Научная статья на тему 'Идеи В.А. Юсупова о гносеологии административного права и дальнейшем развитии учения о нем (часть 2)'

Идеи В.А. Юсупова о гносеологии административного права и дальнейшем развитии учения о нем (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гносеология административного права / наука административного права / теория познания / методология / методы познания / система и структура науки / epistemology of administrative law / science of administrative law / theory of knowledge / methodology / methods of cognition / system and structure of science

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жеребцов Алексей Николаевич

Анализируются гносеологическая концепция В.А. Юсупова и ее влияние на формирование понятия, системы и структуры науки административного права. Рассматриваются эмпирический, теоретический и практический уровни познания норм административного права, актов их применения, субъективных административных прав (свобод) и субъективных административных обязанностей участников административно-правовых отношений, формируются концепция методологии познания административного права, система философских методов познания, предопределяющих содержание специальных методов познания административного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.A. Yusupov’s ideas on the epistemology of administrative law and the further development of the doctrine of it (part 2)

The article analyzes the epistemological concept of V.A. Yusupov and its infl uence on the formation of the concept, system and structure of the science of administrative law. The paper notes the empirical, theoretical and practical levels of cognition of the norms of administrative law, acts of their application, subjective administrative rights (freedoms) and subjective administrative obligations of participants in administrative and legal relations, the concept of the methodology of cognition of administrative law, the system of philosophical methods of cognition that predetermine the content of special methods of cognition of administrative law.

Текст научной работы на тему «Идеи В.А. Юсупова о гносеологии административного права и дальнейшем развитии учения о нем (часть 2)»

Жеребцов Алексей Николаевич

Идеи В.А. Юсупова о гносеологии административного права и дальнейшем развитии учения о нем

(часть 2)

Анализируются гносеологическая концепция В.А. Юсупова и ее влияние на формирование понятия, системы и структуры науки административного права. Рассматриваются эмпирический, теоретический и практический уровни познания норм административного права, актов их применения, субъективных административных прав (свобод) и субъективных административных обязанностей участников административно-правовых отношений, формируются концепция методологии познания административного права, система философских методов познания, предопределяющих содержание специальных методов познания административного права.

Ключевые слова: гносеология административного права, наука административного права, теория познания, методология, методы познания, система и структура науки.

V.A. Yusupov's ideas on the epistemology of administrative law and the further development of the doctrine of it (part 2)

The article analyzes the epistemological concept of V.A. Yusupov and its influence on the formation of the concept, system and structure of the science of administrative law. The paper notes the empirical, theoretical and practical levels of cognition of the norms of administrative law, acts of their application, subjective administrative rights (freedoms) and subjective administrative obligations of participants in administrative and legal relations, the concept of the methodology of cognition of administrative law, the system of philosophical methods of cognition that predetermine the content of special methods of cognition of administrative law.

Keywords: epistemology of administrative law, science of administrative law, theory of knowledge, methodology, methods of cognition, system and structure of science.

Гносеологические основы административного права (далее - АП). Развитие гносеологических идей в Х1Х-ХХ вв., проанализированных В.А. Юсуповым в монографическом исследовании, посвященном проблемам философии АП, предоставляет возможность получить комплекс методов, необходимых в процессе формирования наших представлений о науке АП и методах ее научного познания [1, с. 73-76]. Понимая гносеологию как «всеобщее знание о знании», как «рефлексию "второго уровня"», лежащую в основе осмысления не только самого познавательного процесса, но и формирования нового знания,

Стремление найти всеобщую истину и сделать ее мерилом эмпирического (реального бытия) по существу в конечном счете ведет к субъективизму в познании явлений объективного мира.

В.А. Юсупов [1, с. 74-75]

основанного на отражении и анализе эмпирических данных об исследуемых явлениях (процессах), автор предлагает тезис о том, что наука АП направлена на выработку идей (взглядов, концепций), которые необходимы для совершенствования и повышения социальной эффективности публично-управленческой деятельности [1, с. 76]. В этом утверждении, на наш взгляд, заключается два основных методологических положения. Во-первых, познание науки АП осуществляется в процессе движения от рефлексии первого уровня (эмпирического) к рефлексии второго уровня (теоретического). Именно на втором

63

уровне знание об АП становится научным, возникает система идей об АП как явлении. Во-вторых, поскольку наука АП есть система взглядов, «выраженная в системе категорий», то процесс познания данной отрасли неизбежно требует «выявления этих категорий» [1, с. 76].

