Научная статья на тему 'Идеи трансформации городской среды в магистерских исследованиях'

Идеи трансформации городской среды в магистерских исследованиях Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1334
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАБЕРЕЖНАЯ / КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ПРАЗДНИК / МЕДИАПРОЕКТ / URBAN ENVIRONMENT / EMBANKMENT / COLOR PALETTE / HOLIDAY / MEDIA PROJECT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Прудовская Ольга Юрьевна

На основе анализа магистерских диссертаций проводится краткий обзор проблем формирования городской среды Омска. В качестве ведущей генерализирующей идеи научных исследований обозначена идея устойчивого развития благоустройства города и способы решения проблем городской среды методами дизайн-проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideas of urban environment transformation in the master student studies

A brief overview of the problems of urban environment formation in Omsk is made based on the analysis of master student theses. The idea of sustainable development of the city improvement and ways of solving problems of urban environment by the means of design engineering is determined as a leading generalizing idea of research.

Текст научной работы на тему «Идеи трансформации городской среды в магистерских исследованиях»

УДК 711.558

О. Ю. ПРУДОВСКАЯ

Омский государственный институт сервиса

ИДЕИ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

На основе анализа магистерских диссертаций проводится краткий обзор проблем формирования городской среды Омска. В качестве ведущей генерализирующей идеи научных исследований обозначена идея устойчивого развития благоустройства города и способы решения проблем городской среды методами дизайн-проектирования.

Ключевые слова: городское пространство, набережная, колористическое решение, праздник, медиапроект.

Каждый из нас обладает собственным представлением о своем родном городе и других городах, в которых он побывал. Такое представление является сложным синтезом прямых впечатлений от пребывания в разных городах, виденного на фотографиях, в живописи, графике, прочитанного или услышанного. При этом прямое восприятие предполагает часто незаметное сопоставление того, что находится перед глазами и вокруг, с тем, что было выстроено в нашем подсознании. Реклама, колористическое решение среды, ежедневное и праздничное оформление улиц, системы освещения городских пространств — «... все это представляет собой сообщение, транслируемое посредством визуального облика города, это сообщение считывается его обитателями и претворяется в жизнь» [1].

Однако современная среда Омска воспринимается, скорее, как «серые монотонные ландшафты новостроек». В результате восприятия такой среды «утрачивается способность эстетического переживания городской среды, проявляется безразличность к восприятию образа города». Таким образом, «несовершенство способов формализованного представления и связь образа жизни с организацией предметно-пространственной среды обитания людей очевидна. А разрозненность работы утверждающих инстанций не позволяет организовать полноценную систему ее наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования. Слабая методическая, практическая и информационная база подчеркивает остроту данного вопроса» [2].

Закономерным фактом является обращение студентов-магистрантов направления подготовки «Дизайн» (программа подготовки «Дизайн среды») ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса» в своих магистерских исследованиях к проблематике формирования городских пространств. Общей целью подобного рода исследований являются выявление эстетических составляющих городской среды, а также создание удобной, качественной, благоустроенной и комфортной среды, максимально приспособленной прежде всего для жителей города. Общим является и объект исследований — средовые объекты, системы, комплексы городских пространств, а вот предмет — отражает различные подходы к решению проблем формирования городских пространств.

В современной практике проектирования приоритетными направлениями научных исследований в этой области являются:

— предложения по благоустройству общественного пространства в самом широком смысле: от создания условий для безопасного проживания и обустройства уютных дворов до формирования современных зон отдыха в парках, скверах, пешеходных зонах. Современные подходы должны предоставлять возможности для развития активной культурной жизни, в том числе и проведения городских праздников;

— анализ внешнего облика города: художественное оформление подсветки городских улиц, площадей, парков и скверов;

— сохранение объектов культурного наследия;

— ведение сбалансированной градостроительной политики, дающей возможности для развития города, но не ограничивающей комфорт его жителей.

