Т.М. МАХАМАТОВ Финансовый университет при Правительстве РФ
Идентичность и развитие культуры народа как основания мобилизации созидательного потенциала общества
Процесс глобализации - объективно-исторический процесс формирования и углубления взаимосвязи и взаимозависимости стран различных регионов мира в сфере экономики, финансов, информатики, передовых технологий и в военно-политических аспектах. В её субстанциальном основании находятся интернационализация капитала, включающая в себя международное разделе-
Л
ние труда1, развитие и распространение информационных технологий, проявляющиеся в образовании всемирного информационного пространства. Несмотря на то, что глобализация является объективным процессом, она управляется теми странами, в распоряжении которых сосредоточены центры финансового рынка, современных технологий, высокая производительность труда, огромный потребительский рынок и определяющая роль в военно-политических союзах. Эти же страны пользуются позитивными плодами глобализации. Однако среди них оказываются плоды с горчинкой, каковыми являются проблемы адекватного понимания идентичности, духовных ценностей и критерий образованности и просвещённости народа.
Процесс глобализации сопровождается усиленной миграцией людей различных национальностей и различных вероисповеданий, переплетением цивилизаций. Расширение и углубление глобализации превращает идентичность в очень щепетильный, чувстви-
* Махаматов Таир Махаматович, e-mail: [email protected]
1 Гобозов, И.А. Государство и национальная идентичность: Глобализация в историческом измерении. М., 2003, с. 136.
тельный фактор общественных отношений различного уровня. Всё больше обнаруживается недостаточность как общей культуры, образованности, толерантности, так и культуры демократии не только населения и политической элиты слаборазвитых стран, но и так называемых развитых стран современности.
Понятие идентичности как общественное отношение означает, во-первых, систему материальных и духовных культурных ценностей, реально действующих социально-политических и правовых институтов конкретного социального организма, качественно отличающих его от других обществ. Во-вторых, осознание, самооценка государственным образованием социальной группой и её представителями - индивидами как своего равенства с другими, так и своего качественного отличия от других субъектов отношений, своей неповторимости, уникальности.
Таким образом, идентичность неправомерно сводить к психологическому феномену, что очень сужает её границы и не позволяет раскрыть объективные основания её формирования и исторической динамики. Она является как системой объективно и реально существующих, функционирующих общественных институтов, так и широким общественно-историческим отношением, в котором каждая сторона через другую осознаёт себя, своё отличие, а также сходство и равенство с ней. Здесь имеет место диалектическое единство положительной самоидентификации, выражающаяся в тезисе «мы тоже такие», и негативной, отражающейся в тезисе «мы другие, лучшие».
Объективным основанием идентичности любого уровня (от личностного до государственного) является система материальных и духовно-культурных ценностей общества, отражающих уровень развития и потенциал всех сфер общества. Но таковым являются также и противоречия между общественными (коллективистскими) и личностными (частно-индивидуалистическими) началами соци-
ального организма2, вытекающие из материального и духовно-культурного, в том числе и образовательного, различия уровня просвещённости. В сообществе людей, как способ и средство сохранения ими своей целостности и стабильности, формируются и накапливаются совместно создаваемые и общепринятые материальные и духовные ценности. При контактах, столкновениях и других формах отношения с другими сообществами эти ценности выступают основанием осознания сторонами своей принадлежности именно к данному социальному организму, а не к иному, своего отличия от других. Этот процесс сопровождается рождением мифов, сказаний и пословиц, закреплением собственного имени-названия и названия чужих, что свидетельствует о формировании основ идентичности, о самопознании сообществом себя как единой национально-этнической общности, как равного субъекта межэтнических, межнациональных отношений. Поэтому идентичность является объективным основанием концентрации и мобилизации, по выражению Л.Н. Гумилёва, «пассионарной силы» общества. Однако степень и уровень осознания факторов идентичности во многом определяются состоянием народного образования, эффективностью системы просвещения. При слабости последней формируется обыденная идентичность, часто заключающая в себе враждебность, ксенофобию, агрессивность к другим, «иному», «чужому». Просвещённость включает в себя, что показывает опыт как нашей страны, так и мировой, и религиозную грамотность. В этом смысле создание и реализация системы православного, исламского, иудейского и иных конфессий образования способствует качественному росту культуры идентичности, достижению общественной гармонии и стабильности.
