9. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)
9.1. ИДЕИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЦИИ В РАБОТАХ С.Е. ДЕСНИЦКОГО
Стёпкин Евгений Юрьевич, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются политико-правовые взгляды наиболее известного представителя российского Просвещения С.Е. Десницкого на реформы российской полиции
Ключевые слова: полиция, Десницкий, реформы, борьба с преступностью, функции.
THE IDEA OF REFORMING THE POLICE IN THE WORKS OF S. E. DESNITSKY
Styоpkin Evgeniy Yurievich, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: State-legal Disciplines chair. Email: [email protected]
Annotation: The article discusses the political and legal views most famous representative of the Russian Education S. E. Desnitsky on the reform of the Russian police Keywords: police, Desnitsky, reform, fighting crime, functions.
Одним из наиболее ярких представителей российского просвещения является С.Е. Десницкий (17401789). Получив образование на западе, и восприняв основные идеи европейского просвещения, он не являлся сторонником простого перенесения иностранного опыта государственного строительства на российскую почву. Его работы стали результатом творческой переработки полученных знаний. Известный российский государствовед Н.М. Коркунов писал о нем: «Речи Десницкого не были простым пересказом слышанного им в аудиториях Глазговского университета. В них ясно сказывается самостоятельная работа...».1
Десницкий первым из профессоров стал читать лекции по праву на русском языке, причем стал преподавать именно русское право. Надо заметить, что чтение лекций на русском языке было поддержано Екатериной II, которая была сторонницей внедрения русского языка в образование и законотворчество. «В университете пристойнее читать лекции на русском языке, а особливо юриспруденцию» - писала она2. Данная позиция императрицы отразилась и на названии полицейских органов. Западный термин «полиция» был заменен ею на русский «благочиние», что нашло выражение в знаменитом Уставе благочиния 1782 года и целом ряде иных документов.
Десницкий в духе своего времени полицию понимал как синоним государственного управления в широком смысле, а не только как государственный орган. «Она обнимает у него и финансы, и международные отно-
1 Коркунов Н.М. С.Е. Десницкий - первый русский профессор права. С.-П., 1894. С. 23.
2 Цит. по: Коркунов Н.М. Указ раб. С. 12.
шения и организацию войска и другие сферы».3 Такой подход соответствует представлениям одного из основоположников науки о полиции И.Г.Г. Юсти4.
С учетом целей настоящей статьи основное внимание в ней будет уделено взглядам Десницкого на реформы государственных органов, выполняющих полицейские функции, то есть полиции в узком смысле этого слова.
Следует сказать, что изучению государственно-правовых идей Десницкого посвящено немало работ5, но его взгляды на реформирование полицейских органов, специальному исследованию не подвергались.
Наиболее известным сочинением, в котором он излагает свои взгляды на реформы государственного управления является «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи»6. Органы, выполняющие традиционные полицейские функции, такие как охрана общественного порядка и борьба с преступностью, Десницкий включает в «наказательную» власть. Он выступает за подконтрольность и подотчетность органов «наказательной» власти органам законодательной власти и суду. Следует заметить, что он является сторонников отделения суда от полицейских органов: «И для того, порядок в отечестве требует узаконить, чтобы имеющие наказательную власть ничего важного от себя не предпринимали без осуждения публичного перед судьями» .
«Наказательную» власть Десницкий «поручает» воеводам, которых назначает монарх в губернии и крупные провинциальные города. В своей деятельности, по мнению Десницкого, воевода должен быть подотчетен только монарху. Такой высокий статус автор придает воеводам в целях независимости от знатных людей данной местности, «чтоб великие люди его не могли низвергнуть за неприятную им строгость, учиненную по воеводской должности».8
А для предотвращения злоупотреблений со стороны самих воевод Десницкий предлагает ввести для них судебную ответственность. Однако губернский суд выполняет лишь роль контролера, который выявляет нарушение, а решение о наказании воеводы должен принимать правительствующий Сенат и монарх. «И если явится какая жалоба или обида кому от него, судьи должны рапортовать о сем в правительствующий сенат, где воевода произвольному монарху штрафу подвержен будет» - пишет автор.
