Научная статья на тему 'Идентичность и виртуальность: к проблеме взаимодействия'

Идентичность и виртуальность: к проблеме взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
319
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТЬ / АСПЕКТЫ / ОБЩЕСТВО / КОММУНИКАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / PERSONALITY / CULTURE / VALUE / ASPECTS / SOCIETY / COMMUNICATION / CREATIVITY / VIRTUAL REALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Леонова Людмила Леонидовна, Кукьян Валентина Николаевна

В статье анализируются проблемы взаимодействия идентичности и виртуальности. Автор рассматривает деструктивное влияние виртуальности на личность, новый тип социальности сетевое общество. На основе проведенных исследований ставится вопрос о социальном статусе виртуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY AND VIRTUALITY: THE PROBLEM OF INTERACTION REVISITED

The paper analyzes problems of interaction between identity and virtuality. The author investigates the destructive impact virtuality has on personality and the new type of sociality network society. On the basis of the research done, the author questions the social status of virtuality.

Текст научной работы на тему «Идентичность и виртуальность: к проблеме взаимодействия»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 159.932.2

Леонова Людмила Леонидовна

кандидат культурологии, доцент, заведующая кафедрой философии

Кукьян Валентина Николаевна

доктор философских наук, профессор кафедры философии

ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова», Пермь, Россия 614990, Пермь, Петропавловская, 23, (324) 240-56-57, e-mail: logos@pgsha.ru

ИДЕНТИЧНОСТЬ И ВИРТУАЛЬНОСТЬ:

К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ludmila L. Leonova

Candidate Cultural Studies, Associate Professor,

Head of the Department of Philosophy

Valentina N. Kukyan

Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Agricultural Academy Academician D.N. Pryanishnikova»,

Perm, Russia, 614990, 23, st. Petropavlovskay, (324) 240-56-57,

e-mail: logos@pgsha. ru

IDENTITY AND VIRTUALITY: THE PROBLEM OF INTERACTION REVISITED

Аннотация: В статье анализируются проблемы взаимодействия идентичности и виртуальности. Автор рассматривает деструктивное влияние виртуаль-

© Леонова Л.Л., Кукьян В.Н., 2014

83

ІІІВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки

ности на личность, новый тип социальности - сетевое общество. На основе проведенных исследований ставится вопрос о социальном статусе виртуальности.

Ключевые слова: личность, культура, ценность, аспекты, общество, коммуникация, творчество, виртуальная реальность.

Abstract: The paper analyzes problems of interaction between identity and virtuality. The author investigates the destructive impact virtuality has on personality and the new type of sociality - network society. On the basis of the research done, the author questions the social status of virtuality.

Keywords: personality, culture, value, aspects, society, communication, creativity, virtual reality.

Идентичность современного человека обусловлена целым рядом факторов, как позитивного, так и негативного содержания. Появление компьютерных технологий, каналов связи и сети Интернет способствует решению самых глубинных проблем и противоречий как в сфере идентичности, так и в сфере социальной реализованности человека.

С появлением информационных технологий (information technology) возникают новые возможности для самореализации:

- погружению в мир иллюзий способствуют разнообразные технические средства (шлемы, очки, комбинезоны и прочие гаджеты);

- новая (виртуальная) реальность не предусматривает фиксацию социальных противоречий и их глубокий анализ - она позволяет демонстрировать силу и мощь каждой личности, попавшей в ее пространство;

- при попадании в виртуальное пространство виртуализируются все свойства личности, возникает новый характер и новая судьба;

- личность в Сети может быть совершенно неопознаваемой с помощью клички (Nick) или иметь любое множество обличий;

84

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш

- изменчивость личности не предполагает морального долга и ответственности за поступки: интернет-личность просто осуществляет в придуманном мире свои фантазии и прихоти;

- виртуальная личность несёт в себе мощный заряд эмоций, причем эти эмоции оставляют неизгладимый след в сознании пользователя. «Однако виртуализация личности происходит посредством виртуализации всех ее атрибутов. Воля, свобода, достоинство, приобретая виртуальную форму, могут трансформироваться, бывает, что такие трансформации несут крайне негативные последствия как для самой личности, так и для других пользователей Интернета» [1, с. 16];

- виртуализация предполагает анонимность, а это, в свою очередь, формирует у пользователя чувства вседозволенности и безнаказанности, и, как итог, в реальном мире личность может проявлять себя крайне негативно;

- любая личность «свертывает» в себе мир и «развертывает» его в общении, идентифицируя себя с тем объектом, который идеален для нее. Это «свертывание» и «развертывание» амбивалентно, крайне субъективно и неустойчиво. В виртуальной реальности и ценности, и идеалы формирует сам человек, а культ насилия, благоговения перед традициями предков и вера в собственную исключительность зачастую позволяют создать мир, замкнутый на себя самого и ориентированный на пользователя как на божка интернет-реальности. Происходит подмена, видимость выдается за суть, внедряется в сознание - и человек может перепутать иллюзию с объективностью, что чревато всевозможными разрушительными последствиями.