Созданию ощущения простора и комфорта в открытой городской среде в тесной взаимосвязи между дизайном и местной природной средой предшествует изучение, наблюдение, фиксация различных факторов, в том числе и природных, влияющих на процесс проектирования современных зон городского пространства. Так, в исследовании магистранта С. Фаст (научный руководитель доцент Н. В. Ал-газина) набережная Тухачевского рассматривается как объемно-планировочный комплекс у водоема, занимающий значительное городское пространство.

Жители Омска «... ценят реку и стремятся быть к ней поближе. В связи с этим появляется идея публичного пространства между городом и водой, т.е. особым образом оформленного и обжитого берега. Так возникает набережная — место публичного пребывания людей у воды — с целью организации причалов и портов, рыболовного и иного производства, а также и для купания, прогулок и любования. Ценность таких мест столь высока, что города, только-только разбогатев ... сразу начинают украшать и благоустраивать берега рек и морей, создавать набережные разных типов — из каменных стен, многоярусных террас, природных ландшафтов» [3].

В проекте набережной Тухачевского особое внимание было уделено конструкции и форме склона. Террасная форма, предложенная в проекте, позволяет сделать склон более пологим, что делает пеше-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

*

Рис. 1. Проект реконструкции набережной Тухачевского

ходную зону комфортной для людей разных возрастов (рис. 1). По всей набережной «разбросаны» небольшие арт-объекты разной высоты (от 30 см до 1 м). В основе формы арт-объектов — икосаэдров, состоящих из двадцати правильных треугольников, лежат сочетания симметрии и «золотого» сечения, которые способствуют наилучшему зрительному восприятию и проявлению ощущения красоты и гармонии с окружающей средой. Часть икосаэдров выполнена из цветного акрилового стекла, основу которого составляет каркас из металла. Такая конструкция имеет не только декоративное значение, но и функциональное — в ночное время конструкция приобретает свойства осветительного оборудования.

Другое приоритетное направление трансформации городского пространства связано с улучшением внешнего облика города. В магистерском исследовании А. Пожиленко (научный руководитель доцент О. Ю. Прудовская) городская среда рассматривается не только с позиции архитектуры, но и с позиции колористического решения пространства. В центре внимания находится гармонизация элементов наполнения среды между собой и совмещение их с исторической застройкой и существующей ситуацией. Вопрос цветового решения городского пространства является комплексным и требует его рассмотрения в динамике с различных точек зрения.

Исследуя колористическую среду города, мы пришли к выводу, что цвет в городской среде:

1. Должен ориентировать горожанина в пространстве. В связи с этим мы разработали цветовое зонирование города, разделенного на несколько округов, и назначили им определенные цвета. В итоге получили систему городских колористических знаков, с помощью которых человек (горожанин или гость) сможет легко ориентироваться в городском пространстве, ассоциировать себя с конкретным районом, идентифицировать с помощью цвета

место своего пребывания. В каждом из цветовых районов находятся определенные элементы городской среды — носители данного цвета. К ним относятся остановки общественного транспорта, фасады зданий и их детали (балконы, окна, цокольный или верхний этажи, картины на домах и т. д.), малые архитектурные формы, элементы уличной мебели, дорожное покрытие. Общественный транспорт может также являеться носителем цветовых районов.

2. Регламентирует, то есть накладывает, определенные ограничения на поведение, придает, значение отдельным элементам, среды.. Для выполнения регламентирующей функции цвета необходимо ввести в колористическую среду города специальные цветовые маркеры, например, красные велосипедные дорожки и желтые тактильные плитки для незрячих и слабовидящих людей.

3. Создает, психологический комфорт.. Упорядочив цветовые характеристики визуально воспринимаемого пространства, мы добились колористической гармонизации цветовой среды, что помогает создать психологический комфорт. Для упорядочения цветового пространства, прежде всего, следует решить вопрос о частичном выводе рекламы из центральных районов города. В идеале реклама должна обеспечивать информационное и цветовое насыщение городской среды. Однако анализ существующей ситуации показал, что вывески, стенды, витрины бессистемно и хаотично размещаются и перенасыщают пространство пестротой.

