Научная статья на тему 'Идеи профессора Н. А. Стручкова и перспективы развития уголовно-исполнительного права'

Идеи профессора Н. А. Стручкова и перспективы развития уголовно-исполнительного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИДЕИ Н. А. СТРУЧКОВА / КАРАТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / ПРЕДМЕТ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС / IDEAS OF N.A. STRUCHKOV / PUNITIVE EFFECT OF CRIMINAL PUNISHMENT / THE SUBJECT MATTER OF PENAL LAW / PENAL PROCEDURAL CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлов Владислав Николаевич

В статье, опираясь на идеи Н. А. Стручкова, определяется ряд направлений развития уголовно-исполнительного права. Помимо прочего, обосновывается необходимость расширения предмета уголовно-исполнительного права и разработки уголовно-исполнительного процессуального кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEAS OF PROFESSOR N. A. STRUCHKOV DEVELOPMENT ASPECTS OF PENAL LAW

Relying on Struchkov’s ideas in the article the author determines the number of development directions in penal law. Among other things, the necessity of expanding the subject of penal law and the development of the penal procedural code of the Russian Federation is proved.

Текст научной работы на тему «Идеи профессора Н. А. Стручкова и перспективы развития уголовно-исполнительного права»

УДК 343.8

ВЛАДИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ ОРЛОВ,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Российская Федерация, e-mail: editor62@yandex.ru

ИДЕИ ПРОФЕССОРА Н. А. СТРУЧКОВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Для цитирования

Орлов, В. Н. Идеи профессора Н. А. Стручкова и перспективы развития уголовно-исполнительного права / В. Н. Орлов // Уголовно-исполнительное право. - 2018. -Т. 13(1-4), № 1. - С. 8-13.

Аннотация. В статье, опираясь на идеи Н. А. Стручкова, определяется ряд направлений развития уголовно-исполнительного права. Помимо прочего, обосновывается необходимость расширения предмета уголовно-исполнительного права и разработки уголовно-исполнительного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: идеи Н. А. Стручкова, карательное содержание уголовного наказания, предмет уголовно-исполнительного права, уголовно-исполнительный процессуальный кодекс.

Ряд идей, высказанных профессором Николаем Алексеевичем Стручковым, актуальны и сегодня. Рассмотрим три тезиса, отражающие оригинальный взгляд Н. А. Стручкова на некоторые фундаментальные проблемы и сформулированные еще в 1960-1970-е годы.

Первый тезис

Так, в 1979 г. профессор Н. А. Стручков отмечал, что «с образованием уголовно-исполнительного права непосредственно оно, a не исправительно-трудовое право должно входить в уголовно-правовой комплекс. Поскольку нормами уголовного права предусмотрены все виды уголовного наказания, нормами уголовно-процессуального права - общий порядок их применения, a нормами уголовно-исполнительного права должны быть установлены порядок и условия исполнения всех наказаний, можно говорить о существовании полного соответствия объемов названных отраслей права. Тем не менее возникает вопрос, может ли существовать еще уголовно-исполнительное процессуальное право (курсив наш. - В. О.). Бесспорно то, что существующие нормы исправительно-трудового права включают в себя целый ряд процессуальных моментов. К числу этих норм относятся, например, нормы о порядке применения взысканий и поощрений к осужденным, о порядке рассмотрения вопросов материальной ответственности, о порядке перевода в помещения камерного типа и др. Подобные нормы

© Орлов В. Н., 2018

будут и в уголовно-исполнительном законодательстве. Однако пока в исправительно-трудовом праве нормы процессуального характера еще не систематизированы, то, очевидно, далеко не все вопросы, нуждающиеся в правовом регулировании, разрешены указанными нормами. Имея в виду общую тенденцию развития права и появления в нем процессуальных отраслей, можно предположить, что в перспективе возможно выделение уголовно-исполнительных процессуальных норм в отдельную систему и создание уголовно-исполнительного процессуального права (курсив наш. - В. О.)» [1].

В настоящее время в процессе попыток разграничения уголовно-исполнительного, уголовно-правового и уголовно-процессуального регулирования [2, с. 69-76] и подготовки различных проектов и обсуждения идей нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [3, с. 368-373] концепция, определенная профессором Н. А. Стручковым, - «систематизация уголовно-исполнительных процессуальных норм в отдельную систему» по истечении почти 40 лет особенно актуальна и наиболее приемлема. Только следуя идее, обозначенной Н. А. Стручковым, возможно разработать и подготовить новый, в принципе другой Уголовно-исполнительный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Именно данный подход позволит наконец-то устранить противоречия между уголовным (материальным) правом и уголовно-исполнительным (процессуальным) правом путем включения в Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) всех лишений, ограничений, замен и дополнений прав, законных интересов и обязанностей осужденных (ради справедливости отметим, что в юридической литературе приводится и иной подход [4, с. 46-50]). Кроме того, в УК РФ следует включить и иные лишения, ограничения, замены и дополнения прав, законных интересов и обязанностей осужденных ко всем видам или к определенному виду уголовного наказания, содержащиеся в иных нормативно-правовых актах.