В круг полномочий воевод Десницкий включает классические полицейские обязанности, связанные с охраной общественного порядка и борьбой с преступно-
3Там же. С. 21.
4Юсти И.Г.Г. Основания силы и благополучия царств. Ч. 1. С.-П., 1772. С.5.
5 См. напр.: Грацианский П.С. Десницкий (из истории политической и правовой мысли). М., 1978.
6Десницкий С.Е. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи // Записки Императорской Академии наук. Том 7. № 4. 1905.
7 Там же. С. 15.
8 Там же.
9 Там же
3'2015
Пробелы в российском законодательстве
стью: «Его должность может состоять вообще в том, чтоб спокойство и тишину наблюдать в порученных себе местах, то есть воров, разбойников и подобных сим в тюрьму брать и описывать их к генерал адвокату, который им будет насылать уличение, приказывая им именем монарха являться и готовиться к известному времени в суде в провинциальном городе и в главном суде губернском» 0 В данном предложении автора обращает на себя идея отделения предварительного следствия, которое он поручает ведению генерал-адвоката, от полицейских органов.
Также в полномочия воевод Десницкий включает контроль над тюрьмами, исполнение наказаний и борьбу с пожарами. Кроме того, воеводы, по его мнению, должны заниматься сбором налогов.
В помощь воеводам в губерниях Десницкий предлагает назначать по сто солдат пехоты и двадцать конных, а в провинциальных городах по пятьдесят солдат. Эти войска должны находиться в исключительном подчинении воеводы.
Особое внимание Десницкий придает структуре полицейских органов в столичных городах. Применительно к ним он первоначально не ограничивает предельную численность солдат, которые придаются воеводе, однако впоследствии пишет, что «по две тысячи по восьми сот солдат на каждый город будет доволь-но»11. На примере Москвы автор описывает структуру этих воинских полицейских команд и распределение обязанностей внутри них. Все солдаты, по его мнению, должны быть разбиты на двенадцать команд, включающих 180 пехотных и 20 конных человек во главе с офицером. Каждая команда должна отвечать за порядок в определенной части города и находится постоянно на месте. Для каждой команды, по мнению Дес-ницкого, должно быть выстроено отдельное здание «с подзорною башнею, с тюрьмою, с пожарною трубою и с пожарными бочонками английскими, которых действие на пожаре есть неизменное и неоспоримое»12. Пешие солдаты должны выставлять караулы, а конные осуществлять патрулирование улиц. В обязанности офицеров Десницкий включает контроль за солдатами, а также санкционирование задержаний правонарушителей и заключения их под стражу до «дальнейших по рапорте приказаний от своего воеводы». Воевода, согласно автору, должен осуществлять постоянный контроль за деятельностью подчиненных ему лиц и не реже одного раза в неделю лично объезжать все воинские команды.
Важное значение автор придает установлению строгой дисциплинарной ответственности руководителя за действия подчиненных. Воевода у него должен «за их шалости (солдат-прим. автора) всегда ответен быть судьям»13. За все упущения по службе и за нерадение к должности воевода «должен быть подвержен строгому истязанию, во первых, перед судьями, а потом штрафу и наказанию произвольному монаршему в
14
правительствующем сенате».
Значительное внимание в своей работе Десницкий придает установлению определенных социальных гарантий для полицейских органов, в чем он видел залог соблюдения законности в их деятельности. Так, он предлагает платить жалованье воеводам губерний и провинциальных городов по шестьсот рублей в год, а
10 Там же. С. 16
11 Там же.
12 Там же.
13 Там же.
14 Там же. С.17.