В целом нельзя не заметить, что среда нашего современного города выглядит достаточно уныло. Важнейшим средством цветонасыщения может служить живой растительный ресурс, который оказывает благотворное влияние и на эмоциональное, и на психологическое состояние жителей, так как компенсирует недостаток природного окружения в урбанизированной среде, особенно в центральных и промышленных районах города.

Рис. 2. Пример колористического решения в спальном районе г. Омска

4. Формирует гармоничное художественноэстетическое восприятие среды. Художественноэстетическое восприятие города предлагается осуществить за счет введения современных технологий при отделке зданий — нанесение на фасады зданий картин известных и начинающих омских художников.

В Омске существует региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», региональное отделение Общественной организации «Союз дизайнеров России», существуют учебные заведения, выпускающие профессиональных художников, дизайнеров, фотографов. Омск — творческий город. Предлагаем предоставить возможность художникам «высказаться» на просторах города, применяя разные техники и технологии, будь то граффити, современные фасадные шпатлевки, краски или другие материалы. Так, спальные микрорайоны города можно оживить работами молодых художников, выполненными в технике граффити (рис. 2), в то время как работы в классическом стиле с грамотно подобранным колоритом могут служить связующим звеном в тех местах, где необходимо сочетать историческую и современную архитектуру.

Таким образом, любой горожанин сможет наслаждаться полотнами художников не только в музеях, но и непосредственно на улицах родного города, а в памяти гостей Омска сложится неповторимый, яркий, запоминающийся, эмоциональный образ города.

Современные подходы к формированию комфортной городской среды в магистерских исследованиях влияют на сохранение культурного наследия, которое отражается в проектных предложениях оформления городских праздников.

Комплексный дизайн оформления городов или фрагментов городской среды становится сегодня предельно актуальной задачей для профессионалов, в рамках которой создание художественно-проектной концепции праздничного оформления города предусматривает формирование среды для разнообразных форм коммуникации. Это включает проектирование и изготовление объектов и средств визуальной коммуникации, разработку подсветки зданий и уличного освещения, специальных объемно-пространственных, декоративных и свето-дина-мических конструкций, арт-объектов, которые фор-

мируют в сознании горожанина образ конкретного праздника [4].

Основная задача магистерской диссертационной работы М. Шинкевич (научный руководитель доцент О. Ю. Прудовская) заключалась в поиске форм и принципов межкультурной коммуникации в пределах одного города. Нами была предпринята попытка создать межкультурное пространство в формате медиапроекта «День России», включающего в себя проект организации праздничной среды и презентационный фильм о культуре народов, населяющих территорию города Омска и области.

В процессе работы нами, во-первых, исследовались условия полноправного социального и национального развития народов в рамках Омского региона. Во взаимодействии народов Омского Прииртышья наблюдаются тенденции взаимного усвоения достижений другой культуры, развития интеграционных процессов, обоюдного обмена и обогащения культур, возникновения новых, своеобразных продуктов от общения с культурой русских — основного этнического партнера коренных народов. Межкультурное взаимодействие коснулось, например, орудий труда, проявилось в сооружаемых жилищах, хозяйственных постройках, в предметах быта и одежде. Взаимное влияние разных культур имело место и в духовной сфере, в меньшей степени — на ранних этапах освоения Сибири, в значительно большей — начиная с XVIII века.

Во-вторых, анализ не только материальной, но и духовной стороны культуры народов, проживающих на территории Омска и Омкой области, показал точки соприкосновения этносов, отраженные сквозь призму национальных особенностей восприятия цвета, орнаментальных форм, праздничных традиций [5]. В большинстве культур, не исключая и культуру народов Омского Прииртышья, за основу была принята трехцветная черно-бело-красная система, которая отразилась в предметах быта, религии, костюме. Постепенно различия в цветовом восприятии народов, населяющих территорию Омской области, стирались, что говорит о медленном, но неизбежном взаимопроникновении культур.

Несмотря на то что декоративные элементы орнаментальных узоров русских переселенцев активно перенимались другими народами, населявшими Омское Прииртышье, у каждого народа сохранились свои национальные особенности. При этом об-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

*

Рис. 3. Фрагмент медиапроекта «День России». Декоративные элементы праздника

ращает на себя внимание схожесть сюжетных мотивов орнамента — растительных, стилизаций образов животных, «древа жизни».