2 Махаматов, Т.М. Социально-философская характеристика демократии. // Философия и общество. 2007, № 4, с. 116.
Эволюция идентичности происходит на основе исторического развития, усложнения духовной и материальной культуры, обычаев, привычек, традиций, исторической памяти. Усложняется её составляющее ядро: кроме языка и традиций в него включаются военно-исторические события, образы великих исторических личностей, общекультурные достижения и религиозная принадлежность. Например, идентичность на Востоке и Западе определяется вероисповеданием и историческими личностями и событиями народов этих регионов. Потому и поступок журналистов редакции французского журнала «Шарли Эбдо» не только мусульманами, но и представителями других религий, демократической интеллигенцией многих стран оценивается как нарушение основных принципов толерантности и демократии, оскорбление другого, основополагающих элементов идентичности арабо-мусульманского мира. То же самое можем сказать и о действиях украинских националистов по отношению к православным храмам и верующим, относящимся к московскому патриархату.
Неуважительное отношение к ценностям идентичности означает принижение и оскорбление чести и достоинства того или иного народа, этнической группы. Свобода личности, свобода слова
о
кончается там, где начинается как свобода другого3, так и честь, достоинство и ценности национальной, религиозной идентичности
4
другого .
В современном мире усиливается процесс неравного социально-экономического и общекультурного развития регионов и стран. Он сопровождается сосредоточением в узком кругу нескольких развитых стран Запада финансового, технологического и военно-политического рычагов воздействия на мировое сообщество и
3 Кирхшлегер, П. Демократия и права человека // Век глобализаци. 2014, № 1 (13).
4 Хазиев, В. С. Контуры исламского образования новой России // Социально-гуманитарные знания. 2013, № 10, с. 18-30.
глобализацию. Они претендуют на роль определителей демократичности, образованности и просвещённости других стран и народов. Следствием такого положения дел отчасти является кризис идентичности у проблемных обществ, усиление у них комплекса
V V п
неполноценности, поиска иной, часто ложной идентичности. В такой ситуации любые случаи принижения, ущемления идентичности другого выступают как отрицание, непризнание её значимости, равенства.
Для такого многонационального и многоконфессионального общества, как Россия, демократическое разрешение противоречий идентичности имеет огромное экономическое, социально-политическое и международное значение. Оно определяет степень устойчивости и стабильности исторического состояния общества, способность мобилизации своих созидательных сил для решения актуальных проблем устойчивого развития и формирования международного образа страны. В формировании высокой и эффективной культуры идентичности и толерантности, как одного из её оснований, важнейшую роль играет уровень общей культуры, просвещённости и опыта общественно-политической деятельности гражданского общества. Таким образом, качество, системность активности и действенности институтов гражданского общества корнями уходит в проблемы качества образовательной и просветительской системы общества. В то же время эти институты, в свою очередь, способствуют развитию элементов позитивных культурно-нравственных, духовных ценностей народа, а также формируют новые ценности, достойные современного просвещённого и высокотолерантного общества. Следовательно, гражданское общество, определяясь в своей качественности образовательно-культурным уровнем народа и будучи, с философской точки зрения, основной формой проявления демократичности социального организма, влияет на совершенствование и развитие об-
щей культуры и формирует в народе демократический образ жизни.
Махаматов Т.М. Идентичность и развитие культуры народа как основания мобилизации созидательного потенциала общества. Для такого многонационального и многоконфессионального общества, как Россия, вопросы разрешения противоречий идентичности имеют огромное экономическое, социально-политическое и международное значение; диалектика их разрешения определяет степень устойчивости и стабильности данного социального организма и формирование его международного образа. В формировании высокой и эффективной культуры идентичности и толерантности важнейшую роль играет уровень духовной просвещённости народа.
Ключевые слова: идентичность, просвещённость народа, диалектика разрешения противоречий, образ страны, глобализация.
Makhamatov T.M. Identity and the Culture of Democracy as the Basis for the Mobilization of the Creative Potentiality of Society. The problems of the resolution of contradictions of identity bear a great significance - both economic, socio-political and international - for such a multinational and multi-confessional society as Russia. The dialectics of the resolution of these questions determines the grade of sustainability and stability of this social organism, as well as the formation of its international image. The level of spiritual enlightenment of the people plays the most significant role in the formation of a high-level and effective culture of identity and tolerance.
Keywords: Identity, enlightenment of the people, dialectics of the resolution of contradictions, image of a country, globalization.