. Именно здесь формируется то ощущение единства, которое в последнее время так часто ищут политики, социологи и др.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Брешин А. А. Современная субкультура флешмоб как структурное образование системного мира человеческих отношений // Социальная политика и социология. 2004. № 2.
[2] Васильчук Е. О. Субкультурные идентичности современной молодежи: особенности и факторы появления // Вестник СПбГУКИ. 2012. № 3 (12).
[3] Губина Н. В., Хамидуллин М. А. Позитивная самоорганизация молодежи как основа роста социального капитала монопрофильного города // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2012. № 1.
[4] Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения : в 2 т. Т. 1 : Анти-Эдип. М., 2004.
[5] Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения : в 2 т. Т. 2 : Тысяча плато. М., 2005.
[6] Латышева Т. В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы // Социологические исследования. 2010. № 6.
[7] Левикова С. И. Молодежная культура. М., 2007.
[8] Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учеб. пособие. СПб., 2000.
[9] Мосиенко Л. В. Молодежная субкультура и диалог // Высшее образование в России. 2011. № 1.
[10] Левикова С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие. М., 2004.
[11] Сергеев С. А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретации : матер. Междунар. науч. конф. Казань, 1996.
[12] Слюсаревский Н. Н. Субкультура как объект
исследования. URL: http://www.countries.ru/
library/typology/subkultura.com.
[13] Тимофеева О. А. Геротопики о гетеротопиях. Салоники, 2007.
[14] Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.