Все вышесказанное позволяет нам говорить о «культурной интеграции» как в материальной, так и духовной культуре Омского Прииртышья. Особенности цветового восприятия, орнаментальных форм, традиций впоследствии стали основополагающими в реализации медиа-проекта праздничного пространства «День России».

Сложная ситуация в сфере межнациональных отношений обязывает ученых разных специальностей обратить внимание на проблему межкультурной коммуникации. Поиск механизмов взаимодействия, межкультурного диалога, возможности максимального взаимопонимания, позитивного отношения к наличию в обществе различных этнокультурных групп, позволил нам рассмотреть государственный праздник «День России» как одну из форм меж-культурной коммуникации. Дизайн в этом случае выступает как объединяющий элемент в культуре разных народов. Общественный праздник в магистерской диссертации рассматривается как целенаправленная, мощная, планомерная сила воздействия на огромные массы людей. Сила, формирующая мораль, нравственность, отношение к природе, обществу, религии, государству. В итоге праздник может (и должен) трансформироваться в общественную национальную идею.

Особое значение данная функция дизайна имеет в организации праздничного пространства города. Создание знаковой символики, цветовых сочетаний позволяет городской среде Омска стать культурным пространством для всех народов, тем самым формируя коммуникативные связи.

Нами была предпринята попытка с помощью медиапроекта учесть все особенности этносов, которые отразились в виде настенных и отдельно стоящих сюжетных и декоративных панно, спектральных цветовых композиций, объемно-плоских конструкций. Графические изображения, объединяясь с видеофайлами, реконструируют новую форму действительности, представляют новое авторское видение городского праздничного пространства — толерантного по отношению ко всем народам, населяющим современный Омск (рис. 3).

Этнография расселения народов на территории Омского Прииртышья, а также современное пространство Омска представляется в медиапроекте через образы природы, народов, костюмов в виде документального фильма. Вторая часть медиапроекта содержит в себе видеосюжеты, в которых представ-

ляется авторское видение праздничной среды «Дня России» с использованием орнаментов и инсталляций в городской среде города Омска.

В заключение следует отметить, что роль дизайна в организации городского пространства может быть очерчена очень широким спектром решаемых задач. Современный город и процессы его развития постоянно находятся в центре внимания проектировщиков, дизайнеров, архитекторов. Стремительные изменения в жизни определяют все новые задачи для проектирования комфортной окружающей среды, удобного жизненного пространства и эстетической выразительности средовых объектов [6]. «Вибрации» современного города четко улавливаются молодыми специалистами-дизайнерами и отражают актуальные художественно-проектные интерпретации культурных традиций и новых технологий и передаются в динамичных, легко трансформируемых моделях, объектах и конструкциях, цвето-све-товых инсталляциях и пр., которые, по замыслу дизайнеров, должны быть эстетичными, практичными и пригодными к повторному использованию.

Библиографический список

1. Оводова, С. Н. Визуальная проявленность антропокуль-турного городского пространства / С. Н. Оводова // Визуальные образы современной культуры: уральско-сибирские диалоги (визуальные маркеры городской среды) : сб. науч. статей. — Омск : Амфора, 2013. — С. 91 — 95.

2. Степанова, А. С. Эволюция визуального образа города / А. С. Степанова // АРХИТЕКТОН: Известия вузов. — 2006. — № 15 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archvuz. га/2006_3/26 (дата обращения: 08.11.2013).

3. Высоковский, А. А. Визуальные образы среды А. Высоковского. Городские набережные / А. А. Высоковский // КАК проект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// kak.ru/ columns/ urbanenvironment/ a3951 (дата обращения: 08.11.2013).

4. Железняк, О. Е. Праздник — пространство культуры и профессиональной деятельности (опыт научно-проектных разработок кафедры дизайна ИрГТУ) / О. Е. Железняк, М. В. Корелина, И. В. Дьяченко // Дизайн: Теория и практика : электронное научное издание. — 2011. — № 8 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://enidtp.ru/516 (дата обращения: 08.11.2013).