При рассмотрении уголовного (материального) и уголовно-исполнительного (процессуального) права может возникнуть вопрос: может ли собственно процесс воздействовать на материю, то есть возможно ли, учитывая различные обстоятельства, возникающие в период процедуры исполнения и отбывания наказания, изменять карательное содержание уголовного наказания? В уголовно-исполнительном процессе такая вероятность закреплена.

На наш взгляд, возможность изменения карательного содержания уголовного наказания в результате возникших четко определенных в законе обстоятельств в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания прежде всего должна быть отражена в материальном, то есть уголовном праве, а уже потом в процессуальном - уголовно-исполнительном праве [5, с. 95-96, 98].

Следует отметить, что попытка авторов теоретической модели нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации под руководством профессора В. И. Селиверстова лишь отчасти следовать концепции, предложенной Н. А. Стручковым, выражается в разработанном и предложенном новом втором разделе «Основные участники уголовно-исполнительного процесса». Не вдаваясь в критический анализ указанной выше модели нового УИК РФ, поскольку это займет слишком много времени, отметим лишь, что идея первого раздела «Основные положения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации», в котором не говорится ни слова об уголовно-исполнительном процессе, в принципе не соответствует концепции второго раздела. Кроме того, ряд важных положений, касающихся именно уголовно-исполнительного процесса, вообще не был регламентирован.

Второй тезис

В 1967 г. Н. А. Стручков утверждал, что «об использовании норм исправительно-трудового права можно говорить и при организации отбывания меры пресечения в виде заключения под стражу, когда имеют место уголовно-процессуальные правоотношения» [6, с. 47].

Мы развиваем данную идею профессора и полагаем, что отношения, связанные с исполнением и отбыванием всех мер уголовно-процессуального пресечения, должны входить в предмет уголовно-исполнительного права. Эта идея представлена нами не только в первом двухтомном учебнике «Российское уголовно-исполнительное право», изданном в МГЮА имени О. Е. Кутафина в 2010 г. в серии «Библиотека журнала „Российский криминологический взгляд"» [7, с. 30-32], но и в других учебниках по уголовно-исполнительному праву, опубликованных позднее [8, с. 30-32].

В соответствии со ст. 98 УПК РФ мерами пресечения являются: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.

Процесс исполнения и отбывания некоторых уголовно-процессуальных мер пресечения весьма схож с процедурой исполнения и отбывания отдельных уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, в результате чего один и тот же субъект может исполнять как уголовное наказание и иную меру уголовно-правового характера, так и уголовно-процессуальную меру пресечения. Например, уголовно-исполнительная инспекция наравне с исполнением наказания в виде ограничения свободы исполняет и уголовно-процессуальную меру пресечения в виде домашнего ареста.

В соответствии с подп. 1.1 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314, одной из основных задач ФСИН России является контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений. В подп. 1 п. 7 рассматриваемого Положения указывается, что ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством РФ «точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста».

Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 360 «О некоторых вопросах деятельности уголовно-исполнительных инспекций» внесены изменения и дополнения в постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности». В частности, основные задачи инспекций, определенные в п. 4 разд. I Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, дополнены еще одной - «б1) контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений».

Нельзя также не отметить, что в 1977 г. была высказана оригинальная идея К. В. Маз-няком. Он считал, что нормы уголовно-исполнительного законодательства должны охватывать весь круг общественных отношений, связанных с уголовной ответственностью, но ввиду своего «исполнительного» характера не регулируемых нормами ни уголовного, ни уголовно-процессуального права. К числу норм уголовно-исполнительного законодательства автор непосредственно относит нормы, обеспечивающие уголовную

ответственность путем кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, предварительного заключения под стражу и других мер пресечения, исполнения определений, постановлений и приговоров суда. К последней группе норм К. В. Мазняк относил нормы, в соответствии с которыми приговор обращается к исполнению. Естественно, функцией уголовно-исполнительного права признавалось правовое регулирование реального исполнения наказания [9, с. 74-75]. Профессор Н. А. Стручков считал, что «концепция К. В. Мазняка должна быть принята во внимание» [10].

Третий тезис

В 1957 г. в материалах теоретической конференции по вопросам советского исправительно-трудового права Н. А. Стручковым была высказана оригинальная идея. Он утверждал, что «исправительно-трудовое законодательство регулирует исполнение не только мер уголовного наказания. К нему относятся нормы, устанавливающие порядок и условия исполнения таких мер административного воздействия, как исправительно-трудовые работы и арест за мелкое хулиганство. Это отнюдь не стирает грани между уголовным наказанием и административным взысканием... При замене мер уголовного наказания мерами административного взыскания задача воспитательного воздействия на нарушителя сохраняется. Поэтому и допустимы такие меры административного взыскания, как арест с содержанием в камерах предварительного заключения или в тюрьмах с использованием арестованных на физических работах, как исправительно-трудовые работы. Трудно отрицать, что арест и исправительно-трудовые работы как меры административного взыскания носят воспитательный характер» [11]. В итоге Н. А. Стручков признавал, что «нормы права, образующие в своей совокупности исправительно-трудовое законодательство, регулируют:

1. Порядок и условия исполнения мер наказания и административного взыскания исправительно-трудового характера (курсив наш. - В. О.).

