Научная статья на тему 'Идентичность русской эмиграции первой волны в Чехословакии через феномен ностальгии'

Идентичность русской эмиграции первой волны в Чехословакии через феномен ностальгии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
170
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОСТАЛЬГИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Помельникова В. В.

Данная статья посвящена актуализации феномена ностальгии через разобщенную судьбу русской диаспоры за рубежом. Их деятельность, направленная на сохранение и развитие русских традиций, показала всему миру особенность и насыщенность русской культуры. А мировую известность этому событию принесла невыразимая тоска русской интеллигенции по Родине, по прошлому, которая в процессе самоопределения повлияла на установление ценностных ориентиров как в начале XX века, так и в выражении своей идентичности современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идентичность русской эмиграции первой волны в Чехословакии через феномен ностальгии»

ние не может привести к сильно отрицательным последствиям. Развенчание таких героев есть историческая неправда, которая приводит к гораздо более негативным последствиям.

Список литературы:

1. Бешанов В. Десять сталинских ударов. - Минск: Харвест, 2004. - 768 с.

2. Буровский А. Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе». - М.: Яуза; Эксмо, 2007. - 288 с.

3. Бычков А. Московия: легенды и мифы. - М.: Олимп; АСТ; Астрем, 2005. - 491 с.

4. Кодекс 1. Евангелие Истины. Библиотека Наг Хаммади.

5. Красиков В.А. Победы, которых не было. - СПб.: Нева, 2004. - 384 с.

6. Лосев А.Ф. очерки античного символизма. - М.: Мысль, 1993. - 959 с.

7. Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. - «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 959 с., ил.

8. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. - М., 2002. - 272 с.

9. Почепцов Г.Г. Семиотика. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. - 432 с.

10. Преподобный Иоанн Синайский. Лествица. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. - 496 с.

11. Розин В.М. Эзотерический мир. Семиотика сакрального текста. -М.: Едиториал УРСС, 2002. - 320 с.

12. Соколов Б. Вторая мировая: факты и версии. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 432 с.

13. Солонин М. 23 июня: «день М». - М.: Яуза; Эксмо, 2008. - 512 с.

14. Фейербанд П. Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс, 1986. - 542 с.

15. Чопра Д. Книга тайн: как познать тайные сферы жизни. - М.: ООО Изд-во «София», 2009. - 320 с.

ИДЕНТИЧНОСТЬ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ В ЧЕХОСЛОВАКИИ ЧЕРЕЗ ФЕНОМЕН НОСТАЛЬГИИ

© Помельникова В.В.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Данная статья посвящена актуализации феномена ностальгии через разобщенную судьбу русской диаспоры за рубежом. Их деятельность,

* Аспирант.

направленная на сохранение и развитие русских традиций, показала всему миру особенность и насыщенность русской культуры. А мировую известность этому событию принесла невыразимая тоска русской интеллигенции по Родине, по прошлому, которая в процессе самоопределения повлияла на установление ценностных ориентиров как в начале XX века, так и в выражении своей идентичности современного российского общества.

Ключевые слова: ностальгия, эмиграция, идентичность, русская культура.

Актуальность феномена ностальгии имеет глобальный характер, который не ограничен ни во времени, ни в пространстве, ни в национальности. Ностальгические переживания как тоски по родине и по прошлому, в той или иной степени, знакомы, определенно, многим, но критического положения это состояние достигает в эпоху перемен, в ситуациях, когда настоящее сопряжено с массой трудностей, а будущее неясно, человек находит стабильность лишь в собственном прошлом, к которому можно подобраться через память, историю или реликты. Народ и, в частности, человек всегда имеет определенное отношение к своему прошлому, поскольку история дает обоснование его культуры и идентичности.

Наступают моменты, когда по воле судьбы исход истории разрывает внутриутробную связь человека, особенно, целые народы со своими корнями, культурой, сформировавшимся укладом, отправляя их, как правило, в нелегкое, самостоятельное плавание. Тяжелым бременем испытания легло на русскую интеллигенцию во время установления советской власти. Общественные деятели, гении науки и искусства России стали помехой в своей стране, безысходный и самоисключающий выбор эмигрировать в страхе смерти, раскинул их по разные стороны света. Разрыв с Родиной как оказалось, навсегда, был мучителен для эмиграции, надежды на возвращение были тщетны, чуждость европейской цивилизации, потеря ценностей и растерянность в таких условиях стали, по началу, характерными чертами русского интеллигенции.

Жизнь русских изгнанников сосредоточилась во многих странах Европы и Америке, где присутствовала некое раздвоение личности: с одной стороны, им приходилось уживаться в отличных от привычного им условиях, с другой стороны, лучшая их часть «я» была направлена на поддержку отечественной культуры, даже если их труд был задействован в науке, промышленности, искусстве и прочих сферах творчества зарубежья. Нужда и трудности, настигнувшие русскую диаспору, объединяли их в проявлении сердечности друг к другу, к своему настоящему, но память прошлого и страх перед возможным размытием русской культуры переросла в создание социально-культурной среды, которое получило свое название «Русское Зарубежье».