также по возможности строить для них за казенный счет дома. В столичных городах, Санкт-Петербурге и Москве, Десницкий предлагает платить им жалованье по тысяче рублей в год и строить для них за счет казны «приличные» дома. Целесообразным он считает и строительство домов и специальных магазинов для солдат, выполняющих полицейские функции, в столичных, губернских и значительных провинциальных городах. Строительство домов и магазинов для солдат автор предполагает производить за счет городских жителей. По его мнению, для них гораздо выгоднее один раз построить эти дома и магазины, чем постоянно принимать солдат на постой и самим нести полицейскую повинность. «В прочем, неизлишно бы было, если б соблаговолено приказать и во всех городах губернских и значительнейших провинциальных построить для солдат воеводских квартиры и магазины безопасные при воеводских домах так, чтоб находящиеся при нем солдаты всегда были перед его глазами и не отягощали бы подданных своим непорядочным постояльством; что все сделать на свой же кошт городские же жители охотно согласятся...»15 - пишет он. Таким образом, Десницкий предлагает ввести для солдат-полицейских нечто подобное казарменному положению, чтобы обеспечить дополнительный контроль со стороны начальства.
Идеи Десницкого, которые он высказывает относительно кадрового состава полицейских служащих, представляются не слишком оригинальными. Он предлагает привлекать к выполнению полицейских обязанностей отставных военных, но не совсем «престарелых и дряхлых». Представляется, что подобный подход к решению кадрового вопроса не позволил бы качественно улучшить выполнение государством своих полицейских функций. Исторический опыт свидетельствует о низкой эффективности деятельности в качестве полицейских отставных военных.16
Следует признать, что Десницкий не разделял доктрины полицейского государства с его многопредмет-ностью деятельности полицейских органов. Как писал исследователь его творчества П.С. Грацианский: «Идеи, защищавшиеся сторонниками полицейской науки, были глубоко враждебны Десницкому. Он протестовал против всепроникающей правовой регламентации поведения людей».17
Осуществление функций по организации и контролю за торговлей, строительством, за состоянием дорог, уличным освещение, санитарным состоянием и других присущих полиции того времени обязанностей, Десницкий предлагает возложить на органы городского самоуправления, которые он называет гражданской властью. Орган городского самоуправления, по его мнению, должен состоять из представителей дворянства и купечества, причем преобладать должны купцы. Данный орган у Десницкого состоит из нескольких департаментов, каждый из которых отвечает за опреде-
18
ленное направление городского хозяйства.
Исследователи творчества Десницкого обоснованно утверждают, что глава о гражданской власти была написана им позднее основной работы, и является своеобразной реакцией на дополнительную XXI главу На-
15 Там же. С. 17-18.
16 См.: Борисов А.В., Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Полиция Российской империи. М., 2014.
17 Грацианский П.С. Указ. раб. С. 80.
18 Десницкий С.Е. Указ. Раб. С. 19.
каза Екатерины II с ее идеями исключительно широких
19
полномочий полиции.
Таким образом, Десницкому удалось во многом опередить время, ведь он уже в середине XVIII века предлагал специализацию полицейских органов на охране общественного порядка и борьбе с преступностью, освободив их от несвойственных хозяйственных, санитарных и иных функций. Следует заметить, что эту его идею так и не удастся в полной мере реализовать вплоть до конца существования Российской империи.20
Список литературы:
1. Борисов А.В., Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Полиция Российской империи. М., 2014.
2. Грацианский П.С. Десницкий (из истории политической и правовой мысли). М., 1978.
3. Десницкий С.Е. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи // Записки Императорской Академии наук. Том 7. № 4. 1905.
4. Коркунов Н.М. С.Е. Десницкий - первый русский профессор права. С.-П., 1894.
5. Касьянов А.В. К вопросу о реформе полиции Российской империи накануне и в годы Первой мировой войны // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2014. № 1. С. 32-35.
6. Юсти И.Г.Г. Основания силы и благополучия царств. Ч. 1. С.-П., 1772.
19 Грацианский П.С. Указ. раб. С. 80.
20 См. напр.: Касьянов А.В. К вопросу о реформе полиции Российской империи накануне и в годы Первой мировой войны // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2014. № 1. С. 32-35.