2. Использование методов исправительно-трудового воздействия.

3. Систему исправительно-трудовых учреждений» [11].

О том, что исправительно-трудовое законодательство имеет значение для применения некоторых видов административных взысканий и об особом исправительно-трудовом характере административных взысканий Н. А. Стручков указывал и позднее [12].

В настоящее время высказанные идеи профессора Н. А. Стручкова актуальны по ряду причин.

Во-первых, нельзя не отметить тенденцию сближения карательного содержания видов административного наказания с видами уголовного наказания. Законодатель давно стал игнорировать правило о том, что административная кара должна быть менее уголовной. Например, административный штраф для граждан устанавливается в размере от пятидесяти до пятисот тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей (ст. 14.57 КоАП РФ), а для юридических лиц - до шестидесяти миллионов рублей (ст. 15.27.1); административное наказание в виде обязательных работ - на срок от двадцати до двухсот часов (ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ).

Понятно, что это обусловлено сближением степеней общественной опасности отдельных составов административных правонарушений и преступлений. Кстати, отчасти поэтому, на наш взгляд, объясняются все чаще звучащие призывы о необходимости введения в действующий Уголовный кодекс Российской Федерации института в виде уголовного проступка.

В настоящее время в соответствии со ст. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений

могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Бесспорно, что отдельные меры административного наказания сопряжены с исправительно-трудовым воздействием.

Во-вторых, не следует забывать, что лица, совершившие ряд серьезных правонарушений, могут стать потенциальными преступниками, а осужденные, отбывающие уголовное наказание, могут совершить административное правонарушение, схожее по ряду признаков с уголовным преступлением. При этом как первым, так и вторым могут быть назначены похожие меры принуждения (например, обязательные работы). В связи с этим, a также по иным причинам возникает масса процедурных вопросов. Кроме того, важно, как в дальнейшем будут учитываться поведение вышеуказанных категорий лиц, результаты исправительного и предупредительного воздействия на них и т. д.

Конечно, в целях эффективного достижения целей административного и уголовного наказаний отдельные меры административного и уголовного наказаний должны исполняться одним ведомством, может, в отдельных случаях, одним и тем же субъектом. Возможно, в очень скором будущем общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания отдельных административных и уголовных наказаний, будут регламентироваться одной отраслью права (курсив наш. - В. О.) и это положение будет в полной мере соответствовать идее, высказанной Н. А. Стручковым еще в 1950-е годы.

В заключение следует отметить, что ряд идей и взглядов профессора Николая Алексеевича Стручкова со временем приобретают новую актуальность и другое качество. Бесспорно, некоторые из них требуют дополнительного изучения, иного осмысления и современного понимания.

Библиографический список

1. Стручков Н. А. Исправительно-трудовое или уголовно-исполнительное право // Советское государство и право. 1979. № 1. С. 68-75.

2. Скиба А. П. К вопросу о разграничении уголовно-правового, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального регулирования // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 7. С. 69-76.

3. Орлов В. Н. Нужен новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ: криминопеноло-гический взгляд // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 368-373.

4. Скиба А. П. Некоторые проблемы разграничения уголовно-правового и уголовно-исполнительного регулирования // Человек: преступление и наказание. 2014. № 3. С. 46-50.

5. Орлов В. Н. Применение и отбывание уголовного наказания : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. 605 с.

6. Стручков Н. А. Советское исправительно-трудовое право // Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основы теории исправительно-трудового права. М., 1967. Гл. 1. § 5. 190 с.

7. Орлов В. Н., Эминов В. Е. Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права // Российское уголовно-исполнительное право : в 2 т. Т. 1. Общая часть / Ю. А. Кашуба [и др.] ; под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. М., 2010. Гл. 1. § 2. С. 30-32.

8. Орлов В. Н., Эминов В. Е. Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права // Уголовно-исполнительное право России. Общая и Особенная части : учеб. для академ. бакалавриата / под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. М., 2012. Гл. 1. § 1.2. С. 30-32.

9. Мазняк К. В. К вопросу об уголовно-исполнительном праве // Вопросы профилактики преступлений. Л., 1977.

10. Стручков Н. А. Социальная политика социалистического государства и правовые нормы об исполнении наказания // Комплексная разработка проблем исполнения наказания : сб. научных трудов Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР. М., 1979. № 50.

11. Стручков Н. А. Содержание советского исправительно-трудового законодательства и значение для его разработки кодификации уголовного законодательства // Материалы теоретической конференции по вопросам советского исправительно-трудового права (май 1957 г.). М., 1957.

12. Стручков Н. А. Теоретические вопросы систематизации советского исправительно-трудового законодательства // Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. М., 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.