Общение в Сети и анонимность делают людей более свободными и в выборе тем для общения, и в высказывании собственных мыслей.

Интернет-сообщество интегрирует себя в новом типе общества - сетевом обществе. Наиболее полно концепция сетевого общества была разработана М. Кастельсом в книге «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» (М., 2000) [см.: 2, с. 64-65]. Согласно М. Кастельсу, сетевое общество - это:

85

ІІІВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки

- новая модель социальности с опорой на сетевой индивидуализм, отчуждающий человека от любых сообществ и социальной ответственности;

-новая сетевая экономика, которая имеет дело с производством и обработкой информации, а генератором сетевых моделей является сетевое предприятие;

-новая политика, более чутко реагирующая на волеизъявление граждан;

-новая культура, основанная на Интернете и глобальных масс-медиа;

-новая среда жизнетворчества в пространстве сети как единственной структуре социальной жизни.

В работе П. Бурдье «Социальное пространство: поля и практики» (СПб., 2005) автор вводит термин «социальное поле», понимаемый как среда группировки и перегруппировки классов, а также переинформатизация различных социальных институтов [2, с. 67]. В концепциях М. Кастельса и П. Бурдье сетевое общество представляет мир без единого центра, мир сетевых структур и корпораций, в котором человек теряет свою личностную индивидуальность, отчуждается от социальной востребованности и становится единицей - носителем информации. В системе понятий П. Бурдье это габитус - сплетение сетей. Совокупность габитусов есть сетевой социум, внутри которого существует совокупность классов и социальных практик.

Теория сетевого общества оказывает определённую силу воздействия на личностную идентичность. Это выражается в том, что:

- человек - не главный «атом общества», субъект деятельности и исторических событий; он всего лишь сообщение, элемент программы, маленькая часть мозаики, которая влияет на жизнь социальных институтов и всего социума;

- человек в сетевом обществе идентичен генератору сообщений, который способен производить идеи и клонировать их;

- бесконечный процесс самоклонирования постепенно размывает целостность личности, превращая индивида в ризому - хаотичное сплетение различных фрагментов информации;

86

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ Ш

- если каждый индивид является сообщением и фрагментом Сети, то такое разнообразие порождает новый эффект - индивидуализацию сетей, и этот процесс в различных сферах общественной жизни индивидуален; [2, с. 70-71].

Подобная сетевая социальность весьма деструктивна для идентичности каждого человека в следующих аспектах:

- редписывание личности полного слияния с Сетью, определение рамок существования личности;

- ограничение свобод личности и сознательная «вписанность» ее в определённую систему ценностей;

- искажение духовных ценностей традиционной культуры;

- стремление воспроизводить репрессивные практики в культуре;

- стремление формализировать религиозные ценности и религиозную веру;

- стремление внедрять утопические идеи виртуального мира в сознания пользователя с целью его дезориентации в реальных социальных вопросах;

- усиление консервативизма и морального проповедничества в сознании пользователя («синдром лидера»);

-попытка установить пределы взаимодействия личности с реальным миром;

- в перспективе - дезориентировать личность в реальности за счёт интер-нет-аддикции (зависимости). [3, с. 38-39].

Именно поэтому взаимодействие личности с виртуальным миром должно быть ответственным и разумным. Этот процесс обнажает сегодня потребность социума в здоровых межличностных отношениях, и общественно полезной информации, качественно преобразующей и улучшающей наш мир.

Список литературы

1. Барышев Р.А. Личность в контексте киберпространства // Вестник Челябин. гос. ун-та. - Вып. 20. - 2011. - № 2. - С. 15-19.

87

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки

2. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. - 2008. - № 7. - С. 61-76.

3. Раскин Д.И. Русский национализм и проблематика культурноцивилизационной идентичности // Полис. - 2007. - № 6. - С. 36-45.

4. Романович Н.А. К вопросу об иерархии власти // Вопросы философии. - 2008. - № 8. - С. 51-59.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.