Другими словами можно сказать, что нелегкая судьба русской эмиграции первой волны, в первую очередь, ее интеллектуальная элита - литера-

торы, художники, философы, деятели науки и искусства, в отчуждении, вынужденном перемещении, изгнании, оторванности от дома подвергла русскую интеллигенцию к потере связи с традициями, языком, бытом, тем самым нарушило естественный ход истории развития культуры. Но отчаянное положение русской элиты не позволило разорвать духовную связь с Россией, чувство долга перед Отечеством заставило направить все силы на сохранение и развитие русской культуры в эмиграции.

В процессе своего самоопределения эмигранты выражали желание вернуть прежнее положение, одомашнить чуждую окружающую действительность. Ностальгическая преданность Родине побудила их к стремлению в целостности воссоздать разрушенную гармонию человека и мира, установить свою идентичность. Эмиграция в таком случае представляется через «обряд посвящения», то есть переход от умирания в своем прежнем качестве и воскресение в новом положении. В этом плане точно подметил Щуп-ленков О. В., отмечая, что «будучи носителями русской и европейской культуры, представители русской культурной общины активно адаптировались в западное цивилизованное общество, но сохранили собственную национальную идентичность» [2, с. 106-109].

Нельзя не отметить, что ностальгическая реакция в способности вспоминания и идентификация себя с собственным прошлым придаёт существованию смысл, цель и ценность, благодаря чему при ностальгировании через обретение чувства идентичности человек наполняет свою жизнь смыслом. Именно так, оказавшись за пределами Родины, большинство русских ученных и преподавателей высшей школы видели своей целью воссоздание русского научного сообщества, возможность обсуждения и публикации трудов на русском языке, обеспечение квалифицированного образования, сохранение и передачи традиционных начал ментальности молодому поколению Русского Зарубежья. В итоге это и стало смыслом их жизни на чужбине.

Также в отрыве от родной почвы, родного языка была вынуждена существовать литература русского зарубежья. Писатели старшего поколения ставили общекультурной задачей сохранение русского литературного языка, как аксиологической и творческой опоры писателей эмиграции. Одной из общих тенденций в творчестве писателей старшего поколения стало стремление закрепить, запечатлеть, продолжить жизнь в слове уничтоженного, исчезающего в жизни и бытии человека на родине и в мире в целом для нового поколения. Поэтому одним из главных сквозных мотивов эмигрантской литературы становится ностальгическая память об утраченном космосе русской жизни, о потерянной России [1, с. 83].

Жизнь эмигрантов складывалась везде по-разному, а деятельность их зависела от степени принятия зарубежными властями развития новой культуры в рамках их цивилизации, посему нельзя не отметить существование эмигрантов в Чехословакии. В 1920-1930-е годы Прага была одним из са-

мых оживленных центров культурной и научной жизни российской эмиграции, получавшей финансовую поддержку и материальную помощь от правительства республики и от частных лиц. Поэтому именно в столице Чехословакии в относительно благоприятных условиях возникло несколько музейных коллекций реликвий российской истории культуры. Воспоминание о России и твердость решения не утратить русских традиций проявлялась в культурной жизни русских пражан, которая состояла в их ревностном стремлении сберечь национальные духовные ценности. И этому факту мы видим четкий след в истории общественной жизни русской диаспоры. В 20-е годы были созданы такие организации, как: Объединение российских земских и городских деятелей в Чехословацкой Республике (Земгор); Административная комиссия русских земледельцев; Союз русских педагогов средней и низшей школ в Чехословакии; Общество русских врачей в ЧСР; Общество русских инженеров и техников в ЧСР; Ссудо-сберегательная касса «Славянская взаимность» в Праге; Строительное товарищество; Комитет по борьбе с туберкулезом; Здравница пражского Земгора; Русская юридическая консультация Земгора в Праге и т.д. Наиболее значительным и влиятельным из них был пражский Земгор, в задачу которого входило оказание помощи во всех ее видах российским гражданам, находившимся в Чехословацкой Республике [5, с. 78].

Уже в 20-е годы у многих культурных деятелей эмиграции вызревали мысли о создании в Праге культурно-исторического музея, экспонаты которого позволяли бы оторванным от родины русским чувствовать свою связь с ней не только умозрительно, чрез книги, но и посредством знакомства с материальными предметами, дающими представление о русской истории и культуре. Такой музей по инициативе В.Ф. Булгакова (бывшего секретаря Л.Н. Толстого) был создан, чему немало способствовали многие эмигранты из всех стран мира. Еще один героический поступок можно приписать этой личности, который заботился о значимости своего духовного и творческого настоятеля, посветивший свою жизнь на просветление и сбор материалов о Л.Н. Толстом и пересылал их в московский музей.