5. Прудовская, О. Ю. Цветовые триады нациоанльного восприятия / О. Ю. Прудовская, М. Н. Шинкевич // Визуальные образы современной культуры: уральско-сибирские диалоги (визуальные маркеры городской среды) : сб. науч. статей. — Омск : Амфора, 2013. — С. 36 — 39.

6. Козлова, Л. Н. Проектирование в дизайне среды. Проектирование детской площадки : учеб. пособие / Л. Н. Козлова. — Омск : Омский гос. ин-т сервиса, 2012. — 90 с.

ПРУДОВСКАЯ Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры дизайна, рисунка и живописи. Статья поступила в редакцию 05.12.2013 г.

Адрес для переписки: olgaprud@rambler.ru © о. Ю. Прудовская

УДК 39 (571.53) В. В. ТИХОНОВ

Иркутский областной государственный автономный учреждения культуры Архитектурно-этнографический музей «Тальцы»

ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ГОЛЕНДРОВ В ПРЕДБАЙКАЛЬЕ

В статье анализируется процесс переселения голендров в Предбайкалье по Столыпинской аграрной реформе 1908—1912 гг. Рассматриваются вопросы адаптации этой этнической группы в суровых сибирских условиях. Обсуждаются основные особенности, главным образом в материальных носителях культуры, отличающие голендров от остальных этносов и этнических групп, населяющих регион. Предлагаются варианты сохранения материальных носителей традиционной культуры голендров в Предбайкалье, в том числе посредством создания этнографических комплексов под открытым небом.

Ключевые слова: голендры, Пихтинск, Средний Пихтинск, Дагник, переселенцы, Столыпинская аграрная реформа.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона за 1893 г. дает следующее определение голендров: «...в Гродненской губернии под этим названием известны потомки голландцев, поселившихся здесь, вероятно, в XIII веке». В словаре говорится, что этническая группа голендров была расселена по берегам р. Буг, однако датировка расселения неверна. Практически все ученые относят формирование этнической группы голендров, по происхождению фризов [1, с. 5], к религиозной группе голендров-протестантов, к концу XVI в. Территория первоначального их расселения — Фрисландия, Северная Голландия и пограничные с ней земли северо-западной Германии. На момент первоначального переселения голендров на восток, в частности в Пруссию, эти территории Голландии принадлежали Ганзейскому союзу и были немецкой имперской областью.

Вследствие постоянного притеснения протестантов за их религиозные убеждения часть менно-нитов начала во второй половине XVI в. миграцию на восток, в основном в пределы Пруссии и затем в Польшу. Значительное переселение меннонитов в Польшу отмечается с 1617 г., когда граф Лещинский принял протестантство и стал оказывать покровительство протестантам, переселяющимся в Польшу, с выделением (сдачей в аренду) им земли. По непол-

ным сведениям, к этому времени в Польше возникло около 400 голландских поселений [1, с. 11]. К этому же времени относится возникновение на р. Буг шести поселений, объединяемых двойной деревней Нейдорф-Нейбрух. Агрессивная ассимиляция го-лендров местным населением, насильственное насаждение католической веры привели к тому, что уже к концу XVII в. их самостоятельные поселения стали редким исключением [1, с. 17].

В 1795 г. в результате раздела Польши территория на Буге, где проживали голендры, отошла к Российской империи. С этого времени началась фаза стабилизации. Прекратились преследования голендров из-за их веры. С 1832 г. в России была законодательно предоставлена возможность исповедовать лютеранско-евангелическую веру. В Санкт-Петербурге образовалась генеральная консистория. В итоге к началу XX в. стабилизация обстановки привела к значительному росту населения и вследствие этого к малоземелью, так как свободных удобных для сельского хозяйства земель на месте проживания буж-ских голендров практически не было.

Дальнейшая судьба голендров, оставшихся на Буге, была печальной. В период Второй мировой войны, после оккупации этой территории Советского Союза Германией, большая часть голендров была обращена в подданных Германии и при наступле-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.