Ученый считает, что категорию «АП» следует воспринимать как «юридически оформленную государственно-управленческую справедливость» [1, с. 77]. Данный научный тезис базируется на корреляции противоположных категорий «административное право» и «административное неправо», где АП - это то, что равно понятию справедливости, в противовес этому административное неправо - это произвол, несправедливость. По мнению исследователя, познание и осознание, а также установление соотношения категорий «справедливо - несправедливо» выступают одной из важнейших задач науки АП [1, с. 77]. При этом справедливость ученым признается в качестве морально-правовой и социально-политической категории сознания; субъект правоотношений оценивает справедливость нормы АП [1, с. 77]. Осознание субъектом АП своего отношения к АП, закономерностям его развития позволяет сформулировать перспективы его дальнейшего развития и совершенствования. Все это в конечном счете должно основываться на методах познания АП [1, с. 78]. Ученый обоснованно подчеркивает актуальность и значимость знания системы методов познания АП и умения их использовать, так как именно они предоставляют возможность рефлексировать от первого уровня к уровню второму. По его мнению, методы, во-первых, отражают закономерности формирования и развития норм АП, актов их применения, субъективных прав (свобод), субъективных обязанностей, во-вторых, выступают программой интеллектуальных действий по формированию нового знания, в-третьих, увязывают процесс и инструменты познания, обеспечив тем самым «правильность действия познающего субъекта», в-четвертых, позволяют получить знание, базирующееся на правилах, стандартах интеллектуальной деятельности, основываясь на определенной теоретической системе, преследующей достижение истины. Философские и специальные методы имеют ценность в своей системности [1, с. 78-83]. Философские методы позволяют подняться в познании АП на высоты абстракции, а затем использовать специальные методы для исследования эмпирического уровня АП [1, с. 84-85].

В наиболее общем виде гносеологический аспект АП, с точки зрения В.А. Юсупова, сводится к познанию его как оформленной государственно-управленческой справедливости, которое осуществляется посредством движения от рефлексии первого уровня (эмпирического) к рефлексии второго уровня (теоретического) с помощью использования философских и специальных методов познания. Это позволяет сформировать научное знание о справедливости, основных категориях АП, административно-правовых нормах, актах их применения, субъективных правах, свободах и обязанностях. В таком контексте АП ученым воспринимается не с точки зрения нормативизма или позитивизма, а с точки зрения его интегративной сущности как явления, состоящего далеко не только из норм АП, но и объективной организационной потребности, ее осознания, актов применения норм АП, субъективных прав (свобод) и субъективных обязанностей участников публично-управленческих общественных отношений.

Методология как система философских и специальных методов познания АП. По мысли ученого, методология есть общая теория метода, которая позволяет познавать закономерности формирования и развития норм АП, актов их применения, субъективных административных прав и субъективных административных обязанностей. В.А. Юсупов пишет: «Методы познания АП основываются на определенной теоретической системе, которая складывается из философских и специальных методов познания АП» [1, с. 79]. При этом философские методы влияют на развитие специальных методов познания АП. К числу философских методов ученый относит концептуальный, исторический, онтологический, социологический, психологический, прогнозный методы, методы логического анализа, эмпирические и теоретические методы познания. Кроме того, познание АП может осуществляться в рамках сформировавшихся мировозренческих (философских) теорий: социальной коммуникации, социальной динамики, феноменологии, глобализма (либерализма). Значение данных теорий весьма велико для формирования новых философских методов познания АП. Так, например, теория социальной динамики Питирима Сорокина показывает динамику флуктуации семейных, договорных и принудительных отношений в процессе исторического развития общества. На различных этапах исторического развития общества в нем превалируют те или иные указанные флуктуации, которые с безусловностью

64

влияют на форму бытия АП, т.е. нормы АП, акты их применения, реализацию субъективных прав и обязанностей участников административно-правовых отношений [1, с. 118-136].