Но на этом деятельность эмигрантов не ограничивалась, для них стала главной целью не только сохранение русской культуры, но и ее продолжение, передача будущему поколению. Таким образом, возникла идея создания Русского народного университета (РНУ). Русский народный университет (РНУ) был официально открыт 1923 г. группой русских профессоров и общественных деятелей своей задачей они поставили «быть тем живым связующим звеном между нею русской молодежью и научной мыслью - тем культурным центром, вокруг которого сгруппировались бы все элементы русской эмиграции, ищущие знаний и пополнения своего образования, где мысль их находила бы себе ответ на свои искания и запросы, где создалась бы почва, благоприятствующая и вызывающая подобные стимулы» [5, с. 46-49]. Среди преподавателей университета были известные русские ученые, представите-

ли гуманитарных и естественных наук: историки А.А. Кизеветтер, А.В. Фло-ровский, Д.Н. Вергун, И.И. Лаппо, Б.А. Евреинов, П.А. Остроухов, С.Г. Пуш-карев, экономисты П.Б. Струве, П.Н. Савицкий, философы С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, И.И. Лапшин, литературоведы Е.А. Ляцкий, А.Л. Бем, лингвист С.И. Карцевский, историк искусства Н.Л. Окунев и многие другие. А возникшее предложение в 1925 г. праздновать ежегодно и повсеместно «День русской культуры», приурочив его ко дню рождения А.С. Пушкина, переросло в национальное обязательство.

Таким образом, можно уловить в феномене ностальгии только положительную сторону. Несмотря на не легкий поворот в истории русской эмиграции, ностальгическая рефлексия сыграла первостепенную роль, доказывая, что прошлое в воспоминаниях человека окрашивается в светлые и яркие тона, которые стали прекрасным и совершенным. Память производит отбор наиболее значимых событий прошлого, выстраивая их в связную последовательность, наделенную определенным смыслом, это не обязательно события радостные и приятные, но всегда наделенные особым значением для жизни человека в целом. Такое «выстраивание» прошлого как осмысленной последовательности событий помогает человеку осознать свою жизнь как пути, а не как нагромождение случайностей, овладеть своим прошлым, сделать его своим достоянием. Особым образом структурированное прошлое, превращенное в историю жизненного пути личности, способствует достижению субъектом внутреннего единства и целостности, а механизм ностальгического «просветления» воспоминаний, делающий прошлое прекрасным, способствует принятию человеком себя и своей жизни, примирению со своей судьбой [4].

Мировое рассеяние русских людей начала XX века можно называть трагедией, нарушившей целостность отечественной культуры. Сегодня, спустя почти столетие после этих трагических событий, проблема сохранения целостности культуры и ее устойчивости под влиянием внешних и внутренних процессов становится центральной темой многочисленных культурологических, социологических, политологических исследований, авторы которых, принимая реальность ускоряющейся глобализации, все более отчетливо понимают, что перед современным российским обществом на повестке дня стоит вопрос определения аксиологических парадигм и основополагающих принципов национальной идеологии современной России, вопрос, от решения которого во многом зависит будущее нашей страны и перспективы развития самой русской, российской культуры. Тем самым показательно знание истории (равно как и всеобщие ностальгические настроения), которое усиливает не только личностную, но и коллективную и национальную идентичность, чем повышает значимость народа в его собственных глазах.

Список литературы:

1. Раев М. Русское зарубежье. Культурная история русской эмиграции // Вопросы истории. - 1993. - № 2.

2. Щупленков О. В. Русское самосознание в условиях эмиграции первой волны // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - № 3.

3. Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна. СПб: Владимир Даль, 2004.

4. Бойм С. Будущее ностальгии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/3725.

5. Серапионова Е.П. Российская эмиграция в Чехословацкой Республике (20-30-е годы). - М., 1995. - 196 с.

6. Новиков Е.В. Нравственный смысл ностальгии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/nravstvennyi-smysl-nostalgii.

7. Бойм С. Конец ностальгии? Искусство и культурная память конца века [Электронный ресурс] // НЛО. - 1999. - № 39. - Режим доступа: http://ma-gazmes.russ.ru/nlo/l 999/3 9/boym.html.

СВЯТИТЕЛЬ ГЕННАДИЙ (ГОНОЗОВ), АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Щербаков А.В.*

Личность Святителя Новгородского Геннадия (Гонозова) изучена очень слабо. Кроме житийных источников можно назвать ряд фрагментов в исследованиях отечественных историков и религиоведов. В этой работе автор пытается выявить культурологический вектор в наследии Святителя.

Ключевые слова ересь жидовствующих, Священное Писание, культура, религиозная культура

К 1025-летию Крещения Руси посвящается.

Длительные изыскания в библиотеках позволили ознакомиться с большим объемом письменных материалов по истории Церкви (в частности, периода борьбы с ересью жидовствующих), что дает возможность сделать вывод: не недостаток фактов является причиной неоднозначности оценок и субъективности в истории, а разные мировоззрения исследователей дореволюционного периода и последующего. В частности это касается и личности Святителя Геннадия (Гонозова), архиепископа Новгородского.

Геннадий (Гонозов) родился в Москве. Можно предполагать, что его родители были знатного рода, т.к. «муж был сановитый, разумный и доброде-

* Советник Российской Академии естествознания, член Российского Философского общества, кандидат культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.