При всей значимости системы философских методов познания АП автор особое внимание уделяет эмпирическим и теоретическим методам, где первые лежат в основе разработки административно-правовой теории, а вторые создают теорию АП. Именно на стадии теоретического анализа административно-правовых норм, актов их применения, субъективных административных прав и обязанностей происходят абстрагирование, формирование особых мыслительных образов реальности в виде догадок, предположений, гипотез. В любом случае окончательной целью познания АП, пишет В.А. Юсупов, выступает образование на основе понятий, суждений, гипотез единой концептуальной системы взглядов (подходов), что определяется как теория [1, с. 94]. Исследовать АП, не основываясь на философской системе методов, а опираясь лишь на систему специальных методов, невозможно.

Рассмотрение методологии познания АП как системы философских и специальных методов есть процесс «обеднения» данного глубокого философского явления. И в этом контексте В.А. Юсупов совершенно справедливо утверждает, что методология познания АП есть интеллектуальная деятельность человека, в рамках которой реализуются три функции научной теории: анализ, классификация и систематизация [1, с. 98]. Методология как учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека [2, с. 27] не должна рассматриваться исключительно как система методов. Она есть процесс движения от знания меньшего уровня к знанию новому, от знания эмпирического к знанию теоретическому. Это движение осуществляется, базируясь на закономерностях, которые свойственны любому процессу познания. Этот процесс (движение) объективно проходит следующие уровни:

1) описание исследуемого явления, т.е. выделение присущих ему свойств и признаков;

2) классификация явления, т.е. определение его места в системе сходных явлений, выделение специфических признаков и свойств, присущих исключительно указанному явлению;

3) определение явления, т.е. формирование научно-теоретического, абстрактного знания в сознании исследователя, представления об исследуемом явлении;

4) критика явления, т.е. выявление ранее неизвестных признаков и свойств изучаемого явления либо формирование теоретической модели, направленной на совершенствование исследуемого явления.

Именно на этих стадиях имманентно реализуются функции научной теории. На первом и втором уровнях процесса познания АП исследуется объект административно-правового исследования, выступающий в качестве формы проявления АП: нормы АП, акты применения норм АП, субъективные административные права (свободы) и субъективные административные обязанности участников административно-правовых отношений. На третьем и четвертом - предмет науки АП. Предмет науки - это абстрактное научное знание (новое знание) об исследуемом явлении, оно является необходимой предпосылкой формирования обновленной практики функционирования явления, выступает основой теоретической и практической деятельности человека в сфере публичного управления. В связи с изложенным следует констатировать, что система научных знаний (представлений) об АП зарождается там и тогда, где и когда возникает система научно-теоретических, абстрактных знаний, представлений, идей, концепций, теорий, доктрин о возникновении, развитии и функционировании АП как отрасли российского права. Одновременно следует признать, что наука АП невозможна без эмпирического уровня познания данной отрасли права. Это с безусловностью требует включения в определение понятия науки АП эмпирического, теоретического и практического аспектов его восприятия как социально-правового явления [1, с. 99-100]. Причем для научной деятельности важны все уровни познания правовой действительности. В этом, считает В.А. Юсупов, заключается связь философии административного права как методологической основы для становления, развития и функционирования общей теории АП [3, с. 230].

Наука АП возникает для обслуживания социально-практических задач, стоящих перед обществом, и направлена на обслуживание практики функционирования социума. Приведенная цель науки очевидна, но она не единственная: помимо совершенствования указанной практической деятельности людей и изменения существующей действительности в сфере осуществления публичного управления общественными делами, в качестве цели следует отметить формирование администра-

65

тивно-правовой идеологии и, как следствие, административно-правового сознания субъектов управленческих правовых отношений, совершенствующих административно-правовую культуру общества и прежде всего управляющих и управляемых субъектов управленческих отношений [4, с. 12-23].

От методологии познания АП к определению содержания, системы и структуры науки АП. Предложенный В.А. Юсуповым гносеологический концепт формирования и дальнейшего развития науки АП позволяет нам предложить следующее понятие науки АП как вида интеллектуальной человеческой деятельности, основным направлением которой являются обобщение эмпирического материала, его постоянное обновление и систематизация, создающая на основе критического анализа и синтеза новое теоретическое (абстрактное) знание об общих закономерностях возникновения, развития и практического функционирования отрасли АП (ее составных частей и элементов) и, как следствие, формирующая предложения, рекомендации и концепции по вопросам правового регулирования административно-правовых отношений в области организации и функционирования публичного управления. Приведенное определение позволяет признать, что наука АП считается возникшей, когда сформировались предложения, рекомендации и концепции по вопросам правового регулирования общественных отношений в области публичного управления, т.е. представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний, необходимых для организации и функционирования системы публичного управления в обществе.

Наука АП как объективное явление познания формы публично-управленческой деятельности общества и государства имеет собственную систему и структуру. Система науки АП неразрывна с ее структурой, которая является единой формой ее выражения. По справедливому утверждению И. Канта, форма любого социального явления имеет внешний и внутренний аспекты проявления [5, с. 298], где внешней формой выражения науки АП является его система, а внутренняя ее организация образует структуру этой науки. Следовательно, система науки АП складывается из двух уровней познания изучаемой отрасли права:

а) эмпирический элемент системы, включающий административно-правовые отношения, административно-правовые нормы, административное законодательство, административную правоприменительную практику и ее акты, субъективные административные права (свободы) и субъективные административные обязанности;

б) теоретический элемент системы, объединяющий сформированные научные теории, концепции, идеи, взгляды на отрасль АП, создающий научную доктрину, которая выходит на уровень своего практического воплощения, поскольку истинность любой теории подтверждается исключительно на практике.

Одновременно структура рассматриваемой нами науки складывается из следующих элементов:

а) понятия, сущности, принципов и функций отрасли АП, административно-правовых норм, административно-правовых отношений, субъектов административного права, источников административного права, форм и методов государственного управления, административно-правового принуждения, административной ответственности, административного процесса, обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, организации государственного управления в отраслях и сферах;

б) научных теорий, концепций, взглядов и идей, обосновывающих историю возникновения и развития отрасли АП; теоретико-правовых основ исполнительной власти; научной теории предмета и метода административного права; концепций цели, принципов, функций и задач административного права; теории системы и структуры АП; научных идей об административно-правовых нормах и отношениях; учения об источниках АП; учения о субъекте административного права; теории государственной службы; концепции форм и методов государственного управления; научных взглядов на обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении; теорий, лежащих в основе административно-правового регулирования управленческих отношений; учения об административной ответственности; учения об административном процессе; общих закономерностей становления, развития и функционирования институтов и подотраслей АП; концепций, взглядов и идей, касающихся отдельных государственно-управленческих явлений и процессов.

66

1. Юсупов В.А. Философия административного права. Волгоград, 2009.

2. Кемеров В.Е. Современный философский словарь /под общ. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Ке-римова. 4-е изд., испр. и доп. М., 2020.

3. Юсупов В.А. Административное право: в 10 т. Т. 1: Философия и общая теория административного права. М., 2012.

4. Жеребцов А.Н. Очерки истории науки российского административного права: учеб. пособие. М., 2021.

5. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1974. Т. 1.

1. Yusupov V.A. Philosophy of administrative law. Volgograd, 2009.

2. Kemerov V.E. Modern philosophical dictionary / ed. by V.E. Kemerov, T.Kh. Kerimov 4th ed., corr. Moscow, 2020.

3. Yusupov V.A. Administrative law: in 10 vols. Vol. 1: Philosophy and General theory ofadministrative law. Moscow, 2012.

4. Zherebtsov A.N. Essays on the history of the science of Russian administrative law: study aid. Moscow, 2021.

5. Hegel G.W.F. Encyclopedia of philosophical sciences: in 3 vols. Moscow, 1974. Vol. 1.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Жеребцов Алексей Николаевич, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России; e-mail: admgan@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

A.N. Zherebtsov, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Professor of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Agencies, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: admgan@mail.ru

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.